С 1 ноября 2020 года бумажные ПТС на ввозимые в Российскую Федерацию автомобили выдаваться не будут
Сообщается, что с 1 ноября 2020 года паспорта транспортных средств (ПТС) на импортируемые в РФ автомобили будут оформляться в электронном виде.
ФТС России и АО «Электронный паспорт» заключили соглашение об информационном взаимодействии, в рамках которого была успешно апробирована технология передачи сведений о выпуске транспортных средств в свободное обращение, а также об уплате утилизационного сбора.
Таможенные органы ограничиваются только совершением операций, связанных с выпуском транспортного средства в свободное обращение, уплатой утилизационного сбора и передачей сведений в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов.
Сведения об организациях, включенных в Единый реестр с предоставленными Минпромторгом России полномочиями на оформление электронных ПТС, размещены на сайте Минпромторга России.
Собственники, имеющие автомобили с бумажным ПТС, смогут продолжать пользоваться этим документом. Одновременно лица вправе обратиться в АО «Электронный паспорт» и заменить имеющийся ПТС на бумажном носителе на ПТС в электронном виде. При этом бумажный ПТС будет признан аннулированным.
Подробную информацию можно узнать на сайте Системы электронных паспортов.
Электронный ПТС: как это работает
Внедрением ЭПТС занимается компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре Госкорпорации Ростех. О том, что такое электронный ПТС, какие преимущества он обеспечивает и как его оформить – в нашем материале.
Новый стандарт ПТС
Бумажный паспорт транспортного средства (ПТС) в своем нынешнем виде, к которому мы привыкли, появился в 1993 году. До этого единственным документом на автомобиль был техпаспорт, который включал не только основную информацию о машине, но и регистрационные данные, а также отметки о техосмотре. Если, к примеру, машину угнали вместе с техпаспортом, автовладелец оставался без каких-либо документов на автомобиль. В связи с этим и появился новый стандарт, согласно которому каждый автовладелец получал три документа: паспорт транспортного средства (ПТС), который можно не возить с собой, свидетельство о регистрации и талон техосмотра.
Со временем ПТС оброс множеством дополнений и сегодня, помимо основной информации об автомобиле, его владельце и регистрационных данных, может рассказать об изменениях в конструкции машины, значительных повреждениях после аварий, уплате утилизационного сбора и так далее. Все это уже довольно сложно уместить на бумажном носителе формата А4.
Еще одним стимулом создания нового стандарта ПТС стало образование Евразийского экономического союза: новый паспорт должен стать единым в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении. Соответствующее соглашение было подписано в 2014 году. Разработчиком и оператором назначена компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре Госкорпорации Ростех.
Обязательного обмена бумажного ПТС на его электронный вариант не предусмотрено – автовладельцы, имеющие автомобили с бумажными паспортами, смогут продолжать ими пользоваться. Переходный период действует до 1 ноября 2019 года, после чего бумажные ПТС на новые транспортные средства выдаваться не будут.
«В настоящее время в ходе оформления ЭПТС на единичные транспортные средства завершается настройка необходимых интеграционных процессов, и вскоре производители и импортеры автомобилей планируют перейти к массовому оформлению ЭПТС», – прокомментировал гендиректор АО «Электронный паспорт» Илья Минкин.
На сегодняшний день в России оформлено уже более 300 электронных паспортов транспортных средств. А на днях впервые на российском авторынке по полной логической схеме смены собственника реализован автомобиль с ЭПТС .
Для чего вводят электронные ПТС
По своей сути электронный ПТС представляет собой запись в базе данных, в которой содержится вся информация о транспортном средстве: технические данные машины, сведения об авариях, ремонтах и так далее. Эта информация в электронной системе хранится в течение всего времени эксплуатации автомобиля, постепенно обновляясь.
Таким образом, по сравнению со своим бумажным двойником электронный ПТС имеет очевидное преимущество – его невозможно потерять. Кроме того, наличие детальной информации о транспортном средстве позволит сделать более безопасным процесс продажи или покупки автомобиля.
Переход на ЭПТС позволит также сэкономить затраты на покупку бланков для паспортов, их транспортировку и хранение, утилизацию испорченных бланков, закупку и последующее содержание оргтехники. Все это, по оценке Минпромторга, составит достаточно внушительную сумму – не менее 1 млрд рублей в год.
Это не только позволит сэкономить средства, но и поможет в разрешении одной из ключевых российских и мировых экологических проблем – вырубки лесов. По оценке АО «Электронный паспорт», отказ от бумажных ПТС снизит объем требуемого древесного сырья на 1325 тонн, то есть ежегодно сохранит более 5 тыс. деревьев .
Как оформить и получить электронный ПТС
Оформление электронных паспортов транспортных средств началось с июля 2018 года. Напомним, что до 1 ноября 2019 года будет действовать переходный период, а затем оформление ПТС в бумажном виде на новые автомобили полностью прекратится.
Итак, получить ЭПТС можно будет в следующих случаях. Во-первых, при покупке нового автомобиля. Новые машины в автосалонах будут продаваться уже с ЭПТС, оформленным заводом-изготовителем. Во-вторых, при самостоятельном ввозе автомобиля через границу России. В этом случае нужно оформить электронный паспорт в соответствующих организациях, например в испытательных лабораториях, которые имеют разрешение Минпромторга РФ на проведение подобной деятельности.
И наконец, получить электронный паспорт можно при утере или порче бумажной версии ПТС либо по желанию автовладельца.
При этом автовладелец может получить на бумаге выписку из своего электронного паспорта, в которой указывается: VIN машины или шасси; название модели, марка и категория машины, а также цвет ее кузова; номера основных узлов – кузова, двигателя, шасси; год выпуска; техническая информация о силовом агрегате; экокласс машины; максимальная масса; регистрационная территория. Прочие сведения хранятся только в электронном виде.
Еще раз отметим, что переход на электронные паспорта не является обязательным для автовладельцев. Оба формата предполагается использовать наравне, и бумажные паспорта будут постепенно выходить из обращения.
События, связанные с этим
LADA XRAY Cross: открывая новые направления и дороги
История АВТОВАЗа: от «копейки» до Х-дизайна
Что такое электронный ПТС, зачем он нужен и как работает
Электронные ПТС в странах ЕАЭС были утверждены еще в 2015 году, реально появились в России в 2018 году, а с 1 ноября 2020 года все новые ПТС начали оформлять только в электронном виде. Однако «классические» бумажные паспорта остаются в обращении, и далеко не все автовладельцы имели дело с новым электронным документом. Давайте разберемся, что это такое, как посмотреть цифровой ПТС и какие у него преимущества и недостатки.
Что такое электронный ПТС?
Электронный ПТС (или ЭПТС) – это электронный документ, представляющий собой запись в базе данных, разработанной по государственному заказу. В России организацией работы системы ЭПТС занимается АО «Электронный паспорт», входящее в структуру Ростеха. Официальный портал «Системы электронных паспортов» доступен здесь. На электронные ПТС перешли все государства, входящие в ЕАЭС.
Как и бумажный ПТС, электронный имеет свой уникальный номер, состоящий из 15 цифр. В номер входят кодовые обозначения типа транспортного средства, на которое выдан паспорт, страны выдачи, основания выдачи паспорта и собственно порядкового обозначения паспорта.
Зачем нужны электронные ПТС?
Одна из самых очевидных причин перехода на ЭПТС – сокращение объема работы с бумажными документами для ГИБДД: бланки не нужно изготавливать, транспортировать, хранить, обрабатывать и утилизировать. Ну а вторая важная причина: электронный ПТС невозможно потерять и не нужно менять из-за того, что в нем кончилось место. Более того, помимо бесконечного места для смены собственников в ЭПТС гораздо больше пунктов, в которых указывается информация об автомобиле: их здесь больше ста. То есть, электронный ПТС содержит значительно больше информации об автомобиле, чем бумажный. А еще ЭПТС нельзя украсть или подделать, а также получить его дубликат для совершения мошеннических действий.
Помимо базовых данных об автомобиле, присваемых ему с самого начала, в ЭПТС можно вносить информацию о том, что происходит с автомобилем в ходе эксплуатации: обременениях, техосмотрах, техобслуживании, страховых полисах, ДТП, пробеге и так далее. При этом данные, вносимые в ЭПТС, нельзя удалить или отредактировать, что делает ЭПТС надежным источником информации об автомобиле.
Кто выдает ЭПТС?
Электронные ПТС могут оформлять только уполномоченные организации. В их число входят, например, производители новых автомобилей, а также таможенные органы и органы сертификации. Например, ЭПТС на новый автомобиль, произведенный в России, оформляет сам завод-изготовитель, а на автомобиль, ввезенный из-за рубежа – таможня или организация, выдающая ОТТС или СБКТС.
Кто может вносить изменения в ЭПТС?
В существующий ЭПТС могут вносить изменения не только собственники автомобиля, продающие и покупающие машину. Например, сведения о залоге кредитного автомобиля в ЭПТС вносит банк-кредитор, и только он же может внести данные о снятии обременения. А еще вносить свою информацию могут, например, страховщики, операторы техосмотра и сервисные центры.
Как посмотреть ЭПТС?
Электронный ПТС имеет два уровня доступа: полные данные может получить только собственник автомобиля, а другим лицам, которые хотят проверить данные об автомобиле, доступна выписка из ЭПТС. В обоих случаях для просмотра данных ЭПТС требуется регистрация на портале Системы электронных паспортов (СЭП). Подробные правила регистрации можно прочитать на портале, а здесь лишь уточним, что для нее обязательно нужна либо усиленная электронная подпись, либо подтвержденная учетная запись на портале Госуслуг.
Собственник может получить выписку, содержащую все данные об автомобиле. Полная инструкция по получению выписки тоже доступна на портале. Для собственника получение выписки бесплатно. Но если при поиске данных по VIN или номеру ЭПТС в личном кабинете не находятся данные, это означает, что собственник не был внесен в ЭПТС после покупки автомобиля.
Получение выписки для постороннего лица, заинтересованного в проверке автомобиля, описано в соответствующей инструкции. После регистрации на портале СЭП можно запросить выписку из ЭПТС по VIN-номеру автомобиля и номеру ЭПТС. Но здесь перед запросом выписки нужно пополнить баланс в системе: выписка по автомобилю для того, кто не является собственником, стоит 250 рублей. А данные об автомобиле будут представлены в ограниченном виде, хотя основные параметры проверки, такие как статус ЭПТС, наличие залогов, ограничений и другие проблемы, указанные в ЭПТС, разумеется, будут отражены в выписке.
Нужно ли менять бумажный ПТС на электронный?
Бумажные ПТС остаются действующими и полностью функциональными наравне с электронными, так что обязательства менять бумажный паспорт на электронный нет. И даже если бумажный ПТС был поврежден или утерян либо в нем кончилось место для внесения новых собственников, в ГИБДД по-прежнему можно получить бумажный дубликат. Бумажные ПТС больше не выдают на новые или импортируемые автомобили с ноября 2020 года, но на ранее зарегистрированные автомобили, изначально имеющие бумажный ПТС, это ограничение не распространяется. Получение ЭПТС вместо бумажного – это добровольная процедура.
Можно ли получить электронный ПТС на свою машину?
Собственник автомобиля вправе по собственному желанию поменять бумажный ПТС на электронный. Для этого ему нужно обратиться в одну из уполномоченных организаций, осуществляющих оформление электронных ПТС. Со списком таких организаций можно ознакомиться, например, в документе на сайте Минпромторга. Для получения ЭПТС потребуется бумажный ПТС и удостоверение личности владельца. Ждать обработки заявления не придется: электронный ПТС выдается сразу, в день обращения. Пошлина за выдачу ЭПТС составляет 600 рублей.
В чем минусы ЭПТС?
С преимуществами электронного ПТС мы разобрались: «безлимитность», огромный объем вносимой информации о машине, надежность хранения данных. Однако у ЭПТС есть и недостатки.
К первой группе минусов можно отнести риски непосредственно цифровой схемы. Например, это возможность банальных технических неполадок онлайн-сервиса, из-за которых можно не получить данные в нужный момент, а также необходимость обязательно иметь доступ в Интернет для получения данных. Ну а еще кто-то может переживать о хакерских атаках, перехвате электронных данных и других проблемах несанкционированного доступа к чужим данным.
Во второй группе минусов – уже не «мнимые», а вполне реальные и практические. Во-первых, это невозможность полноценно проверить автомобиль перед покупкой. Если взглянуть на пример выписки из ЭПТС, то можно увидеть, что, заплатив 250 рублей, клиент не получает данных об актуальном собственнике автомобиля и о числе собственников вообще. То есть, понять, продает автомобиль владелец или кто-то другой, невозможно. Ну а во-вторых, внесение данных о собственнике в ЭПТС – это добровольное действие. То есть, если новый владелец автомобиля после покупки не хочет вносить себя в ЭПТС, то это по закону о персональных данных его право.
Таким образом, автомобиль может перепродаваться сколько угодно раз без отметки о продаже. А инициировать процедуру внесения изменений в данные о собственнике может только действующий собственник машины. То есть, если очередной новый владелец захочет вписать себя в ЭПТС, ему придется найти того, кто вписан в качестве действующего владельца. Однако если покупать автомобиль у того, кто вписан в ЭПТС как действующий собственник, то он не вправе отказать новому владельцу в том, чтобы внести данные о смене владельца в ЭПТС.
С перипетиями «добровольно-принудительного» внесения изменений в данные о собственнике сталкивались, например, многие покупатели новых машин. После покупки они уезжали из салона, причем зачастую уже с номерами и страховкой, но при попытке получить данные из ЭПТС в личном кабинете СЭП обнаруживали, что не вписаны в него. Стоит понимать, что по закону ЭПТС не подтверждает право собственности на автомобиль и регистрацию в ГИБДД: право собственности подтверждает договор купли-продажи, а регистрацию в ГИБДД – свидетельство о регистрации транспортного средства. То есть, ЭПТС – это «дополнительный» документ, и если действующий собственник не вписан в него, это ничем ему не грозит. Однако тому, кто покупает машину с ЭПТС и хочет вписаться в него в качестве собственника, стоит помнить о необходимости сделать это сразу.
Электронный ПТС: как пользоваться и что с ним не так
За пять месяцев после отказа от бумажных ПТС в России выдали уже 2,2 млн электронных паспортов транспортного средства. Создатели системы говорят об удобстве электронного документа, невозможности его потерять и более быстром оформлении автомобиля при постановке на учет. Кроме того, ЭПТС — инструмент прозрачности сделки при последующей перепродаже машины.
Однако за первые месяцы работы системы обнаружились и сложности — например, собственников автомобилей часто не указывают в электронном документе. Мы поговорили об этом с управляющим директором АС «Система электронных паспортов» Борисом Ионовым, а заодно выяснили, что еще важно знать собственнику автомобиля с ЭПТС, кто может выдавать документы и что не так в целом с этой системой.
Какие данные содержатся в ЭПТС
По аналогии с бумажным ПТС в электронном аналоге содержится вся информация об автомобиле: его масса, мощность мотора, самые важные технические характеристики, VIN-номер, а также данные о пробеге. Однако в отличие от бумажного документа в ЭПТС также можно вносить сведения о прохождении техосмотра, информацию об ограничениях, наложенных на автомобиль, а также данные об изменении в конструкции.
Система подразумевает, что в ЭПТС можно будет увидеть данные о том, находится ли автомобиль в залоге у банков, а также информацию от судебных приставов и данные из ГИБДД о том, вносились ли изменения в конструкцию. Однако пока всей этой информации в ЭПТС еще нет.
«Судебные приставы пока не проявили интереса к работе системы. Они все еще не определили, какую пользу может принести работа с ЭПТС. Поэтому могу сказать, что сотрудничество с судебными приставами сейчас находится на зачаточном уровне. Что касается данных об изменениях в конструкции, то тут тоже не все пока получается. Есть технические сложности по доработке внутренней системы ГИБДД. Сейчас эту информацию добавляют фактически в ручном режиме», — объяснил управляющий директор АС «Система электронных паспортов» Борис Ионов.
Почему собственников не указывают
За время работы системы был обнаружен серьезный недочет. А точнее, неверное трактование постановления правительства некоторыми участниками процесса работы с ЭПТС. Это уже привело к большому количеству жалоб и вопросов от собственников автомобилей.
Дело в том, что согласно постановлению правительства об ЭПТС, данные о собственнике вносят в документ добровольно, то есть только с согласия на обработку персональных данных.
«Но некоторые производители и дилеры это интерпретируют по-другому. Они слово «добровольно» равняют со словом «необязательно», то есть не хотят вносить сведения о собственнике. И многие покупатели оказались в непростой ситуации, потому что не видят себя в электронном паспорте. Хотя, конечно, нет ничего сложного в том, чтобы получать всю информацию о данных из ЭПТС через личный кабинет», — уточнил Ионов.
По его словам, причины такого поведения дилеров в том, что они не хотят заниматься лишней работой, тратить дополнительное время на оформление и авторизацию собственников. Кроме того, направление, которое было выбрано для занесения собственников, — это авторизация через портал Госуслуг. И иногда дилер не может внести собственника, потому что у него нет аккаунта на Госуслугах.
Фото: Global Look Press
«Но чаще всего дилер просто ничего не говорит собственнику, и данные о нем в ЭПТС не попадают. Бывают такие случаи, что дилеры отказывают собственникам в просьбе внести информацию. Если дилер этого не сделал, то это могут сделать в МФЦ. Но и там пока не проявляют активности по работе с системой ЭПТС. В связи с этим мы уже отправили письмо в Минпромторг, чтобы предоставить уполномоченным организациям возможность также вносить сведения о собственнике, если дилер этого не сделал. Сейчас эти вопросы в проработке, они требуют вмешательства госорганов», — объяснил управляющий директор АС «Система электронных паспортов».
Как сейчас оформляют ЭПТС
Если автомобиль новый, то электронный паспорт на него заводит производитель автомобиля, которого и указывают в качестве собственника. После этого машину покупает дилер — информация об этом также появляется в ЭПТС. Далее, по задумке разработчиков, в системе должно появиться имя конечного покупателя, вносить его может дилер или МФЦ, но и те, и другие делают это не всегда. В ближайшее время, возможно, появится еще ряд уполномоченных на это организаций.
Если же новые машины, произведенные за границей, ввозят в Россию, то оформлением занимаются официальные импортеры, то есть российские представительства автомобильных марок. И, наконец, если автомобиль приобретен в другой стране в частном порядке, то оформить электронный ПТС может испытательная лаборатория. Такая схема покупки популярна на Дальнем Востоке с праворульными машинами. В первый же месяц отказа от бумажных бланков там произошел коллапс: в ГИБДД перестали принимать бумажные документы, и сотни автомобилистов были вынуждены срочно искать лаборатории.
«Большинство крупнейших автопроизводителей и многие импортеры сразу и без проблем перешли на ЭПТС. Единственные, кто затянул — это были автомобили, ввозимые в частном порядке. Поэтому были небольшие сложности с этим переходом во Владивостоке. Но на сегодня все уже урегулировано и оформляется в штатном режиме в лабораториях», — пояснил Борис Ионов.
Кроме того, по его словам, страны Таможенного союза пока не проявляют большой активности, чтобы полноценно работать с системой. «Коллеги из Беларуси активно подключились, остальные ведут работу в этом направлении, но пока еще не все гладко», — пожаловался Ионов.
Фото: Рольф
Сегодня схема ввоза автомобиля в Россию следующая: гражданин ввозит машину и сразу едет в испытательную лабораторию, где проводят оценку соответствия. Там же выдают свидетельство о соответствии конструкции всем требованиям безопасности. После этого лаборатория оформляет ЭПТС. Потом подаются документы в таможню и проходит процедура электронного декларирования, причем услугу можно получить удаленно. Таможенники проводят расчет платежей и утилизационного сбора, фиксируют оплату. Тогда ЭПТС получает статус действующего, после чего можно идти в ГИБДД и ставить машину на учет.
Проблемы с базой ГИБДД
Как объяснил управляющий директор АС «Система электронных паспортов» Борис Ионов, еще одна сложность связана с нестыковками ЭПТС и внутренней базы данных ГИБДД. По его словам, последнюю уже давно пора обновить, а сотрудников необходимо обучать работе с электронными паспортами, так как нередки ситуации, когда инспектор не может разобраться в системе или сомневается из-за каких-то сбоев и просто отказывает в регистрации, хотя с ЭПТС все в порядке.
«Опытный сотрудник разберется, а неопытный просто откажет. Бывает такое, что в выписке ЭПТС указана одна информация, а подтянулась в базу ГИБДД другая. Внутреннюю базу давно надо обновлять и нам пообещали, что все будет готово в мае. Сейчас происходит так, что даже если все правильно, но у сотрудников ГИБДД возникают сомнения, то им проще отказать, чем разбираться. Поэтому вывод такой: нужно направлять инспекторов на разъяснения, обучать», — объяснил Борис Ионов.
Несмотря на все недочеты работы системы, собственники, которые приобрели машины после 1 ноября, уже отметили удобство ЭПТС. В отличие от бумажного паспорта, электронный невозможно потерять, а также не надо делать дубликаты, что всегда вызывает сомнения при перепродаже. Также в электронный документ можно вносить подробную информацию, не боясь, что в нем закончится место. Сотрудники ГИБДД уже начали быстрее обрабатывать данные при регистрации. А при продаже автомобиля информация о новом собственнике вносится моментально, что автоматически избавляет продавца от штрафов за проданную машину.