Как выставить зажигание по лампочке
Перейти к содержимому

Как выставить зажигание по лампочке

  • автор:

Как выставить зажигание по лампочке

Как выставить зажигание по лампочке

Один из самых распространенных способов выставления зажигания – регулировка с помощью лампочки 12 В. Подходит для всех автомобилей с контактной системой зажигания. На автомобилях и транзисторными или тиристорными системами напряжения на концах трамблера не хватит для зажигания лампочки.

Отрегулируйте величину угла замкнутого состояния контактов трамблера (УЗСК). Для этого снимите крышку прерывателя-распределителя и зачистите надфилем его контакты, убирая все образовавшиеся бугорки-окислы. После очистки убедитесь, что контакты прилегают друг к другу всей плоскостью. При необходимости откорректируйте, слегка подгибая неподвижный контакт.

Поверните коленвал до такого положения, при котором расстояния между контактами трамблера наибольшее. Отверните винт, фиксирующий контактную группу на пластине подшипника, и введите между контактами щуп 0,4 мм. Подберите положение контактной группы, при котором щуп перемещается с усилием, и зафиксируйте ее, затянув винт. Щупами 0,35 и 0,45 мм проверьте величину зазора.

Используйте спецключ для вращения коленвала. При его отсутствии осуществляйте его медленное вращение, аккуратно толкая автомобиль на четвертой или пятой передаче. Не используйте стартер для этих целей. Установив нужный зазор, автоматически выставляется нужное значение УЗСК, но только в новых трамблерах, собранных без нарушения технологии и размеров. Поэтому проведите дополнительные регулировки.

Из крышки прерывателя выньте центральный высоковольтный провод и прислоните его к массе. К проводу, идущему от трамблера на катушку зажигания, подключите лампочку. Включите зажигание: лампочка будет гореть при размыкании контактов прерывателя и гаснуть при их замыкании. Начните медленно вращать коленвал двигателя по часовой стрелке.

Как только лампочка погаснет, отметьте положение бегунка на корпусе трамблера. Также отметьте положение бегунка в момент зажигания лампочки. Измерьте длину дуги окружности по корпусу прерывателя. Чтобы рассчитать УЗСК, умножьте число пи (3,14) на 360 и на диаметр корпуса трамблера, а затем разделите на измеренную длину дуги между отметками. Полученный результат будет углом в градусах и минутах. Сравните его с рекомендуемыми величинами в руководстве по эксплуатации.

Для регулировки угла опережения зажигания (УОЗ) поверните коленвал таким образом, чтобы метка на его шкиве совпала с меткой на крышке механизма газораспределения (см. инструкцию по эксплуатации). Бегунок трамблера при этом должен стоять напротив высоковольтного провода 1 цилиндра. Подключите лампочку одним проводом к проводу, идущему от трамблера к катушке зажигания, другим – к массе. Из крышки прерывателя выньте центральный провод и прислоните к массе. Ослабьте фиксирующий корпус трамблера болт. Включите зажигание.

Начните поворачивать корпус трамблера по часовой стрелке до момента, когда погаснет лампочка. Затем медленно вращайте его в обратную сторону до момента включения лампочки. Как только лампочка загорится, зафиксируйте болтом корпус прерывателя в этом положении. После выполнения всех регулировок проверьте полученный результат в движении.

Прогрейте двигатель, разгонитесь до 40-50 км/час на 4-й передаче. При резком нажатии педали газа должны появиться характерные детонационные стуки и начаться уверенный набор скорости. При отсутствии слышимой детонации поверните трамблер против часовой стрелки на 1 деление по шкале у основания корпуса. Если детонационные стуки длятся более 1-2 сек., поверните трамблер на указанную величину по часовой стрелке. Повторяйте процедуру до получения детонации, длительностью 1-2 сек.

КАК ВЫСТАВИТЬ УГОЛ ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ ПО ЛАМПОЧКЕ

Если у вас в наличии нет стробоскопа и вы не намерены его покупать, то, ознакомившись с руководством, как настроить зажигание на ВАЗ- 2109 (карбюратор) с использованием лампочки, вы сможете выполнить необходимые регулировки без его применения. Алгоритм действий для этого способа следующий:

Для начала необходимо совместить метки на шкиве коленвала и на крышке ГРМ. Сделать это можно, повернув коленчатый вал. Для этого воспользуйтесь специальным ключом. Если же такой ключ отсутствует, можно, включив четвёртую передачу, толкать автомобиль до совпадения меток.Далее, отсоедините от прерывателя провод, идущий на катушку зажигания, и соедините его с проводом 12-вольтной лампочки. Второй провод лампочки нужно подключить к массе (корпусу машины).Как и в случае с использованием стробоскопа, ослабьте гайки крепления трамблёра.
Включите зажигание (лампочка должна гореть) и не спеша поворачивайте корпус прерывателя-распределителя до тех пор, пока электролампочка не погаснет. Как только это произошло, начинайте поворачивать в обратную сторону и в момент, когда лампочка загорится, можете затягивать крепления прерывателя-распределителя.

На этом установка зажигания считается завершённой, и если вы всё сделали правильно, то выставленный таким образом угол опережения обеспечит эффективную работу двигателя.

КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОТЕСТИРОВАТЬ РАБОТУ ЗАЖИГАНИЯ

Этот довольно простой способ проверки работы системы зажигания может применяться как для автомобилей «девятого» семейства, так и для других легковых транспортных средств, оснащённых карбюраторным двигателем. Однако сразу следует оговориться, что здесь требуется определённый опыт, поскольку проверка производится на слух.

Итак, вначале нужно разогнать автомашину до скорости 50 км/ч и включить четвёртую передачу. Теперь выжмите до упора педаль газа и слушайте работу мотора. Если в этот момент появились тихие детонационные звуки, значит, угол опережения зажигания ВАЗ-2109установлен верно. О позднем моменте свидетельствует отсутствие звуков при разгоне. В случае же, когда детонационные звуки слишком громкие, следует делать вывод о раннем зажигании. Как в первом, так и во втором случае двигателю вашего автомобиля требуется повторная настройка момента зажигания.

Как установить опережение зажигания «по лампочке»

Большинство подвесных лодочных моторов, находящихся в эксплуатации, имеют обычную контактную систему зажигания, которая из-за износа контактов прерывателей требует периодического контроля максимального опережения зажигания.

Многие владельцы моторов жалуются на плохой запуск двигателя, повышенный расход топлива или выброс топлива через диффузор карбюратора, плохую тягу гребного винта. Чаще всего причиной является неверно выставленное зажигание.

В заводской инструкции, прилагаемой к мотору, сказано лишь о величине зазоров между контактами прерывателей, которая должна составлять 0,3—0,4 мм. А при проверке оказывается, что при одинаковой величине зазора в обоих прерывателях опережение зажигания в каждом цилиндре разное и доходит до 5—7 мм хода поршня, т. е. в одном цилиндре зажигание раннее, а в другом позднее — отсюда и многие неприятности.

На страницах «КиЯ» неоднократно публиковались описания приспособлений для контроля угла опережения зажигания, но их конструкция сложна, требуется источник автономного питания. К сожалению, и промышленность пока еще не может предложить достаточно удобного прибора.

Схема приспособления для проверки величины опережения зажигания

Информация об изображении
Схема приспособления для проверки величины опережения зажигания

Вот уже более 25 лет я пользуюсь простым, но давно забытым способом «установки зажигания по лампочке». Он позволяет с достаточной точностью выставлять опережение зажигания для каждого цилиндра в отдельности. Необходимое для этого приспособление состоит из резьбовой втулки 2, стержня 4 и электрического пробника (лампочка от карманного фонаря 2,5 В и элемент «373»).

На стержне нужно при помощи трехгранного надфиля нанести контрольные риски 3. Расстояние между рисками (5,05 мм) соответствует величине максимального опережения зажигания для моторов «Вихрь-М» или «Вихрь-30». Я сделал стержень из В-миллиметровой калиброванной проволоки и нанес на него несколько пар рисок — каждая пара соответствует конкретному лодочному мотору.

Для проверки опережения зажигания с лодочного мотора снимают пусковой механизм, храповой диск, закрывающий отверстия в маховике, вывертывают свечи. На поршнях не должно быть нагара (его можно счистить через свечное отверстие). Отсоединяют провода, идущие от магнето к катушкам зажигания (при этом нужно обязательно пометить провод нижнего и верхнего цилиндров).

В свечное отверстие верхнего цилиндра вворачивают резьбовую втулку (на 10—15 мм) и в нее вставляют стержень. Поворачивая рукой маховик, устанавливают поршень в верхнюю мертвую точку (ВМТ). Вворачивая или выворачивая резьбовую втулку, совмещают нижнюю риску на стержне с торцом втулки как показано на рисунке. Через отверстие в маховике между контактами прерывателя нижнего цилиндра вставляют кусочек спички. Затем к проводу, идущему от магнето к катушке зажигания верхнего цилиндра, подсоединяют один из проводов пробника; другой провод подсоединяется к массе двигателя. Путать провода верхнего и нижнего цилиндров нельзя, так как можно размагнитить магниты маховика.

Ручку газа переводят в положение «полный газ» до упора. При проворачивании маховика по ходу вращения лампочка пробника будет гореть. В определенном положении маховика, когда контакты прерывателя верхнего цилиндра разомкнутся, она погаснет. Если на данном двигателе зажигание выставлено верно, то лампочка гаснет в тот момент, когда верхняя риска на стержне совместится с торцом резьбовой втулки. Стержень надо придерживать рукой, чтобы он постоянно касался головки поршня.

Если лампочка гаснет в тот момент, когда верхняя риска на стержне еще не дошла до края резьбовой втулки — зазор между контактами прерывателя верхнего цилиндра надо уменьшить. Если лампочка погасла после того, как риска на стержне ушла внутрь втулки, зазор в этом прерывателе надо увеличить так, чтобы лампочка гасла в момент, когда верхняя риска на стержне совпадет с торцом резьбовой втулки.

Аналогично выставляется зажигание и на нижнем цилиндре (здесь стержень придется подсовывать под резиновый уплотнитель на поддоне мотора).

Схема пробника

Информация об изображении
Схема пробника

После установки опережения зажигания не забудьте из прерывателя удалить кусочек спички. При работе с приспособлением старайтесь делать так, чтобы лампочка пробника горела минимальное время.

Может оказаться, что после регулировки зажигания величина зазора в прерывателях окажется больше или меньше 0,4 мм — пусть это вас не беспокоит. Летний сезон с этими прерывателями мотор отработает, а зимой их надо будет реставрировать или заменить на новые. Кроме того, потребуется повторная регулировка карбюратора в режиме холостого хода, так как двигатель будет уже заводиться на малом газе.

Как ни странно, но даже на новых, еще не обкатанных моторах при проверке оказывается, что зажигание выставлено неверно. Купив как-то мотор «Привет-22», я обнаружил, что при его работе наблюдается выброс топлива через диффузор карбюратора. Регулировка карбюратора ничего не дала. Тогда я проверил и выставил при помощи описанного приспособления максимальное опережение зажигания (3,8 мм) на обоих цилиндрах. Выброс топлива через диффузор прекратился, да и двигатель стал устойчиво работать на малых оборотах.

Как выставить угол опережения зажигания

как правильно выставить угол опережения зажигания

За стабильную работу двигателя в значительной степени отвечает система зажигания. Неправильно установленный угол опережения приводит к перебоям в работе двигателя, трудностям его запуска, потери оборотов, возникновению хлопков и выстрелов.

как правильно выставить угол опережения зажигания

Другая возможная причина, по которой может понадобиться настройка работы системы – демонтаж трамблера.

Установка трамблера

На всех автомобилях эта процедура происходит по-разному. Очень простой монтаж трамблера на отечественные «Москвичи», ЗАЗы и ГАЗы. В хвостовике их распределителей находятся два полумесяца разных размеров. Точно такой же сектор присутствует и в приводе, расположенном в блоке двигателя. Устанавливая трамблер, достаточно придерживаться совпадения направления полумесяцев хвостовика с приводом.

На корпусе трамблера большинства автомобилей зарубежных производителей есть специальные метки для ориентира, что значительно упрощает его монтаж.

Установка трамблера на автомобили ВАЗ осуществляется по первому цилиндру. Для этого нужно выставить его поршень в положение предшествующее ВМТ (верхней мертвой точке), при котором наступает момент сжатия. Порядок этой процедуры следующий.

  • Выкручивается свеча первого цилиндра.
  • Пальцем или пробкой с вина плотно закрывается образовавшееся отверстие.
  • Вращая по часовой стрелке коленчатый вал заводной ручкой или торцевым ключом (36 мм), нужно дождаться момента сжатия (воздух начнет выталкивать палец или пробку).
  • Продолжая крутить маховик, следует добиться совпадения метки его шкива со средней меткой, расположенной на крышке ГРМ. Угол опережения в этом случае будет составлять примерно 5°, что приемлемо для «92-го» и «95-го» бензина.

Теперь можно устанавливать трамблер. Его корпус должен находиться в таком положении, при котором воображаемая линия через пружинные защелки крышки будет параллельна оси двигателя. Ротор распределительного бегунка при этом должен быть направлен в сторону контакта первого цилиндра на крышке.

Если все условия выполнены, можно затянуть крепежные болты и попробовать запустить двигатель (свечу из первого цилиндра нужно вкрутить обратно). Если машина завелась, значит все сделано правильно и следующим шагом будет регулировка угла опережения зажигания.

Видео — как выставить зажигание на ВАЗ 2106 если снимался трамблер:

Некоторые специалисты осуществляют монтаж трамблера по любому из цилиндров. При этом на метки они не смотрят вообще, а коленвал вращают стартером. Процесс этот, в принципе, не сложный, но без определенных навыков лучше все же ориентироваться по первому цилиндру.

Как можно выставить угол опережения зажигания

Настройка опережения зажигания требуется для полного сгорания топлива в камерах. Из-за того, что бензин сгорает не моментально, поджигать его нужно немного раньше достижения поршнем ВМТ. Поэтому, момент возникновения искры должен быть четко отрегулирован.

Видео — проблема раннего зажигания на ВАЗ 2106:

Существует несколько способов выполнения этой процедуры. Многие умельцы доверяют исключительно своим ушам и предпочитают все делать на слух. Некоторые автомеханики для выставления момента зажигания используют лампочки или стробоскоп.

Регулировка зажигания на слух

Процесс происходит на холостых оборотах заведенного, прогретого двигателя (в случае необходимости можно немного подтянуть подсос для обеспечения устойчивой работы).

  • Гайка, фиксирующая корпус трамблера ослабляется, после чего начинается его медленное вращение в разные стороны.
  • В положении, где обороты двигателя будут наиболее максимальными, нужно попробовать «погазовать». Если при резком нажатии на педаль не произойдет никаких перебоев, хлопков и выстрелов, а ускорение оборотов будет стремительным, то необходимое положение найдено.
  • От этой точки следует провернуть корпус распределителя на 1-2° по часовой стрелке, после чего зажать его фиксатор.

Выполнение последнего пункта необходимо для того, чтобы зажигание не было слишком «ранним», что создает излишнее сопротивление вращению коленчатого вала.

Примечание! Иногда достичь идеальной работы двигателя не удается из-за некорректной работы узлов топливной системы или низкого качества горючей смеси. В таких случаях нужно довольствоваться самым оптимальным решением, а после регулировки карбюратора провести повторную корректировку зажигания.

Установка угла опережения по искре

Поршень первого цилиндра нужно установить в верхнее положение вращением коленвала до совпадения метки шкива с первой меткой на блоке ГРМ.

Раздатчик при этом должен быть направлен в сторону контакта провода первого цилиндра. Если же он окажется в другом направлении, требуется выполнить еще один полный оборот маховика. Можно также искать нужное положение, выкрутив свечу из первого цилиндра.

Из крышки трамблера вынимается центральный высоковольтный провод, а его контакт размещается на расстоянии 5 мм от «массы» автомобиля. Ослабив фиксатор распределителя, нужно включить зажигание.

Медленно проворачивая корпус распределителя, необходимо движениями бегунка влево/вправо найти положение, при котором возникнет искра между контактом провода и «массой».

Далее, двигая трамблер по миллиметру в направлении против часовой стрелки, следует поймать момент, при котором искра перестанет появляться, после чего зажать фиксатор.

Регулировка зажигания по лампочке

Первоначально осуществляется установка поршня первого цилиндра в положение, предшествующее ВТМ (ровняясь на среднюю метку) вышеописанным способом. Далее один провод обычной автомобильной лампочки подключается к «массе», а другой к проводу, ведущему от катушки к трамблеру.

Видео — как выставить зажигание по лампочке:

При включенном зажигании корпус распределителя вращается в разных направлениях до тех пор, пока лампочка не загорится. Остановив распределитель в этом положении нужно его зафиксировать.

Очень редко бывают случаи, когда машина замечательно работает при значительных несовпадениях меток. Это может быть вызвано неправильной предшествующей сборкой двигателя или растяжением цепи ГРМ.

Особенности зажигания разных видов, регулировка контактов

Существует два типа системы зажигания: электронная и механическая. Установка угла опережения любого из них одинакова, осуществляется путем вращения корпуса трамблера.

Отличительной особенностью является то, что у механического распределителя искра образовывается за счет размыкания контактов. Поэтому, перед настройкой угла опережения желательно проверить и при необходимости отрегулировать зазор между ними. Делается это следующим образом:

  • Коленчатый вал проворачивается до появления максимального расстояния между контактами.
  • С помощью щупа проверяется зазор. Если показатель отличается от рекомендуемого заводом изготовителем (для каждой модели авто он разный), то следует ослабить винты крепления и регулировки контактной группы.
  • Перемещением пластины выставляется требуемый зазор, после чего вначале затягивается регулировочный винт, а после контрольного измерения — крепежный.

В электронной системе зажигания контакты отсутствуют, возникновение искры в ней происходит за счет взаимодействия специальных датчиков и коммутаторов. Преимуществом является создание в электронной системе импульса высоковольтного напряжения в 1,5 раза выше, чем у механической.

Следовательно, на свечах образовывается искра больших размеров, что способствует лучшему воспламенению и сгоранию топлива, увеличению оборотов, улучшению пусковых характеристик и т.д. Электронная система зажигания требует только настройки правильного угла опережения.

Не зависимо от используемого трамблера и выбранного способа его регулировки, в процессе эксплуатации автомобиля может понадобиться корректировка угла опережения.

При «раннем» зажигании машина заводится хорошо, но при разгоне слышится постоянная детонация. При «позднем» падает мощность двигателя, наблюдается повышенный расход топлива и т.д.

В поисках оптимальных решений, изменять положение корпуса распределителя следует умеренно (не более 1 — 1,5 мм), после чего нужно зажимать фиксатор и испытывать машину в движении. В любом случае, для достижения наилучшей работы двигателя придется немного поэкспериментировать.

Посмотрите когда и как заменить топливный фильтр, ведь качество топлива на наших АЗС оставляет желать лучшего.

Как выбрать АКБ для автомобиля читайте здесь. От его работы зависит будут ли у вас проблемы при заводе двигателя, особенно зимой.

Советуем проложить маршрут на автомобиле https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/interesnoe-dlya-voditelej/raschet-rasstoyanij.html между городами и распечатать карту перед поездкой.

Видео — как выставить зажигание на ВАЗ 2109:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *