Как правильно применить ступенчатое торможение пдд
Перейти к содержимому

Как правильно применить ступенчатое торможение пдд

  • автор:

Правила безопасного торможения

Торможение — это вообще отдельный вид искусства, о котором хотя бы в теории нужно знать всё и уповать на то, что в экстренной ситуации знания дадут о себе знать.

Виды торможения

Условно торможение можно разделить на два вида: экстренное и штатное. В штатном режиме водитель работает постоянно. Например, загорается красный сигнал светофора, и водитель, заблаговременно это видя, плавно нажимает на педаль тормоза, останавливая машина. Даже при всей лёгкости процесса тут нельзя «пижонить» и нажимать на педаль прямо перед пешеходом или стоп-линией. Кроме того, на педаль нажимают всей серединой стопы, а не пяткой или пальцами. В экстренной ситуации привычка нажимать пальцами играет злую шутку, и нога просто соскакивает с педали.

С экстренным торможением всё обстоит сложнее и опаснее. Здесь водитель не готовится к торможению, опасность всегда появляется неожиданно, что провоцирует рефлекторное нажатие тормоза до упора. Происходит моментальная блокировка колёс, которая приводит к увеличению тормозного пути или заносу. В таких ситуациях обязательно важно знать основы безопасного торможения и по возможности заранее отработать их на практике, на полигоне или автодроме.
Главное правило торможения в экстренной ситуации это ступенчатое нажатие на педаль тормоза (плавно и без рывков). Каждый раз глубина нажатия увеличивается, но запрещается выжимать тормоз в пол и блокировать колёса. Такой метод торможения снижает расстояние тормозного пути, исключает занос и блокировку колёс. К нему важно быть подготовленным практикой. Особенно ступенчатое торможение помогает при плохом сцеплении с дорогой (лёд или мокрое покрытие). Незначительные поправки при торможении делают опытные водители, способные за доли секунды проанализировать дополнительные условия:
• состояние дороги;
• скорость движения;
• вспомнить о состоянии покрышек;
• наличие ABS , времени и качестве срабатывания тормозов.
Время срабатывания исправной тормозной системы есть в характеристиках к любому автомобилю. Для этого производители проводят не один тест-драйв. В итоге именно эту характеристику используют для определения действий водителя в ДТП.

Принципы торможения

Во время полного нажатия на педаль газа, тормозные колодки выдвигаются полностью в сторону дисков или барабанов, блокируя их работу. Колёса стопорятся, но машина продолжает двигаться по инерции ещё какое-то время. Резина стирается во время движения, а под её основанием образуются резиновые ролики, которые и увеличивают тормозной путь в два и более раза. Именно поэтому блокировка колёс крайне неэффективный метод для того, чтобы избежать аварийной ситуации.
Идеальный вариант торможения достигается в том случае, если в момент блокировки колёс отпустить педаль тормоза, дать колёсам провернуться и повторять эту процедуру до полной остановки машины. Подобный способ крайне эффективен и позволяет даже на большой скорости остановиться машине с малым тормозным путём. Блокировка опасна ещё и тем, что колёса задней и передней оси останавливаются в разное время. То есть, во время блокировки по инерции именно передняя часть принимает на себя всё нагрузку, машина наклоняется и задняя ось, теряя сцепление с дорогой, останавливается быстрее, в то время как передние колёса ещё находятся в движении.

Состояние протекторов резины имеют значение в торможении. Это касается каждого участка шины отдельно, а не общего вида. К примеру, резина выглядит идеально, но боковые грани стёрты сильнее, чем центральная часть. Такой параметр во время резкого торможения приводит к заносу, которого можно избежать, плавно поворачивая руль в противоположную сторону. Подобным манёврам должны учить ещё в автошколе, а уже с опытом приём закрепляется до автоматизма, но, увы, обладают им только настоящие профессионалы.

Новичкам и любителям вождения легче применять не ступенчатое, а прерывистое торможение. Его смысл заключается в нажатии на педаль тормоза с одинаковой частотой, до полной остановки транспорта, но главное правило остаётся тоже: блокировка колёс запрещена.

Важно научиться тормозить не только правильно, но ещё и своевременно. Например, новички часто начинают подтормаживать на повороте, когда понимают, что машину сносит на встречную полосу или в сторону обочины. Такое торможение безопасно в летний период, а вот на мокрой дороге или зимой практически всегда остановка в повороте приводит к заносу. Именно поэтому лучше вырабатывать навык заблаговременного торможения, а в самом повороте держать постоянную скорость или даже немного добавлять газ на авто с передним приводом.

Причины свиста во время торможения

Если при лёгком нажатии тормоза появляется свист со стороны колёсной базы, следует об этом задуматься, узнать причину и устранить её. Выделяют следующие причины:
• сильный износ тормозных колодок;
• между диском и колодками попал посторонний предмет (камень, пыль, грязь);
• на поверхность диска или барабана попала влага;
• несовместимость материалов фрикционной накладки и диска (барабана).

В случае попадания влаги достаточно будет несколько раз нажать на педаль тормоза и сделать своеобразную просушку диска и колодок. Если попал камень, здесь придётся снимать колесо и доставать его вручную, хотя по мере движения он может вылететь и сам. В остальных случаях помогает только замена колодок, причём фирменного типа, чтобы материалы диска и фрикционной накладки были точно совместимы.

Приобрести опыт в торможении несложно и лучше потратить несколько дней на оттачивание приёмом правильной остановки. В итоге именно от этого зависит целостность транспорта, здоровье или даже жизнь.

Экзамен по ПДД Украины 2023

Полный комплект (100%) официальных тестовых вопросов 2023, включает все новые вопросы и последние изменения. Для доступа к статистике тестирования войдите или зарегистрируйтесь . здесь .

Уважаемый пользователь, у вас включено дополнение «Adbloсk». Чтобы страница работала корректно, необходимо отключить «Adblock» и перезагрузить страницу или активировать функционал Premium

Все вопросы Работа над ошибками Вопросы без ответов

Click

Виберите тему или билет

По темам По билетам
Показывать правильные ответы
Показывать пояснения
Вопросы в случайном порядке
Билет №18. Вопрос №1078
Какие факторы могут привести к ослеплению водителя?
Мокрый снег. Сильный ливень. Интенсивный снегопад. Свет.

Ослепления водителя может быть вызвано светом фар встречных транспортных средств, светом фонарей искусственного освещения дорог, блеском отраженного от поверхности дорожного покрытия света, особенно после дождя, блеском отраженного света от капель воды на ветровом стекле. Кроме того, ослепление может быть вызвано неправильными действиями самого водителя, когда он или внезапно выключит фары после длительного движения с полным освещением, или после движения при слабом освещении включит дальний свет фар.

Билет №43. Вопрос №2140
В каком случае легковой автомобиль более устойчив против опрокидывания на повороте?

Без груза и пассажиров. Без пассажиров, но с грузом на верхнем багажнике. С пассажирами, но без груза.

Во время движения на повороте коэффициент сцепления колес с дорогой уменьшается и автомобиль подвергается воздействию центробежной силы. Чем выше центр тяжести автомобиля, тем выше риск опрокидывания. У загруженного автомобиля центр тяжести смещается вверх, поэтому такой автомобиль будет менее устойчивым на дороге.

Билет №10. Вопрос №2139
Что следует сделать водителю, чтобы предотвратить возникновение заноса при проезде крутого поворота?

Перед поворотом снизить скорость и нажать на педаль сцепления, чтобы дать возможность автомобилю двигаться накатом на повороте. Перед поворотом снизить скорость, при необходимости включить пониженную передачу, а при проезде поворота не увеличивать резко скорость и не тормозить. Допускается любое из приведенных действий.

Основные риски при прохождении крутого поворота заключаются в опрокидывании автомобиля или его выезде на полосу встречного движения. Чтобы предотвратить это, водителю нужно уменьшить скорость движения до начала поворота. Тем самым автомобиль будет более устойчивым, поскольку на него будет действовать меньшая центробежная сила. Увеличение или уменьшение скорости движения при прохождении поворота является нежелательным, поскольку может негативно повлиять на управляемость автомобиля.

Билет №42. Вопрос №2138
В какой момент следует постепенно отпускать стояночный тормоз, начиная движение на подъеме?
До начала движения. Одновременно с началом движения. После начала движения.

Стояночный тормоз следует отпускать одновременно с началом движения транспортного средства. Если его отпустить раньше – автомобиль покатится назад, если не отпустить вовремя – автомобиль не сможет тронуться с места и двигатель заглохнет.

Билет №22. Вопрос №2147
Во время движения на каком участке дороги действие сильного бокового ветра наиболее опасно?
На открытом. На закрытом деревьями. Во время выезда из закрытого участка на открытый.

При движении по закрытому участку дороги действие бокового ветра уменьшается за счет зеленых насаждений вдоль дороги, а также за счет рельефа и зданий. Выезжая на открытый участок при скорости ветра 25 м/с на легковой автомобиль массой 1000 кг действует дополнительная боковая сила, которая может составлять около 300 кг. Под действием боковой ветровой нагрузки шины, благодаря своей эластичности, деформируются, а автомобиль отклоняется от прямолинейной траектории. Водитель должен компенсировать это отклонение поворотом рулевого колеса. При внезапном сильном порыве ветра, который может случиться при выезде на открытый участок дороги, водитель может не успеть среагировать на изменение дорожных условий, что может привести к изменению траектории движения с выездом на соседнюю полосу движения попутного или встречного направления, к выезду за пределы проезжей части, потере контроля над автомобилем. При резком увеличении или уменьшении силы ветра нужно вовремя, небольшими поворотами рулевого колеса поддерживать нужное направление движения. В местах, где резкий порыв бокового ветра может отклонить транспортное средство от прямолинейного движения, устанавливается предупреждающий знак 1.17 «Боковой ветер».

Билет №55. Вопрос №2148
Зависит ли выбор бокового интервала от скорости движения?

Выбор бокового интервала от скорости движения не зависит. Увеличивая скорость движения, боковой интервал необходимо увеличить.

Боковой интервал всегда должен быть безопасным. Чем выше скорость движения, тем большим должен быть боковой интервал, поскольку автомобиль никогда не движется по идеально ровной траектории и эти отклонения увеличиваются с увеличением скорости движения.

