Что будет с маслами shell
Перейти к содержимому

Что будет с маслами shell

  • автор:

Какие проблемы ждут рынок автомобильных масел. Они уже подорожали на 80%

Фото: Shutterstock

Цены на востребованные автомобильные масла в России с февраля 2022 года выросли на 72%, а на топовые смазочные материалы для двигателей современных иномарок — на 82%, следует из данных B2X Consulting. Autonews.ru разобрался, что теперь будет с ценами на масла в текущем году и стоит ли доверять новым, непривычным брендам.

Санкции и уход популярных брендов

Причина роста цен на автомобильные масла — наложенные на Россию санкции. Еще весной 2022 года под запрет со стороны Европы попал экспорт ряда категорий моторных масел. В первую очередь тех, которые предназначены для грузовых автомобилей. Однако уже тогда с российского рынка ушли основные мировые игроки: Total, Shell, Mobil и Castrol, напомнил в беседе с Autonews.ru член правления Союза автосервисов Илья Плисов. Действительно, весной 2022 года стало известно о том, что новым собственником завода по производству масел Shell в Торжке стала компания «ЛУКОЙЛ». В то же время компания Total объявила о закрытии своего производства в Калуге. Правда, источник Autonews.ru в сфере экспертизы качества моторного масла утверждает, что масло с калужского предприятия Total продолжает поступать в розничные сети. Похожая ситуация, по данным источника, сложилась и с немецким брендом Fuchs: марка прекратила поставки в Россию, но предприятие, также расположенное в Калуге, пока работает на российском сырье.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Кроме того, под запрет попали и поставки в Россию из Европы присадок, позволяющих местным производителям делать масла для современных автомобилей, включая иномарки. Однако, как заявил Autonews.ru Плисов, к тотальному дефициту эти меры не привели. «Европейские компании второго эшелона продолжали везти к нам масла для легковых машин, кроме того появились каналы импорта через так называемые прокси-страны, что позволяло обходить санкционные запреты, — сказал эксперт. — Так, в перечень товаров, разрешенных для параллельного ввоза Минпромторгом, со временем добавились марки Shell, Total ExxonMobil и Texaco». Проблема с присадками для отечественных масел также была довольно быстро решена, отмечает директор B2X Consalting Ольга Полтавская. «Поставки недостающих компонентов для производства масел были восстановлены и приобрели системный, отлаженный характер к концу 2022 года», — сказала она.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

В итоге, если в 2021 году самой продаваемой маркой масла в России была Shell, то в 2022 году в лидеры вышел Lukoil, а в топ-10 впервые вошли такие бренды, как Rolf, Sintec и две марки от «Газпром нефти»: Gazpromneft и G-Energy.

Нужный расходник подорожал на 20–80%

Моторные масла — один из основных видов расходных материалов в современном автомобиле. Производители рекомендуют разные интервалы межсервисного пробега для замены масла, но почти все требуют делать это не реже одного раза в год. Это обязательное условие надежности и долговечности двигателей внутреннего сгорания. Те, кто последний раз покупал масло год назад, теперь цены не узнают. С 18 февраля 2022 года по конец января 2023 года четырехлитровая канистра ходового масла 5W 40 класса SN по API подорожала на 72% и теперь стоит в среднем 4230 руб. против 2456 руб. годом ранее. Это масло имеет, в частности, рекомендации к применению в автомобилях Mercedes и Volkswagen. Еще сильнее подорожало масло 5W 30 категории C3 по ACEA — оно обязательно для высокофорсированных бензиновых и современных легковых дизельных двигателей. Средняя цена на канистру такого масла с февраля 2022 года по конец января 2023 года увеличилась на 82%, с 2560 до 4816 руб. Совсем простое минеральное масло с вязкостью 10W 40 категории API SG выросло в цене заметно меньше, всего на 20%, с 1081 до 1297 руб. за стандартную четырехлитровую канистру. Но оно не подходит для современных двигателей и годится только для подержанных отечественных машин родом из прошлого века.

Категория масла Цена на 18 февраля 2022 года Цена на 20 января 2023 года Разница
10W 40 API SG 1081 руб. 1297 руб. 20%
10W 40 API SL/SN, ACEA A3/B4 1639 руб. 2762 руб. 69%
5W 40 API SN 2456 руб. 4230 руб. 72%
5W 30 ACEA C3 2650 руб. 4816 руб. 82%
5W 30 ACEA A5/B5 2365 руб. 4240 руб. 79%
* Данные B2X Consulting на основе мониторинга цен на масла в четырехлитровых канистрах разных брендов в 23 торговых точках Москвы

Цены при этом росли неравномерно. Более всего подорожали импортные масла: к осени 2022 года цена канистры 5W 40 категории SN превысила 6 тыс. руб. Отечественные аналоги поначалу дорожали не так сильно, но летом прошлого года рост их цен ускорился. Только с июня по сентябрь стоимость канистры отечественного масла для современных двигателей выросла на 20%, хотя импортные аналоги в этот период уже не дорожали.

Дефицит и контрафакт

Все тот же источник Autonews.ru на рынке подтверждает, что ввоз масел ушедших марок по параллельному импорту продолжается, но новые санкции могут его затруднить. Теперь, по его мнению, европейские чиновники станут не просто следить за тем, чтобы санкционная продукция не направлялась в Россию напрямую. Как ожидает источник, они будут обращать внимание на избыточные поставки в третьи страны, через которые осуществляется параллельный импорт. В Европе сейчас как раз обсуждается введение уголовной ответственности за обход санкций против России. Это, в свою очередь, создает благоприятную среду для преступной деятельности, напоминают эксперты.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

«Повышенный спрос на дефицитные масла всегда приводит к росту криминальной составляющей, в частности увеличению числа подделок, — говорит Плисов. — В России давно существуют производители фирменной упаковки для брендированных масел, и преступники просто заливают в эти канистры и банки масла более дешевых категорий. Потом клиенты жалуются, что современные моторы стали ненадежными. Но дело может быть не в двигателях, а как раз в поддельном масле». По словам источника, и прежде отмечались случаи, когда поддельное масло могло заливаться в двигатели свежих, находящихся на гарантии автомобилей даже на официальных сервисах крупных автомобильных брендов. Однако представительства ведущих химических компаний старались бороться с такими ситуациями, а клиент перед тем, как менять масло, мог позвонить по горячей линии производителя и уточнить, были ли вообще поставки продукции в конкретный автосервис или магазин. Теперь такой возможности у покупателя масла любого из ушедших из России брендов нет. «Сложные способы доставки через третьи страны увеличили затраты и цены на эти масла, повысили риски покупки неоригинальных масел, поскольку контроля со стороны производителей в настоящий момент нет», — признает Полтавская.

Что будет с ценами и есть ли смысл в закупке впрок

До сих пор в магазинах можно встретить автомобильные масла ушедших марок. Это остатки старых запасов, а также продукция, ввезенная по параллельному импорту. Цены выросли, но острого дефицита пока не наблюдается. Однако с ростом санкционного давления купить масло, попавшее под запрет, станет сложнее. И у владельцев машин, которые не собираются менять их в ближайшие годы, может возникнуть желание закупить масло сразу на несколько ТО вперед. Так с рынком уже было, напоминает Плисов. «Основной пик роста цен пришелся на весну 2022 года, когда, с одной стороны, топовые европейские бренды стали уходить с рынка, а с другой — напуганные покупатели начали приобретать запчасти и масла впрок.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

  • «Рынок живой»: что будет с продажами автомобилей в России в 2023 году
  • Цены на иномарки установили рекорд: что будет с ценами в 2023 году
  • «Скупили все». Как будет работать параллельный импорт в 2023 году

Shell в 2023 году покидает Россию

Для рядового потребителя закрытие Шелл – это исчезновение 411 заправок и моторных масел из продажи. Какие санкции привели к тому, что Shell уходит, все о ликвидации нефтегазовой компании из России, закрытии заправок и предприятий переработки в 2023 году, последние новости о 3-й крупнейшей в мире британско-нидерландской компании.

Shell

Список санкций Shell:

  1. Закрытие заправок;
  2. Остановка закупок чистой российской нефти (или смеси более 50,01%);
  3. Прекращение производства авиатоплива, моторного и трансмиссионного масла;
  4. Выход из всего совместного бизнеса с Газпромом;
  5. Прекращение поставок импортных товаров и технологий в РФ.

Были у марки свои российские фанаты (в основном из-за цены и отсутствия подделок), но в целом ничего страшного: АЗС перейдут в другие руки, среди смазочных материалов предостаточно аналогов.

Но это на взгляд рядового автомобилиста, у которого и под санкциями большой выбор топлива и масел. Для государства все сложнее – Royal Dutch Shell в России участвовала в разработке месторождений, обеспечивала поставками гражданскую авиацию, и что немаловажно, – занималась сжижением природного газа, который является единственной альтернативой при экспорте с заблокированными газопроводами.

Сворачивание деятельность Shell в российском сегменте нефтегазового сектора принесет компании до 5 миллиардов долларов убытков. Ежегодная прибыль компании за прошлые годы составляла от 13 до 20 млрд. долларов.

Когда вернется в Россию?

Shell остается в России в виде юридического лица и представительств, при нормализации отношений с Украиной компания вернется на рынок.

У России остается немало перспектив по добыче и переработке углеводородов, но оставаться выше порога рентабельности и развиваться без иностранных инвестиций будет сложно.

Шелл владело 27,5% акций “Сахалина-2”, 50% акций совместного предприятия с “Газпром-нефтью”, взяло на себя порядка 10% затрат по строительству “Северного Потока-2”.

Дата возвращения Шелл в Россию: 25 сентября 2025 года при оптимистичном сценарии, 1 января 2027 года при консервативном и до 2030 года при самом неблагоприятном.

Мировой бренд останется в России и обязательно будет помогать развивать российские нефтегазовые компании, вопрос только когда это произойдет.

Чем грозит россиянам?

В чем разница между РЖД и Аэрофлотом? В том, что у железной дороги конкуренции нет, и редко какой работник или пассажир (особенно в провинции) удовлетворен качеством работы. У Аэрофлота – полно конкурентов, поэтому там стараются платить персоналу повышенную зарплату, а о клиентах – заботится.

Основная угроза для российского потребителя в сворачивании Шелл – монополизация Лукойла и других компаний, контролируемых государством. С одной стороны, это благо для суверенитета страны, с другой – проведение любой рыночной политики, например, предусматривающей рост цен на топливо.

Еще один минус – сужение предложения смазочных материалов. Шелл – не самые идеальные масла, но они занимали свою нишу на рынке, увеличивали ассортимент продукции. Уйдут остальные компании-производители моторного масла, всем придется переходить на Лукойл.

А у Лукойла качество моторного масла (той же полусинтетики) за последние 5-7 лет снизилось. Чем сильнее захват рынка и выше уровень кризиса, тем больше на производстве качественных ГСМ будут экономить.

Потеря Shell для России только на первый взгляд кажется несущественной, последствия для снабжения отечественного автопарка и самой экономики могут оказаться весьма болезненными.

Параллельный импорт

Масло Шелл в 2023 году попало в список товаров для параллельного импорта. Это значит, что теперь продукцию компании Shell можно ввозить в нашу страну без согласия владельца. И в скором времени она появится снова в продаже. Когда точно это произойдет пока не известно, так как поставщикам нужно наладить новые логистические цепочки.

В связи с такой новостью многие люди запутались и не понимают Shell ушел из России или нет. Ответ окончательный: нет, не ушел. Масло Шелл в России будет.

Но и сегодня у нас можно встретить смазочные материалы этой марки. Что касается того, откуда оно сейчас, где производится, то пока на рынке представлено масло российского изготовления с бывшего завода Шелл, нынешнего Лукойл в Торжке. Утверждается, что оно сделано по оригинальным старым технологиям. Однако, до санкций оно завозилось с Турции и ЕС.

Основная проблема: в России появилось большое количество подделок масла Шелл. Те масла, которые завозятся из Европы, не имеют защитных наклеек с голограммой, ведь в ЕС масло не подделывают. Проверочные коды, поставляемые на канистрах из Турции, пока не пробиваются по базе. Отличить подделку «из остатков в России» можно по наличию следов пресс-формы на днище, мерной линейке и проверочному коду под наклейкой — если он уже проверялся, значит канистра поддельная.

Завод в Торжке

Масло «Шелл» до санкций производилось на заводе в в городе Торжок Тверской области. Сейчас в сентябре 2023 завод работает под новым брендом «Teboil» . Это финская нефтяная компания, дочка концерна Лукойл. Там тоже производятся смазочные материалы, говорят это тот же Shell только под другим названием. Так это или нет — непонятно, мнения разные. В любом случае, предприятие работает и принадлежит теперь отечественной компании, люди не потеряли свои рабочие места.

Последние новости

Август 2023. Компания Shell в 2022 оценила свои потери в России в 4,1 млрд долларов.

Июль 2023. Продолжается тяжелая ситуация с подделками оригинальных масел Шелл. Покупку рекомендуется делать только у крупного поставщика, готового предоставить доказательства ввоза настоящей продукции.

Май 2023. Правительство планирует продлить программу параллельного импорта и на 2024 год, сообщил вице-премьер Денис Мантуров. Это значит, что масла Шелл и далее будут ввозить в нашу страну из ЕС и они не исчезнут с продажи в ближайшее время.

Январь 2023. Акции Shell на мировом рынке подешевели на 3,5%. Это связано со со сворачиванием российского бизнеса, потолком на нефть и другими мировыми потрясениями.

Октябрь 2022. Вице-премьер России Александр Новак объявил о том, что проекту «Сахалин-2» нашли нового акционера, который заменит Шелл. До конца года обнародуют компанию, которая забрала себе долю голландцев.

Август 2022. Совместное предприятие с Шелл, действующее совместное с «Газпром нефть», переведено в Россию. Российские суды вынесли решения в пользу «национализации» Salym Petroleum

Июнь 2022. Лукойл не стал менять названия у многих АЗС. В крупных городах и столице заправочные станции Shell снова стали обслуживать автотранспорт.

13 мая. Шелл окончательно продает свои активы. Выставлена на продажу сеть заправок. По предварительным данным АЗС выкупит Лукойл.

3 мая. Шелл компенсирует уход из России. Вложениями в возобновляемую энергию в Индии, а также добычей нефти в Бразилии.

26 апреля. Завод Шелл по производству сжиженного газа стал предметом переговоров. Долю планируют передать китайским компаниям.

20 апреля. Shell выводит своих работников из российского бизнеса. Из совместных проектов с «Газпромом» и «Сахалин-2» уволили с последующим перемещением десятки сотрудников. Сумма проектов Шелл в РФ оценивается в 4 миллиарда долларов.

11 апреля. Оставшаяся продукция Шелл в России подорожала в 2-3 раза. Литр масла с 350 рублей увеличился в цене до 900-1000.

Машину маслом не испортишь. Или испортишь? Shell уходит из России, что будет взамен и когда

Все АЗС под маркой Shell на днях закроются, компания объявила об уходе из России, началась подготовка к распродаже активов. Однако автовладельцы ничего не теряют, более того, им теперь не придётся переплачивать. Как такового иностранного топлива на российском рынке нет, посетители «брендованных» заправок лишь отдают деньги за торговую марку.

— Зачем ты заправляешься на Shell?

— Отличный бензин, на российских АЗС такого нет. И расход меньше — на литр-полтора!

— Да ну! Нет тут импортного бензина, он с наших НПЗ он, точно такой же!

— Правда, что ли? Ну, странно, ведь это Shell — бренд…

Типичный разговор автолюбителей, автор тоже не раз объяснял знакомым, что на «импортных» АЗС покупать топливо никакого смысла нет. Дороже на рубль-полтора-два за литр, при этом качество — то же самое. Иногда откровенно поганое. Сервис — тоже, как повезёт. Всё как везде. Могут обсчитать, недолить, обхамить. Смысла переплачивать нет.

«Бензина Shell в стране не было. По сути, сеть Shell работала как независимый оператор. Они также покупали у „Газпромнефти“, если говорить про московский регион, с Московского НПЗ. Более того, я думаю, что еще какое-то продолжительное время заправки будут функционировать под брендом Shell на условиях франшизы», — объясняет президент Независимого топливного союза Павел Баженов.

«Шелл шеллу» рознь. Самый страшный «зверь» — «шелл деревенский». Автору как-то повезло там заправиться, хорошо хоть «жаба задушила» — залил немного. Ибо дорого. Неприхотливый к топливу Mitsubishi Outlander XL (мотор 2,0) после этого отказался ехать, так, еле полз. Доскоблили до соседней АЗС, разбавили — авто более-менее поехало. Если кому интересно, было это в Вологодской области, на федеральной трассе «Холмогоры». Дело Василия Алибабаевича там явно процветает.

«Мы подтверждаем, что в настоящее время ведутся переговоры по продаже компании „Шелл Нефть“, владеющей сетью АЗС и заводом по производству смазочных материалов в г. Торжке. Для обеспечения продажи компании „Шелл Нефть“ новому владельцу работа АЗС „Шелл“ и завода по производству смазочных материалов будет временно приостановлена в ближайшие дни», — говорится в сообщении Shell.

Читайте также

Скатертью дорожка! Заправки вроде как собирается купить «Лукойл», но точной информации пока нет. Кто-то точно купит, комплексы вполне себе качественные. Хотя и ничем особо не выдающиеся, российские коллеги давно работают на том же уровне.

Заводик в Торжке стоило бы назвать фасовочным, а никак не «производством». Тоже не останется бесхозным. Кстати, по проценту поддельного автомобильного масла Shell уверенно замыкает первую тройку, уступая бессменному лидеру — Mobil — и «серебряному призеру» в лице Castrol. Да, настоящее масло Shell — это хорошо. Но его всегда было непросто купить, в основном торговали «бодягой». И продолжают ей торговать.

В совокупности, вместе с выходом из российских нефтегазовых проектов, только за первый квартал 2022 года Royal Dutch Shell потеряла $4,2 млрд. Их выбор. British Petroleum — $25,5 млрд. И, да, эти АЗС тоже закроются. Когда конкретно пока неизвестно, но особо долго ждать не придётся.

Основные убытки ВР отнюдь не по причине розницы, она как раз продолжает работать и приносить прибыль. Да и не так много у них заправок — всего около сотни. У Shell значительно больше — в районе 400 штук. В British Petroleum уже посчитали стоимость выхода из совместных с «Роснефтью» проектов и, собственно, продажу пакета акций этой российской компании. Посчитали — и прослезились. Ну, вольному — воля…

Итальянцы пока молчат, что и неудивительно. Розничный бизнес у группы Eni S.p.A. в России как-то не задался, на всю страну осталась ОДНА заправка под маркой Agip. Почему не закрывают — непонятно. Никто бы и не заметил.

Ранее РФ покинули дислоцировавшиеся в Санкт-Петербурге Aero и Neste. Причины «побега» были простыми — сверхприбылей прошлых лет уже нет, «бабло срубили», можно и продать бизнес. Тем более, что народ у нас брендозависимый, на этом неплохо тоже сыграть. И сыграли: до 2024 года купившая сеть у финнов «Татнефть» имеет право эксплуатировать бренд Neste. Правда, сейчас чухонцы могут попытаться и взбрыкнуть, но не факт, что их тупо не «пошлют». Деньги заплачены, а постоянная клиентура у этих АЗС имеется. Нужно «отбивать» вложения.

В целом с уходом иностранцев на российском розничном топливном рынке ничего не поменяется. Кроме ряда не особо умных личностей, готовых переплачивать за мифическое качество, народ не заметит потери бойцов. Да и с чего бы? У «Лукойла» — около 2500 АЗС по стране, у «Роснефти» больше — 3100 или около того. Всего в России около 15 тысяч заправок, где-то 40% их них принадлежит нефтяным компаниям, остальные — «независимые». На фоне такой массовки «нерезиденты» как-то не смотрятся.

А вот на рынке автомасел возможны перемены. С продукцией Shell, как несложно догадаться, придётся попрощаться. Она, конечно, останется. «Параллельный импорт», контрабанда и «левак». Но доля подделок вырастет неимоверно. Castrol (входит в холдинг ВР) не поставляет в РФ масла с самого начала «спецоперации» на Украине, то есть уже два месяца. И прочую продукцию тоже. Посему что лежит на полках остаётся только догадываться.

Exxon Mobil решила полностью уйти из России к 24 июня 2022 года, а пока деятельность «заморожена». На складах пока что-то ещё осталось, но новых поступлений масел Mobil нет. И пока не предвидится.

Вроде как особой трагедии тоже нет. Все российские нефтяные компании давно наладили производство автомасел, среди них есть признанные лидеры и популярные в народе марки. Процент контрафакта невелик, так как с жуликами наши нефтяники борются крайне жёстко. Но это им стоит лишь зачесть в плюс. Продукты качественные, сертифицированные всеми ведущими мировыми автомобильными брендами, так что вроде как всё просто замечательно.

Но это — лишь на первый взгляд. «Импортозамещение», увы, далеко не полное, так как важнейшие компоненты — так называемые «присадки» — исключительно иностранные. Ведущие их производители контролируются американским и британским капиталом. Так что больше не продадут. Пока вроде как есть запас — лет на пять или около того. Во всяком случае, подобная информация исподволь распространяется российскими компаниями-производителями. Типа не волнуйтесь.

По трансмиссионным маслам всё похуже, самые современные жидкости типа ATF отечественные компании не делают. Но наиболее распространённые производят. Тоже на основе импортных компонентов и тоже вроде как запасец оных имеется.

Своих присадок нет. Потому, что никто их не разрабатывал. Весь советский задел по данной теме уничтожен — учёные и специалисты-технологи потеряны, а лаборатории и производства разрушены. Зачем что-то производить, если можно просто купить? Именно так нефтяные «олигархи» и поступали. Собственно, и сейчас никаких позитивных движений не заметно. Развивается лишь тема замещения одного импорта другим — американских и европейских присадок корейскими и китайскими. Как обычно, нувориши не желают вкладывать в Россию ни копейки.

Читайте также

Все попытки малого и среднего бизнеса за последние 10−20 лет родить что-то своё натыкались на непонимание и откровенный саботаж чиновников. Почти никто не выжил. Так, в РФ работает только одна компания, специализирующаяся на производстве антифрикционных присадок. Находится в Брянске и выпускает материалы под брендом «Modengy». Всё, приплыли!

Вот это, действительно, проблема. Причём требующая немедленных действий. А именно поддержки российских разработчиков и производителей. Причём с немедленным внедрением новинок. И это — самое сложное, учитывая откровенно антироссийские настроения «олигархов». Плюс их жадность. Набодяжить из импортных компонентов — неважно каких — банально дешевле, не нужно вкладываться в науку, в организацию новых производств. Российская «нефтянка» больна и требует срочного хирургического вмешательства.

«Национализация путем выкупа активов за деньги может обойтись дешевле любой конфискации, если провести аудит бизнеса и попросить приватизаторов вернуть украденное ими — иногда за десятилетия владения собственностью народа. В этом случае в силу масштабов воровства (иногда неведомых и самим олигархам) баланс может оказаться настолько неблагоприятным для них, что они будут умолять о прощении разворованного, — то есть о бесплатной национализации», — считает считает депутат Госдумы, доктор экономических наук Михаил Делягин.

Shell решила полностью уйти с российского рынка

Англо-голландская нефтегазовая компания Shell приняла решение полностью покинуть российский рынок: выйти из всех проектов, прекратить закупку топлива и закрыть автозаправки. Об сообщается на сайте компании.

Уточняется, что уход с рынка будет поэтапным. Сначала в Shell намерены отказаться от спотовых закупок российской нефти, закрыть АЗС, а также завод по производству смазочных масел в России. Параллельно будет идти работа по изменению цепочки поставок нефти, на что уйдет несколько недель.

Позже нефтегазовый гигант постепенно откажется от российского голубого топлива. В компании не отрицают, что это негативно скажется на энергоснабжении Европы. Как объяснили в Shell, к такому решению компанию подтолкнули угрозы российских властей идущие в Европу трубопроводы.

«Изменение этой части энергосистемы потребует согласованных действий правительств, поставщиков энергии и потребителей, а переход на другие источники энергии займет гораздо больше времени», – говорится в заявлении.

В ночь на 24 февраля Владимир Путин заявил, что принял решение о проведении специальной операции в Донбассе. При этом он подчеркнул, что в планы властей РФ не входит оккупация территорий Украины.

О помощи в отражении агрессии со стороны Вооруженных сил Украины попросили президента РФ главы Донецкой и Луганской народных республик Денис Пушилин и Леонид Пасечник.

После этого США и Евросоюз ввели в отношении России целый ряд санкций. В частности, Вашингтон принял меры, которые затрагивают энергетическую отрасль российской экономики. Так, вводится экспортный контроль на поставки в РФ оборудования для добычи нефти и газа. Также ведутся разговоры об ограничении импорта нефти из РФ.

По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, последнее может ударить по всему мировому энергетическому рынку. В Европарламенте между тем уверены, что отказ от российского газа станет катастрофой для Евросоюза.

В ЕК заявили, что для снижения зависимости от РФ в энергоресурсах понадобится пара лет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *