Салонный фильтр — от чего защищает и как понять, что его пора менять
Воздух с улицы постоянно поступает в салон автомобиля. Вместе с ним внутрь попадают пыль, выхлопные газы, испарения гудрона и другие вредные вещества. При отсутствии фильтрации все это осядет на обивке и в легких
Фото: Shutterstock
Решить проблему отчасти помогает салонный фильтр. Это небольшая «гармошка» из ткани или бумаги задерживает мельчайшие вредные частицы, создавая барьер между пассажирами и поступающим воздухом. Сегодня существует большой выбор салонных фильтров, которые отличаются по составу и цене. Разбираемся, в чем разница и как понять, что его пора менять.
- Для чего нужен
- Где находится
- Типы фильтров
- Когда менять
- Как понять, что забит
- Как менять
- Профилактика
Для чего нужен салонный фильтр
Салонный фильтр — это специальный элемент системы кондиционирования, отопления и вентиляции, который предотвращает попадание пыли, пыльцы, мелких частиц, неприятных запахов и других загрязняющих веществ в салон автомобиля.
Считается, что одним из первых его применил Saab в конце 80-х годов. Это был обычный бумажный фильтр, и он просто задерживал пыль. Спустя десятилетие новый элемент в конструкции авто устанавливали уже практически на всех серийных моделях, даже среднего ценового сегмента.
Сегодня салонные фильтры защищают от многих вредных примесей в воздухе. (Фото: Shutterstock)
Современные фильтры предназначены для удаления 99,995% переносимых по воздуху веществ размером до 0,1–0,3 микрона. Они поглощают неприятные запахи и обеспечивают антиаллергенную защиту. Конструктивно салонный фильтр интегрирован в систему HVAC (Heating Ventilation Air-Conditioning) и выполняет следующие задачи:
- обеспечивает чистоту воздуха в салоне автомобиля;
- препятствует попаданию неприятных запахов;
- помогает эффективной работе системе кондиционирования и отопления;
- защищает салон авто от загрязнения пылью и другими мелкими частицами.
В зависимости от марки и модели автомобиля размер и способ установки салонного фильтра будет отличаться. Поэтому при его выборе стоит руководствоваться рекомендациями завода изготовителя. Предпочтение лучше отдавать известным брендам. Средний срок службы, в зависимости от типа и условий эксплуатации, составляет от 30 до 60 тыс. км пробега.
Где находится салонный фильтр
Воздушный фильтр салона — это плоский гофрированный прямоугольный картридж в пластиковой рамке. Он бывает однослойным или многослойным. Первый вариант — самый простой. Он отсеивает крупные частицы пыли и грязи. Многослойные элементы состоят из комбинации бумаги, синтетических волокон и/или хлопка и активированного угля. Такие модели не только задерживают вредные примеси, но и очищают воздух. Некоторые фильтры содержат бактерицидные пропитки и дополнительный наэлектризованный слой, который в прямом смысле словам притягивает взвеси.
Фото: Shutterstock
В большинстве автомобилей салонный фильтр располагается за перчаточным ящиком («бардачком»). В некоторых он установлен у основания лобового стекла автомобиля под капотом или за приборной панелью. Узнать, где находится салонный фильтр, можно в руководстве по эксплуатации транспортного средства.
Типы салонных фильтров
Несмотря на то, что работа каждого салонного фильтра одинакова, существует несколько типов фильтров, рассмотрим каждый из них:
Барьерные салонные фильтры
Фото: Shutterstock
Самый простой вид фильтра грубой очистки воздуха. Чаще всего их делают из синтетического волокна белого цвета, реже — из бумаги. Барьерный или сажевый салонный фильтр хорошо отсеивает крупные взвеси, но воздух он не чистит. Таким образом, в салон все равно будут попадать неприятные запахи и угарный газ.
Угольные салонные фильтры
Состоит из синтетического волокна и одного или нескольких слоев активированного угля. Внешне такой фильтр отличить несложно — он черного цвета. Угольные кассеты, в отличие от барьерных аналогов, не только задерживают мелкие частицы, но и очищают воздух от запахов, который затем попадает в салон.
Фото: Shutterstock
В некоторых из них вместо дополнительного слоя производитель использует пропитку из активированного угля. Если внешне оба таких фильтра отличить будет сложно, то по весу два элемента различаются существенно. Фильтр с полноценной прослойкой из угля значительного тяжелее аналога с пропиткой.
Электретные салонные фильтры
Фото: drive2.ru
Этот тип фильтра помимо основного слоя грубой очистки содержит второй — наэлектризованный. В нем для улавливания загрязняющих веществ и твердых частиц используется статический заряд. Когда воздух проходит через фильтр, слои электростатически заряженных волокон притягивают взвеси и прочно удерживают их. Такие фильтры эффективны при удалении запахов, дыма и твердых частиц. Бывают с угольным слоем и без.
Биофункциональные салонные фильтры
Фото: mann-filter.com
Как правило, состоят из трех слоев. Первый — блокирует мелкодисперсную пыль и крупные частицы. Второй удаляет неприятные запахи и вредные газы. Третий — нейтрализует аллергены. Для этого производители используют специальную пропитку из полифенола. Именно она противодействует аллергенам, вредным бактериям и плесени.
Когда менять салонный фильтр
Замену салонного фильтра, как правило, проводят каждые 30 тыс. км пробега или один раз в год во время планового ТО. Сократить интервал стоит в случае, если:
- из-за его работы выявлены проблемы в системе вентиляции;
- при эксплуатации автомобиля в особо запыленных условиях;
- у вас аллергия или астма. В таком случае, замену лучше производить перед началом активного сезона цветения.
Признаки забитого салонного фильтра
Салонный фильтр постоянно поглощает и удерживает в себе загрязнения, со временем он забивается и его фильтрующие характеристики ослабевают. (Фото: Shutterstock)
Вот наиболее распространенные способы определить, нуждается ли ваш салонный фильтр в замене:
- Неприятные запахи. Самый простой способ, понять, что салонный фильтр загрязнился — принюхаться. Если даже при включенном режиме рециркуляции ощущаются запахи извне, скорее всего, фильтр требует замены.
- Видно частицы пыли. Проблема очевидна, если вы видите дым или другие частицы, проникающие через вентиляционные отверстия автомобиля. Это также может указывать на то, что воздушный фильтр салона порвался.
- Плохой поток воздуха. Когда воздушный фильтр салона сильно засоряется, то система вентиляции и кондиционирования не может дуть так же сильно. Если вы заметили, что мощность потока снизилась без видимых причин — проверьте, возможно, следует заменить салонный фильтр.
- Сильный шум вентиляции. Скопившаяся на фильтре грязь и пыль, особенно если его долго не меняли, создаст дополнительное сопротивление потоку воздуха. Как результат, можно услышать характерный свист или гул системы HVAC, которая пытается изо всех сил протолкнуть воздух в салон.
- Окна часто запотевают. В случае, когда салонный фильтр слишком забит, поток воздуха, поступающего в салон, уменьшится. Как результат, при отсутствии проветривания окна внутри салона будут запотевать.
Замена салонного фильтра
В большинстве автомобилей салонный фильтр находится за перчаточным ящиком. Для замены достаточно снять «бардачок» со специальных застежек, которые удерживают его на месте. Чтобы не ошибиться, предварительно стоит свериться с руководством пользователя. Если ваш воздушный фильтр салона находится под приборной панелью или под капотом, добраться до него будет сложнее. В этом случае лучше заехать на СТО.
Если после внепланового визита в автосервис механик рекомендует заменить салонный фильтр, попросите показать его. В случае, если он полон пыли и грязи, возможно, стоит согласиться. Если фильтр салона чист и на нем нет мусора, то можно повременить.
Также не стоит пытаться самостоятельно пылесосить, выбивать или стирать салонный фильтр. Этот элемент не подходит для вторичного использования, а чрезмерная влага может вовсе испортить его.
Профилактика чистого воздуха
Для поддержания чистого воздуха в салоне автомобиля также стоит регулярно:
- пылесосить обивку, пол и коврики;
- протирать поверхности, включая дверные панели, руль, консоль и приборную панель;
- проверять герметичность уплотнителей дверей и окон;
- сразу убирать любые разлившиеся жидкости, чтобы не провоцировать рост плесени или грибка.
Что еще почитать?
- Всё, что нужно знать о знаке «Кирпич»: действие, нюансы, наказания
- Что делать, если на лобовом стекле появился скол. Варианты ремонта
- Чужие следы: что делать, если машину повредили во дворе
Все про салонный фильтр
Для чего необходимы салонные фильтры?
В салон автомобиля из окружающей среды поступает воздух, который может содержа ть:
- отработавшие газы двигателей находящихся рядом машин;
- газообразные промышленные выбросы, пыль и копоть;
- микроскопические грибки, бактерии, насекомых, пух, пыльцу и споры растений.
Концентрация мутагенных, канцерогенных, наркотических составляющих газовой смеси, вылетающие из выхлопной трубы впереди идущего автомобиля, превышает среднюю в 3-10 раз, а сами средние концентрации превышают предельно допустимые: по взвешенным ве ществам в 3-5 раз, парам топлива — в 20-80 раз, бензолу, толуолу — в 2-7 раз, окислам азота и углерода — в 5-25 раз. Некоторые газообразные вещества и взвешенные в воздухе твердые частицы могут вызвать аллергическую реакцию — слезотечение, кашель и чихание. Если она возникает у водителя, это затрудняет управление автомобилем и снижает безопасность движения.
Как определяется качество воздуха? 
Качество воздуха оценивается в зависимости от уровня загрязнения, для чего продназначен показатель ИЗА-5 ( Комплексный индекс загрязнения атмосферы , учитывающий несколько примесей). Это сумма пяти предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ за год.
Средний показатель ИЗА по России в течение последних семи лет составляет чуть более 5, а в крупных городах он колеблется от 17,2 до 30.8.
Медики подсчитали, что в течение жизни через легкие человека проходит около 250 миллионов литров воздуха. Современный человек проводит за рулем автомобиля в среднем 3-4 часа в сутки, а кто-то и весь день.
Значительная часть потребляемого водителями воздуха идет через автомобильный кондиционер или печку. Если верить исследованиям, то в салоне автомобиля концентрация вредных веществ в 3 раза (а то и в 6 раз) выше, чем на улице или на «свежем» воздухе. Представьте, чем и в каких количествах успевают наглотаться ваши легкие за сравнительно недолгую поездку!
Решение проблемы
Решение проблемы было найдено в очистке воздуха, поступающего в автомобиль через систему принудительной вентиляции. В настоящее время до 80% автомобилей в Европе и США оснащены этим устройством. На легковых автомобилях их монтируют вблизи воздухозаборника перед панелью приборов. Еще одно предназначение салонных фильтров — это защита радиаторов отопителя и (при наличии) испарителя кондиционера от засорения, поэтому фильтря иногда называют “фильтры отопителя” или “фильтры кондиционера”.
Через салон автомобиля «прокачивается» до 200000 литров воздуха в течение всего лишь часовой поездки. Салонный фильтр очищает поток воздуха, поступающий внутрь автомобиля, оставляя «за бортом» пыль, ( а также бактерии, грибки, пыльцу, насекомых, пух, споры растений…) и позволяет нам легче дышать. Конечно, в случае если фильтр сделан добросовестно и установлен недавно.
К подобным фильтрам автопродуценты предъявляют жесткие требования.
Хороший фильтр должен качественно очищать поступающий воздух (расчетный показатель — до 90% вредных веществ), оставляя в последнем как можно меньше «грязных» частиц.
При этом сохранять свои свойства и работать в процессе жесткой эксплуатации в течение срока, рекомендованного заводом-изготовителем. И, конечно, пропускать максимальное количество свежего, чистого воздуха.
Поэтому, оргомное значение приобретает регулярная замена салонного воздушного фильтра. Реальный срок службы фильтра зависит от многих факторов, но если абстрагироваться и говорить только об абсорбции угля, то в задымленных городах он может достигнуть своего максимума на 10 000 км, и иногда даже 6 000, особенно это актуально в городах с большой интенсивностью автомобильного движения, с большими заторами и пробками. И наоборот, если автомобиль эксплуатируется в пригороде, на хорошо продуваемых трассах, то уголь может служить до 20 000 км и значительно дольше. Эксперты рекомендуют производить замену этого компонента каждые 15000 км и, во всяком случае, не реже одного раза в год. Дело в том, что засоренный или полностью заблокированный салонный воздушный фильтр может привести к тому, что концентрация вредных веществ в салоне превысит аналогичные значения в окружающей атмосфере в шесть раз.
Салонные фильтры не подлежат восстановлению, кроме самых простых, продлить «жизнь» которых можно продувкой. Можно вернуть первоначальный вид и цвет, но полностью очистить забитые пылью микроскопические поры невозможно. Любая обработка приводит к повреждению тонкой внутренней структуры фильтрующего элемента.
Одна из главных причин замены салонного фильтра состоит в том, что в течении определенного времени на поверхности фильтрующего материала начинают расти и размножаться различные микрофлоры, а именно бактерии и микроорганизмы, различные виды грибков. Это происходит из-за того, что фильтрующий материал находится в теплом и влажном месте без попадания на него ультрафиолетовых лучей. Наиболее быстрый рост происходит на поверхности обычного синтетического материала который используется в низкосортных фильтрах. Некоторые производители используют специальнные фильтрующие материалы с антибактериальной пропиткой. В то же время материал с антибактериальной пропиткой не может бесконечно долго сдерживать рост микрофлоры. Рано или поздно антибактериальный материал тоже «сдается». Вредные микроорганизмы попадают по воздухоканалам в салон автомобиля, что особенно вредно для пожилых людей и детей, а также для людей со слабым иммунитетом.
Иностранные автовладельцы знают об этих проблемах и к замене салонных фильтров относятся более серьезно, чем даже к замене маслянных фильтров в автомобиле. Мы знаем, что Европа и Америка, а также весь цивилизованый мир очень серьезно относится к своему личному здоровью. Законодательная база развитых государств мира требует от автопроизводителей обязательную установку салонных фильтров в современных автомобилях.
По этому пути пошел АВТОВАЗ и другие российские автопроизводители. Все становится бессмысленным, если своевременно не менять салонные фильтры. Для того, чтобы решить вопрос о качестве очистки воздуха в салоне и исключить попадание вредных микроорганизмов, есть только один путь — своевременная замена салонных фильтров, которая делается в развитых странах минимум 2 раза в год. Продувка салонного фильтра сжатым воздухом или иной способ «домашней» очистки не уничтожает микрофлору на поверхности изделия. Следует так же помнить, что не все производители фильтров являются «добросовестными». Многие на упаковке указывают, что фильтр является антибактериальным, но профессионалы видят, что используется обычный синтетический материал, который создает идеальную среду для роста микрофлоры.
Какие способы фильтрации существуют?
В салонных фильтрах применяются следующие основные способы очистки воздуха:
- механический — простым пропусканием воздуха через фильтрующий материал, выполненный в виде тонковолокнистой объемной сетки;
- адсорбционный — основанный на свойстве активированного угля поглощать (адсорбировать) вредные вещества и неприятные запахи (активированный уголь имеет очень пористую структуру и, как следствие, огромную поверхность, как губка всасывающую вредные вещества. При производстве фильтрующих материалов он наносится на пористую текстильную или синтетическую основу);
- электростатический — с использованием способности электрически заряженных частиц притягиваться к наэлектризованной поверхности с другой полярностью.
Как устроен фильтр?
Первый и самый простой —слой бумажный, который задерживает частицы крупного размера (больше 10 микрон). За ним технологи располагают электростатический фильтр, останавливающий частицы размером меньше 10 микрон. Следом производители помещают (в некоторые модели фильтров) специальный слой, снабженный активированным углем, который фильтрует воздух. То есть не пускает вредные газы и неприятные запахи-процесс именуется адсорбцией. И последний, дополнительный фильтр завершающей очистки, так сказать, запасной парашют. Есть фильтры однослойные, а есть и трехслойные; все зависит от того, какой вид выбрал производитель автомобиля для своего подопечного.
Какой угольный материал, применяется в салонных фильтрах?
Сам уголь производится исключительно из кокосов, так как кокосовый уголь имеет самый высокий показатель по абсорбированию различных частиц из окружающей среды. Показатель в несколько раз превышает показатель стандартного абсорбированного угля. Безусловно, абсорбент, произведенный из кокоса, стоит значительно дороже, чем обычный древесный уголь.
![]() |
Вот так под электронным микроскопом выглядят гранулы активированного угля (черные пористые шарики) и прилипшие к ним частички пыли (красные шарики) |
Тем не менее, именно его применяют все европейские производители, так как вопросам здравоохранения в Европе уделяется большое внимание. К сожалению, в некоторых салонных фильтрах с угольным наполнением мы встречали материал, не имеющий ничего общего с кокосовым углем.
Материал с угольным наполнением может быть различным по плотности. Плотность может колебаться от 150 г до 500 г на 1 м2, и даже до 800 г на 1 м2. Другими словами, толщина фильтровального материала может быть различной. В то же время она влияет на его воздухопроницаемость. Установка того или иного материала зависит от конструкции системы вентиляции автомобиля, от мощности
вентилятора и от требований автопроизводителя. К сожалению, многие производители салонных фильтров не вникают в данные процессы и устанавливают в свои изделия материал, который находится «под рукой». Так, например, если угольный материал с плотностью 500 г на 1 м2 установить в фильтр, который будет поставлен в систему вентиляции, не позволяющей «продувать» такую плотность, то эффективность отопительной и кондиционирующей систем может значительно понизить свой КПД. И наоборот, при этом в машине будет появляться повышенная шумность работы систем.
Угольный фильтр. Процессы абсорбции и десорбции.
Абсорбция (лат. absorptio — поглощение, от absorbeo — поглощаю), поглощение веществ из газовой смеси.
Угольный абсорбент, который находится между 2мя слоями синтетического материала, помимо улавливания различных частиц, пыли и прочих загрязнений, находящихся в воздухе (об этом есть подробная информация в разделе «Часто задаваемые вопросы»), частично улавливает и ядовитые выбросы из выхлопных систем проезжающих автомобилей. При этом, чем ниже проходящий сквозь материал поток и чем больше в нем угля, тем выше коэффициент очистки.
Угольный материал постепенно вбирает и аккумулирует вредные вещества подобно противогазу. Десорбция (от de — приставка, означающая отделение, удаление, и лат. sorbeo — поглощаю), удаление адсорбированного вещества с поверхности адсорбента. Десорбция — самый неприятный процесс при использовании салонных фильтров с угольным наполнением. Он происходит, когда уголь уже не в состоянии принимать в себя ядовитые выбросы. В отличие от процесса абсорбции, этот процесс не растянут во времени, и происходит резкий выброс ядовитых веществ в салон автомобиля. Происходит естественная для угля химическая реакция. Конечно, уголь не освобождается полностью от вредных веществ, как это могло бы произойти при других внешних условиях, например, при сильном нагреве или при попадании на уголь ультрафиолета. И цикл накопления и выброса вредных веществ повторяется снова.
Избежать описанного явления можно только путем своевременной замены фильтров, как это предписывается инструкцией по эксплуатации автомобилей. На некоторых современных иномарках уже стали устанавливать специальные датчики контроля загрязненности угольных салонных фильтров.
Как вывод можно сказать, что угольный салонный фильтр при равных значениях воздухопроницаемости предпочтительнее стандартного антибактериального фильтра. Но он требует к себе большего внимания и подлежит обязательной своевременной замене. Будьте бдительны и не забывайте, что своевременная замена угольного салонного фильтра защитит здоровье Вас и Ваших близких.
Зачем нужен салонный фильтр в автомобиле
Воздух в городе и на оживленной трассе не такой чистый, как кажется.
Для городского жителя это не полезно, но и не смертельно — жить можно. Но в салоне автомобиля концентрация вредных веществ и дорожной пыли гораздо выше. Воздух в салон поступает непрерывно — всегда, когда включен вентилятор салона, приоткрыты окна или люк на крыше.
Дышать таким воздухом в замкнутом пространстве салона автомобиля опасно: у водителя может заболеть голова, он может устать и потерять концентрацию. Это повышает риски попасть в ДТП. Поэтому воздух, который попадает в салон автомобиля, идет через салонный фильтр.
Что вы узнаете
Рассылка Т—Ж для автомобилистов
Советы, как не переплатить за машину, в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно
Подписаться
Ваша почта будет в безопасности. Детали — в политике конфиденциальности
Как устроен салонный фильтр
Салонные фильтры делают из нетканых синтетических материалов. Благодаря этому они не такие горючие и не так восприимчивы к влаге, как бумажные фильтры. Также в синтетической среде хуже приживаются вредоносные бактерии, водоросли и другие микроорганизмы.
Салонные фильтры могут быть однослойными и многослойными. Чем больше слоев, тем лучше фильтр очищает воздух и тем выше его цена. И те и другие фильтры могут одинаково хорошо чистить воздух от пыли, но более дорогие могут обезопасить водителя, например, от аллергии на пыльцу. Об этом мы подробнее поговорим в одной из следующих глав.
Есть салонные фильтры, которые, по заявлению производителя, способны уловить частицы размером до 0,1 микрона. Для примера, размер пыльцы разных видов березы колеблется от 10 до 50 микрон.
Фильтр может быть разной формы и размера: главное, чтобы он идеально вставал в свое посадочное место и не пропускал потоки воздуха мимо себя.
Так выглядит фрагмент салонного фильтра при сильном приближении. Благодаря такой структуре воздух свободно проходит через фильтр, а пыль задерживается. Фото: enterphoto / Shutterstock
Принцип работы салонного фильтра
Салонный фильтр устанавливают на пути прохода воздушного потока, который идет в салон через систему вентиляции и кондиционирования. Обычно инженеры стараются расположить салонный фильтр как можно ближе к воздухозаборнику, чтобы защитить компоненты системы вентиляции салона от загрязнений. Отопитель, испаритель кондиционера, воздуховоды и заслонки загрязняются гораздо медленнее и служат дольше.
Салонный фильтр работает по тому же принципу, что обычный барьерный воздушный фильтр: например, в пылесосе. Через него идет воздух, фильтр улавливает пыль, грязь и другие частицы. Когда он забит грязью, влага задерживается — все это становится благоприятной средой для микроорганизмов, в том числе болезнетворных. Зимой, когда фильтр подогревается печкой, все это размножается еще быстрее.
Забитый фильтр не в состоянии проводить через себя прежний объем воздуха. Поэтому система вентиляции работает с большей нагрузкой. Даже самый качественный многослойный фильтр со временем перестает очищать воздух. Поэтому, чтобы фильтр правильно работал, его необходимо периодически менять.
Какой фильтр выбрать
Лучше всего подбирать фильтр с помощью оригинального каталога. Некоторые аналоги по функционалу и ресурсу могут быть лучше оригинального фильтра. Такие аналоги стоят как оригинальный фильтр или дороже.
Барьерный фильтр отлично подходит для местности, где преобладает чистый воздух, например в горах. Это базовый фильтр механической очистки воздуха из нетканого синтетического материала. Он служит дольше, чем угольный или гипоаллергенный. Барьерные фильтры бывают однослойные или многослойные. Первые эффективно очищают воздух от крупных загрязнений, а вторые способны улавливать мелкие частицы, например мелкодисперсную пыль.
В угольном фильтре в дополнение к барьерному слою будет слой активированного угля. Он очищает воздух от неприятных запахов и вредных газов. Визуально угольный фильтр темный или черный. Основной его недостаток — меньший ресурс по сравнению с барьерным. Активированный уголь накапливает в себе вредные вещества: например, оксид азота, а при достижении предельной концентрации начинает выделять эти вещества в салон.
Чем тяжелее угольный фильтр, тем больше в нем содержится угля, значит, эффективнее очистка. Такой стоит поставить жителю мегаполиса.
Электретный фильтр очищает воздух двумя способами одновременно: механическим и электрическим. Это барьерный фильтр механической очистки, который содержит еще дополнительный слой с электростатическим зарядом. Этот слой притягивает и удерживает на себе мельчайшие частицы пыли за счет слабого статического заряда, как щетка для пыли при уборке.
Биофункциональным называют угольный фильтр с дополнительным слоем, пропитанным антибактериальным составом. Он справляется со спорами, пыльцой, бактериями и грибками: все это не попадает в салон и не может размножаться. Такие фильтры серьезно выручают аллергиков.
Биофункциональные фильтры есть не у всех производителей. Их производят, например, бренды Mann и Mahle, а стоят они дороже барьерных и угольных фильтров.
Дешевые фильтры часто не совпадают с оригиналом или качественным аналогом по размеру. Если фильтр меньше, то он болтается в посадочном месте и пропускает пыль и вредные вещества в салон. Фильтр большого размера может не уместиться в посадочное место, а если попытаться его «впихнуть», на ламелях фильтрующего элемента образуются заломы, а по периметру посадочного места — щели. Еще из-за большого размера неплотно прилегает пластиковая крышка, которая закрывает салонный фильтр.
Качество таких фильтров сомнительное, они легкие по весу и визуально похожи на изделие из бумаги. Содержание активированного угля в таких фильтрах может быть просто маркетинговым ходом.
Может показаться, что фильтр потемнел из-за грязи. На самом деле этот новый фильтр содержит в себе активированный уголь. Фото: nikkytok / Shutterstock
Как понять, что фильтр пора заменить
К замене салонного фильтра есть несколько подходов. Одни автовладельцы меняют салонный фильтр по регламенту, другие по сезону, а есть и те, кто вообще игнорирует его замену, так как он не влияет на надежную работу двигателя. Не менять вовремя фильтр, продувать его или использовать некачественные аналоги — это экономия на здоровье, комфорте и даже безопасности. Из-за засоренного фильтра потеют стекла и ухудшается обзор. Вот причины, по которым меняют салонный фильтр:
Подошло время замены. В городах салонные фильтры визуально могут выглядеть чистыми, даже если перенасыщены вредными веществами. Пробег при этом может не достигнуть регламентной замены, ведь автомобиль не едет, а стоит в пробке. Фильтр же все это время работает, поглощая выхлопные газы и пыль с дорог. Поэтому салонный фильтр надо регулярно менять не только по пробегу, но и хотя бы раз в год, в зависимости от того, что наступит раньше. Аллергикам лучше менять салонный фильтр дважды в год и устанавливать новый фильтр перед началом сезона цветения растений.
Печка свистит. Это распространенная проблема, которая может возникнуть даже с новыми фильтрами. Возможно, при установке фильтра образовалась щель, и воздух, проходя через нее, начинает свистеть.
Если фильтр стоит давно и начал свистеть, он загрязнен и его пора заменить. Иногда печка может свистеть на свежем фильтре, на который попала листва. Достаточно ее убрать.
Стекла потеют. Во влажную погоду, осенью и весной это один из признаков того, что пора заменить салонный фильтр. Потоки воздуха хуже проникают через забитый фильтр, нарушается вентиляция в салоне. Влажный воздух конденсируется на холодных стеклах автомобиля, и ухудшается обзор.
Салонный фильтр: где находится, как часто менять и зачем нужен
Воздух в салон автомобиля поступает из окружающей среды постоянно через воздуховоды вентилятора, чтобы сохранять достаточное количество кислорода внутри машины для водителя и пассажиров. В плотном потоке машин навстречу транспортному средству направляется воздух в смеси с отработавшими газами, выходящими из машины встречного автомобиля. Дышать таким воздухом небезопасно, и для удержания вредных примесей устанавливается салонный фильтр.
Зачем нужен в автомобиле салонный фильтр
Многие водители недооценивают значимость элемента, фильтрующего воздух, который поступает в салон автомобиля. Согласно проведенным исследованиям, салонный фильтр способен удерживать до 99,5% вредных примесей, содержащихся в поступающем воздухе. При отсутствии фильтрующего элемента водителю и пассажирам приходится дышать продуктами сгорания топлива, в которых содержится: сажа, оксиды азота, серы и углерода, тяжелые металлы, альдегиды и более 200 других вредных для организма веществ.
Согласно исследованиям служб экологического мониторинга ситуации, в крупных мегаполисах загрязненность воздуха на автомобильных дорогах превышает в 20-40 раз установленные нормы. Проводя в автомобиле по несколько часов в день, водитель рискует получить хронические заболевания дыхательных путей и нервной системы. Помимо воздействия токсичных веществ, вред органам дыхания водителя наносят микрочастицы пыли от шин, копоти, асфальта и прочего.
Помимо сохранения здоровья водителя, салонный фильтр выполняет задачу по замедлению устаревания машины. Не пропуская в салон пыль и гарь, фильтрующий элемент позволяет предотвратить помутнение стекол.
Как часто менять салонный фильтр
Нет однозначного ответа на вопрос о том, как часто требуется производить замену салонного фильтра. Каждый производитель автомобиля устанавливает свои рекомендованные сроки замены фильтрующего элемента, которые, в большинстве случаев, варьируются от 20 до 25 тысяч километров пробега машины. Следует отметить, что данные значения заданы для европейских городов, где с экологией лучше, чем в крупных российских мегаполисах. Российские специалисты в области экологии рекомендуют водителям менять салонные фильтры каждые 10-15 тысяч километров.
Поскольку ориентироваться по столь разрозненным рекомендациям достаточно сложно, проще определить засоренность салонного фильтра по явным симптомам:
- При включении системы вентиляции воздуха в салоне появляется пыль;
- Во время движения автомобиля в салоне начал ощущаться неприятный запах;
- Стекла начали часто запотевать изнутри.
Если беспокоят перечисленные проблемы, правильным решением будет снять салонный фильтр и убедиться в его загрязненности или чистоте.
Важно: Грязный салонный фильтр оказывает негативное влияние на воздух в салоне. Со временем в фильтре развиваются вредные бактерии, грибок и плесень. Если фильтр из-за загрязненности не сможет удерживать микроэлементы, они начнут поступать в салон, оказывая негативное влияние на здоровье водителя.
Где находится салонный фильтр
Производители автомобилей могут устанавливать салонный фильтр в различные места салона, но они стараются учитывать тот факт, что фильтрующий элемент приходится довольно часто менять, соответственно, доступ к нему должен быть облегченным. Однозначно сказать где находится салонный фильтр может только книга по эксплуатации конкретной модели автомобиля, в которой данная информация должна быть отображена.
Наиболее часто салонный фильтр устанавливается за бардачком или под ним. Можно встретить автомобили, в которых поступающий в салон воздух элемент фильтрации устанавливается со стороны водителя, например, под приборной панелью. Некоторые производители машин ставят фильтр на входе воздуха, то есть располагают его под капотом в специальном корпусе или углублении, в таком случае его заменить наиболее просто.
Как заменить салонный фильтр
Салонный фильтр очень просто заменить, достаточно обнаружить его местоположение в салоне автомобиля и добраться до него. Важно при снятии пластиковых вставок, за которыми находится фильтрующий элемент в салоне, не повредить защелки, на которых они держатся. Лучше лишний раз посмотреть в инструкции по автомобилю, как снимается крепление, чем восстанавливать его или полностью менять деталь из-за поломки.
Вынув старый салонный фильтр, не спешите устанавливать новый на его место. Рекомендуется пропылесосить или другим образом очистить место, где был установлен фильтрующий элемент. Далее установите деталь на место старой, обращая внимание на указатели на нем, которые подскажут какой стороной вставить салонный фильтр правильно.
Типы салонных фильтров
Выбирая фильтр, первым образом следует ориентироваться на его размеры. В зависимости от модели автомобиля, размеры салонных фильтров отличаются, и на упаковке с расходным элементом производители указывают, для каких машин он подходит. При этом отличаются салонные фильтры не только по размерам, но и по материалам, из которых они изготовлены. В зависимости от фильтрующих материалов, можно выделить следующие типы фильтров:
- Бумажные. Самые обычные модели фильтров выполняются из пористой бумаги, которая ограничивает прохождение мелких частиц, при этом позволяя проникать воздуху в салон. Фильтрация происходит только на механическом уровне, и такие фильтры самые дешевые;
- Угольные. Угольные фильтры также выполняются из бумажного полотна, но со специальным напылением, которое способно устранять неприятные запахи, поступающие с воздухом, а также абсорбировать вредные газы. Проблема угольных фильтров в том, что они проявляют свои плюсы до тех пор, пока не будут истощены абсорбирующие свойства угля, что происходит быстрее рекомендуемого времени замены элемента. Соответственно, через несколько тысяч километров угольный фильтр становится по свойствам равен обычному бумажному варианту.
Важно: Салонные фильтры любого типа являются одноразовыми элементами, которые необходимо заменять при загрязнении. Очистка фильтрующих элементов пылесосом и другими средствами не позволит удалить задержанные микрочастицы, соответственно, не даст никаких результатов.