Как поменять тормозную жидкость
Перейти к содержимому

Как поменять тормозную жидкость

  • автор:

Замена тормозной жидкости: последовательность действий

замена тормозной жидкости

Многие водители пренебрегают рекомендации производителя автомобиля заменять тормозную жидкость не реже, чем каждые два года. Вместо этого они ограничиваются доливкой и наивно полагают, что этого вполне достаточно для эффективной работы системы торможения.

Зачем нужна замена тормозной жидкости?

В любом транспортном средстве любая техническая жидкость требует своевременной замены. Что, где и когда менять – это все прописано в Руководстве по эксплуатации и обсуждению не подлежит. Касательно тормозной жидкости (ТЖ) для всех автомобилей предусмотрена средняя периодичность замены. Это или 1-3 года, или 30-40 тысяч километров пробега.

Эти нормы рассчитаны для среднестатистического водителя, который ездит по европейским дорогам и не отличается агрессивным стилем вождения. Немаловажное значение имеют и особенности транспортного средства. Для скоростных спорткаров, таких как Мазератти или Феррари, срок замены составляет 5-10 тысяч километров.

ТЖ работает в сложных температурных условиях. Даже в городском режиме она периодически нагревается до 150 градусов Цельсия. При повышенной нагрузке (горы, прицеп, агрессивный стиль) температура достигает 180 градусов, а при резком торможении – 200 градусов.

Естественно, жидкость рассчитана на еще большую нагрузку и закипает при температуре 200-250 градусов. Но это когда она еще новая, недавно залитая. Со временем она поглощает влагу, примерно 2-3 процента в год. Этого достаточно, чтобы физические характеристики ТЖ заметно ухудшились, и точка кипения опустилась до 150 градусов. А вот это уже опасно – может произойти паровая блокировка при резком нажатии на педаль тормоза, в результате чего педаль проваливается со всеми негативными последствиями.

Заблуждения касательно тормозной системы

  • Начинающие водители полагают, что система абсолютно замкнута и в нее ничего ненужного не попадет. Это не так – в системе достаточно технологических отверстий, чтобы через них в жидкость попала влага.
  • Есть мнение, что ТЖ можно смешивать. Теоретически это позволительно, но лишь для того, чтобы своим ходом аккуратно и не спеша добраться до сервиса и заменить тормозную жидкость полностью.

Как проверить тормозную жидкость

Количество проверяется по уровню в бачке. Для проверки качества можете купить электронный тестер. Ознакомившись с его инструкцией, вы в любое время можете определить температуру кипения. Но даже если она в допустимых пределах, но используется два и более года, замена потребуется все равно.

Как заменить тормозную жидкость

Самый простой и надежный способ – обратиться на станцию техобслуживания. Стоимость услуги невелика и времени вы потеряете минимум.

Для замены ТЖ своими руками вам нежно будет купить новую жидкость в соответствии с рекомендациями производителя и запастись резиновым шлангом, ключами на 8 и 10 и емкостью для слива.

  • Откройте регулятор давления задних тормозов отверткой, просунутой между шариком и пластиной.
  • Открутите крышку бачка.
  • Снимите на заднем правом тормозе колпачок и натяните на головку гибкий шланг.
  • Опустите конец шланга в емкость и попросите помощника нажать на педаль до пола.
  • Ключом откройте клапан на пол оборота и жидкость начнет вытекать.
  • Закройте клапан, когда течение ТЖ прекратится.
  • Долейте жидкость и повторите все до тех пор, пока из шланга не потечет чистая новая жидкость.

Те же действия нужно последовательно проделать с передним левым тормозом, далее с задним левым и, напоследок, с передним правым.

Таким образом, вы замените ТЖ во всех рабочих контурах системы. Не забудьте по окончании извлечь отвертку из регулятора давления. После полной замены прокачка обычно не требуется. купить все необходимое для обслуживания тормозной системы вы можете в нашем интернет-магазине запчастей!

Как заменить тормозную жидкость

Тормозная жидкость передает усилие от педали тормоза к колесам. От её состояния зависит интенсивность и надежность торможения. Тормозная жидкость не должна существенно менять свои параметры в огромном диапазоне температур, от — 40°С до более чем 200°С. То есть до температуры разогрева тормозных цилиндров при частом и длительном торможении, например в городе или в горной местности. Помимо температур, тормозная жидкость должна иметь совершенно определенную вязкость, антикоррозионные и смазывающие свойства и сохранять их в течение длительного времени.

