Как сделать электролит. Для автомобильного аккумулятора своими руками
Любой свинцовый аккумулятор работает на кислотном электролите. Без него был бы не возможен сам эффект накопления энергии. Сейчас технологии идут вперед и батареи уже с завода заправляются электрохимической жидкостью и заряжаются, то есть вам не нужно ничего делать, такие АКБ называют необслуживаемыми, у них в пластинах есть частички «кальция» и «серебра». Но так было не всегда, на заре еще в СССР большая популярность была у сурьмянистых АКБ, а вот они зачастую шли сухозаряженные («залить» и «зарядить» нужно было вам самим). Советую вам почитать мою статью про выбор аккумулятора и их типы. Конечно, готовый электролит сейчас достаточно легко купить, но существует еще много вопросов – как его сделать своими руками? Именно для автомобильного применения. Давайте разбираться …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
- Состав электролита
- Как сделать своими руками
- Использование высокой концентрации
- Электролит в заряженный аккумулятор
Для начала давайте подумаем, что такое вообще этот электролит (применительно к автомобилю)? Это токопроводящая жидкость, которая под воздействием своего состава на свинцовые пластины может способствовать накоплению или отдаче электрического тока.
Собственно практически любая жидкость на нашей планете может быть электролитом в той или иной степени. Даже обычная вода! Кстати в человеческой крови, также есть принцип электролита, наши с вами нервные клетки передают импульсы именно через нее.
Состав электролита
Собственно тут нет ничего сложного. Нам нужно смешать серную кислоту и дистиллированную воду в нужной пропорции. Обычная «водопроводная» вода не подойдет, потому как в ней есть много примесей солей, частичек хлора и прочего, все это негативно влияет на пластины аккумулятора! Автомобильный электролит имеет нужную концентрацию, ее отображает плотность готового состава, обычно колеблется от 1,23 до 1,29 г/см3. Разные значения регулируют температурные зоны нашей страны. Так плотность в 1,23 г/см3 применяется в теплых регионах, а 1,29 (и даже больше) в холодных. Стоит помнить если значения плотность недостаточно, то батарея просто может замерзнуть при кране низких морозах.
Как сделать своими руками
Хочу сразу всех предостеречь – работы по производству электролита своими руками ОПАСНЫ! Потому как нам нужно будет работать с серной кислотой в высоких концентрациях. НА вас должны быть защитные средства, для рук, тела, дыхательных путей.
Что нам понадобиться:
- Серная кислота плотностью не менее 1,83 г/см3
- Дистиллированная вода
- Фарфоровая емкость
Процесс изготовления очень прост, нам нужно смешать наши ингредиенты в нужной пропорции. Сразу хочу отметить, в процессе производства выделяется очень много тепла, поэтому не рекомендуется использовать стеклянные емкости, они банально могут лопнуть. Идеально использовать фарфор, далее, когда температура состава упадет, можно перелить в стеклянную или пластиковую тару.
Идеально добавлять кислоту в воду! Если делать наоборот, то будет происходить сильное бурление с выделением тепла (закипание).
Таким образом, смешиваем ингредиенты и замеряем плотность полученного состава ареометром, после того как добились нужного показателя — электролит готов.
Однако ареометр есть не у всех! Поэтому выложу небольшую подсказку, сколько и чего добавлять. Для плотности электролита:
1,23г/см3 – нужно в литр дистиллированной воды, добавить 280грамм серной кислоты
1,25г/см3 – на 1л. воды 310грамм кислоты
1,27г/см3 – на 1л. – 345грамм
1,29г/см3 – на 1л. – 385гр.
Таким образом, можно своими руками приготовить готовый электролит, больше ничего не нужно!
Использование высокой концентрации
Можете подумать – почему самая высокая концентрация в 1,29г/см3, можно ли больше? Вообще сейчас можно найти концентрат электролита плотностью в 1,4г/см3, но его также нужно разбавить водой и только затем наливать в сухозаряженный аккумулятор.
Высокие концентрации очень негативно влияют на пластины аккумулятора в целом, то есть они их разъедают, пусть медленно, но верно! Поэтому если налить высокие концентрации ваш АКБ прослужит недолго.
Для средней полосы России нормальный показатель равняется в 1,27 г/см3.
Электролит в заряженный аккумулятор
При разрядах плотность электролита может падать. Это происходит потому что — кислота, соединяясь со свинцом, оседает в виде сульфатов на пластинах. Стоит подзарядить АКБ и сульфаты начинают распадаться, концентрация восстанавливается.
Однако при глубоких разрядах, сульфаты образуют крупные кристаллы, которые банально запаковывают пластины, да и плотность критически падает.
Некоторые владельцы чтобы поднять плотность добавляют внутрь электролит с нужной концентрацией или что еще хуже «концентрат»! Делать этого НЕЛЬЗЯ! Потому как кристаллы сульфатов не распались (то есть пластины запакованы), а вы еще хуже усугубляете положение, добавляя концентрированный электролит.
Если у вас такое произошло, вам нужно воспользоваться методами либо десульфатации, либо переполюсовки вашей батареи.
Сейчас небольшой, но полезный ролик смотрим.
НА этом заканчиваю, думаю моя статья была вам полезна, искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.
(15 голосов, средний: 4,53 из 5)
Приготовление электролита и заливка аккумуляторных батарей
Электролит приготовляется путем разведения аккумуляторной серной кислоты плотностью 1,83. 1,84 (ГОСТ667—73) в дистиллированной воде с допустимыми примесями.
Химическая чистота электролита оказывает существенное влияние на работоспособность и срок службы батарей. Загрязнение электролита такими вредными примесями, как железо, марганец, хлор и другие, приводит к повышенному саморазряду батарей, снижению отдаваемой емкости, разрушению электродов и преждевременному выходу батареи из строя. Поэтому для приготовления электролита запрещается применять техническую серную кислоту и загрязненную (недистиллированную) воду. При приготовлении электролита, приведении батарей в рабочее состояние и техническом обслуживании батарей в эксплуатации необходимо пользоваться только чистой посудой и соблюдать чистоту.
В исключительных случаях при отсутствии дистиллированной воды для приготовления электролита допускается использование снеговой или дождевой воды, предварительно профильтрованной через чистое полотно для очистки от механических загрязнений. Нельзя собирать воду с железных крыш и в железные сосуды.
Электролит следует готовить в стойкой к действию серной кислоты посуде (эбонитовой, фаянсовой, керамической), соблюдая при этом особую осторожность и правила техники безопасности. Применение железной, медной, цинковой или стеклянной посуды категорически запрещается.
Аккумуляторные батареи в зависимости от климатической зоны заливаются электролитом, имеющим плотность, указанную в графе 5 таблицы 3. Электролит требуемой плотности может быть приготовлен непосредственно из кислоты плотностью 1,83. 1,84 г/см 3 и воды. Однако при непрерывном вливании кислоты в воду происходит сильный разогрев раствора (80-90 °C) и требуется длительное время для его остывания. Поэтому для приготовления электролита требуемой плотности более удобно применять раствор кислоты промежуточной плотности 1,40 г/см 3 , так как в этом случае значительно сокращается время охлаждения электролита.
Таблица 3. Плотность электролита при приведении аккумуляторных батарей в рабочее состояние
Таблица 4. Количество дистиллированной воды, кислоты или её раствора плотностью 1,40 г/см 3 , необходимое для приготовления 1 л электролита требуемой плотности (при 25 °C)
Требуемая плотность электролита, г/см 3 | Кол-во воды, л | Количество серной кислоты плотностью 1,83 г/см 3 | Кол-во воды, л | Количество раствора серной кислоты плотностью 1,40 г/см 3 , л | |
л | кг | ||||
1,20 | 0,859 | 0,200 | 0,365 | 0,547 | 0,476 |
1,21 | 0,849 | 0,211 | 0,385 | 0,519 | 0,500 |
1,22 | 0,839 | 0,221 | 0,405 | 0,491 | 0,524 |
1,23 | 0,829 | 0,231 | 0,424 | 0,465 | 0,549 |
1,24 | 0,819 | 0,242 | 0,444 | 0,438 | 0,572 |
1,25 | 0,809 | 0,253 | 0,464 | 0,410 | 0,601 |
1,26 | 0,800 | 0,263 | 0,484 | 0,382 | 0,624 |
1,27 | 0,791 | 0,274 | 0,503 | 0,357 | 0,652 |
1,28 | 0,781 | 0,285 | 0,523 | 0,329 | 0,679 |
1,29 | 0,772 | 0,295 | 0,541 | 0,302 | 0,705 |
1,31 | 0,749 | 0,319 | 0,585 | 0,246 | 0,760 |
1,40 | 0,650 | 0,423 | 0,776 | — | — |
Раствор серной кислоты плотностью 1,40 г/см 3 , приведенной к 25 °C, должен готовиться заранее и после охлаждения храниться в стеклянной или полиэтиленовой посуде.
Количество воды, кислоты или её раствора плотностью 1,40 г/см 3 , необходимое для приготовления 1 л электролита, указано в табл. 4. Примерное количество электролита, необходимое для заливки одной аккумуляторной батареи, дано в табл. 1. Пользуясь таблицами 1 и 4, можно рассчитать количество электролита заданной плотности для заливки как одной, так и нескольких батарей любого типа.
Расчет проводится в такой последовательности: из табл. 1 определяется общий объем электролита для заливки нужного числа батарей, затем по табл. 4 подсчитывается количество дистиллированной воды и раствора кислоты плотностью 1,40 г/см 3 (или крепкой кислоты), нужное для приготовления электролита заданной плотности для заливки всех батарей.
Плотность электролита измеряется с помощью денсиметра ГОСТ 1300-57 или аккумуляторного ареометра ТУ 25-11-968-77 (рис. 35). В первом случае электролит наливают в мерный цилиндр (мензурку) или другой стеклянный сосуд высотой 200. 300 мм, диаметром 50. 70 мм и опускают в него денсиметр (поплавок). Деление денсиметра, совпадающее с уровнем электролита в цилиндре, указывает на его плотность. Способ измерения плотности электролита в цилиндре применяют главным образом для контроля плотности электролита в баке, где его приготовляют.
Измерение плотности электролита ареометром
- стеклянный цилиндр
- резиновая груша
- резиновая пробка
- заборная трубка
- денсиметр (поплавок)
- мензурка
Ареометр позволяет измерять плотность электролита непосредственно в аккумуляторе. Он состоит из цилиндра с резиновой грушей и заборной трубкой и денсиметра (поплавка). При определении плотности электролита необходимо сжать рукой резиновую грушу ареометра, ввести конец заборной трубки в электролит и постепенно отпустить грушу. После того, как денсиметр всплывет, по его шкале определить плотность электролита в аккумуляторе. При измерениях надо следить за тем, чтобы денсиметр свободно плавал в электролите («не прилипал» к стенкам цилиндра).
Плотность электролита зависит. от температуры. При повышении температуры на 1 °C плотность электролита уменьшается, а при понижении температуры на 1 °C, наоборот, увеличивается на 0,0007 г/см 3 . На каждые 15 °C изменения температуры плотность изменяется примерно на 0,01 г/см 3 . Исходной считается температура электролита 25 °C. Поэтому при измерении плотности электролита следует учитывать его температуру и в необходимых случаях вносить поправку к показаниям ареометра, пользуясь табл. 5
Таблица 5. Величины поправок к показанию ареометра (денсиметра) в зависимости от температуры электролита
Температура электролита при измерении его плотности, °C | Поправка к показанию ареометра, г/см 3 |
от -55 до -41 | -0.05 |
от -40 до -26 | -0.04 |
от -25 до -11 | -0.03 |
от -10 до +4 | -0.02 |
от +5 до +19 | -0.01 |
от +20 до +30 | 0.00 |
от +31 до +45 | +0.01 |
от +46 до +60 | +0.02 |
Заливку электролита в аккумуляторы нужно проводить в такой последовательности:
- снять защитный кожух полюсных выводов и крышку батареи (у танковых батарей и, автомобильных батарей типа 6СТ490ТР и 6СТ-190ТРН);
- очистить поверхность батареи от пыли;
- внешним осмотром убедиться в исправности моноблоков и ящиков и отсутствии дефектов в мастике (пузыри, трещины, отслоения);
- разгерметизировать батареи, для чего с пробок удалить герметизирующую пленку (если они ею заклеены), срезать герметизирующие выступы на полиэтиленовых пробках, вывернуть пробки и удалить герметизирующие диски (где они установлены). В батареях с автоматической регулировкой уровня электролита удалить укупорочные стержни, вывернуть пробки и плотно надеть их на вентиляционные штуцера. Герметизирующие диски и укупорочные стержни обратно не ставить. Следует помнить, что, если не удалить герметизирующие детали, возникнет опасность разрыва аккумулятора газами, выделяющимися при заряде;
- прочистить вентиляционные отверстия в пробках;
- залить в каждый аккумулятор электролит (рис. 36) небольшой струей. Для заливки применять фарфоровую, полиэтиленовую или эбонитовую кружку и стеклянную, полиэтиленовую или эбонитовую воронку.
![]() 36. Заливка электролита в батарею с помощью кружки и воронки |
Аккумуляторные батареи заливаются электролитом, имеющим плотность в зависимости от климатической зоны, указанной в табл. 3.
Температура электролита, заливаемого в аккумуляторные батареи, должна быть не ниже 15° и не выше 25 °C.
В жаркой и теплой влажной зонах допускается заливка батарей электролитом с температурой до 35 °C.
Заливать электролит следует небольшой струей до тех пор, пока зеркало электролита не коснется нижнего торца тубуса горловины. В батареи, не имеющие тубуса, заливку электролита производить до уровня на 15. 20 мм выше предохранительного щитка для танковых и на 10. 15 мм выше предохранительного щитка для автомобильных батарей.
Уровень электролита проверяется с помощью стеклянной трубки диаметром 5. 6 мм с делениями (рис. 37). Погрузив трубку в электролит до упора в предохранительный щиток, нужно зажать пальцем верхний конец, затем приподнять ее: высота столбика в трубке соответствует уровню электролита в аккумуляторе.
![]() 37. Проверка уровня электролита в аккумуляторе с помощью стеклянной трубки с делениями |
![]() 38. Установка одинакового уровня электролита в аккумуляторах батареи с помощью груши со специальным наконечником |
Корректировка уровня электролита в аккумуляторах при заливке батарей упрощается при применении для этой цели резиновой груши со специальным наконечником (рис. 38). Груша имеет сменный эбонитовый наконечник в виде трубки с заглушённым нижним концом, в котором на некотором расстоянии от конца наконечника просверлено отверстие диаметром 2. 2,5 мм. Практически нужно иметь четыре сменных наконечника с расстоянием отверстий от конца: 12, 15, 17 и 20 мм. Наконечник груши вводят в заливное отверстие крышки аккумулятора до упора в предохранительный щиток, после чего грушу сжимают и отпускают. Если уровень электролита ниже нормы, в отверстие наконечника будет засасываться воздух: в аккумулятор следует добавить электролит. Если уровень электролита выше нормы, излишек его будет отсасываться в грушу и уровень установится на нужной высоте над предохранительным щитком.
Автомобильные батареи с автоматической регулировкой уровня электролита следует заливать (при пробке, надетой на вентиляционный штуцер) до верхнего среза заливной горловины. После снятия пробки со штуцера уровень электролита снизится автоматически до установленной нормы.
Примерное количество электролита, необходимое для заливки батарей разных типов, указано в табл. 1.
Как приготовить электролит.
Электролитом свинцовых аккумуляторов служит раствор специальной аккумуляторной серной кислоты и дистиллированной чистой воды.
Серная кислота — это бесцветная густая жидкость с удельным весом 1,84, одна из очень сильных кислот: она обугливает органические вещества, растворяет большинство металлов, а попадая на кожу, вызывает сильные ожоги.
При соединении кислоты с водой выделяется много тепла, поэтому раствор сильно нагревается.
Сначала целесообразно приготовить электролит плотностью 1,4 г/см3.
В пластмассовый, керамический, эбонитовый или свинцовый сосуд сначала наливают воду, затем при непрерывном перемешивании тонкой струей медленно, непрерывно перемешивая, наливается концентрированная серная кислота.
Вливать воду в серную кислоту опасно .
После приготовления электролита плотностью 1,4 г/см3 его нужно остудить до температуры +25град.С, еще раз проверить плотность, только после этого готовить электролит требуемой плотности.
Плотность изготавливаемого электролита должна соответствовать климатической зоне.
При приготовлении электролита необходимо строго выполнять меры безопасности.
Одеть кислотоустойчивую одежду, защитные очки и резиновые перчатки.
Рядом обязательно должен быть готовый 10% раствор питьевой соды для нейтрализации пролившейся кислоты.
Как сделать электролит для автоаккумулятора своими руками
Аккумуляторы бывают обслуживаемые и необслуживаемые. Во втором случае банки батареи запаяны наглухо, благодаря чему дистиллят не испаряется, но нет возможности проверить плотность электролита. У обслуживаемого аккумулятора всегда можно проверить состояние пластин, но постоянное испарение требует частой заливки воды или же полной замены электролита. Можно купить уже готовый электролит, но смысл, если цена приготовленного состава вручную меньше.
Состав электролита
Электролит — жидкая среда, проводящая ток. Для аккумулятора электролит — это серная кислота (H2SO4) и дистиллированная вода, смешанные в такой пропорции, чтобы плотность электролита составляла 1,23 — 1,29 г/см куб. Плотность электролита измеряется ареометром.
- Важно! В электролите используется только дистиллированная вода, поскольку любая другая вода содержит соли. Соль ухудшает проводимость электролита и отрицательно влияет на пластины.
Как сделать электролит в домашних условиях
Перед работой одеваем респиратор и резиновые перчатки, работаем только в проветриваемом помещении! Для подготовки состава понадобятся:
- фарфоровая (керамическая) емкость — стекло и металл исключены. Только после разбавления кислоты состав можно перелить в стеклянную емкость;
- серная кислота плотностью от 1,83 г/см куб.
- дистиллированная вода. И кислоту, и воду можно купить в объемах от 1л.
Чтобы исключить химическое выделение тепла, кислота добавляется в воду, а не наоборот! Несмотря на то, что ареометр должен быть под рукой, ориентировочные пропорции на 1л воды следующие:
- 1,23г/см куб — 280г кислоты (именно грамм, а не мл! В бутылке 1л, но в 1мл — 1,83 грамма кислоты, плотность читайте на бутылке);
- 1,25/см куб — 310 грамм;
- 1,29/см куб — 385 грамм.
Правила эксплуатации аккумулятора
Чтобы аккумулятор прослужил как можно дольше, соблюдайте правила:
- для поднятия уровня электролита над пластинами доливается дистиллят, после чего батарея заряжается. Серная кислота не добавляется;
- не допускайте разряда аккумулятора ниже 20%, заряжайте батарею только 10%-м током (5-6А), иначе электролит закипит.
И напоследок добавим, что в интернет-магазине Pitstore вы найдете в продаже автотовары и аксессуары для любой модели авто. Лучшие цены, оперативная доставка и профессиональные менеджеры, которые всегда подарят вам хорошее настроение — все это интернет-магазин Pitstore.
Pitstore — здесь вам всегда рады!