Что такое клапан ЕГР (EGR) в автомобиле?
Аббревиатура EGR означает систему, которая отвечает за рециркуляцию отработавших газов. Транслитерация этой аббревиатуры будет выглядеть так – ЕГР, когда сохраняют прямую литерацию от Exhaust Gas Recirculation, или дословное сокращение – СРОГ. Применяют оба варианта, хотя среди автовладельцев все же распространенным считается ЕГР.
Так называемый клапан ЕГР по факту и создаёт узел СРОГ. Его используют в автомобилях с бензиновыми и дизельными силовыми агрегатами.
Клапан ЕГР: что это такое?
Датчик ЕГР вмонтирован практически в каждую конструкцию современного автомобиля. Это механизм небольшого размера, в задачи которого входят функции системы выхлопа. Сама конструкция этого элемента крайне проста, что не мешает ему выполнять важные процессы – уменьшать токсичности выхлопа. Помимо этого, клапан оптимизирует расходы топлива и значительно уменьшает их, в сравнении с транспортными средствами без данной детали.
Это происходит за счет рециркуляции выхлопных газов путем нахождения дроссельной заслонки в открытом положении. Держать ДЗ в таком положении позволяет давление от газов, которые возвращаются в двигатель.
Такое устройство эффективно помогает минимизировать потери энергии в моменты открытия дроссельной заслонки. В результате клапан EGR также уменьшает расходы горючего, они не идут бесцельно в воздух, что дополнительно снижает уровень токсичности автомобильных выхлопов.
Снижение выхлопных токсинов происходит за счет возврата отработавших газов обратно в силовой агрегат дизельного мотора. Это помогает достигать двух задач:
- Вытеснять избыточный воздух;
- Поглощать излишек тепла в камере сгорания.
Таким образом, выбросы оксидов азота (NOx) существенно уменьшаются, и самое токсичное вещество из смеси выхлопа меньше попадает в атмосферу. Такие токсины образуются от высоких температур, их воздействия и эндотермических реакций, которые происходят между кислородом и азотом в воздухе.
Поэтому не получится просто ответить на вопрос что такое ЕГР клапан, ведь он принимает на себя много важных функций. Работа этого механизма разная, она касается:
- Снижения вредоносных выбросов в окружающую среду;
- Экономичного использования топлива в автомобиле;
- Сохранения показателей мощности двигателя.
При этом, стоит понимать, что рециркуляция происходит только при режимах частичных нагрузок.
Как устроен клапан ЕГР и как работает механизм?
Все модели датчика EGR построены на принципе управления от вакуума. Деталь расположена в месте соединения впускного и выпускного коллектора. Открытие выполняется от действия разрежения. Клапан рециркуляции отключается электронным блоком управления двигателя, что позволяет силовому агрегату оставаться в рабочем состоянии даже в холостом положении.
В устройстве автомобиля такой клапан не единственный выполняет функции рециркуляции выхлопа. Также существует специальная внутренняя система, хотя она оборудована не в каждой модели транспортного средства. При наличии такой системы нет необходимости в установке дополнительных элементов, поскольку весь процесс уже предусмотрен в структуре самого мотора. Работает специальная настройка клапанов и времени их выпуска, которое обеспечивает некоторый промежуток времени в открытом положении после начала рабочего такта. Так происходит попадание выпущенных газов после обработки обратно в камеру сгорания. Тогда как сам клапан ЕГР – это уже внешняя система рециркуляции.
Также в конструкции автомобиля можно использовать дополнительные охладители, которые расширяют спектр влияния клапана. Такие специальные устройства-охладители применяют для процедуры охлаждения при помощи антифриза. В свою очередь, это снижает и температуру горения, что также способствует снижению количества токсичных выхлопов.
Датчик рециркуляции отработавших газов в соединении с микропроцессорными системами
Система EGR выглядит как тарельчатый клапан, который имеет специальную задвижку. Такое устройство выпускает отработавшие газы и защищает область впускного тракта мотора от их попадания внутрь.
Когда речь идет об автомобилях с микропроцессорными системами управления ДВС, то здесь клапан совершает движение не от разрежения в узле впускного коллектора. В таких форматах принцип работы основывается на электрическом или электропневматическом способе функционирования клапана. Такое движение происходит от сервопривода.
