Как противотуманные фары двигают автомобильный свет вперёд: от галогена к LED-матрицам
В прошлых статьях мы рассказывали про разные виды фар, характеристики света и работу системы адаптивного освещения. В материалах речь шла про основные фары, которые работают в режиме дальнего или ближнего света. Но будет неправильным, рассказывая о системах освещения, забыть про противотуманные фары (ПТФ).
В современных ПТФ используются технологии, которые пока не применяются в фарах ближнего, и в дальнего света. Речь идет про мощные светодиоды и матрицы из десятков таких светодиодов. Расскажем подробно, как устроена эта технология.
Как устроен автомобильный свет
Любую фару можно охарактеризовать тремя параметрами: ширина светового потока, зона комфортной видимости и максимальный охват. Для дальнего, ближнего света и ПТФ эти значения разные.
Ближний свет предназначен для освещения широкой полосы дороги без ослепления встречных водителей. Световой поток здесь может достигать 30 метров в ширину, а максимальный охват — от 60 метров.
Дальний свет работает в диапазоне от 20 до 200 метров, ослепляя встречных водителей. Зона комфортной видимости — 50-130 метров.
Этих двух режимов достаточно для движения по прямой дороге. Но при маневрировании на низких скоростях и в плохих погодных условиях оправдано использование противотуманных фар. Они широко освещают расстояние перед автомобилем с диапазоном до 25 метров.
В ПТФ используются мощные лампочки, которые рассеивают свет на небольшом расстоянии. Главная задача инженеров, которые разрабатывают противотуманные огни — добиться увеличения яркости и дальности света, уменьшив мощность фар. Выход — применять светодиоды.
От ламп к светодиодам
В автомобильных фарах и фонарях чаще всего до сих пор используются обычные лампы накаливания. Но даже в бюджетных автомобилях в системы габаритных огней и ПТФ устанавливают светодиоды. Они потребляют на порядок меньше электроэнергии, чем лампы накаливания, но выдают большее количество света. А небольшой размер позволяет компактно расположить их в необходимых местах.
У светодиодов есть преимущество и перед ксеноном: они включаются и выключаются моментально, а времени на разогрев не требуется. Но само устройство LED-фар имеет несколько хитростей.
LED-фары не светят белым светом. Светодиоды просто на это не способны. Но инженеры нашли способ, как добиться от LED-фар яркого белого света любой температуры от 4000К до 6500К.
Так, чаще всего в автомобильных светодиодных фарах используется следующая технология: в фаре устанавливают синий светодиод, а ее поверхность покрывают люминофором — специальным веществом, которое умеет преобразовывать один цвет в другой. В результате синий свет превращается в белый. Изменяя состав люминофора, инженеры добиваются разной температуры белого света.
Светодиоды почти не потребляют энергию, а это значит, что и нагреваются меньше, чем лампы накаливания. Поэтому в LED-фарах можно использоваться пластиковые линзы — они не бьются и дешевле в производстве.
LED-чипы можно объединять в матрицы. Матрицы состоят из десятков светодиодов, каждый из которых работает по собственной программе. Нужно подсветить края трассы — крайние светодиоды светят ярче. Когда появляется встречная машина, светодиоды в центре матрицы гаснут, чтобы не ослепить водителя. За такими системами будущее, и это следующий шаг в развитии технологий.
ПТФ с LED сегодня
Фары, в которых применяются все вышеописанные технологии, уже есть на рынке — они входят в линейку Valeo Fogstar. Противотуманные фары этой линейки сегодня установлены более чем на 52 млн автомобилей. Технология производства таких фар защищена и имеет семь патентов.
Valeo FogStar LED 047414
Длина светового потока такой фары достигает до 50 метров. Фары соответствуют законодательству Японии, Китая, США и Европы, выпускаются в OEM-качестве, то есть для розницы. Такую ПТФ можно установить вместо стандартных галогеновых.
На какие модели подойдет.
Ford С Max, Focus, Сonnect.
Jaguar S-Type, X-Type.
Lada VESTA, X-RAY
Daewoo Nexia
Nissan Note, Terrano,
Opel Astra, Corsa, Vectra.
Renault Duster, LOGAN, Megane, Sandero, ARKANA.
Suzuki SX4, Jimny, Grand Vitara
Mitsubishi ASX, Pajero SPORT, Outlander
Valeo FogStar Halogen 88358
Аналог LED-фар, обладающий таким же ярким светом с дальностью 50 метров. Имеют стеклянную линзу, способную переносить высокие температуры. В корпусе применяется водоотталкивающая система вентиляции, которая не дает попадать воде внутрь, но и не мешает циркуляции воздуха.
На какие модели подойдет.
Ford С Max, Focus, Сonnect.
Jaguar S-Type, X-Type.
Lada VESTA, X-RAY
Daewoo Nexia.
Nissan Note, Terrano,
Opel Astra, Corsa, Vectra.
Renault Duster, LOGAN, Megane, Sandero, ARKANA.
Suzuki SX4, Jimny, Grand Vitara
Mitsubishi ASX, Pajero SPORT, Outlander
ПТФ от Valeo по классической технологии
Кроме светодиодных противотуманных фар в линейку Valeo Fogstar входят и обычные ПТФ, которые не уступают первым по характеристикам. Уровень видимости у всех — до 500 лм, линза всегда стеклянная, а фара поставляется вместе с лампой. Такие фары можно найти практически на любую модель европейского или японского автомобиля. Вот, что предлагает Valeo.
Фары Valeo FogStar 88969
ПТФ с ярким белым светом. Цоколь лампы — H11, используется как OEМ-деталь на 16 моделях автомобилей.
Кому подойдут.
Lexus IS, LX 570, RX 350/450H.
Toyota Auris, Avalon, Avensis, Camry, Corolla, IQ, Matrix, Prius, Rav4.
Фары Valeo FogStar 88899
Фара поставляется вместе с лампой накаливания H11. Подходит для установки на левую и правую часть автомобиля — для Citroen, Land Rover и Mitsubishi. Корпус фары не пропускает влагу, но и не останавливает циркуляцию воздуха — стекло такой ПТФ никогда не запотеет.
Кому подойдут.
CITROËN C-Crosser.
LAND ROVER Freelander 2.
MITSUBISHI Eclipse, Galant, L200, Outlander Pajero / Montero.
Фары Valeo FogStar 43652, 43653 (правая и левая)
Две фары OEM-качества с цоколем H11 для VAG. Яркость фары — 500 лм.
Кому подойдут.
AUDI A5 / S5 / A5 Cabriolet.
SEAT Ibiza
VOLKSWAGEN Passat CC.
Каждый год противотуманные фары Valeо устанавливаются на новые автомобили на конвейере и продаются как ОЕМ-запчасти. Фары с таким нехитрым, казалось бы устройством — это десятки патентов, и все они помогают двигать технологию автомобильного света вперёд. Поэтому мы надеемся, что светодиодные противотуманные фары скоро будут доступны для всех марок авто. Будущее — рядом.
Наша страница на DRIVE2:
Все о противотуманных фарах!
К главному и необходимому внешнему освещению относятся противотуманные фары. Они установлены в некоторых случаях на автомобилях штатно или же их монтируют самостоятельно водители.
В любом случае они играют огромную роль в обеспечении безопасности для водителя на дороге. В данной статье мы расскажем вам все о таком автомобильном освещении, как противотуманные фары или же ПТФ.
Что такое противотуманные фары?
Противотуманные фары или же ПТФ – это внешнее световое оборудование транспортных средств, применяемое для улучшения видимости в плохие метеорологические условия.
Такие приборы света пробивают туман, дождь, их свет не кристаллизируется от капель влаги, что и обеспечивает высокую безопасность для водителя на дороге при непогоде.
ПТФ ставятся на автомобили штатно с завода, также их могут отдельно устанавливать водители транспортного средства. Противотуманные фары располагаются спереди автомобиля на бампере ниже головной оптики, или же сзади, которые служат подсветкой дороги для водителей, идущих позади вас.
Зачем нужны ПТФ?
Как уже отмечалось, фары противотуманного света используются при непогоде. Многие водители считают, что для использования в дождь, туман, снег можно использовать и свет ближнего/дальнего режимов, однако это совсем не эффективно по многим причинам.
Сравнение эффективности свечения ПТФ и ближнего/дальнего режимов света
Параметры | ПТФ | Ближний/дальний режимы |
Цвет свечения | Желтый, очень редко белый. | Желтоватый, белоснежный или же с голубым оттенком. |
Как падает свет | Желтый свет противотуманных фар ложится в промежуток между дорогой и туманом перед транспортным средством, а поэтому падает именно на дорогу. | Белый или же любой другой свет падает на некоторой удаленности от автомобиля на дорогу, поэтому эффективность его использования в непогоду падает. Лучи света ложатся выше тумана, а поэтому не пробивают его. |
Особенности свечения | Желтый свет противотуманных фар не кристаллизируется, не отсвечивается от капель влаги или же мокрого асфальта. Свет ПТФ не рассеивается по дорожному полотну, поэтому обеспечивает хорошую видимость для водителя на дороге. | Лучи ближнего/дальнего режимов света, особенного белые — отсвечиваются от мельчайших капель влаги или же снега, что создает своеобразную полупрозрачную пелену, которая снижает видимость для водителя на дороге в непогоду. |
Особенности луча света | Луч света ПТФ – широкий, хорошо освещает обочину, что облегчает поездки по извилистым дорогам. | Лучи ближнего/дальнего режимов света больше всего направлены на центр дороги, а поэтому по обочинам свет немного тусклее. |
Дополнительные возможности | Противотуманные фары желтого света очень бросаются в глаза при непогоде. Таким образом, ПТФ еще и влияют на повышение заметности транспортного средства на дороге в плохие метеорологические условия. | Ближний\дальний режимы света не обеспечивают высокой броскости и заметности транспортного средства при непогоде, поскольку их свет ориентирован на совсем другие цели. |
Следовательно, чтобы получить высокую безопасность для водителя на дороге при плохих метеорологических условиях, лучше всего использовать именно противотуманные фары, которые имеют желтый свет, а не белый, который является максимально эффективным.
Особенности функционирования данного оборудования
Для того, чтобы противотуманные фары обеспечивали высокую видимость дороги при плохих метеорологических условиях, следует придерживаться таких правил:
- Свет противотуманных фар не должен падать выше горизонтальной плоскости. Таким образом, свет должен обеспечивает не рассеянную, а четкую верхнюю границу пучка, чтобы водитель получал максимальную видимость дорожного полотна.
- ПТФ должны быть установлены как можно ниже к поверхности дороги. Это правило необходимо придерживаться для того, чтобы свет данного оборудования проникал в промежуток между туманом и дорогой, как бы пробивая его и обеспечивая хорошую освещенность дороги.
Обязательно ли свет противотуманной фары должен быть желтым?
Очень длительное время считалось, что противотуманные фары обязаны быть исключительно желтого, насыщенного света. Сейчас же, ситуация изменилась, поскольку начали выпускаться автомобили с белыми противотуманными фарами, на основе ксеноновых ламп. Давайте попробуем разораться, так ли важно использовать именно желтые противотуманные фары.
На сегодняшний день, допускается использование белых противотуманных фар теплого тона, например, температурой 4300 К, однако следует учесть:
- Если поставить ПТФ с белым светом в головную оптику – то они не будут пробивать туман, а кристаллизироваться от капель влаги.
- Обязательно нужно устанавливать такие фары ниже головной оптики, ближе к дороге, что позволит свету падать в промежуток между туманом и дорогой.
- Поскольку луч света будет правильно направлен на дорожное полотно, то вы не столкнетесь ни с какими ослеплениями от капель влаги, рассеиванием света.
Белый свет противотуманных фар можно использовать, однако для этого необходимо правильно поставить такое оборудование на транспортное средство.
Какие лампы используются для ПТФ?
Противотуманные фары, как уже отмечалось, могут быть установлены как штатно, с завода производителя, так и универсально, то есть самим водителем. На сегодняшний день, вне зависимости от этого, ПТФ комплектуются такими лампами:
- Галогеновые лампы, которые выдают желтоватый или же насыщенный желтый свет, цветовой температурой по шкале Кельвина 3200.
- Газонаполненные лампы IPF, моделью Yellow, которые выдают насыщенный желтый свет, с цветовой температурой 2400 К.
- Ксеноновые лампочки, которые обеспечивают выдачу теплого белого света с цветностью в 4300 К.
0 Коментировать «Все о противотуманных фарах!»
Написать коментарий
Коментарий: Внимание: HTML не поддерживается!
Введите код:
Использование противотуманных фар
Туман образуется в результате появления в воздухе микроскопической взвеси из капелек воды. При направлении светового потока от основных фар в такую дымку, луч света начинает рассеиваться, отражаясь от капелек. Существенно ухудшается видимость дороги, при этом эффект более ярко выражен для коротковолновой части спектра, к которой относится синий цвет. Для минимизации отражения света к лампам приставляют желтый или красный фильтр, и видимость становится лучше. Воздушно-капельная взвесь имеет свойства зависать над поверхностью дороги на определенной высоте. В этом случае низко установленные фары лучше освещают дорогу. С дождем и снегопадом такой метод не работает, поэтому нужны именно желтые и красные светофильтры. Исходя из этих требований и разрабатывают противотуманные фары: их вешают на кузов автомобиля на небольшой высоте и оснащают желтыми световыми фильтрами.
Правила использования
Использование противотуманных фар строго регламентировано ПДД. При оборудовании автомобиля противотуманками водителю нужно знать, что они не заменяют режима ближнего света, поскольку их дальность освещения гораздо ниже. С другой стороны использование противотуманок при выключенном основном свете в условиях городского освещения значительно улучшает восприятие дороги. Автомобиль при этом становится более заметным в потоке и не мешает яркими фарами встречным участникам движения. Но автомобилист не должен переоценивать силу противотуманок, потому что при сильном снеге или дожде они не способны значительно улучшить видимость.
Что конкретно говорят правила ПДД? Противотуманки можно использовать вместе с основными фарами, когда на ночной дороге наблюдается слабая освещенность, либо при плохой видимости, вызванной погодными явлениями. То есть, в любом случае должен быть включен дальний свет. Самостоятельное использование противотуманок вместо ближнего света или вместо ДХО допускается только в светлое время суток. Тем не менее, ГИБДД допускает использование задних противотуманных фар вместо дневных ходовых огней в условиях очень плохой видимости. Но тут, по-видимому, речь идет о парковке или случае, когда машине надо сдать назад.
Если вы решили самостоятельно установить противотуманки, важно знать, что высоко прикрепленная фара на кузове автомобиля не проясняет ситуацию на дороге, а ухудшает видимость в условиях тумана. Свет при неправильном расположении ламп будет только усиливать отраженный поток лучей. При выборе обращайте внимание на фары с желтыми светофильтрами, которые считаются самыми эффективными. И учтите, что использовать противотуманки в качестве ходовых огней или ближний свет в дневное время — ваша обязанность по правилам ПДД.
Узнать о наличии деталей, поинтересоваться сроком и стоимостью
выполнения работ, вы можете, связавшись с нашим менеджером по номеру
телефона или заказав обратный звонок на сайте.
Не можешь понять в чем проблема?
Запишись на бесплатную диагностику
Нажимая на кнопку «Получить диагностику», вы принимаете условия пользовательского соглашения и даете согласие на обработку моих персональных данных.
Что такое противотуманные фары?
На сегодняшнее время автомобильное освещение включает в себя множество элементов. Это не только головная оптика, но еще и дополнительный свет, а также противотуманные фары. В этой статье мы разберемся, что такое ПТФ, какими они должны быть, принципы работы и целесообразно ли их использовать вообще.
Что такое ПТФ на авто?
Противотуманки – это устройства, которые должны излучать белый или же насыщенный желтый свет. Но стоит отметить, что обе лампы в фарах, которые установлены на транспортном средстве должны иметь одинаковый тон света. Луч света должен быть плоским, широким и горизонтальным, который ложится непосредственно над дорогой, что и позволяет лучше освещать пространство в сильный туман или в дождь. ПТФ – это не обязательно дополнительные устройства, которые располагаются под головной оптикой. Они могут находиться как на бампере, так и непосредственно в головной оптике авто.
Зачем нужны в авто ПТФ?
Противотуманки необходимы для использования в сложных метеорологических условиях:
![]() Свет от противотуманных фар не рассеивается, не отсвечивается и не кристаллизируется от капель влаги. |
![]() Свет не отсвечивается от белого полотна, а также при сильном снегопаде не кристаллизируется. |
![]() Свет ложится в пространстве между дорогой и туманом, что обеспечивает качественную видимость. |
Свет от обычных ламп, которые установлены в головной оптике не может справиться со сложными метеоусловиями. Лучи ближнего и дальнего света головной оптики от мельчайших капель влаги или же снега отражаются и рассеиваются, что создает полупрозрачную стену, которая и влияет на ухудшение качества видимости на дороге. Благодаря тому, что противотуманные фары обеспечивают выдачу широкого пучка света, хорошо подсвечивается обочина дороги, поэтому облегчается управление автомобилем на извилистых дорогах. Кроме этого, в сложных метеоусловиях противотуманные фары хорошо выделяют автомобиль для других участников дорожного движения, а это влияет на повышение безопасности на дорогах. Увлекательное видео о вождении в тумане вы можете посмотреть в конце статьи.
Принцип действия ПТФ
Для того, чтобы противотуманки обеспечивали хорошую видимость дороги, они должны соответствовать следующим критериям:
- Обладать четкой верхней границей пучка света. Соответственно, ни отраженный свет, ни даже свет от самого источника не должен быть выше горизонтальной плоскости.
- Фары должны быть установлены на автомобиль как можно ниже. Именно этот критерий и обеспечивает качественную видимость, поскольку между дорогой и слоем тумана всегда есть некоторый промежуток, который и должны освещать ПТФ.
- Если же ПТФ не будут соответствовать этим двум критериям, то яркий свет будет отражаться от мельчайших капель влаги, которые являются составляющей тумана и, соответственно, ослеплять водителя транспортного средства.
Желтые ПТФ – почему эффективней?
Рекомендуется в противотуманных фарах использовать лампы, излучающие желтоватый свет, поскольку он меньше рассеивается, следовательно, обеспечивает лучший эффект и видимость. Это происходит по той причине, что больше всего рассеивается именно тот свет, который имеет меньшую длину волны – синяя часть спектра. Светофильтр, составляющий противотуманные фары отрезает синюю часть спектра и делает из белого – желтый свет, который обладает длинной волной. Отметим, что при тумане всегда есть свободная полоса между ним и дорогой, но ее нет при дожде, снегопаде, дымовой или же пыльной завесе. Именно в таких случаях хорошую видимость противотуманные фары обеспечивают благодаря четкой верхней границе света.
Требования к установке ПТФ
По правилам ПДД и ГОСТу 8769-75 допускается монтаж противотуманных фар исключительно в количестве из двух штук. Расположение:
- 400 мм от бокового габарита;
- 230 мм от поверхности дороги.
По правилам Европейской Экономической комиссии существуют дополнительные требования к монтажу противотуманных фар:
- Они должны располагаться не выше фар ближнего режима света;
- Угол видимости – вертикальный от +15 до -10 градусов, а горизонтальный от +45 до -10 градусов;
ПТФ обязательно должны включаться исключительно с габаритами транспортного средства.
Требования к самим противотуманным фарам
Каждые фары должны иметь официальный сертификат соответствия всем правилам Европейской Экономической Комиссии. Те изделия, которые успешно прошли сертификацию, на рассеиваетеле или же на защитном стекле фары комплектуются международным подтверждением, то есть специальной несмываемой надписью. В знаке должны быть указаны:
- Информация о стране, которая выдала официальное подтверждение ПТФ и сертификацию. Обычно страна обозначается в квадрате;
- Номер подтверждения;
- Категория фары.
Очень важно, чтобы противотуманные фары имели обозначение категории, чтобы было понятно их дальнейшее предназначение. Существуют такие категории фар и их обозначения:
С – ближний свет;
R – дальний свет;
Н – фары для монтажа исключительно галогеновых ламп;
PL – пластмассовый рассеиватель света;
S – стеклянный цельный оптический элемент;
В – противотуманная фара.