Современные тормозные жидкости.

Развитие технологий торможения привело к тому, что современные тормозные жидкости делаются не на спиртовой или масляной основах, а на основе полностью синтетических полигликолевых жидкостей. У такого состава есть как очевидные достоинства, так и менее заметные недостатки, такие как гигроскопичность, то есть поглощение влаги из атмосферы и, как следствие, ухудшение высокотемпературных показателей и антикоррозионной защиты. Это обуславливает ограниченный срок службы тормозной жидкости и её регламентную замену. Причем не только накопление воды сокращает срок службы, но и накопление продуктов износа тормозных манжет, цилиндров и других подвижных деталей, особенно в блоке ABS. Кстати, именно этим объясняется короткий срок работы тормозной жидкости на современных автомобилях с антиблокировочными и антипробуксовочными системами.

Проверка состояния тормозной жидкости:

Производится при каждом техническом обслуживании, но не реже, чем раз в год. Критерии для замены: вышел срок работы жидкости (см. инструкцию на автомобиль), резкое изменение цвета жидкости (пр.: потемнение и помутнение), падение температуры кипения жидкости менее 165 ˚С.

Самый простой и легкий способ контроля состояния тормозной жидкости по электропроводности. В продаже встречаются недорогие специальные тестеры, такими же пользуются на сервисах. Если при погружении электродов в тормозную жидкость в бачок, горит зеленый светодиод, то все в порядке, тормозная жидкость свежая. Если желтый, то содержание влаги в пределах 1% и дальнейшая эксплуатация возможна. Если горит красный, то содержание влаги около 3% или более, дальнейшая эксплуатация крайне нежелательна. Красный светодиод индикатора предписывает немедленную замену жидкости.

Процедура замены тормозной жидкости.

Необходимо убрать максимальное количество тормозной жидкости из бачка при помощи шприца, спринцовки или вакуумным прибором. На место старой жидкости заливается свежая. Поочередно вывешиваются колеса автомобиля, начиная с задней оси, с колеса, имеющего самую длинную тормозную магистраль. То есть на «леворульных» автомобилях в первую очередь вывешивается и снимается заднее правое колесо, на «праворульных» — заднее левое колесо.

На машинах, на которых еще установлены механические регуляторы тормозных сил надо дополнительно поддомкратить заднюю ось, чтобы регулятор не перекрывал подачу тормозной жидкости к задним тормозным механизмам. После снятия колеса действуем исходя из имеющегося оборудования. Шприц, спринцовка или вакуумный аппарат помогут высосать необходимое количество тормозной жидкости без дополнительных действий. Если вообще ничего нет, то надеваем трубочку на прокачной штуцер, помещаем свободный конец трубочки в чистую емкость, а помощник с места водителя нажимает на педаль и нагнетает жидкость в систему. Как только в системе создается давление, необходимо открутить прокачной штуцер на полоборота, слить некоторое количество жидкости в емкость и тут же закрыть штуцер.

Повторять эту процедуру нужно до тех пор, пока не потечет чистая свежая жидкость. Так последовательно прокачиваются магистрали всех колес, при этом крайне желательно, чтобы двигатель, а с ним и усилитель тормозов работал. При работе двигателя ход тормозной педали и объем вытесняемой жидкости максимален.

Важно: следить за падением уровня жидкости в бачке и постоянно доливать свежую, чтобы не захватить воздух.

Иначе процедуру придется долго повторять, а в случае наличия на автомобиле ABS, то и обратиться в сервис для подключения сканера, переводящего блок ABS в сервисный режим.

Выбор тормозной жидкости.

Все современные синтетические тормозные жидкости, кроме DOT 5, совместимы, смешиваются и, в определенной степени, взаимозаменяемы. Кроме случаев наличия специальных требований. DOT 5 – чисто силиконовая жидкость встречается крайне редко и мы его не станем рассматривать.

