Как отрегулировать электронное зажигание
Перейти к содержимому

Как отрегулировать электронное зажигание

  • автор:

Как правильно выставить зажигание на ВАЗ 2106

У любителей классических «шестерок» периодически возникает вопрос: «Как выставить зажигание на ваз 2106?». Конечно, в те времена и не слышали про автоматическую корректировку угла и момента, поэтому приходится все делать руками. Сегодня вы узнаете, как настроить зажигание на ваз 2106 и не ошибиться.

Инструкция по выставлению зажигания ВАЗ 2106

О том, как правильно выставить зажигание на ваз, можно написать целую книгу, в которую войдут промышленные и народные методы. Здесь собраны 3 простейших метода, доступные любому «рукастому» водителю.

Стробоскопическим методом

Пожалуй, самый правильный способ выставления по меткам зажигания. Для этого необходим автомобильный стробоскоп – продается в любом автомаге и стоит около 1500 рублей.

Действовать нужно так:

  • Автомобиль нужно заглушить.

  • Откиньте капот и открутите гайку на трамблере. Чтобы потом не промахнуться – поставьте метку несмываемым маркером.

  • Теперь осмотрите двигатель на предмет меток: 2 короткие и 1 длинная. Выглядят они примерно так.Их нужно очистить от бензина и масла с помощью ветоши.

  • Минус стробоскопа киньте на плюс двигателя, а плюс на катушку зажигания. Свободный провод на цилиндр No1.
  • Теперь запустите мотор и включите строб. Излучателем направьте его на шкив, чтобы прибор зафиксировал количество оборотов и реальное положение зажигательного момента.

  • Нужно сопоставить метки. Медленно двигайте трамблер (на ВАЗ 2106 это можно делать без ключа). Нужно, чтобы метки на шкава совпали с пазами на корпусе.

  • Постоянно проверяйте обороты мотора (многие стробоскопы оснащены этой функцией). По необходимости отрегулируйте холостой ход.

  • Когда все совпало, можно закрутить гайку трамблера.

Четвертую метку (показана на картинке выше) обычно совмещают с третьей.

«Лампочный» метод

Как выставить метки ГРМ на ваз 2106, если нет строба, а выставить нужно срочно и сейчас? Здесь поможет обычная двенадцативольтовая лампочка. К ней необходимо припаять 2 провода.

  • На первом цилиндре понадобится выкрутить свечку. Для этого возьмите свечной ключ.
  • Храповиком или ключом вращайте коленчатый вал, пока подготовленный цилиндр не начнет сжиматься.
  • Сопоставьте шкивные метки с корпусными приливами.
  • Снимите с трамблера кожух. Не забудьте отметить бегунок.
  • Чуть ослабьте крепления трамблера. Фиксаторы должны быть параллельны расположению двигателя.
  • Теперь понадобится лампочка. Минусовой провод бросьте на корпус, а плюсовой на трамблерный двенадцативольтовый кабель
  • Запустите автомобиль, но не включайте стартер.
  • Если выставление зажигания на ВАЗ 2106 было удачным – лампочка не загорится. Контакты в этот период разомкнуты. Свет говорит о том, что есть поломка и нужно менять настройку.

Обратите внимание, что установка зажигания лампочкой на ваз 2106 – не самое точное. При низком напряжении она не зажжется, но это уже говорит о замыкании контактов. Вместо нее можно взять вольтметр. Подключается он аналогичным образом.

По звуку

Как выставить зажигание на классике на глаз? Это невозможно, зато можно на слух. Вряд ли получится сделать это правильно, тем более с первого раза, но работать машина будет и еще долго.

! Учтите, что так выставлять зажигание на ваз 2106 можно, если карбюратор полностью исправлен.

Он может издавать побочные звуки, которые которые легко спутать неправильно регулированием.

Действовать нужно так:

  1. Запускайте двигатель и дайте ему хорошенько прогреться. Обратите внимание, что ручку карбюратора нужно утопить.
  2. Чуть ослабьте крепеж трамблера и начните его понемногу поворачивать.
  3. Прислушивайтесь: повороты к большие углы должны заставлять двигатель глохнуть или наоборот разгоняться.
  4. Важно добиться, чтобы при 700-800 оборотах двигатель работал ровно. Не должно быть стуков или тресков. Если получилось этого добиться – значит система зажигания ВАЗ выставлена.

Обратите внимание, что такая регулировка зажигания ВАЗ 2106 – это вариант на пару дней. Ее обязательно нужно будет перепроверить стробом или мультиметром.

Установка электронного зажигания

Итак, как выставить электронное зажигание на ВАЗ 2106? Здесь ситуация немного другая, так как это – полноценный ремонт с заменой деталей.

Перед тем, как установить электронное зажигание, приготовьте:

  • головки на 10 и 13;
  • комплектный крепеж для коммутатора;
  • стробоскоб (обязательно!).

Выполняется замена так:

  1. Подведите шкив к меткам на кожухе движка.
  2. Отключите минус батареи.
  3. Со старого трамблёра снимите крышку. Так как будет устанавливаться новый, отметьте позицию бегунка – так будет проще установить его в дальнейшем.
  4. Отключите провод катушки.
  5. Открутите крепление с помощью ключа и снимите трамблер.
  6. Поставьте новый распределитель, совмещая с отмеченным положением бегунка. Полностью гайку пока не закручивайте.

Осталось только накинуть проводку и поставить крышку трамблера на свое место.

Схема электронного зажигания ВАЗ 2106 выглядит так:

Перепроверка

После того, как отрегулировать зажигание на ваз 2106 получилось, можно приступать к проверке:

  • сядьте в машину и запустите двигатель;
  • выезжайте на прямой и, желательно, пустой участок дороги;
  • постепенно выйдете на скорость в 40 км/ч;
  • переключитесь на 4 передачу и выжмите педаль газа.

Если настройка порядка зажигания на ВАЗ 2106 выставлена правильно – произойдет детонация.

Под капотом послышится заметный стук – это нормально. Он исчезнет, как только вы наберете скорость.

Если он не исчез – значит регулировка зажигания ВАЗ 2106 была сделана неправильно. Решается просто: поверните ротор на одно деление по ч.с.

Если детонация долго не срабатывает – значит ротор нужно повернуть в противоположную сторону.

Бесконтактное зажигание ВАЗ 2106: устройство, схема работы, руководство по установке и настройке

Электронная система искрообразования появилась лишь на последних модификациях заднеприводной «классики» ВАЗ 2106. До середины 90-х годов указанные автомобили оснащались зажиганием с механическим прерывателем, весьма ненадёжным в работе. Проблема решается относительно легко — владельцы устаревших «шестёрок» могут приобрести комплект бесконтактного зажигания и самостоятельно установить на машину, не обращаясь к мастерам — электрикам.

Устройство электронного зажигания ВАЗ 2106

Бесконтактная система (сокращённо — БСЗ) «Жигулей» включает шесть устройств и деталей:

  • основной распределитель импульсов зажигания — трамблёр;
  • катушка, вырабатывающая высокое напряжение для искры;
  • коммутатор;
  • соединительный шлейф проводов с разъёмами;
  • кабели высокого напряжения с усиленной изоляцией;
  • свечи зажигания.

От контактной схемы БСЗ унаследовала лишь высоковольтные кабели и свечи. Невзирая на внешнее сходство со старыми деталями, катушка и трамблёр конструктивно отличаются. Новые элементы системы — управляющий коммутатор и жгут проводов.

Устройство катушки зажигания ВАЗ 2106

Вторичная обмотка катушки работает как источник высоковольтных импульсов, направляемых к свечам зажигания

Катушка, работающая в составе бесконтактной схемы, отличается по числу витков первичной и вторичной обмотки. Проще говоря, она мощнее старой версии, поскольку рассчитана на создание импульсов 22—24 тыс. вольт. Предшественница выдавала на электроды свечей максимум 18 кВ.

Пытаясь сэкономить на установке электронного зажигания, один мой товарищ заменил трамблёр, но подключил коммутатор к старой катушке «шестёрки». Эксперимент завершился неудачей — перегорели обмотки. В результате все равно пришлось купить катушку нового типа.

Шлейф с разъёмами служит для надёжного соединения клемм распределителя зажигания и коммутатора. Устройство этих двух элементов стоит рассмотреть отдельно.

Набор электронного зажигания для ВАЗ 2101—2107

Для аккуратного соединения элементов БСЗ используется готовый жгут проводов с колодками

Бесконтактный трамблёр

Внутри корпуса распределителя располагаются следующие детали:

  • вал с площадкой и бегунком на конце;
  • опорная пластина, поворачивающаяся на подшипнике;
  • магнитный датчик Холла;
  • на валу закреплён металлический экран с просветами, вращающийся внутри зазора датчика.

Подключение бесконтактного трамблёра «Жигулей» к карбюратору

На бесконтактном трамблёре сохранился вакуум-корректор, соединенный трубкой разрежения с карбюратором

Снаружи на боковой стенке установлен вакуумный блок опережения зажигания, связанный с опорной площадкой посредством тяги. Сверху на защёлках закреплена крышка, куда подсоединяются кабели от свечей.

Основное отличие данного трамблёра — отсутствие механической контактной группы. Роль прерывателя здесь играет электромагнитный датчик Холла, реагирующий на прохождение сквозь зазор металлического экрана.

Когда пластина перекрывает магнитное поле между двумя элементами, прибор бездействует, но как только в щели открывается просвет, датчик генерирует постоянный ток. Как распределитель работает в составе электронного зажигания, читайте ниже.

Где расположен датчик Холла на ВАЗ 2106

Датчик Холла состоит из двух элементов, между которыми крутится железный экран с прорезями

Управляющий коммутатор

Элемент представляет собой плату управления, защищённую пластиковой крышкой и прикреплённую к алюминиевому радиатору охлаждения. В последнем сделаны 2 отверстия для монтажа детали к кузову автомобиля. На ВАЗ 2106 коммутатор располагается внутри подкапотного пространства на правом лонжероне (по ходу движения машины), рядом с расширительным бачком охлаждающей жидкости.

Где находится коммутатор ВАЗ 2106

Коммутатор ставится на левом лонжероне «шестёрки» неподалёку от расширительного бачка, ниже располагается катушка

Главные функциональные детали электронной схемы — мощный транзистор и контроллер. Первый решает 2 задачи: усиливает сигнал, поступающий от трамблёра, и управляет работой первичной обмотки катушки. Микросхема выполняет следующие функции:

  • отдаёт команды транзистору разрывать цепь катушки;
  • создаёт в цепи электромагнитного датчика опорное напряжение;
  • считает обороты двигателя;
  • защищает цепь от высоковольтных импульсов (свыше 24 В);
  • корректирует угол опережения зажигания.

Коммутатор бесконтактного зажигания на ВАЗ 2101—2107

Электронная схема коммутатора прикреплена к алюминиевому радиатору для охлаждения рабочего транзистора

Коммутатор не боится изменения полярности, если автолюбитель ошибочно перепутает плюсовой провод с «массой». В схеме присутствует диод, закрывающий линию в подобных случаях. Контроллер не перегорит, а попросту перестанет функционировать — искра на свечах не появится.

Схема и принцип работы БСЗ

Все элементы системы связаны между собой и с двигателем следующим образом:

  • вал трамблёра вращается от приводной шестерни мотора;
  • установленный внутри распределителя датчик Холла подключён к коммутатору;
  • катушка соединяется линией низкого напряжения с контроллером, высокого — с центральным электродом крышки трамблёра;
  • высоковольтные провода от свечей зажигания подключаются к боковым контактам крышки главного распределителя.

Резьбовой зажим «К» на катушке соединён с плюсовым контактом реле замка зажигания и клеммой «4» коммутатора. Второй зажим с маркировкой «К» связан с контактом «1» контроллера, сюда же приходит провод тахометра. Клеммы «3», «5» и «6» коммутатора служат для подключения датчика Холла.

Схема бесконтактного зажигания ВАЗ 2106

Главную роль в БСЗ «шестёрки» играет коммутатор, обрабатывающий сигналы датчика Холла и управляющий работой катушки

Алгоритм работы БСЗ на «шестёрке» выглядит так:

  1. После поворота ключа в замке напряжение подаётся на электромагнитный датчик и первую обмотку трансформатора. Вокруг стального сердечника возникает магнитное поле.
  2. Стартер вращает коленвал двигателя и привод распределителя. Когда между элементами датчика проходит прорезь экрана, образуется импульс, посылаемый коммутатору. В этот момент один из поршней находится близко к верхней точке.
  3. Контроллер посредством транзистора размыкает цепь первичной обмотки катушки. Тогда во вторичной образуется кратковременный импульс величиной до 24 тыс. вольт, идущий по кабелю к центральному электроду крышки трамблёра.
  4. Пройдя через подвижный контакт — бегунок, направленный в сторону нужной клеммы, ток поступает на боковой электрод, а оттуда — по кабелю к свече. В камере сгорания образуется вспышка, топливная смесь возгорается и толкает поршень вниз. Двигатель заводится.
  5. Когда следующий поршень достигает ВМТ, цикл повторяется, только искра передаётся другой свече.

Искра на свече зажигания «Жигулей»

По сравнению со старой контактной системой БСЗ вырабатывает более мощный искровой разряд

Для оптимального сгорания топлива в процессе работы мотора вспышка в цилиндре должна происходить на долю секунды раньше, чем поршень окажется в максимальном верхнем положении. Для этого в БСЗ предусматривается опережение искрообразования на определённый угол. Его величина зависит от оборотов коленчатого вала и нагрузки на силовой агрегат.

Корректировкой угла опережения занимается коммутатор и вакуумный блок трамблёра. Первый считывает количество импульсов от датчика, второй действует механически от разрежения, подведённого со стороны карбюратора.

Видео: отличия БСЗ от механического прерывателя

Неисправности бесконтактной системы

По надёжности работы БСЗ существенно превосходит устаревшее контактное зажигание «шестёрки», проблемы возникают гораздо реже и проще диагностируются. Признаки неисправности системы:

  • полный отказ — мотор глохнет и больше не заводится;
  • неравномерный холостой ход, выстрелы в карбюратор при резком нажатии педали газа;
  • перебои и пропуски циклов во время езды.

Чаще всего встречается первый признак — отказ двигателя, сопровождающийся отсутствием искры. Распространённые причины неполадки:

    Перегорел резистор, встроенный в бегунок трамблёра.

Перегорел резистор в трамблёре ВАЗ 2101—07

Перегорание резистора, установленного в бегунке, приводит к разрыву высоковольтной цепи и отсутствию искры на свечах

Высоковольтная катушка приходит в негодность крайне редко. Симптомы аналогичные — полное отсутствие искры и «мёртвый» мотор.

Как проверить коммутатор ВАЗ 2106

Исправный контроллер после включения зажигания подаёт опорное напряжение на контакты датчика Холла

Поиск «виновника» ведётся способом последовательных замеров в разных точках. Включите зажигание и с помощью вольтметра проверьте напряжение на датчике Холла, контактах трансорфматора и клеммах коммутатора. Ток должен подаваться на первичную обмотку и 2 крайних контакта электромагнитного датчика.

Для проверки контроллера знакомый автоэлектрик предлагает использовать одну из его функций. После включения зажигания коммутатор подаёт ток на катушку, но если вращение стартера не последует, напряжение исчезает. В этот момент и нужно делать замер с помощью прибора либо контрольной лампочки.

Неисправность датчика Холла диагностируется так:

  1. Отсоедините высоковольтный кабель от центрального гнезда на крышке распределителя и закрепите контакт в непосредственной близости от кузова, на расстоянии 5—10 мм.
  2. Отключите от трамблёра разъем, вставьте в его средний контакт оголённый конец провода.

Как проверить датчик Холла на ВАЗ 2106—2107

Тестовый провод для проверки датчика вставляется в средний контакт отключенного разъёма

Когда двигатель работает с перебоями, нужно проверять целостность проводки, загрязнённость клемм коммутатора либо высоковольтные провода на предмет пробоя изоляции. Иногда случается запаздывание сигнала коммутатора, вызывающее провалы и ухудшение разгонной динамики. Рядовому владельцу ВАЗ 2106 обнаружить такую неполадку довольно сложно, лучше обратиться к мастеру — электрику.

Как почистить контакты коммутатора ВАЗ 2106

Причиной нестабильной работы мотора нередко становятся окислившиеся контакты коммутатора

Современные контроллеры, используемые на бесконтактном зажигании «шестёрки», перегорают довольно редко. Но если проверка датчика Холла дала отрицательный результат, то методом исключения попытайтесь заменить коммутатор. Благо, цена новой запчасти не превышает 400 руб.

Видео: как проверить исправность коммутатора

Монтаж БСЗ на ВАЗ 2106

Выбирая комплект бесконтактного зажигания, обратите внимание на объем двигателя вашей «шестёрки». Вал трамблёра под мотор 1,3 литра должен быть на 7 мм короче, чем для более мощных силовых агрегатов 1,5 и 1,6 л.

Чтобы установить БСЗ на автомобиль ВАЗ 2106, следует подготовить такой набор инструментов:

  • ключи рожковые либо накидные размерами 7—13 мм;
  • отвёртки с плоским и крестообразным шлицем;
  • плоскогубцы;
  • дрель со сверлом 4 мм (для крепления электронного блока в лонжероне придётся сделать 2 отверстия под саморезы).

Инструмент для монтажа БСЗ на ВАЗ 2106

Чтобы просверлить 2 отверстия под коммутатор, можно вместо электрической использовать ручную дрель

Очень рекомендую приобрести накидной ключ 38 мм с длинной рукояткой для откручивания храповика. Стоит недорого, в пределах 150 руб., пригодится во многих ситуациях. С помощью данного ключа легко поворачивать коленчатый вал и выставлять метки шкива для настройки зажигания и ГРМ.

Ключ храповика ВАЗ 2106

Накидным ключом 38 мм очень удобно поворачивать коленвал за гайку храповика

Первым делом нужно демонтировать старую систему — главный распределитель и катушку:

    Вытащите из гнёзд крышки трамблёра высоковольтные провода и отсоедините её от корпуса, разблокировав защёлки.

Как разобрать трамблёр на «шестёрке»

Демонтаж старого оборудования начинается с разборки трамблёра — снятия крышки и проводов

Как правильно снять трамблёр с «Жигулей»

Перед снятием распределителя зажигания нужно отметить мелом положение бегунка

Как снять катушку зажигания ВАЗ 2106

Клеммы проводов подсоединяются к контактам трансформатора на резьбовых зажимах

Крепление трамблёра на классических моделях «Жигулей»

К блоку цилиндров корпус распределителя крепится единственной гайкой под ключ 13 мм

Извлекая распределитель зажигания, сохраните прокладку в виде шайбы, установленную между площадкой детали и блоком цилиндров. Она может пригодиться для бесконтактного трамблёра.

Перед монтажом БСЗ стоит проверить состояние кабелей высокого напряжения и свечей. Если сомневаетесь в работоспособности указанных деталей, лучше сразу их поменяйте. Исправные свечи необходимо почистить и выставить зазор 0,8—0,9 мм.

Установку бесконтактного комплекта выполняйте по инструкции:

    Снимите крышку распределителя БСЗ, при необходимости переставьте уплотнительную шайбу со старой запчасти. Поверните бегунок в нужное положение и вставьте вал трамблёра в гнездо, площадку слегка прижмите гайкой.

Как установить бесконтактный трамблёр на ВАЗ 2101—2107

Перед установкой трамблёра в гнездо поверните бегунок в сторону меловых меток, нарисованных на клапанной крышке

Как подключить катушку БСЗ на ВАЗ 2106

При монтаже катушки подключите провода от реле зажигания и тахометра

Как установить коммутатор БСЗ на «Жигули»

Контроллер крепится к отверстиям в лонжероне с помощью саморезов

Как подключить высоковольтные провода на ВАЗ 2106

Свечные кабели подсоединяются согласно нумерации на крышке, центральный провод подключается к электроду катушки

Если в процессе монтажа обошлось без досадных ошибок, автомобиль заведётся сразу. Зажигание можно подстроить «на слух», отпустив гайку трамблёра и медленно поворачивая корпус на холостых оборотах двигателя. Добейтесь наиболее стабильной работы мотора и затяните гайку. Монтаж окончен.

Видео: инструкция по установке бесконтактного оборудования

Установка момента зажигания

Если вы перед разборкой забыли поставить риску на клапанной крышке либо не совместили метки, момент искрообразования придётся настроить заново:

    Выверните свечу первого цилиндра и сбросьте крышку главного распределителя.

Как выкрутить свечи из цилиндров двигателя «Жигулей»

Чтобы отследить ход поршня, нужно выкрутить свечу первого цилиндра

Как выставить метки на шкиве коленчатого вала ВАЗ 2101—2107

Метка на шкиве выставляется напротив длинной риски на корпусе мотора

Как настроить трамблёр автомобиля ВАЗ 2106

Корпус трамблёра следует повернуть в нужное положение и зафиксировать гайкой

Внимание! Когда поршень 1 цилиндра становится в верхнее положение, насечка шкива коленвала должна совпасть с первой длинной риской на крышке узла ГРМ. Изначально нужно обеспечить угол опережения 5°, поэтому выставляйте метку шкива напротив второй риски.

Как выставить опережение зажигания на «шестёрке»

Вторая короткая риска на блоке цилиндров показывает угол опережения 5°

Аналогичным образом выполняется настройка по лампочке, подключаемой к массе авто и низковольтной обмотке катушки. Момент зажигания определяется по вспышке лампы, когда срабатывает датчик Холла, а транзистор коммутатора размыкает цепь.

Случайно оказавшись на оптовом рынке автомобильных запчастей, я приобрёл недорогой стробоскоп. Этот прибор сильно упрощает настройку зажигания, показывая положение насечки шкива при работающем двигателе. Стробоскоп подключается к трамблёру и даёт вспышки одновременно с образованием искры в цилиндрах. Направляя лампу на шкив, вы видите позицию метки и её изменение при увеличении оборотов.

Стробоскоп для настройки зажигания «Жигулей»

Для настройки зажигания стробоскоп подключается к высоковольтному контакту 1 цилиндра и аккумуляторной батарее

Видео: регулировка зажигания «на слух»

Свечи для электронного зажигания

При установке БСЗ на автомобиль модели ВАЗ 2106 желательно подобрать и поставить свечи, оптимально подходящие для электронного зажигания. Наряду с российскими запчастями допускается применение импортных аналогов от известных брендов:

  • рекомендуемые производителем оригинальные свечи — А17ДВР (М);
  • NGK — BCPR6ES-9, BPR6ES-9;
  • Bosch — FR7DCU, WR7DC;
  • Brisk — DR15YC, LR15YC;
  • Beru — 14FR-7DU, 14R-7DU.

Как выставить зазор на электродах свечи ВАЗ 2106

Перед вкручиванием свечей проверьте зазоры между электродами плоским щупом

Буква М в маркировке отечественной детали обозначает обмеднение электродов. В продаже имеются комплекты А17ДВР без медного покрытия, вполне подходящие для БСЗ.

Зазор между рабочими электродами свечи выставляется в пределах 0,8—0,9 мм с помощью плоского щупа. Превышение либо уменьшение рекомендуемого просвета ведёт к падению мощности двигателя и увеличению расхода бензина.

Установка системы бесконтактного искрообразования заметно улучшает эксплуатационные характеристики карбюраторных «Жигулей», оборудованных задним приводом. Ненадёжные, вечно подгорающие контакты доставляли массу хлопот владельцам «шестёрок». В самые неподходящие моменты прерыватель приходилось зачищать, пачкая руки. Первое электронное зажигание появилось на переднеприводных моделях «восьмого» семейства, а затем перекочевало на ВАЗ 2101–2107.

  • Автор: Сергей Сергеев
  • Распечатать

Как отрегулировать зажигание

Зажигание автомобильных бензиновых двигателей — это процесс образования искр на электродах свечей зажигания, поджигающих смесь в камере сгорания. От момента зажигания напрямую зависят эффективность процесса сгорания топлива, да и работоспособность двигателя в целом, поэтому опережение зажигания должно быть выставлено в самое оптимальное для вашего автомобиля положение. Регулировка опережения зажигания производится при помощи стробоскопа и набора ключей — инструментов, имеющихся в любом автомагазине.

Часть 1: Принцип работы системы зажигания

1.Выясните, требуется ли вашему автомобилю регулировка зажигания. Большинство современных машин оборудовано системами электронного управления зажиганием, не имеющими никаких регулировок. Но для эффективной эксплуатации более старых автомобилей с четырехтактными двигателями требуется периодическая подстройка опережения зажигания, гарантирующая своевременное искрообразование.
— Если во время работы двигателя появились признаки неполадок системы зажигания (например, стук пальцев, детонация или слишком раннее/позднее зажигание), то автомобиль необходимо отвезти к мотористу либо выставить зажигание самостоятельно.

2.Что такое рабочий цикл двигателя. Под четырьмя тактами работы двигателя внутреннего сгорания подразумеваются впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск. Зажигание происходит на границе тактов сжатия и рабочего хода — в этот момент свеча вырабатывает искру, поджигающую топливную смесь. Энергия, высвободившаяся в результате горения, толкает поршень, который, в свою очередь, вращает коленвал двигателя.
— Свеча должна дать искру в момент, когда поршень, двигаясь в процессе такта сжатия, почти достиг положения, называемого «верхней мертвой точкой» (ВМТ). Со временем момент срабатывания свечи может немного сбиться, уменьшив время эффективного действия искры. Промежуток между воспламенением смеси и достижением ВМТ называется опережением зажигания; его значение определяется по нумерованной шкале, нанесенной на маховик двигателя.

3.Разберитесь в обозначениях угла опережения зажигания. Найдите на передней части маховика шкалу меток; ее нумерация представляет собой ряд цифр, убывающий до ноля, а затем снова возрастающий. Как правило, заводские установки таковы, что когда первый цилиндр находится в ВМТ, видна нулевая отметка. По мере увеличения оборотов двигателя угол опережения зажигания меняется; получившийся диапазон требует периодической проверки и регулировки при помощи стробоскопа.
Цифры на шкале слева от ноля обозначают движение поршня вниз, а справа — соответственно, вверх. Перемещение маховика вправо делает зажигание более ранним, а влево — более поздним.

Часть 2. Проверка угла опережения зажигания

1. Подключите стробоскоп. Подсоедините провода питания стробоскопа к клеммам аккумулятора и прикрепите датчик стробоскопа к высоковольтному проводу свечи первого цилиндра. Для получения более точных инструкций по подключению стробоскопа изучите руководство по эксплуатации своего прибора.
Стробоскоп короткими вспышками освещает шкалу на вращающемся маховике, высвечивая конкретную метку, соответствующую углу опережения зажигания, при котором свеча дает искру. В момент вырабатывания искры датчик посылает сигнал в стробоскоп, который включается и освещает цифру, появившуюся в данный конкретный момент времени.

2. Попросите помощника добавить оборотов. Для проверки угла зажигания и наблюдения за процессом вам потребуется ассистент, который бы нажал на педаль газа, пока вы будете разглядывать шкалу при свете стробоскопа. Ну и, конечно же, предварительно вы должны надежно припарковать свой автомобиль, а в процессе работы — держать руки подальше от движущихся частей двигателя.

3. Направьте свет стробоскопа прямо на маховик и найдите цифру. Несмотря на то, что маховик вращается, вспышки стробоскопа должны четко высветить определенную цифру. Это — значение угла опережения зажигания в градусах. Также запомните положение этой цифры — справа или слева от ноля.
— В процессе увеличения оборотов момент появления искры должен немного измениться. Это нормально, ведь зажигание работает нелинейно, и с увеличением скорости в значение угла опережения зажигания вводится поправка.
— Для определения суммарного угла опережения необходимо раскрутить двигатель хотя бы до 3500 об/мин. Только в таком случае вы добьетесь того, что к начальному значению угла опережения зажигания добавится поправка.

4. Не забудьте про вакуумный регулятор опережения зажигания, если он у вас установлен. Во время работы двигателя вакуумный регулятор вносит поправку в значение угла опережения зажигания, поэтому перед запуском двигателя его нужно отключить. Для этого на заглушенной машине сначала ослабьте болт крепления корпуса трамблера, а затем на время проверки и регулировки угла опережения зажигания снимите с вакуумного регулятора трубку и заткните ее куском материи.
— На малых оборотах вакуумный регулятор вносит в угол опережения зажигания лишь незначительные поправки, потому что в таких условиях мембрана внутри регулятора перемещается на небольшое расстояние.

5. При необходимости отрегулируйте угол опережения зажигания. Теперь, когда вы узнали действующую величину угла опережения зажигания, как понять, нужна ли регулировка? Каждой конкретной модели автомобиля соответствует свой угол опережения зажигания; это зависит от типа двигателя, года выпуска, трансмиссии и многих других параметров. Чтобы понять, требуется ли дополнительная регулировка угла опережения зажигания, выясните паспортное значение этого параметра для своего автомобиля и, сравнив это число с полученным значением, при необходимости проведите настройку.
— Если вы не знаете требуемого угла зажигания, то обратитесь за помощью к автомеханику или работнику автомагазина, чтобы они поискали по своим справочникам значение этого параметра для вашего автомобиля.

Часть 3: Регулировка угла опережения зажигания

1 Ослабьте болт крепления корпуса распределителя зажигания (трамблера), чтобы его можно было свободно вращать. Для регулировки угла опережения зажигания вам нужно будет поворачивать трамблер в том или другом направлении, в зависимости от того, потребуется ли вам более раннее или более позднее зажигание.
— Если бегунок вращается по часовой стрелке, то при повороте корпуса трамблера против часовой стрелки вы устанавливаете более раннее зажигание, и наоборот. Возможно, прежде чем вы разберетесь, придется немного повозиться; тут и пригодятся помощники: один будет газовать, другой — проверять метку, а третий — крутить трамблер.

2 Пока двигатель работает на повышенных оборотах, проведите настройку. Плотно возьмитесь за корпус трамблера и начните медленно его вращать в одну или другую сторону. Продолжайте настройку, пока метка не окажется в правильной позиции. Вращая трамблер и периодически перепроверяя положение метки при помощи стробоскопа, добейтесь требуемой настройки. Когда это произойдет, зафиксируйте трамблер, затянув крепежный винт.

3 Если настройка угла вызывает затруднения, то установите трамблер «на глаз», в положение 34°.36°. Характеристики типичного двигателя Шевроле «смол-блок» таковы, что для максимальной производительности при 3500 об/мин зажигание должно быть выставлено в указанных пределах; такой угол опережения зажигания обеспечивает наиболее стабильную работу двигателя.[3]
— После установки угла зажигания «на глаз» нелишним будет затем отпустить газ, дождаться, пока установятся обороты холостого хода и еще раз перепроверить угол опережения зажигания, чтобы узнать, какова метка оптимального угла зажигания на холостом ходу.

4 После успешного окончания регулировки угла опережения зажигания затяните крепежный винт трамблера.

Советы
— При проведении любых работ с автомобилем всегда имеет смысл очищать снятые детали и перед обратной установкой производить их дефектовку.
— Хорошенько очистите шкалу, нанесенную на маховик, и для облегчения считывания наметьте белым или желтым маркером центральную метку, соответствующую ВМТ.
— Не забывайте, что вы работаете под открытым капотом своего автомобиля при включенном (или выключенном) двигателе. Предпримите все необходимые меры безопасности, в том числе наденьте защитные перчатки и закрытую обувь, а также не надевайте свободную одежду, которая может быть затянута движущимися частями двигателя.

Предупреждения
— Внутренние детали трамблера находятся под высоким напряжением системы зажигания. В случае неисправности трамблера или свечей попытка отрегулировать зажигание на работающем двигателе может вызвать весьма болезненный удар током.
— Перед проведением работ, связанных со снятием подверженных нагреву частей двигателя, обязательно подождите, пока мотор остынет.

Что вам понадобится
-Руководство по эксплуатации и ремонту автомобиля
-Набор торцевых головок и ключ-трещотка
-Стробоскоп
-Защитные очки
-Защитные перчатки и закрытая обувь
-Смазка и средство для обезжиривания поверхностей (опционально)
-Бумажные полотенца или тканевые тряпки

Регулировка электронного зажигания своими руками

like

0 10 Декабря 2015

Регулировка электронного зажигания своими руками

  • Регулировка электронного зажигания своими руками
  • 1. Принцип работы электронного зажигания
  • 2. Как правильно отрегулировать электронное зажигание
  • 3. Инструменты для регулировки электронного зажигания

star star star star star star star star star

Электронное зажигание

Большинство автовладельцев, которые решили заменить стандартное контактное зажигание на электронный вариант, остались довольны своим решением. Некоторые из них отмечают, что в работе карбюратора пропали присутствующие ранее провалы, а двигатель стал работать, как часы. Возможно, кто-то и не согласится с этим мнением, но тут уже, как говорится, «на вкус и цвет»…Установив электронную систему, первое, что нужно сделать – это настроить ее работу. Вот как раз о настройке (или, правильнее сказать, о «регулировке») мы бы и хотели сейчас Вам рассказать.

  • 1. Принцип работы электронного зажигания
  • 2. Как правильно отрегулировать электронное зажигание
  • 3. Инструменты для регулировки электронного зажигания

1. Принцип работы электронного зажигания

—>Как мы знаем, под названием «система зажигания» подразумевают совокупность всех устройств и приборов, которые отвечают за образование электрической искры, воспламеняющей в нужный момент топливовоздушную смесь в цилиндрах ДВС. Такая система есть частью общей системы электрооборудования. Электронная система зажигания (как один из ее видов) – это та система, в которой создание и распределение тока высокого напряжения по цилиндрам мотора проводится посредством специальных электронных устройств. Довольно часто данную систему называют «микропроцессорной системой зажигания».

Регулировка электронного зажигания

Стоит отметить, что другие варианты аналогичных устройств (бесконтактная и контактно-транзисторная системы зажигания) также имеют в своем составе электронные компоненты, но электронными их никто не называет, так как они уже обладают своими собственными, устоявшимися названиями. Если посмотреть с другой стороны, то электронная система как таковая не имеет механических контактов, из-за чего, по сути, ее можно отнести к бесконтактному виду.

На сегодняшний день существует достаточно много различных электронных систем зажигания, наиболее популярными из которых есть устройства Magneti-Marelli, Bosch Motronic, Simos, отличающиеся друг от друга особенностями конструкции. Все электронные системы, разделяют на два вида: те, которые имеют распределитель и те, у которых он отсутствует, а сама работа базируется на прямом зажигании.

К первому виду принадлежат устройства, использующие для своей деятельности механический распределитель, при помощи которого ток высокого напряжения подается на конкретную свечу. Для сравнения, в системах с прямым зажиганием такая подача тока на свечу выполняется с участием катушки зажигания. Разберем работу электронной системы зажигания более детально.

Электронное зажигание

Исходя из сигналов датчиков, входящих в состав системы управления работой автомобильного мотора (датчики положения распредвала, частоты вращения коленвала, массового расхода воздуха, положения дросселя, детонации, давления воздуха и т.д.), электронный блок управления (ЭБУ) вычисляет наиболее оптимальные рабочие параметры системы. Также, осуществляется управление воспламенителем, который, в свою очередь, обеспечивает подачу напряжения на катушку зажигания, вследствие чего в цепи первичной обмотки катушки начинает протекать ток.

В момент прерывания напряжения, во вторичной обмотке катушки начинает индуцироваться ток высокого напряжения. Непосредственно с катушки зажигания или посредством высоковольтных проводов, ток высокого напряжения подается на соответствующую свечу зажигания, после чего создающаяся в ней искра воспламеняет топливовоздушную смесь.

Как только меняется скорость вращения коленвала двигателя, датчик положения распредвала и датчик частоты вращения коленчатого вала посылают соответствующие сигналы в электронный блок управления, который, в свою очередь, вносит необходимые коррективы в показатели угла опережения зажигания. С увеличением нагрузки на мотор автомобиля, управление углом опережения зажигания выполняется при помощи датчика массового расхода воздуха. Всю дополнительную информацию, касающуюся процесса воспламенения и сгорания горючей смеси, предоставляет датчик детонации, а все остальные аналогичные приборы передают дополнительные данные о режимах работы силового агрегата.

2. Как правильно отрегулировать электронное зажигание

Регулировка электронного зажигания чаще всего требуется тогда, когда по каким-то причинам были сбиты штатные (заводские) настройки, или же Вы только что заменили контактную систему зажигания на ее электронный вариант.

Электронное зажигание

В любом случае, прежде чем приступить к выполнению задачи, нужно обязательно проверить наличие нагара на свечах зажигания, и если он там хорошо заметен, то такую деталь придется менять. Не стоит также забывать о контактах, ведь подгоревшие элементы не смогут обеспечить качественную работоспособность новой системы, а значит, их нужно заменить на новые.

Наиболее точную регулировку электронного зажигания обеспечивает использование такого прибора как стробоскоп. Если же достать его нет возможности, то отрегулировать электронную систему можно и с помощью искры, как делают это многие опытные мастера. Теперь рассмотрим процедуру регулировки более подробно:

— Для начала, двигатель автомобиля прогревают до рабочей температуры (примерно 90о);

— Затем следует расслабить трамблер (снимать его не обязательно) и вынуть из распределителя зажигания центральный провод;

— После этого поршень в первом цилиндре устанавливают так, чтобы на такте сжатия он оказался в верхней мертвой точке (для этого отверстия на шкиве должны полностью совпадать с отверстиями на штифте, которые у него находятся на специальной крышке);

— Теперь, держа в одной руке провод от катушки, можно включать зажигание и регулировать распределитель второй рукой по часовой стрелке, причем бронепровод надо удерживать над металлом;

Электронное зажигание

— Дальше, то же самое делают, прокручивая распределитель против часовой стрелки до тех пор, пока не появятся искры. На данном этапе процедуру регулировки электронного зажигания можно считать завершенной, а все, что остается, – это закрепить распределитель на его месте. Выполняя монтаж детали, предварительно стоит убедиться в правильности установки электродов бегунка. Они должны располагаться напротив вывода от крышки датчика-распределителя (обычно он помечен цифрой 1). Также важно определить пластинку октан-корректора и затянуть ее болтом, причем так, чтобы указатель и среднее давление в его шкале регулировки совпали. Заметьте, сам болт должен обладать установленным на него указателем.

В принципе, процесс регулировки электронного зажигания – не самая сложная часть обслуживания машины, хотя и требует от автовладельца определенных знаний. Однако, если Вы не уверены в собственных силах, то, наверное, лучше будет обратиться за помощью к профессионалам.

3. Инструменты для регулировки электронного зажигания

Как мы отмечали ранее, в первую очередь, для качественной регулировки Вам понадобится специальный прибор – стробоскоп, который в автомобильном мире применяется для установки начального момента опережения зажигания на двигателях с карбюраторной системой. Кроме того, указанное устройство может применяться для проверки работоспособности катушки зажигания, поиска неработающей свечи, контроля за работой центробежного и вакуумного регулятора угла опережения момента зажигания (до 3000 оборотов).

Конечно, не всем удается раздобыть стробоскоп (а покупать его на раз — нет смысла), поэтому большинство автовладельцев предпочитают выполнять регулировку по старинке, то есть на слух. Для этого используется стандартный инструмент: торцевые и или накидные ключи, отвертки, рожковые ключи и прочие приспособления, которые наверняка имеются в любом гараже. В зависимости от модели автомобиля и установленных на ней деталей, размеры требуемого инструментария могут несколько отличаться, поэтому, прежде чем приступать к работе, ознакомьтесь с технической документацией своего транспортного средства.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *