Белый, рыхлый, но не снег: почему окисляются клеммы АКБ и что с этим делать?
Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с некрасивым налётом на клеммах аккумуляторной батареи. Кто-то на эти окислы плюнул, кто-то просто зачистил клеммы, кто-то пошёл в Интернет «по-большому», чтобы узнать что-то новое про технический вазелин или графитовую смазку. К сожалению, иногда ни зачистка клемм, ни их обработка химией проблему не решают, потому что причина её возникновения лежит где-то глубже, а то, что мы видим на клеммах – всего лишь некоторое последствие какой-то неисправности. Поэтому сегодня поговорим о том, почему окисляются клеммы и как от этой неисправности можно (и нужно) избавляться.
По старинке
Раньше подход к окисленным клеммам был прост, как сюжет повести «Старик и море». Увидел окислы, содрал наждачкой, забил клеммник потуже, затянул его от души, а если совсем эстет – обмазал всё это солидолом. Потом потихонечку пришло понимание, что мазать клеммы солидолом – это моветон. В ход пошли другие смазки, часть из которых подходит для этого действительно лучше (а ведь было время, когда и солидол ещё надо было где-то добыть).
К причинам этого безобразия отношение было простое: а куда деваться? Контактам положено окисляться, так что это такое неизбежное зло. Правда, особо продвинутые всё же справедливо отмечали, что стоит обратить внимание на то, какая клемма окисляется быстрее: плюсовая или минусовая. Исходя из этого наблюдения можно было сделать вывод о том, что всё-таки идёт не так. Если больше окисляется плюсовая клемма, налицо перезаряд аккумулятора, если минусовая – то недозаряд. В первом случае виноват почти всегда реле-регулятор напряжения, во втором – генератор. Или тоже реле-регулятор, но тут надо разбираться. Потому что ещё может быть плохая «масса».
Саму батарею при этом слишком долго не разглядывали. Купить новую всё равно было сложно, так что в крайнем случае было проще найти аккумуляторщика в каком-нибудь АТП, который вырубил бы в москвичёвскую АКБ новые свинцовые пластины из аккумулятора от ЗИЛа. В таких обстоятельствах лучше было не знать, что в чрезмерном окислении контактов может быть виновата сама батарея. Иначе можно было вообще потерять сон.
Сейчас машины стали сложнее, системы зарядки и сами аккумуляторы тоже изменились, а клеммы до сих пор иногда окисляются. Отчасти то старое правило (плюс – перезаряд, минус – недозаряд) справедливо и сегодня, но поиск причин слишком интенсивного окисления всё-таки может занять много времени. Посмотрим, с чего начать и чем всё это закончить.
Руками и глазами
Как и пятьдесят лет назад, поиск неисправности следует начинать с элементарной уборки под капотом. Точнее, с чистки клемм и самой батареи.
Чем чистить клеммы – вопрос немного религиозный. Кто-то советует делать это старинным способом: металлической щёткой и наждачкой. Конечно, если вокруг клемм уже построены трёхэтажные наслоения окислов, другого выхода нет. Придётся сносить все эти сооружения механическим способом. Главное, не перестараться и не сточить клеммы слишком сильно. Понятно, что некоторые надевают клеммник, а для надёжности ещё вкручивают между ним и изношенной клеммой саморез, но это всё-таки не совсем правильно. Таким способом контакт можно сделать ещё хуже, отчего окисляться эта система станет ещё быстрее. Так что сначала лучше попробовать какой-нибудь более щадящий метод. Например, с помощью тряпочки и содового раствора (на стакан воды хватит столовой ложки соды). И уж если сода не помогает, придётся браться за нож, наждачку и всё прочее, чем можно соскрести окислы. Главное при этом помнить, что не надо поливать АКБ бензином или какими-нибудь растворителями – можно сделать только хуже.
Затем можно приступать к очистке самой батареи. Грязи на ней быть не должно вообще. Мы уже как-то рассказывали, что такое ток утечки, и говорили о том, что грязный аккумулятор – первый шаг к саморазряду. Теперь добавлю: и к окисленным клеммам – тоже. Поэтому хорошенько его отмываем и проверяем две вещи.
Первая – это дренаж. Окислы появляются особенно сильно из-за того, что на поверхность батареи и на клеммы каким-то образом попадает слишком большое количество электролита. Одна из причин этого безобразия – забитый газоотвод. Давление внутри батареи повышается, пары электролиты готовы в буквальном смысле слова лезть в любую щель. И они лезут через пробки банок (если они есть), через небольшие щели около самих клемм. А если ситуацию совсем запустить или допустить сильный перезаряд, когда электролит начинает вовсю кипеть, газы могут сделать в корпусе батареи такие щели, которых быть вообще не должно. То есть может лопнуть корпус.
Поэтому проверяем вторую вещь – целостность корпуса. Разумеется, он должен быть целым.
Во время очистки батареи проще всего оценить структуру самого окисла. Если он счищается довольно легко, а сам по себе кажется рыхлым, то в первую очередь надо смотреть всё то, о чём говорил выше. Такой окисел говорит о том, что по какой-то причине на поверхности корпуса слишком много электролита. Если внешне батарея целая, а дренаж не забит, стоит подумать о том, что батарея слишком часто страдает перезарядом. В этом случае из-за кипения электролита и оседания его паров на корпусе АКБ будет такой же мягкий и рыхлый окисел. Тут, конечно, желательно взять в руки вольтметр и проверить напряжение на клеммах при работающем моторе и разной нагрузке (с выключенными потребителями и включенными). Вполне возможно, что напряжение будет завышенным, и тогда сначала нужно разбираться с этой проблемой. Решите её, и клеммы не будут так быстро зарастать окислами.
Если же напряжение оказывается в норме, нужно проверять саму батарею. Одна из причин перезаряда – разрушение одной из банок АКБ (чаще – простое замыкание). В этом случае в остальных банках электролит может кипеть, как при перезаряде, а клеммы в этом случае тоже будут зарастать окислами очень быстро.
Во всех вышеописанных случаях количество окислов действительно больше на плюсовой клемме. Белый или голубой мягкий и пушистый окисел в этом случае – ещё один повод проверить, не идёт ли перезаряд.
Теперь перейдём к другому виду окисла – зелёному и прочному. Тому, который счищается только наждачкой.
Чуть сложнее
Зеленеет чаще минусовая клемма аккумулятора. Основная причина роста количества такого окисла – это плохой контакт. Правда, нужно сделать оговорку: слово «плохой» относительно контакта очень многозначно. Поэтому проверять тут придётся многое.
Начнём с элементарного: с проверки самой клеммы. Просто накинуть провод на клемму – это ещё не всё. Во-первых, клемма должна быть чистая, во-вторых, клеммник после установки надо затянуть. Если контакт на клемме будет недостаточно надёжным, скорость её окисления существенно увеличится из-за хронического перегрева и паразитных токов. Кроме того, тут могут возникать искры и электрическая дуга. Эти вещи разрушают клемму, делая контакт ещё хуже, а окисление – активнее.
И не стоит забывать о том, что сама батарея должна быть закреплена, а провода – надёжно зафиксированы, как этому и положено быть при заводской сборке. У нас почему-то принято после снятия и установки АКБ бросать её как придётся. Особенно если аккумулятор старый и его приходится часто таскать домой для подзарядки. Мол, чего лишнего крутить, если вечером всё равно тащить его домой и ставить на зарядку. Это очень большая ошибка. Лишняя вибрация клеммников делает плохой контакт ещё хуже, так что лениться не стоит. У ленивых автовладельцев окислы будут всегда.
Впрочем, у слишком усердных они тоже возможны, но по противоположной причине. Стучать по клемме молотком, а потом расшатывать её в попытках снять с АКБ – это очень вредная привычка, которая приводит к тому, о чём говорили выше: появляются микротрещины, через которые испаряется электролит. Особенно если руки сильные, а мозг слабый.
Если с клеммой всё хорошо, проверяем «массу». Слабый контакт «массы» может привести к практически таким же последствиям: перегрев провода и клеммы и как следствие – окисление клеммы. Особенно серьёзно нужно проверить силовой провод, если в машине стоят какие-то нештатные мощные потребители, которые могут перегружать проводку. Например, сабвуфер с усилителем. Можно даже пощупать провода: если они горячие, что-то идёт не так, и разбираться нужно именно с этой проблемой. Окисление клеммы в этом случае – лишь симптом, а не сама болезнь. А лечить нужно именно болезнь.
Последнее – это проверка генератора и напряжения на клеммах. Если будет обнаружен недозаряд, минусовая клемма в плотном окисле будет неизбежно.
«А напоследок я скажу… »
Очень важно понимать, что появление любых отложений на клеммах – это признак неисправности. Никаких окислов там быть не должно. И ладно, если причина возникает сама по себе, от возраста автомобиля или его износа. Бывает, что виноват в этом сам владелец автомобиля. Согласитесь, что некоторые вещи у нас никак не кажутся причиной сильного окисления. Например, неправильная концентрация электролита в обслуживаемой батарее, кривая установка «музыки», болтающийся провод «массы», немного дурящий генератор или его проскальзывающий ремень…
Вроде бы мелочи, а всё это и приводит к тому, что на клеммах появляются эти безобразные белые, зелёные или синие наросты. Поэтому если после очистки клемм окислы появляются снова, в машине что-то не в порядке. И игнорировать этот звоночек от клемм не стоит. Можно в одно прекрасное утро не запустить мотор из-за севшего аккумулятора, а можно просто сжечь машину потихоньку плавящимся проводом. И это будет уже очень обидно.
(решено) Не могу снять плюсовую клемму с аккумулятора
В общем такая печальная история. Сегодня утром машина моя не завелась, хотел снять батарею — думаю заряжу протяну до выходных и за новым, а не тут-то было… Гайку открутил, а механизм не разжался, вокруг клеммы не хило всё окислилось… Каюсь, нельзя было так запускать, пока случай не пришел, под пластмассовый кожух «+» не заглянул даже…
Пробовал стучать по болту сверху, по «стакану» с боков. С утра залил WD-шкой, к вечеру лучше не стало. Пробовал снизу поддеть, используя в качестве рычага гаечный ключ, тоже не помогло. Пока всё подключил обратно, теперь думаю что делать…
Еще назрел вопрос, если не могу снять клемму, может можно снять сам провод вместе с клеммой? А там уж как нибудь в тепле с ней разберусь 🙂
27 ноября 2014 Метки: поломка
Поделиться:
Hyundai Getz 2008, двигатель бензиновый 1.4 л, 97 л. с., передний привод, автоматическая коробка передач — поломка
Машины в продаже
Hyundai Getz, 2008
Нижневартовск
Hyundai Getz, 2003
Hyundai Getz, 2008
Hyundai Getz, 2004
Комментарии 19
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.
Ещё более простой вариант. Берём минусовую отвёртку широкую. Ослабляем клеммы. Вставляем отвёртку как показано на фото и пытаемся раздвинуть клеммы. Главное без фанатизма
Я езжу на Hyundai Getz
Друзья, не нужно ничего пилить и ломать!
Я решил этот вопрос достаточно быстро:
Взял WD-40, залил обильно клемму. Минут 10 пытался ее снять руками, поддеть отверткой, плоскогубцами — все не то!
В итоге, взял небольшой молоток (лежит в кейсе с инструментами) и обстучал саму клемму по кругу. Потом несколько раз стукнул в то место, где клемма присоединяется к проводу (там «мостик» своеобразный). После чего, она сдвинулась с места и потом легко снялась.
а в сторону быстросъемных клемм смотрел, буду себе пробывать ставить
www.drive2.ru/b/2518032/
Без машины
У меня вчера была точно такая же проблема, прочитала вчера, огорчилась, потому что конкретного решения в нете нигде не нашла. Однако сегодня у меня клемма снялась сама ))
Не надо стучать, не нужны кусачки и прочее. Вам не хватило просто терпения и немного настойчивости. Клемма прикипела на основании из-за налета. Самым простым и эффективным решением в этом вопросе оказалась сода (прочитала в статье, что хорошо снимает следы окисления, кстати, в экстренных случаях, написано, тем же эффектом обладает кока-кола, для тех, кто снять не может с клеммой, можно попробовать на месте).
1. Сняла аккумулятор, занесла домой, поставила в тепле
2. Взяла соду, воду и старую зубную щетку
3. Полила водой клемму посыпала содой, почистила зубной щеткой. Сразу появилось шипение, коррозия от окисления мгновенно стала отходить.
4. Итак раз 10 точно, посыпала содой, забралась в самые мелкие участки при помощи ватной палочки и иглы, смыла водой. Нужно сделать ровно столько раз пока не пройдет шипение и не будет отходить черная коррозия от клеммы.
5. Все промыла хорошо, место сцепление клеммы посыпала содой, добавила воду, размещала до состояния жидкой кашицы и оставила на ночь.
6. Прошло 12 часов, смыла и клемма сама снялась.
Почему окисляются клеммы аккумулятора и как их очистить?
Вы собрались в поездку на дачу, решили проверить исправность автомобиля, взяли в руки автомобильный мультиметр, приготовили на всякий случай паяльник, открыли капот и. видите, что клеммы покрылись каким-то странным белым налетом. Ну и что теперь делать? Как быть? Как все это очистить, и в дальнейшем предотвратить?
Причин окисления может быть несколько. Давайте рассмотрим каждую из них:
- Одной из основных может стать состояние самого аккумулятора. Клеммы окисляются из-за того, что может быть поврежден корпус. Если это так, дополнительно можно наблюдать коррозию металлических частей кузова, так как при повреждении корпуса еще и электролит начинает вытекать. Также причиной окисления может стать неправильная плотность электролита, а также замыкание между его ячейками. Ну и еще одной причиной может быть расшатывание клеммы, из-за чего электролит при движении автомобиля просто расшатывается.
- Причиной также может стать неисправность генератора или же зарядного устройства.
- Еще одной из причин может являться неправильное подключение клемм к самому аккумулятору. Они могут быть плохо закреплены, что будет вызывать искрение и, как следствие, окисление.
- Причиной окисления могут стать неисправности в общей электросети.
- Ну и еще одной причиной может быть засорение вентиляционных отверстий в аккумуляторе. Из-за этого во время работы может возрастать давление и электролит будет выходить через иные отверстия.
Как устранить окисление на клеммах аккумулятора?
Убрать следы окисления очень просто — их нужно просто снять. Снять их можно просто соскоблив ножом или же чем-либо, чем вообще можно что-то откуда-то соскоблить. Если же вы обнаружили такую неприятность находясь дома или рядом со своим гаражом, то можно вместо ножа использовать обычную зубную щетку и специальный химический раствор для чистки.
Раствор очень сложен в приготовлении и требует много различных ингредиентов для приготовления. Но чистит такой раствор очень эффективно. И так, начинаем готовить, приготовьтесь к тому, что процесс займет много времени:
- Возьмите пищевую соду и теплую воду.
- Налейте воду в удобную емкость и засыпьте туда соду. Ее должно быть 10% от общей массы раствора.
- Все. Для приличия раствор можно немного размешать.
Ну а теперь обмокните щетку в раствор и начинайте чистить клеммы. Если раствор начнет шипеть и закипать — не пугайтесь, это нормально.
Если же простая щетка не помогает можно взять специальную металлическую щетку и также обмокнуть ее в раствор для чистки. Если же следы окисла не удалось очистить полностью — воспользуйтесь наждачной бумагой.
Кстати, не стоит следовать совету некоторых автомобилистов и чистить бензином. Он является хорошим растворителем и может растворить некоторые элементы корпуса аккумулятора.
Как предотвратить окисление клемм аккумулятора?
Самый первый и самый простой способ — выбросить старый и установить новый. Если же данный способ вам не подходит, можно попробовать следующее:
- Нанесите на клеммы и электроды аккумулятора специальное техническое масло, солидол или же вазелин. В общем подойдет любое масло, которое трудно смыть.
- Теперь нанесите на клемму фетровую шайбу или простую войлочную прокладку. Потом закрепите ее на электроде.
- Сверху наложите другую фетровую шайбу или же другую войлочную прокладку.
Войлочная или фетровая прокладка позволит предотвратить искрение, а жирное масло предотвратит дальнейшее окисление.
Таким способом вы продлите срок службы клемм и самого акуммулятора.
Клемма аккумулятора стала отходить.
А выглядит это так. Вставляю ключ. Всё прекрасно. Поворачиваю ключ в положение перед запуском. Всё прекрасно, лампочки на приборной панели загораются как надо. Поворачиваю в следующее положение, чтобы крутить стартер, щёлкает какая-то релюшка, все лампочки гаснут, стартер не крутится — надо открывать капот и тормошить клемму аккумулятора.
С сигнализации машина не заводится, после того как приходит ответ на брелок, что машина не завелась, срабатывает сигнализация, я нажимаю чтоб она не «кричала», сигнализация полностью отрубается, приходится открывать с ключа и опять лезть под капот тормошить клемму.
Так же происходит и на ходу, отключается магнитола, часы, потом резко включается.
Клеммы зачищал, подкручивал, они не окислены.
Дополнен 9 лет назад
Аккум новый!
Лучший ответ
да симптомы плохого контакта на акб.
Проверь всю силовую проводку (провода на стартер генератор и тд. Как плюсовые так и минусовые)
Скорее всего где то плохая масса.
Крутани стартёром на прямую