Какой танк больше тигр или пантера
Перейти к содержимому

Какой танк больше тигр или пантера

  • автор:

Пантера и Тигр

Часто можно найти сравнения танков из разных стран, воевавших друг против друга или просто стоящих на вооружении в мирное время.

Но в этой статье будет два танка одной страны, более того, созданных примерно в одно время и никак не конкурирующих друг с другом.

Концепции танков

Средний по советской классификации и тяжелый по немецкой PzKpfw V Пантера и тяжелый PzKpfw VI Тигр. Оба танка создавались как противовес новому Т-34. Оба представители традиционного немецкого танкостроения, имеющие толстую лобовую броню, мощное орудие, большие размеры и переднее расположение трансмиссии. Оба считались очень опасным противником, в тоже время неся потери из-за ненадежности и неправильного применения. Эти танки кажутся в чем-то похожими, но на самом деле они абсолютно разные.

Пантера и Тигр

Сильные и слабые стороны

Давайте рассмотрим их основные различия, которые превратились в преимущества и недостатки отдельного танка:

  • Пантера весила на 11-13 тонн меньше, чем Тигр. Это давало ей возможность легкой транспортировки по железной дороге и проезда через многие мосты, не способные выдержать вес более тяжелый танков. Так же, Германия в годы войны испытывала острую нехватку топлива, так что его пониженный расход тоже является серьезным плюсом.
  • Из первого преимущества вытекает и второе в виде лучшей удельной мощности у Пантеры, которая оказалась более подвижным танком, чем Тигр и на марше, и в бою.
  • Дальность хода так же относится к массе танков. Пантера была способна преодолеть более 250 км без дозаправки, в то время как Тигр всего около 190 км.
  • Главное орудие Пантеры, 7,5 cm KwK 42 обладало скоростью полета снаряда 925 м/с, а орудие Тигра, 8,8 cm KwK 36, всего лишь 810 м/с. Очевидно, что Пантера обладала большим пробитием и точностью стрельбы. Только, установленная на созданный гораздо позже PzKpfw VI Ausf.B Тигр-2, Kwk43 L71 имела лучшие характеристики.
  • Тигр был слишком сложен и дорог в производстве, всего на свет появилось около 1400 танков против почти 6000 Пантер.

Пантера и Тигр

  • Наклонная лобовая броня Пантеры обеспечивала лучшую защиту при меньшей толщине и давала вероятность рикошета снарядов, в то время как Тигр обладал устаревающей броней, расположенной под прямыми углами.
  • Советские войска использовали трофейные танки и Тигр с Пантерой не стали исключением. Однако, в то время, как из Пантер формировались целые роты, Тигры применялись лишь эпизодически. Это было связано с излишней сложностью и ненадежностью последнего, а так же проблемами при транспортировке, о которых уже упоминалось выше. После Второй мировой войны французская армия держала у себя на вооружении до 1950 года некоторое количество Пантер, а её орудие было скопировано инженерами.
  • Пантера — победитель?

    Можно сделать вывод, что Пантера оказалась более удачным танком практически во всем, а боязнь Тигров связана больше с их редкостью. Оба танка были грозным противником для советских войск и для Т-34 в частности, ответом на который они и являлись. И тут кроется главная разница между ними. Тигр создавался как традиционный для немецких инженеров танк, со всеми привычными преимуществами в виде толстой брони и мощного орудия, и недостатками в виде прямых листов брони, огромных размеров и массы. Пантера же являлась переосмыслением танкостроения, попыткой извлечь все лучшее из Т-34 и немецких танков, что вылилось в наклонную броню, мощную, но не избыточного калибра пушку, хорошую подвижность.

    В итоге PzKpfw VI Тигр оказался эволюцией традиционного танкостроения, которая практически зашла в тупик, исчерпав свои возможности, а вот PzKpfw V Пантера принесла на поле боя что-то новое, объединив в себе хорошую подвижность, броню и огневую мощь, став прообразом современных основных боевых танков.

    Тигр, Пантера, Т34 — сравнение лучших танков

    d398d03eb9c0552ed6dd7189123d1e28_w650.jpg

    Комментарии: 4 31.07.2021 В июле 1943 г. началось самое великое сражение в истории человечества – битва на Курской дуге. Именно оно определило дальнейшее развитие войны. В готовящемся наступлении немецкое командование отводило важную роль новой бронетехнике. Речь идёт о танках «Пантера», «Тигр», а также о тяжелом самоходном орудии «Фердинанд». С таким боевым оснащением немцы планировали проломить советскую линию обороны возле Курской дуги. Все немецкие танки, которые шли в серийное производство во время Великой Отечественной войны, имели ярко выраженный противотанковый набор. Они дополнялись длинноствольными пушками и отличались качественным бронированием. Их главное предназначение – борьба с советской бронетехникой.

    Советский Союз и США делали ставку на выпуск массовых и простых в обслуживании танков. Немцы пошли совершенно иным путём. Они решили собирать дорогие и технически сложные версии. Пантера относилась к сегменту средних танков, но его вес составлял 44,8 т. Это на 1,2 тонны меньше советского тяжелого танка ИС-2. Вес тигра составлял 56 т, а Фердинанд – 65 т. В 1943 году Пантера и Фердинанд были достаточно недоработанными машинами. Они не прошли полную обкатку на фронте. Выпустить такие танки к Курской битве смогли ограниченной партией. К началу операции было поставлено всего 200 Пантер, 147 Тигров и 90 Фердинандов.

    083deaf6ba1c93667dc14bc72d3689c3_w650.jpgТигр. Советское командование в 1942 году уже сумело изучить трофейный «Тигр». После этого оно пришло к выводу, что средний Т-34 не способен бороться на равных с новым немецким тяжелым танком. Тигр расстреливал их с дистанции 2000 м. При этом советские танки были способны пробивать броню на расстоянии 500 м. Ещё один серьезный противник на горизонте – Пантера. Фердинанд, который защищался толстой лобовой броней, был неуязвимым. При учёте всех сильных и слабых сторон немецкой бронетехники, красноармейцы получали особую инструкцию, которая объясняла, как именно бороться с немецкой бронетехникой. Танкисты должны были избегать прямого противостояния с Тигром и Пантерой. При помощи манёвренности танка Т-34 они должны были сближаться до дистанции в 500 м. При этом поражение нужно было наносить в борт или ходовую часть. Фердинанд. Дебют новой бронетехники из Германии на Курской дуге нельзя было назвать удачным. Некоторые Пантеры не могли отправиться в бой из-за наличия технических трудностей. Остальные часто подрывались на минах. На этапе проектирования считалось, что Пантера, а именно её броня, является неуязвимой. Однако, её можно было пробить даже 45-миллиметровым снарядом. Фердинанд лишили пулемёта, поэтому он оказался беззащитен перед пехотинцами во время обороны. Они забрасывали бронетехнику гранатами и бутылками с горячей смесью. Как и Пантера, они подвергались техническим недостаткам. Лучше всех на поле боя выступали Тигры. Но количества этих танков не хватало, чтобы выполнить назначенный план. faf92fc88fa66937cc3a88beaba877d0_w650.jpgТигры сумели записать на свой счёт большое количество подбитых советских танков, но данный успех можно было назвать только локальном, так как он не повлиял на развитие войны. До сих пор среди советских историков существует спор, какой же танк был самым лучшим во Второй мировой войне. Чаще всего выделяют две техники – Т-34 и Пантера. Однако, сравнивать эти модели не совсем корректно. Дело в том, что советский танк относился к средней категории, а немецкий – к тяжелой. У обеих машин были представлены плюсы и недостатки. Но главным является то, что при всей своей идеальности, Пантера не соответствовала условиям, в которых разворачивалась Великая Отечественная война. Советский танк выпускался крупными партиями в десятках тысяч единиц. В это же время Пантера была собрана в количестве 6000 единиц. Поэтому со стороны СССР потеря даже 50 танков Т-34 не влияла на исход войны. В это время уничтожение 50 Пантер расценивалось в вермахте в качестве катастрофы. То же самое можно сказать и про Тигры. Они прекрасно показывали себя в роли истребителей танков, но их тираж составил только 1354 экземпляров. Этого количества было недостаточно, чтобы говорить о победе в войне. Итог. Во времена Второй мировой войны самыми известными танками оказались Т-34, Тигр и Пантера. Между историками ходит спор о том, какая же модель оказалась лучшей. Если рассматривать их с точки зрения исхода войны, преимущество стоит за отечественным Т-34.

    Курская дуга: «Тигр», «Пантера», «Фердинанд» или Т34. Какой танк был лучшим?

    5 июля 1943 года началось одно из самых грандиозных сражений в истории человечества – битва на Курской дуге. По окончании которой всему миру стал ясен исход войны.

    После болезненного и унизительного разгрома под Сталинградом немецкое командование решило не просто поквитаться с Красной Армией, но и вернуть себе утерянную стратегическую инициативу. Немцы планировали в ходе летнего наступления «срезать» так называемый Курский выступ, образовавшийся в ходе боев зимы-весны 1943 года, окружить и уничтожить находившиеся там советские армии.

    Не последнюю роль в готовящемся наступлении немецкое командование отводили новейшей бронетехнике – танкам «Пантере» и «Тигру», а также тяжелым самоходным орудиям «Фердинанд». Именно с помощью этого бронированного «зверинца» немцы и рассчитывали проломить советскую линию обороны на Курской дуге.

    Массовое производство – залог успеха

    Все немецкие танки, пошедшие в серию в период Великой Отечественной войны, отличались ярко выраженной противотанковой направленностью. Они имели длинноствольные пушки, хорошее бронирование и предназначались в первую очередь для борьбы с советской бронетехникой. К 1943 году основной немецкий танк Pz.IV сравнялся по характеристикам с Т-34, получив длинную пушку и усиленное бронирование и проигрывал «тридцатьчетверке» только по темпам производства. К середине войны этот танк лишился практически всех детских болячек и пользовался хорошей репутацией у немецких танкистов. А главным его минусом было то, что 1943 году его производство не превышало 250-300 штук в месяц. В то время как среднемесячный выпуск Т-34 в 1943 году составлял более 1300 штук.

    В отличие от СССР и США, сделавших ставку на выпуск массовых, простых и недорогих средних танков, немцы пошли противоположным путем, решив выпускать дорогие, тяжелые и технически сложные танки. Несмотря на то, что Pz.V Panther считалась средним танком, он весил 44,8 т, то есть был всего на 1,2 тонны легче советского тяжелого танка ИС-2 и на 18 тонн тяжелее Т-34. Pz.VI Tiger весил ещё больше – 56 тонн, а самоходка «Фердинанд» – 65 тонн.

    За исключением «Тигра», дебютировавшего на поле боя ещё летом 1942 года, «Пантера» и «Фердинанд» были «сырыми» машинами, не прошедшие в полной мере «обкатку» фронтом. Да и выпустить их к Курской дуге смогли немного. К началу операции «Цитадель» – такое название Гитлер дал планирующемуся разгрому советских армий на Курской дуге – вермахт смог выставить всего 200 «Пантер», 147 «Тигров» и 90 «Фердинандов». Даже с учетом прочих немецких танков и самоходок соотношение по бронетехнике было 1,2 : 1 в пользу Красной Армии.

    Сила «Тигра»

    Познакомившись с трофейным «Тигром» ещё в 1942 году, советское командование пришло к неутешительным выводам: что средний Т-34, что тяжелый КВ бороться на равных с новейшим немецким тяжелым танком не могли. «Тигр» мог безнаказанно расстреливать их с дистанции до 2000 метров, в то время как снаряды советских танков и противотанковых пушек пробить его 100 миллиметровую лобовую броню могли только с расстояния в полкилометра. Таким же серьезным противником была и «Пантера», а защищенный 200 миллиметровой лобовой броней «Фердинанд» и вовсе был неуязвим. Правда, отвратительная маневренность 65-тонной самоходки не позволяла ей вести частый и убийственный огонь и уж тем более использоваться как средство прорыва обороны. К тому же немецкие конструкторы настолько зациклились на противотанковых свойствах машины, что решили не снабжать «Фердинанд» пулеметом, что в боях на Курской дуге вышло ему боком.

    Учитывая все сильные и слабые стороны немецкой бронетехники, перед началом битвы красноармейцы получили инструкции, объясняющие как бороться против немецкого бронированного» зверинца». Танкистам предписывалась избегать дуэльного противостояния с «Тиграми» и «Пантерами», а используя маневренность Т-34 сближаться с ними до дистанции 500 метров и стараться поражать немецкие танки в борт или ходовую часть. Кроме того, штурмовики Ил-2 вооружили кассетами с новейшими противотанковыми кумулятивными бомбами ПТАБ-2,5. Каждая кассета содержала по 48 таких бомб, Ил-2 брал на борт четыре таких кассеты, что позволяло штурмовикам буквально «засеивать» бомбами огромные площади.

    На Курской дуге превосходство Красной Армии по артиллерии составляло 1,9:1, так что нередки были случаи, когда на немецких танках концентрировали огонь сразу несколько батарей, причем не только противотанковых. Кроме того, против немецкого танков применялась ещё одна новинка – тяжелая самоходка СУ-152, получившая прозвище «Зверобой». После попадания 152-мм снаряда СУ-152 в любой немецкий танк, он гарантированно выходил из строя. И, конечно же, надо помнить про многокилометровые минные поля, на которых советские саперы установили десятки тысяч мин.

    «Фердинанд» без пулемета

    Дебют новейшей немецкой бронетехники на Курской дуге удачным не назовешь. Некоторые «Пантеры» вообще не смогли пойти в бой из-за технических проблем, другие очень быстро пришли в «разукомплектованный» вид подорвавшись на минах, часть попала под смертоносный град ПТАБ-2,5 и сгорели. Серьезно досталось немецким танкам и от артиллерии, причем выяснилась одна неприятная деталь – казалось бы неуязвимая броня «Пантер» пробивалась даже 45-миллиметровыми бронебойными снарядами. Не то чтобы очень часто, но такие случаи были. Лишенные пулемета тяжелые самоходки «Фердинад» при прорыве советской обороны оказались беззащитны перед пехотинцами, которые забрасывали их гранатами и бутылками с горючей смесью. Большая масса машин не всегда позволяла их эвакуировать с поля боя, и многие «Фердинанды» стали трофеями Красной Армии. К тому же их, как и «Пантеру», преследовали технические проблемы. Лучше всех выступили «Тигры», но их количества явно не хватало, чтобы выполнить гитлеровский план.

    «Тигры» записали на свой счет много подбитых советских танков, но это был локальный успех, не повлиявший на общий ход битвы на Курской дуге. Более того, операция «Цитадель» стала последней, где немецкие танковые войска имели стратегическую инициативу. Спустя всего неделю после начала сражения на Курской дуге немецким военачальникам стало ясно, что эта битва проиграна.

    Вот какую оценку сражению на Курской дуге дал начальник штаба 48-го танкового корпуса, генерал Фридрих фон Меллентин: «К исходу 14 июля стало совершенно очевидно, что наступление провалилось. Потери в личном составе были не так уж и велики, зато потери в танках были потрясающими. Танки типa «Пантерa» не оправдали возлагаемых на них надежд: их легко можно было поджечь, системы смазки и питания не были должным образом защищены, экипажи не имели достаточной подготовки. Из всех «Пантер», принимавших участие в боях, к 14 июля остaлось только несколько машин. Не лучше обстояло дело и в танковом корпусе СС».

    Средний против тяжелого

    До сих пор историки и специалисты спорят, какой же танк был лучшим во Второй мировой войне. Как правило называются две машины: советский Т-34 и немецкая «Пантера». Правда, сравнивать их некорректно, ведь Т-34 был средним танком, а 44,8 тонная «Пантера» – тяжелым. У обоих машин есть как свои плюсы, так и минусы, но самое главное заключается в другом: несмотря на все свои плюсы, «Пантера» не в полной мере соответствовала условиям Второй мировой войны, когда фронт пожирал огромное количество людей, техники и прочих ресурсов. А Т-34 этим условиям соответствовал максимально.

    Советский танк выпускался десятками тысяч, в то время как «Пантер» за время войны было выпущено всего около 6000 штук. Вот почему потеря пяти, десяти, да даже пятидесяти «тридцатьчетверок» серьезно ни на что не влияла, так как на их место моментально приходили новые. А уничтожение пятидесяти «Пантер» расценивалось в вермахте как катастрофа. Оперативно восполнять такие потери немецкая промышленность не могла даже в 1943 году, не говоря про 1945. «Пантеры» были трудоемкими в производстве, технически сложными, дорогими и требовали квалифицированного сервиса. В отличие от Т-34 починить «Пантеру» в чистом поле силами экипажа было весьма проблематично, вот почему нередко трофеями Красной Армии становились танки с небольшими повреждениями, которые экипажи просто бросали. Все то же самое относится и к «Тигру». Он был прекрасен в роли истребителя танков, но всего было сделано лишь 1354 «Тигров». Слишком мало, чтобы на что-то серьезно повлиять. Про «Фердинанд» и говорить нечего. После фиаско на Курской дуге уцелевшие 47 самоходок прошли модернизацию и сменили имя с «Фердинанда» на «Элефант». Но на судьбу войны повлиять уже не могли.

    Справедливости ради стоит признать, что на Курской дуге немецкий бронированный «зверинец» смог нанести серьезные потери Красной Армии, хотя и сам оказался потрёпан. Настолько, что вплоть до конца войны немецкие бронетанковые войска уже не проводили крупномасштабных наступательных операций. А самый главный итог жесточайшей и кровопролитной пятидесятидневной битвы на Курской дуге заключался в том, что стратегическая инициатива бесповоротно перешла к Красной Армии. После провала операции «Цитадель» весь мир понял, что крах Третьего рейха – лишь вопрос времени.

    Die Welt (Германия): почему у «Пантер» и «Тигров» были такие ненадежные двигатели

    «Пантера», немецкий танк периода Второй мировой войны - ИноСМИ, 1920, 07.05.2021

    Почему танки «Пантера» и «Тигр» — тяжеловесы Гитлера, созданные, чтобы смести советские танки, — так и не смогли дать вермахту перевес на поле боя? Курская дуга показала, что эти машины ломались чаще, чем страдали от огня Красной Армии. Немецкий историк разбирается, почему эти танки получились такими технически несовершенными.

    Ахиллесовой пятой новых танков, благодаря которым вермахт в 1943 году обрел преимущество над Т-34, были двигатели. Вместо неубиваемых дизельных моторов на них продолжали ставить ненадежные, хотя и мощные бензиновые агрегаты.

    За несколько десятилетий до того, как дизельный мотор из-за скандалов вокруг выбросов микропыли и выхлопных газов стал пугалом для автомобилистов, многие связывали с ним большие надежды. Например, военные, искавшие для своих танков идеальный двигатель. Потому что бензиновые моторы хотя и отличались лучшим соотношением веса и мощности, но обладали одним досадным недостатком: они были менее надежными, могли взорваться под обстрелом и расходовали больше горючего.

    Вопрос о том, почему немецкой военной промышленности во время Второй мировой войны не удалось разработать пригодный к серийному производству дизельный мотор для больших танков, главного оружия вермахта, остается открытым. Маркус Пёльман (Markus Pöhlmann), историк Центра военной истории и социальных наук бундесвера в Потсдаме, в своей эпохальной диссертации на тему «Танки и механизация войны» дал на этот вопрос внятный ответ: До 1944 года Управление вооружений сухопутных сил, которое было главным координатором немецкой военной промышленности, исходило из представления о том, что все вооружение должно отвечать самым высоким стандартам качества. И так было до тех пор, пока эта система не вошла в противоречие с реальностью и ее драматически ограниченными возможностями.

    До начала войны с Россией использование бензиновых двигателей внутреннего сгорания в германском танкостроении было чем-то само собой разумеющимся. Это было связано в первую очередь с большой потребностью в таких моторах при осуществлении программы перевооружения, которой Гитлер, начиная с 1935 года, хотел привести вермахт как можно быстрее в боеспособное состояние. Так как Версальский договор запрещал рейхсверу производство и использование танков и поэтому их секретно испытывали в Советском Союзе, первые серийные танки были в буквальном смысле тренировочными моделями.

    Танки I и II воплощали в себе эмбриональное состояние этого вида вооружения, они были вооружены только пулеметами и легкими пушками и весили вполовину меньше танков западных союзников. По этой причине компактные бензиновые моторы были идеальными двигателями для танков, тем более что компания «Майбах» в Фридрихсхафене была единственным предприятием, которое было способно производить требуемые агрегаты большими сериями. Поэтому и средние танки III и IV были снабжены ими.

    Тот факт, что эти танки, несмотря на их явное отставание по количеству, вооружению и броне от французских «Шар Б 1» и «Сомуа», в 1940 году всего за несколько недель разгромили тех в пух и прах, объясняется лишь умелой тактикой ведения боя. Танки вермахта действовали в составе соединений и их маневры в бою координировались по радио. Кроме того, они обладали высокой скоростью и большим запасом хода, что позволяло им действовать независимо от следовавших за ними пехотных соединений. Танковые дивизии были способны передвигаться быстро на большие расстояния, в то время как французские и британские танки, как и во время Первой мировой войны, использовались лишь для поддержки пехоты.

    Но именно неожиданно быстрый и возведенный пропагандой в ранг «блицкрига» триумф на Западе стал причиной того, что немецкие танки не подверглись критическому анализу. Поэтому для войны с Советским Союзом всего лишь увеличили калибр пушек и количество средних танков, а легкие вывели из оборота. Дизельные моторы как были, так и остались в стадии разработки.

    Перелом в мышлении произошел лишь после начала войны в России. Во-первых, вермахт столкнулся с советским танком Т-34, который в техническом отношении во многом превосходил немецкие танки. Во-вторых, зима 1941-42 года превратилась «в первый кризис танка вообще и танкового двигателя в частности», — пишет Пёльман. Потому что мощный и надежный дизельный двигатель танка Т-34, выполненный из легкого металла, «наилучшим образом проявил себе в условиях данного театра военных действий».

    Не удивительно поэтому, что шок от Т-34 и провал «блицкрига» вызвали переполох в Управлении вооружений. Предлагалось даже копировать советские танки. Конкурент «Майбаха» компания «Даймлер-Бенц» воспользовался благоприятным моментом, чтобы привлечь внимание к своему дизельному двигателю МВ 507, который к тому времени как раз прошел успешные испытания. Но тут проявилась обратная сторона немецкой военной промышленности: в условиях дефицитной нацисткой экономики она была не в состоянии производить технические новинки большими партиями. «Короче говоря, у нас есть хороший мотор, мы его протестируем, но поставлять не сможем», — заявил директор танкового завода в Мариенфельде с обезоруживающей откровенностью.

    Даже когда Гитлер, развивший в себе повышенный интерес к техническим деталям, стал выступать за использование дизельных моторов — в том числе и потому, что они расходовали меньше топлива, чем бензиновые двигатели — в структурных проблемах ничего не изменилось. Мало того, невольно диктатор подыграл Главному управлению сухопутных войск. Дело в том, что Гитлер увязал свое желание использовать дизель с требованием, чтобы мотор имел воздушное охлаждение. Но тут компания «Даймлер-Бенц» была бессильна. В тендере на производство среднего танка «Пантера V», срочные разработки которого начались в мае 1942 года, она осталась ни с чем.

    © flickr.com / MMColoring Танковый командир Отто Кариус (в нижнем ряду слева) рядом с танком Pz VI «Тигр I»

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *