Что делать, если ваш автомобиль попал колесом в люк?
Ответственность за поддержание проезжей части в надлежащем состоянии возлагается на должностных лиц дорожных эксплуатационных организаций. Коммунальные службы обязаны следить за порядком и принимать исчерпывающие меры по недопущению таких ситуаций, как открытый люк на дороге.
Если подобное все же случилось, и автомобиль въехал колесом в открытый люк, то водителю важно не растеряться, а правильно и оперативно выполнить ряд мероприятий, которые позволят, во-первых, обезопасить себя и попавший в ДТП автомобиль, а во-вторых, обеспечат защиту имущественных интересов автовладельца.
Порядок действий в аварийной ситуации
Первое, что следует сделать – это успокоиться, взять себя в руки и выполнить следующие действия:
- Соблюсти все, предписанные п.2.5 Правил дорожного движения Российской Федерации (ПДД РФ) действия, а именно:
- Включить аварийную сигнализацию на автомобиле.
- Выставить знак аварийной остановки на установленных дистанциях от ТС (не менее 15 м в населенном пункте и не менее 30 м за городом).
- По возможности переписать номера телефонов и другие контактные данные свидетелей и очевидцев.
- Вызвать сотрудников ГИБДД (бесплатный звонок по номеру телефона 112).
- До прибытия сотрудников дорожно-патрульной службы необходимо сфотографировать поврежденный автомобиль с разных ракурсов, а также сделать несколько общих снимков, позволяющих привязать транспортное средство к определенным стационарным объектам на дороге. На фото желательно отобразить открытый люк, видимые повреждения машины, дорожные знаки и разметку, а также тормозной путь автомобиля.
- После прибытия инспекторов ДПС подробно рассказать им о случившемся. Убедиться, что по результатам осмотра места происшествия составлен протокол, схема, иные положенные в такой ситуации документы. Все это потребуется в дальнейшем для взыскания ущерба с виновных лиц.
Извлечение автомобиля
Варианта здесь два: собственными силами или с помощью эвакуатора. Решение принимается по результатам визуального осмотра. Если ступица осталась на месте, рычаги не вырваны и колесо не пробито, поставить ТС на асфальт можно в такой последовательности:
- зафиксировать ручным тормозом положение;
- при помощи домкрата поднять колесо над ямой не менее чем на 15 см;
- найти на обочине дороги какие-либо предметы, которые могут стать временной опорой для колеса, установить их;
- аккуратно разгрузить автомобиль, убрать домкрат;
- снять ТС с ручного тормоза и аккуратно откатить по кратчайшему пути на твердую поверхность.
Если же дальнейшее движение авто после ДТП невозможно, то необходимо вызвать эвакуатор. Эта услуга – платная, поэтому следует обязательно взять чек об оплате и сохранить его для предъявления в ходе разбора происшествия и защиты имущественных интересов.
После того как весь комплект документов собран, следует инициировать процедуру взыскания ущерба с организации, ответственной за эксплуатацию данного участка дороги (её можно узнать в ГИБДД или у органов местного самоуправления). Процесс будет длительным и, как показывает практика, достаточно сложным. Поэтому рекомендуется заручиться поддержкой юриста, так как его услуги также можно взыскать с организации-виновника.
Что делать, если автомобиль попал в люк колесом?
Комментарии: 1 20.01.2020 В современном городском и даже загородном пейзаже люки встречаются в огромном количестве и несмотря на все старания соответствующих коммунальных служб, некоторые из них иногда оказываются открытыми, так что ничего не подозревающий водитель может угодить в них колесом. И в этом случае, крайне важно не поддаваться панике, а действовать быстро и верно, провести все необходимые мероприятия для того, чтобы обезопасить себя, свое транспортное средство и имущественные права.
Что делать сразу после возникновения аварийной ситуации. Согласно пункту 2.5 ПДД РФ (Правил дорожного движения Российской Федерации), после того, как машина провалилась колесом в люк, выполняют следующее действия:
-включают аварийную сигнализацию на автомобиле;
-устанавливают знак аварийной остановки по меньшей мере в 15 метрах от авто, если это случилось в населенном пункте и в 30 м — если неприятность произошла за городом;
-при возможности записывают контактные данные свидетелей;
-вызывают по бесплатному номеру 112 сотрудников ГИБДД.
Кроме того, рекомендуется сделать побольше фотографий авто с различных ракурсов, в том числе и так, чтобы его возможно было привязать к конкретным стационарным объектам на дороге. Хорошо, если на снимках удалось запечатлеть открытый люк и повреждения авто, разметку с дорожными знаками, тормозной путь транспортного средства. Далее автомобилисту следует ясно и полноценно описать картину случившегося прибывшим сотрудникам ГИБДД. В дальнейшем, опираясь на составленный протокол и иные соответствующие ситуации документы, возможно будет найти виновных в открытом люке лиц и взыскать с них компенсацию ущерба автомобилиста. Как правильно извлечь автомобиль. Существует две возможности. Можно вызвать эвакуатор, но данная услуга является платной и кроме того, важно не забыть взять чек — позже он может быть предъявлен в процессе разбора происшествия и пригодится для защиты имущественных интересов владельца авто. Если положение автомобиля не слишком серьезное, можно попробовать обойтись своими силами. Это возможно в случае, если провал в люк не вызвал обрыва рычагов, ступица на месте, а колесо — не пробито. В таком случае, нужный порядок действий выглядит так:
-положение автомобиля фиксирует ручным тормозом;
-используя домкрат, колесо приподнимают над ямой, по меньшей мере на 15 см;
-под колесо подкладывают нечто прочное, опорой может стать, например, большой камень;
-автомобиль разгружают и убирают домкрат;
-сняв авто с ручного тормоза, неторопливо откатывают его в сторону. Разобравшись непосредственно с автомобилем и собрав все необходимые документы, в итоге возможно начать процедуру по возмещению ущерба, обратив ее на организацию, несущею ответственность за эксплуатацию того участка дороги, где оказался открыт люк. И ввиду сложности данного мероприятия, рекомендуется заручиться поддержкой юриста (его услуги также будут компенсированы). Итог. При движении на автомобиле следует быть крайне внимательным на наличие открытых люков. Сейчас открытые люки помечают участники дорожного движения на онлайн картах. Но все же, если данная неприятность произошла, следует вызвать ДПС и оформить ситуацию как ДТП.
Что будет если… колесом попасть в люк
Продолжаем публиковать статьи из серии «Что будет если…». Сегодня обсудим – что будет. что делать и к кому обращаться, если автомобиль попал колесом в открытый люк.
Все мы хорошо помним выражение про две беды нашей жизни: дураков и дороги. Первых пока оставим в покое, а вот второй пункт затронем. Каждый год дороги ремонтируются, латаются, да вот легче от этого не становится. С завидным постоянством появляются новые ямы, колдобины, дыры, открытые люки.
А что может быть хуже, чем автомобиль, попавший колесом в открытый люк? Думаю, что только ДТП, к которому это может привести.
Но не будем о грустном, лучше обсудим, какие последствия можно ожидать от этой неприятной ситуации и что делать в таком случае.
Попробуем перепрыгнуть
Конечно, лучше всего в люк (или смотровой колодец канализационной сети) не попадать. А для того чтобы отделаться минимальным ущербом для подвески советуют перед самым препятствием резко нажать и так же резко отпустить тормоз.
Использование этого приема поможет кратковременно разгрузить переднюю часть авто и при проезде других препятствий – лежачих полицейских, ям, и т.п.
Но в жизни, как обычно, бывают разные ситуации: не сразу сориентировался, было слишком темно или сыграл роль другой фактор. В общем, предположим, что случился худший сценарий…
Последствия для автомобиля
Последствия проезда через открытый люк могут быть весьма серьезными. В лучшем случае – вам предстоит заехать на стенд развал-схождение. Проверить, не сбились ли параметры установки колес.
Но могут случиться и разрыв покрышки и деформация (или трещина) диска, серьезно пострадать элементы ходовой части. Как показывает практика, повредить рулевое в таком случае очень легко. А именно – тяги, которые просто-напросто рвутся.
Бывали случаи, что при попадании в открытый люк вообще отрывало колесо.
Если люк расположился поперек канализационного отверстия – удар придется по днищу авто. Если стоит металлическая защита – можно отделаться царапинами.
В худшем случае – можно погнуть поддон двигателя или коробки передач, сильно ударить или пробить топливный бак. Про последствия и говорить не стоит – это серьезные проблемы, которые приводят к дорогостоящим ремонтам и заменам.
Бывали случаи, когда деформировались лонжероны.
В общем, проезд по открытому люку заканчивается весьма болезненно для автомобиля.
Но не спешите уезжать.
Дальнейшие действия
Прежде всего, нужно знать: повреждение автомобиля от попадания на различного рода неровности – это дорожно-транспортное происшествие, хотя сотрудники ГАИ нередко упорно настаивают на обратном, зачастую даже отказываясь выезжать на место происшествия.
Также нужно знать и о том, что за состояние дорог отвечают вполне определенные службы и организации.
Поскольку автомобиль в процессе движения по дороге получил повреждения (материальный ущерб), этот факт является именно ДТП, и накладывает на всех его участников (водителя и организацию, отвечающую за дорогу) определенную ответственность.
Обратимся к закону:
Згідно п. 12 ст. 10 Закону України «Про міліцію», на органи внутрішніх справ покладений обов’язок контролю над утриманням в належному технічному стані і чистоті доріг, а згідно ст. 3 Закону «Про дорожній рух», забезпечення безпеки дорожнього руху покладене на Державну автомобільну інспекцію.
Відповідно до п.10 «Єдиних правил ремонту і утримання автомобільних доріг, вулиць, залізничних переїздів, правил користування ними та охорони», затверджених Постановою Кабінету Міністрів України від 30 березня 1994 року N 198, контроль за дотриманням правил ремонту і утримання автомобільних доріг та вулиць здійснюється власниками дорожніх об’єктів або уповноваженими ними органами та Державтоінспекцією.
Поэтому обращаться в ГАИ – обязательно!
Но сначала водителю, как причастному к ДТП лицу, необходимо выполнить возложенные на него обязанности – включить аварийную световую сигнализацию, выставить знак аварийной остановки, позвонить в ГАИ и записать фамилии и адреса очевидцев. Не стоит забывать и о страховой компании.
Поскольку повреждения получены в результате попадания в дорожные «неровности», важно зафиксировать эти «неровности» максимально подробно (размеры, формы, расположение, отсутствие или неправильное расположение люка и проч.).
Здесь подойдут все средства, и их должно быть как можно больше – фотовидеосъемка, показания свидетелей. Хорошо, если есть непосредственные очевидцы ДТП. В крайнем случае – останавливайте всех подряд, записывайте данные, т.к. любое подтверждение этого факта поможет при составлении иска на “хозяина” этого участка.
При фиксации обстановки сотрудниками ГАИ надо внимательно изучить все документы, составленные ими и предлагаемые на подпись, обратив особое внимание на описание состояния дороги и повреждений, полученных автомобилем.
Бывали случаи, когда сотрудники ГАИ пытались приписать нарушение ПДД (несоблюдение скоростного режима и т.п.) самому пострадавшему.
Закон «О безопасности дорожного движения» гласит, что ответственность государства выше, чем ответственность гражданина. Это значит, что суд прежде всего должен рассматривать вину дорожных служб, а уже потом водителя. И первичной является вина дорожников, а не водителя, который якобы не учел дорожных условий.
Затем необходимо оценить «тяжесть» полученных автомобилем повреждений. Для этого нужно обратиться в любую оценочную организацию, занимающуюся данным видом деятельности (в настоящее время с этим проблем нет – подобных организаций много).
Необходимо разобраться и с тем, кому предъявлять претензии по поводу ненадлежащего качества дороги. Узнать конкретную организацию, которая должна следить за состоянием дорожного полотна на участке ДТП, можно в ГАИ, сделав соответствующий запрос.
Запрос нужно отправлять, собрав всю информацию воедино: протокол о факте ДТП, записи свидетелей, отчет об оценке точной суммы ущерба.
В запросе обязательно следует уточнить:
1. Чи було в той же день працівниками ДАІ обстежено місце пригоди, в результаті якої завдано пошкоджень моєму транспортному засобу?
2. Чи був складений акт, в якому повинно бути зазначено, що відсутність кришки люка могла сприяти скоєнню автопригоди?
3. За якою організацією закріплена дана ділянка дороги та чи маю я право вимагати від даної організації відшкодування завданих мені збитків?
4. Чи був складений адміністративний протокол за ч.4 ст. 140 КУпАП на підставі факту порушення норм утримання зазначеної автодороги та чи видано припис на усунення правопорушення?
К запросу прилагается:
1. Копия справки ГАИ про товреждения транспортного средства.
2. Копия справки из наркологического диспансера.
3. Отчет об оценке ущерба.
После получения ответа следует составить письменную претензию в дорожную организацию (не исключено, что после получения грамотной и обоснованной претензии с вразумительным расчетом ущерба дорожники согласятся добровольно возместить ущерб).
Если дорожники отказываются возмещать ущерб – прямая дорога в суд.
Вывод
В принципе, все выглядит просто: оформляем ДТП, оцениваем ущерб, подаем иск. Но в жизни все оказывается гораздо сложнее.
На практике, дорожники очень не любят являться в суд, ставят под сомнения результаты экспертизы и оценку ущерба, пытаются переложить вину на водителя.
Тем не менее, случаи возмещения ущерба были, есть и будут. Просто надо четко знать свои права, украинские законы и не боятся идти до конца. И все у вас получится.
Мы же, в который раз, желаем вам быть внимательными и соблюдать правила дорожного движения.
Что делать, если колесо Вашего авто попало в яму (открытый люк)?
Любой автолюбитель нашей страны знает, что качество дорожного покрытия у нас оставляет желать лучшего. И именно плохое качество дорог часто становится причиной ДТП.
Нас будет здесь интересовать ситуация, когда в результате наезда на открытый люк или попадания колеса в дорожную яму Вашему авто причинен значительный ущерб. Что делать автовладельцу, чтобы в итоге получить компенсацию за проврежденный автомобиль?
Итак, двигаясь по дороге, Вы попали колесом в большую яму (может ее под водой на дороге не видно было) или открытый колодец (крышка могла перевернуться и открыть люк в результате наезда на нее). Ваш любимый автомобиль, похоже, серьезно поврежден.
Прежде всего, Вы должны понимать, что подобная ситуация это именно Дорожно-Транспортное Происшествие (ДТП), несмотря на то, что в нем не пострадали ни другие транспортные средства ни пешеходы. Это следует из Правил Дорожного Движения (ПДД).
СПС Консультант Плюс, ПДД РФ
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
.
«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Раз Ваше транспортное средство было повреждено в процессе движения по дороге, значит это ДТП. Согласно ст. 28 «Закона об автомобильных дорогах», в этом случае Вы имеете право на получение компенсации.
СПС Консультант Плюс, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «ОБ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ И О ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Статья 28. Права пользователей автомобильными дорогами
Пользователи автомобильными дорогами имеют право:
1) свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, за исключением случаев использования платных автомобильных дорог, платных участков автомобильных дорог и случаев временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в соответствии с настоящим Федеральным законом;
(в ред. Федерального закона от 03.11.2010 N 288-ФЗ)
2) получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством;
3) получать оперативную информацию о маршрутах транспортных средств по автомобильным дорогам, об условиях, о временных ограничении и прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам, допустимых нагрузках в расчете на одну ось, скорости движения транспортных средств и об иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведениях;
4) пользоваться иными правами, предусмотренными настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Из этой статьи следует, что дорожные службы обязаны компенсировать ущерб, полученный автомобилем из-за состояния дороги, не соответствующего ГОСТу. А по ГОСТу, размеры отдельных просадок асфальта, ям и выбоин не могут превышать: 15 см в длину, 60 — в ширину, 5 — в глубину. Крышка колодца не может возвышаться над дорогой больше чем на 2 сантиметра, а решетка дождеприемника — больше чем на 3 см. По закону все эти «неровности» должны ограждаться отбойниками и обозначаться знаками «объезд» — со стрелкой.
В соответствии с п. 3.1.1, 3.1.10 ГОСТа Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» утвержденного постановлением Госстандарта от 11.10.1993 №221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью.
Если в ДТП нет вины потерпевшего, то причиненный ему вред (ущерб) подлежит возмещению в полном объеме. Ущерб можно взыскать и при наличии вины потерпевшего. Согласно ГК РФ, не возмещается только вред, возникший по умыслу самого потерпевшего. Например, если суд признает, что пострадавшее лицо имело возможность избежать аварии, но проявило грубую неосторожность, то в этом случае суд может уменьшить размер возмещения. Однако если в ДТП пострадали люди (Вы или Ваши пассажиры), при возмещении дополнительных расходов (лечение, лекарства, восстановительные процедуры, потерянный во время лечения заработок и т.п.) вина потерпевшего не учитывается, и возмещение выплачивается в полном объеме.
Какой должна быть последовательность Ваших действий?
1. Не трогайте открытый люк или пострадавший автомобиль, пусть находится в таком виде, каком оказался в результате ДТП.
2. Нужно найти 2-3 свидетелей этого ДТП, переписать их имена, адреса и телефоны. Наличие свидетелей очень поможет в суде. В качестве свидетелей могут выступать и пассажиры машины, в том числе и Ваши родственники.
3. Нужно сфотографировать, если возможно, повреждения автомобиля и дорожного покрытия, тормозной путь автомобиля. Фотографии помогут в суде доказать, что ДТП произошло именно на этом участке дороге и что предупреждения о повреждении дорожного покрытия (открытом люке) отсутствовали.
4. Необходимо зафиксировать факт причинения ущерба автомобилю: вызвать сотрудников ДПС ЭТОГО РАЙОНА и оформить аварию, получить справку о ДТП. Стоит быть готовым к тому, что ожидать приезда сотрудников ДПС может быть придется продолжительное время, т.к. на подобные ДТП они выезжают обычно в последнюю очередь. Если Вы планируете получить компенсацию, то уезжать с места этого ДТП нельзя. Поинтересуйтесь у сотрудников ДПС, какая организация эксплуатирует именно этот участок дороги. Если справку о ДТП не дают, а координаты дорожников скрывают, пишите заявление в районную прокуратуру. Прокурор обязан в течение 20 дней разобраться в ситуации и решить, виновны ли дорожники. Кстати, если вашей машине нанесен ущерб, превышающий 50 тысяч рублей, или имеются пострадавшие, прокуратура должна возбудить уголовное дело. Сотрудники ДПС в схеме ДТП обязательно должны указать, есть ли на дороге яма, колдобина, открытый люк. Причем, обяхательно указать их размеры. Также они должны указать повреждения, которые получил ваш автомобиль. Если не указали — выражайте свое несогласие в бланке объяснения. Если сотрудники ДПС в документах о ДТП укажут, что в аварии виноваты вы сами — например, превысили скорость, — это постановление в течение 10 дней можно обжаловать в мировом суде. Необходимо получить у сотрудников ДПС протокол об отказе в возбуждении административного правонарушения. Сейчас таокй протокол выдается в день самого ДТП.
5. Нужно определить размер ущерба в оценочной фирме и получить соответствующее заключение. Стоимость каждой поврежденной детали должен определить эксперт. Найти оценочную фирму можно через знакомых или Интернет. Обратите внимание на то, чтобы оценщик имел соответствующие лицензии. Оценка ущерба вам обойдется в 3 — 5 тысяч рублей. Учтите: на эту процедуру вы обязаны пригласить представителя дорожников. Это делается заказным письмом или телеграммой. Пришли представители дорожников или нет — не важно. Для вас главное — иметь копию приглашения.
6. Нужно заняться процедурой возмещения ущерба. Копии справки о ДТП, заключение и письменную претензию о выплате ущерба отправляйте в адрес местной администрации. Пошлите виновнику ДТП (заказным письмом с уведомлением о вручении) требование о возмещении ущерба с предложением добровольно возместить ущерб. К требованию приложите копии всех документов, имеющих к нему отношение (протокол ГИБДД, справки, калькуляцию, счета за почтовые услуги, транспортировку поврежденного автомобиля и т.д.). Обязательно укажите срок рассмотрения претензии (для организаций и юридических лиц срок ответа один месяц, для физических лиц срок ответа одна неделя).
В случае отказа в возмещении ущерба или неполучения ответа на обращение можете обращаться в суд.
Если вы успели провести ремонт автомобиля и расходы на него оказались выше, чем по калькуляции, то вы вправе в иске указать это и потребовать возместить фактические расходы, предъявив подтверждающие документы. Если дорожная организация затягивает решение вопроса в суде, вы вправе пользоваться в это время «альтернативным» транспортом, например взять в аренду другой автомобиль, а затем потребовать с ответчика возмещения своих затрат. Если вы наняли юриста для помощи в судебном процессе, требуйте возмещения и этих расходов.
В описанной ситуации, обязательный сейчас полис ОСАГО не защищает автомобиль, т.к. ОСАГО страхует только Вашу гражданскую ответственность. В подобных ситуациях может защитить полис КАСКО. В случае, если Вы имеете полис КАСКО, то возмещение ущерба Вы получите от своей страховой компании. А страховая компания потом уже сама будет разбираться с дорожными службами, чтобы вернуть свои деньги. Полис КАСКО стоит денег, но он значительно упрощает жизнь в подобных ситуациях.