Что касается управления и функционирования СРОГ, то оно выполняется от ЭБУ. Электронный блок рассчитывает нужное количество выхлопных газов, которые требуют рециркуляции. Далее дает команду на открытие или закрытие клапана в соответствии с установленными потребностями системы.
Также воздействие на работу клапана ЕГР оказывают различные датчики системы. Это может быть датчик кислорода или другой измеритель, который дает сигналы на ЭБУ, где проводятся все расчеты и корректировка движения клапана.
Признаки неисправности клапана отработанных газов
При эксплуатации ЕГР-датчика со временем он покрывается разными загрязнениями – маслом, сажей, рабочими смесями и отходами. Если проходит великий период эксплуатации с активным пробегом, слои этих загрязнений значительно увеличиваются. Это может достигать той степени, что механизмы теряют свою функциональность, выходят из строя и работают некорректно.
Понять, что у системы EGR возникли неисправности, вам помогут такие признаки:
- При разгоне автомобиль рывками набирает скорость;
- Возникают колебания при холостом режиме;
- Двигатель заметно теряет свою мощность;
- Запах выхлопа становится неприятным и более едким из-за увеличившихся токсинов в отработавших газах;
- Расход горючего стал намного больше;
- Из выхлопной трубы начинает выходить черный дым.
Также подсказать автовладельцам, что в системе рециркуляции отработавших газов присутствуют неполадки, помогут задержки в работе дроссельной заслонки. Это становится заметно, когда выполняется нажатие педали газа. Если есть проблема с клапаном, то при таком нажатии транспорт не сразу будет на него реагировать, а заметно отставать в реакциях.
Стоит также отметить, что система ЕГР, у которой есть сбои, периодически может восстанавливать свои функции на некоторое время. То есть вы можете заметить признаки из перечисленных симптомов в какой-то момент, а дальше они снова исчезнут. Даже если симптомы проявляются не постоянно, не стоит игнорировать их. Важно при первых нездоровых проявлениях в работе системы обратиться за профессиональной помощью, чтобы своевременно отремонтировать поломки. В ином случае, если не отреагировать на признаки поломки клапана ЕГР раньше, то это может усугубить состояние и других механизмов автомобиля.
Последствия от поломки клапана ЕГР
При появлении кратковременных симптомов неисправностей стоит задуматься об диагностики, но опасаться внезапной поломки все же не стоит. Более серьезные поломки и неприятности возникают, когда автомобильная панель отображает сигнал «Check Engine», который означает потребность в проверки двигателя. После такого знака силовой агрегат переключается на аварийный режим функционирования. Когда вы столкнулись с такой ситуацией, это означает, что необходима срочная компьютерная диагностика системы рециркуляции выхлопных газов и последующий ремонт ее рабочих элементов.
При остановке системы механизм может остановить ся в открытом положении, что приведет к безостановочной рециркуляции газов, а не только в периоды частичных нагрузок мотора. Соответственно, впрыски горючего будут неправильными и приведут к неполному его сгоранию в агрегате. Для дизельных двигателей это, в лучшем случае, увеличит загрязнения и износ сажевого фильтра, или же приведет к большим последствиям – поломке турбонагнетателя.
Как поломки ЕГР-клапана влияют на автомобиль, его владельца и окружающую среду?
Клапаны ЕГР для двигателей на дизельном топливе или бензине работают практически идентично, и не имеют значительных отличий. У них схожая конструкция, такой же способ рециркуляции отработавших газов в системе автомобиля.
Поэтому, как для одного типа, так и для другого, могут возникнуть схожие поломки у клапанов EGR:
- Прогорание элемента от интенсивной работы;
- Засорение в магистралях конструкции клапана;
- Скопление сажи на частях детали и возможность заклинивания клапана в любом положении при его движении;
- Сбои в электронном управлении деталью, если оно предусмотрено конструкцией транспортного средства.
Когда случается поломка датчика, не всегда автовладельцы сразу заменяют его на новый элемент. Часто многие решают просто заблокировать клапан. Это происходит, потому что до сих пор ведутся споры о значимости клапана. Некоторые утверждают, что он не отыгрывает существенную роль в конструкции, а другие убеждают в обратном, и что без него в цилиндрах возрастает температура и мотор быстрее изнашивается.
Но стоит помнить, что даже если без него машина может продолжать работу, то он необходим также для защиты окружающей среды от токсичных выходов. Он значительно минимизирует вред транспортного средства для экологии, а это уже весомый аргумент выполнять замену клапана, который пришел в непригодное состояние. Поэтому даже если вы не нашли подтверждение, что отсутствие датчика клапана ЕГР повредит вашей машине и ее узлам, рекомендуем задуматься об ответственном отношении к атмосфере, в которой мы живем.
В каких условиях работа клапана EGR отражается на самом автомобиле?
Нанести вред машине отсутствие клапана все же может, поэтому в некоторых ситуациях все-таки блокируют клапан ЕГР. Это делают, чтобы предупредить возникновение поломок в автотранспорте. В частности, необходимо выполнить такое действие, если:
- Присутствует износ поршневой группы, а в отработавших газах великий показатель содержания частиц моторного масла, что может привести к загрязнению свечей и возникновению перебоев с их зажиганием;
- Автомобиль заправляется низкокачественным топливом, что провоцирует усиленные загрязнения в системе ЕГР двигателя, а его замена – обойдется в разы дороже, чем переустановка самого клапана.
Еще одна причина для проведения блокировки клапана – появление нарушений в алгоритмах функционирования СРОГ. Это следует выполнить для минимизации рисков появления нарушений в других узлах системы. При этом процедура заглушки требует первоначального проведения очистки клапана и проведения диагностических работ. Это необходимо провести для исключения неполадок в других узлах, чтобы точно убедится, что симптомы вызваны поломкой клапана. Заказать качественную диагностику и определить, в чем кроется причина неполадок, можно в нашем СТО — Гепард.
ЕГР в автомобиле
Клапан системы рециркуляции отработавших газов (он же «ЭГР» или ЕГР/EGR) — устройство, позволяющее выхлопам завершить процесс циркуляции в выпускной системе. Возврат в систему от 5 до 15 % отработанных газов способствует более эффективному сгоранию дизельного и другого топлива, охлаждению выхлопа. Немаловажным аспектом исправной работы ЕГР является экономия бензина или дизельного топлива. Таким образом, этот клапан является частью современного подхода к ДВС, заключающемуся в стремлении к максимально эффективному расходованию топлива и снижению выделения вредных веществ в атмосферу.
Удаление клапана EGR в дизельных двигателях считает допустимым большое количество людей, включая экологов. Удаление системы ЕГР в дизелях приводит к увеличенному уровню NOx, однако углеводородные выделения, выбросы макрочастиц (сажа), СО и CO₂ существенно уменьшаются.
Основной враг ЕГР – плохое масло и нестабильное качество топлива. Скорее, это относится к дизельным движкам, но и бензиновые могут быть под угрозой.
По статистике, дизельные машины из-за вышедшего из строя ЕГР обращаются в сервис в 80% случаев, тогда как бензиновые – всего 20%. И логика в этом есть — сажи в солярке больше.
- Вакуумный клапан. В “классическом” исполнении ЕГР использует давление газов, в качестве побуждающей к действию силы. По мере прогревания мотора машины, он начинает открываться, отправляя часть выхлопов в камеру сгорания цилиндра, а по мере замедления и остановки автомобиля, происходит обратный процесс.
- Электронный клапан. Это современное решение, заслонка которого управляется электронным блоком управления, на основании данных с лямбда — зонда и других датчиков, из-за чего двигатель сжигает на 10 — 25 % меньше кислорода, за счёт вторичного использования отработанных газов машины.
Признаки неисправности клапана рециркуляции отработанных газов
Сам по себе, каждый из симптомов может проявляться и при неисправности других механизмов и систем, но их сочетание заставляет пристальнее приглядеться к состоянию EGR. К тревожным признакам относятся:
- на приборном щитке автомобиля появляется индикация “Check Engine”;
- резкая потеря мощности (или наоборот — ускорение) при равномерном движении и отсутствие адекватной реакции на педаль акселератора;
- пропуски зажигания при запуске двигателя машины;
- посторонние шумы (гул, вибрация) на холостых оборотах;
- появление запаха и выхлопа в салоне машины.
На 100 % убедиться в причине этих проблем можно в условиях СТО или мастера, обладающего соответствующим опытом и диагностическим сканером.
Ремонт ЕГР
Ресурс ЕГР составляет 80000 — 120000 км пробега, в зависимости от модели автомобиля. В наших условиях распространены три варианта решения проблемы неисправного ЕГР.
- Очистка ультразвуком. Щадящий метод, заключающийся в погружении устройства в специальный раствор и очиститель. Используют и моющие средства, способные разрушать зольные отложения без специализированных устройств. Первый способ, естественно, более эффективен.
- Замена клапана ЕГР. Замена любого вышедшего из строя элемента машины — решение сколь очевидное, столь и недешёвое. Все “экологичные” узлы и агрегаты — достаточно дорогие девайсы.
- Обходные варианты. В условиях ограниченного бюджета, на помощь могут прийти неоригинальные запасные части (многие из них вполне себе рабочие варианты) и “маленькие хитрости”, например, перепрошивки ЭБУ и, в частности — “заглушка” клапана рециркуляции.
Конечно, лучше всего не доводить до крайностей и проверять состояние ЕГР во время периодических техобслуживаний автомобиля. Своевременная очистка этого элемента конструкции автомобиля — не только проявление экологической сознательности, но и вполне себе утилитарная забота о производительности автомобиля в целом, что в первую очередь положительно отражается на расходе дизельного и иного топлива и ресурсе двигателя.
Здоровья вам и вашему автомобилю. Удачи на дорогах.
За что отвечает клапан ЕГР
Гонка за улучшением экологических показателей транспортных средств вынуждает производителей интегрировать в автомобили все новые и новые устройства, позволяющие снизить негативное воздействие на окружающую среду. За счет этого машины становятся экологичнее и безопаснее. Не обходится большинство современных автомобилей и без клапана EGR, который является ключевой деталью системы рекуперации выхлопных газов. Основная задача данного устройства направлена на снижение вредности выхлопных газов. Дополнительно клапан выполняет еще несколько незначительных функций, направленных на улучшение работы машины, но они практически незаметны. Рассмотрим конструкцию и принцип работы данного устройства, а также последствия его выхода из строя.
Система рециркуляции отработанных газов оптимизируется расход топлива
Для чего нужен клапан ЕГР
Не многие знают, что у клапана ЕГР расшифровка означает систему рециркуляции отработанных газов (СРОГ), поскольку привыкли обозначать его тремя буквами согласно обычной транслитерации с английского Exhaust Gas Recirculation (EGR). Независимо от обозначения, во всех автомобилях данное устройство выполняет одну и ту же задачу — уменьшение токсичности выбросов. Клапан устанавливается в большинстве случаев на дизельных двигателях, так как бензиновые меньше нуждаются в устройствах, снижающих токсичность отработанных газов.
Принцип работы ЕГР
Как говорилось выше, ЕГР — это устройство, представляющее собой клапан, который начинает работу по команде электронного блока управления. Он располагается на патрубке, который соединяет впускной и выпускной коллекторы. Механизм его работы следующий: по команде ЭБУ клапан открывается, позволяя отработанным газам из выпускного коллектора частично возвращаться во впускной. Смысл такого технического решения заключается в том, что при смешивании отработанных газов с горючей смесью в ней уменьшается концентрация кислорода и, соответственно, снижается температура горения.
Таким образом клапан ЕГР — это устройство, наделяющее автомобиль следующими преимуществами:
- из горючей смеси вытесняется некоторый объем воздуха;
- внутри камер сгорания поглощается избыточное тепло;
- снижается уровень вреда, наносимого окружающей среде;
- снижается потребление топлива;
- мощность двигателя стабильна.
Секрет заключается в том, что при более низкой температуре горения выделяется меньше окислов азота, которые обладают высокой токсичностью. Технически ЕГР датчик нерационален для турбированных двигателей, так как спектр его деятельности сужается. Клапан не функционирует при холодном двигателе, поскольку температура сгорания топливной смеси и без того ниже, чем при разогретом моторе. Также ЕГР отключается при максимальном открытии дроссельной заслонки.
На что влияет поломка ЕГР
Поломка клапана влияет не только на работу силового агрегата в целом и на токсичность выхлопных газов, но и на некоторые вспомогательные системы. Каждый, у кого машина с ЕГР, знает, что это устройство приводит к задержкам в работе дроссельной заслонки при условии некорректной работы. По этой причине машина реагирует не сразу, когда водитель нажимает педаль газа. Самые серьезные последствия происходят в том случае, если клапан выйдет из строя в открытом состоянии. В связи с этим рекуперация выхлопных газов будет осуществляться постоянно, что может привести к неправильной компоновке горючей смеси и последствиям, вытекающим отсюда.
Признаки неисправности ЕГР
Определить поломку данного узла возможно по нескольким признакам.
- Во-первых, машина рывками набирает скорость во время разгона.
- Во-вторых, работа силового агрегата нестабильна на холостом ходу.
- В-третьих, двигатель теряет мощность.
Все это говорит о возможных проблемах с клапаном, так как любые нарушения в работе мотора связаны с некорректной подачей горючей смеси в камеры сгорания. Если вы знаете, что EGR — это одно из устройств, способных изменить состав топливно-воздушной смеси, первым делом будете искать причину некорректной работы двигателя именно в нем. Дополнительными признаками поломки клапана считаются увеличение расхода топлива и появление черного едкого дыма из выхлопной трубы.
Все вышеперечисленные признаки могут быть непостоянными, что объясняется способностью устройства восстанавливаться. Тем не менее по мере эксплуатации некорректная работа и ошибки будут возникать чаще, а потому следует периодически проверять ЕГР клапан на корректность работы. Основная причина появления ошибок заключается в загрязнении устройства, что неизбежно происходит в процессе эксплуатации. Поэтому следует периодически очищать его от сажи и масла, чтобы продлить эксплуатационный срок.
Когда меняют клапан ЕГР
Полный выход из строя данного агрегата ознаменуется появлением надписи “Check Engine” на приборной панели. Это означает отсутствие рекуперации или напротив, постоянное смешивание топливно-воздушной смеси с выхлопными газами. Такое поведение системы не удивляет тех, кто знает, что такое клапан ЕГР. Но даже люди, которые разбираются в данном вопросе, не всегда могут подобрать это устройство безошибочно. Поэтом стоит доверить эту задачу эксперту нашего интернет-магазина.
ДРУГИЕ СТАТЬИ:
2497 просмотров
Как работают высоковольтные провода зажигания
Как работают высоковольтные провода зажигания Автомобильные высоковольтные провода являются частью системы зажигания. Именно по ним передается напряжение 30-40 тысяч вольт на свечи зажигания от высоковольтной катушки. Учитывая.
1081 просмотр
Что такое крутящий момент?
Многие убеждены, что самый главный параметр автомобиля – это мощность. В качестве единицы измерения принята одна лошадиная сила, но это не главный параметр. Рассматривая характеристики машины, следует разобраться в таком критерий.
Что такое ЕГР и как его надо обслуживать
Современные дизельные двигатели производители внедрили такое устройство, как клапан ЕГР. Данный узел используется авто производителями, как один из инструментов в рамках борьбы за уменьшение количества вредных выбросов. Они образовываются при сгорании топливовоздушной смеси в камере сгорания цилиндра и затем через выхлопную систему попадают в атмосферу.
Принцип работы системы заключается в повторном использовании выхлопных газов путем их перепуска во впускной коллектор. Система называется Exhaust Gas Recirculation, или сокращенно EGR .
Одним из наиболее вредных составляющих выхлопных газов дизельных двигателей являются оксиды азота NO и диоксиды азота NO 2 . Их регулярное вдыхание, особенно в больших концентрациях, приводит к негативному влиянию на дыхательную систему, провоцируют сердечные и легочные заболевания.
На дизельных двигателях оксиды и диоксиды азота образовываются, поскольку процесс сгорания происходит при большом количестве кислорода O 2 , высокой температуре (выше 1300 ⁰С) и давлении.
Для процессов сгорания — это плохо тем, что часть кислорода не участвует в процессах сгорания.
Тем самым, снижается мощность и увеличивается расход топлива.
Для снижения оксидов и диоксидов азота и была внедрена система ЕГР. Она подмешивает выхлопные газы во впускной коллектор. В результате снижения общего количества кислорода в камере сгорания падает и температура. Это приводит к уменьшению образования NO и NO 2 .
Одним их основных элементов, за счет которого это реализовывается, является клапан ЕГР. Когда он открывается, выхлопные газы, проходя через клапан, поступают во впускной коллектор.
Выхлопные газы содержат сажу, смолы и несгоревшие частицы. Они оседают на клапане ЕГР и мешают его нормальной работе.
При загрязнении клапана ЕГР проявляются следующие симптомы:
— нестабильная работа на холостом ходу
— снижение мощности двигателя
— увеличении расхода топлива
Мы рекомендуем производить профилактическую очистку клапана ЕГР на пробегах 60-80 т.км. Это позволит Вам избежать неприятных последствий от его некорректной работы, а также убережет от лишних трат его замены. К слову стоит он не мало, около 30 т.р.