Цены на авто начнут снижаться в 2024 году
2022 год принес геополитические потрясения, которые вылились в полномасштабные санкции, остановки производства и уход большинства западных брендов с российского рынка. В условиях дефицита и отсутствия комплектующих цены на автомобили просто взлетели. К концу лета 2022 года появилась впечатляющая статистика по росту цен: Lada Largus — +56,8%, Volkswagen Polo — +51,6%, Hyundai Solaris — +45,2, Hyundai Creta — +43,1%, Kia Rio — +41,4%. Меньше всех прибавила Lada Granta — всего 13,3% в упрощенной комплектации (без ABS и подушек безопасности). На вторичном рынке впереди оказались Toyota Land Cruiser — +20% и BMW Х3 — +14,1%. Самый существенный рост показали все авто не старше пяти лет. Машины старше показали рост около 8%. Китайские автомобили, которые будут пытаться заменить все ушедшие бренды, прибавили в цене от 30% до 50%.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Финансовый аналитик группы компаний CMS Станислав Бовт
На мой взгляд, в текущем году ситуация кардинальным образом не поменяется. Безусловно, отечественные производители и наши китайские партнеры будут увеличивать поставки авто, но слабеющий рубль по отношению к доллару и юаню не дает повода для оптимизма в отношении снижения цен. Цены уже не будут расти как в прошлом году, но потенциал в 12–15% уже есть — примерно настолько «похудел» рубль по отношению к доллару и юаню в этом году. Льготное кредитование может поддержать отечественного производителя, но средств в 5,1 млрд руб., выделенных на данную программу, я считаю, абсолютно недостаточно для поддержания цен. Что касается расширения параллельного импорта, который активно стали внедрять ряд крупных автодилеров, то он вряд ли повлияет на снижение цены: транспортировка подорожала в несколько раз. На мой взгляд, такая ситуация продлится еще полтора-два года, далее рынок стабилизируется, и в конце 2024-го цены начнут снижаться.
Станислав Бовт, финансовый аналитик группы компаний CMS
- «Деньги». Приложение №4 от 23.03.2023, стр. 45
«Скидок не ждите»: что будет с ценами на машины в 2023 году
За первое полугодие 2023 года курс рубля к доллару упал на 17,5%: в январе 1 доллар США стоил 67–70 руб., к августу его стоимость повысилась: по курсу ЦБ на 22 августа 2023 года доллар стоит 91,14 руб. При этом cпрос на легковые автомобили в 2023 году растет: согласно аналитической базе данных «Автоспектр», этот показатель вырос в 1,7 раза: в январе количество автомобилей, поставленных на учет, составляло 47 660, в июне — 81 059. Автомобильные дилеры и эксперты рассказали, что будет с ценами на машины в России и стоит ли ждать более подходящего времени для покупки машины.
Предпосылок для снижения цен на автомобили нет
В 2023 году предпосылок для снижения цен на новые и подержанные автомобили нет. Об этом заявил Autonews.ru генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» (в том числе специализируется на BAIC, Changan, EXEED, Chery) Андрей Терлюкевич.
«Снижение курса рубля и повышение утилизационного сбора уже негативно отразились на политике ценообразования автоконцернов, а к осени даже при укреплении рубля цены в прайс-лиcтах дилерских центров могут еще прибавить от 3 до 12%», — спрогнозировал эксперт.
Терлюкевич считает, что в 2023 году интерес россиян к новым автомобилям остается стабильным и не слишком отличается по месяцам из-за нехватки машин, поэтому уровень спроса по-прежнему превышает предложение в сегменте новых автомобилей.
«Предновогодних скидок в 2023 году не будет, как это было раньше. Ведь нет необходимости распродавать остатки текущего года и освободить место на складах для моделей следующего, так как количество ввозимых новых автомобилей в Россию существенно сократилось», — поделился участник рынка.
Заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ АВИЛОН (в частности, представляет марки BMW, Jetour, Kaiyi) Ренат Тюктеев предполагает, что в текущих условиях причин для снижения цен на рынке нет, и сомневается, что они появятся.
«В ближайшие месяцы автомобили продолжат дорожать. Основной рост мы увидим осенью. Он произойдет на фоне ситуации с курсом валют, а также утильсбора. Стоимость увеличится во всех сегментах рынка — то есть подорожает параллельный импорт, автомобили китайских и отечественных брендов. Отмечу, что скорость роста цен в данных сегментах будет разная. Быстрее подорожает параллельный импорт, более сдержанно — автомобили китайских брендов», — говорит Тюктеев.
Представитель компании отметил, что дилерский центр фиксирует повышенный спрос среди клиентов, и объяснил это желанием избежать покупки по более высокой цене.
«Динамика цен на новые автомобили в июле была достаточно сдержанной, в среднем они выросли на 70 тыс. руб. Затем с 1 августа цены повысились по ряду брендов в среднем от 120 тыс. до 600 тыс. руб. и выше. Соответственно, сезонности покупок автомобилей на рынке сейчас нет, данная тенденция не столь актуальна», — сказал Тюкеев.
Независимый автомобильный эксперт Сергей Бургазлиев также считает, что снижения цен ждать не стоит, поскольку спрос среди населения сохраняется, при этом логистика дорожает, а утилизационный сбор в очередной раз вырос.
Что происходит с подержанными автомобилями
В отличие от рынка новых автомобилей, где дилеры до сих пор говорят о превышении спроса над предложением, ситуация с подержанными машинами выглядит наоборот, рынок автомобилей с пробегом насыщен. На это указал руководитель группы по работе с ключевыми клиентами «Авито Авто» Владислав Иванов.
По данным «Авито Авто», в апреле—июне текущего года продажи на рынке автомобилей с пробегом выросли на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средняя цена подержанных машин, представленных на площадке, во втором квартале 2023 года увеличилась по сравнению с первым кварталом на 8,9% и достигла 599 тыс. руб.
«Одним из трендов, оказавших позитивное влияние на состояние рынка, стал ввоз автомобилей из-за границы. В параллельном импорте на рынке России преобладают предложения от дилеров: в мае 2023 года в сегменте автомобилей с пробегом они составили 33%», — рассказал Иванов.
Фото: alyans-auto.ru
Когда лучше покупать автомобиль — летом или осенью
Если раньше эксперты советовали покупать автомобили в летний, более спокойный период, то теперь фактор сезонности исчез. Об этом, в частности, говорит вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр.
«Если раньше можно было что-то прогнозировать касательно сезонности покупки, то сейчас никакого прогноза нет. Спрос на автомобили только стал восстанавливаться, в течение последних полутора лет мы наблюдали большой провал. Цены постоянно меняются из-за курса национальной валюты, к тому же пошлины и сборы только растут», — отметил он.
Владислав Иванов подтвердил, что понятие сезонности размылось. Так, по его словам, если раньше июнь—июль считались периодом снижения спроса, то в этом году, наоборот, наблюдается повышение интереса россиян к приобретению автомобиля в летние месяцы. Это, по его словам, связано в том числе с повышением утилизационного сбора с 1 августа 2023 года.
Фото: Автомир
Сергей Бургазлиев посоветовал не откладывать покупку, если приобретение планировалось уже давно. «Из-за разницы в курсах валют, повышения утилизационного сбора и возможного подорожания логистических потоков цены на машины к середине сентября точно подорожают, вопрос в том, на сколько», — сказал эксперт.
Такого же мнения придерживается и Ян Хайцеэр. «Если водителю нужен автомобиль, то лучше покупать его сейчас и не ждать никаких скидок, зависящих от сезона. Их не будет, — советует он. — Машины уже и так подорожали в цене из-за падения рубля, повысился утилизационный сбор. Из-за этого начался ажиотаж в приобретении автомобилей. Именно поэтому в июле наблюдался рост спроса — люди хотели успеть купить авто по более низким ценам».
Почему спрос на автомобили растет, несмотря на их подорожание
В России в июле 2023 года официальными дилерами было продано 52 832 автомобиля, говорится в отчете Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Это на 63% больше, чем за аналогичный период 2022 года, когда удалось реализовать только 32 412 машин.
При этом по итогам первых семи месяцев рынок остается в минусе. С начала 2023 года было продано 333 611 автомобилей, что на 9,6% меньше результатов первых семи месяцев 2022 года.
Такой рост, по мнению Бургазлиева, обусловлен также отложенным спросом, который перешел в текущий период с 2022 года, и новыми поставками моделей из Китая.
«В 2022 году китайский автопром не был готов к такому спросу с нашей стороны, в этом году уже все поставлено на поток. Многие европейские автомобили стали недоступны, поэтому сейчас внимание россиян приковано к китайским брендам — к примеру, Changan, Exeed, Geely, Cherry, Haval», — говорит автоэксперт.
Фото: Major Geely
Почему дорожают автомобили
С 1 августа 2023 года в России повысился утильсбор на ввозимые для перепродажи легковые, легкие коммерческие, грузовые автомобили и автобусы. Это коснулось как новых, так и подержанных машин. Данный параметр в среднем вырос в 1,7–3,7 раза. Эти изменения, по оценке опрошенных участников рынка, также значительно повлияли на рост цен — такие дополнительные расходы продавцы традиционно перекладывают на покупателей.
Например, для автомобилей в возрасте до трех лет с объемом двигателя 1–2 л коэффициент возрос с 8,92 до 15,03. Раньше величина утилизационного сбора была 178,4 тыс. руб., а с 1 августа она поднялась до 300,6 тыс. руб. Для подержанных машин с объемом мотора 1–2 литра утильсбор увеличился с 313,8 тыс. руб. до 528,8 тыс. руб.
Еще сложнее ситуация обстоит с автомобилями с ДВС большого объема. Так, для новых автомобилей с двигателями 2–3 л утильсбор возрос с 281,6 тыс. руб. до 844,8 тыс. руб. Для подержанных машин с такими же характеристиками он поднялся с 480,2 тыс. руб. до 1,279 млн руб.
По прогнозам специалистов ГК «АвтоСпецЦентр», повышение утильсбора в первую очередь окажет влияние на параллельный импорт автомобилей, объем двигателя которых превышает 2 л.
«Сейчас оформление автомобилей из-за рубежа зачастую осуществляется на физических, а не юридических лиц. До настоящего времени физлица платили льготный утильсбор в размере 3400 рублей. Однако с 1 августа согласно новым правилам такой сбор смогут уплачивать только те лица, которые оформляют не более одного авто в год и не продают автомобиль ранее чем через год», — отметили в компании.
Там добавили, что при этом объем двигателя импортируемого автомобиля не должен превышать 3 л. Во всех остальных случаях ввоз в страну автомобилей не будет облагаться льготным утилизационным сбором.
Согласно исследованию автодилера (имеется в распоряжении Autonews.ru), для некоторых моделей Hyndai, Mazda, Kia, Mitsubishi, Toyota повышение утильсбора будет означать увеличение стоимости автомобиля минимум на 20%. По этой причине в компании в скором времени ожидают падение спроса на отдельные модели этих марок. При этом в компании считают, что цены на отечественные и китайские автомобили останутся на прежнем уровне или вырастут несущественно. В то же время стоимость автомобилей премиум-сегмента, согласно исследованию, может вырасти на 1,231 млн руб.
Эксперты спрогнозировали рост цен на автомобили
В IV квартале текущего года на 10–20% подорожают как отечественные, так и официально импортируемые автомобили, считает генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич. Об этом он рассказал «Известиям» 18 сентября. При этом он отметил, что прогнозы по повышению стоимости машин во второй половине 2023 года, оправдались, однако ситуация на рынке остается стабильной. По его словам, пересмотр цен практически не сказался на динамике продаж. «В конце 2023 года уровень продаж во многом будет зависеть от внешних факторов. На 10–20% подорожают как отечественные, так и официально импортируемые автомобили. Любые новые потрясения могут сдерживать рост рынка, но текущий прогноз потенциального объема продаж — до 1 млн автомобилей за 2023 год. Это на 25% больше, чем в прошлом году», — уточнил Терлюкевич.
В свою очередь, генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский выразил мнение, что покупателей в настоящее время достаточно много. Также он рассказал, что по ряду моделей, которые стоят в фокусе контроля, рост цен уже составил 12–16%. Он добавил, что никто из производителей, дилеров не отказывался от скидок, акций и изменение цен никак не влияет на эти программы. «По тем маркам, кто импортировал автомобили или компоненты по новому курсу юаня, было наибольшее повышение цен. Те, кто сумел реализовать хеджирование юаня, смогли сохранить цены и даже сейчас еще могут их удерживать. В настоящее время ситуация с ценой определяется компетентностью финансовой службы импортера», — объяснил Ольховский. По его мнению, в сентябре и в октябре будут сделаны дополнительные шаги по изменению стоимости автомобилей. «Утильсбор, безусловно, уже применен к ценообразованию, но это не значит, что импортеры сразу его включили дополнительно в стоимость. Они отыграют новые издержки, но будут делать это так, чтобы влияние на продажи и доходность было наименее чувствительным», — заключил он.
Как поставить новый автомобиль на учет в 2023 году
Ранее, 5 сентября, аналитики «Автостата» сообщили, что по итогам августа на российском рынке было реализовано 109,7 тыс. новых автомобилей, что на 15% больше, чем в июле 2023 года, и в 2,6 раза больше показателя августа 2022-го.
Гонки по вертикали
Рост цен на автомобили за последний год достиг рекордных скоростей. Стоит ли в этом году ожидать дальнейшего повышения розничных цен на машины или в текущем году на авторынке наконец наступит долгожданная ценовая стабилизация, разбирались «Деньги».
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Bloomberg / Getty Images
Рост цен на российском автомобильном рынке за последний год напоминает динамику разгона мощных спорткаров. По официальным данным Росстата, в ушедшем году розничная цена автомобиля в России показала исторический рекорд: в среднем цены на новые и подержанные легковые машины в РФ подскочили на 24,33%. Это самый высокий показатель за десятилетие (с момента, когда Росстат начал вести подобную статистику).
Предыдущий рекорд был поставлен в «ковидном» 2021 году, когда в период пандемии средняя цена автомобиля, по данным Росстата, поднялась на 14,48%. Существенный скачок цен наблюдался и в 2015 году — тогда прежде всего из-за падения курса рубля цены на машины выросли на 12,49%. Но ушедший год сумел превзойти эти показатели. По данным Росстата, в 2022 году гораздо более существенно выросли цены на новые автомобили. Особенно подорожали новые машины иностранных брендов (как импортные, так и произведенные в РФ) — здесь динамика роста составила 39,11%. Впрочем, и традиционные российские марки (как Lada и УАЗ) подорожали на 29,65%. И понизить средние темпы роста цен позволило более скромное удорожание подержанных автомобилей — по данным Росстата, машины с пробегом за 2022 год подорожали на 6,75%.
Цены на авто начнут снижаться в 2024 году
2022 год принес геополитические потрясения, которые вылились в полномасштабные санкции, остановки производства и уход большинства западных брендов с российского рынка. В условиях дефицита и отсутствия комплектующих цены на автомобили просто взлетели. К концу лета 2022 года появилась впечатляющая статистика по росту цен: Lada Largus — +56,8%, Volkswagen Polo — +51,6%, Hyundai Solaris — +45,2, Hyundai Creta — +43,1%, Kia Rio — +41,4%. Меньше всех прибавила Lada Granta — всего 13,3% в упрощенной комплектации (без ABS и подушек безопасности). На вторичном рынке впереди оказались Toyota Land Cruiser — +20% и BMW Х3 — +14,1%. Самый существенный рост показали все авто не старше пяти лет. Машины старше показали рост около 8%. Китайские автомобили, которые будут пытаться заменить все ушедшие бренды, прибавили в цене от 30% до 50%.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Финансовый аналитик группы компаний CMS Станислав Бовт
На мой взгляд, в текущем году ситуация кардинальным образом не поменяется. Безусловно, отечественные производители и наши китайские партнеры будут увеличивать поставки авто, но слабеющий рубль по отношению к доллару и юаню не дает повода для оптимизма в отношении снижения цен. Цены уже не будут расти как в прошлом году, но потенциал в 12–15% уже есть — примерно настолько «похудел» рубль по отношению к доллару и юаню в этом году. Льготное кредитование может поддержать отечественного производителя, но средств в 5,1 млрд руб., выделенных на данную программу, я считаю, абсолютно недостаточно для поддержания цен. Что касается расширения параллельного импорта, который активно стали внедрять ряд крупных автодилеров, то он вряд ли повлияет на снижение цены: транспортировка подорожала в несколько раз. На мой взгляд, такая ситуация продлится еще полтора-два года, далее рынок стабилизируется, и в конце 2024-го цены начнут снижаться.
Станислав Бовт, финансовый аналитик группы компаний CMS
«Автомобильный рынок лихорадит третий год подряд,— сокрушается Станислав Бовт, финансовый аналитик группы компаний CMS.— Все началось в пандемию, когда останавливались автогиганты и заводы по производству электроники и компонентов. Но 2020 год не стал шоком для покупателей — цены выросли незначительно, примерно на 8–12%. В полной мере последствия ковида авторынок ощутил в 2021 году, цены на некоторые модели отечественного и импортного производства взлетели, прибавив от 20% до 40%, особой популярностью стали пользоваться машины с пробегом, а рост цен в этом сегменте достигал 50%. 2022 год принес новые геополитические потрясения, которые вылились в полномасштабные санкции, остановки производства и уход большинства брендов с российского рынка».
Цены вверх и вниз
По данным «Автостата», средняя цена нового автомобиля по итогам прошлого года составила почти 2,4 млн руб., что на 20% больше, чем годом ранее, и в 2,4 раза больше, чем в 2014 году, когда в среднем новое авто в России можно было приобрести за 1 млн руб. При этом цена на автомобили с пробегом возрастом до семи лет выросла по итогам 2022 года на 38%, до 2,1 млн руб., а более старые подержанные машины, возрастом более семи лет, подорожали за тот же период на 47%, до 1,1 млн руб.
Средняя цена популярных моделей новых авто в России* (тыс. руб.)
Выйти из полноэкранного режима
В текущем году рост цен на некоторые типы автомобилей продолжился. Например, по данным «Авито Авто», на вторичном рынке средняя цена подержанных машин Lada за январь—февраль 2023 года стала на 5,2% выше, чем в ноябре—декабре 2022 года. В то же время автомобили с пробегом марки Toyota прибавили в цене в среднем 6,4%, машины бренда Hyundai подорожали на 12,4%, на 9,3% — автомобили Kia с пробегом, на 6,2% — подержанные Volkswagen. В «Авито Авто» указывают, что, например, сейчас средняя цена на популярную модель Lada Granta составляет 539 тыс. руб., на Toyota Camry — 1,88 млн руб., а за Hyundai Solaris просят 825 тыс. руб.
Некоторые эксперты полагают, что постепенное насыщение авторынка уже начинает сдерживать цены. «В феврале наметилась интересная тенденция: параллельный импорт помог снизить цены на некоторые модели популярных «корейцев»»,— отмечает Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»). Благодарить, на ее взгляд, за это нужно тех авторитейлеров, которые расширили поставки моделей по параллельному импорту и увеличили конкуренцию за клиента. Поставки автомобилей по параллельному импорту, по ее наблюдениям, практически весь прошлый год носили в основном частный характер: машины, выставляемые в официальных салонах многих западных, японских и корейских марок, были чаще всего завезены на физических лиц. В текущем году ситуация постепенно меняется. Некоторые дилеры сумели отладить логистику, финансовые коридоры, увеличить партии завозимых автомобилей с полной уплатой НДС и, по сути, сами стали импортерами. У некоторых авторитейлеров партии поставляемых машин уже исчисляются сотнями.
Цены на авторынке были взвинчены ранее
На рынке новых авто ценники будут только расти, прежде всего на машины нового модельного года, поэтому затягивать с покупкой новой машины не стоит. Сэкономить сейчас получится разве что при покупке электромобиля в рамках госпрограммы льготного автокредитования. Можно надеяться на ее продление во второй половине года и на покупку машины с традиционным мотором с субсидией.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая
На мой взгляд, увеличение объемов параллельного импорта при относительно стабильном курсе рубля позволит постепенно, в перспективе трех-четырех месяцев, насытить определенные сегменты рынка. Авральное расширение сетей рядом марок из Поднебесной и борьба за долю рынка заставляет не только дилеров, но и импортеров биться за маржинальность каждой сделки. И наконец, расширение бизнеса таких марок, как Omoda и «Москвич», и появление новых игроков (Kaiyi и Jetour) также должно неизбежно повлиять на наполнение нашего рынка и стабилизацию цен.
Если же говорить о вторичном рынке, то тем, кому необходимо продать машину, также едва ли стоит медлить. Особенно это касается владельцев автомобилей премиальных марок и внедорожников. Цены по многим моделям в этом сегменте были ранее взвинчены до таких высот, что оказались гораздо выше покупательной способности. И их снижение в конце прошлого года только начинало набирать обороты и продолжилось в январе-феврале. А вот владельцем свежих автомобилей в более демократичных диапазонах цен можно, пожалуй, не торопиться. Здесь в ближайшие месяц-два едва ли будут какие-то серьезные колебания цен.
Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»)
По словам Марины Дембицкой, на китайские машины цены растут в связи с валютными колебаниями. Особенно это актуально для Chery, Exeed, Geely и Haval. «Большинство продаваемых прежде автомобилей были закуплены в то время, когда за один юань нужно было платить 8,5–9 руб., а сейчас он приближается к 11 руб.»,— поясняет эксперт.
Тенденция снижения цен на некоторые модели наблюдается и на вторичном рынке. Дефицит качественных «свежих» автомобилей и прошлогодняя чехарда с ценами приводили к тому, что у многих продавцов возникали завышенные ожидания относительно стоимости своих машин, полагает Марина Дембицкая. В январе эти планы многим невольно приходилось менять, иначе товар было сложно реализовать. В итоге примерно шесть из двадцати наиболее популярных на вторичном рынке автомобилей стали стоить дешевле. Однако в сегменте трехлетних автомобилей, которые по-прежнему остаются лучшей альтернативой новым, все еще наблюдается дефицит, что позволяет владельцам таких машин продавать их по завышенным ценам. Январь показал, что даже такие высоколиквидные автомобили, как вседорожники Toyota и Hyundai, постепенно обретают более адекватные ценники, а в ряде случаев начинают стоить дешевле, чем год назад. По тем моделям, поставки которых возможны по параллельному импорту, этот процесс наверняка продолжится и в ближайшие месяцы.
В условиях плохой ценовой видимости
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ
Будут ли цены на автомобили продолжать расти в текущем году — прогнозы на этот счет противоречивые. С одной стороны, продавцы говорят о том, что авторынок постепенно насыщается, сокращается дефицит, и это благотворно влияет на цены. «В текущем году количество новых брендов на российском рынке увеличится, только из КНР о своих планах уже объявили пять-семь марок»,— подчеркивает Артем Киселев, директор по продажам продуктов автолизинга ГК «ВТБ Лизинг». Любое увеличение численности игроков, на его взгляд, положительно сказывается на рынке, поскольку предполагает усиление конкуренции. Для покупателей это означает расширение линейки доступных моделей автомобилей и снижение цен на них.
С другой стороны, по мнению экспертов, цены продолжают толкать вверх инфляция, волатильность курсов валют и прочие неблагоприятные факторы. «В условиях все еще ограниченного предложения на рынке нет предпосылок для сохранения цен автомобилей на прежнем уровне»,— полагает Андрей Ольховский, генеральный директор автомобильного дилера «Автодом». Дефицита автомобилей в 2023 году, по его прогнозам, не предвидится, однако предложения в ценовом сегменте до 2 млн руб. будут ограниченными. Он отмечает, что в 2023 году появятся автомобили нового поколения, цены на которые будут выше, чем на выпущенные ранее модели. Притом что цена автомобилей из Китая в целом стабилизировались, производители китайских брендов могут повысить их на 5–10%. Ранее в начале нового года на фоне инфляции бренды повышали цены автомобилей на 3–4%. «В первом полугодии 2023 года можно ожидать среднее повышение до 10%»,— полагает господин Ольховский.
В сложившихся условиях ценовой волатильности на авторынке потребителю нужно принимать непростое решение: покупать ли машину сейчас или подождать, когда цена, возможно, опустится. «Я бы рекомендовал потребителям отложить покупку европейских авто, если это возможно»,— советует Владлен Арушанов, генеральный директор компании «Тигарбо Эко» (производство электротранспорта). В сложившейся ситуации, по его мнению, оптимальным выбором будут отечественные марки или бренды, которые официально присутствуют в РФ (китайские и т. п.). «При ввозе машины из другой страны и ее некорректном таможенном оформлении по заниженной стоимости таможня спустя какое-то время может потребовать доплату с владельца авто. Это касается как новых машин, так и автомобилей с пробегом»,— акцентирует внимание господин Арушанов.
Впрочем, если машина срочно необходима, затягивать с ее покупкой не стоит, считают эксперты. «Сейчас многие россияне планируют приобрести автомобиль, но откладывают покупку, надеясь на более благоприятные цены»,— считает Илья Федорченко, генеральный директор «СберАвто». Согласно недавнему опросу, который его компания провела с коллегами из «Работа.ру» среди 5 тыс. респондентов со всей России, почти каждый третий россиянин (30%) отмечает, что хотел бы приобрести новый автомобиль в 2023 году, но не уверен, что найдет устраивающее его предложение (9% рассмотрят покупку, если будет выгодное предложение, 5% подумают о покупке, если смогут выгодно продать имеющийся у них автомобиль, и 7% уверены, что сменят авто). «Пытаться обыграть рынок, ожидая оптимальных условий, не лучшая стратегия в любые времена»,— уверен господин Федорченко. Автомобиль, по его убеждению, стоит приобретать тогда, когда он необходим.
«При принятии решения о покупке нового автомобиля необходимо ориентироваться на потребности и финансовые возможности»,— соглашается Алексей Стариков, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей автодилера «Авилон». Оценить поведение цен на автомобили до конца года, по его мнению, затруднительно, так как они зависят от большого количества факторов. Важно, например, что на российский рынок по параллельному импорту начали поступать модели массового сегмента — за 1,6–1,7 млн руб. (например, Jetta VA3). Подавляющее большинство сделок сейчас оформляется в сегменте автомобилей китайских брендов. Главным фактором привлекательности сегодня считают наличие официальной гарантии от производителя. «Дополнительно спрос стимулируют спецпредложения на покупку авто и другие дополнительные бонусы, за счет чего можно выгодно приобрести автомобиль именно сейчас»,— уверен господин Стариков.
- «Деньги». Приложение №4 от 23.03.2023, стр. 45