Что случится с авто, если смешать бензин с разным октановым числом
Можно ли смешивать в топливном баке бензин с разным октановым числом? Как показывает практика, многие водители не только опасаются это делать, но и предпочитают пользоваться заправками только одного, любимого автопроизводителя. Мол, топливо с разных заводов имеет разную плотность и разную консистенцию. Давайте разберемся, опасно или нет такого рода смешивание.
Для того, чтобы понимать, чем чревато смешивание в бензобаке разных видов бензина, следует понимать логику производства горючего на современных заводах. Весь бензин в нашей стране производят сегодня путем крекинга, который бывает термическим (высокотемпературная переработка углеводородов без доступа воздуха) и каталитическим (при нагревании используются различные катализаторы — металлы, их оксиды, различные соли).
Максимальное октановое число (ОЧ), которое может иметь бензин после крекинга — 80. Затем, чтобы поднять качество конечного продукта, используются специальные присадки. Сегодня это, как правило, составы с алкилами, эфирами, спиртами, присадки, повышающие устойчивость горючего к замерзанию. С их помощью удается довести ОЧ до: 92, 95, 98 и даже 100.
Иными словами, основа у всех бензинов одна, а различия состоят в разном качестве и количестве присадок. При этом вредные по отношению к природе присадки типа тетраэтилсвинца сегодня законодательно запрещены. Хотя, согласно сообщениям в СМИ, в Россию все еще продолжают нелегально ввозить запрещенный тетраэтилсвинец, который закупают в Китае и Румынии. Чтобы не нарваться на такое топливо, совет один — пользуйтесь проверенными, сетевыми АЗС.
Таким образом, ответ на вопрос, что будет, если смешать топливо с разным октановым числом, будет следующим — ровным счетом ничего. У получившейся смеси будет единая основа, и максимум, чем может грозить такой микс, это потеря динамики вашего автомобиля.
А как же с опасностью смешивания топлива с заправок разных компаний? Такого смешения тоже не нужно бояться. Хотя разные производители, как известно, «химичат» с присадками, стремясь обеспечить фирменному топливу оптимальные характеристики, такие добавки де-факто — капля в море. Топливо на российских АЗС стандартизировано, читай — отличия минимальны.
В то же время любители плеснуть в бензобак «девяноста пятого», добавив его к «девяносто второму», должны понимать, что топливо в баке практически не будет смешиваться. Это происходит прежде всего потому, что разное горючее имеет разную плотность.
В результате АИ-95 как более легкое горючее будет собираться, условно говоря, на поверхности 92-го. Так что сначала будет вырабатываться один, более эффективный вид горючего, а затем — второй. Субъективно поначалу может показаться, что «машина поехала» — приемистость возрастет. Однако скоро такой эффект минимизируется. Фактический же выигрыш в улучшении качества топливной смеси будет сомнительным.
Отдельная история, когда из экономии или по другим причинам льют 92-й бензин при допуске «не ниже 95-го». Что может произойти в таком случае, мы уже пояснили выше. Поначалу — первые километры — все будет хорошо, однако когда верхний слой — 95-й — выгорит, оставшийся 92-ой начнет причинять вред силовому агрегату. Такая практика чревата детонацией, способной вызвать выход из строя деталей цилиндропоршневой группы. Если с двигателем возникнут проблемы, сервисмены, конечно же, возьмут пробы топлива из бака, и тогда на гарантийный ремонт не рассчитывайте.
Говорят, нельзя смешивать АИ-92 и АИ-95 – эксперт пояснил, в каком случае
Существует мнение, что бензины с различным октановым числом имеют разную плотность. А потому в баке они неминуемо расслоятся.
Иногда заправляться приходится там, где придется. И бывают ситуации, когда 95-го просто нет на заправке, и нет другого выхода, как добавлять АИ-92. Но можно ли смешивать 95-й и 92-й бензин в баке?
Считается, что раз бензины с различным октановым числом имеют разную плотность, то и в баке расслаиваются и все равно не смешиваются.
Мнение эксперта
Михаил Колодочкин, обозреватель «За рулем»:
Если, конечно, речь идет о кондиционном топливе. Но нормальный водитель никогда не станет заправляться подозрительным бензином, будь тот хоть вдвое дешевле.
Вывод
Так можно ли смешивать 92-й и 95-й бензин?
Если в АИ-92 добавить АИ-95, ничего страшного не произойдет, а вот в обратную сторону (добавить в 95-й) – тоже можно, но нечасто. От пары раз такого смешивания вреда не будет, но если злоупотреблять, это может привести к ухудшению работы двигателя.
Оптимально же использовать то горючее, которое рекомендуется производителем в инструкции и указано на обратной стороне дверцы лючка бака.
Подробнее специалист разъяснил всё в материале «5 частых заблуждений о бензине (есть опасные!)».
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
Можно ли смешивать бензин с разным октановым числом
Каждое транспортное средство, работающее от ДВС, рассчитано на применение указанной производителем марки бензина. Пользователей интересует, можно ли смешивать бензин с разным октановым числом? Почему возник этот вопрос и допускается ли так делать, мы объясним подробно.
Лет 30-40 назад 92-е топливо считалось классикой. Поэтому и сегодня водители пытаются сэкономить, заливая в машины основную марку (обычно это 95-я или 98-я) и 92-ю. Автомобиль заведется и поедет: для многих этого достаточно, чтобы «химичить» дальше. Однако следует учесть, какими будут параметры езды и что случится с топливной системой в дальнейшем. И тогда вы точно решите для себя, можно ли смешивать бензин или лучше от этого воздержаться.
Особенности производства 92-го и 95-го бензина
Для получения горючего, пригодного для транспортных средств, применяют два способа обработки нефти.
- Прямая перегонка. Метод устаревший, так как с его помощью на выходе образуется продукт с октановым числом (ОЧ) 60.Этого мало для современных автомобилей, рассчитанных на топливо марок 95 и 98.
- Крекинг. Таким способом производитель улучшает стойкость топлива к детонации и повышает процентный выход бензина почти наполовину. ОЧ возрастает до 70, 80 единиц. Термический способ выполняется при значительном нагревании сырья. Он считается менее качественным по сравнению с каталитическим способом получения горючего, где используют более низкие температуры и катализатор реакций. Каталитический крекинг формирует повышенную устойчивость к детонационным взрывам бензиново-воздушной смеси.
Процесс изготовления для обоих марок почти одинаков. Нефтяной продукт разделяется на фракции, образуя газы, топливо, масла, битумы и мазуты. Для получения 95-й марки из полуфабриката удаляют свинцовые соединения. Затем вводят добавочные присадки, повышающие октановое число.
- Бензин А-92 («регуляр») подходит для карбюраторных движков с инжекторным впрыском со степенью сжатия смеси до 9,5 единиц. Двигатель защищён от опасной детонации соответствующими присадками.
- Бензин А-95 (премиум) пригодится для работы турбированных и атмосферных движков с любыми системами впрыскивания. Степень сжатия составляет 9,5-11 единиц. На ряде АЗС представлено топливо А95+ (с моющими, антикоррозионными, противоистирающими продуктами) и эко-бензин А95 (с добавлением спирта в количестве 20-30% от объёма нефтепродукта).
О том, можно ли мешать 92 и 95 бензин с разных заправок, чем это опасно или выгодно, читайте в следующем разделе.
Последствия при смешивании АИ-92 и АИ-95
Соединение двух рядом стоящих марок топлива не повредит машине, тем более что 95-я марка изготавливается на основе 92-й. Бензин перемешается. Через короткое время произойдёт повышение октанового числа до 93-94 единиц. Здесь возникает проблема появления детонаций, образующих задиры на цилиндрах. А если сформируется высокий термический потенциал, то произойдёт оплавление деталей.
Двигатель под 95-й бензин
Когда в 95-ю марку добавляют 92-ю, снижается динамика движения. А негативные последствия с мотором проявятся позже. Когда машина куплена в салоне и на неё действует заводская гарантия, то при ремонте сразу проверят, какой горючкой водитель пользовался. Гарантию аннулируют при обнаружении в баке остатков другой марки бензина.
Двигатель под 92-й бензин
Если ДВС рассчитан на 92-ю марку топлива, то смешение бензина с 95-м аналогом снижает температуру воспламенения смеси. Для турбированных ДВС замена на более высокое октановое число увеличивает уровень детонации и оказывает тем самым позитивное действие.
Смешивание 92-го или 95-го бензина с АИ-98
Что будет, если смешать 92 и 98 бензин? Октановое число приблизится к 95-96 единицам и опасность деформации поверхности поршней станет ещё большей.
А если «побаловать» 98 горючим обычный мотор атмосферного действия с октановым числом 92 и ездить на низких или средних скоростях, то это лишь навредит. Высокооктановый продукт горит большее время, это способствует термоперегреву клапанов и цилиндров.
Допустим, у нас имеется двигатель под 95 бензин. Стоит ли добавить к нему 98? Каким окажется результат использования? Датчики начнут диагностировать вибрации и передадут информацию электронному блоку управления. Но проблема решаема. ЭБУ отрегулирует угол опережения зажигания, и вся электроника выполнит настройку на новые показатели сгорания топлива. Но это происходит не мгновенно, поэтому сначала надо позволить мотору поработать без перегрузок, в нормальном режиме. Такой вариант выручит, если заправились в неизвестном месте, и оказалось, что горючее разбавлено. За счет более высокооктанового топлива удастся частично компенсировать негативный эффект. Поэтому на вопрос о том, можно ли смешивать 95 и 98 бензин, ответ будет положительный. Но регулярно делать так не надо, следует беречь клапаны от прогорания.
Рекомендации автопроизводителей
Производители полагают, что когда в 92-й бензин вливать 95-й, ничего страшного не произойдёт. Тем не менее, когда захочется порадовать своего «железного коня» высокооктановой маркой, то лучше не разбавлять топливо, а чередовать марки. Делать это нужно на тех АЗС, в качестве продукции которых вы уверены.
Добавляя в 95-й рекомендованный 92-й, вы экономите на заправке, но повышаете затраты на приближающийся ремонт. Единственный случай, когда это не принесёт вреда – наличие ЭБУ с низкооктановой прошивкой. В этом случае электроника самостоятельно изменит параметры зажигания.
Оправдана ли попытка сэкономить
На АЗС редко приезжают автомобили «на канате» (с пустым баком), поэтому какая-то часть бензина всё-равно смешивается с новой порцией.
Давайте подсчитаем, будет ли финансовый выигрыш от миксования топлива разных марок. Ориентируемся на фактическую стоимость горючего на украинских заправках в условиях среднескоростной эксплуатации. А92 стоит 47 грн/л, А95 – 49 грн/л, А98 – 57 грн/л (встречается сегодня редко). Пускай вместимость бака составляет 40 л, нужна полная заправка.
- Свой 92-й, долить 95-м. Если смешать в равных пропорциях, будет повышение ОЧ приблизительно до 93%. 20 л основного топлива стоит 940 грн, такое же количество 95-го – 980 грн. Если брать расход 8,2 л/100 км, то горючки хватит на 470 км. То есть, разница в 40 грн распределяется на 235 км. В итоге результат по переплате будет 0,17 грн/км, что несущественно.
- Свой 95-й, долить 92-м. Условия те же, выгода – аналогичная. Вы заплатили на 40 грн больше. Если дело коснётся последующего ремонта, то он будет стоить гораздо больше (вспомните про задиры на цилиндрах при эксплуатации автомобиля). А при действии гарантии в бесплатном сервисе откажут. Аналогичный итог получится, если 98-й разбавить 95-м или даже 92-м (для особо рисковых автолюбителей).
- Свой 95-й, долить 98-м. На заправку 20 л «родного» потратится 980 грн, с ОЧ 98 – 1140 грн. Разница в оплате составит 160 грн, что равнозначно 68 коп./км пути. Тоже не назвать большой выгодой.
- Свой 98-й, долить 95-й. Выгода 160 грн, экономия 68 коп./л. Как говорят производители, использование нерационально, ведь высокой экономичности не будет и скоростных характеристик тоже. Читая мнения в интернете, можно увидеть убеждения в обратном результате. В реальности же мощность упадёт, износ двигателя увеличится.
Смешивание бензинов в баке способно помочь, когда на АЗС вам залили разбавленное топливо. Мотор в автомобиле почувствует это на первых же километрах. Тогда будет правильным заехать на другую заправку и долить бензина с более высоким октановым числом.
Назар Крамарчук Автор статьи. Можно ли смешивать бензин с разным октановым числом
Какой бензин лучше: 92-й или 95-й. Можно ли их смешивать и заливать один вместо другого
Опытным автолюбителям хорошо знакома ситуация, когда приходится принимать решение, какой бензин заливать – 92-й или 95-й. При выборе топлива следует руководствоваться прежде всего рекомендациями автопроизводителя, т. к. любой мотор калиброван под определенную марку горючего. И если водитель вынужден вместо 95-го заправляться 92-м, он должен помнить, что это приведет к определенным изменениям в работе двигателя. В чем разница, и можно ли заливать 92-й бензин вместо 95-го?
Разница в качестве АИ-92 и АИ-95
Буква «А» в маркировке означает, что топливо подходит для автотранспортных средств, «И» – бензин исследован на октановое число в специализированном центре. 92 и 95 – это октановые числа, определяющие стойкость горючего материала к детонации. Отличить одну марку от другой визуально достаточно сложно: это можно сделать лишь в лабораторных условиях. 92-й и 95-й бензин могут несколько отличаться цветом, но это во многом зависит от состава и количества присадок.
Получите консультацию по всем услугам
Менеджер перезвонит через минуту и подробно проконсультирует по любым дополнительным вопросам
Взаимозаменяемость АИ-92 и АИ-95
На лючке бака нередко можно увидеть обозначение: «Не ниже 92» или «92 и 95». Какой в этом случае сделать выбор, и чем отличается 92-й бензин от 95-го? В большинстве случаев бензин с более высоким октановым числом рекомендован к использованию, с более низким – допущен к использованию. При этом заливать 92-й вместо 95-го можно, но отдача двигателя при этом несколько уменьшится, а расход возрастет. Если производитель оставляет вам право выбора, лучше отдать предпочтение марке топлива с более высоким октановым числом. Тем самым вы обеспечите благоприятные условия для работы мотора и минимизируете детонацию.
Определенную корректировку работы двигателя в современных автомобилях, в зависимости от марки топлива, выполняет электроника, и, если вы заправили 92-й вместо 95, зажигание автоматически станет более поздним.
Особенности бензина АИ-98
Разобравшись, в чем разница бензина 92-го и 95-го, будет нелишним знать о различии этих марок с АИ-98. Можно ли использовать 98-ой в автомобиле с двигателем, рассчитанным на более низкое октановое число? Чем выше число, тем выше антидетонационная способность горючего материала. Т. е. высокооктановое топливо предназначено прежде всего для форсированных моторов, имеющих высокую степень сжатия. Но и в обычных двигателях 98-й бензин работает лучше 95-го, снижая, вместе с детонацией, вероятность появления отложений на стенках камеры сгорания. Важно помнить при этом, что при применении высокооктанового топлива увеличивается время горения рабочей смеси, а это может снизить ресурс клапанов, каталитического нейтрализатора и других деталей. Несколько увеличится и температура двигателя, что заставит более интенсивно работать систему охлаждения.
Особые моторы для России
Бензин АИ-95 – наиболее массовый и востребованный во всем мире. Именно его рассматривают как ориентир большинство автопроизводителей. В России же остается популярной марка топлива АИ-92, и многие авто адаптированы под этот вид горючего. Но это не означает, что для России производят какие-то особенные моторы. Просто используются блоки управления, прошитые под низкооктановое топливо.
Вопрос – ответ
- Что такое октановое число? Октановое число (ОЧ) характеризует детонационную стойкость горючего материала, т. е. его способность противостоять самовоспламенению во время цикла сжатия. Проверка ОЧ происходит в исследовательской лаборатории на специальном оборудовании. В момент пребывания поршня в крайнем верхнем положении топливно-воздушная смесь может находиться под высоким давлением. Если ОЧ будет недостаточно высоким, могут случиться самопроизвольное воспламенение и, как следствие, расплавление поршневых отверстий. Чем выше степень сжатия двигателя внутреннего сгорания, тем выше должно быть ОЧ.
- Можно ли смешивать 92-й и 95-й бензин? Многих беспокоит вопрос: можно ли смешивать 95-й и 92-й бензин? Смешивать можно, но важно учитывать при этом, что топливо с более высоким октановым числом будет находиться вверху, с низким – останется на дне. Это происходит из-за разной плотности жидкостей. Т. е. смешивания горючих материалов разных марок практически не происходит. По мере выработки сначала будет расходоваться АИ-92, затем АИ-95. Очевидно, что если автомобилю рекомендован 92-й бензин, то использование 95-го допустимо, обратная же замена может иметь нежелательные последствия. Т. о., если смешать топливо разных марок, это практически никак не отразится на качестве горючего и не снизит его потребление.
- 92-й вместо 95-го: удастся ли сэкономить? Расход высокооктанового топлива несколько ниже, особенно если прошивка рассчитана на работу двигателя на АИ-95. При этом разница расхода 92 и 95 незначительна и проявляется только на трассе: в условиях пробок она практически незаметна. Гораздо заметнее выгода в денежном выражении. При заправке полного бака вы каждый раз выигрываете пару сотен рублей. В процентах это – 5–7 %, которые для многих тоже имеют значение.
- А если он «бодяжный»? Многие автовладельцы опасаются залива разбавленного топлива на заправках и считают, что высокооктановые бензины разбавляют сильнее, поэтому заправлять автомобиль безопаснее низкооктановым горючим. Большинство крупных производителей и поставщиков бензина регулярно проверяют качество топлива на своих автозаправках. Чтобы дополнительно подстраховаться от разбавленного или смешанного топлива, лучше не заправляться на подозрительных автозаправках, где цена на горючее на несколько рублей ниже, чем на соседних. На таких заправках действительно существует риск залить в бак некондицию.
- Есть ли преимущества у бензина марки АИ98? Если вы предпочитаете заправлять автомобиль бензином АИ-98, следует знать, что, в отличие от 95-го, более высокооктановое горючее обычно содержит присадки, способные очистить стенки камеры сгорания от застарелых отложений. В результате – характеристики двигателя начнут возвращаться к паспортным значениям. Динамика же автомобиля, заправленного 98-м и 95-м, будет отличаться незначительно: крутящий момент изменится примерно на 3 %.
- Что такое антидетонационные свойства?
Детонация – вредное явление, которое сопровождает процесс сгорания топливовоздушной смеси. Определять качество бензина принято по его антидетонационным свойствам. Способность топлива предотвращать детонацию определяется путем сравнения образцов горючего со стандартными образцами смесей изооктана и я-гептана.
Наше предложение
Купить бензин АИ-92 и АИ-95 по выгодной цене с доставкой по Москве, Московской области и в другие регионы России вы можете, обратившись в компанию «Магнум Ойл». Характеристики предлагаемого топлива подтверждены протоколами испытаний. Мы доставим на ваш объект любые виды ГСМ в установленный срок с соблюдением всех требований безопасности. Для доставки нефтепродуктов мы используем современные автомобили ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ, MAN, Scania, Volvo, DAF. Больше информации о наших товарах и услугах – у менеджеров компании, связаться с которыми можно по телефону +7 499 955 57 63.