Передаточное число
Передаточное число (
) является величиной, обратной передаточному отношению, и рассчитывается как отношение числа зубьев ведомой шестерни (
) к числу зубьев ведущей шестерни (
), а также, как отношение длин окружностей в сечении (или радиусов окружностей в сечении) в точке зацепления, ведущего вала по отношению к ведомому в ремённой или фрикционной передаче. Вместо количества зубьев правильней использовать эффективные длины окружностей, или радиусы шестерней, которые определяют передачу вращающего движения, аналогично формуле для фрикционной передачи. По сути формула отношения числа зубьев является частным случаем отношения эффективных длин окружностей, вписанных в шестерни, находящиеся в зацеплении.
В современное время понятие передаточное число
практически не применяется. Зачастую передаточное отношение
называют передаточным числом. Например, в статье Планетарная передача применяются оба понятия, обозначая одно и то же.
См. также
- Передаточное отношение.
- Мотор-редуктор
Литература
- Под ред. Скороходова Е. А. Общетехнический справочник. — М .: Машиностроение, 1982. — С. 416.
- Гулиа Н. В., Клоков В. Г., Юрков С. А. Детали машин. — М .: Издательский центр «Академия», 2004. — С. 416. — ISBN 5-7695-1384-5
- Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. / Под ред. И. Н. Жестковой. — 8-е изд., перераб. и доп.. — М .: Машиностроение, 2001. — ISBN 5-217-02962-5
Примечания
- Механизмы
- Детали машин и механизмов
- Механические передачи
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Борьба за отечественные приоритеты в науке и технике
- Прашкевич, Геннадий Мартович
Полезное
Смотреть что такое «Передаточное число» в других словарях:
- ПЕРЕДАТОЧНОЕ ЧИСЛО — передаточное отношение отношение числа оборотов ведомого вала к числу оборотов ведущего вала. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
- ПЕРЕДАТОЧНОЕ ЧИСЛО — отношение числа зубьев колеса к числу зубьев шестерни в зубчатой передаче, числа зубьев колеса к числу заходов червяка в червячной передаче, числа зубьев большой звездочки к числу зубьев малой в цепной передаче; диаметра большого шкива или катка… … Большой Энциклопедический словарь
- передаточное число — величина, обратная постоянной счетчика, выражающая соотношение между числом оборотов подвижной части и энергией, учитываемой счетчиком: в оборотах на киловатт час [об/(кВт•ч)] для счетчиков активной энергии; в оборотах на киловар час… … Справочник технического переводчика
- передаточное число — отношение числа зубьев колеса к числу зубьев шестерни в зубчатой передаче, числа зубьев колеса к числу заходов червяка в червячной передаче, числа зубьев большой звёздочки к числу зубьев малой в цепной передаче; отношение диаметра большого шкива… … Энциклопедический словарь
- передаточное число — pavaros skaičius statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. gear ratio; transmission ratio vok. Übersetzungsverhältnis, n; Übersetzungszahl, f rus. передаточное отношение, n; передаточное число, n pranc. rapport de transmission, m; rapport… … Fizikos terminų žodynas
- передаточное число зубчатой передачи — (u) передаточное число Отношение числа зубьев колеса к числу зубьев шестерни. [ГОСТ 16530 83] Тематики передачи зубчатые Обобщающие термины параметры зубчатой передачи и характеристики зубчатого зацепленияпонятия, относящиеся к зубчатому… … Справочник технического переводчика
- передаточное число редуктора воздушного винта ТВД — передаточное число редуктора винта Механизм для уменьшения частоты вращения воздушного винта по отношению к частоте вращения вала ГТД. [ГОСТ 23851 79] Тематики двигатели летательных аппаратов Синонимы передаточное число редуктора винта EN… … Справочник технического переводчика
- Передаточное число рулевого управления транспортным средством — передаточное число рулевого управления отношение угла поворота рулевого колеса к среднему углу поворота управляемых колес, которое может определяться при любом значении угла поворота рулевого колеса;. Источник: Постановление Правительства РФ от … Официальная терминология
- передаточное число зубчатой конической передачи — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN bevel gear ratio … Справочник технического переводчика
- передаточное число редуктора — Произведение передаточных чисел всех ступеней редуктора. [ГОСТ Р 50370 92] Тематики редукторы и мотор редукторы Обобщающие термины передаточные числа (отношения) … Справочник технического переводчика
- Обратная связь: Техподдержка, Реклама на сайте
Экспорт словарей на сайты, сделанные на PHP,
WordPress, MODx.
- Пометить текст и поделитьсяИскать в этом же словареИскать синонимы
- Искать во всех словарях
- Искать в переводах
- Искать в ИнтернетеИскать в этой же категории
Поделиться ссылкой на выделенное
Прямая ссылка:
… Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Определение передаточного числа редуктора
Передаточное число редуктора – важный параметр при выборе редуктора. С помощью этого показателя определяют, подойдет ли выбранный редуктор для решения конкретных задач производства.
Для эффективной работы электродвигателей и всего сборочного узла используют редукторы. Редукторы позволяют передавать вращательное движение и преобразовывать малый крутящий момент электродвигателя в усиленный крутящий момент на выходном валу редуктора с уменьшением частоты оборотов. При выборе подходящей модели редуктора одним из главных параметров является передаточное число редуктора. От верного подбора этого значения зависит правильная работа технологического оборудования и его долговечность.
Интернет-магазин приводной техники
Передаточные числа разных типов редукторов
Передаточное отношение редуктора в физическом понимании – соотношение количества зубьев двух зубчатых колес, находящихся в зацеплении. Эти шестерни располагаются на двух валах: ведущем (на входе) и ведомом (на выходе). Другими словами, передаточное число представляет собой отношение значений скорости входного и выходного вала. Механически это значение обозначает количество полных оборотов ведущего вала за один полный оборот ведомого.
Точное число или показатель зависит от устройства и конструкции конкретной модели редуктора. Поэтому при его подборе передаточное число становится отправной точкой. При этом необходимо учитывать особенности электромотора, оборудования и нагрузки на весь узел в сборе.
На рынке присутствует множество конструкционных типов. Далее рассмотрим самые популярные:

Также существуют комбинированные конструкции, которые в одном корпусе совмещают несколько технических решений. Например, цилиндро-червячные.
Расчет передаточного числа
Прежде чем разбираться в том, как определить передаточное число редуктора, разберемся зачем это нужно и почему так важно. Технологическое оборудование рассчитано на определенные режимы работы. При его проектировании рассчитывают требуемую производительность, мощность, скорость вращения, максимальное усилие и другие параметры. Огромную роль в этом играет редуктор, так как он подбирается с учетом параметров мотора и, например, конвейера. Поэтому установка модели с другими характеристиками может привести к следующим отрицательным последствиям:
- Понижение мощности, что влечет за собой снижение производительности.
- Увеличение потребления электроэнергии, вырастает стоимость эксплуатации.
- Постоянная работа на предельной нагрузке, что увеличивает износ всех компонентов и снижает срок службы. Также может произойти неожиданная поломка отдельных частей или полный выход из строя всего технологического узла.
Теперь вернемся к вопросу: как узнать передаточное число редуктора? Сделать это можно тремя основными способами, которые чаще всего применяют в производственных условиях.
Первый – это теоретический. Самый простой и достоверный. Для этого нужно просто уточнить все данные на информационной таблице редуктора, которую еще называют шильдиком. На ней производители указывают основную информацию о механизме. Также все данные можно найти в паспорте или руководстве по эксплуатации.
Второй – это практический. Способ более трудозатратный, но иногда необходим. Например, когда нужно заменить старое оборудование, документация на которое утеряна. Или при восстановлении законсервированных установок.
Практический метод заключается в последовательном выполнении следующих шагов:
- Разборка редуктора для выявления его типа и анализа его составных узлов.
- Расчет передаточного числа редуктора.
Расчёт осуществляется, в случае цилиндрического редуктора, при помощи формулы I=n1/n2, где n1 – количество зубьев ведомого зубчатого колеса, n2 – ведущего зубчатого колеса.
В случае червячного, передаточное число определяется путем деления числа зубьев колеса на количество заходов витка на червячном валу.
Последний пункт – расчетный, самый трудоемкий. Во-первых, требуется определить тип передачи, которая передает крутящий момент от выходного вала редуктора к исполнительному механизму. Например, для зубчатых передач искомое значение определяют отношением количества зубьев ведомой и ведущей шестерни. Для ременных передач параметр вычисляют как модуль разности между диаметрами ведомого и ведущего шкива.
Последний метод требует применения тахометра, специального прибора, с помощью которого можно определить количество оборотов и их частоты. После чего используют формулу для передаточного отношения редуктора:
- I=nдв/nим, где nдв – частота вращения мотора (электродвигателя), и nим – частота вращения исполнительного механизма.
С помощью практических методов можно достаточно точно рассчитать передаточное отношение редуктора. При этом, если использовалось несколько способов, расхождение между ними не должно выходить за рамки 3%.
Также можно обратиться к специалистам компании «РусАвтоматизация». Мы предлагаем широкий ассортимент редукторных механизмов, приводов и мотор-редукторов. Хорошо разбираемся в вопросах подбора и нюансах эксплуатации.
Закажите обратный звонок на сайте или свяжитесь с нами по телефону. Инженеры компании проконсультируют и помогут в выборе подходящего редуктора.
Передаточное число редуктора

Одним из первостепенных параметров любого редуктора можно назвать передаточное число. В зависимости от конструкции механизма она представляет собой соотношение угловых скоростей или вращательного моментов валов. Использование передач крайне важно для правильной работы оборудования или автомобиля, ведь именно за счет них происходит передача вращательного момента от двигателя к исполнительному механизму. Скорость вращения вала электродвигателя обычно очень высокая, поэтому передать нужный момент напрямую невозможно. Именно поэтому существуют различные понижающие передачи, которые позволяют изменить показатели до нужных значений.
Навигация по статье
Суть передаточных чисел
Определение передаточного числа редуктора
Передаточное число различных видов редукторов
Суть передаточных чисел
Такой элемент как редуктор встречается практически в любых типах механизмов. Это специальный технический узел, позволяющий изменять скорость вращения валов при трансляции вращательного момента. Сегодня редуктор является неотъемлемым компонентом любого двигателя, так как требуется для превращения большой скорости во вращательное усилие и наоборот. Производится несколько разновидностей редукторов, основной характеристикой которых становится передаточное число. Этот показатель напрямую зависит от типа узла, количества шестерен и других конструкционных параметров. Для обозначения передаточного отношения в устройстве используется мультипликатор. Если значение мультипликатора составляет более 1, то это свидетельствует о том, что редуктор является понижающим. При значении менее 1 узел называют повышающим.
Определение передаточного числа редуктора

Показатель является нечем иным как отношением двух величин: количество зубьев на шестерне ведомого вала и количество зубьев на шестерне основного (ведущего). Полученная величина воздействует на работу двигателя, в том числе, на максимальную скорость вращения валов. В автомобилях передача напрямую влияет на разгонную динамику. При сокращении показателя удается увеличить максимальную скорость, но параметры разгонной динамики при этом понижаются. Выделяют несколько методов определения показателя:
- теоретический (справочный);
- практический;
- расчетный.
Первый способ можно назвать самым простым. Для получения передаточного значения достаточно найти инструкцию производителя, в которой будут указаны требуемые показатели. Также многие автомобили содержат нужную информацию в своем Vin-номере, правда, в зашифрованном виде. При необходимости данные можно расшифровать и узнать требуемые показатели.
Практический вариант расчета передаточного числа редуктора предполагает непосредственное вмешательство в агрегат. Потребуется узнать, какая модель агрегата установлена в оборудовании. Если вам будет известна скорость валов в узле, то определить показатели достаточно легко – для этого существует отдельная формула. Однако если значения не известны, то потребуется разобрать механизм. В этом случае редуктор отсоединяется от корпуса, чтобы можно было увидеть его конструктивные компоненты. После этого выполняется требуемый расчет, исходя из типа используемого узла. Например, при применении зубчатой передачи достаточно рассчитать соотношение величины зубьев шестерен на основном и ведомом валах.
При использовании простейшей формулы не учитывается сопротивление вала. Кроме этого, при расчете важно знать, меняется или нет направление вращения шестерни. Если оно изменяется, то передаточное значение принимается со знаком минус, а если не меняется – ставится плюс.
Третий способ определения коэффициента – это отслеживание скорости вращения двух валов. Обычно такой метод используется для получения передаточного числа заднего редуктора в машине. Потребуется специальное оборудование – тахометр, которое позволяет узнать фактическую скорость кручения валов. Соотношение полученных величин и будет обозначать передачу.

В автомобилях найти вращательный момент редуктора возможно при помощи оборота колеса. Потребуется приподнять ведущую ось и отметить первоначальное положение колеса и выходного вала. После этого нужно вращать колесо до тех пор, пока изначальные отметки не совпадут. Отдельно необходимо подсчитать число совершенных оборотов (и у колеса, и у вала). Далее нужно поделить показатель оборотов вала на вращения колеса. Такой способ не является 100% точным. Например, часто возникают ошибки в подсчете количества оборотов. В результате полученное число не соответствует действительности. Поэтому при использовании такого расчетного метода рекомендуется повторить процедуру несколько раз, чтобы удостовериться в точности показателей. Дополнительно можно проверить полученную цифру, подсчитав передаточное число редуктора по специальной формуле. Это позволит убедиться в точности полученных цифр.
Передаточное число различных видов редукторов
Узлы устроены по похожему принципу, однако используют разные типы зубчатой передачи. Выпускаются цилиндрические, конические, червячные и планетарные виды редукторов. Также все чаще применяются комбинированные модели, которые совмещают преимущества различных типов агрегатов.
- Цилиндрические узлы. Популярные механизмы, которые используются в машинах различного оборудования. В том числе, такие узлы эффективно работают в мощных системах и показывают высокий коэффициент полезного действия. Передаточное число в подобных устройствах может составлять от 2 до 400.
- Планетарные агрегаты. Такие устройства отличаются надежностью и производительностью, из-за чего часто применяются в промышленном машиностроении. Как правило, узнать передаточное число редуктора планетарного типа можно при помощи формулы. Показатели составляют от 6 до 450.
- Червячные устройства. В отличие от предыдущей разновидности они имеют более простую конструкцию и оптимальную стоимость, из-за чего пользуются повышенным спросом. Количество ступеней в узлах не превышает 1–2, а значения передаточного числа фиксируются в диапазоне до 10000.
- Многоступенчатые редукторы. Устройства комбинированного типа, которые производятся для различных промышленных установок. Такие узлы предполагают использование нескольких ступеней передачи вращательного момента. Передаточное число зависит от конструктивных особенностей элементов.
Подбор узла базируется на конструктивных особенностях механизма. Заранее стоит узнать, какой тип передачи необходим, есть ли определенные требования к размерам узла и какие осевые нагрузки воздействуют на валы в процессе работы оборудования.
При необходимости возможно самостоятельно рассчитать, какое передаточное число редуктора требуется. Но в зависимости от выбранного способа показатель может получиться неточным. Так что оптимальным станет перепроверка показателей или использование нескольких расчетных методов. Также можно руководствоваться техническими инструкциями производителя, так как в них содержится более точная информация о расчетах. Если у вас остались вопросы по теме, то специалисты «ФиФ» готовы ответить на них!
Передаточное число
Из теории: передаточное число — это отношение числа зубьев на ведомой шестерни к числу зубьев ведущей шестерни. Если ведомая шестерня имеет 40 зубов, а ведущая — 20, то передаточное число равно 2. Чем оно больше, тем мотор скорее как бы раскручивается до максимума. Т.е подбирая соотношение ведущая / ведомая шестерня, сопоставляя его с объемом двигателя и его мощностью, производитель пытается сделать двигатель максимально тяговитым, но при этом и очень скоростным, ведь в отличие от автомобиля в лодочного мотора нет возможности менять передаточные числа переключением передач .
Например: в лодочном моторе Suzuki DF 60 TL-передаточное отношение 2,27 у его прямого конкурента Mercury F60ELPT EFI этот же параметр 1,83. Это означает примерно следующее: двигатель Suzuki более тяговит, он скорее наберет максимальную скорость, но самая максимальная скорость будет выше у мотора Mercury. Все оно так, но не стоит забывать о таком важном элементе как гребные винты. Он в значительной степени влияет на соотношение тяговитость / скорость. Если в нашем примере на Suzuki мы поставим винт с 13 шагом, а на Меркури из 12 это перевернет всю картину с ног на голову. То есть двигатель Mercury быстрее вытащит лодку на глиссер, но его максимальная скорость будет меньше чем у мотора Сузуки с 13-м винтом.
Вывод: параметр «передаточное соотношение» в лодочной моторе стоит рассматривать только в связке — судно (его тип и водоизмещение) / передаточное соотношение / винт. Это сложная задача, решаемая только специалистами. Простым покупателям совет — не обращать внимания на этот параметр. В любом случае подобрав правильный гребной винт всегда можно добиться оптимального соотношения тяговитость / скорость. И тем более не заморачиваться цифрами передаточного числа, подбирая мотор мощностью до 30 л.с.