Цифра дня: сколько автомобилей на планете?
С каждым годом количество машин в мире растет все более быстрыми темпами. Определить их точную цифру в планетарном масштабе практически невозможно. Дело в том, что правила регистрации транспортных средств и оформления отчетности в разных странах сильно отличаются, и некоторые автомобили могут попросту оставаться неоформленными. Именно поэтому вычислить их количество можно лишь приблизительно. Самые свежие исследования провела Международная ассоциация автопроизводителей (OICA) в 2015 году.
По данным экспертов, на тот момент в мире эксплуатировалось 947 млн легковых и 335 млн коммерческих автомобилей.
Годом ранее аналогичные вычисления сделали специалисты аналитической компании Navigant Research. Они не учитывали тяжелый внедорожный и строительный транспорт. В результате аналитики насчитали 1,2 млрд машин. При этом 95% от общего числа зарегистрированных единиц техники составили легковушки.
Фото: Ingo Wagner/Globallookpress
По прогнозам Navigant Research, в ближайшем будущем годовые продажи легковых автомобилей могут вырасти до 126,9 млн штук. При таком показателе уже к 2035 году мировой автопарк достигнет 2 млрд. Впервые за миллиардную отметку количество транспортных средств перешагнуло в 2010 году. По данным исследования компании Wards Auto, тогда на планете насчитывалось 1,015 млрд машин, а уровень автомобилизации населения составлял 1 к 6,75. Для сравнения: в 2009 году мировой автопарк состоял из 980 млн единиц техники, в 1986 году — из 500 млн, а в 1970 году — из 250 млн. Начиная с 1950 года количество машин стало удваиваться примерно каждые десять лет. Эксперты Wards Auto уверены, что такое стремительное увеличение автопарка напрямую связано с ростом рынков развивающихся стран. Например, в Китае в 2016 году было реализовано 28 млн машин, что составляет почти треть от общего объема мировых продаж автомобилей.
Стало известно, сколько машин не смогли выпустить автокомпании в 2021 году
Автозаводы в мире в течение 2021 года в сумме недовыпустили 9,6 млн автомобилей относительно первоначальных планов. Причины — глобальный дефицит микрочипов и срывы поставок электронных компонентов на конвейеры. Об этом сообщает The Telegraph со ссылкой на исследование аналитической компании LMC Automotive.
Наибольший ущерб кризис нанес автопроизводству в Европе — там недопроизводство достигло 3 млн автомобилей от первоначальных объемов.
В LMC считают, что ситуация с электронными компонентами для автопрома не улучшится до второй половины 2022 года, а дефицит полупроводников на рынке сохранится до 2023-го.
Впрочем, перспективы автомобильной индустрии стали немного проще за последние недели, поскольку власти стран и сами производители предприняли чрезвычайные меры, чтобы нарастить выпуск, сообщил директор LMC Automotive по глобальному производству Джастин Кокс.
Всего по итогам 2021 года в мире произведут 84,9 млн новых легковых автомобилей — на 12% больше относительно 2020 года.
Автомобили (мировой рынок)
2023: В I квартале Китай впервые вышел на 1-е место по экспорту автомобилей
Китай в первом квартале 2023 года по предварительным данным статистики впервые в истории вышел на первое место в мире по экспорту автомобилей, оттеснив Японию с этой позиции. Почти 40 процентов в его поставках за рубеж заняли электромобили. Как полагают в Токио, на росте китайских показателей сказалось в том числе и резкое увеличение поставок машин в Россию. По китайским данным, в январе – марте экспорт автомобилей вырос на 58 процентов по сравнению с тем же периодом в прошлом году.
2022
Продажи автомобилей с интернет-подключением за год выросли на 12%. Лидеры
По итогам 2022 года продажи так называемых подключённых автомобилей, имеющих доступ в интернет, выросли на 12% по сравнению с предыдущим годом. Об этом говорится в исследовании компании Counterpoint Technology Market Research, результаты которого были обнародованы 24 апреля 2023 года. Подробнее здесь.
Источник: Counterpoint Global Connected Car Tracker
На основе данных за период с 1 квартала 2019 г. по 4 квартал 2022 г.
Китай доминирует по темпам роста экспорта авто и стремится к лидерству
Данные за 2022 г.
*Toyota остается лидером по продажам авто в мире третий год подряд
В 2022 году японская корпорация Toyota сохранила лидерство по объёму продаж автомобилей в мировом масштабе. Таким образом, третий год подряд компания удерживает этот титул, о чём свидетельствуют данные по поставкам, опубликованные 30 января 2023 года.
Продажи группы, в которую, помимо Toyota, входят Daihatsu и Hino, в 2022-м составили 10,48 млн транспортных средств. Это на 0,1% меньше по сравнению с предыдущим годом. На японский рынок пришлось почти 1,91 млн от общего количества реализованных машин. Во всех других регионах вместе взятых компания реализовала 8,58 млн автомобилей.
Динамика продаж автомобилей Toyota и Volkswagen в мире
Вместе с тем ближайший конкурент Toyota, немецкая группа Volkswagen AG, по итогам 2022 года отгрузила в глобальном масштабе приблизительно 8,3 млн автомобилей — на 7% меньше по сравнению с 2021-м. Это стало худшим результатом компании за 11 лет (к концу 2022 года). Причём, как отмечается, разрыв между Toyota и Volkswagen увеличивается: так, в 2021-м компании поставили соответственно 10,5 млн и 8,9 млн транспортных средств, в 2020-м — 9,5 млн и 9,3 млн.
Как отмечает Bloomberg, несмотря на то, что Toyota уже третий год подряд выигрывает у своего немецкого конкурента, ключевой проблемой, стоящей перед японской компанией и другими автопроизводителями, является угроза ослабления мирового спроса. Сама Toyota заявляет, что не может ускорить производство автомобилей, чтобы сократить сроки поставки: некоторые клиенты сообщают, что ждут месяцы или даже годы при заказе определённых моделей. S&P Global Mobility прогнозирует, что Toyota продолжит наращивать отрыв от Volkswagen в 2023 году, продав 10,4 млн автомобилей против 7,99 млн у немецкого автопроизводителя. По прогнозам исследователей, продажи Volkswagen восстановятся с 2024 года, в то время как поставки Toyota к 2030 году превысит 11 млн машин. [1]
Китай обогнал Германию, став вторым по величине после Японии экспортером автомобилей
В 2022 г. Китай обогнал Германию, став вторым по величине после Японии экспортером автомобилей в мире. Экспорт составил 11,5% от общего производственного объема Китая, или 27 млн автомобилей.
2021
Toyota и VW крупнейшие поставщики авто в штуках
Крупнейшие поставщики по числу проданных авто в 2021 г
BMW стал крупнейшим в мире производителем дорогих авто, опередив Mercedes-Benz
BMW стала лидером премиального сегмента автомобилей по всему миру по итогам 2021 года. Компания заняла первое место впервые с 2016 года, заметно опередив конкурентов Mercedes-Benz и Tesla. Об этом стало известно в конце января 2022 года.
В 2021 году BMW смог реализовать 2,2 млн автомобилей по всему миру, тогда как Mercedes-Benz — 2,05 млн, и по сравнению с 2020 годом продажи этой марки сократились на 5%, а в IV квартале объем продаж упал на 25%, поскольку дефицит полупроводников продолжает сказываться на поставках.
BMW стал крупнейшим в мире производителем дорогих авто, опередив Mercedes-Benz
На рынок США в 2021 году пришлось 336 тыс. проданных автомобилей BMW, что на 21% больше, чем в 2020 году. Обойти своего главного в 2021‑м конкурента Tesla компания BMW смогла примерно на 20 тыс. автомобилей. Как отмечает Reuters, аналитики не исключают, что с теми темпами роста, которые демонстрировала Tesla в 2021 году, по итогам 2022 года именно эта марка возглавит премиальный сегмент, как минимум в Северной Америке. Бренд, который также сумел преодолеть рубеж в 300 тыс. в США является производитель Lexus, завершивший 2021 год с результатом в 304 тыс. автомобилей, причём на долю электрифицированных моделей этой марки впервые пришлась четверть всех продаж.
Данные по продажам Mercedes не включают бренд Smart и легкие коммерческие фургоны. Общий показатель BMW относится только к одноименному бренду и не включает марки Mini и Rolls-Royce. В Reuters напомнили, что Daimler был разделен на две компании, Daimler Trucks для продаж коммерческих автомобилей и Mercedes-Benz Group для продвижения легковых транспортных средств. Российский рынок мобильных приложений для бизнеса и госсектора: крупнейшие игроки, тенденции и перспективы. Обзор TAdviser
Сколько всего дорогих автомобилей было продано в 2021 году по всему миру, к концу января 2022-го не сообщается. [2]
Самые угоняемые автомобили в США
2020
Снижение глобальных продаж автомобилей на 13,6%, до 78,49 млн штук
Глобальные продажи автомобили в 2020 году достигли 78,49 млн штук, сократившись на 13,6% в сравнении с 2019-м. Больше половины рынка пришлось на пятерку крупнейших автопроизводителей. Такие аналитические данные в августе 2021 года обнародовало издание Nikkei.
Если в 2019 году Toyota и Volkswagen делили между собой первое место по продажам автомобилей, имея практически равные доли, то год спустя Toyota вырвалась в лидеры. Более подробная расстановка сил среди автогигантов представлена на иллюстрации ниже.
По данным консалтинговой компании LMC Automotive, дилеры в 2020 году продали 77,7 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 14% меньше показателя годичной давности.
Лидером, как и за год до этого, снова стал китайский рынок с показателем в 24 млн 459 тысяч машин. Это ниже цифр 2019 года на 4%, но падение практически не заметно на фоне падения американского рынка — 14,8%. Всего в США реализовали 14,47 млн автомобилей.
Что касается Западной Европы, то здесь дилеры продали 12 млн 395 тысяч машин. В Восточной Европе — 3 млн 891 тысячу. «Западный» рынок упал на 23,9%, «восточный» — на 5,5%.
В Южной Америке официальные представители автокомпаний реализовали 2 млн 280 тысяч машин (падение на 26,6%), в Японии — 4 млн 541 тысячу (-11,5%), Канады — 1 млн 549 тысяч (-19,6%).
Рост показал рынок Южной Кореи, где продажи выросли на 6% — до 1 млн 855 тысяч новых автомобилей.
Падение мирового авторынка в 2020 году стало следствием пандемии коронавируса COVID-19, из-за которой предприятия вынуждены были сокращать производство или вовсе приостанавливать работу. После ослабления карантинных ограничений появилась новая проблема — нехватка автомобильной электроники, которая не позволила заводам работать на полную мощность.
Toyota превзошла Volkswagen по продажам авто в мире — 9,53 млн против 9,31 млн единиц
В 2020 году Toyota Motor обогнала Volkswagen, став тем самым крупнейшим автопроизводителем в мире. Японская компания впервые за пять лет заняла эту позицию.
Продажи автомобилей Toyota, включая продукцию ее дочерних компаний Daihatsu Motor и Hino Motors, за 2020 год составили 9,53 млн единиц. Продажи Volkswagen достигли 9,31 млн машин.
Немецкий производитель все же имеет сильные позиции в Европейском союзе, однако там продажи легковых автомобилей упали на «беспрецедентные» 24% до менее 10 млн единиц в 2020 году (данные Европейской ассоциации автопроизводителей). В целом продажи автомобилей Volkswagen за год упали на 15%, что стало худшим показателем за последние десять лет.
Toyota в 2020 году вернулась на первое место по продажам авто в мире, обогнав Volkswagen
Продажи автомобилей Toyota в 2020 году сократились на 10,5%, а с учетом «дочек» — на 11,3%. При этом на 12,3% уменьшились продажи всех автомобилей компании за пределами Японии — до 7,37 млн единиц. В отчете Toyota отмечается, что мировые продажи автомобилей японского производителя сократились впервые за 9 лет, а машин всех марок Volkswagen впервые за 5 лет.
В то время как немецкая компания, как ожидается, снова временно превзойдет Toyota в 2021 году, японский производитель, по прогнозам IHS Markit, будет продвигаться вперед каждый год до 2025 года. По словам аналитика Йошиаки Кавано, стремление Volkswagen производить больше электрифицированных автомобилей должно привести к резкому росту продаж в 2021 году, но продолжительные блокировки и закрытие магазинов на внутреннем рынке будут по-прежнему оказывать негативное влияние.
Кавано сказал, что Toyota и дальше будет демонстрировать высокие продажи на своих основных рынках в Японии и США. В Китае, крупнейшем в мире автомобильном рынке, ей следует «вести серьезную борьбу», выпуская больше электромобилей и внедорожников в соответствии с местным спросом. [3]
Капитализация автопроизводителей на ноябрь
Капитализация производителей авто на ноябрь 2020
Качество автомобилей Tesla оказалось наихудшим
В конце июня 2020 года стало известно, что Tesla получила худший балл среди 32 основных автобрендов в исследовании качества J.D. Power. Последнее место автомобили Tesla получили из-за различных проблем, о которых сообщали владельцы.
Компания J.D. Power ежегодно проводит исследование качество автомобилей, в рамках которого в течение 90 дней оценивает рабочие характеристики новых автомобилей. Продукция Tesla оценивалась в этом исследовании впервые. В результате у автомобилей и внедорожников Tesla было выявлено 250 проблем на 100 транспортных средств, тогда как средний показатель по отрасли составляет 166 проблем. Наихудшие показатели также оказались у Land Rover (228), Audi (225), Volvo (210), Mercedes-Benz (202) и Jaguar (190).
Tesla получила худший балл среди 32 основных автобрендов в исследовании качества J.D. Power
В целом, в исследовании 2020 года автомобили класса люкс провалились из-за проблем с информационно-развлекательными системами. Однако в случае Tesla проблемы включали дефекты краски, плохую посадку панелей кузова, багажники, которые было трудно открывать и закрывать, слишком сильный шум ветра в салоне, скрипы и хрипы. В основном проблемы касались низкого качества заводского производства, считают исследователи.
Фактически J.D. Power не включила Tesla в свои рейтинги, поскольку автопроизводитель не предоставил разрешение на проверку своих автомобилей в тех штатах, где это требуется по закону. Однако J.D. Power заявила, что собирает данные от владельцев Tesla в других 35 штатах и этой информации достаточно для оценки эффективности.
Безусловно, исходное качество не обязательно означает популярность или долговечность. Многие американцы покупают автомобили, руководствуясь другими причинами, которые включают размер, эффективность использования топлива, цену и статус. Например, самым лучшим брендом класса люкс в исследовании оказался Hyundai Genesis (электромобиль), но Genesis изо всех сил пытается завоевать внимание покупателей, тогда как популярность Tesla неизменно растет. [4]
Крушение продаж авто из-за пандемии COVID-19
В Китае из-за пандемии COVID-19 за февраль 2020 г продажи автомобилей упали на 79% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в марте – на 49%. Во Франции, Испании, Италии, Германии и Великобритании продажи автодилеров в марте снизились в размере от 40% до 80% (см. график). При этом, отмечают аналитики компании, мировые объемы продаж автомобилей вернутся к докризисному уровню не раньше середины 2021 года, что связано главным образом со снижением покупательной способности населения в результате пандемического кризиса.
Как технологии превращают автомобили в смартфоны
Технологические гиганты превратили смартфоны и телевизоры в постоянные источники дохода. Теперь компании хотят сотрудничать с автопроизводителями, чтобы превратить в смартфон и сам автомобиль, говорится в публикации Reuters от 9 января 2020 года. Подробнее здесь.
2019
Каждый третий автомобиль в мире произведен в Китае
Производство автомобилей в странах мира, 2014-2019 гг.
Автопроизводители переоценили число сотрудников и увольняют 80 тыс. человек
К началу декабря 2019 года автопроизводители запланировали сокращение в общей сложности 80 тыс. рабочих мест по всему. Одна из причин столь массовых увольнений заключается в том, что компании переоценили количество сотрудников, необходимых для развития электрических и беспилотных машин.
Только в конце 2019 года Daimler и Audi объявили о сокращении около 20 тыс. рабочих мест, а Nissan увольняет порядка 12,5 тыс. человек на заводах по всему миру. Nissan стояла у истоков рынка электрокаров, но впоследствии дела у японского гиганта не заладились: прибыль упала до 10-летнего минимума, разразился скандал с арестом главы, а выход обновлённого электромобиля Nissan Leaf задержался.
Автопроизводители запланировали сокращение в общей сложности 80 тыс. рабочих мест по всему
Хотя большая часть ликвидируемых рабочих позиций сосредоточена в Германии, США и Великобритании, быстрорастущие экономики также не застрахованы от подобных последствий, и автогиганты начали сокращать там бизнес.
Например, китайский производитель электромобилей NIO после многомиллиардных убытков и падения котировок на бирже в Нью-Йорке сообщил о 20-процентном снижении численности персонала к концу сентября 2019 года — работу потеряли более 2 тыс. служащих.
По прогнозам аналитической компании IHS Markit, мировые продажи автомобилей в 2019 году составят 88,8 млн штук, снизившись на 6% относительно 2018-го. [5]
Как Uber, каршеринг и прокат электросамокатов разоряют автоконцерны
В конце мая 2019 года автоконцерны столкнулись с серьезной угрозой — молодёжь не желает покупать постоянно дорожающие машины, отдавая предпочтение сервисам заказа такси, каршерингу и прокату электросамокатов.
Директор по маркетингу корпорации Ford Джой Фалотико (Joy Falotico) провела несколько встреч, посвященных вопросу, который может имеет решающее значение для будущего компании, пониманию потребностей поколения Z (людей, рожденных в конце 1990-х — начале 2000-х годов). Фаллотико отмечает, что хотя поколение Z еще очень молодо, они уже имеют собственную точку зрения на различные бренды. При этом они выросли в социальных сетях, поэтому для них все выглядит иначе.
Молодые люди все реже покупают автомобили, предпочитая пользоваться сервисами
Детройт пытается вернуть себе молодых покупателей еще с тех пор, как бэби-бумеры перешли на японские бренды после нефтяного кризиса 1970-х годов. С миллениалами договориться тоже не вышло – малотиражки, выпущенные в начале этого десятилетия, оказались невостребованными в мире дешевого и доступного топлива, где бал правят внедорожники. Но едва детройтские автоконцерны решили перейти с седанов на высокоприбыльные внедорожники и грузовики, оказалось, что ограниченное в финансах поколение Z предпочитает компактные автомобили.
Привлечение молодых покупателей дешевыми малолитражками – это проверенный временем способ формирования лояльности к бренду, который становится все более прибыльным, поскольку молодые потребители взрослеют и начинают покупать все более дорогие автомобили той же марки. Honda, Toyota и Hyundai по-прежнему придерживаются этой стратегии, считая, что «легковые автомобили – это ворота в отрасль.
Для поколения Z стоимость имеет гораздо большее значение, чем для миллениалов – это бедные студенты, обремененные долгами за обучение, которые часто наблюдали, как их родители теряли работу или боролись, чтобы свести концы с концами во время Великого экономического спада. Новое поколение гораздо более консервативно по отношению к деньгам: две трети покупают подержанные автомобили, причем большинство выбирают компактные малотиражки или седаны среднего размера.
Впрочем, поколение Z еще далеко от возраста пикового заработка, и многое может измениться. В конце концов, миллениалы первоначально считались автомобилененавистниками, тогда как оказалось, что они просто откладывали деньги для крупных покупок. И все же технологические инновации в автомобильном бизнесе могут значимо изменить отношения автоконцернов и поколения Z. Пика финансового благополучия эти люди достигнут к 2030 году, когда автомобили-беспилотники наконец станут массовыми. Но и задолго до этого поколение Z может отдать предпочтение альтернативным транспортным средствам, таким как Uber и электрические скутеры. Концерны опасаются, что новое поколение просто никогда не выйдет на авторынок.
Автоконцерны столкнулись с серьезной угрозой — молодёжь не желает покупать постоянно дорожающие машины, отдавая предпочтение сервисам заказа такси, каршерингу и прокату электросамокатов
Автопроизводители убеждены, что смогут выиграть в этой битве, если сделают ставку на автомобили, которые отражают страсть поколения Z к социальным переменам. Новые автомобили должны быть экологически чистыми и заряжаться так же легко, как смартфоны. Учитывая, что уже к 2020 году поколение Z будет составлять 40% потребителей, у Детройта нет иного выбора, кроме как пересмотреть стратегию продаж. Как отметил председатель североамериканского отделения Nissan Хосе Луис Вальс (José Luis Valls), автопроизводителям нужно не только использовать новые технологии, но и понимать, как будут вести себя новые клиенты, и соответственно адаптировать оборудование и услуги. [6]
Прогноз роста продаж в Европе на 1%
По прогнозу компании LMC Automotives, число регистраций новых автомобилей в Европе в 2019 году вырастет, но ненамного – примерно на 1%. Эксперты Coface считают, что спрос на электромобили останется стабильным на протяжении года, даже несмотря на снижение объема государственных субсидий, предоставляемых сегменту, и общее охлаждение мировой экономики. Все более привлекательным рынком для производителей электрических и гибридных автомобилей становится КНР. Пекин поддерживает этот тренд с помощью налоговых льгот, и на 2019 год перед правительством стоит цель довести продажи новых электромобилей до 5% от общего объема продаж авто за год. Volkswagen уже объявил о планах вывести на китайский рынок 25 новых моделей электромобилей с 2020-го по 2025 год и вложить в сегмент 12 миллиардов долларов через совместные предприятия.
2018
Число авто на 1000 человек населения в странах мира
Спад продаж по итогам года впервые за несколько десятилетий
Продажи автомобилей в Китае (оранжевый), США (зеленый) и ЕС (синий), млн шт
В целом спрос на автомобили на мировом рынке снижается – вероятно, основной причиной является падение индекса потребительского доверия на фоне торговых войн и геополитической напряженности на международной арене. 2018 год стал первым за несколько десятилетий, показавшим негативную динамику продаж автомобилей. Изменяющийся ландшафт рынка заставляет производителей адаптироваться. По мере ужесточения законодательства и обострения конкуренции корпорациям приходится пересматривать свои планы по расширению продаж на 2019 год.
В США за первые 11 месяцев 2018 года продажи легковых автомобилей упали на 1%. Негативную динамику не обернул вспять даже рост объема продаж в сегменте малотоннажных грузовых авто и пикапов (+9,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года). Более того, Дональд Трамп уже озвучивал угрозу ввести импортные тарифы на автомобили и автозапчасти из ряда стран, что может стать серьезным ударом как для зарубежных производителей, так и для американских – многие детали, которые используют автоконцерны США, производятся за границей.
В Китае продажи автомобилей по состоянию на конец ноября 2018-го незначительно снизились (-0,1% YoY). Причиной негативной динамики эксперты Coface считают охлаждение потребительского спроса и общее замедление национальной экономики. Кроме того, обостряется конкуренция между автопроизводителями, что вынуждает предприятия жертвовать прибылью ради снижения цен. Стоит, однако, отметить, что вследствие уменьшения тарифов на импорт автомобилей с 25% до 15% на китайском рынке можно ожидать роста объема продаж авто иностранных марок.
В Западной Европе число регистраций автомобилей выросло на 0,8% (по состоянию на ноябрь 2018-го). При этом можно отметить неоднородность динамики по странам региона – например, во Франции рост составил 4,4%, в Германии – 0,4%, в Испании – 8%, тогда как в Италии продажи упали на 3,5%, а в Великобритании – на 6,9%. Определенное давление на рынок оказывают новые правила проверки автомобилей на соответствие стандартам ЕС, осложняющие процедуры сертификации.
В 2019-м на европейский спрос будет негативно влиять ухудшение перспектив ряда национальных рынков. Coface прогнозирует снижение темпов роста ВВП Еврозоны с 2,1% в 2018 году до 1,8% в 2019-м. Несмотря на то, что средний уровень безработицы в регионе последовательно снижается, индекс доверия потребителей падает (-3,7% на ноябрь 2018-го). Неопределенность вокруг условий выхода Великобритании из ЕС также беспокоит и потребителей, и производителей.
Торговые войны и падение спроса снижают доходы автопроизводителей по всему миру
По оценке экспертов Coface, обстановка в секторе автопрома по данным на ноябрь 2018 года не самая благоприятная: уровень отраслевых рисков сектора оценивается как средний или высокий сразу на нескольких региональных рынках (Азия, Северная Америка). Ситуация в скором времени может измениться несмотря на то, что в странах Западной Европы уровень риска оценивается как низкий.
На крупных рынках (ЕС, США, Китай) в автопроме наблюдается острая конкуренция в области инноваций. Автопроизводителям приходится обновлять модельный ряд с учетом ужесточения природоохранного законодательства и вкладывать значительные средства в продвижение более экологически безопасных, но дорогих электрокаров. Как стало очевидно в последние несколько лет, нарушение норм по выбросам CO2 может обернуться для производителей серьезными проблемами, подчеркнули в Coface. Под пристальным вниманием регулирующих органов уже оказывались такие гиганты как, например, Renault SA, Nissan и Daimler. В результате ужесточения государственного контроля многие производители предпочли отказаться от дизельных двигателей в пользу бензиновых, а давление конкуренции со стороны Tesla также вынуждает производителей дополнять свои продуктовые портфели электрокарами или гибридами.
Эксперты Coface выделили основные факторы повышения рисков в отрасли.
Первый возможный сценарий: усиление сегментации рынка вследствие ужесточения требований природоохранного законодательства. Хороший пример реализации этого сценария — судебные тяжбы между Калифорнией и Федеральным правительством США по поводу новых нормативов по автомобильным выбросам. Калифорния имеет особое право устанавливать собственные экологические нормативы. Как результат, важный для американских автопроизводителей штат может задать более строгие требования к выбросам, чем другие штаты (в частности, республиканские штаты обычно устанавливают менее строгие природоохранные нормы), что приведет к дополнительным операционным трудностям для автопроизводителей. Учитывая, что на выборах в Конгресс демократам удалось получить большинство в нижней палате, можно ожидать, что ситуация только усложнится, считают в Coface.
Второй сценарий: общее замедление темпов развития экономики. По состоянию на ноябрь 2018 года в Западной Европе продажи автомобилей растут. Так, за 8 месяцев с начала года объем продаж в регионе вырос на 5,1%, почти достигнув докризисного уровня. При этом, однако, ожидается, что вместе с замедлением экономического роста региона (на 2018 год прогнозируется прирост ВВП на 2,2%, в 2019 году — уже только на 1,9%) постепенно упадут и объемы продаж. Замедление экономики может повлиять на уверенность потребителей и подтолкнуть их перейти к сберегательной модели поведения, отложив покупку новых авто до лучших времен, полагают эксперты.
Наконец, третий возможный сценарий: торговые войны. Торговый конфликт между Китаем и США приводит к росту цен на сырье, что, в свою очередь, снижает доходы автопроизводителей. Так, недавно в Ford заявили, что повышение импортных тарифов США на сталь и алюминий снизило прибыль компании на $1 млрд. По мнению специалистов Coface, другие автопроизводители тоже наверняка ощутят негативные последствия роста пошлин. В частности, Goldman Sachs прогнозирует, что, например, General Motors также может недополучить около $1 млрд. Кроме того, торговая война вынуждает производителей выбирать между повышением цен на свой модельный ряд или уменьшением своих доходов. Некоторые немецкие производители — например, BMW Group и Volkswagen — уже выбрали второй вариант.
1962
Самый маленький автомобиль в мире — Peel P50 производства британской Peel Engineering Company. Скорость до 40 миль в час, стоимость — $418 в тогдашних ценах. Международная выставка в Лондоне, 1962 год.
Сколько автомобилей произведено в 2021 году в странах СНГ
В некоторых странах СНГ несмотря на трудности, вызванные нехваткой полупроводников, и глобальный логистический кризис продолжает развиваться автомобильная промышленность. UzAuto привел данные по производству автомобилей в некоторых странах СНГ в 2021 году.
Объем производства автопрома Узбекистана по итогам 2021 года составил 32,7 трлн сумов, рост в производстве автобусов и грузовых автомобилей — 159% и 107% соответственно, легковых автомобилей — 87%.
Как сообщил UzAuto Motors, его предприятия выпустили за прошлый год 235 750 автомобилей.
Объем производства автобусов и грузовых автомобилей составил 1002 единиц (темпы роста 159%) и 4462 единиц (темпы роста 107%) соответственно.
По данным издания «Российская газета» за 2021 год производство автомобилей в России превысило 1,5 млн единиц, что на 10% выше показателя 2020 года. В частности, рост производства в сегменте легковых автомобилей составил порядка 8%. Производство легковых автомобилей в 2021 году составило 1,34 млн против 1,24 млн годом ранее.
Если говорить о конкретных заводах, то крупный производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе «АвтоВАЗ» произвел в 2021 году 343 512 автомобиля.
За январь-сентябрь 2021 года в Казахстане произведено 63 559 транспортных средств различных типов. Основной объем продолжают обеспечивать легковые автомобили — 55 016 единиц. Более половины всех произведенных автотранспортных средств приходится на «СарыаркаАвтоПром».
В январе-сентябре 2021 года в Беларуси произвели 21 633 легковых автомобиля, что составляет 147,5% к аналогичному периоду 2020 года. Всего за год здесь было произведено 30 тысяч автомобилей.
Азербайджан
Производство легковых автомобилей в Азербайджане в 2021 году составило 2043 единицы. Здесь действуют три завода по производству автомобилей: в Нефтечале, Гяндже и Нахичеване. Однако автомобили в настоящее время производятся только на заводе в Нефтечале.
Таким образом, по объему производства автомобилей Узбекистан занимает второе место в СНГ.