Когда начнет нормально работать навигатор в Москве
С 4 мая в Москве введен режим частичного подавления GPS-сигналов, которые используются в приложениях с навигацией. Это было вызвано инцидентом с дронами в центре столицы, необходимостью обеспечить безопасность в преддверии Дня Победы. После 9 мая работа средств глушения GPS продолжилась. На данный момент сложно прогнозировать, когда работа систем навигации будет восстановлена в прежнем режиме.
Когда GPS будет работать в Москве
Проблемы с GPS-координатами наблюдаются на многих гражданских устройствах жителей и гостей Москвы — навигаторы в телефонах и такси, сервисы доставки, смарт-часы и т.д. Устройства распознают и видят спутники систем GPS и ГЛОНАСС, однако из-за глушения не могут получить от них точные данные. Больше всего проблем наблюдается в центре столицы, но об ошибках в работе навигаторов сообщают жители из районов на окраине Москвы.
Власти не сообщают, до какой даты будет осуществляться глушение GPS-сигналов. Поэтому на данный момент нужно использовать альтернативные варианты определения координат и построения маршрутов. Например, эксперты советуют заранее построить маршрут и сохранить его в режиме оффлайн. В этом случае его можно будет использовать даже при отсутствии GPS-сигнала или при получении некорректных данных.
«Ситидрайв» и «Яндекс» сообщили о сбоях GPS в центре Москвы
Пользователи жалуются на многочисленные сбои в работе навигаторов. Проблемы уже признал «Ситидрайв», рекомендовавший выбирать маршруты в объезд центра столицы. «Яндекс» утверждает, что сбой сказался на всех сервисах
Фото: Антон Денисов / РИА Новости
Системы навигации GPS работают в центре Москвы со сбоями, сообщил сервис каршеринга «Ситидрайв». Компания рекомендует не использовать каршеринг в центре столицы и строить маршруты в обход центра. «Пожалуйста, постарайтесь объезжать область внутри Садового кольца — сейчас она перекрыта. Также там сейчас проблемы с GPS — у вас могут возникнуть сложности с началом аренды в этой зоне, так как машины могут неправильно отображаться на карте», — говорится в сообщении компании. Выбирать альтернативные маршруты компания рекомендует до 9 мая включительно.
О сбоях в работе систем навигации сообщают и пользователи других сервисов, например «Яндекса». Устройства с навигацией некорректно определяют геопозицию, местонахождение устройства может отражаться в Москве-реке или вовсе за пределами города, построение маршрутов в навигаторах затруднено. «Как правило, такие ошибки в определении геопозиции связаны со сбоями GPS. Такие сбои GPS сказываются вообще на всех сервисах (не только «Яндекса») и устройствах: от навигационных приложений до фитнес-браслетов. С большой уверенностью можно сказать, что случаи неверного геопозиционирования существуют вне инфраструктуры интернет-сервисов», — пояснили РБК в пресс-службе компании.
Сбои в работе систем геопозиционирования и навигации в центре столицы начали массово происходить после произошедшей накануне атаки беспилотников на Кремль. По сообщению пресс-службы президента, в ночь на 3 мая кремлевскую резиденцию президента атаковали два дрона. Никто не пострадал, глава государства в момент атаки находился не в Кремле. Подобные сбои GPS неоднократно происходили и раньше. Эксперты связывали их источник в том числе с работой систем безопасности и «глушилок». Так, в октябре 2022 года, когда в центре столицы произошел очередной сбой, собеседники РБК в компаниях, использующих технологию GPS для работы, связывали неполадки с тестированием противодроновых систем — их станции установлены в центре столицы, каждая из них покрывает зону радиусом 1 км. «Из-за этого, находясь на Красной площади, навигаторы могли определять свое местоположение как аэропорт Шереметьево. Это стандартная практика работы систем антидрона: большинство серьезных дронов имеют систему блокировки полетов в зоне аэропортов», — объяснял один из собеседников.
После атаки на Кремль московские водители столкнулись с массовым сбоем навигаторов
Утром в четверг, 4 мая, москвичи начали массово жаловаться на перебои в работе систем GPS-навигации — из-за запрета на полёты дронов над Москвой возможны проблемы с отслеживанием кого-либо в режиме реального времени. Между тем последнее, насквозь цифровизированное десятилетие нас избаловало — например, уже выросло поколение автомобилистов, которые не умеют ездить по Москве без навигатора. О таксистах и курьерах и говорить нечего: навигатор — рабочий инструмент. Как все эти люди пережили чистый — без цифровой поддержки – четверг, разбирался «МК».
По официальной версии смену локации GPS в Москве активировали на время подготовки к параду Победы 9 мая. Это означает, что навигаторы будут неверно определять геопозицию пользователей. Навигацию глушили и раньше, но прежде это случалось только рядом с Кремлём — теперь сбоит вся Москва.
В целом наблюдения расходятся: кому как повезёт.
«Внутри ТТК проблемы, и даже дальше в сторону области. Допустим, Кутузовский до МКАДа глушат целиком, передвигаться невозможно, не зная улиц, да и даже зная, подать машину порой не получается, место подачи тоже прыгает. У коллег то же самое, весь наш парк поехал отдыхать и работать за ТТК, там работает», — поделился один из опытных московских таксистов.
По его словам, сложившаяся ситуация сыграет на руку тем, кто готов брать пассажиров по-старому — «голосующих» на дороге, и при этом хорошо знает столицу.
Эти же наблюдения подтверждают реплики пользователей автомобильных форумов, которые собрал «МК».
«В Подмосковье водитель ездил кругами, а навигатор ему не показывал ни один из двух поворотов, а у меня показывало, что он тупо стоит в двух улицах от меня».
«Район Крылатской улицы и выезд из тоннеля на улице маршала Жукова в сторону центра — очень плохо, GPS то отключается совсем, то сбоит».
«Вчера навигация сходила с ума в пределах Садового. Сегодня ехал на работу из Выхино в центр — навигатор часто показывал движение по параллельным улицам и переулкам».
«Были проблемы в районе Павелецкой площади. Я ехала по Шлюзовой набережной, по новому для меня адресу, навигатор колбасило страшно. Машина то «в реке» оказывалась, то я стою на светофоре, а машина на картинке сама неторопливо едет. Плутала знатно».
«Боткинский проезд — ТТК в районе ипподрома — нет сигнала совсем».
Вне контура Третьего транспортного кольца ситуация не так уж плоха. По крайней мере, нам удалось (по данным на 15:00 4 мая) построить с помощью навигатора маршрут от редакции «Московского комсомольца» на улице 1905 года домой к двум журналистам — в районы Зюзино и Щукино. Зато на попытке построить маршрут к Кремлю навигатор закапризничал и начал сбоить, предлагая очень странные пути объезда.
«Замоскворечье. Запустил приложение для тестирования приема ГНСС на смартфоне. Итог — спутники видны (уж не знаю какие, реальные или виртуальные), но ни один не используется для определения местоположения. Стоял несколько минут, ждал. При отключении в настройках андроида использования дополнительных источников для определения местоположения смартфон определиться с местоположением не может. При включении достаточно точно (и быстро) находит позицию и определяет движение по улице», — делится наблюдениями ещё один москвич.
Типичный высокомерный ответ «старых» автомобилистов — мол, надо просто ориентироваться в родном городе, тогда и навигатор не потребуется! Раньше же без них как-то жили — и ничего.
Всё так. Однако есть один немаловажный нюанс — львиная доля автомобилистов используют сегодня навигатор не только для того, чтобы построить маршрут, но и чтобы следить за разметкой. Умная машина – отличный проводник: всегда подскажет, в каком ряду нужно ехать, чтобы вовремя совершить нужный манёвр, где найти место для разворота, где ждать камеру и сколько стоит парковка на ближайшей улице. В Москве, где дорожные знаки и разметка меняются очень часто (бац — и знакомая тебе улица уже односторонняя!), такой «костыль» необходим даже опытным водителям.
Плюс ещё одно неоспоримое преимущество навигатора — умение показывать дорожные заторы, протяженность и даже потенциальную продолжительность пробок.
Между тем, к системам GPS привязаны не только автомобилисты, но и те, кто предпочитает средства индивидуальной мобильности — велосипеды и самокаты, особенно если брать их напрокат: в мини-транспорт вшиты GPS-маячки для отслеживания.
«Критичных проблем в работе сервиса мы не наблюдаем. Есть несколько локаций, где пользователям сложно начать или завершить поездку, для этого мы усилили работу службы поддержки сервиса — помогаем пользователям разобраться с этими ситуациями. Но это не носит массовый характер», — ответили «МК» в одной из компаний кикшеринга (аренда самокатов).
В центре Москвы сбоят навигаторы и связь. Выяснили, что происходит
Эксперт Кусков: из-за подавления GPS-сигнала в Москве будут проблемы с навигацией. Ранее Baza сообщила, что в столице из-за подготовки к параду 9 мая начали глушить навигацию в пределах Бульварного и Садового кольца, хотя ранее такое проделывали только у Красной площади. «Секрет фирмы» узнал у экспертов по связи, насколько широко можно распространится действие глушилок, кому они помешают и какие проблемы могут создать в ближайшие дни.
Что с подавлением сигнала в Москве
По сведениям Baza, в столице начали глушить GPS-сигнал в пределах Бульварного и Садового кольца. Сейчас навигация работает со сбоями. На время подготовки к параду в городе задействуют подмену координат GPS, указали журналисты.
«Навигаторы могут работать со сбоями – то есть вы можете стоять на Тверской, а ваша локация на картах будет в районе Внуково», — пишет издание.
По его словам, в Москве подобное уже бывало, но обычно связь глушили только вокруг Кремля. Сейчас же действие глушилок могут расширить из-за угрозы прилёта беспилотников.
У кого возникнут проблемы из-за глушилок и что с этим делать
Гендиректор агентства TelecomDaily Денис Кусков считает, что власти действительно могли пойти на расширение действия глушилок в центре из-за текущих рисков. Поэтому проблемы могут возникнуть у всех, кто так или иначе использует навигационные инструменты и сервисы.
« Если пользуетесь картами в приложениях, стоит заранее выстраивать нужный вам маршрут и сохранять его на телефон . Чтобы не пришлось пользоваться онлайн. Могут быть проблемы у таксистов, экспедиторов, логистов и т. д. Возможно, будут сбои в расписании транспорта, когда на табличках показывает одно время, а автобус в итоге приезжает в другое», — сказал эксперт «Секрету фирмы».
Дептранс Москвы уже подтвердил, что в центре столицы «могут наблюдаться кратковременные ограничения в доступе к сервисам аренды автомобилей и самокатов». Москвичи жалуются на сбои в системе навигации— им показывает неверное местоположение.
Пресс-служба каршеринга «Ситидрайв» сообщила, что появились проблемы с работой GPS-сервисов в Москве «Яндекс» подтвердил сбои с сигналом по всему городу. Причём сбоит всё: от навигационных приложений до фитнес-браслетов. Приложения с определением геопозиции получают уже готовую ошибочную информацию от смартфона, а не декодируют сигнал от спутника напрямую, объяснили в компании.
Из-за сбоев в неприятности попали таксисты из стран ближнего зарубежья. Водители теряются в городе и не знают, куда им ехать.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин в беседе с «Секретом» отметил, что у властей есть возможность частично заглушить навигационный сигнал по всей Москве и даже по всей России. Но пока всё ограничивается центром столицы.
«Рядом с Кремлём я только что был, GPS работает не самым лучшим образом. Что касается карт в приложениях, то они работают, так как они используют не только GPS, но и ГЛОНАСС и другие системы навигации», — сказал эксперт.
По его словам, пока что реально полного подавления сигнала в Москве нет, случаи с подменой координат единичны.
Опасные дроны
Накануне, 3 мая, мэр Москвы Сергей Собянин объявил о полном запрете на запуск дронов в столице. В тот же день стало известно, что Украина провела атаку двумя дронами по кремлёвской резиденции президента Владимира Путина. Дроны взорвались у крыши Сенатского дворца. Никто не пострадал. Главы государства тогда в Кремле не было.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков позже заявил, что за терактом с БПЛА по кремлёвской резиденции стоят Украина и США. Данные об этом есть у российских спецслужб. Тем не менее парад в День Победы состоится.
В день атаки на Кремль Украина запускала дроны и по другим российским объектам. В частности, беспилотник-камикадзе атаковал водонапорную башню в Белгородской области. А в подмосковной Коломне запущенный БПЛА упал в лесу и оставил на месте падения воронку.