Билет №36. Вопрос №2157
Как меняется поле зрения водителя с увеличением скорости движения?
Сужается. Не меняется. Расширяется.

В случае увеличения скорости движения поле зрения водителя сужается. При этом теряется способность видеть боковым зрением. Это связано с тем, что с увеличением скорости водитель должен основное внимание уделять дорожной ситуации впереди. Это особенно актуально для неопытных водителей, которые могут терять до 90% дорожной информации через превышение безопасной скорости движения.

Билет №50. Вопрос №2154
Какой стиль вождения обеспечит наименьший расход топлива?

Плавное ускорение при плавном замедлении. Плавное ускорение при резком замедлении. Частое и резкое ускорение при плавном замедлении.

Наиболее экономным является стиль езды без резкого ускорения и торможения. Самый экономный режим работы двигателя составляет 1500 — 2000 оборотов в минуту. В момент резкого ускорения расход топлива может увеличиться в разы. В случае торможения рабочей тормозной системой автомобиль замедляется за счет трения тормозных колодок и тормозных дисков. При этом кинетическая энергия движущегося автомобиля (которая образовалась за счет сжигания топлива) превращается в тепло, то есть расходуется неэффективно.

Билет №39. Вопрос №2153

Как изменяется длина тормозного пути легкового автомобиля при движении с прицепом, не оснащенным тормозной системой?

Увеличивается. Уменьшается, поскольку прицеп оказывает дополнительное сопротивление движению. Не меняется.

Длина тормозного пути в этом случае увеличивается. Прицеп, который не оснащен тормозной системой, только увеличивает фактическую массу автопоезда. А чем больше масса транспортного средства, тем больше его тормозной путь.

Билет №31. Вопрос №2152

Как следует поступить водителю, если во время движения по сухой дороге с асфальтобетонным покрытием начал капать дождь?

Увеличить скорость и попытаться проехать как можно большее расстояние, пока не начался сильный дождь. Уменьшить скорость и быть особенно осторожным. Не меняя скорости, продолжить движение.

Дождь, который только начался, является опасным для водителя, посокольку делает покрытие дороги очень скользким, а пыль, мельчайшие частицы авторезины, частицы сажи и моторного масла из выхлопных труб автомобилей смачиваются и растекаются по дороге, создавая на ней очень скользкую, как мыло, пленку . В начале дождя надо быть особенно осторожным, обязательно снизить скорость движения автомобиля, воздержаться от выполнения обгонов, резкого вращения рулевого колеса, резкого ускорения и резкого торможения.

Билет №31. Вопрос №2150
Для прекращения заноса, вызванного торможением, водитель в первую очередь должен:

Выключить сцепление. Прекратить начатое торможение. Продолжить торможение, не меняя усилия на педаль тормоза.

В случае возникновения заноса нужно прекратить начатое торможение для разблокировки колес и использовать ступенчатое или прерывистое торможение. Также желательно применять комбинированное торможение рабочей тормозной системой и двигателем. Это повысит эффективность торможения автомобиля и будет способствовать предотвращению блокировки колес.

Билет №4. Вопрос №2149
В темное время суток и в пасмурную погоду скорость встречного автомобиля кажется:
Выше, чем на самом деле. Ниже, чем на самом деле. Восприятие скорости не меняется.

В условиях темного времени суток и пасмурную погоду скорость движения встречного автомобиля кажется ниже, чем она есть на самом деле.

Билет №1. Вопрос №1101
Тормозным путем считается:

Расстояние, которое проходит транспортное средство во время экстренного торможения с начала воздействия на органы управления тормозной системой до полной остановки. Расстояние, которое проходит транспортное средство с места, где начинаются четко выраженные следы торможения до полной остановки.

Тормозной путь – это расстояние, которое проходит транспортное средство во время экстренного торможения с начала нажатия на тормозную педаль до места полной остановки транспортного средства.

Как правильно применить ступенчатое торможение пдд

Начало движения, переключение передач, торможение

При трогании автомобиля с места необходима сила тяги, которая должна быть больше сил трения, сопротивления качению, инерции и подъема. Начало движения происходит с включением низших передач, с переключением их в восходящем порядке. Длительное движение на низших передачах может привести к перегреву двигателя, большому расходу топлива, износу деталей трансмиссии.

Порядок действий водителя при начале движения:

1. Убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении

2. Запустить и прогреть двигатель

3. Включить указатель поворота

4. Выключить сцепление

5. Включить первую передачу

6. Слегка увеличить частоту вращения коленчатого вала (педаль газа)

7. Выключить стояночный тормоз

8. Медленно и плавно включить сцепление до момента начала движения автомобиля

9. Удерживая педаль сцепления в этом положении, слегка увеличить частоту вращения коленчатого вала

10. Плавно отпустить педаль сцепления до конца, убрав с нее ногу

Левая нога работает с педалью сцепления, а правая с педалями тормоза и газа.

При резком включении сцепления и большой частоте вращения коленчатого вала может возникнуть резкий рывок автомобиля. Резкое включение сцепления при малой частоте вращения коленчатого вала может привести к остановке работы двигателя.

Находясь в движении на транспортном средстве, водитель должен стараться как можно быстрее перейти на повышенную передачу.

1 передача 2 передача 3 передача 4 передача 5 передача

0-20 км/\ч 20-40 км/ч 40-60 км/ч 60-80 км/ч 90 км/ч и выше

Порядок действий водителя при переключении высших передач:

1. Разогнать автомобиль

2. Выключить сцепление, одновременно отпуская педаль газа

3. Перевести рычаг переключения передач на очередную высшую передачу

4. Плавно отпустить педаль сцепления, одновременно увеличивая нажатие на педаль газа

Порядок действий водителя при переключении низших передач:

1. Плавно нажать на педаль тормоза, уменьшив скорость движения

2. Выключить сцепление, одновременно отпуская педаль тормоза

3. Перевести рычаг переключения передач на очередную низшую передачу

4. Плавно отпустить педаль сцепления, незначительно увеличивая нажатие на педаль газа

Порядок действий водителя при трогании автомобиля на подъем:

1. Выжать педаль сцепления

2. Включить первую передачу

3. Медленно отпуская педаль сцепления, одновременно увеличить частоту вращения коленчатого вала (педалью газа)

4. В момент начала движения автомобиля на подъем отпустить стояночный тормоз.

Правила дорожного движения запрещают резкое торможение, кроме случаев, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. Торможение бывает служебное и экстренное. При служебном торможении водитель заранее знает примерное место остановки, заранее подготавливаясь к нему. При появлении на дороге внезапно возникающего препятствия необходимо применять экстренное торможение.

Величина остановочного пути при экстренном торможении складывается из следующих составляющих:

1. Путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя — с момента обнаружения опасности на дороге до постановки ноги на педаль тормоза. Время реакции водителя зависит от его индивидуальности и может увеличиваться в утомленном состоянии или в состоянии опьянения (алкогольном, наркотическом или от некоторых лекарственных препаратов).

2. Путь, пройденный автомобилем за время срабатывания тормозной системы — с момента нажатия водителем на педаль тормоза до начала действия тормозов. Величина эта практически постоянная и может зависеть лишь от самого технического состояния тормозной системы.

3. Тормозной путь — путь, пройденный автомобилем с начала действия тормозов до его полной остановки.

Величина тормозного пути зависит от многих факторов, а именно:

1. От технического состояния транспортного средства (состояние шин — износ и давление воздуха в них, состояние тормозной системы).

2. От массы автомобиля (при увеличении массы — длиннее тормозной путь).

3. От скорости движения

4. От качества дорожного покрытия

5. От состояния дороги (при сухом, влажном, укатанном снегом покрытии или в гололед — разный коэффициент сцепления колес автомобиля с дорогой).

6. От наличия на дороге выбоин, неровностей, волнистости и т. п.

В арсенале водителя имеется несколько способов остановить свое транспортное средство:

при помощи основной рабочей тормозной системы (педалью тормоза)
при помощи двигателя (переключением коробки скоростей на низшие передачи)
при помощи ручного (стояночного) тормоза

На скользкой дороге, в гололед, при движении на спусках, эффективным средством является торможение двигателем или комбинированное, с использованием двигателя и основной тормозной системы. При торможении двигателем, он не отсоединен от трансмиссии. При этом кинетическая энергия автомобиля расходуется на трение в трансмиссии и в двигателе и на сжатие газов в цилиндрах. В этом случае создается тормозная сила, действующая на ведущие колеса. При торможении двигателем необходимо отпустить педаль газа, чтобы двигатель не толкал автомобиль, а наоборот, тормозил его. Этот способ торможения особенно эффективен на первой или второй передаче. Замедляющее действие двигателя можно дополнить и при помощи ножного тормоза. Именно поэтому надо выжимать сцепление только перед самой остановкой транспортного средства. Выжимая сцепление слишком рано, водитель лишается полезного торможения двигателем, и в значительной степени сокращается срок службы тормозных колодок. Способ торможения необходимо выбирать в зависимости от состояния дорожного покрытия. Так при сухом и влажном покрытии целесообразно применять комбинированный способ (торможение педалью тормоза и двигателем), в гололедицу — только двигателем. При экстренном торможении никогда не надо стараться нажимать педаль тормоза до упора. При резком и сильном нажатии вес автомобиля переместится на передние колеса. При этом задние колеса приподнимутся, нарушится равномерность торможения и автомобиль может пойти на юз, потеряв управление и устойчивость, будет двигаться в произвольном направлении.

При экстренном торможении эффективно применять «прерывистый» или «ступенчатый» способы торможения:

1. Быстро и плавно увеличить усилие на педаль тормоза

2. В момент блокировки колес полностью отпустить педаль тормоза, не снимая с нее ногу.

3. В момент разблокировки колес снова быстро и плавно увеличить усилие на педаль тормоза, устраняя скольжения колес и т.д.

Ступенчатое торможение (применяется при экстренном торможении)

1. Нажать на педаль тормоза до начала блокировки колес.

2. Слегка отпустить педаль тормоза — колеса не блокированы.

3. Повторно нажать на педаль тормоза до начала блокировки колес.

4. Слегка отпустить педаль тормоза — колеса не блокированы и т.д.

При этом нажатие на педаль тормоза не должно быть затяжным, а как можно более коротким, исключая потери контроля за движением транспортного средства.

Приблизительный тормозной путь для легковых автомобилей на асфальтобетонном покрытии при различных состояниях дороги в (м)

Скорость (км\ч) 20 40 60 90 110

Сухое 3,8 12,2 25,1 53,3 77,8

Влажное 4,9 16,7 35,5 76.7 112,8

Укатанное снегом 7,7 28 61 134 198,5

Гололедица 10,4 38,8 85,2 188,5 280

Прим. В таблице приведены данные с поправочным коэффициентом эффективности торможения для сухого и влажного покрытия -1.1, для укатанного снегом и гололедицы 1.0, при среднем значении времени срабатывания гидравлических тормозных систем, с коэффициентом продольного сцепления для сухих поверхностей — 0.75, для влажных — 0.5, для укатанных снегом — 0.25 , для гололедицы — 0.175.

В момент торможения транспортного средства между его колесами и покрытием дороги возникает сила трения. При торможении необходимо учитывать, что коэффициенты сцепления между колесами автомобиля и покрытием дороги изменяются в зависимости от:

1. Качества и материалов покрытия дороги.

2. Состояния дороги (сухое, влажное, укатанное снегом, гололед).

3. Скорости движения транспортного средства

4. Массы транспортного средства.

Исследования, проведенные на испытательных станциях, позволили установить зависимость коэффициента сцепления от некоторых факторов:

1. При одинаковом состоянии покрытия дороги коэффициент сцепления изменяется в зависимости от скорости движения. При увеличении скорости — коэффициент снижается

2. При продольном скольжении транспортного средства коэффициент сцепления уменьшается быстрее, чем при боковом.

3. Мелкий, моросящий дождь по сравнению с проливным дождем уменьшает коэффициент сцепления на 25-30 %.

4. Тормозной путь при блокированных колесах увеличивается при скорости 30 км\ч на 24%, при скорости 50 км\ч на 40%, при скорости 60 км\ч на 57%.

При прохождении поворотов, на закруглениях малого радиуса дороги торможения следует избегать. Никогда не следует тормозить, когда передние колеса повернуты, в противном случае это может привести к заносу автомобиля, его развороту на проезжей части и опрокидыванию.

При проезде участков дорог, на которых имеются глубокие выбоины, высокие уступы, трамвайные или железнодорожные рельсы, необходимо быть предельно внимательным, заранее снизив скорость. В случаях, когда препятствие на дороге замечено поздно — необходимо затормозить, прекратив начатое торможение непосредственно перед препятствием. Если продолжать торможение при проезде препятствия — в этом случае масса автомобиля устремится на передние колеса со сжатыми до предела пружинами передней подвески и, попав в яму или на уступ, с силой бьют по ограничителям рычагов транспортного средства.

пружины сжаты пружины растянуты

По этой же причине нельзя резко тормозить и на спусках. Центр тяжести автомобиля и без нажатия на тормоз, при движении на спуск переносится на переднюю часть транспортного средства. При торможении на таких участках передние пружины сжимаются и автомобиль может пойти на юз или произойдет занос транспортного средства.

Управление автомобилем при поворотах

От правильных действий водителя при прохождении поворотов зависит безопасное движение. При поворотах на автомобиль действует центробежная сила, которая зависит от массы транспортного средства, скорости движения, состояния дорожного полотна и самого радиуса закругления дороги. Чем больше фактическая масса автомобиля, чем меньше коэффициент сцепления колес с дорогой, чем меньше радиус траектории поворота, тем ниже должна быть скорость движения, выбираемая водителем. Приближаясь к повороту, водитель должен снизить скорость с учетом конкретной обстановки на дороге. Увидев крутизну поворота, необходимо правильно рассчитать удобную и безопасную траекторию движения по этому участку. Не стоит забывать и те ограничения, которые предписывают правила дорожного движения на таких участках с ограниченной видимостью. Рулевое колесо вращают плавно, без рывков. В конце поворота следует увеличить скорость. Необходимо быть внимательным и по отношению к встречным автомобилям, не забывая посматривать в зеркала заднего вида.

На самом повороте стоит избегать переключения коробки скоростей и резких торможений. Траектория любого поворота должна быть в пределах своей полосы движения. Очень опасно на таких участках выезжать на полосу встречного движения или обочину. Непосредственно перед поворотом, водитель должен направить свой автомобиль

по такой траектории, чтобы начать поворот по внешней части полосы движения. При поворотах направо внешней частью будет сплошная разделительная линия дорожной разметки, разделяющая потоки противоположных направлений. При повороте налево — обочина.

Действия водителя при прохождении поворота:

1. Перед поворотом снизить скорость (при помощи тормоза или переключаясь на пониженную передачу).

2. Непосредственно перед поворотом умеренно увеличить подачу топлива (педаль газа), еще находясь на прямолинейном участке дороги.

3. В начале поворота плавно и без рывков поворачивать рулевое колесо в сторону закругления дороги, описывая поворот, не уменьшая подачу топлива, чтобы сохранить сцепление колес с дорожным полотном и частично компенсировать центробежную силу.

4. При выходе из поворота, постепенно выравнивая рулевое колесо, позволяя автомобилю двигаться ближе к внешней части полосы движения, увеличить подачу топлива.

При прохождении поворотов, следующих друг за другом на небольшом расстоянии, требует определенной техники и навыков управления автомобилем. При этом, выходя из одного поворота необходимо плавно войти в другой. Следует помнить, что быстрый выход из одного поворота, может создать проблемы входа в другой. Следовательно, въезжать в первый поворот и выезжать из него необходимо медленнее, чем при проезде одного поворота.

Действия водителя при прохождении нескольких поворотов, следующих друг за другом:

1. Перед поворотом направить автомобиль по траектории, начав поворот по внешней части полосы движения

2. Непосредственно перед поворотом снизить скорость.

3. При входе в поворот умеренно увеличить подачу топлива (чтобы не терять контроля за управлением автомобиля), плавно, без рывков поворачивая рулевое колесо в сторону поворота.

4. При выходе из первого поворота постепенно выравнивать рулевое колесо, позволяя автомобилю двигаться к внешней стороне полосы движения.

5. До вхождения в следующий поворот направить автомобиль по траектории, чтобы начать поворот ближе к внутренней части полосы движения, снизив скорость.

6. При вхождении в поворот умеренно увеличить подачу топлива, плавно поворачивать рулевое колесо в сторону поворота

7. Выходя из поворота постепенно поворачивать рулевое колесо, позволяя автомобилю двигаться к внешней стороне полосы движения, решительно увеличивая подачу топлива.

Управление автомобилем на спусках и подъемах

Техника управления автомобилем при проезде спусков и подъемов отличается от техники при движении по обычным участкам дороги. При движении на таких участках на транспортное средство действует дополнительная скатывающая сила, направленная при движении на спуск — вперед, а при движении на подъем — назад. Движение на спуск и подъем должны выполняться с примерно постоянной скоростью, которую заранее выбирает водитель. Зависит она от крутизны спуска или подъема, ширины и состояния дорожного полотна, массы автомобиля, интенсивности транспортного потока, условий видимости, протяженности данного участка дороги. При движении на спуск необходимо постоянно контролировать безопасно выбранную скорость, применяя торможение двигателем. При движении на подъем стараться двигаться с постоянной скоростью на заранее выбранной пониженной передачей исходя из правила: чем круче подъем, тем ниже передача. Этот прием обеспечивает безопасное движение автомобиля без пробуксовки и заносов. Передачу выбирают с таким расчетом, чтобы двигатель работал на небольших оборотах и в процессе движения ее не было необходимости переключать на более высшую или низшую.

Выбор передачи на дорогах с твердым покрытием в обычных условиях

Передача первая вторая третья четвертая пятая

Крутизна в % 30 и выше 18-20 10-13 5-8 3-5

Особенно опасны на подъемах (спусках) выбоины, уступы, неровности и скользкие участки дороги. Проезжать такие участки необходимо предельно внимательно и осторожно. При движении на подъем резко снижается скорость. Поэтому начинать движение на подъем необходимо при нажатой педали подачи топлива наполовину ее хода. При остановке или стоянке на подъеме (спуске) необходимо обеспечить надежное и неподвижное состояние транспортного средства. При этом ставится стояночный (ручной) тормоз, устанавливается первая или задняя передача, колеса упирают в бордюрный камень или подкладывают под них противооткатные упоры.

Действия водителя при трогании с места на подъем

1. Нажать на педаль сцепления до упора

2. Включить первую передачу

3. Плавно нажимая на педаль газа (постепенно увеличивая подачу топлива), медленно (без рывков) отпустить педаль сцепления

4. С момента начала движения автомобиля отпустить стояночный тормоз.

Маневрирование автомобиля в ограниченном пространстве

Уверенное управление автомобилем в местах с ограниченным пространством достигается путем многократных тренировок. При движении во дворах, на стоянках транспортных средств, водителю необходимо быть предельно внимательным и осторожным. Большое количество стоящего автотранспорта, движущиеся пешеходы нередко затрудняют движение. Водитель должен хорошо чувствовать габаритные размеры своего автомобиля, правильно представлять, как перемещаются крайние точки его габаритов, траекторию движения передних и задних колес. Скорость движения на таких участках должна быть минимальной. Выбрать правильную траекторию (в том числе и при парковке) помогут заранее выбранные ориентиры на транспортном средстве — изгибы капота или крыла, царапины на кузове и т.п. При проезде ворот, дворовых арок, тоннелей и т.п. автомобиль заранее устанавливают перпендикулярно проезду, ориентируясь по левой стороне транспортного средства, лучшей видимой для водителя. В случаях отклонения автомобиля от заданной траектории необходимо плавно подкорректировать ее рулевым колесом. При движении задним ходом не надо забывать следить за передней частью автомобиля, так как она отклоняется в противоположную сторону поворота руля.

Развороты транспортного средства на 180 градусов выполняются на минимальной скорости. В начале выполнения таких маневров рулевое колесо быстро поворачивают до упора, а перед завершением возвращают в исходное положение. При ширине проезжей части, недостаточной для разворота, нужно использовать заднюю передачу. При въезде (выезде) с гаража, при поворотах направо на перекрестках, необходимо учитывать, что траектории движения передних и задних колес автомобиля отличаются разными радиусами. Так радиус входа в поворот передних колес меньше задних. Задние колеса «не успевают» войти в поворот по следу передних. Поэтому при выезде с гаража поворачивать рулевое колесо рекомендуется не сразу, а только после выезда более половины автомобиля его длинны. При поворотах направо не стоит близко прижиматься к бордюрному камню.

Управление автомобилем. Часть 6. Замедление и остановка

Замедление автомобиля — это процесс, с точностью до наоборот идентичный его разгону.

Если при разгоне автомобиля вы переключаетесь на высшие передачи КП, то при его замедлении вам необходимо своевременно переключаться на низшие передачи КП.

Замедление и торможение

Почему в тексте используется слово «замедление» автомобиля, а, например, не торможение?

Когда речь идет именно о торможении, подразумевается использование тормозной системы автомобиля, т.е. замедление с использованием педали тормоза.

Но снижение скорости автомобиля далеко не всегда связано с торможением. Вокруг множество и других факторов, способных замедлить автомобиль.

Например, при движении на подъем дороги скорость может «потеряться» естественным путем даже в том случае, если вы сможете как следует разогнаться. На затяжных подъемах потеря скорости особенно ощутима.

Еще пример: вы догоняете медленно движущуюся «пробку», и вынуждены снизить скорость. Снизить скорость можно как с помощью тормозов, так и заранее убрав ногу с педали газа. Если при этом не выключить сцепление, то произойдет так называемое торможение двигателем.

Можно еще привести немало примеров. Поэтому правильнее рассуждать о замедлении автомобиля, т.е. о снижении его скорости разными способами.

Для чего необходимо своевременно переключаться на низшие передачи? Дело в том, что замедление не всегда предполагает остановку. Автомобиль все время должен двигаться на таких оборотах двигателя, при которых сохраняется его тяга.

В процессе принудительного замедления (торможение) или при потере скорости по другим причинам (движение на подъем, потеря инерции) обороты двигателя падают (снижаются), и его тяга уменьшается.

По этой причине, для поддержания оптимальных оборотов необходимо перейти (переключиться) на низшую передачу. В результате, обороты двигателя поднимутся, восстановится тяга и можно будет продолжить движение с почти прежней скоростью.

Таким образом, можно утверждать, что тяга двигателя обеспечивает высокую маневренность автомобиля.

Торможение автомобиля двигателем

Для рассмотрения процесса торможения автомобиля двигателем обратимся к небольшому примеру. Пример достаточно условный, и больше подходит к автомобилям с механической КПП.

На машинах с автоматической КПП к процессу торможения двигателем своевременно подключается коробка «автомат», и в нужный момент она включает необходимую передачу. На автомобиле с МКПП переключать передачи должен водитель.

Предположим, вы разогнались, например, на третьей передаче, набрали нужную вам скорость, и движетесь на оптимальных оборотах двигателя. У разных машин значения оптимальных оборотов в одинаковых условиях будут отличаться, но суть не в этом.

Под «оптимальными» понимаются обороты коленчатого вала двигателя, на которых сохраняется достаточная тяга для движения с необходимой скоростью. Двигатель в этих условиях не «напрягается», и не «захлебывается» от недостатка топловно-воздушной смеси.

Начинаете замедлять движение. Для этого полностью отпустите педаль газа — автомобиль продолжит двигаться по инерции, постепенно теряя скорость.

Когда вы просто уберете «газ», начнется так называемое торможение двигателем, и оно будет продолжаться до тех пор, пока вы НЕ выключите сцепление (нажмете педаль сцепления до пола). Если не выключить сцепление, то в конце-концов двигатель заглохнет и автомобиль остановится.

Вы так же можете регулировать интенсивность торможения двигателем, переключая передачи от высшей к низшей без использования тормозной системы. Чем ниже передача, тем сильнее будет торможение двигателем. Такой способ торможения целесообразно применять на спусках.

Но для такого способа требуется достаточно большое расстояние и спокойная дорожная обстановка, что в современных условиях большая редкость, особенно в крупных населенных пунктах. Поэтому для снижения скорости целесообразно всегда подключать педаль тормоза.

Торможение с использованием педали тормоза

Предположим, вы движетесь на третьей передаче, сбросили «газ», и плавно нажимаете ногой на педаль тормоза. Обороты двигателя начнут падать – стрелка тахометра «поползет» вниз.

Не рекомендуется ее «опускать» ниже 1500 об/мин., вам необходимо поддерживать оптимальные обороты. Когда стрелка тахометра опустится примерно до 1500 об/мин:

  1. Выжимаете сцепление и включаете нейтральную передачу. При каждом переключении целесообразно задерживать рычаг в нейтральном положении примерно на полсекунды.
  2. Переводите рычаг КП в положение второй передачи.
  3. Плавно отпускаете педаль сцепления до точки схватывания и задерживаете в этой точке на 1-2 секунды для стабилизации оборотов двигателя (это можно определить по звуку мотора).
  4. Отпускаете педаль сцепления до конца ее хода. Если будет нужно, то плавно добавьте «газу».

Продолжаете двигаться дальше, регулируя педалью газа обороты двигателя. Если необходимо остановиться, то плавно нажимаете на педаль тормоза и снижаете скорость.

Когда стрелка тахометра снизится примерно до 1000—1200 об/мин, выжимаете педаль сцепления, чтобы двигатель не заглох, и продолжаете тормозить до полной остановки.

Теперь, собственно, о самом процессе торможения. Как вы уже заметили, в тексте очень часто встречается выражение «плавно нажимаете на педаль тормоза».

Наиболее безопасное торможение – плавное, когда в процессе замедления автомобиль не едет «юзом», и не «клюет носом» при остановке.

  • Начинать тормозить всегда следует заранее, плавно распределяя усилие на педаль тормоза, от начала до конца торможения. Пусть тормозной путь окажется «длинный», но спокойный, чем «короткий» и резкий.
  • Выполнять торможение нужно на «прямых» передних колесах, потому что при торможении в повороте колес автомобиль может потерять сцепление с дорогой.

Более того, на автомобилях, не оборудованных АБС, невозможно одновременно и тормозить, и поворачивать руль. Это возможно только на машинах с исправно работающей антиблокировочной системой.

При использовании тормозной системы принято различать два типа замедления автомобиля: повседневное (или служебное) и экстренное.

Всякий раз, когда вы самостоятельно выбираете момент начала торможения, давить на педаль тормоза нужно так, чтобы тормозное усилие распределялось равномерно на всем участке тормозного пути.

Другими словами, чем меньше вы делаете манипуляций с педалью тормоза, тем стабильнее и безопаснее будет торможение. Как это понимать?

Равномерное распределение тормозного усилия на всем тормозном пути позволит остановить автомобиль плавно.

Плавное торможение НЕ вызовет резкий «кивок носом», следовательно, колеса не заскользят, а будут катиться, что очень важно на скользкой дороге — автомобиль останется управляем.

Резкое торможение на скользкой поверхности способно вызвать занос задней оси, особенно, если «задок» у автомобиля конструктивно легкий.

Ну и, резкое или внезапное торможение может стать полной неожиданностью для едущих сзади вас. В случае ДТП обычно виноват тот, кто едет сзади, но ведь, ремонтировать придется и ваш авто.

Если целью торможения автомобиля является его остановка (прекращение физического движения), нужно стремиться к тому, чтобы автомобиль останавливался в точно запланированном месте, без «недоезда» и «переезда».

Изложенное выше — это и есть повседневное (или служебное) замедление автомобиля с использованием его тормозной системы.

Экстренное торможение автомобиля

Теперь насколько слов об экстренном торможении автомобиля. Чаще всего этот тип торможения используется для предотвращения ДТП.

В отличие от повседневного торможения, при экстренном — все просто: нужно максимально быстро замедлить автомобиль, вплоть до полной его остановки. Это означает резкое и сильное нажатие на тормозную педаль.

При экстренном торможении, когда стоит задача быстро остановить автомобиль, вы можете совсем не использовать педаль сцепления! Но чтобы двигатель после остановки автомобиля не заглох, придется выжать сцепление.

В среде автомобилистов можно услышать выражение «Наступил на тормоз». Оно и означает резкое и сильное нажатие на педаль тормоза с целью быстро замедлить автомобиль.

Подобное замедление может заблокировать колеса. Это случается, потому что при сильном нажатии на тормоз колодки зажимают тормозные диски, и колеса перестают катиться — автомобиль по инерции движется, как говорят, юзом (скользя резиной по асфальту или по грунту).

Так происходит на автомобиле, на котором нет антиблокировочной системой тормозов (АБС) или она неисправна. Чем это опасно? Опасность именно в заблокированных колесах.

Во-первых, на машине без АБС невозможно одновременно и тормозить, и вращать руль, так устроены системы автомобиля.

При движении юзом машина становится вовсе неуправляемой – на сухой дороге при заблокированных колесах вы не сможете повернуть руль, а на скользкой дороге при повороте руля машина продолжит двигаться по инерции прямо.

Во-вторых, при движении юзом сцепление колес с дорогой меньше, чем при обычном качении, поэтому тормозной путь, а также и время для остановки увеличиваются.

По этим причинам ваша задача не допустить блокировки колес при экстренном торможении, и тем самым сохранить управляемость автомобиля.

Блокировка колес автомобиля

Для этого есть один прием, который называется ступенчатое, или импульсное торможение. Название говорит само за себя – нажатие на педаль тормоза происходит импульсами: нажал — отпустил, нажал — отпустил.

Нужно сильно нажать на педаль тормоза, но так, чтобы колеса были на грани блокировки, но не заблокировались, и сразу отпустить педаль, чтобы восстановить свободное качение колес, после чего снова нажать, и снова отпустить. И так повторять до полной остановки автомобиля.

В случае, если ваш автомобиль оборудован антиблокировочной системой (АБС), то в процессе торможения колеса не блокируются, и вы сможете рулить.

При экстренном торможении нужно сильно ударить ногой по педали тормоза и ждать остановки. АБС не допустит блокировки колес и автомобиль останется управляемым — при необходимости, можно будет объехать препятствие «на тормозах».

Но в гололед АБС может себя повести непредсказуемо. Самое безобидное, это увеличится тормозной путь на неизвестную величину, и можно на тормозах «доехать» до препятствия.

Поэтому, в ответственных случаях целесообразно использовать повседневное (служебное) торможение, а самих экстренных случаев постараться не допускать.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 15.11.2022

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *