Тощая свеча
«Тощей свечой» в древности называли церковный подсвечник, который ставился перед храмовой или поклонной иконой, лежавшей на аналое. Название «тощая свеча» связано с тем, что для их изготовления бралась колода, полая (пустая, «тощая») внутри. Подставка и верхняя часть подсвечника могли быть металлическими. На подсвечниках ставилось обычно тринадцать свечей (по числу двенадцати апостолов и Христа), однако свечей могло быть и меньше.Если в древности церковные подсвечники выполняли из колоды дерева, а затем поверхность покрывали росписью, то позднее их стали делать из фарфора, а также из металла.
Общий вид до реставрации
До реставрации
Представленный образец расписной «тощей свечи» имеет точную дату создания: вверху по окружности помещена вкладная надпись, выполненная с элементами вязи: «ЛЕТА 7172 ГО (1664) ГОДУ МЦА МАЙА В К (20)ДНЬ ПОСТАВЛЕНА СИЯ СВЕЧА УСПЕНИЮ БДЦЫ». Затруднение вызывает написание и прочтение букв, которыми передан звук «Ч» в слове «свеча». Это может быть частично утраченное написание через соединение букв «Ц» и «Ш». Также в графике написания можно предположить, что «Ч» заменено на «Ц», и слово «свеча» звучит как «свеца», что характерно для русских северных «цокающих» говоров.
Реставрация
Укреплены красочный слой с левкасом. Удалена потемневшая олифа. При повторной реставрации проведено укрепление красочного слоя с левкасом. Выполнена регенерация побелевшего лака. Восполнены мелкие утраты красочного слоя с левкасом. Поверхность покрыта лаком.
Тощая свеча
Наверное, многие слышали о традиции в древней русской Церкви поставления пудовых свечей (пуд равен 16 кг). Как правило, такие свечи ставили состоятельные люди в честь какого-либо события или обета. Но, так как нет предела совершенству, человеческому тщеславию и рвению в жертвовании на богоугодное дело, то продолжением этой традиции стала «тощая свеча». Так в древней русской Церкви стал называться напольный подсвечник, по своей форме напоминающий пудовую свечу.
Основой для «тощей свечи» стало бревно, но не цельное, а полое (пустое, «тощее») внутри. Из обрезка бревна удалялась сердцевина так, что оставались тонкие стенки и на выходе получался полый деревянный цилиндр. Готовый цилиндр устанавливался на массивное основание из дерева, камня или металла и венчался металлическим навершием с «гнездами» для установки свечей. Обычно делали 12 «гнезд» по кругу (по числу апостолов), в центре было «гнездо» более крупного диаметра для установки крупной свечи или лампады (символически — Христос). Как правило, «тощая свеча» украшалась богатой росписью или резьбой. Часто, как дополнение к орнаментальному украшению «тощей свечи», присутствовала надпись вязью с указанием даты поставления «сией свещи», имени дарителя или события.
Уникальная традиция «тощих свечей» практически исчезла и забыта, но ничего не мешает ее вернуть, и посему принято решение ее изготовить. Со всеми этапами изготовления «тощей свечи» буду знакомить на своей странице.
Во многих источниках можно встретить утверждения, что технологически «тощую свечу» делали методом выжигания открытым огнем сердцевины с последующим финишным выскабливанием. Лично у меня подобные утверждения о таком методе вызывают большие сомнения. Сторонникам данной технологии хотелось бы порекомендовать попробовать самим на практике осуществить равномерное выжигание сердцевины в бревне длинной от 80 до 100 см. Поэтому решил корпус «тощей свечи» делать наборным. Для этого было приготовлено 18 реек (ламелей) липовой доски, из расчета, что готовый цилиндр будет длиной 80 см и диаметром 270 мм.
Для склейки «трубы» необходимо, чтобы ребра реек имели угол. В нашем случае этот угол составляет 10 градусов. Перед склейкой готовые рейки щитом разложить на столе, предварительно скрепив с тыльной стороны скотчем. Это необходимо для проверки «на сухую» (без клея) монтажа трубы и точного примыкания всех ребер. Склейку лучше делать стяжными ремнями с храповиком. В нашем случае использовались 4 ремня-стяжки.
Часть вторая
В первой части моей «повести о тощей свече», как заключительный результат был изготовлен 18-гранный деревянный и полый внутри цилиндр. Но обещая повествование о поэтапном изготовлении «тощей свечи», предлагаю к вниманию следующую операцию. В данном случае — превращение 18-гранного цилиндра в гладкую деревянную трубу диаметром 270 мм. Разумеется, что для такого «превращения» самым простым способом будет обработка на токарном станке.
При всей простоте данной операции пришлось изготовить несколько дополнительных приспособлений. Прежде всего, это две 18-гранные заглушки на торцы цилиндра, для зажатия в центрах токарного станка, и небольшая «реконструкция», а точнее удлинение опорного подручника станка в виде приваривания к нему трубы квадратного сечения для более удобной и точной проточки цилиндра. При точении «трубы» и контроля диаметра настоятельно рекомендую использовать кронциркуль для диаметров до 300 мм. После изготовления «трубы» необходимого или получившегося диаметра переходим к «прориси» изображения.
Да-да, в технологии изготовления «тощей свечи», как и в написании или нарезании икон, необходима «прорись» будущего изображения. Учитывая диаметр изделия и используя школьную формулу расчета длины окружности, готовим лист бумаги необходимого размера, где и изображаем орнаментальное украшение нашей «тощей свечи».
Часть третья
После приготовления «прориси» с орнаментальным рисунком переходим непосредственно к резьбе на корпусе «тощей свечи». Следует учитывать, что корпус имеет довольно крупные размеры и сферическую поверхность. Поэтому для удобства при работе целесообразно изготовить «козлы» с центрами, где деталь будет надежно зафиксирована.
Также не лишним будет разметить и засверлить 12 отверстий в одной из «заглушек», установленных в торцах цилиндра. Этот своеобразный делительный диск позволит избежать проворачивания детали при резьбе. В качестве фиксатора можно использовать любой металлический пруток нужного диаметра, пропущенный через корпус «бабки» с направляющим центром. После переноса рисунка с «прориси» на корпус «тощей свечи» при помощи «копирки», приступаем к удалению фона. Завершив выборку всего фона, режем рельеф «райских кущей». Готовую резьбу шлифуем, извлекаем корпус из центров и вытаскиваем «заглушки». Корпус «тощей свечи» готов.
Часть четвертая
Следующим этапом изготовления «тощей свечи» стала работа с навершием подсвечника и его постаментом. Уже готовый и украшенный резьбой корпус «тощей свечи» необходимо установить на массивное основание. Для этого сначала точится на токарном станке навершие подсвечника и промежуточный диск с округлыми краями, который будет установлен между корпусом «тощей свечи» и основным постаментом.
Сам постамент технологически изготовлен так же, как и корпус «тощей свечи» и тоже является пустотелым 12-гранным цилиндром. Так как весь подсвечник фактически пустотелый, то при всей своей кажущейся массивности, общий вес его не столь значителен. А учитывая еще небольшую площадь постамента при высоте изделия 1 м 10 см, то при каких-то ситуациях есть риск его опрокидывания.
Поэтому еще одной деталью постамента будет квадратный щит, который позволит подсвечнику быть более устойчивым. После изготовления всех необходимых деталей навершия и постамента можно переходить к общему монтажу.
Для сборки и склейки корпуса «тощей свечи» с навершием и постаментом потребуются струбцины длиной не менее 120–150 см. После завершения монтажа и склейки подсвечника можно сказать, что на этом основные столярные работы с изготовлением «тощей свечи» выполнены. В следующей части «повести о тощей свече» уже рассмотрим не только отделочные работы, но и изготовление металлической части подсвечника. А именно — навершия с «гнездами» для установки церковных свещей.
Часть пятая, заключительная
Последним этапом в столярной части изготовления «тощей свечи» стала отделка. В данном случае корпус был покрыт масляной морилкой, а после ее полного высыхания вся поверхность изделия была обработана восковой мастикой. Так как в состав мастики, кроме пчелиного воска, входит еще льняное масло, то стоит учитывать, что процесс полной полимеризации покрытия может занять две недели. Пока покрытие «доходит» до нужного состояния, можно перейти к металлическим работам.
Как показывают сохранившиеся образцы древних «тощих свечей», наиболее частым в использовании металлом для изготовления наверший было олово. Так как наша задача изготовить наиболее достоверную эпохе реплику «тощей свечи», то остановимся и на соответствующем эпохе металле. Сам диск навершия был изготовлен из жести по технологии ручной жестяной работы с креплением всех швов на фальц. Уже готовый жестяной диск был залужен оловом. В качестве совета можно порекомендовать проводить лужение поверхности в проветриваемом помещении или на открытом воздухе. Впрочем, столь непродолжительная работа не вреднее чаепития из угольного самовара. После лужения диска приступаем к «малой металлургии» по технологии отлива оловянных солдатиков. Так как «гнезда» подсвечника подразумевают некую серийность и одинаковость, то необходимо изготовление формы для отлива. Для этого была выточена из березы модель гнезда, по которой и была изготовлена гипсовая форма.
К счастью, форма выдержала все двенадцать отливок с лишь небольшими погрешностями поверхности на последних двух отливках. Все двенадцать «гнезд» изготовлены под наиболее «популярную» свещу — сороковку. По такой же технологии была изготовлена еще одна форма для тринадцатого, центрального гнезда подсвечника. Данное гнездо чуть большего размера под свещу — двадцатку. Закрепив металлическое навершие на корпусе «тощей свечи» можно перейти к заключительной полировке воскового покрытия корпуса.
На этом процесс изготовления «тощей свечи» завершен. С готовым образцом реплики «тощих свечей» древней русской Церкви можно будет скоро ознакомиться воочию в рамках готовящейся выставки в Доме Ряпуши.
Автор: Павел Варунин
Источник: страница председателя Союза старообрядческих общин и руководитель Общества культуры староверов Эстонии Павла Варунина в социальной сети
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!
Подсвечники церковные (интерьерные)
В русском православном храме можно увидеть множество подсвечников, предназначенных для того, чтобы прихожане возжигали свечи перед иконами. Наиболее распространенная конструкция в наши дни – прямоугольный или округлый столик на высокой ножке со множеством лунок для свечей.
Иногда подсвечник для множества свечей именуют поликандилом, хотя чаще это слово относят к небольшой храмовой люстре с несколькими источниками света.
Материалы изготовления
Как правило, подсвечники в храм делают из металла – стали, покрытой нитридом титана или латуни.
Разновидности
- Центральный подсвечник – как правило, самый большой. В центре такого подсвечника обычно бывает установлена лампада.
- Обычные подсвечники – ставятся перед иконами, мощами, распятием. Могут быть круглыми или многогранными, реже прямоугольными, с лампадой или без нее.
- Детскиенапольные подсвечники отличаются от взрослых меньшей высотой. Благодаря этому малышам бывает удобно ставить на них свечи.
- Канун (канон, тетрапод) – заупокойный подсвечник, панихидный стол.
- Подвесные подсвечники (кандила). Встречаются значительно реже напольных. В православных храмах их, как правило, помещают перед чтимыми иконами. Такой подсвечник может иметь лунки для одной или нескольких свечей, а также стаканчик для лампады.
Варианты изготовления
Наиболее распространенный вариант подсвечника – с лунками для свечей. Лунки эти могут быть одинакового или разного диаметра.
Помимо подсвечников с лунками, встречаются песочные подсвечники, где место верхней поверхности занимает емкость для песка. В этот песок прихожане и ставят свечи.
Особенности оформления
В старину были распространены подсвечники, в которых лампада устанавливалась на особой трубе – металлической или фарфоровой. Благодаря этому ее огонек оказывался выше свечей. Это несло в себе особую символику: лампада в центре подсвечника символизирует Спасителя, а свечи – святых или просто всех членов Церкви. Эта практика оформления подсвечников встречается и в наши дни.
Особенности использования
В русской традиции подсвечники обычно ставят перед иконами и святынями (мощами, распятием и т.п.) В Греции практика несколько иная: там в храме, а то и около него, на церковном дворе, устанавливается всего один или два подсвечника – для свечей, поставляемых с молитвой о здравии и об упокоении.
Полезный совет
Перед тем, как начать ставить на металлический подсвечник свечи, его щедро смазывают лампадным маслом. Это облегчит чистку подсвечника от застывших капель воска и убережет его от порчи.
Согласно требованиям пожарной безопасности подсвечник должен стоять на негорючей поверхности. Помимо этого, стоит позаботиться, чтобы воск не падал на храмовый пол, иначе на нем останутся пятна. Поэтому во многих храмах подсвечники ставят на специальные круги-подложки из подходящих материалов.
Из истории
В старину на Руси существовал такой вариант напольного подсвечника в храм, как тощая (или поставная) свеча. Это подсвечник, ножка которого выполнена в виде цилиндрического столбика и сама напоминает огромную свечу. Как правило, такие подсвечники украшались богатой росписью или резьбой. Изначально их делали из полой внутри деревянной колоды, позднее – из фарфора. Орнамент, украшавший «тощую свечу», символизировал райские кущи и представлял собой переплетения диковинных растений.
Духовно-символическое значение
Подсвечник, на который верующие ставят свечи в знак своей любви и благоговения, символизирует Церковь, где собрались все мы, призванные пламенеть огнем молитвы и быть пред Богом мягкими и податливыми, как воск, а по отношению к ближним – теплыми и милостивыми.
В наличии
Тощая свеча. Зарисовки о церковной утвари
В старинных храмах можно встретить напольные подсвечники необычной формы и с весьма самобытным названием «тощая свеча». Такой подсвечник имеет вид довольно широкого цилиндра. Вверху подсвечника «тощая свеча», как и полагается, находится поднос для свечей. Подсвечник этот, и впрямь, напоминает свечу, но – огромную!
«Тощие свечи» были распространены на Руси уже в далеком XVII столетии. Особенно часто их можно было встретить в храмах на севере страны. Историки предполагают, что своим обликом эти поставцы (еще одно именование подсвечника) были призваны имитировать настоящую свечу, так называемую пудовую. Был
у наших предков и такой обычай: состоятельные люди в благодарность Небу или с горячей молитвой о помощи Божией возжигали перед иконами свечи, на изготовление которых уходил целый пуд (16 килограммов) чистого пчелиного воска.
Пожертвование в храм подсвечника было сродни поставлению перед святыней огромной свечи, которая будет гореть пред Богом не одно десятилетие. О значимости подобного деяния в глазах наших предках говорит тот факт, что одним из украшений подсвечника могла быть вырезанная древнерусской вязью дата его изготовления. «…ЛЕТА СЕДЬМЬ ТЫСЯЩ СТО СЕМЬДЕСЯТ ПЯТОГО» (1667 г.), – прочтет знаток старинной письменности на «тощей свече», сохранившейся в Сольвычегодском художественно-историческом музее.
Основным же украшением старинного поставца были растительные орнаменты, призванные напоминать
молящимся о красоте райских кущ. В этот орнамент могли быть впелетены и медальоны с иконами, а также с изображением Голгофского Креста. И все же, почему подсвечник назвали именно тощей свечой? Дело в том, что его делали из полой внутри колоды – древесного ствола. «Тощий» означало в данном случае не «тонкий», а «пустой». Чтобы изготовить «тощую свечу», мастер брал отрезок древесного ствола и выжигал его изнутри, так что оставались лишь довольно тонкие стенки. Снаружи поставец покрывали затейливой резьбой и/или росписью.
В архивах можно встретить упоминания о том, что «ствол» «тощей свечи», как это ни парадоксально, могли изготовить из того же материала, что и обычные свечи, – из воска. «У тое иконы подсвечник восковой, на нем писаны травы, весом пуд восемнадцать фунт, надсвечник белого железа», – свидетельствует документ XVII века. Интересно, что существовала практика изготовления восковых подсвечников из свечей, приносимых верующими. Такой подсвечник приобретал значение общей жертвы, приносимой «всем миром». Сохранились сведения, что
восковые подсвечники нередко устанавливали перед иконой Ильи Пророка, считавшегося покровителем пчеловодства. Именовали такие подсвечники вощаницами, а служили они по много лет, едва ли не наравне с деревянными, что говорит об отменном качестве настоящего воска, не знавшего в те благословенные века синтетических примесей. Воск этот не крошился, не плавился, и восковые подсвечники, наряду с обычными, вносили в описи имущества храмов. В XIX веке цилиндрические подсвечники нередко делали из фарфора и покрывали росписью. Сегодня можно
встретить и металлические поставцы подобной формы. Их «ствол», как правило, делается ажурным, сквозным.
Еще один пример того, как подсвечник может если не имитировать форму свечи, то, во всяком случае, перекликаться с ней, мы все чаще встречаем в наши дни. Лампада, установленная в центре храмового подсвечника, ставится не на его поверхность, по соседству с лунками для свечей, а значительно выше – так, что огонек ее оказывается выше фитиля самой массивной из свечек.
Для этого служат особые трубы, которые иногда изготавливают из латуни, как и сам подсвечник, а иногда – из
фарфора, украшая их затейливыми яркими узорами, а то и иконами. Данное художественное решение имеет
серьезное обоснование – если не богословское, то уж, во всяком случае, символическое: лампада в центре под-
свечника напоминает нам о Христе, а горящие свечи – об апостолах, или попросту – обо всех верующих, собрав-
шихся в единую Церковь вокруг своего Небесного Главы.
Очевидно, что при таком толковании лампаде негоже скрываться у подножия свечей, но следует быть вознесен-
ной выше всех. В старину была распространена и такая традиция: перед чтимым образом, находящимся в иконостасе, могли поместить не обычную лампаду, а поликандило – подвесной подсвечник с масляным светильником в центре и лунками для свечек по краям.
Спонсор рубрики — «Новосибирский воскозавод», производитель свечей из чистого пчелиного воска
(383) 214-78-78