Большинство современных автомобилей требует жидкость DOT 4. Есть требования и по применению более простого стандарта DOT3 (в основном на корейских машинах), который без проблем может быть заменен на более доступный (и лучший) DOT 4. Современные европейские автомобили требуют маловязкую версию DOT4 – класс 6 (+). А вот японцы, в основном Toyota, рекомендуют использовать DOT 5.1 (не путать с просто DOT 5!), сочетающий в себе как лучшие высокотемпературные свойства, так и низкую вязкость, необходимую для работы всевозможных систем безопасности торможения. Это тенденции, а вот точно определить, какая жидкость льется в тот или иной автомобиль можно только по инструкции по эксплуатации.

Ничего сложного в самостоятельной замене тормозной жидкости нет.

Можно обойтись без специального инструмента, да и свежей тормозной жидкости на легковой автомобиль потребуется в среднем всего литр.

Как часто и зачем менять тормозную жидкость?

Тормозная жидкость — важная часть тормозной системы машины. От ее качества зависит Ваша безопасность. Если регулярно менять рабочую жидкость и не забывать проверять исправность системы, она прослужит долго, а дорогостоящий ремонт не застанет врасплох. По каким причинам и как часто необходимо менять рабочую жидкость, разберемся в этой статье.

Разновидности тормозной жидкости

В современных тормозных системах работают разные виды жидкости. Первые составы были на смеси бутилового спирта с касторовым маслом. При низких температурах (ниже 0 °C) такая жидкость становилась густой и частично теряла свои свойства. Ее полная замена требовалась ежегодно.

По мере развития автомобилестроения были разработаны более совершенные тормозные жидкости. Все они объединены в рамках стандартов (так называемых DOT), указывающих на температуру закипания и степень вязкости в зависимости от окружающей среды. Самые распространенные ТЖ:

DOT 3 — гликолевый вариант жидкости, в основе которой два вещества: полиэтиленгликоль и полиэфир. Этот вид тормозной жидкости подходит для транспортных средств со скромными динамическими характеристиками. Рабочая температура в тормозной системе таких автомобилей не должна превышать 150 °C. Допустимо смешивание жидкости DOT 3 с подобной по составу ТЖ стандарта DOT4.

DOT 4 — состав на основе полиэтиленгликоля и полиэфира, дополненный специальными присадками, предотвращающими закипание. Самый популярный вариант тормозной жидкости эффективен при разогреве системы вплоть до 200-230 °C, что оптимально для большинства современных авто. Совместима с жидкостью стандарта DOT 3.

DOT 5 — тормозная жидкость, в формулу которой входит силикон. Созданная специально для спортивных высокоскоростных автомобилей жидкость DOT 5 обеспечивает безотказную работу тормозной системы при температуре кипения до 260 °C. Ввиду особого состава недопустимо смешивание DOT 5 с жидкостями на основе гликоля. При этом срок использования жидкости на основе силикона составляет всего 1 год.

DOT 5.1/ABS — гликолевый состав, применяемый исключительно в тормозных системах, оборудованных механизмом АБС. Смешивание специализированной тормозной жидкости с другими нежелательно.

Причина замены

Рабочие цилиндры в тормозной системе автомобиля сообщаются с главным посредством тормозной жидкости. Благодаря их слаженной работе движение поршня главного цилиндра передается к тормозным цилиндрам, а затем и на колодки. Тормозная жидкость подвержена постоянному нагреванию, но из-за особого состава не закипает, даже если температура в системе долго выше 100 градусов.

Недостатком состава является его гигроскопичность. Тормозная жидкость способна впитывать в себя влагу из внешней среды. Если в ней окажется больше 3% воды, жидкость потеряет свою эффективность. При разгерметизации в систему может попасть воздух с опасным для тормозной жидкости паром. Иными словами, при попадании воздуха из системы и воды, температура кипения тормозной жидкости резко упадет и в определенный момент она начнет закипать. Несмотря на то, что при потере герметичности одного контура тормозной системы, второй сохраняет способность вовремя остановить транспортное средство, даже частичный выход из строя общего механизма может стать причиной аварии.

При кипении рабочий объем жидкости становится больше и при нажатии на педаль тормоза «лишняя» жидкость переливается в резервный бачок. После остывания происходит сжатие и вытесненного ранее объема может не хватить для создания необходимого давления в системе. В таких случаях водитель чувствует, как педаль тормоза проваливается без сопротивления, что очень опасно при движении на высокой скорости. Именно поэтому уровень тормозной жидкости необходимо отслеживать и точно знать, когда менять тормозную жидкость.

Как часто менять тормозную жидкость в автомобиле?

  • тип тормозной системы;
  • условия эксплуатации транспортного средства;
  • класс тормозной жидкости;
  • состав (основа, на которой произведена ТЖ).

Для большинства автомобилей сервисный интервал по замене тормозной жидкости составляет 40 тыс. км, если температура в системе стабильно не поднимается выше 150 градусов. Для спортивных машин и автомобилей класса «премиум» рекомендуется полностью менять тормозную жидкость каждые 20 тыс. км пробега. Подробнее о сроках использования и регламенте проведения замены тормозной жидкости можно узнать из инструкции по эксплуатации авто.

Специалисты считают, что нежелательно просто доливать тормозную жидкость время от времени. Даже если большая часть жидкости обновится, ее свойства будут отличаться от характеристик полностью замененной. То же касается и смешивания составов различных марок и классов.

Иногда на необходимость замены может указывать цвет жидкости. Оптимально, если гликолевая жидкость светло-желтая или светло-коричневая, состав на основе силикона темно-красного оттенка. Стоит полностью заменить ТЖ или обратиться к мастерам сервиса, если цвет существенно изменился, жидкость помутнела или в ней появился осадок. Промедление грозит поломкой.

  1. Открыть бачок.
  2. Легким движением отвернуть штуцеры, участвующие в прокачке, на тормозных цилиндрах определенного контура и натянуть на них шланг из резины.
  3. Опустить концы шланга в емкость с водой и полностью выкачать жидкость из системы с помощью педали тормоза.
  4. Заливать новую жидкость в бачок до тех пор, пока из шланга не польется чистый состав.
  5. Закрутить штуцеры и прокачать жидкость нажатием на педаль, чтобы удалить воздух из системы. Как только из шлангов всех четырех трубок начнет выходить жидкость без воздуха, шланги снимаются, а крышка бачка возвращается на прежнее место. Аналогичным образом проводится замена суппортов и цилиндров.

Если вы не уверены в правильности собственных действий по замене тормозной жидкости, обратитесь к специалистам в официальные сервисные центры ГК FAVORIT MOTORS. Опытные мастера оперативно и качественно проведут диагностику системы и выполнят все необходимые работы в соответствии с рекомендациями производителей. Не рискуйте своей безопасностью, обращайтесь к профессионалам!

Руководство по замене тормозной жидкости: причины, сроки, DOT-совместимость

Если вы любите заниматься техобслуживанием своего автомобиля, то, помимо поездок на СТО, вы наверняка сталкивались с заменой различных жидкостей. Помимо моторного масла и антифриза, если у вашего автомобиля есть колеса, он должен иметь самую лучшую тормозную жидкость для правильной работы. В этой статье мы рассмотрим те факты, которые помогут понять, зачем нужно следить за тормозной жидкостью, почему важно соблюдать сроки замены, а также расскажем о различных типах и их совместимости. Мы не говорим, что существует одна тормозная жидкость, которая может охватывать все типы тормозов, но есть несколько типов и марок в которых мы поможем сориентировать, чтобы Вам удалось выбрать лучший вариант для своего авто.

Может-ли жидкость в тормозной системе закончиться?

В нормальных условиях ответ — нет. Тормозная жидкость не расходуется, но может испарится, если с течением долгого времени наберет слишком много влаги. К счастью, инженеры по всему миру нашли решение проблемы перегрева и испарения, добавив в тормозную жидкость современные соединения. Но все же, на сколько это продлило средний срок использования жидкости зависит от производителя и состава.

Если вы заметили, что количество тормозной жидкости за короткий промежуток времени значительно снижается, значит, что-то не так с герметичностью тормозной системы. В этом случае наиболее распространенной проблемой является протечка труб или трубопроводов где-то внизу под тормозной системой. Проверьте, что твориться под вашей машиной, и если вы заметите прозрачную или светлую жидкость янтарного цвета, это означает, что труба где-то изломана. Хотя эту проблему легко решить (обычно), не игнорируйте ее и обратитесь к механику как можно скорее. Вождение без полностью функциональных тормозов крайне опасно и безответственно!

Срок замены тормозной жидкости

Практически все автопроизводители регламентируют, что сроки замены тормозной жидкости должны вписываться в рамки регулярного ТО-2 и осуществляться раз в 2 года. Однако, пробег меняется от марки к марке и существует общее правило — менять тормозную жидкость каждый год или полтора, или от 16 до 32 тысяч километров. Мы не находим что эта информация подходит для всех случаев, поэтому, считаем, что было бы полезно предоставить вам общее руководство о том, как проверить тормозную жидкость перед ее заменой. Без дальнейших церемоний, вот общие шаги, которые вы должны предпринять, прежде чем принимать решение, стоит ли менять тормозную жидкость или нет.

Проверка состояния тормозной жидкости

Явным признаком того, что вам следует хотя бы выполнить проверку, описанную в этих шагах, является жесткость педали. Если вам нужно сильно нажимать на педаль тормоза, чтобы машина начала тормозить, возможно, существует проблема со старой тормозной жидкостью.

1. Откройте капот вашего автомобиля. Почти во всех случаях бачок с тормозной жидкостью будет находиться под капотом.
2. Найдите резервуар под капотом. Обычно он расположен ближе к лобовому стеклу, но если вы не уверены, обратитесь к руководству пользователя.
3. Откручиваем и открываем крышку. В старых автомобилях использовался дополнительный винт, поэтому будьте осторожны, чтобы не повредить его. Тормозные жидкости обладают коррозионными свойствами, и лучше не оставлять на автомобиле крышку. Это может навсегда повредить ЛКП.
4. Возьмите белую ткань или стопку белой туалетной бумаги и превратите ее в длинный мягкий щуп, которым можно аккуратно проникнуть в отверстие бачка.
5. Теперь опустите бумагу и погрузите ее в тормозную жидкость на пару сантиметров в глубину.
6. Если жидкость коричневатого или темно-желтого цвета, возможно, пришло время подумать об изменении. Если ясно, что жидкость прозрачная или светло-янтарного цвета — значит у Вас еще есть запас пробега и время отсрочки для замены.

Некоторые бренды для удобства меняют цвет при истечении срока действия тормозной жидкости. В таких случаях всегда читайте этикетку и следуйте инструкциям, поскольку для цветных тормозных жидкостей нет универсального правила.

Нужно регулярно менять тормозную жидкость

Есть несколько практических причин, по которым у каждого автомобиля должен быть свой график использования свежей тормозной жидкости, включая, конечно, техническое обслуживание самих тормозов. Прежде всего, тормозная жидкость всегда должна быть активной и механически эффективной. Тормозной жидкости в системе всегда должно быть достаточно, а в ее состав был устойчив к высоким температурам, чтобы тормоза оставались исправными!

Другой важной причиной наличия свежей и рабочей тормозной жидкости является забота о компонентах и материалах тормозной системы, которые таким образом будут служить дольше. Под этим мы подразумеваем, что каждая часть тормозной системы будет изнашиваться меньше, если тормозная жидкость работает надлежащим образом. Таким образом, инвестируя небольшую сумму денег на регулярное обслуживание тормозной системы, в долгосрочной перспективе это окажется более экономичным решением, чем вероятный ремонт тормозной системы. Наконец, тормозные жидкости позволяют лучше контролировать тормозную систему, передавая эту механическую силу быстрее и с большей точностью.

Как обновить или заменить тормозную жидкость?

Несмотря на возможность полностью контролировать ход этого процесса при ТО, мы настоятельно не рекомендуем делать это самостоятельно, если у вас нет опыта работы с механикой. Но, не бойтесь, это не значит, что вам нужно держаться подальше от тормозной системы. Чтобы улучшить работу тормозной системы, можно заменить старую тормозную жидкость или большую ее часть новой формулой. Полная замена тормозной жидкости среди специалистов называется «кровотечение» и для этой процедуры нужна специальная установка для прокачки тормозной системы. Полное удаление тормозной жидкости требуется только при ремонте или в случае добавки жидкости непотребного сорта.

При замене постарайтесь обновить как можно больше жидкости и утилизируйте отходы должным образом, не сохраняя ничего для дальнейшего использования. Не следует хранить застоявшуюся тормозную жидкость не только потому, что она больше не нужна для автомобиля, но и потому, что она едкая и опасная для окружающей среды. После того, как вы удалили необходимое количество старой тормозной жидкости, налейте свежую жидкость. Вы должны заполнить бачок новой тормозной жидкостью по метки, указанные на боковых сторонах бачка, если меток нет, резервуар заполняется до места закручивания крышки. Если вы собираетесь прокачать тормозную систему, всегда консультируйтесь с профессиональным автомехаником. Весь процесс кровотечения требует снятия колес и не следует относиться к этой процедуре легкомысленно.

Типы тормозных жидкостей

С точки зрения разнообразия типов тормозной жидкости не так много. И, что более важно, список уровней и рейтинги DOT (Департамент транспорта) должны соблюдаться, поскольку они регулируются законом по определенной причине. Итак, что такое DOT, и почему это имеет значение для моей машины? Оценка DOT относится к регулируемому количеству градусов, которое тормозная жидкость может выдержать до начала кипения. Как мы упоминали выше, для гидравлических жидкостей и жидкостей крайне важно поддерживать их жидкое состояние, поэтому испарение — это большая проблема.

Какие рейтинги DOT совместимы?

По сути, вы можете смешивать некоторые виды тормозных жидкостей. Эта функция используется потому, что не существует безопасного способа замены 100% старой жидкости без смешивания некоторых частей с новой. Поэтому многие люди решают перейти на более высокий рейтинг DOT или просто хотят сэкономить, добавив в смесь новую бутылку с другой тормозной жидкостью с рейтингом DOT.

Хотя смешивание не является рекомендуемым методом, вам все равно иногда приходится это делать (например, неотложное обслуживание). Иногда, если вы хотите перейти на другой тип, есть вероятность, что вы смешаете некоторое количество старой и новой тормозной жидкости. По сути, знание того, смешиваются ли текущие и новые тормозные жидкости, приветствуется. Обычно производитель оставляет какую-то диаграмму, которая показывает, смешивается ли жидкость или нет. Практически, если в системе была тормозная жидкость DOT 4 добавлять или поменять тормозную жидкость на DOT 3 не причинит особого вреда для тормозной системы. Почти всегда они могут быть смешаны друг с другом, в то время, как DOT 5 не следует смешивать с любым другим типом.

Руководство по покупке тормозной жидкости

Мы говорили о роли тормозной жидкости и типах, с которыми вы можете столкнуться, но теперь пришло время обратиться к руководству. Самое первое, что вам нужно определить, — какой рейтинг DOT необходим автомобилю? Основное правило — чем больше автомобиль, тем больше тормозная система. По мере роста тормозной системы увеличивается и число DOT. Однако этот метод не является точным на 100%, поэтому мы рекомендуем провести двойную проверку.

Обратитесь к руководству пользователя, которое вы получили с автомобилем. Изготовитель тормозной системы обычно указывает, какой рейтинг DOT необходим тормозной системе. Посмотрите под крышкой бачка с тормозной жидкостью. Иногда создатель системы оставляет напоминание и записывает его там. В любом случае, если производитель автомобилей говорит, что автомобиль нуждается в тормозной жидкости DOT 4, то это будет самым безошибочным выбором. Если вы ездите на внедорожнике или большом автомобиле в целом, есть вероятность, что вам нужно купить больше тормозной жидкости. Попытайтесь выяснить, сколько жидкости может удерживать трубы тормозной системы, добавьте 10-15% и берите тормозную жидкость в достаточном объеме.

До первого вскрытия упаковки срок хранения тормозной жидкости составляет 30 месяцев от даты производства. Но некоторые полагают, что на самом деле этот срок больше. Однако, эта жидкость обладает высокой коррозионной активностью, поэтому покупка большого объема с учетом хранения может быть не очень удачной идеей. Поэтому, есть еще одна вещь, которую мы не должны забывать при выборе тормозной жидкости — это размер упаковки. Как только вы закончите чтение, мы рекомендуем вам перейти к выбору и применить полученные знания, чтобы купить тормозную жидкость в каталоге интернет-магазина Авторадости. Желаем приятных покупок и пусть тормозная система вашего автомобиля всегда находится в безупречном состоянии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *