Как проверить датчик холостого хода своими руками
Приветствую вас друзья на сайте по ремонту автомобилей своими руками. Задача датчика ХХ в современных моделях ВАЗ регулировка и нормализация работы авто на холостом ходу. При этом сам регулятор представляет собой моторчик с конусообразной иголкой на конце.
Как проверить датчик холостого хода
Находится регулятор рядом с датчиком, контролирующим положение заслонки дросселя. Фиксация устройства производится двумя винтами, но бывают и такие которые сидят на специальном лаке.
Неисправности датчика холостого хода хоть и редкое явление, но при наличии такой проблемы редко кто из автолюбителей способен действовать адекватно. Многие новички даже не представляют, как правильно подступиться к этому устройству.
На самом же деле, проверка датчика холостого хода вопрос нескольких минут. Главное точно знать, как и в какой последовательности действовать.
Распознать проблемы с датчиком весьма сложная задача, хоть и есть система самодиагностики в автомобиле (загорается CHECK ENGINE). Но кроме этого лампа неисправности двигателя также может диагностировать и другие проблемы. Понять, что ДХХ вышел из строя, можно лишь по ряду косвенных признаков.
К таковым можно отнести:
1. Проблемы с работой мотора на холостом ходу. Немного поработав, силовой узел глохнет. При этом проблема может застать не только до начала поездки, но и во время поездки (на светофоре), что создает массу неудобств автолюбителям.
2. Начинают плавать обороты. При этом общий диапазон колебаний может составлять 500-1000 оборотов в минуту.
3. При пуске холодного мотора нет повышенных оборотов, как это происходит обычно.
4. После выключения скорости на КПП и отпускании педали газа двигатель может заглохнуть.
На практике признаки и неисправности датчика холостого хода весьма похожи на поломку ДПДЗ. Кстати при выходе его из строя о проблеме так же сигнализирует лампа неисправности мотора или бортовой компьютер.
Проверяем датчик холостого хода
В принципе, в самой неисправности ДХХ нет ничего страшного (при необходимости его можно заменить, стоимость его не высока). Главное знать, как проверить датчик холостого хода.
Здесь есть несколько вариантов:
1. Находите устройство и демонтируйте колодку с проводами. Выкручивайте два фиксатора (для моторов 1.6 литра), удерживающих дроссель с ресивером, а раздвигайте устройства друг от друга на один сантиметр.
2. С помощью тестера проверяйте цепочку датчика. На данном этапе стоит определиться, что на устройстве есть напряжение. Берите прибор для измерений и касайтесь щупами выводов A и D (эти обозначения можно увидеть на колодке).
Дальше включайте зажигание и фиксируйте результаты. Оптимальное напряжение около 12 Вольт. Если же ниже, то можно говорить о разрядке АКБ. В случае, когда питание отсутствует вовсе, то высок риск неисправности самого ЭБУ. После проверки отключайте зажигание.
3. Убедитесь в наличии цепи в самом датчике. Для этого проверьте устройство с помощью того же тестера. Возьмите щупы и прикоснитесь ими к точкам А и В, а после C и D. В этом случае уровень сопротивления должен находиться на уровне 53 Ом.
После выполняйте аналогичные действия, но уже с другими парами, к примеру, B и D, а также A и C. В этом случае сопротивление должно быть на уровне бесконечности.
4. Еще один способ. Для его реализации придется снять датчик полностью. Для этого выкручивайте два винта и вытаскиваете его с посадочного места. Подключайте клеммы, и прикоснитесь пальцем к кончику иголки ДХХ (действуйте при этом без усилий).
По теории в момент отключения датчик должен выдвинуть иголку на максимум. Следовательно, при повороте ключа зажигания палец должен почувствовать толчок. Если же выдвижения иголки нет, то можно говорить о поломке датчика.
Как почистить датчик
Зная, как проверить датчик холостого хода ВАЗ 2110 или других моделей, вы сможете своевременно диагностировать поломку. При этом не торопитесь сразу же менять устройство можно попробовать его промыть и почистить.
Для этого следуйте простому алгоритму:
Отсоединяете колодку с проводами от устройства;
наносите на ватную палочку небольшой объем очищающего состава и чистите контакты;
с помощью отвертки выкручивайте два крепежных винта;
доставайте датчик и оценивайте его состояние. Если на нем есть грязь или масло, то почистите и заслонку дросселя;
используйте ВД-40 или специальный очиститель для обработки конусообразной иголки датчика.
После немного подсушите и поставьте на место. При этом не забудьте измерить расстояние от иглы до корпуса устройства (оно должно быть на уровне 2.3 см).
Также смотрите видео о РХХ.
Несмотря на свою компактность, датчик ХХ является весьма важным узлом в «организме» автомобиля. Ваша задача своевременно выявить поломку, произвести проверку и, если это необходимо, выполнить замену. Удачи на дорогах и конечно же без поломок.
Как проверить датчик холостого хода: диагностика ДХХ своими руками
Инжекторный двигатель, в отличие от устаревших карбюраторных аналогов, работает под управлением электронно-механической системы. При этом электронные компоненты являются основными, образуя электронную систему управления двигателем (ЭСУД).
Если просто, электронная система управления двигателем фактически является набором датчиков, которые передают свои показания на ЭБУ. В свою очередь, контроллер фиксирует полученные данные, после чего формирует управляющие сигналы и посылает команды на исполнительные механизмы.
При этом в списке основных датчиков можно выделить: датчик коленвала, датчик распредвала, температурный датчик, датчик положения дроссельной заслонки, а также ДМРВ и датчик-регулятор холостого хода (датчик РХХ). Далее мы рассмотрим, где находится датчик холостого хода, какие признаки его неисправности, а также как проверить датчик холостого хода.
Неисправности датчика холостого хода
Итак, датчик холостого хода (также называют регулятор холостого хода, клапан холостого хода) отвечает за работу двигателя в режиме холостого хода. Как правило, находится РХХ рядом с ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки), то есть на дроссельном узле.
На практике, неисправности указанного датчика встречаются не часто, так как устройство достаточно надежное. Однако на бюджетных отечественных авто (например, датчик холостого хода ВАЗ), а также на старых иномарках неполадки и сбои в работе такого регулятора вполне возможны.
При этом водитель должен знать, какие признаки неисправности датчика холостого хода можно выделить, а также как проверить датчик холостого хода:
- Прежде всего, на проблемы с указанным датчиком укажет нарушение работы ДВС на холостых оборотах. Двигатель может работать нестабильно, глохнуть, обороты могут плавать, поднимаясь и опускаясь. При этом данные признаки проявляются «на холодную» и/или «на горячую», на неподвижном авто или в движении при переходе на нейтральную передачу.
- Бывает и так, что не прогретый двигатель работает крайне нестабильно, однако после прогрева работа ДВС нормализуется. При этом, пока мотор не прогреется, приходится подгазовывать, или постоянно держать холостые обороты повышенными.
- Также на приборной панели автомобиля часто горит «чек». Если загорание данного индикатора неисправности сопровождается сбоями в работе на ХХ, тогда необходимо проверять регулятор холостого хода в первую очередь.
Сама проблема состоит в том, что по причине неисправного РХХ на холостых рабочая смесь оказывается слишком «бедной» (много воздуха и мало топлива) или наоборот обогащенной, когда топлива много, но воздуха для эффективного сгорания смеси недостаточно.
Так или иначе, причин для такой неисправности много, при этом одной из них вполне может оказаться датчик холостого хода. Само собой, указанный датчик нужно проверять.
Чистка регулятора холостого хода
Вполне очевидно, что на любом автомобиле с инжектором датчик холостого хода может выйти из строя (РХХ ВАЗ или регулятор холостого хода на иномарке). Обнаружив рассмотренные выше симптомы неисправности и признаки неполадок датчика-регулятора холостых оборотов во время работы ДВС на холостом ходу, клапан холостого хода ВАЗ или другого автомобиля нуждается в диагностике.
При этом не следует торопиться приобретать новый датчик для замены без проверки старого. Еще раз напомним, двигатель может работать нестабильно по целому ряду причин, тогда как регулятор является только одним из возможных вариантов. Также датчик может быть исправен, но загрязнен.
- Для начала нужно почистить датчик холостого хода, так как его загрязнение обычно приводит к серьезным сбоям. При этом место установки такое, что датчик загрязняется достаточно активно, а сам РХХ в силу особенностей конструкции отличается чувствительностью к загрязнениям.
Чистка датчика холостого хода не является сложной процедурой. Основная проблема – снятие самого регулятора. Если вы не уверены, где находится датчик холостого хода на конкретном авто, необходимо заранее изучить мануал. Как показывает практика, РХХ стоит возле датчика положения дроссельной заслонки. В свою очередь, остается только определить местоположение дроссельного узла и ДПДЗ.
На деле, достаточно карбиклинером или любым другим похожим очистителем намочить мягкую ветошь или вату, после чего аккуратно почистить контакты датчика. Далее остальные элементы регулятора также активно протираются ветошью, смоченной в очистителе. При этом чистить можно интенсивно (например, при помощи мягкой щетки), удаляя грязь с иглы, штока, пружины РХХ.
Как проверить регулятор холостого хода
Что касается диагностики, проверить датчик холостого хода своими руками относительно просто. Сняв регулятор холостого хода, необходимо подать питание на устройство. Далее, на иглу регулятора следует положить палец.
После помощник в салоне включает зажигание. В этот момент на датчик идет напряжение, конусная игла в норме должна сдвинуться с места. Если же игла не движется, это говорит о том, что на датчик не приходит питание или же само устройство неисправно.
Еще одним доступным способом проверки датчика холостого является проверка его сопротивления. Так как регулятор является шаговым электродвигателем, нужно мультиметром проверить сопротивление обмоток. Если показания составляют 50 — 55 Ом, тогда можно считать, что датчик в порядке.
Добавим, что кроме проверок самого регулятора важно проверять и цепи питания/сигналов управления от ЭБУ. Для этого на клеммах разъема датчика во время включения зажигания должно быть напряжение 12 В. Меньшее напряжение укажет на слабый заряд АКБ или другие возможные потери по питанию.
Если же напряжения нет, тогда причиной может быть проводка или блок управления. По этой причине рекомендуется отдельное внимание уделять всем рассмотренным элементам, а не только РХХ.
В качестве примера ниже рассмотрена пошаговая проверка РХХ ВАЗ 2115. Подготовив тестер, с регулятора снимается колодка проводов, после чего проверяется цепь питания. Для этого в режиме вольтметра подсоединяется минусовая колодка на массу, то есть на двигатель, а плюс к колодке проводов (вывод А, вывод D на колодке). Затем включается зажигание и оценивается напряжение (норма — 12 В).
Далее клеммы тестера подсоединяют к выводам A и B, после C и D, замеряя сопротивление (норма 53 Ом). После сопротивление меряется по парам A/C, B/D (норма — бесконечно большое сопротивление). Если показания отличаются, регулятор нужно чистить, ремонтировать или менять.
В любом случае, нужно снять датчик ХХ с автомобиля, подсоединить колодку и пальцем определить работоспособность иглы при подаче питания. В тот момент, когда зажигание включается, игла должна выдвигаться полностью (пальцем можно определить легкий толчок). Опять же, если толчка нет, скорее всего, регулятор неисправен.
Подведем итоги
Как видно, датчик холостого хода является важной и ответственной деталью в устройстве ЭСУД двигателя автомобиля. При этом важно понимать, что РХХ представляет собой электромеханическое решение, то есть проблемы могут возникать по части электрики или механики.
При этом важно, чтобы датчик корректно работал, на него приходило питание, а также команды ЭБУ выполнялись регулятором точно и своевременно. По этой причине необходимо проверять электрические цепи, контакты и разъемы, а также качество работы самой иглы регулятора и других элементов датчика.
Проверка и чистка датчика холостого хода своими руками
Регулятор холостого хода (РХХ) представляет собой устройство, предназначенное для контроля оборотов двигателя. Его правильная работа обеспечивает бесперебойное функционирование силового агрегата. Необходимость проверить датчик холостого хода может возникнуть у автовладельцев, столкнувшихся с проблемами в работе ДВС (двигателя внутреннего сгорания).
Где находится и как работает датчик холостого хода?
Регулятор холостых оборотов в автомобиле устанавливается на двигателе, в частности, на корпусе дроссельного узла. Модель транспортного средства не играет роли. Устройство можно увидеть рядом с контроллером положения заслонки дросселя. На узле регулятор фиксируется с помощью одного или нескольких болтов. В некоторых моделях авто датчик зафиксирован посредством лака. Принцип работы РХХ основан на отсчете шагов и возвращении клапана в начальное состояние. Если водитель производит активацию зажигания, шток на датчике полностью выходит и упирается в технологическое калибровочное отверстие. Оно располагается на дроссельной магистрали. Затем устройство выполняет отсчет шагов, а клапан возвращается в изначальное состояние. Положение последнего зависит от прошивки блока управления. Если силовой агрегат полностью прогрет, то на автомобилях ВАЗ в момент регулировки контроллер располагается на отметке около 30-50 шагов. В случае, когда этот параметр увеличивается либо падает, происходит изменение объема воздушного потока, который проходит через калибровочное отверстие. Если шток вытягивается, совершается увеличение количества поступательных движений, а когда втягивается — уменьшение. На ВАЗах ход этого элемента составляет около 250 шагов. В силовой агрегат подается определенный объем воздушного потока, который требуется для оптимальной работы двигателя, это позволяет регулировать обороты. Пользователь Дмитрий Шарк подробно рассказал о принципе функционирования контроллера холостого хода в автомобиле. Воздух, попадающий в ДВС, анализируется с помощью устройства контроля массового расхода. С учетом полученного объема микропроцессорный модуль подает нужное количество горючего в силовой агрегат, которое проходит через топливные форсунки. В соответствии с показаниями контроллера положения коленвала управляющий модуль мониторит число оборотов ДВС и производит регулировку холостого хода. Это позволяет подавать в двигатель машины необходимый объем воздушного потока. Если мотор автомобиля не прогрет, то увеличение оборотов происходит в результате работы контроллера холостого хода. По мере прогрева их количество возрастает. Благодаря такому принципу действия у автовладельца есть возможность начала движения на машине без прогрева ДВС. Пользователь Alex ZW подробно рассказал об устройстве, а также принципе действия контроллера холостых оборотов двигателя авто.
Причины неисправностей
- Внутри контроллера произошел обрыв электропроводки. Проблема может быть связана с износом проводников, появлением окисления на клеммах разъемов кабелей, а также с коротким замыканием (КЗ). Замкнуть контакт может вследствие истирания изоляционного слоя.
- Произошел износ направляющей иглы, который привел к ее стиранию. Это связано с длительной эксплуатацией устройства.
- Загрязнение механических компонентов механизма, в результате чего шток не может нормально передвигаться. При работе ДВС через воздушное фильтрующее приспособление проходят частицы пыли, которые смешиваются с парами моторной жидкости, отработавшими газами из вентиляционной системы. В результате это способствует загрязнению компонентов заслонки дроссельного узла. Образование нагара содействует засорению байпасного канала и его попаданию внутрь контроллера холостых оборотов. Шток датчика начинает перемещаться с подклиниванием, что приводит к нестабильному функционированию ДВС.
- Еще одна причина — засорение приводного устройства червячно-анкерного механизма. Данная передача используется для того, чтобы предотвратить вращательное движение ротора электрического моторчика в поступательное перемещение конусного штока. Если происходит износ резьбы механизма, то элемент не сможет нормально двигаться.
- Выход из строя электрического моторчика. По устройству данный двигатель представляет собой надежный механизм. Но в результате проблем в работе электроцепи питания есть вероятность перегорания обмотки электромотора. Для обнаружения неисправности придется выполнить полную диагностику РХХ.
- Разрушение уплотнительного элемента. Из-за повреждения кольца происходит подсос воздушного потока датчиком массового расхода.
Проблемы, связанные с работой РХХ, нельзя запускать. Если вовремя не устранить неисправность датчика холостого хода, это приведет к снижению ресурса эксплуатации двигателя машины в целом.
Признаки поломки
«Симптомы», по которым можно определить неисправность контроллера:
- Двигатель автомобиля заводится «бодро», но через несколько минут после запуска глохнет. Такая проблема проявляется постоянно.
- На холостом ходу силовой агрегат функционирует нестабильно. Обороты двигателя могут резко увеличиваться и так же быстро падать. Это хорошо слышно, поскольку скачки серьезные. Такая проблема может привести к появлению вибрации в работе силового агрегата, что негативно отражается на его функционировании в целом.
- При активации системы кондиционирования, отопления или других потребителей энергии количество оборотов резко падает. То же самое наблюдается при включении оптики. Этот признак может сообщить и о некорректной работе генераторного устройства.
- Мотор машины произвольно глохнет, когда водитель переключает рычаг передач. Возможна остановка ДВС, когда автомобиль стоит на светофоре или во время движения «накатом».
- Если происходит холодный пуск силового агрегата, число оборотов ДВС будет минимальным. В некоторых случаях стрелка тахометра не поднимается выше нулевой позиции. При нажатии водителем на педаль газа не происходит никаких действий, мощность ДВС не увеличивается.
- Силовой агрегат машины начинает троить, когда авто движется на холостых оборотах.
Канал Sdelaj Sam! Pljus interesnoe! подробно рассказал о признаках неисправностей в работе РХХ автомобиля.
Как проверить датчик холостого хода?
Есть несколько вариантов, как проверить датчик холостого хода:
- с помощью компьютера;
- с использованием тестера;
- народный способ.
Компьютерная диагностика
Хотя сам РХХ называют датчиком, этот регулятор не имеет обратной связи с управляющим модулем двигателя и считается исполнительным механизмом. В процессе работы микропроцессорный блок посредством подачи напряжения на шаговый электромотор выставляет необходимое положение штока. Но объективно датчик управления не может произвести фактический вылет этого элемента, поэтому практические значения не фиксируются.
Вследствие этого, если датчик холостого хода выходит из строя, на контрольном щитке не появляется индикатор «Check Engine».
Наличие системы самодиагностики позволяет только зарегистрировать неполадки, связанные с электроцепью, к которой подключено устройство. Для проверки потребуется подключение к диагностическому выходу компьютера через специальный адаптер. На ПК запускается программное обеспечение для проверки, которое после пуска сканирует все системы автомобиля.
В зависимости от машины, коды поломок РХХ могут быть разными, но обычно они имеют следующий вид:
- Р0505 — неисправность, сообщающая о неполадках в работе электроцепи, к которой подключен контроллер;
- Р0506 — регулятор холостого хода заблокирован, двигатель функционирует на пониженных оборотах;
- Р1509 — микропроцессорным модулем зафиксирована перегрузка проводника управления контроллером;
- Р1513 — произошло замыкание на заземление электропроводки, к которой подключен регулятор;
- Р1514 — микропроцессорный модуль сообщает о КЗ электроцепи либо обрыве на +12 вольт.
Канал VD Test рассказал о выполнении компьютерной диагностики автомобиля на предмет обнаружения неисправностей с помощью планшета.
Проверка РХХ мультиметром
Для диагностики потребуется тестер — мультиметр, при его отсутствии можно воспользоваться амперметром либо омметром:
- Перед выполнением проверки производится пуск силового агрегата машины, чтобы немного его прогреть, 60 градусов будет достаточно. Выполняется отключение всех электрических приборов и устройств. Перед диагностикой надо удостовериться в работоспособности контроллера положения заслонки дроссельного узла, а также лямбда-зонда. Проверка не допускается при наличии утечек в вакуумной и в системе выпуска. Также необходимо убедиться, что тахометр подключен верно.
- Производится пуск мотора. Если контроллер холостых оборотов рабочий, то он будет функционировать беспрерывно, при работе регулятор может гудеть и немного вибрировать. После запуска производится отключение электрической колодки от датчика. Количество оборотов должно увеличиться до 2 тысяч в минуту.
- Если этот параметр не поменялся, то берется тестер и выполняется проверка уровня сопротивления между контактными элементами диагностируемого устройства. Рабочая величина должна составить 9-10 Ом. Надо удостовериться, что при подаче напряжения от батареи на устройство элемент находится в закрытом состоянии, а при отключении регулятор открывается. Если диагностика показала, что у датчика нет нужного сопротивления либо он функционирует некорректно, то РХХ нерабочий и подлежит замене.
- Следующим этапом будет диагностика параметра тока управления. От регулятора отсоединяется колодка с проводами, после чего один контакт штекера связывается с контактным элементом РХХ с помощью перемычки. Можно использовать скрепку либо кусочек кабеля. Ко второму контакту подключается мультиметр, настроенный в режим работы амперметра, диапазон устройства составляет от 0 до 1000 мА.
- При функционировании силового агрегата на холостых оборотах диагностируемая величина должна составить от 400 до 500 мА, если параметры другие, РХХ подлежит замене. Надо учесть, что диагностическое оборудование может показать величину силы тока выше, чем 500 мА. Это обычно происходит при несоблюдении условий, описанных в первом пункте.
- Если диагностика показала отсутствие тока управления, то микропроцессорный модуль автомобиля подлежит ремонту либо замене.
- Если машина оборудована трехпроводным регулятором холостых оборотов, то для диагностики выполняются аналогичные действия, только надо учесть нюансы. Процедура замера параметра сопротивления должна осуществляться между двумя контактными элементами, расположенными по краям. Значение составит 40 Ом. Затем выполняется проверка сопротивления между крайним и средним контактом. Рабочее значение при работающем датчике составит 20 Ом.
- Процедура диагностики тока управления в трехпроводных устройствах выполняется посредством замера напряжения на центральном контактном элементе. Эта величина должна соответствовать значению на батарее. Параметр рабочего напряжения между центральным и крайним контактным элементом должна составить 10 вольт.
Пользователь Игорь Белов рассказал о выполнении диагностики регулятора холостых оборотов с помощью мультиметра, а также о других способах проверки.
Диагностика с использованием тестера является наиболее точным вариантом диагностики
Народный метод
Реализация этого способа возможна только с помощником:
- Производится демонтаж датчика. Для этого обычно достаточно выкрутить фиксирующие болты.
- Выполняется подключение разъема на четыре контакта.
- К концу иглы датчика прикладывается палец, серьезных усилий прилагать не нужно.
- Помощник садится за руль и выполняется активацию зажигания. В момент включения контроллер должен выдвинуть иглу. Если это случилось, то регулятор работоспособный. Неисправности надо искать в функционировании контроллера положения заслонки дросселя.
Как почистить датчик холостого хода?
Чистка РХХ выполняется после подготовки следующих инструментов и материалов:
- отвертка с крестовым наконечником;
- средство для очистки карбюраторов, подойдет также обычный спирт, растворитель или жидкость WD-40;
- гаечные ключи;
- ключи Тоrх;
- ветошь без ворса, желательно светлого цвета.
Пользователь Александр Филимонов рассказал о нюансах выполнения очистки регулятора холостых оборотов.
Чистить устройство надо так:
- Двигатель машины должен быть отключенным и остывшим.
- Производится демонтаж воздуховода, соединяющего фильтрующий элемент с крышкой дроссельного узла. Для этого откручиваются два хомута и производится его демонтаж, так будет удобнее выполнять очистку. Отсоединяется магистраль вентиляционной системы картерного устройства, производится снятие заслонки дросселя. Сама крышка обычно фиксируется с помощью хомута, но доступ к нему может быть затруднен. Возможно, потребуется несколько отверток для его выкручивания.
- Средство для очистки распыляется на закрытую заслонку дросселя. Делается это осторожно, чтобы не забрызгать другие детали устройства, расположенные рядом. Рекомендуется распылять средством несильными кратковременными нажатиями. После выполнения задачи необходимо протереть заслонку ветошью без ворса, а затем опять произвести очистку. Только теперь надо распылить жидкость на стенки камеры, остатки средства убираются тканью.
- Аналогичным образом выполняется очистка узла при открытой заслонке. Действия повторяются до момента, пока устройство не будет поворачиваться максимально мягко и без заеданий. Она должна закрываться наиболее плотно.
- Затем от контроллера холостых оборотов отсоединяется колодка с проводами. Используя гаечный ключ соответствующего размера, выкручиваются болты, фиксирующие регулятор. Производится демонтаж устройства, при снятии нельзя потерять уплотнительный элемент, расположенный на креплении. Если заслонка открыта, отверстие воздушного канала необходимо заглушить тряпкой. Производится очистка всех компонентов, в том числе посадочного места регуляторного устройства.
- Также с помощью очищающего средства выполняется прочистка контроллера. Действовать необходимо осторожно, чтобы в процессе проведения работ шток не сместился. На завершающем этапе надо протереть крышку заслонки дросселя, после чего выполняется монтаж всех демонтированных элементов. Если в процессе очистки шток был смещен, его положение необходимо отрегулировать, чтобы он стал обратно.
Замена датчика холостого хода
Процедура смены выполняется так:
- Все действия осуществляются на отключенном моторе.
- Выполняется поиск места установки контроллера. От установленного датчика необходимо открутить два монтажных винта. Производится демонтаж вышедшего из строя устройства.
- Установка нового регулятора осуществляется в обратном порядке. При выполнении задачи надо зафиксировать контроллер в посадочном месте и до конца затянуть винты. Нельзя, чтобы датчик был зафиксирован неплотно, поскольку воздействие вибраций во время движения приведет к его поломке.
- При монтаже надо учитывать, что расстояние между установочным фланцем и контроллером должно составить не более 2,3 см.
- Выполняется подсоединение контактной колодки.
- После подключения надо произвести активацию зажигания на 10 секунд. Силовой агрегат при этом не запускается. При включении зажигания микропроцессорный модуль выполняет калибровку нового установленного устройства. По истечении десяти секунд допускается запуск двигателя, можно проверять работоспособность регулятора.
Пользователь ОВСЮК представил наглядное руководство по замене контроллера холостых оборотов в автомобиле.
Советы по профилактике
Рекомендации, которые позволят увеличить ресурс эксплуатации РХХ:
- Нельзя допускать, чтобы в заслонку дроссельного узла попадала жидкость. Это приведет к скоплению влаги и грязи внутри устройства.
- Необходимо следить за состоянием воздушных фильтров. РХХ является регулятором поступления потока, поэтому это важно для датчика.
- Если автомобиль в холодное время года используется редко, то для него необходимо найти гараж. В таком случае требуется периодически производить запуск и прогрев мотора, выполнять перегазовку. Это позволит разрабатываться контроллеру холостого хода и не застывать. После длительной стоянки в условиях низких температур датчик может заклинить.
Видео «Наглядное руководство по замене контроллера»
Пользователь Иван Васильевич подробно рассказал о процедуре выполнения смены регулятора холостого хода на примере автомобиля ВАЗ.
Полезная информация
- Инструкция по проверке датчика положения дроссельной заслонки и его регулировка
- Что такое датчик детонации и за что отвечает в машине: неисправности и замена устройства
- Что такое индуктивный датчик и как он работает?
Как проверить датчик холостого хода
Датчик холостого хода, который также принято называть регулятором, выполняет задачу по стабилизации работы двигателя на холостом ходу. Он располагается неподалеку от датчика, контролирующего положение дроссельной заслонки. Датчик является довольно надежным, и его выход из строя – это большая редкость. Тем не менее, такая проблема может возникнуть, и водитель должен знать, как проверить датчик холостого хода самостоятельно и убедиться, что проблемы в неправильной работе двигателя неподвижной машины связаны именно с его выходом из строя.
Симптомы неисправности датчика холостого хода
При выходе из строя датчика холостого хода водителя об этом оповестит лампочка Check Engine («Проверьте двигатель»). Однако если она загорелась и автомобиль имеет проблемы при работе на холостом ходу, это вовсе не значит, что неисправность однозначно связана с датчиком. Без проверки регулятора сложно точно сказать, исправен он или нет.
Можно выделить ряд признаков, которые являются «маяками», что в работе датчика холостого хода имеются проблемы:
- Автомобиль глохнет на холостом ходу или у него «плавают» обороты;
- Чтобы двигатель работал без сбоев, ему требуется значительное время на прогрев;
- При переводе рычага коробки передач в нейтральное положение, двигатель глохнет.
Описанные выше проблемы возникают из-за недостатка или избытка воздуха, подаваемого в двигатель при работе на холостых оборотах. Однако не только датчик холостого хода может вызывать подобные симптомы, именно поэтому его необходимо диагностировать, перед тем как подбирать новый на замену.
Как проверить датчик холостого хода самостоятельно
Проверить самостоятельно датчик холостого хода довольно просто, и основной проблемой является его предварительный демонтаж. Первым делом следует определить, где находится датчик холостого хода. Чаще всего ориентиром при его поиске должен служить датчик положения дроссельной заслонки. Если обнаружить при осмотре двигателя регулятор холостого хода не получилось, следует обратиться к технической документации по конкретной модели автомобиля.
Когда датчик холостого хода будет снят с двигателя, можно приступать к его диагностике:
Еще одним способом проверки датчика холостого хода является диагностика сопротивления дроссельного узла. Необходимо проверить сопротивление обмоток при помощи мультиметра. Если результат находится в диапазоне от 50 до 55 Ом, то датчик исправен.
Обратите внимание: Часто водители после проверок, приведенных выше, делают вывод, что датчик холостого хода неисправен, но это не всегда так. Нужно проверить не только сам регулятор, но и цепь подачи на него управляющих сигналов (питающую датчик). Убедитесь, что на клеммах соединительной колодки при старте зажигания напряжение находится на уровне в 12 Вольт. Если оно меньше, вероятнее всего проблема связана с разряженным аккумулятором. Когда напряжение полностью отсутствует, виновен в этом управляющий блок или проводка.
Загрязнение датчика холостого хода
Часто причиной неправильной работы регулятора холостого хода является его загрязнение. В такой ситуации можно заменить датчик (стоимость которого невелика) или очистить его. Очистка датчика холостого хода проходит в два этапа:
- Специальным средством (например, которое используется для очистки карбюратора) нужно смочить ватную палочку и ею очистить контакты датчика. Делать это необходимо осторожно, чтобы не повредить их;
- Остальные детали регулятора можно очистить механическим путем с использованием обозначенного выше средства. Смочите им, например, зубную щетку и аккуратно прочистите иглу, шток, пружину, удаляя накопившуюся грязь.
Обратите внимание: При очистке датчика холостого хода рекомендуется также почистить дроссельную заслонку.