За что отвечают предохранители в современных автомобилях
Но если это все-таки случится – плавкий предохранитель (автомобильные бортовые сети оснащаются преимущественно ими) погибнет, как самурай в бою – сгорит, защищая вверенную ему электрическую цепь. Не зря в английском языке для этого типа деталей существует термин sacrificial fuse – «жертвенный предохранитель». Преимущество плавких одноразовых предохранителей – налицо. Во-первых, разрушаясь, они разрывают цепь гарантированно. А во-вторых – делают это быстро, не давая возникнуть перегреву проводов, и, как следствие, пожару.
ОТ ЧЕГО ЗАЩИЩАЮТ ПРЕДОХРАНИТЕЛИ
Как вы, наверное, уже поняли, задача предохранителя – разомкнуть цепь в критической ситуации, то есть такой, когда существует риск нагрева проводов, их оплавления и возгорания, что очень опасно, поскольку автомобиль насыщен горючими жидкостями и материалами. Ситуациями такими являются:
- короткое замыкание;
- повышение силы тока в цепи на величину выше номинала предохранителя;
- подключение потребителя, мощность которого превышает расчетную для данного участка сети.
Последнее особенно касается цепи прикуривателя и аналогичных бортовых розеток автомобиля (расположенных в багажниках, бардачках). Ведь согласно закону Ома, для того, чтобы запитать прибор, мощность (а значит, и сопротивление) которого велико, при фиксированном напряжении нужно повысить силу тока. А провода могут быть на это не рассчитаны – не иметь нужного сечения, соответственно, начнут нагреваться. Это можно заметить и в штатном режиме, потрогав, например, после работы вилку особо производительного компрессора для шин или автопылесоса.
Но пока сила тока не превышает ту, на которую рассчитан предохранитель, ситуация у него под контролем, и ограничивается легким нагревом изоляции, не переходя к ее оплавлению. Как только сила тока переходит критическую отметку (в том числе, и из-за того, что сопротивление нагревшегося потребителя увеличивается), тонкий металлический проводник, сердечник предохранителя, перегорает.
ИСТОРИЯ И РАЗНОВИДНОСТИ ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ
Считается, что плавкий предохранитель придумал Луи Франсуа Клеман Бреге, французский электротехник… и часовщик – внук того самого Абрахама-Луи Бреге, который основал компанию Breguet. Семья вообще дала миру много изобретателей: внук самого электротехника, Луи Шарль, в начале ХХ века создаст первый в мире цельнометаллический самолет. А пока, в 1847-м, Луи Франсуа Клеман в ходе ряда экспериментов выяснил, что вставки из проволоки определенной толщины способны перегорать при увеличении силы тока в цепи на величину, пропорциональную сечению.
Собственно, долгое время автомобильные «sacrificial fuses» были не такими уж и жертвенными, поскольку представляли собой пластинку с пружинными контактами, между которыми была протянута проволочка длиной 1-2 см… и еще 15-20 сантиметров были намотаны выше, на специальное маленькое мотовило. При перегорании такого предохранителя водитель просто отматывал новый кусок проволоки, устанавливал его между контактами, и можно было ехать дальше.
Так продолжалось аж до 60-70-х годов прошлого века. Потом в автомобилестроение пришли стеклянные плавкие вставки (или аналогичные им по размерам керамические) с проволокой внутри, знакомые многим по бытовой аппаратуре, но широкого распространения не получили по причине своей хрупкости. В настоящее время они устанавливаются разве что на дополнительные цепи – чаще для музыкальной аппаратуры или сигнализаций, а также присутствуют в автомобильных аксессуарах.
Следующий довольно продолжительный этап (вплоть до конца 90-х годов) – цилиндрические предохранители («торпеды»). Их у нас часто еще называли керамическими, из-за материала изготовления цилиндра, хотя распространены были и пластмассовые вставки – например, иностранного производства. Выглядели они как маленькие пальчиковые батарейки, и в гнезда вставлялись тоже примерно так же. Контакты располагались на торцах цилиндра, их соединяла плавкая вставка. Именно с цилиндрических предохранителей пошла традиция маркировать предохранители цветом согласно номиналу.
Сегодня наиболее широкое распространение имеют ножевые предохранители (Blade type fuses, они же штыревые или флажковые). Представляют собой деталь П-образной формы, внутри полупрозрачного пластмассового корпуса которой расположен плавкий элемент, а наружу выступают два контакта, вставляющиеся в гнездо. Монтируются и демонтируются ножевые предохранители при помощи пластикового пинцета, идущего в комплекте с автомобилем или запасным набором.
Окончательно закрепилась цветовая иерархия плавких вставок, благодаря которой номинал предохранителя теперь безошибочно могут определить даже люди со слабым зрением.
В современном стандарте цвета закреплены в следующем порядке:
- черный – 1А;
- серый – 2А;
- фиолетовый – 3А;
- коричнево-желтый (песочный) – 5А;
- коричневый – 7,5А;
- красный – 10А;
- голубой – 15А;
- желтый – 20А;
- белый – 25А;
- зеленый – 30А;
- оранжевый – 40А;
- синий – 60А.
Применение предохранителей большего номинала в современных автомобилях, как правило, редкость, да и малые номиналы (меньше 5 ампер) встречаются достаточно редко. В сменных наборах, поступающих в торговую сеть, обычно превалируют предохранители на 10, 15, 20 и 30 ампер, защищающие наиболее уязвимые электрические цепи.
При покупке запасных предохранителей необходимо также обратить внимание на размер, используемый в конкретной модели автомобиля (обычно он одинаков для всех блоков, но бывают исключения, особенно, если автомобиль подвергался модернизации или тюнингу).
Существуют несколько стандартов плавких вставок ножевого типа:
- Micro2 /APT /ATR, размеры 9,1 × 3,8 × 15,3 мм, номиналы от 5 до 30А;
- Micro3 /ATL, размеры 14,4 × 4,2 × 18,1 мм, номиналы от 5 до 15 А;
- Mini / ATM / APM, размеры 10,9 × 3,6 × 16,3 мм, номинал от 2 до 30 А;
- Regular / ATC / ATO / APR / ATS, размеры 19,1 × 5,1 × 18,5 мм, номинал от 0,5 до 40 А;
- Maxi / APX, самые большие предохранители по размерам (29,2 × 8,5 × 34,3 мм) и номиналу (от 20 до 120 ампер).
Дополнительно к ножевым предохранителям иногда используются ленточные плавкие вставки – две клеммы, связанные тонкой лентой, часто заключенной в корпус. Такие предохранители, как правило, имеют большой номинал, поэтому устанавливаются в качестве общего предохранителя либо в коробке над плюсовой клеммой, либо в непосредственной близости от аккумулятора.
Для защиты силовых устройств, потребляющих большие токи (как правило, также в подкапотных блоках) последнее время все чаще используются предохранители картриджного типа (FJ12), состоящие из контактов из специальных сплавов, помещенных в диэлектрическую оболочку (картридж).
ЧТО ЗАЩИЩАЮТ ПРЕДОХРАНИТЕЛИ
В современных автомобилях нет электрических цепей, не защищенных предохранителями. Обычно их размещают в двух блоках: подкапотном, расположенном вверху моторного отсека, и салонном – как правило, размещенном рядом с рабочим местом водителя в нижней части торпедо.
Рассмотрим распределение плавких вставок на примере одного популярного кроссовера. Блоков здесь два, первый находится в моторном отсеке рядом с ЭБУ, второй – под рулем, закрыт ящичком для монет. В подкапотном находятся предохранители более мощных цепей: вентиляторов охлаждения двигателя (2 по 30А), электродвигателей системы курсовой устойчивости (50А) и АБС (30А), обогревателей заднего и переднего стекол (по 20А), обоих фар по отдельности, указателей поворота (по 15А), генаратора (10А), датчика коленвала (30А) и несколько других важных цепей.
В салонном блоке, в основном, предохранители номиналом 10-15 А (цепи габаритов, прикуривателя, управления зеркал, вентиляторов отопителя и кондиционера и т.д.), кроме стеклоочистителя (30А) и стоп-сигналов (20А). Чтобы добраться до предохранителей, монетный ящичек нужно демонтировать, не применяя инструментов.
КАК ПОМЕНЯТЬ ПРЕДОХРАНИТЕЛИ. РЕКОМЕНДАЦИИ
Чтобы найти перегоревший предохранитель, воспользуйтесь инструкцией к автомобилю или схемой, нанесенной на крышку блока предохранителей.
Некоторые предохранители оснащены световыми индикаторами неисправности.
Если предохранитель отвечает за два прибора (например, омыватель и очиститель стекла), обратите внимание, оба ли из них не работают. Если один не поломан – видимо, проблема не в плавкой вставке.
Не вынимайте ножевые предохранители руками, отвертками, ножом, воспользуйтесь штатным пинцетом.
Устанавливайте предохранители строго в соответствии с номиналом (в крайнем случае допускается использование меньшего номинала, но не большего).
В крайнем случае замените предохранитель на исправный из маловажной цепи: обогрева сидений, задних ПТФ и т.п, но тоже строго с номиналом.
Не делайте «жучков», «козу» из проволоки или фольги, не вставляйте вместо предохранителя болт или монету – это может привести к пожару. Лучше двигаться без горящей фары, чем на пылающем автомобиле!
172. Назначение плавких предохранителей и автоматических выключателей лифта
Плавкие предохранители служат для защиты электрического оборудования и сети от длительных перегрузок и токов короткого замыкания. Плавкими предохранителями защищают главным образом установки относительно небольшой
мощности с номинальным напряжением до 500 В. Плавкие предохранители используют в лифтах для защиты слаботочных цепей управления; системы сигнализации и освещении от короткого замыкания. Предохранитель типа ПРС (рис. 48) состоит из фибрового корпуса, обоймы, плавкой вставки, и контактов, которые одновременно служат и для крепления предохранителя к токоведущим выводам. При коротком замыкании предохраняемой цепи плавкая вставка сгорает и цепь разрывается. Под действием высокой температуры фибра разлагается и выделяет газ, способствующий гашению Дуги, которая возникает при разрыве цепи. Наиболее распространены также предохранители пробочные и с кварцевым заполнением.
Автоматические выключатели. Основными защитными аппаратами, применяемыми на лифтах, являются автоматические выключатели, предназначенные для защиты станции управления и электродвигателей от токов короткого замыкания и токовых перегрузок. Автоматические выключатели выпускают для лифтов нескольких типов, например АП50-ЗТМ; А3114/1; АЕ2036-10РУЭ и др. Выключатели типа АП50 (рис. 49) выпускают с тепловым расцеплением перегрузки. Автоматические вщлючатели типа АП50-ЗМТ применяют для защиты от перегрузок в цепях электродвигателя привода дверей.
Структура условного обозначения автоматического выключателя типа АП50-ЗМТ следующая: АП50 — серия автоматических выключателей; 3 — число полюсов; МТ — комбинированный (электромагнитный и тепловой). Устанавливают на лифтах пассажирских и грузопассажирских жилых и административных зданий (в качестве выключателя цепей управления и цепей электродвигателя привода дверей) при грузоподъемности лифтов 500, 1000, 320 кг в скорости 1,4; 1,0; 0,71 м/с, питание осуществляется от сети напряжением 220—380 В.
Рис. 48. Плавкий предохранитель ПРС
1 — контакты; 2 — латунные колпачки; 3 — плавкая вставка из цинковою сплава; 4 — фибровая трубка
Рис. 49. Автоматический выключатель
1 — крышка; 2 — биметаллические пластинка; 3 — регулировочный винт; 4 — рычаг; 5 —рычаг (поворотный); 6 — полюс; 7 —решетка; 8 — каркас;
9 — рукоятка; 10 — расцепитель