Количество автомобилей в разных республиках СССР
Комментарии: 1 15.01.2021 Автомобильная промышленность с самого начала развивалась стремительно. В странах Европы в прошлом веке было большое количество автопроизводителей, каждый из которых старался выпускать более совершенные модели, которые могли бы пользоваться спросом на рынке. Уже после войны некоторые страны задумались о таком термине, как «народный автомобиль». Однако, в СССР автопром развивался очень медленно. Было несколько периодов, когда что-то просвечивалось из темноты, но многие проекты просто замораживали или не рассматривали в качестве перспективных. Это и объясняет, почему в СССР было маленькое количество транспортных средств. В 1991 году, перед распадом Советского Союза, у нас было зарегистрировано 16 900 000 легковых автомобилей. Аналитики проанализировали данный показатель и сравнили его с количеством населения. В результате выяснилось, что на 1000 граждан в то время приходилось всего 59 автомобилей, а теперь сопоставим эту картинку с сегодняшней и сильно удивимся — почти в каждой семье сейчас есть транспорт, а в некоторых — и по 2, и по 3.
Чтобы было более понятно, сегодня на 1000 граждан приходится 308 легковых автомобилей. Получается, что показатель за 30 лет вырос в 5 раз, но вернемся в те времена, чтобы узнать еще больше интересных деталей. В СССР самую высокую степень автомобилизации можно было наблюдать в Прибалтике. Например, в Эстонии на 1000 человек приходилось 138 легковых авто, а в Литве — 122.
Кроме того, большое количество автомобилей можно было заметить в Грузии — на 1000 граждан 96 автомобилей. В этот же список можно отнести и Армению с Латвией. В первом случае речь шла о 91 автомобиле, во втором — о 89. Если же посмотреть на статистику РСФСР, то можно сильно удивиться. Именно здесь было сильное отставание по данному параметру. Всего 60 автомобилей приходилось на 1000 человек. И этот показатель не самый высокий, как можно заметить. Заметим, что точно таким же результатом отличалась и Туркмения.
Самый малочисленный парк того времени принадлежал Молдавии, где на 1000 граждан приходилось 40 транспортных средств. Здесь было зарегистрировано только 170 000 автомобилей. Но точно такую же обеспеченность легковыми автомобилями можно было наблюдать в Узбекистане и Таджикистане.
Интересно, что сегодня, когда дилерские центры предлагают современные транспортные средства по выгодным условиям приобретения, в России отмечается большое количество автомобилей со времен СССР. Речь идет о тех машинах, которые выпускались в период до 1992 года. На данный момент на территории РФ зарегистрировано свыше 3 000 000 подобных автомобилей. Итог. СССР не отличался большим количеством легковых автомобилей. В 1991 году было зарегистрировано всего 16.9 миллиона авто.
Сколько автомобилей приходилось на 1000 жителей в СССР?
Перед распадом Советского Союза его легковой автопарк насчитывал около 17 млн единиц. Таким образом, на 1000 жителей тогда приходилось 59 машин. Эксперты агентства «АВТОСТАТ» приводят статистику по количеству автомобилей и обеспеченности ими в советских республиках. Рассмотрим, в каких из них автомобилизация была выше.
В 1991 году, т.е. перед распадом СССР, в стране числилось 16,9 млн легковых автомобилей. Такие данные содержатся в справочнике «Автомобильный рынок России: вчера, сегодня, завтра», изданном в 2003 году. Более половины (52,7%) от этого количества пришлось на РСФСР, где было зарегистрировано 8,9 млн легковых машин.
Около 18%, или 3 млн единиц, насчитывалось в Украинской ССР. На долю каждой из оставшихся союзных республик приходилось менее 5% советского автопарка. А самым малочисленным парком тогда располагала Молдавия – 170 тыс. машин. В этой советской республике, наряду с Узбекистаном и Таджикистаном, была и наименьшая обеспеченность легковыми автомобилями – всего 40 штук на 1000 жителей.
А самая высокая степень автомобилизации населения наблюдалась в Прибалтике. Так, в Эстонии на тысячу человек было 138 легковых машин, а в Литве – 122. Иными словами, автомобиль тогда был у каждого седьмого эстонца и каждого восьмого литовца. Также очень высоким (по меркам Союза) был этот показатель в Грузии (96), Армении (91) и Латвии (89).
В России в то время степень автомобилизации населения была чуть выше, чем в среднем по СССР. В 1991 году на 1000 человек в РСФСР приходилось 60 легковых машин, т.е. автомобиль тогда был у каждого семнадцатого жителя. По этому показателю она делила шестую строчку – вместе с Туркменией.
Напомним, что сейчас на 1 тысячу жителей в Российской Федерации приходится 309 легковых машин, т.е. в среднем у каждого третьего россиянина есть автомобиль. А еще в России осталось более 3 млн легковых автомобилей, произведенных во времена СССР, т.е. до 1992 года.
Быстро узнать стоимость нового автомобиля на рынке можно на сайте «Цена Авто», а подержанной машины – с помощью калькулятора «Оценить авто».
Легковые автомобили производства России и СССР
Легковой автомобиль «Москвич-400» (1950), СССР
Легковой автомобиль «Москвич-403» (1962-1965), СССР
Легковой автомобиль ВАЗ-21011 (1974-1988)
Легковой автомобиль ВАЗ-21013 (1977-1988)
Легковой автомобиль ВАЗ-2105 (1979-2010)
Легковой автомобиль ВАЗ-2106 (1976-2001)
Легковой автомобиль ВАЗ-2108 (1984-2003)
Легковой автомобиль ГАЗ М-1, СССР (1936)
Легковой автомобиль ГАЗ-12 ЗИМ (1949-1960)
Легковой автомобиль ГАЗ-14 Чайка (1977-1988г.г.)
Легковой автомобиль ГАЗ-21 «Волга», СССР (1966)
Легковой автомобиль ГАЗ-24 «Волга» (1970-1985)
Легковой автомобиль ГАЗ-311029 «Волга» (1992-1997)
Легковой автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа» (1948), СССР
Легковой автомобиль ЗАЗ 965 (1960-1969)
Легковой автомобиль ЗАЗ 968М (1979-1994)
Легковой автомобиль ЗАЗ-110206 Таврия (1987-1998)
Легковой автомобиль ЗИЛ-117, СССР (1971-1978)
Легковой автомобиль ЗИС-101 (1936), СССР
Легковой автомобиль Лимузин ЗИС-110 (1945), СССР
Легковой автомобиль Москвич 2140 (1976-1988)
Легковой автомобиль Москвич 2140 SL (1980-1987)
Легковой автомобиль Москвич-412 (1967-1976)
Легковой автомобиль Москвич-412 (1967-1977)
Легковой автомобиль ОКА (ВАЗ-1113) (1987-2008)
Легковой автомобиль Руссо-Балт (1905), Россия
Лимузин ЗИЛ-115, СССР (1978-1983)
Микроавтобус РАФ-2203 (1976-1997)
Мопед РИГА 22 (1981-1984г.г.), СССР
Мотоколяска СМЗ С-ЗД (1970-1997)
Мотороллер «Муравей» (1959-1995)
Мотоцикл Восход-1 (1965-1971)
Мотоцикл М-61 «Ирбит» патрульный (1957-1961)
Мотоцикл М-63 «Урал» патрульный (1954-1975)
Мотоцикл Ява 350 (1954-1974)
Мотоцил К-125 «Ковровец» (1946-1951)
Советский пикап ГАЗ-415 (1939-1941), СССР
Грузовики СССР: сколько их выпускалось в Советском Союзе (вы удивитесь)
Трудно найти в мире другое государство, которое имело бы на своей территории такое количество заводов по производству и промышленной сборке грузовиков собственных марок, как Советский Союз! Их было два десятка: АМУР, БАЗ, БелАЗ, ГАЗ, ЗиЛ, КАЗ, КамАЗ, КЗКТ, КрАЗ, МАЗ, МЗКТ, ММЗ, МоАЗ, НСАЗ, СЗА, ОдАЗ, УралАЗ, ФАЗ, ЯАЗ. Впечатляет?!
Страна рекордов
Большинство предприятий были на слуху, но некоторые знал ограниченный круг лиц. Среди таких — Автомобили и моторы Урала, Курганский завод колесных тягачей, Фрунзенский автосборочный завод и др. И это еще без учета цельнометаллических фургонов и легких коммерческих автомобилей других марок. По отдельным брендам львиную долю продукции поставляли в Вооруженные Силы (информация по ним была закрытой), остальное направляли в народное хозяйство страны и на экспорт.
В период 1970‑1990 гг. СССР стабильно в тройку мировых лидеров по производству грузовиков наряду с США и Японией. Например, в 1985‑м маркировку «Сделано в СССР» получили 823 тыс. новых грузовых автомобилей, из которых 39,6 тыс. ед. было отправлено на экспорт.
Пальму первенства по выпуску держал КАМАЗ, который в 1988 г. изготовил без малого 127 тыс. грузовиков с иголочки. В последний год существования (1991‑й) было произведено 665 тыс. ед. большегрузов. В середине 80‑х парк грузовиков в Стране Советов достиг показателя 4 млн ед., и существовали предпосылки для дальнейшего роста, благо потребность в такой технике была велика.
В последний год IX пятилетки (1971‑1975) объем перевозок грузов автомобильным транспортом в СССР достиг 21 млрд 295 млн тонн. Это составило 80 % от суммарного объема доставки грузов всеми видами транспорта, вместе взятыми. Грузооборот достиг 338 млрд ткм, что неудивительно для страны с самой большой в мире территорией и третьей численностью населения вслед за Китаем и Индией. Через 60 лет после Великого Октября в отрасли автомобильного транспорта СССР было занято свыше 7 млн рабочих и служащих. Тоже своего рода рекордный показатель!
Серийно СССР производил абсолютно все виды грузовых автомобилей, от двухосных шасси и седельных тягачей со стандартной колесной базой до карьерных самосвалов огромной грузоподъемности и многоосных спецшасси. Так называемые «сороконожки» строили как носителей кранов большой грузоподъемности, перевозки буровых установок, но прежде всего — для систем вооружения, включая новейшие комплексы ракетных войск специального назначения.
Многие образцы были достойны Книги рекордов Гиннесса. Например, единственное в мире спецшасси МАЗ-7907 с колесной формулой 24х24/16 и газотурбинным двигателем мощностью 1250 л. с. По заказу военных в 1985 году его создало СКБ Минского автозавода (позже — МЗКТ) для монтажа пусковой установки 15У157 подвижного грунтового ракетного комплекса 15П162 «Целина-2» с межконтинентальной баллистической ракетой РТ-23 УТТХ.
Или пример гражданского машиностроения 1991 года: оснащенный 3150‑сильным двигателем карьерный самосвал БелАЗ-75501 (4х2) собственной массой 200 т, способный перевозить 280 т груза. Вы удивитесь еще больше, если узнаете обо всех засекреченных или скрытых от посторонних глаз и ушей сведениях об опытных образцах советского грузового машиностроения.
Но, помимо известных моделей, в СССР создавалось множество экспериментальных и мелкосерийных грузовиков, многие из которых сейчас незаслуженно забыты. О них поговорим в нашей следующей статье.
Подписка на рассылку материалов Автопарка