Что будет если сломается шаровая опора на ходу
Перейти к содержимому

Что будет если сломается шаровая опора на ходу

  • автор:

Как проверить шаровую опору и определить неисправность

sharovaya-opora

В современных автомобилях шаровые опоры являются незаменимым компонентом, который связывает рычаг подвески со ступицей на управляемом колесе. Основной задачей, которая ставится перед шаровой опорой в подвеске автомобиля, является поворот ступицы при вертикальном перемещении, сохраняя исходное положение колеса по горизонтали. Выход из строя шаровой опоры – это серьезная проблема, особенно если она произойдет при движении автомобиля. Обрыв опоры чреват разворотов колеса наружу, что неминуемо приведет к завалу автомобиля на крыло, и это в лучше случае, если неисправность возникнет при начале движения, а не на высокой скорости.

Оглавление: 1. Признаки неисправности шаровых опор 2. Как проверить шаровую опору 3. Причины выхода из строя шаровой опоры 

Признаки неисправности шаровых опор

Поскольку при неисправных шаровых опорах серьезно возрастает вероятность аварии, водитель должен контролировать их состояние. Шаровые опоры от различных производителей на различных моделях автомобилей способны прослужить от 15 до 150 тысяч пробега, поэтому довольно сложно однозначно сказать, когда их требуется менять. Чаще всего производители автомобилей указывают в руководстве по технической эксплуатации машины рекомендуемые сроки замены данного элемента подвески.

sharovaya-opora

Довольно редко шаровые опоры ломаются в одно мгновение, поэтому у водителя имеется возможность заранее распознать симптомы их скорого выхода из строя и заменить детали на новые. Основные признаки неисправности шаровых опор следующие:

Если возник любой из указанных выше симптомов, необходимо в кратчайшие сроки провести диагностику подвески и рулевого управления автомобиля.

Как проверить шаровую опору

Если имеются подозрения на наличие проблем с подвеской автомобиля, лучшим решением станет ее проверка при помощи специальных диагностических средств сервисных центров. Но есть и ряд проверенных способов, как определить, что возникли проблемы с шаровой опорой:

sharovaya-opora

  • Проверка на слух. Самый известный способ диагностики шаровой опоры. Для данного метода проверки потребуется товарищ, который будет раскачивать автомобиль с выключенным двигателем. Во время качения нужно прислушиваться к звукам, которые исходят из подвески и места расположения шаровых опор. Если стучат опоры, потребуется снимать детали, более детально осматривать и, при необходимости, менять;
  • Проверка на качение. Для данного метода диагностики также потребуется помощник. Необходимо поднять автомобиль на домкрате и выжать педаль тормоза. Пока зажата педаль тормоза, нужно раскачивать по очереди колеса и смотреть на наличие люфта. Если люфт имеет место быть, опору потребуется менять.

Также некоторые шаровые опоры имеют специальные диагностические отверстия, позволяющие измерить износ пальца. Через них имеется возможность замерить расстояние от основания пальца до поверхности шаровой опоры.

Причины выхода из строя шаровой опоры

Шаровая опора выходит из строя при механическом повреждении. Есть ряд факторов, которые могут ускорить данный процесс:

Шаровая опора является одним из ключевых элементов подвески, и она требует к себе внимания водителя. Если вовремя не заметить ее сильный износ, это может привести к опасной аварии.

Поломка: отрыв шаровой опоры на ходу.

После года активного использования ижонка по убитым дорогам, он стал непослушным — кидало в разные стороны на скорости более 40 км/ч и ездить на нем стало просто опасно, ну ясное дело — разбил рулевую тягу. Полез под машину, посмотрел рулевую тягу, а она вся «ходуном» ходит. Погнал машину на диагностику ходовой в автосервис (он находился недалеко от моего дома), думаю пусть посмотрят специалисты, скажут что еще нужно поменять. В сервисе посмотрели и сказали: под замену вся рулевая тяга (а я перед этим купил рулевые наконечники, поехал потом обменял на рулевую тягу, т.к. сказали, что лучше ее поменять целиком), подшипники ступицы, верхние шаровые шарниры. Заметьте, про нижние шаровые опоры ни чего не сказали. Три дня машина пробыла в автосервисе. И вот, спустя 3 мес. после ремонта, летом, еду я вечером домой от родственников, где то со скоростью 60км/ч (как раз был первый день моего отпуска), выезжаю на длинный ровный участок дороги, до дома оставалось 150м. и бац!, машина проседает передней правой частью, появляется сильный скрежет металла об асфальт, подумал что колесо отскочило, оборачиваюсь назад — колеса не вижу, в таком положении проехал метров 25-30 и машинально повернул на обочину. Выхожу из машины, подхожу к переднему правому колесу, а оно вывернуто внутрь машины (перпендикулярно к дороге), нижний рычаг подвески лежит на асфальте, немного стисался, за машиной осталась длинная линия на асфальте. Первый вопрос — что делать?, хорошо что сломался в 10м. от эвакуатора. Пошел в эту организацию, кстати там же мне проводили диагностику ходовой и ремонтировали машину, спрашиваю — сколько будет стоить эвакуация машины до дома (150м.), водила говорит — 800руб. Договорились, подъезжаем к маскараду, а там народищу собралось немерено. Эвакуатор начал пристраиваться к маскараду задком, чтоб затащить его лебедкой. И в это время проезжал мой знакомый, остановился, спросил что случилось, я ему говорю так и так — шаровая оторвалась. Он посмотрел машину и говорит: я ее починю прямо сейчас и возьму с тебя меньше чем эвакуаторщик, я обрадовался, говорю хорошо, от услуг эвакуаторщика я отказался он с меня ни чего не взял. Знакомый сразу приступил к ремонту, хорошо, что у меня были в гараже старые шаровые, я быстро за ними сбегал, благо гараж находился неподалеку. Пару раз мимо проезжали ГИБДДшники с вытянутыми шеями, но не останавливались, т.к. все сделал по правилам: аварийка, знак АО. Где-то через час машина была на ходу, знакомый мне говорит: повезло тебе что палец у шаровой опоры не сильно впрессован, а то пришлось бы кувалдой его выбивать. Взял он с меня 500руб. На следующий день я купил новые шаровые опоры и поменял их.
Предвестники. А ведь были достаточно вязкие показатели для замены шаровых опор — у меня руль начал очень туго крутиться, бывало я его двумя руками еле поворачивал, но связал это с отсутствием масла в рулевой передачи. После замены шаровой возникло такое впечатление, как будто у меня ГУР стоит, руки успели отвыкнуть от такого мягкого руля.
Положительные моменты. Шаровая оторвалась в самом «удобном» месте — широкий ровный участок дороги, дальше, через 10м. была узкая дорога в горку с бордюрам (бордюр не дал бы подлезть под машину). оторвалась именно правая, а не левая опора ( чтоб сделать левую, нужно было бы стоять на проезжей части), успел проехать несколько перекрестков, сломался в 10м. от эвакуатора, хорошо что имелись несколько старых опор.
После этого случая начинаешь задумываться, может меня кто-то охраняет, ведь у меня и колесо переднее левое лопалось на ходу и так же в «удобном месте», а могло бы это дело обернуться и с последствиями.

Фото в бортжурнале ИЖ 2125 Фото в бортжурнале ИЖ 2125

20 апреля 2010 Метки: поломка

Шаровая опора и признаки ее неисправности

Шаровая опора требует к себе особого внимания, это одна из многих причин которая раз и навсегда заставит человека, который считает что контролирует все, соблюдать скоростной режим и уделять своему автомобилю должное внимание.

На смену шкворневому устройству пришел один основной элемент подвески, который называется шаровая опора. Когда она изнашивается до критичной черты, то возникают серьезные проблемы в некоторых моделях автомобилей. Как определить неисправность шаровой опоры, читайте далее.

Шаровой опорой является узел, который соединяет ступицу на управляемом колесе и рычаг подвески. Ее задача заключается в обеспечении возможности поворота ступицы с исходным положением колеса по горизонтали при вертикальном перемещении.

Конструкция шаровой опоры очень проста. Она являет собой палец конусообразной формы с грибообразным или сферическим наконечником, который способен вращаться и, в то же время, раскачиваться на углы в корпусе опоры. Корпус запрессовывается к рычагу или крепится болтами. В данном случае шаровая опора, как правило, изменяется вместе с рычагом подвески.

В современных ново-введенных узлах в основном используется конструкция не разборная. В ней после установки пальца корпус имеет свойство завальцовываться. Пластиковые или другого рода вкладыши помещаются между корпусом и пальцем. Они работают наподобие подшипника скольжения и обеспечивают вращение с небольшим усилием. Для отечественных, старых моделей машин поставляются и другие шаровые опоры, которые называются разборными. Люфты в них устраняются с помощью подтяжки крышки.

Причины поломки шаровой опоры

В процессе эксплуатации эти опоры испытывают серьезнейшие нагрузки. В зависимости от места их установки и от конструкции подвески, опоры несут на себе большую часть всей массы автомобиля, а также выдерживают постоянные систематические удары при езде на неровной дороге.

Основной из причин в нарушении правильной работы шаровой опоры выступает износ соприкасающихся поверхностей, он приводит к увеличенному зазору в промежутке от корпуса до пальца. В результате чего, палец начинает не только вращаться, но и болтаться в корпусе.

Если износ чересчур сильный, то нагрузки на опору могут привести к тому, что палец вырвется из корпуса. Как следствие всего этого получается, что механизм не в состоянии удержать колесо, и автомобиль рушится на асфальт.

Увеличение зазора возникает в связи со следующими факторами:

  • 1. Естественный износ в совокупности с устаревшими материалами — в среднем, шаровый шарнир может ходит в пределах от 20 до 150 тысяч километров пробега. Однако, если деталь более-менее качественная, то проблемы с ней могут начаться примерно через 100 тысяч километров пробега на автомобиле. На износ влияет много факторов — качество выполненной детали, условия эксплуатации, уход за деталью, наличие смазки, целостность пыльника.
  • 2. увеличиваются динамические нагрузки во время езды — в первую очередь это касается езды на автомобиле на высокой скорости по неровным дорогам. В таких условиях удары приходятся на различные элементы подвески, и в том числе — на шаровую опору. Естественно, что это приводит к ее износу и повреждению.
  • 3. разрывается защитный чехол или пыльник — в результате этого, в зазор попадает вода и всякая грязь, а они в своё время усиливают коррозию, да еще и абразивный износ. Если пыльник порванный, то внутрь, во время езды на автомобиле наверняка попадет влага, песок, грязь, мелкий мусор. Все эти элементы будут образовывать абразивный материал, который будет естественным образом изнашивать ее внутренности.
  • 4. отсутствие в шарнире смазки (при необходимости ее наличия) — смазка удаляется из шаровой по естественным причинам — высыхание, испарение. Как указывалось выше, при повреждении пыльника смазка может быть удалена очень быстро вследствие естественных причин, что приведет к усиленному износу шаровой опоры. Соответственно, полезно периодически добавлять смазочную массу в шаровую

Приведем несколько главных признаков износа:

  • Когда проезжаете по неровной дороге с небольшой скоростью и слышится стук.
  • Если усилие на руль увеличено, и при его повороте слышится скрип спереди машины.
  • Из-за того, что передние колеса виляют, ваша машина движется по прямой траектории неустойчиво.
  • Шины на колесах изношены неравномерно.

Симптомы и причины неисправности

Симптомы Описание и причины возникновения
Стук от колеса во время движения Посторонние звуки будут проявляться на любой скорости, отчетливо заметны при наезде на неровность, яму и тд. Носит как разовый так и повторяющийся характер.
Изменение развал-схождения Колесо у которого неисправна шаровая страдает сильнее всего. Возможен повышенный износ шины по краям.
Авто виляет по дороге В шаровой опоре появляется люфт, следовательно колесо шатается при езде.
Скрипы во время маневров Скрипы могут быть от рулевой, задних колес, следует прислушиваться именно к передним и во время маневров.
Изменение траектории торможения Машину будет сносить в ту сторону, с которой имеется неисправная шаровая.
Неравномерный износ покрышек Когда в результате повреждения шаровой опоры рулевое колесо стоит не строго вертикально, а под углом к поверхности дороги, то по его внутреннему краю (тот, который ближе к двигателю) протектор изнашивается сильнее, чем на остальной поверхности колеса.

Как определить неисправность шаровой

Состояние опор, к сожалению, не всегда могут определить стенды, предназначенные для диагностики узлов подвески. Оценить их состояние можно обычными старыми методами — на ощупь и слух.

Способ №1 Когда происходит проверка на слух, необходимо раскачать машину и прислушаться, что именно в ней стучит.

Способ №2 Для того чтобы избежать ошибки в результате диагностики, при выжатой тормозной педали до самого упора (для исключения люфта подшипников) колесо необходимо покачивать руками. Для этого надо взяться за него в самой верхней и наиболее нижней точках. Если люфт все же ощущается, то знайте, что в опоре присутствует зазор, и ее необходимо заменить. А вот для определения величины износа лучше будет использовать наиболее точные приспособления, а также инструменты, например монтировку или домкратом.

В классической модели автомобиля ВАЗ есть контрольное специальное отверстие, находящееся в конструкции нижней шаровой опоры. Для ее диагностики следует штангенциркулем или глубиномером через это контрольное отверстие под нагрузкой измерить расстояние между торцом шарового пальца и внешней поверхностью корпуса. У автомобилей ВАЗ показатель будет не больше 11,8 миллиметров (для оригинальных опор).

В верхней опоре люфт можно замерить специализированным устройством с индикатором. Люфт не должен быть выше 0,8 миллиметров.

В том случае, если у вас под рукой не имеются специализированные инструменты, приборы и отсутствие подъемника, вы можете положить свою ладонь на корпус шаровой опоры так, чтобы одновременно касаться корпуса и пальца. Попросите напарника раскачать колесо. Если люфт имеется, то, как правило, он чувствуется.

Ремонт шаровой опоры

Существует несколько способов ремонта. Зачастую, шаровую опору заменяют новой. Замена опоры вместе с рычагом у большинства иномарок является очень даже недешевым удовольствием, так как цена одного рычага составляет не маленькую сумму, а есть и такие автомобили, у которых сложные много-рычажные подвески (до 5-ти только с одной стороны). Стоимость выполненных работ тоже будет достаточно высокая для нижнего рычага, и вдвое больше — для верхнего. Поэтому услуги реставраторов, которые занимаются ремонтом даже тех опор, которые меняют в сборке с рычагом, значительно востребованы.

Реставрация обходится намного дешевле, чем приобретение новой детали. Это особенно заметнее для опор, которые поставляются в сборе с рычагами. Для их восстановления могут использоваться различные технологии.

  • Самая легкая – это переделка в разборную конструкцию, смена вкладышей из пластика и полирование пальца.
  • Несколько трудоемкая технология – жидким полимером под давлением заполняется корпус. Далее этот полимер в зазорах застывает. Запрессованные опоры в рычаги сначала извлекают, а затем производят замену не оригинальными опорами.

Бывают случаи когда просто проваливается в рычаг т.е. впрессовывать ее не требуется, если решите оставить шаровую так то она будит биться в рычаге и ресурс ее будет многократно понижен, решается это сваркой т.е. ее цепляют к рычагу точечно на 6-8 точек сварки.

Помните, что подобная экономия, быть может, станет причиной неприятностей на дороге, во избежание этого, рекомендуется использование все-таки новых узлов.

Шаровая опора: признаки поломки, причины и диагностика

Ходовая входит в перечень основных частей машины. От исправности этой системы зависят комфорт езды, управляемость авто. Автомобильная шаровая опора как элемент ходовой обеспечивает поворотную функцию ступицы по горизонтали. При этом она сохраняет вертикальное положение колеса ТС.

Что такое шаровая опора в автомобиле, ее назначение

Такие детали соединяют ступицы управляемых колес с рычагами, устанавливаются во фронтальной подвеске машины. Этот элемент выполнен в виде шарнира, обеспечивающего поворот колесных дисков. Интересующимся, для чего шаровая опора нужна, следует изучить ее конструкцию, состоящую из:

1. металлического штока (пальца) в форме конуса;

2. корпуса из металла, обработанного антикоррозийным покрытием;

3. сферической насадки (яблока);

4. пластиковых вкладышей, защитного чехла из резины (пыльника);

5. фиксирующего стопорного кольца (при соответствующем соединении с рычагом подвески);

6. фланца, резьбовой части конусообразного наконечника.

Интересующимся, за что отвечают шаровые опоры, следует помнить об отсутствии необходимости смазки этой детали. Варианты с масленками встречаются лишь в старых моделях авто.

Устройство шаровой опоры автомобиля

Конусообразный металлический шток с одной стороны заканчивается яблоком, на другом конце выполнена резьба для крепления детали. Плотность соединения сферического наконечника и пальца обеспечивается резиновым пыльником. Защитный чехол препятствует попаданию внутрь шарнира различных твердых частиц, песка, воды.

Яблоко размещено в корпусе из металла. Пространство между сферой и обшивкой уплотнено полимерными вкладышами. Желающим узнать, какую функцию выполняет шаровидная подпорка, нужно понимать, что пластиковые прокладки реализуют функцию подшипников скольжения. Эти вкладыши отличаются долговечностью, износостойкостью.

Чтобы понимать предназначение шаровой опоры автомобиля, следует знать, что конструкция шарнира дает штоку свободу вращения, наклона в любую сторону. Но одновременно такой узел препятствует продольному смещению пальца.

устройство шаровой опоры

Куда крепятся, где находятся в автомобиле шаровидные подпорки?

Чтобы понять принцип действия шаровой опоры, необходимо знать, что этот элемент может крепиться к рычагу фронтальной подвески следующими способами:

  • посредством резьбового соединения;
  • с помощью металлических заклепок;
  • путем запрессовки и дальнейшей фиксации стопорным кольцом (наиболее проблематичный вариант при замене подпорки).

Современные модели подвесок оборудуются конструкциями шаровых опор автомобилей со встройкой их в подвесочный рычаг. Такие варианты образуют единое целое.

Признаки неисправности шаровой опоры

Подобные детали не выходят из строя мгновенно. Поломке предшествует один или несколько симптомов, к примеру:

  • Слышимость во фронтальной подвеске шумов при преодолении невысоких преград со скоростью до 30 км/ч. В холодное время года подпорке необходимо разогреться, что делает определение поломки шаровой данным методом корректным только после нескольких минут движения.
  • Появление раскачивания колеса авто. При этом ТС может сильно крениться на бок.
  • Неравномерный износ покрышек машины.
  • Наличие скрипа при повороте руля.

Желающим знать, как работает подпорка, нужно помнить, что ее эксплуатация в неисправном состоянии чревата возникновением аварий. Потому при появлении признаков поломки детали необходимо безотлагательно провести диагностику шаровых опор. Для этого можно обратиться на СТО либо проверить исправность детали своими силами.

Как определить состояние шаровой опоры самостоятельно?

Перед началом определения исправности шаровидной подпорки следует подготовить следующее:

1. подъемник/домкрат или найти гараж со смотровой ямой;

2. монтировку такого размера, чтобы плоская сторона легко проходила между цапфой и целевой деталью;

3. прочную подпорку, которая влезет между нижней точкой обшивки подпорки, поверхностью пола;

4. набор ключей для откручивания гаек (размер, вид подбирается согласно варианту выполнения шарнирного элемента ходовой);

5. съемное устройство шаровидных подпорок (тип выбирают с учетом модели машины).

Желающим узнать, как устроена шаровая и проводится ее диагностика, следует помнить, что реализация операций на мягкой почве небезопасна. Работы необходимо выполнять, используя твердые поверхности.

Последовательность осуществления самостоятельной проверки

Сначала выполняют визуальное обследование узла. Если на этом этапе повреждения не обнаружены, следует реализовать следующий алгоритм:

1. Поднятие автомобиля и установка подпорки. Колесо должно свободно вращаться в воздухе.

2. Проверка наличия люфта колесного диска. Нужно взяться руками за покрышку и пошатать ее. Лучше пробовать это при разных углах поворота колеса. Если элемент шатается, следует перейти к следующей проверочной фазе.

3. Окончательная проверка фиксации колесного диска. Необходимо вставить плоскую сторону монтировки между целевой деталью и цапфой. В случае исправности узла шатания быть не должно.

Признаком поломки считается, если скрипит рулевая система по ходу проворачивания руля. При наличии подъемника можно выполнить демонтаж шаровидной подпорки для более детальной проверки.

Когда нужно менять шаровые опоры?

Интересующимся, зачем менять приведенную деталь, нужно помнить, что эксплуатация неисправной подпорки может повлечь поломку других систем авто. Профессионалы советуют выполнять замену таких элементов каждые 15…20 тыс. км пробега. Желающим знать, как часто менять опору при езде по ухабистой местности, следует понимать, что периодика зависит от качества изготовления элемента.

Срочная замена шаровидной подпорки требуется, если в процессе езды машина начинает самовольно вилять. О серьезной поломке также свидетельствует наличие сильного скрежета, громкого стука. Для замены рекомендуется использовать оригинальные запчасти. Не оригинальные детали, как правило, быстро изнашиваются.

Что будет, если не менять неисправные шаровидные подпорки?

Эксплуатация поломанной опоры ускоряет износ рычагов подвески, подшипников ступицы. В случае продолжительного использования неисправной подпорки может настать момент, когда менять элемент уже будет поздно и придется ремонтировать всю ходовую.

Замена данного узла поможет сэкономить на ремонте двигателя. При использовании поломанной шаровой опоры выход из строя систем ДВС – очень часто встречаемая проблема. Некоторые владельцы авто ремонтируют разболтанные шаровидные подпорки путем заливки внутрь обшивки расплавленной пластмассы. Тут нужно помнить, что данная операция требует опыта и не гарантирует положительный результат.

  • Для чего нужен датчик распредвала? Причины и признаки неисправности
  • Что такое иммобилайзер и для чего он нужен в машине?

Будьте в курсе!

Новости, обзоры и акции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *