Что делать если пропала зарядка ВАЗ 2106.
Что делать если пропала зарядка ВАЗ 2106.
Данная заметка не претендует на истинность, а отражает личный взгляд автора на проблему и основывается на его опыте. Если вы хотите воспользоваться каким-то советами из этого текста, вы делаете это на свой страх и риск, автор ответственности не несёт.
Для нормальной работы ряда систем автомобиля требуется электрическая энергия. Э.Э. в автомобиле появляется из двух источников: аккумулятора (АКБ) и генератора. Постоянно получать энергию от аккумулятора не выйдет, т.к. он разрядится. То есть остаётся генератор. Помимо обеспечения всех потребителей энергией, от генератора требуется зарядка аккумулятора (для восполнения энергии АКБ, затраченной на работу стартера при запуске двигателя и питание потребителей во время стоянки). Отсюда и пошёл термин «зарядка».
АКБ, генератор и все потребители в автомобиле соединены параллельно, и нет какого-либо устройства, определяющего направление мощности к (от) АКБ. Однако, в разных режимах эксплуатации автомобиля, направление этой мощности меняется. А именно: когда водитель включает стартер, энергия (и мощность) идёт ОТ аккумулятора, то есть заряд аккумулятора (некое количество электричества, запасённое внутри АКБ) расходуется. Когда двигатель запущен, начинает работать генератор, и энергия идёт В аккумулятор, восполняя его заряд. При этом, как было отмечено ранее, никаких переключений в силовой части электропроводки не происходит. Так что же приводит к такому изменению направления потока мощности? А причина в разности величин напряжения, выдаваемого генератором (13,0-14,5В.) и напряжения на клеммах АКБ (11,8-12,5В). Физически этот процесс описывают правила Кирхгофа, советую почитать. Так вот, как только напряжение генератора становится выше напряжения АКБ, аккумулятор перестаёт быть источником и становится потребителем. И в этот момент мы уже можем сказать, что в машине есть «зарядка». То есть для первичной диагностики генератора нужно измерить напряжение на клеммах АКБ при работающем двигателе. Оно должно оказаться в пределах 13,0-14,5В. Или, как минимум, выше, чем при неработающем двигателе. Если этого не произошло, можно говорить о неисправности системы электроснабжения автомобиля.
Причин, по которым зарядка отсутствует- множество. Однако, можно выделить основные: Обрывы проводов, неисправность генератора, неисправность цепи возбуждения генератора (см. далее). Чтобы разобраться с причинами подробнее, необходимо сказать об устройстве генератора и схеме его включения.
Мы помним из школы опыт, когда рамку из проволоки (виток) вращают в поле постоянного магнита, и на концах проволоки появляется ЭДС (и разность потенциалов, т.е. напряжение) . Этот опыт показывает, как механическую энергию (вращение рамки) преобразовать в электрическую. Принципиально, автомобильный генератор работает так же. Только вместо рамки у него статорная обмотка (состоящая, кстати, из витков), она трёхфазная (по ряду причин), но вращается не она, а «магнит». Магнитом является обмотка ротора (некоторые её за чем-то называют якорем). Для того чтобы некая обмотка (катушка) стала магнитом, на неё надо подать ток. Но ротор вращается, и если к нему припаять провода, их намотает на вал и они оторвутся. Здесь на помощь приходят графитовые щётки (их блок иногда именуют шоколадкой). И контактные кольца, по которым эти щётки скользят. Если вы задались вопросом, почему вращается «магнит», а не «рамка с витками», то ответ прост: со статорной обмотки выходит энергия, выработанная генератором, это силовая цепь и ток в ней высокий (до 200А. в некоторых иномарках). Такой ток передавать щётками нерационально из- за потерь и искр. Для питания «магнита», а точнее для возбуждения генератора, требуется ток значительно меньший, порядка 3-5 А. Вот он-то через щётки и пущен.
Теперь разберёмся со статорной обмоткой. Она, оказываясь во вращающемся магнитном поле, выдаёт трёхфазный переменный ток (почему- загуглите). А нам нужен постоянный. Для этого преобразования служит диодный мост. Он, как правило, состоит из шести силовых диодов, расположенных на двух контактно-охлаждающих полукольцах (почему диоды греются и зачем на мост производители добавляют доп.диоды- так же можно загуглить). О диодах нам важно знать, что пока он исправен, он проводит ток только в одном направлении. Если диод начал проводить ток в обоих направлениях-он «пробит». Кстати, выяснить это можно тестером, в режиме прозвонки цепи. Только мост сначала нужно отключить от всех внешних цепей. Таким образом, мы разобрались, как генератор вырабатывает нужный нам постоянный ток.
Осталось понять, каким образом напряжение на выходе генератора поддерживается в нужных нам пределах (13 -14,5В). Если подключить ОВ (обмотку возбуждения или же ротор) напрямую к бортсети, напряжение на выходе генератора начнёт расти, а оно попадает обратно на ОВ, начнёт расти магнитный поток ротора (появится положительная обратная связь (опять гуглим)). И напряжение вырастет до порога самоограничения генератора, то есть 17-18В. Такое значение «зарядки» нам не годится, потому что АКБ начнёт «кипеть», а лампы, магнитола и прочее просто выйдут из строя «сгорят». Для поддержания напряжения в норме применяют метод дискретного регулирования тока возбуждения ротора. Этим занято реле-регулятор (РР). В шестёрках, копейках и тройках РР выполнен отдельным блоком и размещён на левом брызговике под капотом. РР включен в разрыв плюса, идущего на питание ОВ, то есть на одну из щёток. Когда напряжение в бортсети становится ниже нормы (см выше), РР включает ОВ в сеть и напряжение начинает расти, как только напряжение выросло до нормального, РР отключает ОВ и процесс повторяется. Происходит это переключение настолько часто, что каких бы от ни было скачков мы не замечаем. (так же это обеспечивается тем фактом, что магнитный поток ротора не может прекратиться или начаться мгновенно из-за индуктивности). На этом с теорией можно закончить, но если в изложенном выше вы что-то не поняли, советую перечитать и разобраться. Без понимания принципов работы системы, руководствуясь только алгоритмом действий, вы не устраните (а главное- не найдёте) и половины возможных неисправностей.
Теперь к делу. Если возник вопрос, есть ли в машине зарядка, надо вооружиться тестером и контрольной лампой (лампа из стоп-сигнала 12В. 21Вт. с двумя присоединёнными отрезками провода). Все работы нужно проводить с соблюдением Техники Безопасности, осознанно, оценив все риски, помня, что ошибок электричество не прощает! Если есть сомнения- сразу в сервис!
Первым делом переключаем тестер на измерение постоянного напряжения (шкала 20В. или больше), запускаем двигатель и измеряем напряжение на клеммах АКБ. Если оно выше 13,0В и ниже 14,5, добавляем потребители (фары, печка), полезно увеличить частоту вращения двигателя «подсосом» тысяч до двух об/мин. Напряжение осталось в норме? Отлично, с зарядкой у вас проблем нет. Если до включения потребителей всё было нормально, а после- напряжение упало ниже 12,7В-зарядка есть, но слабая. Причиной может быть плохой контакт массы двигателя, нарушение контактов силового плюса (на болту «30» генератора, в распределительной клемме на правом брызговике. Может быть неисправен РР или сам генератор. Сначала предлагаю рассмотреть ситуацию, когда зарядки нет вовсе. То есть после запуска двигателя напряжение на АКБ снизилось.
Поиск нужно начать с цепи возбуждения. Это проще. Устроена цепь следующим образом. Плюс от замка зажигания (появляющийся при включении зажигания) поступает на десятый предохранитель в салоне. Через предохранитель плюс подаётся по оранжевому проводу на клемму «15» РР. Выйдя с клеммы «67» РР по коричневому проводу плюс идёт на клемму 67 генератора, а именно, на одну из щёток. Со щётки ток пошёл на обмотку ротора, выходит с обмотки через вторую щётку и попадает на корпус генератора, то есть на массу. Цепь замкнулась.
Начинаем эту цепь проверять. Включаем зажигание, один провод контрольки (или отрицательный щуп тестера) надёжно подключаем к кузову в салоне, убеждаемся в надёжности этого соединение, подключив второй провод контрольки (или щуп) к заведомо присутствующему плюсу (например, к первому предохранителю). Такую проверку надо осуществлять всякий раз по месту! Контролька работает, масса есть. Теперь второй провод контрольки или (здесь и далее) положительный щуп тестера поочерёдно подключаем к обоим выводам 10-го предохранителя. Напряжение должно быть и там и там. Если нет нигде- смотрим провода за блоком и контактную группу замка. Если до предохранителя есть, а после- нет- меняем предохранитель. Убедившись в исправности предохранителя, проверим, пришёл ли плюс к РР. Подсоединим контрольку к клемме 15 РР и массе (один из проводов подключим к кузову, зажигание по-прежнему включено. Если не светит-оборван провод между блоком предохранителей и РР. Теперь проверим массу РР. Один провод контрольки оставляем на клемме 15, вторым касаемся металлического корпуса (радиатора) РР. Если не светит-восстанавливаем массу РР. Она важна! Далее проверяем, выходит ли плюс с РР. Один провод контролльки остался на массе РР, второй- в клемму 67. Штатные провода от РР не отключаем! Если плюс не выходит (лампа не светит)- РР под замену. Теперь проверим целостность цепи ОВ на участке за РР. Отключает от РР коричневый провод (67), подключаем его к контрольке. Второй провод контрольки подключаем к плюсу АКБ. Если лампа светит- цепь возбуждения в порядке. Причину нужно искать внутри генератора. Если лампа не светит, цепь оборвана. Далее прозваниваем коричневый провод от РР до клеммы на генераторе. Если он цел, а ток через ОВ не идёт, генератор придётся снять. Далее визуально проверим состояние щёток и их прилегание к контактным кольцам. Если всё в порядке- остаётся обрыв обмотки ротора. Обмотка должна прозваниваться тестером, ей сопротивление можно уточнить в Интернете. Ротор, имеющий обрыв обмотки подлежит замене. На этом проверка цепи возбуждения окончена.
Если цепь возбуждения в порядке, силовая проводка (толстые провода «около» генератора) и масса- в порядке, проблема находится внутри генератора. Компонентный ремонт генератора, особенно вне специализированной мастерской – не всегда рационален. Поэтому, при наличии возможности генератор следует заменить новым. Особенно это имеет смысл, если ваш генератор поработал не один десяток лет.
При необходимости ремонта генератора, его аккуратно разбирают, отделяя ротор, обмотку статора и диодный мост. Ротор можно прозвонить (см выше), обмотку статора так же можно прозвонить (но её обрыв происходит крайне редко. Внутри обмоток могут так же происходить межвитковые замыкания и замыкания обмотки на металлический корпус. Вычислить эти неполадки без применения спец. оборудования не удастся. Но надо сказать, что подобные проблемы, как правило не приводят к полному отказу генератора, а только ухудшают его выходные параметры. Неисправную обмотку или ротор заменяют новыми.
Проверка диодного моста: Мост отключить и снять. Переключить тестер в режим диодного теста (как правило, совмещён с прозвонкой цепи). Проверить каждый из шести диодов отдельно. Для проверки диода, подключаем щупы к обоим выводам диода. Например, тестер показал значение 400-600 (прямое падение напряжения на переходе в милливольтах), меняем щупы местами- тестер должен показать обрыв (обычно, единица в левом разряде индикатора). Если хотя бы один диод прозванивается в обоих направлениях, или падение напряжения на переходе нет (менее 100мВ.), или в обоих направлениях не прозванивается (диод оборван)- мост подлежит замене. При отсутствии тестера (здесь и в предыдущих шагах), прозвонку можно сделать из контрольки. Для этого один её провод подключим к плюсу АКБ, второй будем использовать вместо положительного щупа тестера, а вместо отрицательного- подключим провод к минусу АКБ. При замыкании проводов через исправную цепь или диод в прямом направлении, лампа будет светиться, сообщая, что ток проходит. На этом с проверкой электрической части можно закончить. При сборке генератора важно удалить с диодного моста и обмоток всю грязь, особенно если на генератор попадал тосол. Контактных поверхности нужно зачистить, а винты их прижимающие- надёжно затянуть. Очень важно проверить качество изоляции (текстолитовые шайбы, лак на обмотках, изолирующие трубки). При сборке полезно убедиться, что вращаясь, детали не цепляют друг друга. Осталось упомянуть о реле контрольной лампы.
Схема контрольной лампы в панели приборов позволяет косвенно оценить исправность генератора. Состоит она из, собственно, лампы, реле, расположенного на правом брызговике и проводов. Эта система в шестёрке никак не влияет на качество работы генератора, а принцип её действия можно загуглить. Отмечу лишь, что второй тонкий провод (помимо коричневого от клеммы 67), идущий от генератора, отвечает именно за эту систему. Так же реле контрольной лампы не унифицировано с реле света и вентилятора (хотя и имеет такой же корпус). Отличие заключается в нормально-замкнутом контакте.
Как проверить генератор мультиметром
Генератор – одно из важнейших устройств автомобиля. Без него становиться невозможным нормальное функционирование всех блоков, узлов и приборов, которым нужна электрическая энергия. После запуска двигателя автогенератор включается на запитывание бортовой сети, а также на зарядку аккумуляторной батареи. Важно следить и периодически проверять натяжение ремня генератора. От этого зависит не только срок службы самого ремня, но и нормальная зарядка аккумуляторной батареи. При неправильной регулировке ремень может проскальзывать, в результате чего будет вырабатываться недостаточное напряжение. В такой ситуации аккумуляторная батарея не будет получать необходимый заряд и со временем может разрядиться (как правильно зарядить аккумулятор).
В случае возникновения каких-либо проблем с электропитанием первый вопрос, который встает перед водителем – как проверить работу генератора. Разумеется, идеальный вариант провести диагностику на СТО. Однако, например, если после длительной стоянки в гараже автомобиль не завелся искать не стоит сразу же искать трос для буксировки. Ниже мы подробно расскажем, как проверить генератор обычным тестером (или, другими словами, мультиметром).
Для проверки нам понадобится мультиметр и, желательно, помощник (сосед, друг или даже, в крайнем случае, жена). Стоит оговориться, что тестер, мультиметр и авометр – это фактически одно и то же устройство, различия заключаются лишь в дополнительных функциях.
Последовательность действий
1. Сначала необходимо проверить реле генератора. Перенапряжение в бортовой сети автомобиля способно вывести из строя различные приборы. Для поддержания правильной разности потенциалов используется реле-регулятор. Подробно опишем, как проверить регулятор напряжения генератора. Мультиметр переключаем в режим измерения напряжения. Заводим автомобиль. На клеммах АКБ или выходах генератора замеряем величину напряжения. Правильное значение должно быть в диапазоне 14-14.2 В. Нажимаем на акселератор (здесь понадобиться помощь помощника). Величина напряжение не должна измениться более чем на 0.5В. Если значения замеренных параметров отличаются от приведенных, это говорит о неправильной работе реле-регулятора.
2. Проверяем диодный мост, состоящий из шести диодов. Из них три можно назвать «положительными», а три – «отрицательными». Половина диодов имеет массу на аноде, а остальные – на катоде. Для проверки переводим мультиметр в режим «звука». Если замкнуть контакты щупов, будет слышен писк. Проверяем каждый диод в обоих направлениях. Писк должен быть слышен только в одном. Если диод звонится в обе стороны – значит, он пробит и его нужно менять. Желательно в таком случае произвести замену сразу всего моста.
3. Проверяем статор генератора. Данный блок выполнен в виде полого металлического цилиндра. Внутри уложена обмотка генератора. Для проверки нужно предварительно отсоединить от диодного моста выводы статора. Осматриваем состояние обмотки. Не должно быть подгораний и механических повреждений. Переводим тестер в режим измерения сопротивления. Проверяем обмотку на пробой. С этой целью замеряем сопротивление между корпусом статора и любым из выводов обмотки. Значение должно быть как можно большим, в идеале – стремящимся к бесконечности. Если тестер показывает меньше 50 КОм – значит, автогенератор скоро выйдет из строя.
4. Проверяем ротор генератора. Этот узел выполнен в виде металлического стержня, на который наматывается обмотка. На одном из концов стержня находятся кольца. По ним скользят щетки генератора. Извлекаем ротор и осматриваем состояние обмотки и подшипников. Проверяем мультиметром целостность обмотки. Замеряем сопротивление между контактными кольцами. Его значение должно быть порядка нескольких Ом. В случае короткого замыкания (сопротивление около нуля) или обрыва цепи требуется замена ротора.
Данная инструкция поможет успешно выявить генератора неисправности в полевых условиях. Вышеописанный алгоритм может с успехом применяться как на большинстве современных автомобилей, так и на отечественных ВАЗ 2106, 2107, 2114 и т.д. главное условие – напряжение бортовой сети 12В.
Реле генератора ВАЗ 2106: как проверить реле зарядки
В процессе эксплуатации автомобиля достаточно часто возникают проблемы с аккумулятором и генератором. Зачастую, АКБ может выходить из строя по причине недостаточно заряда. Эта проблема актуальна как для многих иномарок, особенно с пробегом, так и для различных отечественных авто (ВАЗ, ГАЗ, ЗАЗ и т.д.).
Для нормальной работы автомобильного аккумулятора необходимо, чтобы генератор заряжал АКБ во время работы двигателя, при этом не допускается как недозаряд, так и перезаряд аккумуляторной батареи. Далее мы рассмотрим проблемы с зарядом АКБ на примере ВАЗ 2106, реле зарядки на данной модели авто, а также как проверить реле-регулятор ВАЗ самостоятельно.
Реле зарядки на ВАЗ: назначение и признаки неисправности
Итак, реле заряда аккумулятора или реле-регулятор генератора ВАЗ отвечает за то, чтобы аккумулятор автомобиля заряжался от генератора «правильно». Фактически, автомобильный генератор переменного тока имеет диодный мост (выпрямительный блок), чтобы преобразовать переменный ток в ток постоянный.
При этом важно, чтобы напряжение оставалось постоянным, независимо от скорости вращения генератора, которая меняется. Для этого отдельно используется реле-регулятор напряжения генератора или реле зарядки 2106. Данное устройство отвечает за постоянное напряжение в бортовой сети на отметке в 12В.
Без регулятора будут скачки напряжения, «просадки» и «подъемы» (например, 9В – 30В). Само собой, в этом случае многие энергопотребители просто сгорят, а с зарядом АКБ и самой батареей начнутся проблемы.
- Если говорить о неисправностях, реле регулятор на ВАЗ и других авто не так часто выходит из строя, однако вероятность такой поломки исключать нельзя. Как правило, на выход из строя обычно указывает то, что АКБ перестает заряжаться, при этом генератор нормально работает. Однако это не все, так как есть другие симптомы и признаки поломки регулятора напряжения.
Зачастую если регулятор неисправен, напряжение на АКБ начинает отклоняться от нормы. В результате:
- аккумулятор не заряжается или заряжается не полностью (обычно причина в обрыве реле регулятора).
- аккумулятор кипит, что указывает на пробой реле регулятора и то, что ток заряда на АКБ выше нормы, батарея перезаряжена и кипит.
При этом как первый, так и второй случай является проблемой, нормально эксплуатировать авто не получится, быстро выходит из строя АКБ и т.д. На деле, если неисправно реле регулятор напряжения ВАЗ, проверка позволяет быстро определить причину.
Проблемы с АКБ: зарядка ВАЗ 2106 и диагностика неисправностей
Как правило, перед проверкой регулятора ВАЗ 2107, 2106 или любого другого автомобиля, необходимо в общих чертах рассмотреть устройство и принцип работы такого регулятора.
Начнем с того, что устройство регулятора может отличаться. На старых моделях ВАЗ 2106 стоят устаревшие контактные регуляторы. При этом на более новых версиях уже использован электронный регулятор.
- Так вот, контактный внешний регулятор все равно является основой. Это устройство полупроводникового типа, изготовленное на единой плате. Главным элементом является обмотка (использована проволока из латуни), состоит обмотка из чуть более тысячи витков, внутри обмотки стоит медный сердечник. Обмотка имеет постоянное сопротивление 16 Ом.
Также в регуляторе использована группа вольфрамовых контактов, есть регулировочная пластинка, а еще присутствует магнитный шунт. Параллельно использован набор резисторов, причем соединение их отличается с учетом того, какое напряжение требуется. Резисторы выдают максимальное сопротивление 75 Ом. Все компоненты находятся в текстолитовом корпусе, наружу выведены контакты для подключения.
Идем далее. При запуске ДВС вращается коленвал, от которого также приводится навесное оборудование. Генератор на многих авто не является исключением, то есть ротор в генераторе также приводится в движение от двигателя. Так вот, когда двигатель крутится с частотой около 2 тыс. об/мин, напряжение на выходах генератора не выше 13 Вольт.
В этом случае регулятор не включается, ток напрямую идет на обмотку возбуждения. Однако при увеличении скорости вращения двигателя, а также и ротора генератора, происходит автоматическое включение регулятора напряжения.
На ВАЗ 2106 реле регулятор подключен к щеткам генератора, а также к замку зажигания. Также обмотка, подключенная к щеткам генератора, активно реагирует на то, что увеличиваются обороты ДВС и в результате такого повышения намагничивается.
Далее сердечник в обмотке втягивается внутрь, что приводит к размыканию контактов на внутренних резисторах одной группы и замыкании контактов на резисторах другой группы. Например, когда обороты не высокие, в регуляторе замкнутым остается только один резистор, тогда как при работе на высоких оборотах замкнуты три резистора, при этом сильно падает напряжение на обмотке возбуждения.
Как проверить реле-регулятор генератора своими руками
Рассмотрев устройство и принцип работы, можно переходить к проверке. Примечательно то, что проверить реле-регулятор вполне возможно в условиях обычного гаража. Для этого необходимо иметь обычный мультиметр со шкалой до 35 вольт, набор ключей и отверток.
- Простой метод проверки регулятора генератора на ВАЗ 2106 предполагает следующее: для проверки нужна хорошо заряженная АКБ. Чтобы выполнить диагностику, нужно завести ДВС, включить фары и оставить мотор работать на 10-15 мин, при этом обороты мотора не повышают выше 2 тыс. об/мин. Далее нужно мультиметром замерить напряжение между клеммами АКБ. Норма — не выше 14 Вольт и не ниже 12 Вольт.
Если же напряжение отклоняется от нормы, это говорит о проблемах с реле-регулятором. С учетом того, что это устройство не ремонтируется, нужна его замена. Замена предполагает снятие (нужно открутить пару болтов) и установку нового регулятора.
- Второй способ проверки нужно применять в том случае, когда проблема «плавающая» (напряжение на клеммах АКБ чуть меньше 12 Вольт или чуть выше 14 Вольт.). В такой ситуации регулятор нужно проверять отдельно, сняв его. Для проверки используют мультиметр и лампочку на 12 вольт.
Рассмотрев регулятор генератора ВАЗ 2106, можно найти пару выходов (на схемах, часто обозначенных литерами Б и В). К указанным контактам нужно подать питание с АКБ. Еще два контакта реле идут на щетки генератора. К указанным контактам подключают лампу.
В том случае, если на выходах при подаче питания с АКБ напряжение не выше 14 вольт, лампочка будет ярко гореть. В случае, когда мультиметром повысить напряжение на выходах подачи питания до 15 вольт или выше, лампочка должна гаснуть. Если этого не происходит, тогда регулятор вышел из строя. Если же лампочка не горит изначально, причем как в первом, так и во втором случае, тогда реле нужно менять.
- Замена регулятора генератора ВАЗ 2106 предполагает подбор подходящего устройства. Важно сразу определить, какой тип устройства стоит на генераторе (внешний регулятор, внутренний регулятор). Внешний регулятор расположен на левой арке спереди (в области переднего колеса). Внутренний регулятор снимается после демонтажа воздушного фильтра, так как фильтр перекрывает доступ к генератору.
Внешний регулятор снимается легко (достаточно открутить рожковым ключом два болта на 10, фиксирующие реле), после чего отсоединяются провода. Сборка осуществляется в обратном порядке. С внутренним регулятором немного сложнее, так как нужно сначала открутить три гайки на 12. Сам внутренний регулятор находится на передней крышке генератора, закреплен двумя болтами. Болты выкручивают отверткой.
Затем реле осторожно выдвигается из крышки генератора, после снимаются провода и колодка контактов. При снятии колодки нужно соблюдать особую осторожность, так как контакты хрупкие. Далее ставится новый регулятор и выполняется обратная сборка.
- Обратите внимание, наружные регуляторы для ВАЗ 2106 практически невозможно найти новыми в продаже. Приходится покупать устройства б/у. Так вот, реальное состояние такого регулятора визуально определить сложно, то есть перед покупкой необходима проверка (можно воспользоваться рассмотренными выше методами).
Что касается внутренних регуляторов, основной проблемой являются провода, подключенные к реле от генератора. Очень часто при замене происходит их излом в области контактной колодки. Если это произошло, потребуется резать колодку, перепаивать провода, делать качественную изоляцию, после склеивать колодку обратно.
Чтобы избежать подобных проблем, при замене внутреннего регулятора генератора ВАЗ 2106 нужно быть предельно аккуратным, не ремонтировать автомобиль на холоде, так как провода сильнее ломаются в таких условиях и т.д.
Подведем итоги
Как видно, реле генератора ВАЗ или любого другого автомобиля является важным и ответственным устройством. При этом любые сбои в его работе приведут к тому, что АКБ автомобиля не будет заряжаться должным образом. При этом как низкий, так и высокий заряд аккумулятора быстро выведет батарею из строя.
Если рассмотренные выше признаки поломки регулятора генератора проявились в большей или меньшей степени, необходимо проверить регулятор, применяя один из рассмотренных выше методов. Напоследок отметим, что регулятор напряжения генератора заменить на ВАЗ не сложно, однако необходимо отдельно учитывать некоторые нюансы.
Реле зарядки ВАЗ-2106: особенности и методы диагностики
Реле зарядки на ВАЗ-2106 позволяет поддерживать уровень напряжения на клеммах аккумулятора на одном уровне. Система электрооборудования на любой машине является самой сложной. Даже на примитивных автомобилях «классической» серии ВАЗ. Но в общем все генераторы на любых автомобилях схожи – они состоят из одинаковых по принципу действия элементов. Отличия только в размерах и типах привода.
Что такое реле зарядки
Вся система электрооборудования питается от двух источников:
- Аккумуляторной батареи – при остановленном двигателе. Именно от АКБ подается питание на обмотки стартера в момент запуска двигателя.
- Генераторной установки – она предназначена для питания всех потребителей при запущенном двигателе. Но первостепенная задача – это восстановление уровня заряда аккумулятора, так как после запуска он теряет емкость, причем значительно.
Величина напряжения аккумулятора всегда одинакова – может только уменьшаться, если не будет производиться зарядка.
Как заряжаются аккумуляторы? Как выглядит зарядка для них? По какому принципу она действует? Об.
А вот генератор автомобиля может вырабатывать напряжение в интервале 10-30 Вольт. Это большой диапазон, система электрооборудования не сможет справиться с такими перепадами. Именно реле зарядки ВАЗ-2106 позволяет стабилизировать напряжение, не допускает перенапряжения.
Конструкция генератора
В любом автомобиле, в том числе и в отечественной «шестерке», генератор состоит из таких узлов:
- Статор – это неподвижная часть, она крепится при помощи резьбовых соединений к кронштейнам на блоке двигателя. На статоре имеется обмотка (силовая), состоящая из трех равных частей – вырабатывается на ней переменное трехфазное напряжение.
- Ротор (якорь) – это вращающийся элемент, на нем имеется обмотка и два контактных кольца. Приводится в движение ременной передачей от коленчатого вала.
- Спереди и сзади на ротор устанавливаются крышки. Чтобы вращение было максимально плавным и свободным, используются подшипники.
- Шкив предназначен для передачи вращения на ротор. Устанавливается на нем же, посредством шпонки удерживается от проворачивания.
- Щетки позволяют передать напряжение на обмотку вращающегося ротора. Схема реле зарядки ВАЗ-2106 содержит также лампу, расположенную в приборной панели. Обратите внимание на то, что при ее сгорании происходит прекращение подачи напряжения на обмотку возбуждения.
- Полупроводниковые диоды выпрямляют трехфазное переменное напряжение. На выходе появляется постоянное однополярное.
Реле зарядки на ВАЗ-2106, в отличие от большинства других автомобилей, устанавливается на кузове, а не в корпусе генератора. На многих современных машинах регулятор напряжения и щеточный узел совмещены в одном корпусе.
В статье вы узнаете про случаи, когда автомобильный генератор не дает.
Для чего нужен регулятор напряжения
Основная функция реле зарядки аккумулятора на ВАЗ-2106 – это предотвратить появление скачков напряжения на выходе генераторной установки. Но вот стабилизировать большой ток оказывается не так уж и просто – для этого нужно применять очень массивные элементы. Если в слаботочных цепях можно обойтись установкой стабилитрона, то при токе 50-60 Ампер сделать это проблематично. Но выход есть – можно стабилизировать напряжение, поступающее на роторную обмотку возбуждения.
Если обратиться к школьному курсу физики, то можно узнать, что значение напряжения на выходе генератора полностью зависит от двух параметров – скорости движения и величины магнитного поля. Другими словами, необходимо, чтобы скорость вращения ротора или величина магнитного поля были постоянны. Только в этом случае на выходе генератора напряжение не будет изменяться. Но невозможно без применения специальных средств поддерживать обороты ротора на одном уровне, остается одно – стабилизировать напряжение питания обмотки возбуждения.
В автомобиле ВАЗ-2101 генератор является одним из источников питания.
Контактные регуляторы
До сих пор можно встретить автомобили, на которых установлены механические регуляторы напряжения. Они крайне несовершенны, обладают массой недостатков, но владельцы таких машин уверены в том, что «старое всегда лучше». И каждые три дня лезут под капот, чтобы производить корректировку зазора, чистку контактов. Но на примере контактных систем удобно рассматривать принцип действия регуляторов в целом. Суть протекающих процессов в полупроводниковых и механических немного схожа.
В основе конструкции находится обмотка – она намагничивает металлический сердечник. Обмотка состоит из 1300 витков тонкого провода. При диагностике такого реле нужно знать, что сопротивление этой катушки 17 Ом. Контакты изготавливаются из вольфрама. Присутствует в конструкции шунт и регулировочная пластина. Также имеется несколько пружин и резисторов, коммутация последних производится механическими контактами.
Электронные регуляторы напряжения
Произведено подключение реле зарядки ВАЗ-2106 к обмотке возбуждения генератора. И независимо от того, электронная или механическая система используется, назначение у нее одно – поддерживать напряжение на уровне 13,6 Вольт. Электронные устройства стабильнее механических и не требуют частого вмешательства – в них нет механических контактов, которые подгорают иногда.
Один минус – при использовании реле и щеток, заключенных в один корпус, менять придется сразу два узла. Но существуют регуляторы, которые закрепляются отдельно от щеточного узла.
Как проверять регулятор
О том, как проверить реле зарядки ВАЗ-2106, должен знать каждый автомобилист. Главные условия:
- Через устройство должно проходить напряжение, величина которого менее 14 Вольт. Для диагностики подключают к нему питание от аккумулятора автомобиля.
- Если напряжение свыше 14 Вольт, то оно не должно проходить через регулятор. Для проверки по схеме производится соединение элементов, а в качестве питания используется аккумулятор автомобиля и, например, две батарейки типа АА, соединенные с ним последовательно.
Главный признак того, что реле зарядки ВАЗ-2106 вышел из строя – напряжение на клеммах аккумуляторной батареи ниже 13,6 Вольт.
Как заряжаются аккумуляторы? Как выглядит зарядка для них? По какому принципу она действует? Об этом и не только вы прочитаете в данной статье.
В статье вы узнаете про случаи, когда автомобильный генератор не дает зарядки на аккумуляторную батарею. Поломка не из приятных, но ее можно достаточно быстро устранить.
В автомобиле ВАЗ-2101 генератор является одним из источников питания. Второй – аккумуляторная батарея, но она участвует только в пуске двигателя, остальное время подзаряжается от генератора. Благодаря такому симбиозу получается осуществлять питание .
На автомобилях ВАЗ-2106 предохранители использовались старого образца, цилиндрические. Они защищают электрические цепи, но у конструкции имеется множество недостатков.
Лишь немногие водители знают, как производится проверка диодного моста мультиметром, а эти знания могут быть очень полезными. Данный элемент играет важную роль в работе генератора, и из-за него аккумулятор заряжается корректно. Часто, если возникает .
Многие люди живут в старых домах, которые были построены 40, а то и 50 лет тому назад. Проводка в этих домах и линии электропередач к ним рассчитываются на небольшое потребление энергии жильцами. А это значит, что перепады напряжения в электросети исключать нельзя. Поэтому уместно использовать стабилизаторы напряжения.
Эта серия автомобилей до сих пор любима многими автолюбителями. Этот советский седан впервые сошел с заводских конвейеров в 1976 году. Последний экземпляр собрали в Ижевске в 2006 году. Всего успели выпустить более 4,3 миллиона машин самых разных модификаций. Одна из таких модификаций – ВАЗ 21063.
Владельцы подержанных или достаточно старых автомобилей могут сталкиваться с такой проблемой, как отсутствие эффективной зарядки аккумулятора. Это распространенная ситуация, возникающая по разным причинам. Иногда батарея не получает заряд даже при использовании специального зарядного устройства, однако не стоит торопиться выбрасывать ее.
Электрическая часть автомобиля включает в себя предохранители, которые призваны беречь электрическую цепь в случае каких-либо поломок. Как они выглядят? Блок предохранителя видел каждый водитель, и большинство автовладельцев периодически сталкивались с необходимостью замены этих элементов. Но нередко встречаются и другие ситуации, когда не просто перегорел предохранитель, а такая ситуация происходит регулярно. Это не есть хорошо.
В статье рассказывается о причинах, по которым горит лампочка зарядки аккумулятора, но зарядка есть. Приведены основные неисправности, описаны способы их устранения.