Высокие обороты двигателя на холостом ходу
Многие автомобилисты сталкивались с тем, что на автомобиле появлялись высокие обороты двигателя на холостом ходу. Но, не все автолюбители знают, по какой причине это происходит, а тем более, как решить проблему, не обращаясь в автосервис. Статья поможет разобрать вопрос более детально, а также найти способы решения проблемы.

Высокие обороты мотора на холостом ходу: причины
Как известно, высокие обороты при запуске двигателя — это нормально, ведь мотор находиться в режиме разогрева. Только, вот что делать, если они не падают, даже когда мотор уже прогрелся? На прогретом двигателе повышенные обороты холостого хода — это ненормально, и стоит начинать искать причину возникновения такого эффекта.
Прежде всего, стоит отметить, что последствия такой интенсивной работы мотора могут быть самые разнообразные. Итак, что же может случиться с двигателем: повышение температуры, что приведет к перегреву. Это за собой потянет прогиб головки блока цилиндров. Далее, большие обороты приведут к тому, что будет большая выработка деталей внутри самого силового агрегата. Это может значительно сократить ресурс мотора.
Итак, какие же все-таки причины появления высоких оборотов ДВС на моторе в режиме холостого хода:
- Датчик РХХ.
- Датчик положения дроссельной заслонки.
- Дроссельная заслонка.
- Датчик температуры двигателя.
- Подсос воздуха через впускной коллектор.
- Неполадки ЭБУ.

Методы решения проблемы
Прежде чем преступить непосредственно к процессу решений проблемы необходимо понимать, что диагностику и ремонт данных узлов стоит выполнять, только со знанием дела. Также, стоит отдельно отметить, что для карбюраторного и инжекторного двигателя будут разные методы диагностики, но принцип возникновения причин один и тот же.
Итак, стоит последовательно разобраться в диагностических и ремонтных работах, которые устранят высокие обороты холостого хода.
Датчик РХХ
На карбюраторных двигателях не часто можно встретить датчик регулировки холостого хода. Обычно это делается при помощи винта качества и количества. Чтобы привести в норму высокие холостые обороты не стоит проводить процесс на холодную. Сначала стоит прогреть мотор до рабочей температуры, и только потом начинать регулировку. Если после проведение настроек обороты остались высокими, то причина в другом.
Для инжекторного двигателя все наоборот, все регулировки совершаются датчиком РХХ. Для того чтобы исправить неисправность, стоит проверить датчик при помощи мультиметра, а затем, при неисправности элемента, заменить его на новый. Неисправность данного датчика может послужить причиной — прыгают обороты на холостом ходу.
ДПДЗ
Неправильное количество воздуха, которое попадает в камеру сгорания, может привести к тому, что электронный блок управления будет повышать обороты на холостом ходу. При неисправности датчика положения дроссельной заслонки необходимо также его проверить. Это можно сделать мультиметром или осциллографом. При обнаружении, что ДПДЗ неисправен, стоит заменить его.

Дроссельная заслонка
Заклинивание дросселя может привести к тому, что в двигатель будет поступать большое количество воздуха. Этот факт вынудит электронный блок управления повышать количество впрыскиваемого топлива, чтобы сбалансировать смесь. Это увеличит расход потребляемого горючего и соответственно.
Для того чтобы решить проблему необходимо демонтировать узел и прочистить его с помощью специальных средств. Если чистка не дает желаемого результата дроссель необходимо заменить, но стоит быть готовыми, что обойдется это не дешево.
Датчик температуры мотора
Выход со строя датчика температуры может привести к появлению множества проблем. Одной из таких станет возрастание холостых оборотов. Обычно, как показывает практика, этот датчик наиболее уязвим, и чаще всего выходит со строя, поскольку подвержен воздействию перепада температур.
Для начала стоит продиагностировать исправность узла. Сделать это можно при помощи мультиметра и осциллографа. В случае если узел неисправен, его стоит заменить. После этого рекомендуется сбросить все ошибки ЭБУ.

Коллектор
Неоднократно вследствие эксплуатации автомобиля впускной коллектор имеет деформации или износ прокладки. Так, повышение оборотов на холостом ходу может свидетельствовать тому, что имеется подсос воздуха в коллекторе. Для лечения неисправности придется демонтировать деталь, что достаточно проблематично, поскольку на коллекторе крепится, почти вся система впрыска, и несколько узлов других систем.
Детально стоит обследовать прокладку коллектора, наличие повреждения может свидетельствовать не только о проблемах с оборотами, но и о других неисправностях. Также деформация полости может служить тому, что попадает лишний воздух в камеры сгорания. Это может влиять на прогрев, пуск мотора и на другие факторы.
Для устранения неисправности придется зашлифовать поверхность коллектора, пока она не станет ровной. В автосервисах — это делают при помощи специального станка. Конечно, можно совершить процесс в гаражных условиях, при помощи специального камня, но это не всегда получается у автовладельцев.
Электронный блок управления
Неоднократно завышенный холостой ход следствие неправильной работы электронного блока управления. Так, для устранения неисправности, придется подключиться к «мозгам» и устранить проблему на программном уровне. Для совершения процесса понадобиться специальный кабель и программное обеспечение.

Но, не всегда помогает простой сброс ошибок, зачастую приходиться менять ПО, чтобы окончательно все проблемы ушли. Данный процесс рекомендуется доверять мастерам, которые являются профессионалами своего дела.
Попутно с заменой прошивки можно увеличить мощностные характеристики, что тоже рекомендуется доверить специалистам. Как показывает практика, большинство автолюбителей, при самостоятельном вмешательстве в ЭБУ попадают в конечном итоге в автосервис для устранения последствий своих же доработок.
Вывод
Много автолюбителей не знают причин возникновения эффекта плавают обороты двигателя на холостом ходу или слишком высокие обороты, а тем более способы их устранения. Так, конечно, эксперты и автослесари рекомендуют обращаться сразу в автосервис, но наш человек, пока сам не попробует, не остановиться.
Причин возникновения эффекта повышенных оборотов много, от неисправности датчиков до ошибки в электронном блоке управления. Устранить неисправность можно и в домашних условиях, что и делают владельцы ВАЗов и других отечественных автомобилей. А вот владельцам иномарок, придется обратиться в автосервис, где ремонт может составить немалую сумму.
О чем говорят повышенные обороты на холостом ходу?


Иногда можно заметить, что тахометр на автомобиле внезапно начинает показывать повышенные обороты на холостом ходу. С этим нужно что-то срочно делать, так как повышенные обороты мешают нормально управлять автомобилем. Разберём, что же могло стать причиной таких изменений.
Чем грозит повышение оборотов?
Нормальными считаются обороты в пределах от 650 до 900 об/мин. Если они внезапно увеличились на холостом ходу, например, до 1500 об/мин, в этом хорошего мало. Это приведёт не только к росту расхода топлива, но и к перегреву двигателя. Продолжительная езда на повышенных оборотах приведёт к ускоренному износу двигателя и увеличению количества вредных выбросов в атмосферу. Да и управлять машиной с такой поломкой становится не комфортно, водитель постоянно отвлекается на показания тахометра.
Что же могло стать причиной?
Одна из самых очевидных причин — это поломка регулятора холостого хода (РХХ), а также проблемы с датчиком положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). Для их проверки необходимо специальное диагностическое оборудование, либо можно воспользоваться мультиметром. Для проверки РХХ к нему необходимо подключить прибор в режиме измерения сопротивления, на автомобилях «Лада» рабочий регулятор покажет сопротивление в пределах от 51–53 Ом. Если прибор показывает «бесконечность», то в цепи есть обрыв и РХХ нужно заменить на новый.

Иногда причиной плавающих оборотов может стать поломка датчика температуры двигателя, который постоянно сообщает компьютеру, что мотор холодный и нужно больше оборотов для его прогрева. Могут быть и проблемы с датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ). Но исправность всех датчиков лучше всего проверять на диагностическом оборудовании в автосервисе. Также причиной внезапного роста оборотов может стать и засорившийся воздушный фильтр, он начинает плохо пропускать воздух и выполнять, скорее, роль пробки, а не фильтра.
Заправка некачественным бензином может привести к неправильной работе топливных форсунок, что и вызывает повышение оборотов двигателя. Нередко бывает, что на больших пробегах изнашивается прокладка между коллектором и двигателям, через образовавшуюся щель начинает поступать воздух, из-за чего повышаются обороты. Как видим, причин достаточно много. Поэтому лучше всего для решения этой проблемы обратиться к специалистам в автомастерскую.
Фото с интернет-ресурсов
Почему повышаются обороты двигателя на холостом ходу
Высокие обороты холостого хода: причины и что делать

Для начала скажу о главном — чем это чревато? А уж потом поговорим о причинах и методах лечения. Высокие, и даже лишь «слегка повышенные», обороты холостого хода двигателя — это уже сам по себе повод забеспокоиться, что-то в моторе работает «не так». Самым очевидным из неприятных последствий является перерасход топлива, когда при ожидаемых 6-7-8 литрах на сотню вдруг «вылазит цифра» размером в 10-12 л/100км, а то и выше!
И неприятно, и накладно, поэтому рекомендую — сразу же к спецам, к профессионалам! А вот страшилки по поводу «ускоренного износа» — так они уже вторичны, поскольку на самом-то деле убивают двигатель не повышенные и даже не высокие обороты коленвала, а критичные и запредельные, как на самой верхней картинке. Тут двигателю, бывает, жить остается всего несколько минут. Мотористы подобное так и называют — «двигатель пошел вразнос». Но это — несколько другая тема.
Высокие обороты двигателя на холостом ходу — причины
Самая первая и распространенная причина — это забитый воздушный фильтр. Я, например, знаю таких автовладельцев, которые не меняют фильтр годами! И их «аргументы» (по их разумению) вполне логичны — а зачем?
Объясняю: с одной стороны, казалось бы, запчасть копеечная, а с другой — очень важная деталь любого двигателя. Дело в том, что песок, мусор и даже «просто» дорожная пыль — это, на самом-то деле, весьма сильный абразив. Мотористы немало могут рассказать о поврежденном зеркале цилиндров, о «незаводской» хонинговке, о царапинах на поршнях и внутренних стенках цилиндров и даже о задирах. Не зря эксплуатацию автомобиля в столицах мира и крупных городах производители относят к самой высокой третьей категории эксплуатации. Так же — как и, например, эксплуатацию автомобиля в пустыне или в пыльной степи.
В случае засорения воздушного фильтра в цилиндрах повышается так называемое противодавление, и в камеры сгорания попадает переобогащенная топливная смесь. Как результат — поднимаются обороты холостого хода, вместо “штатных” 700-800 оборотов — все полторы тысячи (1500-1800 об/мин).

Все причины можно разделить на две большие группы:
- Повышенные обороты в карбюраторном двигателе;
- Повышенные обороты в инжекторном, в том числе — и в дизельном.
Карбюраторный двигатель
Подобных моторов нынче не много, а их владельцы и сами зачастую умеют найти причину и устранить ее. Лишь напомню, что именно следует сделать и как:
- Проконтролировать и перенастроить регулировки в системе холостого хода, хотя этих систем, в свою очередь, также может быть «целая жменька», начиная от «просто клапана» на карбюраторе Солекс и кончая ЭПХХ в карбюраторах Вебер разных поколений.
- Проверить чистоту и работоспособность жиклёров.
- Работу воздушной заслонки (или заслонок) карбюратора;
- Работу дроссельной заслонки — не деформирована ли она, не заклинила ли, не нарушилась ли регулировка привода и тд.
- Проверить и выставить уровень топлива в поплавковой камере, и если он высок, то карбюратор однозначно будет «переливать», а отсюда и высокие обороты, и тот самый перерасход.
Инжекторный (впрысковый) двигатель
Причиной повышенных оборотов всегда бывает слишком богатая топливовоздушная смесь, а вот причин — просто огромный список.
Механические причины
Причиной высоких оборотов могут оказаться:
- банально слетевшая возвратная пружина на любой из тяг от педали акселератора к заслонке;
- заедание или западание троса или тяги дроссельной заслонки;
- подсос воздуха через прокладки или трубки коллектора, через уплотнители форсунок и так далее…
Но в любом случае (и в любом двигателе) в своих поисках мы двигаемся от простых и малозатратных причин — к дорогим и хлопотным, а начинаем (как и в карбюраторных моторах) с чистки и проверки работы… воздушного фильтра, и уж потом — дроссельной заслонки и далее.
Электрические и «электронные» причины
Как известно, приготовлением состава топливно-воздушной смеси, определением ее количества, а также времени и интенсивности впрыска, плюс определение угла и момента искрообразования в современном двигателе занимается ЭБУ. Именно сюда, в электронный блок управления, приходит просто огромный массив данных с самых разных датчиков, которых, в зависимости от конструкции двигателя и самого авто, может быть целый «миллион»:
- Датчики систем зажигания, речь о бензиновых и газобаллонных ДВС;
- Датчики и контроллеры систем питания, в зависимости от типа топлива — бензин или дизель;
- Датчики и актуаторы систем газораспределения и рекуперации (EGR), если таковая предусмотрена в вашем двигателе;
- Датчики и указатели систем смазки;
- Датчики систем охлаждения ДВС, а также многих других механизмов и узлов — МКПП и АКПП, электронных компонентов трансмиссии, ходовой части и так далее.
Достаточно сказать, что только в самом двигателе различных датчиков около (или даже более) десятка:
- Датчик расхода воздуха — некорректные данные, отправляемые им в ЭБУ, могут провоцировать и нестабильные обороты ДВС.
- Давления масла, и их иногда в двигателе не один и не два, в зависимости от сложности конструкции мотора.
- Положения коленчатого вала.
- Положения распредвала (распредвалов).
- Положения дроссельной заслонки; при неисправности датчика его стоит однозначно заменить.
- Температуры охлаждающей жидкости, этих также бывает не один и не два в контурах системы охлаждения.
- Температуры воздуха, поступающего из атмосферы в двигатель.
- Температуры и, главное, состава выхлопных газов, и таких датчиков также может быть несколько.
- Датчики/регуляторы холостого хода,

Примечание: довольно часто вместе с повышенными оборотами могут быть и так называемые «плавающие обороты», когда двигатель вроде и не лихорадит, но и стрелка тахометра не стоит на месте, а колеблется. Обе причины могут быть результатом одних и тех же «расстройств» и поломок.
И куда податься бедному крестьянину?
В случае повышенных оборотов холостого хода, плавающих оборотов и/или вообще всех других неполадок и прочих отклонений от нормальной работы двигателя — сразу на профильную СТО к специалистам. Это древний «карбюратор» можно отремонтировать и отрегулировать у дяди Васи в гаражном кооперативе, а современный двигатель требует — соответствующих знаний, образования, а главное — весьма специфического инструментария. Мало продиагностировать и отрегулировать ЭБУ на программном уровне, нужно еще иметь склад оборотных запчастей и комплектующих, а подобное имеется только в специализированном автосервисе, например, ЗДЕСЬ .
автомобильный инженер, журналист,
редактор автомобильной программы «Мотор-ТВ»,

Полезное Высокие обороты холостого хода: причины и что делать Injector.ua 2022-02-16 Injector.ua 2021-01-06 1
О каких неисправностях говорят высокие обороты «холостого хода»?

Высокие обороты холостого хода двигателя — это распространенная проблема, с которой сталкиваются многие автовладельцы. Поговорим подробнее о причинах подобного, расскажем вам, как выполняется диагностика и возможный ремонт двигателя. Если вы заметили, что автомобиль держит высокие обороты холостого хода, то необходимо как можно скорее обратиться в сервис, провести квалифицированную диагностику мотора и выполнить его ремонт, пишут СМИ.
Чем грозит увеличение холостых оборотов двигателя
Увеличение холостых оборотов двигателя существенно повышает нагрузку на силовой агрегат, мотор начинает потреблять больше топлива, что сказывается на расходах автовладельца. Может отмечаться увеличение рабочей температуры двигателя, в результате чего происходит быстрый износ мотора. Также автовладелец может столкнуться с необходимостью выполнять дорогостоящий ремонт силового агрегата, в том числе менять поплывшую от перегрева крышку головки блока цилиндров.
Увеличение холостых оборотов неизменно сказывается на параметрах выхлопа. Не только растет нагрузка на катализатор, но и ухудшаются экологические показатели выхлопа, что может привести к получению существенных по своему размеру штрафов автовладельцем. Чтобы избежать всех подобных проблем и не запустить такие неисправности, следует правильно определять причину увеличения оборотов холостого хода, не допуская серьезные поломки.
Причины увеличения холостых оборотов
В случаях засорения воздушного фильтра повышается противодавление в системе, в цилиндры поступает переобогащенная смесь, в результате чего увеличиваются обороты и растет расход топлива. Профилактикой таких неисправностей станет регулярная замена воздушного фильтра. Такая работа выполняется на пробегах, указанных автопроизводителем в документации к машине.
Возможной причиной увеличения оборотов холостого хода являются поломки регулятора холостого хода. Причём такая регулировка может быть реализована в двигателе за счет различных способов, в том числе за счет изменения интенсивности подачи топлива, с помощью открытия дроссельной заслонки, шаговым двигателем или же клапаном байпасом. Чтобы точно определить неисправности регулятора проводится углубленная компьютерная диагностика.
Также холостые обороты могут увеличиваться по причине неисправности температурного датчика двигателя. Обычно этот датчик передает в общий блок управления данные о температуре холодного двигателя, после чего ЭБУ принимает решение обогатить смесь для стабильной работы мотора. Если в мозги машины не поступают данные от такого температурного датчика двигателя, ЭБУ усредняет показатели топливной смеси, неизменно повышая обороты для стабильной работы двигателя.
Неправильный угол зажигания также может привести к нестабильной работе мотора, у которого либо увеличиваются, либо уменьшаются обороты. В подобном случае необходима регулировка системы ГРМ. Это достаточно сложная работа, которая имеет соответствующую стоимость. Часто причиной подобных проблем является неквалифицированная замена ремня ГРМ, поэтому экономить на таком сервисе не следует.
Поломки расходомера воздуха
Расходомер воздуха отвечает за правильное приготовление топливно-воздушной смеси, от чего напрямую зависит частота вращения коленвала. Для определения таких поломок выполняется компьютерная диагностика или же используются специальные измерительные приборы.
Неисправности форсунок
При загрязнении форсунок появляются проблемы с впрыском, что способствует увеличению оборотов холостого хода. Основной причиной таких неисправностей является использование не слишком качественного топлива. Автовладельцу следует в целях профилактики использовать различные присадки в топливо, а при наличии таких признаков поломок выполнять ультразвуковую очистку форсунок.
Подведём итоги
Существует несколько основных причин увеличения оборотов холостого хода, это проблемы с воздушным фильтром, поломки температурных датчиков и расходомера воздуха, неправильный угол зажигания и загрязнения форсунок. В подобном случае необходима углубленная диагностика, а автовладельцу следует обращаться в мастерские уже при появлении первых симптомов неисправностей.