Какой расход топлива у танка
Перейти к содержимому

Какой расход топлива у танка

  • автор:

Доступ к сервису временно запрещён

С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.

Что мне делать?

Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.

Большой расход топлива танков Abrams станет проблемой для ВСУ — Newsweek

ВСУ столкнутся с проблемами при эксплуатации американских танков M1 Abrams из-за требований к топливу для них, пишет журнал Newsweek.

Как отмечает издание, несмотря на преимущества Abrams, в числе которых огневая мощь и бронирование, эти танки потребляют большое количество топлива из-за того, что они оснащены газотурбинными двигателями. При этом штатным видом горючего у них является авиационное топливо.

«У них [Abrams] нет холостого хода, так как сразу после зажигания запускается турбина», — сообщил изданию профессор Северо-Западного университета в штате Иллинойс Уильям Рено, добавив, что снабжение киевских властей необходимым для Abrams типом горючего может оказаться «невыполнимой» задачей для западных стран.

В свою очередь профессор Корнеллского университета (город Итака, штат Нью-Йорк) Дэвид Сибли заявил, что расход танков Abrams составляет от 3,6 до 7,1 литра топлива на 1 км пути.

«Это означает, что Abrams необходима огромная логистическая цепочка, чтобы постоянно снабжать их топливом. В этом плане они хуже других западных танков», — подчеркнул он.

Американский майор в отставке Джон Спенсер указал, что «снабжение топливом на Украине представляет собой проблему в целом, даже если дело касается дизельного топлива», приводит выдержки ТАСС.

США заявили о передаче Киеву 31 танка Abrams США. Поставки планируется осуществлять в рамках инициативы по содействию безопасности Украины (Ukraine Security Assistance Initiative, USAI), что предполагает заключение Министерством обороны соответствующих контрактов с производителями, а не предоставление той или иной техники и средств напрямую из запасов Пентагона. В связи с этим в администрации США ранее отметили, что поставка займет «месяцы, а не недели».

Самый прожорливый танк Советского Союза

Вниманию ценителей истории отечественной бронетанковой техники предлагаются отчётные материалы о состоявшихся летом-осенью 1976 года сравнительных испытаниях четырёх типов советских танков. Они проводились в соответствии с приказом министра обороны Д.Ф. Устинова «О проведении войсковых испытаний танков» от 20 июля 1976 года, по результатам чего в сентябре того же года был оформлен «Акт о результатах испытаний». О содержании этих документов и пойдёт речь ниже.

Знаменитая «восьмидесятка» — танк, в отношении которого равнодушных нет, причём с годами армия его поклонников только растёт и множится. Однако большинство фанатов Т-80 видели эту машину только на экране, в лучшем случае — в музеях или на демонстрационных трассах выставок и шоу. Людей, которые считают Т-80 вредной и ненужной машиной, намного меньше, но это, как правило, профессионалы, глубоко владеющие темой.

​Танк Т-80 - Самый прожорливый танк Советского Союза | Warspot.ru

Среди военных, которым пришлось служить на Т-80, тоже нет единства. Рядовой и младший офицерский состав, как правило, от «восьмидесятки» в восторге. В самом деле, машина очень легка в управлении и обслуживании, прощает водителю массу ошибок. Зимой с запуском двигателя практически не надо мучиться, не нужно ходить в пропитанной соляркой и маслом робе и ковыряться в моторе. Те, кто на нем служат, считают себя элитой танковых войск. Другое дело — старшие командиры, которым приходится задумываться о боеготовности вверенных им частей, об обеспечении колонн «восьмидесяток» на маршах топливом, что неизменно вызывает головную боль.

О том, что Т-80, оснащённый газотурбинной силовой установкой, является достаточно прожорливой машиной, знают все. Другое дело, что одни об этом кричат, а другие, в силу различных собственных интересов, помалкивают или стараются старательно обойти вопрос. На фоне подобных недомолвок возникают дискуссии и споры. Т-80 и в самом деле прожорлив, но насколько? Чтобы разобраться в этом, обратимся к подлинным документам — материалам отчёта о совместных сравнительных испытаниях танков Т-80, Т-64А, Т-72 и Т-62, проводившихся в середине 1976 года. Интересно, что эти испытания были назначены приказом министра обороны СССР Д.Ф. Устинова на следующий день после его же приказа о принятии Т-80 на вооружение.

​Танк Т-80 образца 1976 года. Фото М. Павлова - Самый прожорливый танк Советского Союза | Warspot.ru

Нельзя сказать, что результаты упомянутых испытаний любителям бронетанковой техники неизвестны: о них неоднократно рассказывалось в литературе, посвящённой созданию танков второго послевоенного поколения. Только навскидку можно вспомнить четыре весьма серьёзные и довольно свежие книги, перечисленные в списке литературы к статье, а многочисленные статьи в периодических изданиях вообще не поддаются подсчёту. Их авторы — конструкторы-танкостроители из Ленинграда (Санкт-Петербурга) и Нижнего Тагила, истинные патриоты своих КБ и своих изделий, но именно в силу данного обстоятельства абсолютного доверия к этим публикациям нет. Но время идёт, архивные фонды приоткрываются, и сегодня мы можем обратиться к документам-первоисточникам.

С целью сравнения боевых, технических и эксплуатационных возможностей танков Т-80, Т-64А, Т-72 и Т-62 в одинаковых условиях и использования полученных результатов для дальнейшего совершенствования танков главкому Сухопутных войск предписывалось с 20 августа по 30 сентября 1976 года провести испытания на территории Белорусского, Киевского и Прикарпатского военных округов.

​Танки Т-80 в цехах Кировского завода (Ленинград). Фото М. Павлова - Самый прожорливый танк Советского Союза | Warspot.ru

Для проведения испытаний в Киевском военном округе формировался отдельный танковый батальон в составе четырёх рот, по 10 однотипных танков в каждой. До начала испытаний предусматривалось сколачивание подразделений с пробегом не менее 300 км.

В ходе испытаний оценивались тактические возможности танковых рот, их маршевые возможности при движении по-боевому и по-походному днём и ночью, время приведения в боеготовое состояние после совершения длительных маршей. Не остались без внимания удобство боевой работы экипажа, расход горюче-смазочных материалов, необходимое время и средства для заправки горюче-смазочными материалами роты танков, запас хода на основных баках и дополнительных бочках, время, объём и удобство технического обслуживания и ремонта. Отдельно рассматривалась трудоёмкость подготовки танков к преодолению водных преград по дну.

Испытания проводились на территории Белорусского, Прикарпатского и Киевского военных округов в объёме 2500–3000 км. В ходе испытаний предусматривались марши с суточными переходами не менее 300 км, ротные тактические учения без боевой стрельбы и с боевой стрельбой, стрельбы всеми типами снарядов на максимально возможные дальности с места и с ходу, преодоление водной преграды по дну, выполнение упражнений курса вождения танков.

​Рота танков Т-80 на испытаниях. Фото М. Павлова - Самый прожорливый танк Советского Союза | Warspot.ru

Для формирования батальона Т-80 поставки 1976 года брались с офицерами и экипажами из 213-й мотострелковой дивизии Приволжского военного округа, Т-64А и Т-64Б — с завода им. В.А. Малышева, в том числе три танка с комплексом «Кобра». Офицеры и экипажи для них поступили из Киевского военного округа. Т-72 поступили из Нижнего Тагила, офицеры и экипажи для них — из Белорусского военного округа. Наконец, Т-62 прибыли с 969-й центральной базы резерва танков, дислоцировавшейся в Уречье, что под Минском, офицеры и экипажи для них — из Киевского военного округа. В период с 10 по 19 августа было проведено сколачивание батальона. Общий пробег танков в период сколачивания составил 240–280 км.

По результатам войсковых испытаний были сделаны следующие выводы, сведённые в отчёт. Сообщалось, что испытания подтвердили высокий уровень боевых и эксплуатационно-технических характеристик отечественных танков, их соответствие современным требованиям. По совокупности основных боевых и эксплуатационно-технических характеристик (эффективности вооружения, подвижности, боеготовности, обитаемости, работе средств связи, трудоёмкости технического обслуживания) лучшие результаты показал Т-80, однако по запасу хода и топливной экономичности он уступил Т-64А, Т-72 и Т-62.

Т-64Б, оснащённый автоматизированной системой управления огнём и комплексом управляемого вооружения, в ходе испытаний показал существенное превосходство в сравнении с остальными танками по эффективности стрельбы на дальности до 4000 метров.

​На испытаниях в Белорусском военном округе, 1976 год. Фото: музей АО «Уралвагонзавод» - Самый прожорливый танк Советского Союза | Warspot.ru

Принятые в отечественном танкостроении основные пути повышения боевых и эксплуатационно-технических качеств танков предлагалось сохранить и развивать в следующих направлениях:

  • внедрение высокоточной автоматизированной системы управления огнём;
  • оснащение комплексом управляемого реактивного вооружения;
  • повышение точности боя пушек и мощности боеприпасов;
  • увеличение боекомплекта;
  • улучшение обзорности и условий поиска целей, особенно с места командира;
  • повышение эффективности защиты, в том числе разработка новых методов защиты;
  • дальнейшее повышение удельной мощности танка в сочетании с совершенствованием трансмиссии, ходовой части и приводов управления;
  • повышение экономичности силовых установок и запаса хода танков;
  • ликвидация существенного отставания средств связи от уровня современных требований по управлению танковыми подразделениями.

Целесообразной представлялась разработка единого танка с газотурбинным и дизельным двигателями, конструкция которого должна была быть максимально унифицирована с лучшими техническими решениями танков Т-80, Т-64Б, Т-72.

​На испытаниях танков на полигоне в Белорусском военном округе, 1976 год. Фото: музей АО «Уралвагонзавод» - Самый прожорливый танк Советского Союза | Warspot.ru

Результаты испытаний выявили необходимость проведения дальнейших работ по совершенствованию отдельных характеристик и максимальной унификации Т-80, Т-64А, Т-64Б, Т-72 и комплектующих изделий к ним, а также подтвердили актуальность модернизации Т-62 в части повышения эффективности его вооружения за счёт установки системы управления огнём «Волна» с квантовым дальномером и баллистическим вычислителем.

Т-64Б, оснащённый танковым дальномером, баллистическим вычислителем и стабилизатором повышенной точности, показал лучшие результаты по сравнению с Т-80 и Т-72: по затратам времени на поражение цели в 1,33 и 1,76 раза, а по расходу боеприпасов на поражение цели — в 1,2 и 1,8 раза соответственно.

Т-80 по сравнению с другими танками (за исключением Т-64Б) практически при всех стрельбах показал лучшие результаты. Превосходство Т-80 над Т-72, имеющим одинаковый с ним комплекс вооружения, могло быть объяснено положительным влиянием на стрельбу лучших характеристик подвески танка, преимуществом газотурбинного двигателя по плавности изменения скоростей движения и меньшим значениям вибрационных нагрузок, возникающих при работе двигателя.

Т-72 и Т-64А по частоте попаданий, расходу боеприпасов и затратам времени на поражение целей показали практически одинаковые результаты при разных прицельных комплексах (ТПД-К1 и ТПД-2-49). Это было связано с тем, что значительную часть упражнений Т-64А выполняли совместно с Т-64Б, имеющими квантовый прицел-дальномер с баллистическим вычислителем, и вели стрельбу с корректировкой, получаемой от Т-64Б.

Некоторое снижение результатов стрельб Т-72 объяснялось недостаточными навыками наводчиков этих танков в пользовании квантовым прицелом-дальномером ТПД-К1.

Худшие результаты стрельб Т-62 по сравнению с результатами стрельб из основных танков явились следствием относительно низкой баллистики 115-мм пушки У5-ТС, повышенной чувствительности кумулятивного снаряда к боковому ветру и менее совершенной системой управления огнём.

Дальность действительного огня, полученная в процессе испытаний стрельбой, для танков со 125-мм пушкой составила: при стрельбе бронебойным подкалиберным снарядом — 2300–2000 метров с места и 1900–1700 метров с ходу, при стрельбе кумулятивным снарядом — 1800–1600 метров с места и 1600–1400 метров с ходу. Дальность действительного огня при стрельбе из 115-мм пушки танка Т-62 оказалась меньше дальности действительного огня 125-мм пушки танков Т-80, Т-64А, Т-72 на 200–300 метров.

Результаты стрельбы из танка Т-64Б управляемым снарядом 9М112 на дальность 2900–3800 метров показали, что танк с комплексом реактивного управляемого вооружения «Кобра» обладает более высокими огневыми возможностями и способен поражать цели с места и с ходу с высокой точностью (из 29 выстрелов получено 21 попадание, 4 промаха и 4 отказа по снаряду). Наличие отказов свидетельствовало о необходимости продолжения работ по повышению надёжности снаряда.

Стрельбы взводом на большие дальности осколочно-фугасным снарядом показали, что при условии обнаружения и опознавания цели взвод может вести эффективную борьбу с малоразмерными целями, в том числе с боевыми машинами ПТУРС, на дальности 3500–4000 метров. При выполнении стрельб взводом на большие дальности средний расход снарядов на поражение цели и время на решение огневой задачи составили:

  • для танков Т-80 — 5,4 снаряда и 1,20 минуты;
  • для танков Т-64А — 6,3 снаряда и 1,50 минуты;
  • для танков Т-72 — 7,6 снаряда и 1,75 минуты;
  • для танков Т-62 — 6,0 снаряда и 2,60 минуты.

При проведении стрельб по определению частоты попаданий первым выстрелом на дальность 1200 метров с места и 1300–1200 метров с ходу по мишени №12 бронебойным подкалиберным снарядом были получены высокие результаты:

  • для танков Т-80, Т-64А, Т-64Б, Т-72 с места — 95%, для танков Т-62 — 100%;
  • для танков Т-80, Т-64А, Т-64Б, Т-72 с ходу — 87–93%, для танков Т-62 — 73%.

В ходе учебных стрельб танки показали следующие результаты. Частота попаданий:

  • для танков Т-80 — 54%;
  • для танков Т-64А — 48%;
  • для танков Т-72 — 44%;
  • для танков Т-62 — 34%.

Время на подготовку первого выстрела:

  • для танков Т-80 — 20–27 с;
  • для танков Т-64А — 20–35 с;
  • для танков Т-72 — 22–29 с;
  • для танков Т-62 — 18–28 с.

Затраты времени на поражение целей:

  • для танков Т-80 — 42 с;
  • для танков Т-64А — 51 с;
  • для танков Т-72 — 54 с;
  • для танков Т-62 — 75 с.

Результаты стрельб показали достаточную надёжность оружия и боеприпасов, обеспечивающих выполнение всех пунктов программы испытаний. После совершения длительных маршей при подготовке вооружения к стрельбе не требовалось проведения эксплуатационных регулировок и длительного технического обслуживания. На подготовку вооружения к стрельбе непосредственно после совершения марша потребовалось 10-15 мин, главным образом для внешнего осмотра и частичной очистки от пыли вооружения, приборов прицеливания и наблюдения.

Бой пушек в ходе испытаний был стабильным. Повторной пристрелки пушек не требовалось. Боеприпасы из боеукладок всех танков после марша на 2040 км не снизили своих боевых свойств, и после очистки от загрязнения были пригодны для стрельбы.

​Т-80 на испытаниях преодолевают участок разбитой дороги. Фото АО «Спецмаш» - Самый прожорливый танк Советского Союза | Warspot.ru

Выявилось, что Т-80, Т-64А, Т-72 обладают высокими тактическими возможностями, способны на высоких скоростях совершать выдвижение, расчленение в предбоевые и боевые порядки, наступать в высоких темпах, совершать стремительный манёвр подразделениями во фланг и тыл противника, обнаруживать и эффективно поражать цели на поле боя. По результатам двух ротных тактических учений с боевой стрельбой темпы наступления танковых рот составили:

  • для танков Т-80 — 14,1 км/час;
  • для танков Т-64А — 12,4 км/час;
  • для танков Т-72 — 13,2 км/час;
  • для танков Т-62 — 11,4 км/час.

На ротных тактических учениях с боевой стрельбой Т-80 по сравнению с Т-64А и Т-72 показали более высокие результаты стрельбы при несколько большем среднем темпе наступления. Т-62 по темпу наступления и количеству поражённых целей показали результаты ниже остальных. Средняя частота попаданий составила:

  • для танков Т-80 — 63,6%;
  • для танков Т-64А — 37,3%;
  • для танков Т-72 — 36,1%;
  • для танков Т-62 — 19,6%.

Среднее количество поражённых целей составило:

  • для танков Т-80 — 81,5%;
  • для танков Т-64А — 60,0%;
  • для танков Т-72 — 66,7%;
  • для танков Т-62 — 66,1%.

​Ротная колонна Т-80 движется по дорогам Украины. Фото АО «Спецмаш» - Самый прожорливый танк Советского Союза | Warspot.ru

При совершении маршей в дневных условиях по грунтовым дорогам средние технические скорости движения находились в пределах:

  • для танков Т-80 — 32,1–40,0 км/час;
  • для танков Т-64А — 26,0–29,8 км/час;
  • для танков Т-72 — 28,8–35,6 км/час;
  • для танков Т-62 — 20,8–25,7 км/час.

Средние тактические скорости от средних технических отличались незначительно. Наиболее высокие скорости движения в ходе испытаний показала рота Т-80, при этом цифры не являлись предельными — предполагалось, что при дальнейшем совершенствовании средств управления и наблюдения у механика-водителя и командира скорости могут существенно повыситься.

При вождении ротных колонн в учебных центрах средние скорости движения танков составили (по-походному / по-боевому):

  • для танков Т-80 — 28,2/25,5 км/час;
  • для танков Т-64А — 23,7/19,9 км/час;
  • для танков Т-72 — 26,2/23,0 км/час;
  • для танков Т-62 — 20,0/16,8 км/час.

Марш с суточным переходом 300 км танковыми ротами требовал:

  • для танков Т-80 — 10,5–11,0 часов;
  • для танков Т-64А — 13,5–14,0 часов;
  • для танков Т-72 — 12,0–12,5 часов;
  • для танков Т-62 — 16,5–18,0 часов.

Танковые роты с учётом времени, необходимого для обслуживания танков и отдыха личного состава в ходе марша, могли совершать длительные марши с суточными переходами:

  • для танков Т-80 — 400–450 км;
  • для танков Т-64А — 300–330 км;
  • для танков Т-72 — 350–400 км;
  • для танков Т-62 — до 270 км.

За весь период испытаний в среднем на один танк израсходовано:

  • для танков Т-80 — 22 820 литров топлива и 0 литров масла;
  • для танков Т-64А — 13 544 литра топлива и 304 литра масла;
  • для танков Т-72 — 12 337 литров топлива и 157 литров масла;
  • для танков Т-62 — 9782 литра топлива и 134 литра масла.

Путевые расходы топлива на 100 км пробега в среднем составили:

  • для танков Т-80 — 642 литра;
  • для танков Т-64А — 404 литра;
  • для танков Т-72 — 357 литров;
  • для танков Т-62 — 308 литров.

​Т-80 преодолевает брод. Фото АО «Спецмаш» - Самый прожорливый танк Советского Союза | Warspot.ru

По результатам испытаний средний запас хода по топливу при совершении маршей составил (на основной заправке / с дополнительными бочками / с учётом 20% неснижаемого запаса):

  • для танков Т-80 — 278/338/270 км;
  • для танков Т-64А — 305/400/320 км;
  • для танков Т-72 — 322/430/344 км;
  • для танков Т-62 — 301/427/341 км.

Пределы изменения среднего запаса хода по топливу при совершении маршей в различных дорожных условиях составили (на основной заправке / с дополнительными бочками):

  • для танков Т-80 — 255–340/310–413 км;
  • для танков Т-64А — 263–366/348–490 км;
  • для танков Т-72 — 273–400/366–535 км;
  • для танков Т-62 — 256–358/363–506 км.

Запас хода по маслу Т-64А, Т-72 и Т-62 обеспечил без дозаправки два суточных перехода, а у Т-80 был признан практически не ограниченным.

​Разбор испытаний, 1976 год. Фото: музей АО «Уралвагонзавод» - Самый прожорливый танк Советского Союза | Warspot.ru

Время полной заправки топливом одного танка штатными заправочными средствами составило:

  • для танков Т-80 — 18 минут;
  • для танков Т-64А — 30 минут;
  • для танков Т-72 — 27 минут;
  • для танков Т-62 — 26 минут.

Время заправки роты танков тремя топливозаправщиками составило:

  • для танков Т-80 — 40–44 минуты;
  • для танков Т-64А — 64–68 минут;
  • для танков Т-72 — 60–64 минуты;
  • для танков Т-62 — 56–60 минут.

Отдельно отмечалось, что централизованная заправка топливом под давлением, внедрённая на Т-80, значительно сокращает время заправки, делает заправку удобной и предохраняет топливо от пыли и грязи.

Условия размещения, боевой работы и обитаемости в танке в основном обеспечивали выполнение своих обязанностей. Функциональное состояние организма членов экипажей Т-80, Т-64А, Т-72 и Т-62 после совершения длительных маршей находилось на уровне, достаточном для выполнения дальнейших боевых задач. Сравнительная оценка состояния сердечно-сосудистой системы экипажей показала, что меньшие изменения происходили у экипажей Т-80, несколько выше — у экипажей Т-72 и Т-64А, более выраженные — у экипажей Т-62.

Исследование вопросов приведения танковых рот в боеготовое состояние в ходе проведённых испытаний показало, что подразделения, укомплектованные танками Т-80, Т-64А, Т-72 и Т-62, способны своевременно выходить по тревоге из мест постоянной дислокации. Время выхода танковой роты из парка при положительной температуре окружающего воздуха составило:

  • для танков Т-80 — 5,5 минуты;
  • для танков Т-64А — 10,0 минут;
  • для танков Т-72 — 10,0 минут;
  • для танков Т-62 — 12,0 минут.

Общее время на приведение танковых рот в боеготовое состояние после совершения длительного марша с учётом проведения технического осмотра, заправки танков топливом, загрузки боекомплекта, устранения отказов и неисправностей составило для танков Т-80, Т-64А, Т-72 — до 4,5 часа, для танков Т-62 — до 6,5 часа.

Время подготовки танков к преодолению водных преград по дну в зависимости от конструктивных особенностей оборудования подводного вождения составило:

  • для танков Т-80 — 84,0 минуты;
  • для танков Т-64А — 27,9 минуты;
  • для танков Т-72 — 21,3 минуты;
  • для танков Т-62 — 25,4 минуты.

Средние скорости движения танков Т-80, Т-64А, Т-72 и Т-62 при непосредственном преодолении препятствий находились в пределах 9–13 км/час. На трассе с препятствиями танки показали следующие средние скорости движения: Т-80 — 31,2 км/час, Т-64А — 26,4 км/час, Т-72 — 28,5 км/час, Т-62 — 19,2 км/час.

На Т-80, Т-64А и Т-72 по сравнению с Т-62 значительно сократились время и трудоёмкость технического обслуживания за счёт сокращения объёма работ и увеличения периодичности их проведения. Наименьшую продолжительность всех видов технического обслуживания продемонстрировал Т-80, наибольшую — Т-64А. Суммарная продолжительность технического обслуживания одного танка за 1000 км пробега в ходе испытаний в среднем составила:

  • для танков Т-80 — 8,16 часа;
  • для танков Т-64А — 11,06 часа;
  • для танков Т-72 — 13,03 часа;
  • для танков Т-62 — 22,12 часа.

В лучшую сторону по ремонтопригодности отличился Т-80, имевший моноблочную силовую установку и съёмные диски опорных катков, что позволило производить замену силового блока за 4–5 часов и опорного катка за 0,5 часа.

На всех испытываемых танках отсутствовала система встроенного контроля технического состояния, что в значительной мере затрудняло поиск и обнаружение отказов и неисправностей. Исключение составил Т-64Б, у которого имелись приборы встроенного контроля аппаратуры управления огнём комплекса «Кобра». В процессе испытаний танки в основном работали надёжно, а наиболее существенным отказом стал выход из строя по производственным причинам пяти двигателей ГТД-1000Т на танках Т-80.

​Генеральный конструктор СКБ «Спецмаш» Н.С. Попов инструктирует экипажи Т-80. Фото АО «Спецмаш» - Самый прожорливый танк Советского Союза | Warspot.ru

По результатам испытаний комиссия отдала пальму первенства Т-80. Однако читатель, ознакомившись с приведёнными данными, волен делать самостоятельные выводы. Конечно, для этого хорошо бы знать ещё и контекст, в котором проводились испытания и составлялся отчёт. От комиссии требовалось во что бы то ни стало оправдать принятие на вооружение третьего типа основного танка, которое произошло в силу того, что интересы СКБ «Трансмаш» ленинградского ПО «Кировский завод» лоббировал лично Д.Ф. Устинов, а генеральный конструктор Н.С. Попов в том же 1976 году вошёл в состав Центральной ревизионной комиссии КПСС, а с 1982 года стал членом ЦК КПСС.

Естественно, для получения нужного результата применялись различные уловки. Например, в экипажи Т-72 назначили наводчиков, ранее никогда не работавших с лазерными дальномерами, а стрельба Т-64А корректировалась по данным системы управления огнём Т-64Б, которых там не должно было быть. Оба этих факта прямо отражены в отчёте и как бы напрямую Т-80 не касаются. Однако участники испытаний в своих воспоминаниях указывали, что для увеличения скоростей движения и улучшения топливной экономичности рота танков Т-80 сильно растягивалась на маршах — до нескольких километров. В этих условиях она фактически уже не была колонной — каждый танк двигался индивидуально в наиболее выгодном режиме. Даже не зная указанных нюансов, всё равно можно видеть, что по большинству параметров Т-80 не так уж сильно превосходил своих конкурентов, особенно Т-72. Все отклонения в реальной боевой ситуации нивелировались бы в пределах ситуационных погрешностей и не давали каких-то серьёзных преимуществ.

А вот расход топлива на Т-80 при всём этом оказался катастрофически высоким. Средний путевой расход на 100 км пути по результатам испытаний составил для Т-80 642 литра против 357 литров у Т-72. Абсолютный средний расход за всё время испытаний составил 22 820 литров на один танк у Т-80 и только 12 337 литров на один танк у Т-72! Апологеты Т-80 часто замечают, что речь идёт о машинах с двигателями разной мощности — мол, если Т-72 ползал на 780-сильном дизеле, то Т-80 летал на 1000-сильном ГТД. Но в том-то и дело, что применение двигателя мощностью 1000 л.с. на практике не дало Т-80 ощутимых преимуществ в подвижности, что мы также видим из результатов испытаний. Разница в средней скорости при движении ротных колонн у Т-80 и Т-72 составила 2–2,5 км/час, разница средних технических скоростей — менее 5 км/час, а разница по темпу наступления — вообще менее 1 км/час! Комментарии, как говорится, излишни.

Продолжение следует

  1. М.В. Ашик, А.С. Ефремов, Н.С. Попов. Танк, бросивший вызов времени: К 25-летию танка Т-80 — СПб.: «Каскад-Полиграфия», 2001
  2. Э.Б. Вавилонский, О.А. Куракса, В.М. Неволин. Основной боевой танк России. Откровенный разговор о проблемах танкостроения — Нижний Тагил: «Медиа-Принт», 2008
  3. Главный конструктор В.Н. Венедиктов. Жизнь, отданная танкам / Сборник статей — Нижний Тагил: ООО «Рекламно-издательская группа «ДиАл»», 2010
  4. А.С. Ефремов. Уроки танкостроения — СПб.: «Гангут», 2010

Какой расход топлива у танка

LiveJournal

Войти

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Дискуссионный клуб сайта http://btvt.info — танки, новые технологии, война, история

Расход топлива Т-62, Т-72, Т-64А, Т-80 и БМП-2

  • May. 12th, 2013 at 7:52 PM

ПРИБЛИЖЕННАЯ ОЦЕНКА РАСХОДА ТОПЛИВА И ЗАПАСА ХОДА ВГМ

Любопытный материал из журнала «Вестник бронетанковой техники» 1991 №2.

Приведены экспериментальные данные испытаний и подконтрольной войсковой эксплуатации по топливной экономичности танков Т-62, Т-72, Т-64А, Т-80 и БМП-2.
На основании их обобщения предложена эмпирическая формула для оценки путевого расхода топлива и запаса хода в зависимости от скорости в наиболее вероятных условиях движения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *