Чудо-машина из советской комедии «Операция Ы»
Комментарии: 1 29.07.2019 Порой в комедиях вместо премиальных автомобилей снимаются смешные, а иногда даже нелепые транспортные средства. Как пример можно привести киноленту «Операция Ы и другие приключения Шурика», где один из ключевых героев передвигается на самоходном устройстве, которое мало чем похоже на машину.
«Моргуновка». После того, как состоялась премьера этой картины, зрители обратили внимание на необычный автомобильный бренд. Появившийся в фильме автомобиль получил название «Моргуновка» в честь известного актера Евгения Моргунова, чей герой и являлся собственником этого удивительного аппарата. При этом заводское наименование бренда являлось СМЗ С-ЗА. Несмотря на это, назвать полноценной машиной такое устройство довольно трудно.
Стоит отметить, что СМЗ С-3А является усовершенствованной мотоколяской на четырех колесах. Ее предшественником являлась 3-колесная СМЗ С-1Л. Как сообщается, миниатюрное гибридное авто с 1958 года выпускалось на Серпуховском мотоциклетном заводе. До 1970 года выпущено 203 291 экземпляр. Длина этой машины составляла 2,6 метра, а ширина — 1,3, а масса была равна 425 килограммам. Вместимость топливного бака составляла 12 литров. Как подчеркивается, устройство было оборудовано силовой установкой от дорожного мотоцикла ИЖ-49 производительностью 8 лошадиных сил, который позволял автомобилю разогнаться до 60 км/ч.
Помимо всего прочего миниатюрная модель была оснащена рулевым реечным управлением и независимой подвеской. Отличием С-3А являлось наличие открытого кузова и отсутствие жесткой крыши. Ее функции выполнял кусок брезента.
В связи с промежуточным положением между машиной и мотоциклом у модели СМЗ С-3А были следующие минусы:
непригодность для продолжительных и дальних поездок;
тяжелая масса для мотоколяски;
очень плохая динамика; слабая проходимость из-за колес маленького размера; недостаточная тяга силовой установки; наличие лишь задних тормозов. В то же время микроавтомобиль обладал некоторыми преимуществами: незатейливость конструкции силового агрегата; легкость выполнения ремонта; невысокая цена. Итог. Исходя из всего вышеизложенного, можно прийти к такому выводу, что в советских фильмах наряду с шикарными автомобилями снимались и несуразные средства передвижения. И доказательством этому является так называемая «Моргуновка» из культовой кинокартины «Операция Ы и другие приключения Шурика».
Какие транспортные средства можно увидеть в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
Очень часто в комедийных лентах премиальные автомобили заменяют смешные, а порой просто нелепые средства передвижения. Не стала исключением и культовая кинолента «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
СМЗ С-3А
На этой машине в фильме Леонида Гайдая разъезжали Трус, Балбес и Бывалый. После показа картины автомобиль (который по сути являлся мотоколяской) получил народное прозвище «моргуновка». Управлял транспортным средством Бывалый (Евгений Моргунов).
Всего было изготовлено около 200 тысяч таких автомобилей. СМЗ С-3А представлял собой двухместное четырехколесное моторизированное средство передвижения, серийно выпускавшееся Серпуховским мотоциклетным заводом. Годы выпуска — 1958–1970. Силовым агрегатом автомобиля являлся мотоциклетный двигатель Иж-49 мощностью 8 лошадиных сил.
Являясь, по большому счету, мотоколяской для инвалидов, С-3А не предназначался для длительных поездок, и при дефиците обычных автомобилей был оснащен некоторыми функциями двухместной машины, вполне пригодной для непродолжительных путешествий по дорогам общего пользования. Вынужденный сплав технологий привел к тому, что СМЗ С-3А получил также название «моторизованный протез».
«Инвалидное кресло» с двигателем С3А было весьма тяжелым (425 килограммов в полной комплектации), трудоемким и дорогим в изготовлении. Основой машины являлся цельнометаллический кузов с мощной рамой из стальных труб. Миниавтомобиль обладал посредственной динамикой (по современным меркам), разгоняясь на максимуме до 60 км/ч, и низкой проходимостью ввиду своих небольших колес и слабого мотора. Механическая задняя тормозная система относится к барабанному типу.
ЛиАЗ 158-В (ЗИЛ-158В)
Автобус, в котором завязалась потасовка из-за сидячего места, конструировался и какое-то время собирался на заводе имени Лихачева. Но из-за нехватки мощностей производство было перенесено на Ликинский машиностроительный завод, с постепенным преобразованием его в автобусный.
Несмотря на то, что транспортное средство стали строить на другом предприятии, в техпаспорте оставалось прежнее название. Сменили только эмблему. ЛиАЗ 158-В при некоторых достоинствах обладал массой недостатков:
- в дождь через люки на крыше вода попадала в салон;
- пространство между сиденьями было очень узким;
- водители жаловались на тяжелое рулевое управление;
- в зимнее время в салоне было холодно;
- автобус имел высокие и неудобные ступеньки;
- посадка и высадка пассажиров осуществлялась через очень узкие двери;
- транспортное средство невероятно сильно шумело, движущийся ЛиАЗ было слышно по всем улицам города.
Несмотря ни на что, автобус являлся самым массовым городскими транспортом в Советском Союзе. На его базе одно время комплектовали даже автопоезда.
ПАЗ 653 (АМ-3)
В этом милицейском сине-красном автобусе перевозили нарушителей общественного порядка в части «Напарник». На нем же доставили Федю на стройку.
На самом деле, этот автомобиль хотя и похож на «санитарку» ПАЗ-653, по сути ей не является. Специальное транспортное средство для перевозки хулиганов и уголовников в «Операции «Ы», называлось АМ-3 и представляло собой автобус для доставки милицейских «линейных» групп. Внешне оно действительно очень напоминает санитарную машину ПАЗ-653, и даже строилось на одном и том же шасси ГАЗ-51К (иногда базой служил ГАЗ-63). Но кузов имел иную конструкцию с более крупными габаритными размерами.
Если сравнить АМ-3 с ПАЗ-653, можно заметить, что последний немного уже, что особенно заметно по задним крыльям. Более того, у санитарного ПАЗа они массивные, а у милицейского АМ — достаточно узкие. Плюс к этому, автобус для оперативных сотрудников милиции не оснащался правой боковой дверью, задняя дверь была одностворчатая, в отличие от двустворчатой «ПАЗика». А вот салоны АМ-3 и ПАЗ 653 были одинаково незатейливы, с откидными лавками вдоль стенок кузова.
ГАЗ-51
Машина, эпизодически мелькающая на стройке в фильме — ГАЗ-51. Причем в трех вариациях — самосвал, тягач с дополнительной прицепной осью для длинномеров и подъемный кран. По ходу картины грузовики неоднократно попадают в камеру, выполняя свои непосредственные функции.
ГАЗ-51 был первым отечественным грузовым автомобилем с грузоподъемностью до 2,5 тонны. Кроме того, это была самая массовая модель в своем классе в 50–70-х годах прошлого века.
Первые машины под индексом ГАЗ-51 для испытаний создавались накануне Великой Отечественной войны, в серию автомобиль запустили в 1946 году. В 1955–1975 годах дополнительно выпускался модернизированный грузовик 51А. За все периоды производства с конвейера сошло почти три с половиной миллиона всех модификаций 51-й модели.
«Татра» Т3
Трамвай чехословацкого производства, в котором ехали Шурик и Лида (во второй части фильма «Операция «Ы»), наверное, смело можно назвать легендарным, ведь выпускался он с 1960 по 1999 год прошлого века (без малого 40 лет!).
«Татра» T3 — трамвайный вагон, который производился пражским заводом ЧКД. За все время было выпущено более 14 тысяч экземпляров, включая безмоторные прицепные. По большей части они использовались в самой Чехословакии и поставлялись в Советский Союз. В существенно меньших масштабах трамваи шли на экспорт в ГДР, Югославию и Румынию.
Эти трамваи не имели пневматических систем, оборудование было исключительно механическим и электрическим. Вагон базировался на жесткой цельнометаллической несущей конструкции, представляющей собой раму, штампованные крышевые и бортовые шпангоуты с приваренными к ним листовой боковой обшивкой и крышей. Передняя и задняя части трамвая делались из специального пластика. Для разных стран существовали определенные модификации транспортного средства.
Какие автомобили снимались в фильме «Операция Ы» и другие приключения Шурика»
Комментарии: 0 12.03.2022 Про легендарный фильм Леонида Гайдая, «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», в Сети можно найти много информации. Отдельное внимание стоит уделить машинам, задействованным в съемках. Первым в фильме появляется автобус ЛиАЗ 158 В. Определить модель можно по эмблеме, говорящей о том, что машину выпустили именно на ЛиАЗ. Также в фильме был представлен еще один отечественный автобус ЗИС 155.
Более внимательные зрители могут заметить и легендарные советские автобусы КАГ-1. В качестве базы для создания этого деревометаллического образца был взят ГАЗ-51.
В ходе развития истории фильма в картине появляется ПАЗ-653, который выполняет роль милицейского и медицинского автомобиля, отличаясь лишь разной раскраской кузова. Милиция в фильме передвигалась и на другой машине, а именно, на ГАЗ-51А. Но это транспортное средство появилось только во второй части кинокартины.
Не мог Гайдай обойтись в фильме и без ЗИЛ-164 Н. Эта модификация использовалась в качестве седельного тягача. Строительный самосвал в модификации ЗИЛ ММЗ -585Л тоже присутствовал в картине. Что касается механического крана, то его роль исполнял ЛАЗ 690, разработанный на шасси ЗИЛ-164.
Трактор в фильме тоже присутствовал во время съемок на стройке. В качестве данной техники режиссер задействовал ЧТЗ С-100. Во второй части картины транспортных средств не так много, как может показаться на первый взгляд. Наверное главным героем можно назвать чешский трамвай Татра 3 или Т-3. Также можно заметить МТВ-82, который был популярным в СССР.
Кроме того, в фильме присутствовало много других транспортных средств, выпускаемых советскими конструкторами. Для режиссера Леонида Гайдая было важно, чтобы все машины, задействованные в картине, были выпущены в СССР.
Автомобиль из фильма «Операция Ы»: советское чудо на колёсах
В России вряд ли существует хотя бы один взрослый человек, который никогда в своей жизни не видел легендарный кинофильм «Операция Ы и другие приключения Шурика».
И возможно, многие из зрителей задавались вопросом о марке необычного автомобиля, появившегося в картине. Им стал СМЗ С-ЗА — автомобиль-мотоколяска на четырёх колёсах, сменивший своего трёхколёсного предшественника СМЗ С-1Л.
Выпускался СМЗ С-3А в Серпухове на мотоциклетном заводе в период с 1958 по 1970 год. Под капотом необычной машины находился довольно маленький мотоциклетный двигатель ИЖ-49, мощность которого составляла всего-навсего 8 лошадиных сил. Он позволял автомобилю развивать максимальную скорость в 60 км/ч. За 12 лет производства было изготовлено более 200 тыс. экземпляров.
Модель имела независимую подвеску и реечное рулевое управление, которые были протестированы на испытательном НАМИ-031 с пластмассовым кузовом. После появления на телеэкранах СМЗ С-3А получил народное признание и обзавёлся прозвищем «Моргуновка». Вызвано оно тем, что в фильме автомобилем управлял известный советский актёр Евгений Моргунов.
Двухместное крошечное авто имело длину всего 2,6 метра, а ширина его достигала отметки в 1,3. Вес такой заднеприводной «коляски» – 425 килограммов, а ёмкость топливного бака — 12 литров.
Большим недостатком СМЗ С-3А являлась неопределённость между полноценным автомобилем и самоходной мотоколяской. Будучи по сути дополнением к мотоциклу, СМЗ С-3А претендовал на роль двухместной микромашины, поэтому с обеими ролями справлялся неважно.
Для выполнения полноценных функций мотоколяски СМЗ С-3А был слишком тяжёлым и трудоёмкой для производства. По критериям автомобиля советский «малыш» имел посредственную динамику и управляемость ввиду наличия крошечных колёс и малой мощности двигателя. Единственным достоинством мотоциклетного мотора стала простота конструкции, а по остальным характеристикам авто оказалось слабо пригодным к эксплуатации.
Но были у СМЗ С-3А и достоинства: лёгкость ремонта и весьма низкая цена даже для пародии на полноценный автомобиль. Стоит сказать, что при немалом количестве нареканий к себе гибрид мотоколяски и машины всё-таки справлялся со своими обязанностями, пускай и не самым лучшим образом.
Подводя итог, стоит заметить, что несмотря на довольно посредственную комфортабельность, СМЗ С-3А всё же смог завоевать небольшую популярность среди жителей СССР. Поспособствовало этому именно появление в кинокартине Леонида Гайдая, подарившее «моргуновке» народное признание.
- Автор: stereofear
- Распечатать