Фрикционные шины что это такое
Перейти к содержимому

Фрикционные шины что это такое

  • автор:

Что такое зимняя «липучка», или фрикционные шины?

Фрикционные шины, они же «липучки» — разновидность одного из типов зимней резины для автомобиля. Многие автолюбители неоднократно слышали о таких шинах, но далеко не все представляют, как же действует «зимняя липучка». В данной статье мы подробно расскажем Вам о таких шинах, рассмотрим принцип действия, а также затронем плюсы и минусы использования зимней липучки на автомобиле.

зимние фрикционные шины

Зимние фрикционные шины отличаются в первую от других шин своим составом. «Липучку» производят из специальной мягкой, но крепкой резины, её основное отличие от других шин — так называемое «прилипание» к дорожному полотну за счет своей мягкости и особого рисунка протектора.

Особенно хорошо зимняя липучка показывает себя при движении по мокрым или покрытым снегом дорогам, чего не скажешь о поведении на льду, здесь не всё так однозначно. Дело в том, что несмотря на хорошие показатели сцепления с мокрым асфальтом, на льду качественные показатели зимних фрикционных шин значительно снижаются. Обусловлено это тем, что сохранять сцепление движущегося по дороге автомобиля на скользкой поверхности достаточно сложно и «рисунка» протектора далеко не всегда хватает в таких ситуациях. Тем не менее зимняя липучка высокого класса может оказаться эффективнее недорогой шиповки с небольшим количеством шипов.

И всё же, среди автолюбителей находится много тех, кто предпочитает липучку шипам. Давайте для начала рассмотрим, какие лучшие зимние липучки представлены на рынке на данный момент:

  • Yokohama IceGuard 50;
  • Pirelli Ice Zero FR;
  • Dunlop Grandtrek Ice 2;
  • Nokian Hakkapeliitta R2
  • Michelin X-Ice;
  • Continental ContiVikingContact.

Большинство автомобилистов предпочитает липучку шипам по разным причинам, но основных причин, по мнению большинства, две:

  • срок эксплуатации зимней липучки значительно выше (до 5-6 лет), чем у шиповки;
  • зимняя липучка не шумит при движении, в отличие от шиповки.

Если же Вы захотели приобрести зимние фрикционные шины и больше нет желания связываться с шиповкой, то при выборе следует обратить внимание на следующие моменты:

  • рисунок протектора (стандартный или же типа «бабочка») — второй вариант более дорогой, но за счет него влага эффективнее отводится с поверхности колеса, снижается эффект «аквапланирования», тем самым улучшая качество сцепления колеса с дорогой;
  • высота профиля — специалисты рекомендуют воздержаться от покупки низкопрофильной резины, обусловлено это тем, что на низкопрофильной резине легче повредить диск, особенно в зимних условиях, когда ямы и неровности скрыты от глаз водителя.

Шипы или «липучка»? Что лучше?

Многих интересует вопрос: а что же лучше, зимняя липучка или классическая шиповка? Давайте разберем преимущества и недостатки каждого вида.

Шипованная шина

лучшие зимние липучки

  • более предсказуемое поведение автомобиля и неплохие показатели проходимости за счет хорошего сцепления с покрытием;
  • более короткий тормозной путь на льду за счет шипов, «вгрызающихся» в ледяную корку.
  • небольшой срок службы (до 3-4 лет в зависимости от дорожного покрытия);
  • плохое сцепление с мокрым асфальтом;
  • увеличенный расход топлива (до 0.5 литра);
  • могут потерять свои качественные свойства на сухом асфальте — шипы могут быстро затупиться или выпасть из посадочного места;
  • шумность резины — за счет соприкосновения металлического шипа с поверхностью асфальта;
  • возможная вибрация на руле.

Зимняя «липучка»

зимняя липучка

  • шум от липучки отсутствует, т. к. шуметь в таких шинах нечему;
  • отсутствует вибрация на руле;
  • меньший расход топлива, если сравнивать с шиповкой;
  • отличная устойчивость на мокром асфальте;
  • большой срок службы (до 5-6 лет).
  • увеличенный тормозной путь по сравнению с шиповкой (зависит от моделей шин);
  • управляемость на «голом» льду значительно хуже, чем у шиповки;
  • проходимость хуже, чем у шиповки.

Как можно наблюдать из сравнения, каждый вид шин имеет свои преимущества и недостатки. В качестве заключения можно сказать, что выбирать «липучку» следует тем, кто проживает в условиях города или тех регионах, где количество осадков небольшое, но весьма часто бывают дожди и слякоть. Шиповку же следует выбирать новичкам за рулем (за счет предсказуемого поведения авто), а также тем, кто проживает в холодных регионах, где часто выпадает большое количество осадков и есть риск гололедицы.

Фрикционные шины — что это такое

С наступлением зимнего периода многие автовладельцы сталкиваются с проблемой выбора между «шиповкой» и фрикционными шинами. Шипованный вариант давно проверен, поэтому к различным инновациям многие относятся с недоверием. Тем не менее, последние новинки предлагают немало интересных возможностей. О том, что это такое и как работают фрикционные шины — в материале ниже.

Принцип работы

Принцип работы

Фрикционной шиной или «липучкой» называют класс зимней шины, которая может без металлических вставок цепляться за поверхность льда. Если в шипованной резине взаимодействие скользкого покрытия и протектора складывается из трения резины и сцепления шипами, то во фрикционной используется только сила трения. Сцепление колеса с дорогой во многом зависит от шашек протекторного рисунка. Чем больше их количество и суммарная длина кромок в пятне контакта — тем лучше колесо будет держать зимнюю дорогу. При разгоне задействуется задняя кромка шашки протектора, при торможении — передняя.

Принцип работы

Прогретая зимняя шина способна плавить структуру льда. Об этом четко свидетельствуют следы протектора на ледяной поверхности. Принцип работы протектора липучки заключается в удалении (впитывании) тонкой пленки воды, которая образуется между обледенелой поверхностью и разогретой резиной, в результате чего и возникает сухое или полусухое трение.
На толщину водяной пленки влияет температура воздуха и структура льда, поэтому сцепные свойства шины полностью зависят от климатических условий. Чем ниже зимой опускается температура, тем эффективней использование фрикционной резины.

Особенности шины-липучки

Особенности шины-липучки

Функциональные особенности липучки обеспечивают особые свойства резины и особая текстура поверхности покрышки:

Особенности шины-липучки

  • большое число ламелей;
  • мягкость материалов;
  • пористая структура;
  • абразивные микрочастицы.

Все фрикционные шины связывает повышенное количество ламелей. Ламель представляет собой тонкую полоску резины, на которые разделен протектор. Такое разделение увеличивает давление на покрытие, за счет чего достигается улучшенное сцепление. Различают следующие виды ламелей:

Особенности шины-липучки

  • поперечные;
  • диагональные;
  • зигзагообразные.

Протектор липучки снабжен грунтозацепами, как и любой другой самоочищающийся протектор. Разница заключается в повышенной плотности расположения, что положительным образом влияет на ходимость, позволяя использовать большее число ламелей. Именно кромками ламелей шины и цепляются за поверхность, а в сочетании с большой глубиной протектора образуется стабильное и большое пятно контакта.

Особенности шины-липучки

Под тяжестью автомобиля происходит расхождение ламелей в блоках протектора, который буквально прилипает к поверхности заснеженного дорожного полотна. При уходе с зоны контакта с дорогой ламели сходятся, и шина самоочищается, вытесняя ледяную крошку и снег.
Но ламели — далеко не единственно важное условие. Сколько бы их не предусматривалось, максимальная эффективность прилипания может быть обеспечена только пористой структурой резины. Именно она будет впитывать воду при наезде на дорожное полотно.

В состав резины липучки входит криосилановая смесь с силикой, поэтому она не грубеет при низких температурах, а большое число микропор отводят пленку воды. На молекулярном уровне происходит взаимодействие каждой поры шины с поверхностью дороги по принципу присоски, что обеспечивает не только эффективную тяговую функцию, но и короткий тормозной путь. При этом многие производители заявляют о добавлении в резиновую смесь твердых микрочастиц неорганического и органического происхождения. Такие абразивы выполняют функцию своеобразных мини-шипов, что только усиливает фрикционные свойства.

Виды и особенности фрикционных шин

Виды и особенности фрикционных шин

В зависимости от эксплуатационных характеристик фрикционные шины подразделяются на нордические и европейские. Это условное деление, на покрышке нет такой маркировки.
Липучку нордического типа от «европейки» отличают следующие особенности:

Виды и особенности фрикционных шин

  1. Большое число глубоких ламелей. По сравнению с европейской у нордической фрикционной резины ламели прорезаны практически на всю глубину протектора. Благодаря этому происходит раскрытие блоков протектора и имитация прилипания покрышки к поверхности.
  2. Отсутствие шипа/отверстия под шип.
  3. Низкий скоростной индекс. «Скандинавы» менее устойчивы на высоких скоростях по причине плотной нарезки ламелей и глубокого протектора. Как правило, ограничение по скоростному режиму варьируется в пределах 160-190 км/ч.
  4. Мягкий состав резиновой смеси, благодаря которому не теряется эластичность при экстремально низких температурах.
  5. Нордические фрикционные шины предназначены для холодных зим с частыми снегопадами, в то время как «европейки» не терпят мороза и требуют более щадящих условий — чистых дорог, обработанных противогололедными реагентами.

Для каких дорог подойдут фрикционные шины

Фрикционные шины были разработаны в Европе, где не только комфортная погода зимой, но и всегда ухоженные дороги. В российских реалиях липучки ведут себя следующим образом:

    Заснеженная дорога. На снежной поверхности фрикционная резина ничем не отличается от шиповки. На снегу шипы не играют никакой роли, главное — высота протектора.

Для каких дорог подойдут фрикционные шины

  • Мокрая дорога. Фрикционка лучше впитывает влагу, тормозной путь сокращается. За счет большого количества микропор, отводящих водяную пленку, липучка выигрывает шипованную резину в сырую погоду. Для каких дорог подойдут фрикционные шины
  • Ледяная дорога. На обледенелой дороге при температуре до — 20°С липучка проиграет шиповке: ее способности к зацеплению ниже на 20% по сравнению с шипами, которые прокалывают лед.

    Для каких дорог подойдут фрикционные шины

    После — 20°С характеристики фрикционных и шипованных шин сравниваются. При такой низкой температуре лед становится прочным, и шиповка не может его проколоть и зацепиться. Резина липучки при этом не теряет своей мягкости и легко цепляется за поверхность.

    Для каких дорог подойдут фрикционные шины

    Однозначного преимущества фрикционной резины перед шипованной нет. Липучка более универсальна и подойдет автовладельцам, которые большую часть времени проводят в городе и не разъезжают по загородной местности с характерным для нее гололедом. Кроме того, с фрикционными шинами не нужно беспокоиться о переменчивой погоде: они хорошо себя показывают в весенний период, когда наблюдаются резкие перепады температуры. Для езды по заснеженной местности большинство водителей отдадут предпочтение шипам, которые дешевле и уверенней себя ведут на бездорожье.

    Особенности эксплуатации липучек

    Законодательные требования к зимнему классу шин одинаковы и для шипованной, и для фрикционной резины. В период с декабрь по февраль транспортное средство обязательно должно быть оснащено зимними шинами, имеющими значок горной вершины со снежинкой и буквенную маркировку «M S», «M&S» или «M+S». При этом остаточная высота протектора должна быть более 4 мм. Требование о наличии на автомобиле знака с буквой «Ш» на фрикционные шины не распространяется.

    Особенности эксплуатации липучек

    Важно, что данным техническим регламентом запрещается эксплуатация шипованных шин в летнее время, но прямого запрета на использование липучки в аналогичный период нет. Однако, это не значит, что шину можно считать всесезонной: ее характеристики рассчитаны на зимний период, а эксплуатация на горячем асфальте приведет к потере адекватной управляемости и ускорит износ.
    Стоит помнить, что первые 100-150 км происходит обкатка фрикционных шин. Этого расстояния достаточно, чтобы стерлась пленка из смазки, которая была нанесена перед вулканизацией. Оптимальная скорость в период обкатки — не более 80 км/ч. Ламели будут затачиваться в направлении движения, поэтому не стоит резко тормозить и совершать других крутых маневров. В противном случае повреждения протектора неизбежны.

    Особенности эксплуатации липучек

    В ходе дальнейшей эксплуатации подобные резкие маневры также нежелательны: резина фрикционных шин отличается мягкостью, поэтому быстро истирается. Монтаж старого комплекта на следующий сезон должен осуществляться с соблюдением того направления вращения, которое было ранее.

    Плюсы и минусы фрикционных шин

    Липучки нельзя назвать идеальными, поэтому перед покупкой важно знать их положительные и отрицательные стороны.
    Плюсы:

    Плюсы и минусы фрикционных шин

    1. Особая мягкость позволяет фрикционной резине буквально «плыть» по дороге, не создавая при этом повышенного шума в салоне.
    2. Резина не твердеет при низких температурах и сохраняет свои сцепные свойства.
    3. Благодаря неплохой управляемости на любой дороге, фрикционные шины подходят для межсезонья. Их можно устанавливать до начала заморозков и возвращаться к летним только в конце весны.
    4. За счет самоочищающегося протектора шина эффективна при езде по глубокому снегу.
    5. Наличие специальных канавок для отвода воды предотвращает скольжение шин.

    При движении по глубокому и сухому снегу альтернативных вариантов фрикционной резине нет. Такие шины «прилипают» к снежному покрытию, что гарантирует отличную управляемость. Но существует и ряд недостатков:

    Плюсы и минусы фрикционных шин

    1. Неуверенность на укатанном снеге и льду, что в разы ухудшает управляемость автомобиля.
    2. Несмотря на универсальность, липучки нельзя использовать в качестве всесезонной резины по причине неравномерного изнашивания. В теплую погоду они становятся слишком мягкими, что не лучшим образом сказывается на управляемости.
    3. Фрикционные шины требуют обкатки, чтобы ламели заточились в правильном направлении. Рекомендуется не делать резких маневров на первых километрах.

    Еще один недостаток фрикционных шин заключается в их меньшей приспособленности к нуждам малоопытных водителей. Такие водители интуитивно жмут педаль тормоза в нештатной ситуации. В современных автомобилях эту ошибку компенсирует ABS, но если ее нет, то обутые в липучку заблокированные колеса серьезно теряют свою эффективность. В случае с шиповкой все работает как нужно.
    Именно непредсказуемость поведения на хорошо укатанном снеге стала причиной недоверия водителей к фрикционным шинам. На асфальте этой резине равных нет, поэтому она станет лучшим выбором для больших городов с хорошей дорожной инфраструктурой, автобанов и федеральных трасс.

    Что такое фрикционная шина? Отличия липучки от шипов

    Каждый зимний сезон означает для множества автовладельцев будущий выбор зимних шин. И многие из них задумываются о таком типе «обуви», как фрикционные шины, которые также называют липучкой. В этой статье рассмотрим особенности этой резины и отличия от шипованных шин.

    Фрикционная покрышка, хоть и лишена шипов, но имеет множество поперечных глубоких ламелей. Именно с помощью них колеса цепляются за поверхность дороги. Также липучка изготавливается из резиновой смеси более мягкого состава, нежели другие шины.

    Эффективность фрикционных покрышек заметна в тех условиях, где ей не приходится сталкиваться с чистым льдом: такие шины отлично проявляют себя на рыхлом снегу, мокром и сухом асфальте, а также в снежной каше с реагентами, которых сегодня так много на дорогах. Кроме того, благодаря своей мягкости липучка даже при сильном понижении температуры сохраняет сцепные свойства.

    Эксплуатационные свойства липучки также хорошо характеризуют эти шины. В первую очередь, такая резина подходит для применения в периоды, когда ночью температура опускается чуть ниже нуля, а днем повышается до плюсовой. Обычно в таких условиях водители не спешат «переобуваться» на шипованную резину и ждут момента, когда зима действительно вступит в свои права.

    Однако стоит помнить, что минимальная температура, при которой летняя резина работает эффективно – это +5°, в более холодных условиях она окончательно «дубеет» и теряет значительную часть сцепных свойств. Липучка, напротив, эффективно работает в подобных условиях, избавляя водителя от необходимости слышать постоянный скрежет шипов по асфальту.

    Резина-липучка – плюсы и минусы

    Вопрос «что лучше — липучки или шипы?» — из серии «сладкое или соленое», «кино или книги», «чай или кофе», «золото или серебро». Однозначный ответ невозможен, а споры не уместны.

    Для начала разберемся с названием. Все говорят — шины-липучка. Что это за слово такое? «Липучкой» или «липучками» в быту именуют зимние фрикционные шины. Фрикционные означают — действующие с помощью трения. В основе материала этих шин – резина с многочисленными микроскопическими порами. Они действуют как присоски, когда шина под весом автомобиля контактирует с поверхностью дороги. На втором уровне эффект присосок поддерживают ламели, нанесенные на протектор в большом количестве. Поэтому шины-липучки – зимние варианты покрышек.

    Итак, вам нужны шины-липучка?

    Купить их можно в двух вариантах, ориентируясь на особенности зимы:

    1. Скандинавская липучка. Более мягкая резина, готовая сохранять свою структуру при значительных низких температурах, с невысоким индексом скорости. Это шины для классической русской зимы, характерной для Урала, Сибири и некоторых районов Центральной России: с обилием снега, обледенения дорог, частыми температурами ниже 20°.

    2. Европейские шины-липучка. Что это за резина? Покрышки без шипов европейского типа популярны в регионах с зимой, похожей на межсезонье. У этих шин более жесткая резина, она твердеет в морозы и становится опасной на льду. Но при этом для «европейцев» характерен более высокий скоростной индекс, на их протектор наносится меньше насечек, и они устойчиво ведут себя на холодном сухом или мокром асфальте.

    Если рассматривать липучку в общем, то можно конкретизировать плюсы и минусы выбора этого типа шин.

    Шины-липучки. Зимние преимущества

    1. За счет эффекта присоски, резина более плотно прилегает к холодному и влажному асфальту, в том числе под слоем снежной каши.
    2. Нет шипов – нет риска их потерять. Поэтому более длительный период эксплуатации имеют как раз шины-липучка. Купить их можно один раз на несколько сезонов, тогда как шипованные колеса надо время от времени восстанавливать. Хотя, конечно, это очень индивидуально и зависит от стиля езды.
    3. Липучки не портят дорожное покрытие. Это актуально в европейских странах. Если соберетесь в Европу на автомобиле зимой, на шипах вас во многие регионы просто не пустят.
    4. Гибкая резина остается такой при экстремально низких температурах, и автомобиль продолжает оставаться управляемым.
    5. Отсутствие шумового эффекта. Звуки при езде на шипованных шинах многие водители сравнивают с гулом самолета. На липучках такого нет, машина идет гораздо тише.

    Шины-липучки. Зимние недостатки

    1. На покрытии с ледяной коркой сложный рисунок ламелей может сыграть в обратную сторону – при резких маневрах машина «поплывет», т.к. насечки по-прежнему раскрываются, но по жесткому льду их ребра двигаются в разные стороны.
    2. Свежий и укатанный снег – сложная трасса для фрикционных шин. Без дополнительных элементов в виде шипов колесам просто нечем зацепиться за мягкий слой на дороге.
    3. При резком старте возможна пробуксовка все по той же причине – нет зацепа за поверхность.

    На первый взгляд, у липучек гораздо больше достоинств, чем недостатков. Но если перевести эти списки из количества в качество, то позиции уравняются. По большому счету некорректно сравнивать шипованные и шины-липучки. Что это даст, если изначально они создавались для разных дорог и климатических условий? Ориентируйтесь на местность, в которой живете, на свой стиль езды и собственный опыт.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *