Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Официальный дилер Jawa
Первый мотоцикл, с которого началась история знаменитого завода JAWA, был представлен на Пражском автосалоне в 1929-м году. Это была модель JAWA 500cc OHV с каплеобразным бензобаком, созданная на базе немецкой модели Wanderer. Мотоцикл Ява был оснащен одноцилиндровым двигателем 498,7 куб см. мощностью 18 л.с., закрепленным в двойной штампованной раме. Этот мотоцикл, который разгонялся до 95 км/час, уже тогда обрел характерную для JAWA окраску — красный цвет с желтыми вставками. Последующие серии этой модели были лишены недостатков своего предшественника: в частности, появился новый глушитель, регулируемое параболическое зеркало, а переднюю вилку стали собирать из прессованного листа. Однако это был достаточно дорогой для того времени мотоцикл, поэтому возникла необходимость в создании новой модели.
Следующей моделью, разработанной английским конструктором Джорджом Уильямом Патчеттом, стал мотоцикл JAWA 175cc Villiers. Он был представлен на Пражском автосалоне в 1932-м году и стал позиционироваться на рынке как «самый лучший мотоцикл за малые деньги». Это была модель с трехканальным двухтактным двигателем объемом 172,6 куб см. мощностью 5,5 л.с., которая весила 70 кг и разгонялась до 70-80 км/час. В первый же год было произведено втрое больше мотоциклов JAWA 175cc Villiers, чем 500-кубовой Явы, так как эта модель стала пользоваться большим спросом благодаря своей легкости, компактным размерам и более доступной цене. В последующие годы мотоцикл приобрел седлообразный топливный бак, два длинных глушителя и другие конструктивные элементы.
Несмотря на успех, оказалось, что между 500-кубовой и 175-кубовой Явой — дистанция огромного размера, и надо было чем-то восполнять этот пробел. Так появился мотоцикл JAWA 350 SV, который должен был постепенно вытеснить с рынка 500-кубовую Яву. Завод JAWA представил свою новую модель 350 SV в 1934-м году: это был мотоцикл со штампованной двойной треугольной рамой, двигателем с электрическим стартером-генератором и большим бензобаком. Однако начать серийное производство этой модели было экономически невыгодно, так как по цене она практически не отличалась от JAWA 500cc OHV. По этой причине было решено начать производство 350-кубовой Явы с одноцилиндровым двигателем SV объемом 346 куб см. и мощностью 12 л.с. Весила модель 125 кг и разгонялась до 100 км/час. Это был надежный мотоцикл с очень тугой рамой и с глушителем в виде «рыбьего хвоста».
30-е годы ознаменовались выпуском и других моделей Ява — JAWA 250 Special, JAWA 350 OHV, JAWA 100 Robot и JAWA 250 Duplex. JAWA 250 Special выпустили в 1935-м году, и в тот период времени эта модель стала одной из основных в продукции завода. У JAWA 250 Special был двухтактный одноцилиндровый двигатель 248 куб. см мощностью 9 л.с., модель весила 95 кг и достигала максимальной скорости в 100 км/час. Впоследствии мотоцикл оснастили карбюратором Amal, новым бензобаком и глушителем. Другой мотоцикл — JAWA 350 OHV, выпущенный в том же году, предназначался для спортивных соревнований. Это была модель с двигателем мощностью 15 л.с., весила она 142 кг и разгонялась до 115 км/час. Мотоцикл выпускался не только в стандартном, но и в улучшенном варианте, у которого было больше хромированных деталей, большая передняя фара и ножное переключение передач.
Одной из самых популярных моделей конца 30-х годов стал мотоцикл JAWA 100 Robot, рассчитанный преимущественно на молодежь. Подобные модели выпускал и завод CZ, причем они считались лучшими в сегменте небольших мотоциклов. Специалисты JAWA тоже решили укрепить свои позиции и разработали мотоцикл JAWA 100 Robot, представленный в 1937-м году. Это была модель с одноцилиндровым двигателем 98,8 куб. см мощностью 2,6 л.с., которая запускалась с помощью педалей с места или с разгона. JAWA 100 Robot весила всего 49 кг, достигала максимальной скорости в 65 км/час, и она действительно оказалась очень востребованной у молодежи и любителей легких мотоциклов. Перед началом Второй мировой войны завод успел выпустить еще одну новинку: JAWA 250 Duplex с двигателем объемом 246 куб.см и мощностью 9 л.с. Модель развивала максимальную скорость 100 км/час и весила 115 кг.
Переломный период
Во время Второй мировой войны завод JAWA приостановил выпуск мотоциклов. Первой послевоенной моделью стала JAWA 250/350 Perak, которая тайно создавалась на заводе в течение всего этого времени и увидела свет в 1946-м году. Это был мотоцикл с рамой из четырехгранных труб, карбюратором новой конструкции, четырехступенчатой коробкой передач и с двухтактным одноцилиндровым двигателем 248,8 куб см. мощностью 9 л.с. Мотоцикл весил 125 кг и разгонялся до 100 км/час. Примечательно, что на Парижском автосалоне мотоцикл JAWA 250/350 Perak получил золотую медаль.
В 50-е годы возрос спрос на более мощные мотоциклы, и завод JAWA представил свою новую модель — JAWA 500 OHC с четырехступенчатой коробкой передач и четырехтактным двухцилиндровым двигателем воздушного охлаждения объемом 488 куб. см и мощностью 26 л.с. Первоначально модель весила 156 кг и достигала максимальной скорости в 135 км/час, но впоследствии ее вес был увеличен до 174 кг, а скорость — до 147 км/час. В 1954-м завод выпустил сразу две модели, первой из которых стала JAWA 250/350 с качающейся задней вилкой, имеющей гидравлические амортизаторы. Это была модель с улучшенными ходовыми качествами и легким управлением, которая в последующие годы подвергалась лишь незначительной модернизации.
Второй моделью 1954-го года выпуска стал мотоцикл JAWA 50 Pionyr, ставший улучшенной моделью столь популярного в 30-е годы JAWA 100 Robot. У мотоцикла было весьма характерное сидение, поэтому эту модель иногда называли «пень». Мотоцикл был оснащен трехступенчатой коробкой передач, одноцилиндровым двухтактным двигателем объемом 49,8 куб. см мощностью 1,6 л.с., а его максимальная скорость составляла 50 км/час. Мотоцикл JAWA 50 Pionyr пришелся особенно по вкусу любителям отдыха на природе, которые отправлялись на нем на рыбалку или на охоту. Модель выпускалась вплоть до 70-го года, и ее последнее поколение было представлено мотоциклом JAWA 50 typ 23 Mustang. Кстати, пару лет назад появилась информация о том, что в Чехии планируется строительство завода для возобновления производства JAWA Pionyr на родной земле, так как на данный момент этот мотоцикл выпускается в Китае.
В 60-х годах головной завод JAWA был переориентирован на выпуск продукции полупроводниковой промышленности, а производство мотоциклов было перенесено на другой завод. В сложившейся ситуации было принято решение выпускать мотоциклы унифицированного семейства под торговыми марками Ява и ЧеЗет. Завод CZ начал производить мотоциклы с одноцилиндровыми двухтактными двигателями объемом 125 и 250 куб.см. Однако 250-кубовые модели оказались с лишком тяжелыми, и скоро с конвейера стали сходить мотоциклы CZ с двигателями объемом 172 куб.см. В начале 60-х завод выпустил кроссовый 250-кубовый мотоцикл ЧеЗет с одноцилиндровым двухтактным двигателем, который обеспечил несколько значимых побед команде Чехословакии на соревнованиях. Для шоссейно-кольцевых гонок специалисты CZ разработали мотоцикл с 350-кубовым четырехцилиндровым двигателем и опередили своих шведских конкурентов Husqvarna.
Мотоциклы Ява в СССР
Уже к 70-му году в Советском Союзе на мотоциклах JAWA ездил каждый третий мотоциклист. Количество мотоциклов Ява в СССР насчитывалось более миллиона, и самыми популярными считались Ява-250 и Ява-350 моделей 559-07 и 360-00. По статистике, в СССР тогда ежегодно продавалось более 100 тысяч мотоциклов Ява, несмотря на то, что по тем меркам они стоили баснословные деньги. Большой спрос был обусловлен и тем, что мотоциклы JAWA редко нуждались в ремонте, а при необходимости запчасти к ним всегда можно было найти.
Завод JAWA начал разрабатывать модели, специально ориентированные на требования своего основного рынка сбыта. В первую очередь, это касалось возможности ездить по нашим дорогам, которые всегда были далеки от совершенства. Так появился дорожный мотоцикл Ява-350 модели 634-01 с двухцилиндровым двухтактным двигателем мощностью 22 л.с. и новой трубчатой рамой дуплексного типа, созданный на основе спортивной модели. Весил этот мотоцикл 155 кг и, несмотря на жесткое сидение, был достаточно комфортен для езды вдвоем.
Большой популярностью в СССР пользовались и легкие мотоциклы ЧеЗет с одноцилиндровым двухтактным двигателем объемом 123 и 172 куб. см, мотоциклы «эндуро», а также 250- и 350-кубовые модели ЧеЗет с двухцилиндровым двухтактным двигателем. В 80-х годах для завода CZ настали сложные времена, так как он, как и завод JAWA, лишился своего главного покупателя — СССР, а после развала ЧССР торговая марка ЧеЗет практически сошла со сцены. В 90-е завод CZ стал сотрудничать с итальянским концерном Cagiva и начал выпускать модели под их брендом: легкие мотоциклы Cagiva Blues и мотоциклы Cagiva Roadster.
Новейшая история
Начало третьего тысячелетия ознаменовалось появлением мотоциклов компании Jawa Moto — преемника знаменитой JAWA. В 2000-м году компания совместно с фирмой Jikov представила модель Jawa 125 Dandy с четырехтактным двигателем воздушного охлаждения объемом 124 куб.см. Мотоцикл весит 125 кг и развивает скорость до 95 км/ч. На сегодняшний день производятся две модификации этих мотоциклов — 50-кубовая модель с двигателем жидкостного охлаждения и 125-кубовая с двигателем воздушного охлаждения. В начале 2000-х компания стала поставлять на рынок модификацию Jawa 125 Sport, которая отличается от Dandy лишь барабанным задним тормозом и незначительными изменениями в дизайне. Не забыли и о знаменитом Jawa Robot — сейчас эта модель называется Jawa Robby и выпускается с 50- и 100-кубовыми двигателями.
В 2003-м году Jawa Moto выпустила мотоцикл JAWA 650 Classic с двигателем Rotax жидкостного охлаждения, оснащенного электростартером. Двигатель модели мощностью 47 л.с. установлен в трубчатую полудуплексную раму. Спустя два года появились модифицированные модели 650 Bison со спортивным сидением и 650 Style с бензобаком большой емкости. Мотоцикл Jawa 350 отечественным потребителям в особом представлении не нуждается, но в отличие от моделей образца 70-х, новые дорожные мотоциклы Jawa 350 Basic оснастили передними дисковыми тормозами и спортивными глушителями. Мощность двигателя не изменилась (23 л.с), но эта классическая модель стала легче на 10 килограмм из-за пластмассовых вставок.
Несмотря на то, что пик популярности бренда JAWA остался в прошлом тысячелетии, мотоциклы этой торговой марки и сейчас занимают определенную долю на рынке. В 2008-м году была представлена JAWA 250 Travel с четырехтактным двигателем воздушного охлаждения Honda, а к 2010-му году планируется выпуск нового JAWA Dakar с 652-кубовым двигателем мощностью 47 л.с. и итальянскими комплектующими. Компания Jawa Moto получила правительственные субсидии для разработки новых моделей и развития своего производства, поэтому последняя страница в историю знаменитой JAWA, похоже, еще не вписана.
По имени «Ява» – история легендарного мотоцикла
От редактора: Эта статья, присланная в редакцию в рамках Конкурса авторов оказалась одной из самых сложных для оценки. С одной стороны – всесторонняя проработка вопроса и отличный стиль, а с другой… Еще одна историческая статья о мотоциклах Jawa у нас выходила совсем недавно – в январе 2015 года. Подумав, мы решили все-таки опубликовать эту работу. Ну а вы можете прочитать обе публикации и выразить в комментариях свое мнение, какая из них получилась лучше. Приятного чтения!
Марка Jawa хорошо известна тем, кто родом из СССР и других стран соцлагеря. Мотоциклы, узнаваемые и по сей день, ставшие классикой. Все начиналось еще до войны, в 20- х годах прошлого века в Чехословакии — стране, которой два десятка лет уже нет на карте мира. Марка Jawa существует и по сей день, но, увы, уже не так как когда-то.
На фото: основатель фирмы Франтишек Янечек; здание фабрики в Праге в районе под названием «RED FOX»
Как все начиналось
Он родился 23 января 1878 года в маленькой деревушке Кластер, в Восточной Чехии. С малых лет мальчик интересовался техникой, учился в технической школе в Праге, а потом перебрался в Берлин, где поступил в Берлинский колледж машиностроения. По окончании сего учебного заведения Франтишек Янечек – так звали будущего инженера – вернулся в Прагу, где устроился работать на мануфактуру Kolben.
Его карьера шла семимильными шагами, в 23 года он стал управляющим филиалом завода в Голландии. В начале первой Мировой войны он отправился на фронт, но вскоре был отправлен в тыл и сел за чертежи оружия. В 1922 году Янечек, обладатель нескольких десятков патентов, решает открыть собственную фабрику оружия. Здание нашлось довольно быстро – после войны на территории Чехословакии хватало полузаброшенных, но вполне крепких сооружений. Как отличный специалист своего дела, он получает хорошую финансовую поддержку и через год превращает свою некогда скромную фабрику в солидное производство.
Но в мирное время нужны и мирные вещи. Война отгремела, народ оправился от потерь военного времени, восстановил покупательскую способность, но все-таки не с былым размахом. Автомобили, например, были большой роскошью, а вот мотоциклы пришлись бы весьма ко двору. В то же время фабрика теряет крупный контракт на поставку оружия, и Янечек решает реорганизовать предприятие и перейти от оружия к мототехнике. В Германии он покупает лицензию у фирмы Wanderer на модель с 500-кубовым двигателем – Wanderer 500 cc. Кстати, название Jawa никак не связано с островом Ява — оно было образовано от двух первых букв фамилии создателя чехословацкой фабрики мотоциклов и марки «донора»: Janecek-Wanderer, Ja-Wa.
На фото: Jawa 500cc
Старший брат
Дебют состоялся 23 октября 1929 года. На пути к конвейеру мотоцикл претерпел некоторые изменения, в основном внешние. Большой топливный бак каплеобразной формы, другие крылья, шины большей размерности. В остальном Jawa повторяла конструкцию своего немецкого прототипа. Она оснащалась одноцилиндровым четырехтактным двигателем с сухим картером и централизованной системой смазки под давлением, объемом 498,7 куб. см и мощностью 18 лошадиных сил. Трехступенчатая коробка передач управлялась установленным на ней рычагом, а крутящий момент передавался на заднее колесо через приводной вал с демпфером. Торможением заведовал ленточный тормоз, на том самом валу расположенный. Первые мотоциклы, показанные на Пражском автосалоне в октябре 1929 года, были выкрашены в красный цвет и украшены декоративными желтыми полосками — «нитями» по всей раме. С тех пор красный стал фирменным цветом для марки.
Экономический кризис был для новоиспеченной марки совсем некстати. Цена в 14890 крон за одноместную модель оказалась для многих слишком высокой, не говоря уже про доплату за «опции» вроде второго сиденья, и тем более за версию с боковой прицепной коляской–за нее нужно было выложить целых 17 тысяч крон! Кроме того, сразу выявились некоторые конструктивные просчеты, и пришлось оперативно вносить изменения – усиливать переднюю вилку, менять фару на импортную, производства фирмы Bosch. А заодно — снижать цену на базовую модель до 14 тысяч крон.
До 1931 года мотоцикл перенесет еще одну модернизацию (появится новый глушитель, за доплату станет доступна четырехступенчатая коробка передач), базовая модель подешевеет еще на две тысячи крон, но в планах Янечека – создание новой, гораздо более доступной модели мотоцикла. «Пятисотка» со всеми изменениями неплохо зарекомендовала себя и пользовалась устойчивым спросом — за два года было выпущено и продано 1016 машин. Часть из них оснащались коляской – мощный двигатель это позволял. Однако массовому потребителю требовалось что-то поскромнее и подешевле.
На фото: Jawa 175cc Villiers
Младший брат
В 1932 году увидел свет Jawa 175cc Villiers – мотоцикл со 175-кубовым двигателем мощностью пять с половиной лошадиных сил. Компактный, весьма элегантный и недорогой — 4650 крон, в три раза дешевле старшего 500-кубового брата, да и доступнее, чем другие мотоциклы того же класса.
Двигатель на нем был применен двухтактный, в бак нужно было заливать смесь бензина с маслом в пропорции 25:1. Привод заднего колеса стал цепным, а вот конструкция коробки передач особых изменений не претерпела – трехступенчатый агрегат с большим рычагом, изготовленный в едином блоке с двигателем. Ни о какой коляске и речи быть не могло, зато все необходимое было.
Магнетогенератор английского производства мощностью 15 ватт был встроен в маховик. Двигатель сам тоже был английским. Впрочем, как почти весь мотоцикл, ведь основные детали закупались на Туманном Альбионе у фирмы Villiers Engineering. Лишь в 1934-м году завод Jawa приобрел лицензию и сам начал производить двигатели, коробки передач, цепи, карбюраторы.
Объемы производства позволяли пойти на такой шаг – мотоцикл раскупали на ура! «Самый лучший мотоцикл за самые малые деньги» — гласил рекламный слоган. Прогресс не стоял на месте – модель Villiers постоянно, чаще чем раз в год, совершенствовалась, обретала все большую популярность.
В 1938 году на выставке в Праге организаторы предлагали посетителям совершить пробную поездку. Это оказалось настолько удачным рекламным ходом, что спрос на мотоциклы взлетел в мгновение ока, а на заводе было принято решение изготовить ограниченную серию из 50 мотоциклов с дублирующим управлением для обучения начинающих мотоциклистов. Это еще больше подхлестнуло спрос на малышку Villiers, ею заинтересовались журналисты и всеми возможными в те времена способами разнесли вести о диковинной «учебной» конструкции, заодно разрекламировав и сам мотоцикл, какой он есть серийный.
Villiers выпускался вплоть до Второй Мировой войны, еще несколько сотен мотоциклов выпустили в 1946 году, снятия нацистской оккупации Чехословакии, и в общей сложности он разошелся тиражом 27535 экземпляров. 175-кубовик оказался столь удачной разработкой, что практически вытеснил с поля всех прочих игроков: если в начале тридцатых годов импорт мототехники в Чехословакию составлял 90%, то к концу десятилетия все перевернулось с ног на голову – подавляющее большинство новых мотоциклов были отечественными, на иномарки приходилось менее десяти процентов рынка. Вместе с Villiers завод Янечека в тридцатых годах выпускал еще несколько моделей, но они были не столь популярны.
Новый старший брат
К 1934-ому году фабрика готовила новую модель с 350-кубовым двигателем, которая должна была встать между снятой к тому времени с производства громоздкой «пятисоткой» и маленьким Виллиерсом. Прототип, представленный на автомотосалоне 1934 года соответствовал моде и прогрессу тех лет. Фирменные черты, такие как сдвоенная рама в форме треугольников, каплевидный топливный бак и конечно же, красный цвет, стали уже доброй традицией марки Jawa.
Из новшеств появился электрический стартер-генератор и коробка передач, которая не соединялась, как прежде, с двигателем в едином блоке, а была отнесена назад, к оси заднего колеса. Крутящий момент передавался к ней от двигателя посредством вала — такую компоновку называют transaxle.
Но революционность модели обуславливала и обратную сторону медали –высокую цену, а каков спрос на дорогие мотоциклы Янечек уже знал на примере Jawa 500 cc. Поэтому в серию «триста пятидесятая» пошла в гораздо более простом исполнении. Четырехступенчатую коробку передач «вернули на место», причем управлять ею с помощью хитрого рычага можно было как рукой, так и ногой, а заднее ведущее колесо приводилось обычной цепью.
На фото: Jawa 350 OHV
Получился простой, но быстрый и неприхотливый мотоцикл. Цена в 6950 крон казалась вполне приемлемой для народа, а динамика 12-сильной машины позволяла и в соревнованиях участвовать. Модель быстро облюбовали поклонники быстрой езды и спортсмены, и в том же 1934 году фабрика подготовила гоночную версию мотоцикла для профессиональных соревнований – на таких чехословацкие мотогонщики Витвер и Дусил привезли к финишу шестидневных гонок в Германии каждый по золотой медали. Так становилась история марки Jawa в мотоспорте.
Впрочем, в гражданской версии Jawa 350 не снискала особой популярности – за три года было выпущено всего две с половиной тысячи экземпляров. Спортивное направление марки развивалось активно – команда Франтишека Янечека вкусила радость побед. Созданная в 1935-м году модель 350OHV не слишком сильно отличалась от простой «триста пятидесятки». Более мощный (15 л.с.) двигатель с увеличенной с 5:1 до 6:1 степенью сжатия, коробка передач с алюминиевым картером, широкие колеса – все это подняло цену на две тысячи крон, почти на треть.
Для покупателей это вовсе не стало помехой. Через два года свет увидела люксовая версия Special с богатой хромированной отделкой, иной фарой и спидометром с подсветкой. За такую просили еще на 500 крон больше. Таким образом, в 1935-ом году модельный ряд Jawa был представлен двумя моделями с двигателями 350 куб. см в трех версиях, младшей моделью Villiers с двигателем 175 «кубиков» и автомобилем.
Да-да, мало кому известно о существовании четырехколесных Jawa! Впрочем, машина не была плодом трудов чехословацких инженеров, а представляла собой лицензионную копию довоенного DKW. Позже были попытки создавать другие автомобили схожей конструкции, но выяснилось, что делать мотоциклы получается гораздо лучше.
Как легендарный мотоцикл «Ява» пытается вернуть былую популярность
В СССР мотоциклы Jawa («Ява») были самыми популярными и востребованными в стране — о «Яве» мечтал каждый советский подросток.
История чехословацкой фирмы Jawa началась в 1929 году. После войны завод выиграл тендер и начал поставлять в СССР по 100 тысяч мотоциклов в год.
В 1964 году была выпущена миллионная «Ява», в 1976 году — двухмиллионная, а в 80-х годах количество достигло трех миллионов экземпляров. Самой модной моделью в СССР была «Ява-638», которую начали выпускать в 1984 году.
В 1986 году появилась Ява 350-638-00 , за характерную форму задней части называли «Пенал», из-за заднего спойлера — «Банан» или «Белка». В 1989 году свет увидела Ява 350-638 с индексом 1-03, которая получила народное название «Люкс», «Супер» и «Обрубок». Она отличалась выпускными трубами большей длины.
В 90-е слава завода угасла, а производство значительно упало. Но в последние годы ситуация изменилась — новые мотоциклы стали появляться с завидной регулярностью.
Так, весной этого года компания выпустила два новых байка — Jawa 350 OHC и Jawa 660. Ожидается, что Jawa 350 станет главной моделью для экспорта во многие европейские страны — его экологические показатели теперь отвечают всем принятым нормам. Раньше же основным рынком для чехов была Латинская Америка.
Jawa 350 имеет четырехтактный 27,7-сильный двигатель, объем которого равен 397 кубических сантиметров.
Внешне новая Jawa 350 отчасти напоминает классическую «Яву» с таким же цифровым индексом: в первую очередь фирменными хромированными боками и боковыми накладками. Но в дизайне произошли и изменения. Так, например, колеса байка не похожи на те, что все время устанавливались на мотоциклах Jawa.
Модель соответствует стандарту экологии Евро-4 и развивает скорость 130 км/ч. Цена — 3870 долларов.
А вот Jawa 660 стала обновленной версией Jawa 660 Sportard 2014 года выпуска. На байке установлен четырехтактный одноцилиндровый двигатель Minarelli. Его мощность достигает 49 лошадиных сил, максимальная скорость — 165 километров в час. За Jawa Vintage просят свыше 4000 долларов.
Сейчас Jawa можно купить и в России. Самая доступная Jawa 350 Premier с двухцилиндровым двухтактным двигателем мощностью 23 л.с. оценивается в 230 тысяч рублей, а за топовую модель Jawa 660 Sportard с мотором итальянской фирмы Minarelli (49 «лошадок») нужно отдать 540 тысяч рублей.
Чехи не исключают, что их мотоциклы появятся и в далекой Индии, так как в прошлом году индийская компания Mahindra купила торговую марку Jawa. Хочется надеяться, что некогда популярная марка в будущем заставит говорить о себе все чаще.