Как водитель поставил на место краснодарских дпсников
Перейти к содержимому

Как водитель поставил на место краснодарских дпсников

  • автор:

Завершено дело судьи из Краснодара, сбившего велосипедиста и сбежавшего с места ДТП

Главное следственное управление СК РФ передало для утверждения прокурору уголовное дело в отношении теперь уже бывшего судьи Краснодарского краевого суда Юрия Захарчевского. Весной 2020 года представитель кубанской Фемиды, сбив велосипедиста, сбежал с места ЧП. От полученных травм молодой человек умер в больнице. Возбужденное после этого дело двигалось крайне медленно, пока его не предали огласке, в том числе на страницах «РГ».

Даже на фото камеры наблюдения видно и вмятины, и разбитую фару автомобиля, и самого судью Юрия Захарчевского.

Даже на фото камеры наблюдения видно и вмятины, и разбитую фару автомобиля, и самого судью Юрия Захарчевского. / Из семейного архива Юхановых

За прошедшие 2,5 года мы несколько раз писали об этой истории. Просто оглушительный резонанс вызвали в свое время две первые публикации (см. «Аварии не заметил», «РГ» от 10.12.2020 года и «Машина-убийца — спецтранспорт судьи?», «РГ» — Неделя от 18.12.20 года). Напомним, о чем там шла речь. Вечером 7 апреля у 29-летнего жителя Краснодара Данила Юханова разболелся зуб. Он сел на велосипед и поехал в ближайшую аптеку за лекарством. На повороте в него врезался внедорожник Toyota Land Cruiser. Момент ДТП сняли видеокамеры, и на кадрах видно, как автомобиль даже не притормозил, сбив человека.

Остановился он через несколько кварталов у магазина, где к водителю подъехал патруль ДПС, попросив предъявить документы. И он предъявил — судейское удостоверение, спасшее от медосвидетельствования и дальнейших вопросов. В деле есть красноречивая фотография: внедорожник с разбитой после наезда фарой и сидящий за рулем седовласый мужчина. Здесь же — рапорт старшего инспектора группы по розыску ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Краснодарскому краю. Цитирую: «07.04.2020 года в Карасунском округе города Краснодара имело место дорожно-транспортное происшествие, где водитель Захарчевский Ю.В., управляя автомобилем марки Toyota Land Cruiser 200, допустил наезд на велосипедиста Юханова Д.В. После чего водитель место происшествия оставил».

Вместо честного признания судья начал, мягко скажем, выкручиваться, ссылаясь на плохое самочувствие. Как указано в протоколе опроса, у него были «затуманенные глаза и память»

Дальше майор полиции в своем рапорте уточняет: «В связи с тем, что в действиях водителя Захарчевского Ю.В. усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 264 УК РФ, прошу направить материал в СУ СК по Краснодарскому краю, так как гражданин Захарчевский Юрий Витальевич имеет удостоверение действующего судьи Краснодарского краевого суда». Материал направили. Но после этого в жизни Захарчевского ничего не изменилось. Тем более что сотрудник, которому была поручена доследственная проверка, дошел до судьи лишь 16 июня, то есть через два с лишним месяца после аварии. Посмотрев видеозапись ДТП, Захарчевский свой автомобиль узнал. А вот момент аварии, по его словам, якобы не запомнил. И вместо честного признания начал, мягко скажем, выкручиваться, ссылаясь на плохое самочувствие. Как указано в протоколе опроса, у него были «затуманенные глаза и память».

В то время за жизнь угодившего под судейские колеса велосипедиста краснодарские врачи боролись 4,5 месяца.

Он перенес четыре сложнейшие операции, однако в конце августа того же 2020 года умер от полученных травм. У Данилы Юханова остались беременная жена и четырехлетний сынишка, он никогда не увидит свою дочку, которую назвали Дарина. 18 декабря ей исполнится уже два года. По словам родных, малышка очень похожа на своего папу. Молодая семья жила на съемной квартире, но, лишившись кормильца (Юханов-строитель прилично зарабатывал), была вынуждена перебраться в общежитие — к родителям Юли, вдовы Данила. Там, в крошечной комнатке, сейчас все трое и обитают…

У Данила разболелся зуб. Он сел на велосипед и поехал в ближайшую аптеку. На повороте в него врезался судья на внедорожнике. Фото: Из семейного архива Юхановых

А судья Захарчевский прекрасно себя чувствовал. Уголовное дело по факту ДТП возбудили лишь через месяц после смерти потерпевшего и. спустя пять месяцев после наезда на человека. Оказывал ли судья или кто-то другой по его просьбе давление на полицейских, судить не берусь. Однако без загадочных, скажем, делодвижений не обошлось. Из краевого управления СК РФ материалы проверки вернули в отдел полиции Карасунского округа Краснодара, зафиксировавший факт ДТП. И тут в деле появляется… «автомобиль-убийца». Нет, это не моя фантазия. В постановлении полицейского следователя читаю, что поводом к возбуждению уголовного дела послужил рапорт инспектора ГИБДД, а основанием, обратите внимание, «наличие в действиях неустановленного лица состава преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 264 УК РФ». Причем сам судья Юрий Захарчевский фигурировал в деле в качестве свидетеля и продолжал вершить правосудие. А на работу он ездил за рулем все того же внедорожника, не опасаясь возможных «провалов в памяти». Вот так-то! Хотите верьте, хотите нет.

Данил забирает из роддома Юлю с первенцем Егоркой. А дочку Дарину ему не суждено было увидеть. Фото: Из семейного архива Юхановых

На возмущение в соцсетях краснодарцев и выступления СМИ никто во властных структурах края не обращал внимание. И только после того, как адвокат погибшего парня пожаловался на работу местных силовиков, по поручению Александра Бастрыкина резонансное дело передали в производство Главного следственного управления СК России. Расследование его продолжалось достаточно долго. Было проведено несколько экспертиз, собрана большая доказательная база. Так, согласно материалам проведенной автотехнической экспертизы, «водитель имел возможность затормозить, избежав наезда на велосипедиста». Оценили следователи и предоставленную адвокатом Захарчевского справку о наличии в крови потерпевшего 0,47 промилле алкоголя. Эксперт, которого они допросили, поставил под сомнение методику изъятия образцов крови у потерпевшего. Впрочем, состояние опьянения у потерпевшего не освобождает от уголовной ответственности виновника смертельной аварии, тем более если он скрылся с места ДТП.

С самим Юрием Захарчевским поговорить удалось только по телефону. В беседе с корреспондентом «РГ» он настаивал, что момента ДТП не помнит. При этом он, правда, заявил, что велосипедист двигался по встречной полосе. Но, спрашивается, откуда он мог это знать, если не помнит самого наезда?

Вопросов много, и ответы на них нашли сотрудники Главного следственного управления СК РФ. Основываясь на их материалах, Александр Бастрыкин пришел к выводу, что статус краснодарского судьи Юрия Захарчевского в деле должен измениться — со свидетеля на обвиняемого. Дать согласие на это он попросил Высшую квалификационную коллегию судей РФ. Ее решения Захарчевский ждать не стал и спешно уволился сам. Ход известный, ведь по закону неприкосновенными, то есть так называемыми спецсубъектами, считаются не только действующие судьи, но и те, что уже ушли в отставку. Однако существо дела это не меняло. Члены Высшей квалификационной коллегии судей РФ дали согласие на возбуждение уголовного дела в отношении Юрия Захарчевского. С тех пор его статус в уголовном деле — обвиняемый в совершении преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 4 ст. 264, ст. 125 УК РФ (нарушение правил дорожного движения, повлекшее смерть человека, если оно сопряжено с оставлением места его совершения, и оставление в опасности).

Но экс-судья не сдавался, обжаловал это решение в Верховном суде. Однако не добился результата. Тогда Юрий Захарчевский, несмотря, как он постоянно заявлял, на провалы памяти, попытался оспорить саму процедуру возбуждения уголовного дела в отношении судей. Он пожаловался в Конституционный суд на то, что уголовно-процессуальная норма, которая определяет порядок возбуждения дела против судей (п. 4 ч. 1 ст. 448 УПК РФ), нарушает его конституционные права. То есть он хотел добиться признания неконституционной нормы УПК РФ, регламентирующей процедуру возбуждения дела против судей. По его мнению, в работе Высшей квалификационной коллегии судей РФ при даче согласия на возбуждение дела должен участвовать Генпрокурор России.

Как ни старался Юрий Захарчевский выйти из воды сухим, он все-таки изменил обращение к себе «Ваша честь» на — «подсудимый»

Фокус не удался. КС РФ, рассмотрев его обращение, с этим не согласился и отказал бывшему ему в принятии жалобы. Так Юрий Захарчевский изменил обращение к себе «Ваша честь» на — «подсудимый».

— Пришлось приложить неимоверные усилия, чтобы доказать очевидное, — говорит адвокат потерпевших Алексей Иванов. — Нам пришлось преодолевать самозащиту системы правосудия — именно в этом была главная сложность дела. Но сам факт его направления в суд доказывает, что неприкасаемых не бывает. И это хорошо.

Справка «РГ»

Дело двенадцати судей

В этом году Следственный комитет РФ завершил расследование уголовных дел против 12 судей. В ведомстве подчеркнули — все эти дела коррупционной направленности. Но чтобы привлечь судью к любой ответственности — гражданской или уголовной, надо пройти непростой путь. Судьи не только в нашей стране, но и по всему миру, относятся к так называемой категории спецсубъектов, то есть людей, которых трогать можно, но очень осторожно, соблюдая специальный порядок. Именно поэтому между совершением преступления судьей и возбуждением против него уголовного дела может пройти много месяцев, а то и лет.

Итак, как можно наказать судью и за что?

С судьей, задержанным по подозрению в совершении преступления, например, драку или пьяное вождение, поступят не так, как с обычным человеком. Даже если судью, который напился и говорить толком не может, принудительно доставят в полицию, после установления его личности он «подлежит немедленному освобождению». Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом «в целях обеспечения безопасности других» . Но конкретно таких случаев в СК не припомнили.

Так, в прошлом году судья Арбитражного суда поругался дома с женой и отправился в бар. Дело было в Казани. Там судья разругался с охраной. Она вызвала полицию. Приехала Росгвардия и, чтобы успокоить дебошира, применила физическую силу и спецсредства — наручники . Но как только выяснили статус гражданина — его тут же отпустили. Судью, правда, не наказали, а лишь пожурили коллеги.

Районный судья в Тамбовской области много лет дружил с адвокатом. Когда-то они вместе работали. Защитник регулярно судился именно у своего друга. Оказалось, что адвокат часто обсуждает с судьей, кому что дадут по уголовным делам, и выясняет, как добиться смягчения ареста. Адвокат заранее выведывал у судьи решения по конкретным делам. И если мера пресечения ожидалась «мягкой», он предлагал своим доверителям «решить вопрос» за деньги. Судью лишили полномочий за конфликт интересов, но дела возбуждать не стали. Но чаще бывает по-другому.

Громкой была и просьба Александра Бастрыкина к ВККС о даче согласия на возбуждение уголовного дела против судьи райсуда Кемерова. Он уже был в отставке, но по-прежнему считался неприкосновенным. Его обвинили в мошенничестве. Выяснилось, что у одного из судей Центрального райсуда слушалось дело по обвинению в причинении смерти по неосторожности. Отставник был знаком с этим судьей и с зампредом районного суда. Поэтому, когда с отставником связался адвокат подсудимого, тот согласился помочь с переквалификацией совершенного преступления на более «мягкое» наказание. Бывший судья попросил за свои «услуги» 100 000 рублей.

Судью задержали, когда ему передавали деньги в машине. ВККС согласилась с просьбой Бастрыкина, начать расследование. Отставнику грозит до пяти лет колонии.

Другой судья из Иркутской области несколько лет возглавлял районный суд. СК утверждало, что у судьи-отставника был секс с несовершеннолетней. Коллеги согласились, чтобы ведомство Бастрыкина возбудило уголовное дело.

Судью из Челябинской области обвинили в совершении развратных действий в отношении своих племянниц. Внимание СКР на эту ситуацию обратила детский омбудсмен. Но судья успел убежать. Его объявили в межгосударственный розыск. А в СК завели дело.

Каждое из таких дел на судей тянется годами. Если судья совершил преступление, то без согласия коллег — Высшей квалификационной коллегии судей нельзя даже приступить к расследованию. И право попросить разрешение на расследование есть только лично у председателя СКР.

Полиция нашла водителя «Ауди», сбежавшего с места массового ДТП в Краснодаре

Полиция нашла водителя «Ауди», сбежавшего с места массового ДТП в Краснодаре

Место происшествия Фото: УМВД по г. Краснодару Место происшествия Фото: УМВД по г. Краснодару Установлена личность предполагаемого виновника аварии, в результате которой на улице Северной вечером 3 марта столкнулись шесть автомобилей.

Как сообщали «Кубанские новости», авария произошла около 23.30 3 марта на перекрестке улиц Северной и Октябрьской.

Предполагаемым виновником ДТП стал водитель «Ауди», который врезался в БМВ, после чего «Ауди» столкнулась с ВАЗ-21011, на которую пришелся основной удар. ВАЗ отбросило на «Тойоту» и «Форд». «Ауди» продолжила движение и столкнулась с «Киа».

В результате аварии пострадал 32-летний водитель ВАЗа. Его машина превратилась в груду железа.

— Виновник аварии скрылся с места ДТП, но был задержан по горячим следам, — рассказал «Кубанским новостям» Артем Коноваленко, официальный представитель УМВД РФ по г. Краснодару. — Им оказался 34-летний житель Усть-Лабинского района, который был оштрафован за отсутствие страховки. Выяснилось, что иномарку он приобрел у своего знакомого, но так и не поставил автомобиль на учет в ГИБДД.

4 марта Октябрьский районный суд Краснодара лишил водителя парв на 1 год.

Сейчас продолжается проведение проверки по факту самого ДТП, в результате которого были повреждены 5 автомобилей других его участников и один водитель получил различные травмы. Если эти травмы признают тяжелыми, то виновнику ДТП грозит уголовная ответственность вплоть до 2 лет лишения свободы.

Как сотрудники спецроты ДПС проверяют автомобилистов в Москве

У места дежурства инспекторы ДПС обнаружили брошенный подозрительный автомобиль. Стекла разбиты, в салоне — новый комплект летней резины. Владелец устанавливается Каждый автомобиль можно пробить по базе и проверить, не числится ли он в угоне Полицейские методично выбирают автомобили из потока. Особые подозрения вызывают те, которые пытаются перестроиться во второй ряд или притормаживают перед точкой работы спецподразделения Инспекторы ДПС проверяют автомобили сначала на предмет угона, а затем могут проверить водителя на наличие штрафов Большинство автомобилистов встречает полицейских спокойно и с улыбкой, успевают даже обсудить футбол или стоимость техобслуживания

Драка подозреваемого в перевозке наркотиков сразу с тремя нарядами полиции. Несколько молодых парней с подозрительными свертками в карманах и изъятый кастет в придачу. Всего за несколько часов обычного дежурства в Москве у спецроты ДПС набрался солидный улов. Корреспондент «Газеты.Ru» приняла участие сразу в трех задержаниях за несколько часов ночного патрулирования.

Сотрудники элитной спецроты ДПС, которые специализируются на криминальном направлении и ловят потенциальных уголовных преступников, выходят на дежурство вечером и заканчивают уже утром. Именно в ночное время на пустых улицах шанс выловить из редкого потока машин тех, кто скрывается от полиции, особенно велик. Разброс нарушителей по типам зависит от дня недели. В будни по ночам чаще катаются криминальные элементы и уголовники, включая угонщиков, а в выходные — клубная молодежь с наркотиками в кармане и нетрезвые водители, говорят полицейские. Корреспондент «Газеты.Ru» выехала на ночное дежурство вместе с сотрудниками ДПС и выяснила, как они вычисляют и задерживают потенциальных преступников.

Дежурства там, где не отвертишься от проверки

Проводятся дежурства каждый день. Один из вариантов — выборочная проверка водителей и их автомобилей. Организуется просто: два-три наряда спецроты ДПС паркуют автомобили у дороги в таком месте, где поток движется в одном направлении и нет возможности свернуть, завидев полицию. Направление должно быть нагруженным — например, вести из Москвы в область. Первой нашей точкой стало именно такое место у метро «Тульская» прямо под эстакадой ТТК – Загородное шоссе. Тут собираются сразу три экипажа по два человека и начинают методично один за другим останавливать приглянувшиеся автомобили. Мне компанию составляют командир взвода майор полиции Александр Бурский и инспектор ДПС старший лейтенант Лев Андреев. Обоим лет 30–35, подтянутые и с чувством юмора.

Останавливают стражи правопорядка не всех подряд, а отталкиваясь от полученных ориентировок по угонам и поведению самих водителей. Под взмах жезла попадают и дорогие иномарки, и ржавые микроавтобусы.

03 марта 13:40

Вот инспекторы проверяют документы у водителей Porsche Cayenne и BMW6, а рядом — старенькое желтое такси. Большинство водителей реагируют спокойно, показывают документы, открывают багажники, интересуются, что за рейд. Вот водитель на отечественной легковушке занервничал и попытался спрятаться за попуткой во втором ряду. На его пути сразу возникает инспектор, проверяет документы, просит показать содержимое карманов, но все чисто. Тут мы замечаем, что белый Nissan притормозил прямо за несколько десятков метров перед постом и засветил «аварийкой». Инспекторы быстрым шагом подходят к машине. Оказалось, что девушка успела быстро усадить ребенка в детское кресло, а дэпээсникам сказала, что искала ключи от квартиры.

Новый улов — тюнингованный Mercedes синего цвета. Двое горячих молодых людей пытаются шутить с инспекторами, но так просто они не отделаются.

Под включенную видеокамеру их спрашивают о наличии запрещенных веществ или оружия. При отрицательном ответе их просят выложить содержимое карманов на капот.

При осмотре машины полицейские находят небольшой нож. Ребята опять отшучиваются, мол, мы сами добрые люди, не гоняем, не нарушаем, просто весна — сезон для тюнинга. А нож — подарочный, ручной работы. С предупреждением не возить при себе такие вещи их отпускают. А вот другому водителю, который возил при себе кастет, с ним пришлось расстаться.

Угоны и поколение пепси

Интересуюсь у служащих спецроты, появились ли у них особые распоряжения по проверке потенциально «гоночных» автомобилей после нескольких громких историй со стритрейсерами в столице. Говорят, что такого нет и работа проходит в штатном порядке. «Конечно, поколение пепси, которым папа купил машину, а мозг забыл, сейчас ездит по дорогам, без этого никуда, — говорит один из инспекторов. — Но мы больше завязаны на уголовные дела, связанные с оружием и угонами. Вот только сейчас задержали целую банду — они специализировались на Lada Priora. Да, не смейтесь: доход это хороший. Угнать их можно быстро и легко. Пусть и продать тысяч за пятьдесят за штуку, но зато в каких объемах!

У нас ведь в Москве что угоняют больше всего? Kia Rio, Hyundai Solaris и Lada Priora.

На днях, правда, удалось задержать угонщика, который работал по Land Rover. Теперь это будет его четвертая ходка. Но делать он больше ничего не умеет и не хочет. Пока был на свободе, купил машину и квартиру. Говорит, что воровал и будет воровать дальше, как выйдет».

Проходит около двух часов, и кажется, что под гребенку попадают уже все. Для проверки тормозят маленький Fiat 500 с аккуратной блондинкой за рулем. Я удивляюсь: а в ней-то чего подозрительного? Оказывается, как рассказывают полицейские,

некоторые молодые люди любят делать своим девушкам необычные «подарки» и заказывают поддельные права.

При этом обладательница такого «дара» остается в неведении до первой проверки. «Поддельный документ мы уже определяем даже не на ощупь, просто чувствуем, и все тут, — говорит инспектор. — Сейчас подделывать стали мастерски, но, когда у тебя за день проходит через руки сотня таких водительских прав, ненастоящие уже начинают «гореть в руке». А размер автомобиля не так уже и важен: и на маленьком Daewoo Matiz, и на «каблучке» можно перевезти опасный груз, включая оружие».

Тем временем инспекторы окружают Ford Focus оранжевого цвета.

«Наш типаж. Ездят в таких совсем не библиотекари», — говорит мой спутник. И верно: в машине пятеро молодых парней в татуировках, дымят электронными сигаретами. Досматривают их долго, интересуются, есть ли ножи или другое оружие. Проверяется и сам автомобиль. Потом стражи правопорядка пробивают номера и наконец отпускают компанию: все в порядке.

16 ноября 11:01

«Навстречу водители идут, но не всегда, — рассказывает один инспекторов ДПС. — Например, любят поспорить приезжие, которые привыкли своей «подкованностью» строить сотрудников ГИБДД в своем регионе. Но стоит дать им грамотный ответ — они сразу же унимаются. Есть и принципиальные водители. Просишь их открыть багажник, они требуют понятных. А сейчас ведь разрешена и видеосъемка: включил телефон — и все. Бывает так, что настоишь на своем и находишь что-то подозрительное. А водитель просто надеялся, что с ним, таким упертым, не будут связываться.

В общем, работа сложная, надо постоянно держать себя в руках. А когда тебе 30-й человек за день пытается мотать нервы — это трудно».

Как изымают наркотики

Меняем дислокацию и переезжаем на дежурство в район Коломенского, где дислоцируются несколько других экипажей. Тут при проверке отечественной «девятки» внимание инспекторов привлекает молодой пассажир в шортах и с перевязанной после перелома ногой. Парень начинает нервничать, и выясняется, что при себе у него имеется сверток с подозрительным веществом, напоминающим гашиш. Чтобы он не смог «скинуть» находку, его наручниками приковывают к двери.

На место вызывается оперативно-следственная группа для проведения изъятия. Оказывается, что парня зовут Никита, ему 20 лет и он уже собирался уходить в армию, но неудачно сломал ногу. «Вы можете помочь, пожалуйста, я знаю, я дурак, — испугано говорит парень, обращаясь ко всем вокруг. — Я не себе вез, друг попросил забрать и привезти ему, я даже не знаю, как звали человека, у которого я забрал сверток. Я сам не употребляю».

Помочь ему могут разве что сигаретой. И советом: перевозка наркотиков считается более серьезным преступлением, нежели хранение или употребление. Но новички пытаются оправдать себя именно таким образом, только ухудшая свое положение.

Во время беседы раздается громкий крик и ругательства из другого остановленного автомобиля — белой Mazda6 без номеров.

Крепкий высокий мужчина вываливается с пассажирского сиденья и неожиданно набрасывается на сотрудников ДПС с кулаками.

Те пытаются усмирить дебошира, но даже шестерым-семерым полицейским оказывается на так просто удержать мускулистого дебошира. Тот продолжает истошно кричать и требовать, чтобы его отпустили.

«Он пытается съесть сверток, держите его», — кричат полицейские на всю улицу.

Ор, хрипы, мат, появляются наручники, которыми мужчину сковывают по рукам и ногам и оставляют лежать на асфальте до приезда экспертов. «Мужик, лежи спокойно! — кричат разгоряченные полицейские. — Ты вон жезл даже сломал!» Водитель «Мазды» пытается помочь, но его гонят прочь.

«Да я расслаблен, лежу! Я нормальный, не сопротивляюсь больше, — кричит мужчина, с трудом выговаривая слова.

— Я думал, вы меня будете бить, поэтому сопротивлялся. Я больше пить не буду, обещаю!»

Теперь специалистам придется производить два изъятия: подозрительный сверток внушительного размера задержанному съесть не удалось.

Успокоившись, мужчина по имени Алексей рассказывает, что ему 32 года, он из Краснодара, а в Москву приехал за машиной, которую, собственно, и купил.

04 сентября 23:05

«Я бизнесмен, четыре месяца назад у меня родился ребенок, — говорит он, — а сверток везу брату». В итоге все это он и рассказал прибывшим оперативникам, которые изъяли три внушительных куска спрессованного вещества и горсть таблеток, завернутых в десятиевровую купюру». Уже в стороне задержавшие его полицейские расстроенно вздыхают. «У мужика фирма, ребенок, а он занимается такими делами, — говорит немного помятый после потасовки дэпээсник. — И давай еще все это оперативной группе рассказывать, что занимался перевозкой наркотиков. Собирался с этим проехать через всю Россию. Сейчас его «закроют» и что будет делать жена?»

У клубов дежурить бесполезно

Финальная точка — снова у метро «Тульская». Патруль задержал там двух молодых людей при досмотре автомобиля такси, и мы едем проконтролировать ситуацию. По пути на место полицейские пробивают по базе номера автомобилей, которые движутся с ними в потоке. Доехав, видим двоих бледных, как полотно, подростков.

У одного в кармане таблетки, предположительно экстази. «Я нашел на улице, на Рязанском проспекте, — говорит 20-летний задержанный Иван. — Было интересно». Теперь всех подозреваемых повезут в участок на оформление, где служащие спецроты и продолжат свою работу. Тем временем наступает глубокая ночь, и я прощаюсь с экипажем.

Подписывайтесь на «Газету.Ru» в Новостях, Дзен и Telegram.
Мы сообщаем главное и находим для вас интересное.

15 суток за летнюю резину. В каких случаях автовладельцу грозит арест

Меньше месяца осталось до начала календарной зимы — это означает вступление в силу новых штрафных мер для автомобилистов. Теперь использование шипованных шин летом, а летних зимой может даже привести нарушителя в полицейский «обезьянник» на классические 15 суток административного ареста.

Иван Шилов

Обновленные нормы, определённые майским постановлением правительства, касаются десятков миллионов россиян: на начало текущего года число зарегистрированных автомобилей составляло 53,8 млн.

Сейчас максимальный штраф за летнюю резину зимой 500 рублей, замечает автоэксперт, член общественного совета при ГУ МВД по Москве Пётр Шкуматов. В первый раз попался водитель, во второй или в десятый, значения не имеет, ответственность одинаковая.

Однако автоинспекторы нашли выход и знают, как «проучить» злостных ненавистников шиномонтажа.

Они применяют понятие неисправности транспортного средства, к которым относится и использование неподходящей резины. «Если инспектор вынес письменное предписание на бланке с требованием устранить неисправность, допустим, в течение семи дней, то водитель обязан это сделать, — поясняет эксперт. — Не делает — «попадает» по статье 19.3 за неисполнение законного требования сотрудника полиции».

При этом выбор конкретного наказания, включая максимально строгое (тот самый арест на 15 суток), всегда остаётся за инспектором.

«Собственно, так и с тонировкой происходит, — разъясняет Шкуматов. — Обычно человеку, если он не понял с первого, второго, третьего раза, выписывают предписание. Жёсткого требования наказать его строже не существует».

Однако и такой подход на практике доказал свою эффективность, уточняет эксперт: «Если инспектор останавливает машину и видит, что она с летней резиной, а владелец уже три штрафа схватил, то с очень высокой вероятностью будет предписание об устранении». Если же при наличии предписания автовладелец в очередной раз будет остановлен на «летней» резине, он вполне может получить 15 суток ареста.

Глава Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев полагает, что в реальности с 1 декабря инспекторы ДПС, задерживая нарушителей на зимней резине, будут ограничиваться штрафом: «Такие формы наказания, как арест и обязательные работы, могут применяться в очень разных случаях, не только за «летнюю» резину зимой. Например, если человек ведёт себя не совсем адекватно. То есть эта норма не привязана именно к ненадлежащему исполнению ПДД, а в ней самой ничего нового нет».

Эксперты обращают внимание, что упомянутое постановление правительства вступило в силу с 1 сентября 2023 года. Однако в документе чётко определён зимний период — декабрь, январь и февраль. Соответственно, и наказание за неисполнение требований постановления, касающихся зимних месяцев, возможно лишь с 1 декабря текущего года, вопреки распространяемой информации о том, что новые санкции уже применяются с 1 ноября.

Строго по расписанию

Канаев замечает, что, например, в Краснодаре, расположенном более чем за тысячу километров к югу от Москвы, ночная температура даже сейчас достигает +15 градусов, то есть смысла менять резину на зимнюю нет.

«Саму норму мы долго обсуждали, и она в принципе нужна как профилактическая, — говорит Канаев. — Просто людей нужно немножко дисциплинировать, потому что много аварий происходит, люди беспечно ведут себя, ездят зимой на летней резине».

Есть и другая серьезная проблема: деньги на ремонт дорог. Шипованная резина летом, когда сильно размягчается асфальт, делает колею, и ремонтировать дороги из-за этого приходится чаще.

При этом опыт российской столицы, по мнению Канаева, очень показателен.

Колейность дорожного покрытия в Москве, по его наблюдениям, становится заметной уже к весне, а к осени во многих местах появляется чётко выраженная колея: «Мягкий летний асфальт очень сильно подвергается износу. Например, в США, где в среднем заметно теплее, чем в России, устали с этим бороться. И они делают в основном бетонное покрытие. Но это, конечно, дорого. Чтобы в России так сделать, с учётом нашей географии, надо потратить несколько десятилетий».

Глава ФАР полагает, что следовало бы предоставить возможность регионам самостоятельно определять оптимальные сроки начала «зимних» и «летних» автомобильных периодов. При этом для соблюдения справедливости штрафовать можно только автомобили на «родных» региональных номерах.

Доля транзитного трафика (приезжающих и уезжающих автомобилей) в принципе невелика — около 3% в среднем по стране. Такое число машин не может нанести серьезный ущерб. «Поэтому мы были за то, чтобы в каждом регионе — в Якутии, Краснодаре, Мурманске, Московской области и так далее — была своя градация. Можно ввести какую-то особую зону в Москве», — говорит Канаев.

Но, с другой стороны, «представьте себе, вы в октябре–ноябре выезжаете, допустим, из Краснодара, где зимняя резина требуется с 1 декабря, в Москву, где норма вступает в силу с 1 октября. Ясно, что только единые требования исключат возможные сложности», уточняет детали Шкуматов.

В условиях, когда подобные единые требования к сезону были признаны необходимыми, 1 декабря, по мнению обоих экспертов, является вполне подходящей датой начала «автомобильной» зимы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *