Как подключить вольтметр в авто
Перейти к содержимому

Как подключить вольтметр в авто

  • автор:

Как установить в автомобиль вольтметр
для контроля бортового напряжения

Величина напряжения бортовой сети автомобиля является одной из самых важных эксплуатационных характеристик, так как недостаточное напряжение аккумулятора не позволит запустить двигатель и пользоваться электроприборами.

Несмотря на важность контроля напряжения в бортовой сети, как правило, производители автомобилей не устанавливают вольтметр, тем самым лишая водителя возможности контролировать исправность генератора и степень заряда аккумулятора, что особенно актуально в зимнее время.

Внешний вид автомобильного вольтметра с USB в прикуриватель

Кто попадал в подобную ситуацию зачастую приобретают автомобильный вольтметр, который подключается к бортовой сети путем вставления в гнездо прикуривателя, что не очень удобно, так как занимается единственное гнездо. В результате приходится приобретать разветвитель, позволяющий подключать несколько электроприборов, что не удобно.

Многие годы я контролировал напряжения в авто с помощью вольтметра, установленного в гнездо с помощью разветвителя и в конечном итоге, решил установить дополнительное гнездо прикуривателя и заодно вмонтировать стационарный вольтметр. Приобретенным опытом решил поделиться с вами.

Зависимость степени заряда автомобильного аккумулятора
от величины напряжения на его выводах

Существует несколько способов определения остаточного уровня заряда кислотного автомобильного аккумулятора. Из них самым простым является измерение напряжения на его выводах через шесть часов после снятия нагрузки (после остановки двигателя и выключения всех электроприборов или окончания зарядки от ЗУ).

Если в автомобиле есть вольтметр, то достаточно утром, перед пуском двигателя глянуть на прибор и сразу станет понятно на сколько заряжен аккумулятор и не пора ли его зарядить от зарядного устройства чтобы быть уверенным в завтрашнем дне.

Таблица оценки степени заряда аккумулятора по напряжению
Напряжение
аккумулятора, В
6 6,32 6,22 6,12 6,03
12 12,65 12,35 12,10 11,95
24 25,28 24,71 24,22 23,91
Температура замерзания, °С -58 -40 -28 -15 -10
Степень заряда, % 100 75 50 25 0

В таблице представлены данные для кислотных аккумуляторов с рабочим напряжением 6, 12 и 24 В. Данные справедливы при температуре 20-25°С. При снижении температуры аккумулятора его емкость будет занижена.

Например, если вольтметр показал напряжение бортовой сети автомобиля 12,35 В, то можно не беспокоится, а если ниже 11,95 В, то надо незамедлительно зарядить аккумулятор.

После запуска двигателя нужно еще раз глянуть на вольтметр, при исправном генераторе напряжение должно быть по стандарту 14,1±0,2 В. Если меньше 13,9 В или больше 14,3 В, то нужно уточнить в документации какое допускается напряжение при работе генератора в бортовой сети Вашей модели автомобиля. Если измеренная величина напряжения не укладывается в допуск, то нужно протестировать работу генератора.

Выбор вольтметра

Существует два способа подключения вольтметра к бортовой сети автомобиля: — через гнездо прикуривателя и монтаж вольтметра на торпедо автомобиля.

Внешний вид съемного и стационарного вольтметров

На фотографии справа изображен вольтметр для гнезда прикуривателя, а в середине – стационарный вольтметр, который я установил в свой автомобиль. Фото сделано на столе в мастерской после установки вольтметра и калибровки его показаний.

Для тех, кто сомневается в целесообразности установки я бы посоветовал сначала приобрести вольтметр, подключаемый через гнездо прикуривателя. Его легко подключить и снять в случае необходимости подключения других электроприборов.

Есть вольтметры для прикуривателя, в корпусе которых имеются USB разъемы для питания и зарядки электронных устройств. В случае необходимости стоит приобретать такой, но в них не всегда вольтметр показывает напряжение, а просто высвечивается число в качестве индикатора. Это сразу обнаруживается, так как показание вольтметра-индикатора никогда не изменяется.

Внешний стационарного вольтметров с Алиэкспресс

В результате был выбран вольтметр для автомобиля, показанный на фотографии. Это скрин со страницы товара. При выборе руководствовался диапазоном измеряемого напряжения постоянного тока, геометрическим размером, цветом свечения, возможностью калибровки, отзывами покупателей и ценой.

Преимуществом выбранной модели вольтметра являлось подключение с помощью разъема, что позволяло подключать и отключать его от бортовой сети без пайки и винтов.

Структурная схема подключения вольтметра
к бортовой сети автомобиля

Наиболее доступный способ подключения вольтметра к бортовой сети автомобиля для автолюбителя является подключение к разъему подключения гнезда прикуривателя. Тут не требуется знаний, достаточно с соблюдением полярности аккуратно соединить провода от вольтметра с проводами, идущими к разъему прикуривателя.

Структурная схема подключения вольтметра к бортовой сети автомобиля

На фотографии показана структурная схема подключения вольтметра к бортовой сети автомобиля. Таким способом подключается как вольтметр, вставляемый в разъем прикуривателя, так и установленный стационарно.

Когда ключа нет в замке зажигания вольтметр обесточен. При установке ключа в замок и повороте на одну позицию питающее напряжение от аккумулятора подается на обмотку реле, которое срабатывая замыкает цепь от аккумулятора до гнезда прикуривателя. Предохранитель служит для защиты электропроводки в случае перегрузки или короткого замыкания.

Таким образом вольтметр подключается к выводам аккумулятора, а другие электроприборы еще не включены, что позволяет измерять напряжение на выводах аккумулятора без его нагрузки. Десятки миллиампер, которые потребляет сам вольтметр, реле и система охраны в данном случае влияния не оказывает.

Установка и подключение в автомобиле
стационарного вольтметра

При выборе вольтметра для автомобиля нужно было в первую очередь определиться с его размерами. В съемной панели для гнезд прикуривателей было прямоугольное отверстие, в которое удобно было установить вольтметр. Нужно было узнать возможность установки и его размеры, но отверстие было закрыто заглушкой.

Съемная панель гнезда прикуривателя автомобиля Хендай Гец

Аккуратно вытащить заглушку не получилось и пришлось извлекать всю панель. Оказалось, что защелки заглушки находились глубоко и отжать их не было возможности.

Размеры и вид со стороны печатной платы вольтметра

В результате удалось подобрать вольтметр, подходящий не только по геометрическим, но и по всем остальным техническим характеристикам. При размере прямоугольного отверстия 40× 22 мм размер корпуса вольтметра составил 21×38 мм, идеальное совпадение.

Установка вольтмера в панель

После получения вольтметр был установлен в панель автомобиля, подошел идеально с небольшими зазорами. Для надежного закрепления при установке вольтметра в панель по периметру его корпуса был нанесен силикон черного цвета.

Определение цветов проводов для подачи питающего напряжения

Так как от вольтметра шло три провода надо было разобраться на какие подавать питающее напряжение, а какой провод является измерительным. Обычно провод черного цвета является общим (минусом), а на красный подают положительный потенциал. Не гласное правило подтвердилось, индикатор вольтметра засветился нулями.

Определение цветов проводов для измерения

После соединения желтого провода с красным и подачи напряжения на них напряжения +12 В, на индикаторе высветилась величина подаваемого напряжения 12 В, как видно, с достаточно высокой точностью.

Калибровка автомобильного вольтметра с помощью высокоточного мультиметра

На плате вольтметра рядом с разъемом имелся подстрочный резистор, предназначенный для калибровки показаний. Так как под руками был высокоточной вольтметр была проведена дополнительная калибровка, хотя вольтметр и так показывал с достаточной точностью.

Ток потребления вольтметра при работе

Для интереса измерял ток потребления вольтметром, он составил 9 мА, что незначимо. Для сравнения, самая маленькая лампочка накаливания в автомобиле потребляет ток около 500 мА, а одна фара – 5000 мА.

Припайка проводов вольтметра к проводам подключения гнезда прикуривателя

После монтажа в панель провода вольтметра были припаяны к проводам, подающим питающее напряжение на гнездо прикуривателя. Красный и желтый провода были припаяны к зеленому, идущему на центральный вывод прикуривателя (плюс), а черный к черному, идущий на его боковую клемму (минус).

Вид с обратной стороны панели авто после установки на нее вольтметра и дополнительного гнезда прикуривателя

После пайки оголенные места проводов были покрыты изоляционной лентой. На фотографии показан вид на снятую панель после установки вольтметра и дополнительного гнезда прикуривателя. Установка гнезда выполнялась одновременно с установкой вольтметра, этому посвящена отдельная статья.

Внешний вид вольтмера после установки в автомобиле

На последнем шаге снятая ранее панель была возвращена в торпедо автомобиля. Внешний вид панели с установленным вольтметром и дополнительным гнездом прикуривателя вы видите на фотографии. Получилось отлично, теперь появилась возможность мимоходом постоянно контролировать работу генератора и состояние аккумулятора автомобиля, да и панель торпедо немного оживилась.

Вольтметр подключение

Куда подключается вольтметр?
Напрямую к АКБ? К усилителю? Я думаю к прикуривателю подключить его, нормально будет?

Смотря где планируешь разместить! Если хочешь видеть какая напруга на усилителе, то ставить надо рядом с ним, так как в салоне он уже врать будет прилично!

Планирую в салоне ставить его, и так куда его лучше прицепить?

От прикуривателя можно!

идеально было бы подключить его поближе к усилителям вывести в салон, это если хочешь контролировать просадки.
если просто контролировать заряд батареи, то все равно куда, но лучше не параллельно какой-либо нагрузке на одном проводе, иначе показания будут занижены пропорционально отношению сопротивления нагрузки и сопротивлению провода.

До приборки от уся 4 метра. Если включу провода в плюс и минус уся будет норм?

расстояние не имеет значения. внутреннее сопротивление вольтметра исчисляется мегаомами и сопротивлением проводов, какой бы они ни были длины, можно смело пренебречь. так что втыкай в усилитель и тяни рода, где тебе удобно наблюдать)

тока пред не забыть на этот провод около уся запилить.

пред на провод для вольтметра? ну можно на случай закорачивания где-нибудь… на показаниях не скажется. я бы, наверно, не ставил. на ремоут же не ставит никто… но хуже не будет)

не можно а нужно. коротонет под полом хрен потушишь. На рем не ставят потому что его через ключ защищает пред магнитолы, ежели на рем проводе реле коммутирует то пред стоит обязательно ;).

провод на вольтметр может быть волосок, он сам сплошной предохранитель) как вспыхнет так и самоликвидируется) но если провод будет солидного для микроампер сечения, то пред надо

Я думаю…нет я сто пудово уверен, что о самоликвидации провода лучше всего размышлять глядя на сгоревший пред чем на сгоревшую машину.
Когда от машины остается одна рама, тогда поздно рвать на себе волосы и думать о том что пред с держателем стоил всего 30р. ))
Вот именно с этими мыслями и нужно ставить любое доп оборудование в авто. Учитывая законы электротехники и не считать себя проектным экспертом сетей с большим потреблением тока 😉

речь не идет о системе с большим потреблением тока, речь идет о вольтметре ) и на сколько ставить предохранитель? на 0,5 А? я меньше просто в обычных магазинах не видел. кстати, можно вообще поставить резистор Ом на 10 и закорачивать смело хоть постоянно)))))

угу. и смотреть кривые показания вольтика )))
Пред выбирать согласно сечения провода идущего к вольтметру. А если подумать то можно спроеткировать гораздо более грамотную схемотехнику системы, которая позволит все толково реализовать включая вольтик еще и без лишних предов и проводов 😉

кривые показания? почему это?

поставь резюк на вольтик.

сопротивление вольметра исчисляетя в худшем случае десятками, но чаще сотнями килоом. а значит напряжение, падающее (измеряемое) на вольтметре будет на пять порядков больше, чем на резисторе 10 Ом. обычно вольтметры простенькие показывают сотые доли вольта, а искажения, внесённые резистором в 10 Ом будут порядка тысячных долей вольта, что на порядок меньше точности прибора. И где тут «кривость»?

Кривость в бессмысленном и преднамеренном искажении показаний вольтметра установкой лишних деталей. Не понимаю зачем эта лепнина с резюками? По моему эт ты с резюком просто предложил лишь бы в пику чтото сказать. Пусть даже глупость…
Сосбна я уже последние поста 4 начинаю чувствовать что просто трачу свое время зря, доказывая совершенно очевидные и понятные вещи.
Если ты любишь экстрим или там тебе плевать на пожарную безопасность твоей машины то я абсолютно не против. Ставь вольтик напрямки, надейся на прогорание проводов и тд.
Практика же показывает, что любое дополнительное электрооборудование в авто необходимо проектировать и инсталлить со строгим соблюдением правил электротехники. И вот как раз эти правила регламентируют установить предохранитель на любую потенциально опасную электрическую цепь и регламентируют совсем не зря. Доказывая такие очевидные вещи и уж тем более с этим спорить очень глупо.
По этому предлагаю далее не тратить время друг друга выдумывая бессмыслицы с резюками. Твое дело эт твое дело и ты волен распоряжаться своим имуществом как тебе угодно. Остальным же читателям категорически рекомендую соблюдать правила электротехники в этих вопросах. Машина целее будет )))

Искажения, внесённые резистором до 10 Ом меньше точности вольтметра (если он только тысячные вольта не измеряет) на диапазоне от 10 В, я тебе это уже доказал выше.
Я уже согласился с тобой, что стоит добавить пред (про его отсутствие я, возможно, погорячился), но просто как вариант предложил и резистор, что в данном случае без разницы)

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.

⚡ Подключение вольтметра в машине

Правильно выбранный и подключённый вольтметр в машине является весьма полезным многофункциональным инструментом для диагностики. Прибор позволяет контролировать напряжение бортовой сети, по которому можно сделать немало выводов о состоянии автомобильного электрооборудования. В этой статье рассказано, как подключить вольтметр в машине, какой выбрать, и как ориентироваться по его показаниям.

Возможности вольтметра в машине

Вольтметр в автомобиле только на первый взгляд кажется простым и малополезным прибором. Но стоит только правильно его выбрать и подключить — по его показаниям можно наглядно увидеть:

  • степень заряженности АКБ (в %);
  • напряжение заряда аккумуляторной батареи от генератора;
  • почему АКБ недозаряжается;
  • причину кипения электролита;
  • просадки бортового напряжения при включении мощных потребителей;
  • не много ли берёт на себя стартер.

Ещё, когда перед глазами постоянно есть показания вольтметра, можно своевременно понять, что аккумулятор пора менять на новый.

Выбор автомобильного вольтметра

Аналоговый стрелочный вольтметр в машину

Абы какой прибор не подойдёт. Аналоговые или стрелочные отпадают сразу. Они прикольно выглядят, но толку от них очень мало. Нужен цифровой вольтметр со следующими параметрами:

Достойный вольтметр для автомобиля

  1. Диапазон измерений — до 30 В. Чем ближе эта цифра будет к измеряемому напряжению, тем точнее прибор. Например, вольтметры, которые могут измерять до 100 В, в диапазоне от 10 до 15 В менее точны, чем модели до 30 В.
  2. Количество знаков после запятой — 2. Обязательно при напряжении выше 10 В. Хитрые китайцы часто фотографируют свои вольтметры при напряжении 5-7 вольт, и после запятой реально есть 2 знака. Но стоит только подать более 10 В, и один знак после запятой исчезает, так как для него уже нет места.
  3. Скорость обновления показаний — до 25 миллисекунд. Быстрый вольтметр позволит проводить более обширную диагностику.
  4. Отдельное питание. Дешёвые модели питаются от того же напряжения, которое измеряют. А оно скачет. Чтобы показания на дисплее не гуляли, вольтметру нужно обеспечить отдельное, стабилизированное питание.
  5. Наличие калибровки. То ли китайские вольты отличаются от наших, то ли есть какие-то другие причины, но без калибровки практически невозможно найти два одинаково показывающих вольтметра.

Если выбранная вами модель не соответствует ни единому требованию из перечисленных, то делать расширенную диагностику не получится. Хотя кое-что и такие вольтметры в машине могут показать.

Как подключить вольтметр в машине: 3 способа

Автомобильный вольтметр можно подключить тремя способами:

  1. Вставить в прикуриватель.
  2. Протянуть 2 провода к клеммам АКБ.
  3. К клеммам АКБ + подать отдельно стабилизированное питание.

Рассмотрим все три варианта.

Вольтметр в прикуриватель

Типичный вольтметр в прикуриватель

Это однозначно плохой способ подключения автомобильного вольтметра. Но зато простой. В автомагазинах полно показометров, которые рассчитаны на установку непосредственно в розетку прикуривателя. Быстро. Удобно. Но нефункционально, и вот почему.

Во-первых, подобные вольтметры не учитывают падение напряжения на проводах между прикуривателем и АКБ. Поэтому показания всегда будут заниженные, неточные.

Во-вторых, сложно найти вольтметр в прикуриватель с двумя знаками после запятой.

В-третьих, откалибровать их без вмешательства в конструкцию невозможно.

В-четвёртых, они медленные.

А ещё такие вольтметры склонны к дикому перегреву, особенно, если они с USB разъёмами, и используются для зарядки гаджетов. Бывали случаи, когда подобные девайсы становились причиной возгорания в автомобиле.

Вольтметр двумя проводами к АКБ

Нормальный способ подключения вольтметра, но с некоторыми недостатками. Самый очевидный заключается в отсутствии отдельного стабилизированного питания. А значит показания прибора гарантированно будут гулять, и точного напряжения бортовой сети автомобиля вы не узнаете.

Тем не менее, этот вариант гораздо лучше, чем игрушка в прикуриватель. Главное — не полениться, и подключить вольтметр непосредственно к клеммам аккумуляторной батареи. Провода, при этом, необязательно брать очень толстые, так как токи по ним текут невысокие. Идеально, если у купленной вами модели присутствует калибровочный винт. После протяжки проводов и подключения вольтметра вы сможете сравнить его показания с мультиметром на клеммах АКБ, и скорректировать их при необходимости.

Вольтметр к клеммам АКБ + отдельное питание

Популярный радиолюбительский вольтамперметр

Это самый грамотный и полноценный способ подключения вольтметра в авто. Для подачи отдельного питания в подобных моделях присутствует два дополнительных провода. В некоторых даже встроена схема стабилизации питающего напряжения. Если её нет, или это не удалось выяснить, то напряжение питания можно стабилизировать простейшим модулем из Китая. Стоят они недорого, так как состоят из трёх-пяти радиодеталей.

Диагностика по показаниям вольтметра

Теперь переходим к самому интересному и полезному — что можно узнать из показаний автомобильного вольтметра.

Степень заряженности аккумуляторной батареи

Красивые вольтметры, но неточные

Узнать, насколько процентов заряжена ваша АКБ, можно по напряжению, которое она выдаёт в отдохнувшем состоянии. Последнее означает, что до измерений батарея не заряжалась и не нагружалась в течение, как минимум, 8-12 часов. Это обязательное условие. Обычно степень заряженности АКБ по вольтметру оптимально оценивать утром, когда машина простояла без движения всю ночь.

Сразу после поездки, зарядки аккумулятора от стационарного зарядного устройства, попыток запуска мотора и в подобных случаях — оценивать степень заряженности бесполезно. Показания будут либо завышенными, либо заниженными.

Процент заряда АКБ по напряжению покоя можно оценить вот по такой табличке.

Напряжение покоя (В)

Заряд (%)

Как подключен вольтметр на ВАЗ 2108, 2109, 21099?

Вольтметр ВАЗ 2108, 2109, 21099

В комбинации приборов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 с «низкой» панелью имеется вольтметр, позволяющий в режиме реального времени следить за напряжением в бортовой сети.

Разберемся как он подключен и как работает, чтобы в случае необходимости его можно было подключить на ВАЗ 21083, 21093, 21099 с «высокой» панелью, либо на другом каком-то автомобиле, где он не предусмотрен.

Схема подключения вольтметра на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

Схема подключения вольтметра ВАЗ 2108, 2109, 21099

Описание схемы подключения вольтметра

— В бортовой сети автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 с «низкой» панелью приборов, напряжение на вольтметр подается с плюсового вывода АКБ, через вывод «30» генератора и монтажный блок, после поворота ключа в замке зажигания.

— Электрическую цепь защищает предохранитель №5 (8А) в монтажном блоке. На нем «висят» и остальные приборы и лампы комбинации приборов, а так же система зажигания, генератор и пр..

— На контакт «9» красной колодки комбинации приборов приходит оранжево-синий провод — это плюс вольтметра. На контакте «2» (черный провод) той же колодки — минус вольтметра.

— Если двигатель не работает, а зажигание включено, вольтметр показывает напряжение на клеммах аккумулятора.

— Когда двигатель запущен, то вольтметр показывает напряжение, создаваемое генератором.

— Если стрелка вольтметра, при работающем двигателе, находится в начале шкалы прибора (8-11В), то происходит разряд аккумуляторной батареи и скорее всего слабо натянут и проскальзывает ремень привода генератора или неисправен сам генератор (возможно пробит диод выпрямительного блока, замыкание в обмотках статора или неисправен регулятор напряжения). Лампа разряда АКБ в комбинации приборов при этом может моргать или гореть на холостых.

— Если стрелка вольтметра, при работающем двигателе, отклоняется в красную зону в конце шкалы, то происходит перезаряд АКБ по причине неисправности регулятора напряжения генератора.

Примечания и дополнения

— При включении вольтметра его стрелка поднимается приблизительно до середины шкалы и после секундной паузы отклоняется немного вправо. Это запитанный с одного провода с вольтметром коммутатор системы зажигания отключает подачу напряжения на катушку через 1,5 сек, если не произошло запуска двигателя. Таким нехитрым способом можно определить исправен коммутатор или нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *