Сколько служит генератор автомобиля
Перейти к содержимому

Сколько служит генератор автомобиля

  • автор:

Ресурс и эксплуатация стартеров и генераторов

Ресурс и эксплуатация стартеров и генераторов

В автомобиле детали и узлы имеют самые различные ресурсы работы. Одни выходят из строя через 10 тыс. км (например, масляные фильтры), другие – через 200-500 тыс. км (двигатели). За износом нужно внимательно следить, особенно для автомобилей, бывших в употреблении.

Правила эксплуатации стартеров и генераторов
Если не выполнять периодическое обслуживание или профилактический ремонт, то в последствии затраты окажутся существенно большими. Все это в полной мере относится и к генераторам и к стартерам. К примеру, мелкий ремонт стартера для «Мерседеса» может обойтись в 20$. Но если профилактику не сделать, то замена старого стартера на новый может обойтись примерно в 700$. Как видим, разница существенная.

У каждого стартера и генератора свой ресурс
В среднем ресурс стартеров и генераторов составляет около 120 тыс. км или 4-5 лет эксплуатации. Относительно небольшой срок службы этих узлов обусловлен тем, что они работают в очень тяжелых условиях.

Так, например, генератор работает при частоте вращения 10-14 тыс. оборотов в минуту – это самая большая скорость, с которой вращается только это оборудование в автомобиле! Обороты двигателя, как известно, не превышают 5-6 тыс.

А стартеру, имеющему небольшие габариты, приходится вращать массивный маховик приводить в движение всю кривошипно-поршневую группу двигателя. Работа стартера практически постоянно идет в самых неблагоприятных, а подчас и просто экстремальных, условиях. Уже по своему назначению этот небольшой электромотор должен сдвинуть с места и крутить с нужной скоростью всю массу нагруженного на него «железа» двигателя: коленвала, поршневой, ГРМ и приводимого навесного.

Но справляться с этой задачей без проблем стартер способен только при нормальном техническом состоянии двигателя, на которое тот рассчитан. Между тем состояние моторов далеко не всегда соответствующее: низкокачественное, сильно густеющее при морозе масло, плохое смесеобразование и воспламенение в цилиндрах, всевозможные технические проблемы и износы узлов двигателя – все это приводит к эффекту, называемому «затрудненным пуском», он является первым врагом стартера.

Прежде всего, страдает электрическая часть. При нагрузке на валу якоря выше расчетной (например, при загустевшем от морозов масле в двигателе), на стартере сильно повышается ток, отчего в области контактов тягового реле и щеток коллектора возникает электрический дуговой разряд, постепенно выжигающий материал контактов. В итоге контакты реле и щеток коллектора покрываются слоем нагара, отчего, в первом случае, стартер перестает включаться, а во втором теряет мощность и не может крутить двигатель с нужной скоростью. Последнее, кстати, подчас проходит мимо внимания, особенно в машинах с хорошей шумоизоляцией, и, предпринимая все новые попытки пустить двигатель, водитель все более «дожигает» контакты. Но, даже заметив слабость вращения, это часто относят к подсевшему аккумулятору, между тем как это – начало «болезни» стартера.

Вообще, тяговое реле и коллектор можно назвать типичными слабыми местами стартера – достаточно большое число проблем связано как раз с этими узлами. В этом «помогают» возникающий при перепадах температур водяной конденсат и летящая из-под днища грязная вода, которая постоянно понемногу просачивается в стартер. Отсюда, кроме нетленных «пригоревших пятаков» (т. е. контактной группы, активирующей вращение), возникают и такие обычные неисправности тягового реле, как замыкание и перегорание в обмотках, а в более запущенных случаях – и застревание от замерзшего конденсата и/или грязи якоря. Не меньше проблем и с коллектором, который, напомним, предназначен для питания якоря и состоит из вращающейся части на якоре в виде вплавленных в изолятор пластин, связанных с обмотками якоря, и неподвижных щеток, передающих ток на пластины. Типичная проблема при этом – механический износ щеток, вызывающий их «подвисание», отчего на якорь не поступает ток и стартер теряет мощность, а сама щетка, в свою очередь, тоже начинает «подгорать».

Много вреда стартеру способно принести и включение на время, превышающее предписанные нормы. И дело тут не только в разрядке АКБ. Не предназначенный для продолжительной работы, стартер начинает сильно нагреваться, отчего, особенно в присутствии влаги, возможно перегорание обмоток и повышенный износ втулок, в которых вращается якорь. Эти втулки, кстати, постепенно изнашиваются, и их нужно вовремя заменять – иначе якорь начинает «бить», цепляясь за статор, и стартер сначала теряет мощность, а затем выходит из строя.

Еще одно «больное место» стартера – узел Бендикса с обгонной муфтой и шестерней. Одна из обычных неисправностей здесь – запаздывающий выход шестерни из зацепления с маховиком. При этом узел шестерни и обгонной муфты подвергаются экстремальной нагрузке, бешено разгоняясь вращением двигателя. И если передняя втулка оказывается чрезмерно изношенной, то шестерню может перекосить и заклинить между картером. Подобное может случиться и при подгорании контактов тягового реле, или при заедании замка зажигания, когда стартер не отключается после пуска двигателя. И на автомобилях с хорошей шумоизоляцией, или просто у неопытного водителя, который поехал как ни в чем не бывало, стартер перегревается и «сгорает», а шестерня клинит (часто принимается за «клин» двигателя). Кстати, похожий эффект постепенно вызывает и очень часто встречающаяся у неопытных автовладельцев т.н. «передержка стартера», когда водитель продолжает еще некоторое время удерживать ключ, между тем как двигатель уже работает.

Еще чаще встречается обратная неисправность муфты – неполное введение шестерни в зацепление с зубчатым венцом маховика, отчего шестерня изнашивается сама и «съедает» зубцы на маховике. В итоге шестерня стартера перестает цеплять и крутить маховик – в таких случаях из моторного отсека начинает доноситься характерный треск. Похожее потрескивание можно услышать и при другой типичной неисправности бендикса – износе и прокрутах обгонной муфты, у которой шарики перестают заклиниваться в канавках и не передают вращение на шестерню.

Иногда с муфтой случается неприятность и похуже – когда шарики, наоборот, не освобождаются и вращение от запустившегося двигателя начинает передаваться на стартер. При разнице в диаметре шестерен стартер начинает вращаться с огромной скоростью, и если шестерня стартера все-таки не выходит из зацепления, тогда происходит т. н. разнос стартера. Тогда под действием центробежной силы отрываются с мест обмотки якоря, стартер заклинивает, шестерня встает наперекосяк и крошится венцом маховика; обломанные зубцы при этом могут быть «протащены» двигателем и застрять дальше по ходу между картером и маховиком.

Чаще всего в стартерах приходится менять бендиксы, планетарные механизмы, втулки, втягивающее реле, щетки, а генераторах – подшипники, регуляторы напряжения, щетки. Для стартера очень характерен принцип т. н. лавинных поломок, когда неисправность в электрике влечет механический износ, и наоборот, проблемы с механикой прямо отражаются на электрической части. При этом неисправности почти всегда идут «по нарастающей», и ездить всю жизнь с «небольшой болячкой» скорее всего не получится.

Лучше это сделать вовремя, иначе придется раскошелиться по-крупному и купить новый узел. А его цена может оказаться сопоставимой или даже большей, чем стоимость целого автомобиля.

Ремонтировать нужно сразу после покупки
Однако проблемы со стартерами и генераторами случаются не только при длительной эксплуатации автомобилей. При покупке автомобиля, бывшего в эксплуатации, очень велика вероятность, что этим узлам требуется в каком-либо виде ремонт. Объясняется это довольно просто.

Стартеры на б/у авто имеют, как правило, изношенные втулки. На Западе их не меняют. Если и заменяют, то целиком стартер, а поскольку это дорого, то стартер оставляют без замены. Поэтому в Украине и оказываются машины со стартерами, у которых втулки изношены.

Однако бывает и еще хуже. Часто стартеры и генераторы при предпродажной подготовке за границей меняют на более старые и изношенные. Этому способствует то, что многие стартеры и генераторы разных производителей взаимозаменяемы. И даже у одного производителя имеются изделия, отличающиеся по мощности и массе. Как правило, более новые разработки имеют меньший вес, большую мощность и более высокую надежность. Вот и занимаются подменой в расчете на то, что в последствии можно будет хорошо заработать при ремонте другого авто. Ведь генератор или стартер от старой модели автомобиля можно приобрести на свалке за 30-50 марок, а более новый стоит на порядок дороже.

Так, на «Мерседесах» с кузовом 124 можно часто обнаружить генераторы, рассчитанные на максимальный ток силой 55А от «Мерседеса» с кузовом 123, хотя должны использоваться генераторы на 70А. И разница в их цене существенная, да и маломощный генератор быстро выходит из строя.

Или другой пример. На «Форде-Скорпио» и «Форде-Сиерра» в 1985 году устанавливались стартеры старой разработки мощностью 0,8 кВт. Слишком маломощные стартеры быстро выходили из строя, и впоследствии их заменили на более мощные – 1,4кВт. При продаже автомобилей в Германии часто мощные стартеры заменяют на более слабые. Результат – быстрый выход из строя.

Главная «беда» стартеров – втулки
Во втулках стартера вращается вал якоря. Материал втулок – особенный – медно-графитовый, а изготавливаются втулки методом высокоточной прессовки с точностью до 0,001 от диаметра вала. Наличие графита в материале позволяет в течение срока эксплуатации обеспечивать смазку вала якоря.

Всякие другие материалы для втулок не подходят в принципе. Простые точеные на токарном станке втулки из латуни, бронзы или меди просто недопустимо использовать в стартерах. Они работают до тех пор, пока не закончится в них смазка. А это происходит очень быстро. После чего медь или латунь начинает «наматываться» на ось вала, втулка «погибает». Да и высокую точность изготовления втулок в кустарных условиях часто невозможно обеспечить.

Что происходит, когда втулка выходит из строя? Вал якоря начинает бить, разбивается планетарный механизм, бендикс, зубья венца маховика. Чем быстрее обратиться к специалистам тем меньше окажутся затраты на ремонт. Но когда якорь начнет бить по стартеру, то такому стартеру уже нельзя будет помочь, придется его выбросить. А может и не только его, за ним может последовать и венец маховика.

7 признаков поломки генератора

Мы насчитали семь симптомов поломки генератора, которые помогут вам вовремя обнаружить и устранить неисправность.

Depositphotos

Генератор — один из важнейших компонентов любого автомобиля, поломка которого гарантированно обездвижит ваше транспортное средство всего за несколько десятков километров пути. Любая неисправность этой детали требует немедленного вмешательства. В противном случае машине нередко грозит дорогостоящий ремонт. Важно вовремя заметить и устранить неисправность генератора. Мы насчитали семь симптомов поломки, которые помогут вам в этом нелёгком деле.

Устройство генератора

Прежде чем говорить о симптомах поломки, нелишним будет вспомнить о том, как устроен и функционирует генератор переменного тока. Эта деталь состоит из алюминиевого корпуса, внутри которого находится катушка статора и ротор на подшипниках. Вал ротора приводится в движение приводным ремнём от коленчатого вала двигателя. Переменный ток, снимаемый с обмотки статора, преобразуется в постоянный мощным диодным выпрямителем. Угольные щётки передают на ротор управляющий ток от регулятора напряжения. Благодаря его работе генератор постоянно вырабатывает около 13,8–14,7 вольт на выходе, вне зависимости от оборотов двигателя. Этот ток идёт на запитку бортовой сети автомобиля и служит источником подзарядки аккумуляторной батареи. Поломка генератора или неправильная его работа приводит к быстрой разрядке аккумулятора или полному выходу его из строя, в результате машина обесточивается и лишается возможности самостоятельно перемещаться в пространстве.

6 верных признаков, что вам пора сменить амортизаторы.

Неисправности генератора

© Depositphotos

Все неисправности генератора условно можно разделить на две группы — механические и электрические. К первым относится разрушение корпуса устройства, поломка креплений, подшипников, прижимных пружинок щёток, обгонной муфты или шкива и других деталей, а ко вторым — обрывы и замыкания обмотки, поломка диодного моста и реле-регулятора, износ угольных щёток. Общих признаков приближающихся неприятностей с генератором несколько — это тусклые или мерцающие фары, проблемы с запуском двигателя и подмигивание или постоянное горение контрольной лампы на приборной панели.

Что делать, чтобы не было проблем с генератором?

Что влияет на срок службы генератора автомобиля?

В автомобилях с двигателем внутреннего сгорания генератор является главным источником электроэнергии. Поэтому важно знать слабые места генератора, причины неисправностей и понимать, как обслуживать узел, чтобы он служил долго.

Распространенные неисправности генераторов

Начнём с того, что причинами неисправностей могут быть:

  • конструктивные особенности узла и негативное влияние окружающей среды;
  • перегрузки;
  • неправильная эксплуатация и обслуживание;
  • взаимосвязанные узлы.

Слабые места генераторов

  • Щеточно-коллекторный узел — чаще страдает на возрастных автомобилях, т.к. диаметр коллектора генератора у них больше, чем в узлах современных авто. Также щетки стираются о поверхность контактных колец, на которых выгорел контакт.
  • Обгонная муфта — служит не больше 100 тысяч километров.
  • Цифровой реле-регулятор — тоже не очень долговечный и достаточно капризный элемент. Ремонтопригоден, но для диагностики нужно специальное оборудование.
  • Подшипники — страдают, если неправильно (слишком сильно или слабо) натянут приводной ремень.
  • Весь генератор (как бы странно это ни звучало). Генератор — “магнит” для корродирующих веществ: пыли, влаги, реагентов, технических жидкостей. Самое печальное, что коррозия выводит генератор из строя безвозвратно.

Как повышенные нагрузки влияют на срок эксплуатации генератора

Генератор испытывает повышенные нагрузки, в основном, зимой — когда заряжает аккумулятор и вырабатывает энергию для других устройств. В такие момент узел работает на пределе возможностей и расходует ресурс гораздо быстрее. Если нагрузка будет слишком большой, генератор перегреется.

Неправильная эксплуатация и обслуживание

Типичная ошибка — “прикуривать” другой автомобиль, когда на нем заведен двигатель. Эта ситуация приравнивается к короткому замыканию.
Также часто водители, которые внимательно слушают и используют советы “бывалых” автомобилистов, частенько проверяют генераторы на своих современных авто, сбрасывая клеммы с АКБ или чиркая проводами от выводной клеммы генератора по “массе”. Современные генераторы так проверять нельзя! Это прямой путь к замене агрегата.

Влияние других узлов и агрегатов автомобиля на работу генератора

Состояние и работа генератора напрямую зависит от состояния аккумулятора. Поэтому за зарядом АКБ нужно следить, саму батарею регулярно проверять.
Кроме проблем с напряжением, генератор боится разных веществ, которые вызывают коррозию — воды, пыли, технических жидкостей, реагентов. Поэтому стоит своевременно устранять течи в системах, магистрали которых идут выше генератора. А если вы решили помыть двигатель, проследите, чтобы мастер герметизировал стартер и генератор.

Что делать, чтобы генератор служил долго?

  • Постоянно следите за состоянием аккумулятора. Если АКБ сильно разряжена, то заряжайте ее специальными устройствами.
  • Не «прикуривайте» с работающим мотором. Лучше используйте специальное пусковое устройство.
  • Своевременно проходите техобслуживание генератора: проверяйте состояние ремня, щеток, обмоток и т.д. Лучше доверить эту работу специалистам.
  • Не занимайтесь самостоятельной диагностикой генератора с помощью “дедовских” методов.
  • Постоянно следите за чистотой подкапотного пространства, устраняйте подтекания технических жидкостей.
  • Установите дополнительные уплотнения капота и защиту двигателя.
  • Зачем автомеханику учиться? авг 27, 2020
  • Что выбрать – кондиционер или климат контроль? авг 20, 2020
  • Диагностика ГУР: что предлагает MSG Equipment июл 30, 2020
  • Диагностика агрегатов ЭУР И ЭГУР: что предлагает MSG Equipment июл 27, 2020
  • Совершенство в деталях – корпуса для оборудования MSG Equipment июл 23, 2020

ГЕНЕРАТОР В АВТОМОБИЛЕ: КАК НЕ ПРОПУСТИТЬ НЕИСПРАВНОСТЬ

Если вы планируете дальнюю поездку, особенно в места, удаленные от автосервисов, следует убедиться в исправности автомобильного генератора. Его поломка остановит ваше авто без возможности продолжать движение. Кроме того, любую неисправность генератора важно устранить на начальном этапе, иначе ремонт будет стоить слишком дорого. Какие неисправности генератора возникают и как их обнаружить? Какие признаки указывают на неисправность генератора? Обратимся с этими вопросами к нашим экспертам.

Зачем нужен генератор в автомобиле?

Генератор является основным источником электрической энергии в автомобиле: производит ее из механической и передает всем потребителям в автомобиле, а также служит для зарядки аккумулятора при средней и большой частоте вращения коленчатого вала. Генератор приводится в движение двигателем с помощью приводного ремня.

Генератор и аккумулятор тесно связаны между собой, работают в паре и всегда выручают друг друга. Если генератор подает энергии меньше, чем требует фактическая электрическая нагрузка (например, при использовании всего электрического оборудования или при низких оборотах двигателя на холостом ходу), тогда к этому заданию привлекается аккумулятор: он временно подает дополнительную энергию на электрическое оборудование. В то же время уровень заряда АКБ восстановится до начального значения при нормальном движении – генератор позаботится об этом.

Вместе с изменением частоты оборотов двигателя при движении изменяется и частота оборотов генератора, и как следствие – меняется значение сгенерированного напряжения. Для обеспечения контроля показателя напряжения и подачи соответствующего напряжения на различные электрические нагрузки в автомобиле устанавливается регулятор напряжения. Он также служит для обеспечения зарядки АКБ.

Поломка или неисправность генератора приводит к быстрому разряду аккумуляторной батареи, следствием чего является обесточивание автомобиля и невозможность продолжать движение.

Признаки неисправности генератора

В большинстве случаев генератор не ломается в одно мгновение. Симптомы его неисправности появляются постепенно, водитель может их заметить и своевременно отреагировать. К таким признакам относятся:

1. Неуверенный запуск двигателя автомобиля. Неисправность генератора приводит к недостаточной зарядке АКБ, в результате чего батарея плохо прокручивает стартер.

2. Загорание индикатора на панели приборов – значок в виде аккумулятора, который означает, что АКБ не заряжается должным образом. Если такой сигнал появился в пути, нужно немедленно выключить все, что питается от АКБ (магнитола, кондиционер, вентиляция салона, при возможности фары и т. п.) и двигаться в сторону ближайшей СТО.

3. Тусклый свет фар или мерцание фар. Если вы заметили, что фары стали гореть тускло, мерцают при изменении оборотов двигателя или при большой нагрузке на электрическую систему или то же самое происходит с подсветкой приборной панели, обратитесь на диагностику генератора.

4. Свист приводного ремня, исходящий из-под капота непрогретого автомобиля. Это означает, что приводной ремень слабо натянут, что повлечет неспособность генератора вращаться с нужной скоростью и в достаточной степени заряжать аккумулятор.

5. Звонкий звук, раздающийся из-под капота при движении. Может означать износ подшипников качения, установленных внутри генератора, или износ обгонной муфты. Эта неисправность требует разборки генератора.

Какие неисправности генератора возникают и как их определить

1. Проверка аккумулятора – визуальный обзор (состояние клемм, корпуса) и определение его производительности. Следует учесть, что АКБ может не только недополучать заряд, но и наоборот перезаряжаться – в результате выхода из строя регулятора напряжения (превышение генератором значения напряжения приводит к выкипанию электролита в АКБ и поломке аккумулятора).

2. Проверка регулируемого напряжения. Для этого нужно запустить двигатель с частотой оборотов около 2000 об./мин и проверить регулируемое напряжение на выходной клемме генератора (В+), когда ток на выходе будет составлять около 10 А.

2. Проверка тока на выходе. Для этого нужно запустить максимальное количество электропотребителей (например, дальний свет фар, вентилятор на максимум), после чего снова измерить ток на выходе при частоте оборотов около 2000 об./мин. Сила тока должна соответствовать показателям, приведенным в инструкции к автомобилю. Стандартные значения отличаются в зависимости от производителя автомобиля.

3. Проверка предохранителей во всех блоках. Перегорание предохранителя означает наличие проблем, влияющих на цепь зарядки.

4. Проверка натяжения и состояния приводного ремня генератора. Ослабленный ремень будет скользить на шкиве, в результате чего генератор не будет обеспечивать стабильную зарядку или вообще не будет приводиться в действие. Чрезмерно затянутый ремень может повлечь за собой повреждение внутреннего подшипника и выход генератора из строя.

Срок службы приводного ремня зависит от условий эксплуатации. Но при замене генератора рекомендуется заменять и приводной ремень.

Что нужно учесть, выбирая генератор для замены?

Номенклатура оригинальных деталей, используемых производителями транспортных средств очень широка, поэтому поставщики запасных частей пытаются обеспечивать максимальное сходство с оригинальными деталями. Генератор на замену не обязательно должен выглядеть так же, как оригинальный, но он должен обеспечивать ту же выходную мощность и иметь такие же характеристики шкива. Посадочные размеры генератора должны быть такие же, как и у оригинального.

Главные критерии выбора нового генератора:

  • длительный срок службы и отсутствие потребности в обслуживании;
  • тип регулятора напряжения (является ключевым критерием, поскольку он определяет параметры регулировки напряжения);
  • тип шкива, диаметр и количество ребер;
  • посадочные размеры, например расположение крепежных проушин, диаметры крепежных отверстий, разъем проводки и т. п.;
  • выходная мощность должна отвечать требованиям производителя автомобиля.

Ни в коем случае не используйте генератор с меньшим значением тока на выходе в транспортном средстве, для которого требуется генератор более высокой мощности: перегрузка приведет к преждевременному выходу из строя генератора.

Какой генератор купить?

Одним из ведущих производителей автомобильных генераторов является компания Denso. Ей принадлежит первенство в разработке генераторов новой конструкции, способных более эффективно производить электроэнергию при меньших размерах и массе.

Также уважением автомобилистов и автомехаников пользуются генераторы Bosch. К примеру, генераторы переменного тока Bosch CV обеспечивают надежное питание электронных потребителей в автомобиле благодаря интеллектуальному интерфейсу генератора и бортовой электронной системы.

Купить генератор для автомобиля вы можете в нашем интернет-магазине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *