Как выкрутить шпильку из блока двигателя?
Иногда во время ремонта двигателя или другого механизма, возникает ситуация когда необходимо выкрутить шпильку. Происходит это по разным причинам, например: сорвали резьбу на шпильке или необходимо притереть плоскость картера а шпильки мешают, в общем ситуации бывают разными. На самом деле работа эта не такая простая как может показаться на первый взгляд. Не имея определенных навыков и опыта в этом деле можно запросто сломать шпильку и это будет не «айс». В этой статье я постараюсь изложить основные принципы, соблюдая которые можно с большой долей успеха выкрутить любую шпильку.
Итак, начнем пожалуй. Такая ситуация: нам нужно выкрутить шпильку из картера двигателя «Иж Планеты», Берем две гайки (желательно высокие), накручиваем на шпильку сначала одну гайку, потом другую, при помощи двух ключей зажимаем (чем сильней-тем лучше) гайки относительно друг друга, потом одеваем ключ на нижнею гайку и выкручиваем шпильку из картера.
А теперь давайте представим типичную ситуацию: навернули вы две гайки, потянули за ключ, а шпилька не «хочет» выкручиваться (прикипела). В этом случае прикладывать большое усилие к ключу не стоит, так как шпильки не «любят» скручивающей нагрузки и лопаются. Чтобы немного помочь шпильке открутится ее надо хорошенько прогреть, кстати шпильку на цилиндре мне удалось открутить только после нагрева.
Берем газовую горелку, и начинаем греть шпильку, после прогрева точно также накручиваем на нее гайки и выкручиваем из картера. Для того чтобы во время локального нагрева обезопасить картер от деформаций накрываем участок нагрева листом жести. В алюминиевом картере шпильку сильно греть не стоит, так как существует большая опасность повреждения картера в месте входа в него шпильки! Если картер металлический шпильку можно греть хоть до красна-без опаски. Обычно после прогрева, любая даже самая «закисшая» шпилька выкручивается без особого труда.
Как я уже говорил выше, шпильки не «любят» скручивающей нагрузки, поэтому длинные шпильки лучше всего выкручивать с помощью шпильковерта. Шпильковерты бывают разных размеров, я себе купил под самые ходовые размеры: 6мм, 8мм, 10мм, 12мм. К сожалению шпильковертом не везде можно подлезть и это его единственный недостаток.
Одеваем шпильковерт как можно ближе к месту вхождения шпильки, вставляем ключ и выкручиваем ее.
Семь способов вывинтить сломанный болт или шпильку
Лично я многократно сталкивался с проблемой, когда ломается болт или шпилька под корень. Причем, я не являюсь каким-нибудь автомехаником или слесарем. Все это говорю к тому, что такое вполне случается и с обычным человеком, кто периодически имеет дело с техникой или другой технической частью.
Ну раз уж вы попали в такую ситуацию, то не стоит отчаиваться — все поправимо. Предлагаю вам семь способов как выйти из подобного положения и освободить резьбу от обломка шпильки или болта.
Подготовка перед выворачиванием обломка
Но не торопитесь сразу приступать к вывинчиванию. Перед этим необходимо принять меры, которые облегчат ваши прилагаемые усилия.
Перво наперво сбрызнем проникающей смазывающей жидкостью место слома. Это может быть любой «жидкий ключ», WD-40. Немного подождем.
Далее, чтобы немного снять внутренние напряжения, газовой горелкой хорошенько прогреем обломок и место вокруг.
Ну а далее перейдем непосредственно в вывинчиванию обломка шпильки или болта.
Первый способ: плоская отвертка и молоток
Это самый простой способ, но он не всегда подходит. Примерно в половине случаем шпилька обламывается с торчащим осколком, за который как раз и можно зацепиться.
Берем плоскую отвертку, упираем её в осколок и ударными движениями под углом в сторону вывинчивания резьбы аккуратно поворачиваем обломок.
Такой метод подходит если не требуется большого усилия для вывинчивания. Если усилия не достаточно, то переходим ко второму способу.
Способ второй: пробуем вывинтить зубилом
Этот способ похож на первый, только вместо отвертки берем зубило. Точно также упираем в оскол и ударными движениями производим выворачивание.
Зубило дает возможность создать большее усилие по сравнению с отверткой.
Третий способ: керн и молоток
Если обломок болта не имеет осколов, или даже обламывание произошло чуть ниже конечной поверхности резьбы, то тут можно попробовать воспользоваться керном.
Упираем керн в поверхность обломка со смещение и ударами под углом производим выворачивание, пока обломок нельзя будет зацепить плоскогубцами или другим инструментом.
Четвертый способ: привариваем гайку сваркой
На мой взгляд это самый действенный и быстрый вариант, но при наличии у вас сварочного аппарата. Суть его состоит в том, чтобы наварить сверху гайку на обломок болта.
Итак, чтобы это сделать берем гайку, но не такого же размера, а на пару единиц больше. То есть, если сломанный болт был на 10, то берем гайку на 12. Нужно это для лучшего и большего места приваривания.
Удерживая гайку кусачками, ставим ее на обломок, но не по центру, а со смещением. Электродом свариваем шпильку с гайкой к одной стороне внутри гайки.
Далее после остывания вывинчиваем обычным гаечным ключом.
Пятый способ: вывинчиваем шпильку экстрактором
Тут также потребуется специализированный инструмент, специально предназначенный вывинчивания сломанных шпилек и болтов — экстрактор.
Керним центр шпильки, чтобы сверло не бегало при начале сверления.
Сверлим отверстие соответствующего диаметра под экстрактор.
Вставляем экстрактор в отверстие и вывинчиваем ключом.
Шестой способ: высверливаем обломок
Способ состоит в том, чтобы подобрать сверло по нижнему диаметру резьбы шпильки и высверлить ее. Очень тяжелый способ, требует сноровки.
Сначала проходимся сверлом меньшего диаметра.
Затем сверлим максимально близким.
Осколки и остатки шпильки выбиваем плоской отверткой.
Такой способ удаления не всегда оправдывает усилия, но вполне заслуживает вашего внимания.
Седьмой способ: высверливаем под чистую и делаем вставку
Самый трудоемкий и затратный способ из всех. Но бывают случаи, когда это единственный рабочий вариант вернуть узел в рабочее состояние.
Высверливаем шпильку подчистую вместе с резьбой.
Нарезаем новую резьбу метчиком.
На этом можно закончить, если конструкция позволяет подобрать теперь более толстый болт или шпильку. Если же нет — покупаем вставку или заказываем у знакомого слесаря.
Смазываем внешнюю резьбу фиксатором резьбы и ввинчиваем.
Стачиваем заподлицо.
А каким способом пользовались вы? Напишите в комментариях, я думаю ваш опыт будет интересен! Всего доброго!
Клуб любителей китайских скутеров
Люди помогите обломал одну из шпилек к которой крепится глушак к движку.Половина шпильки осталась в блоке двигателя,и да же не торчит ни капельки,можно её выкрутить от туда,не разбираю двигатель.Заранее большое спасибо!
Заголовок сообщения: Re: Как выкрутить шпильку?
Добавлено: 21 янв 2009, 23:52
Можно высверлить!Но лучше движку снять,так удобней будет!!Тогда не придется снимать цилиндр.
_________________
В умелых руках и х@й-балалайка!
Китайский скутер-как хорошая японская говоломка!(с)
Заголовок сообщения: Re: Как выкрутить шпильку?
Добавлено: 22 янв 2009, 00:10
Вот такая штука может спасти.
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=6& . rpt=simage
Только мое такое мнение — попытаться для начала стронуть (покрутить) ее острым кончиком метчика, постукивая молотком.
_________________
К И Т А Й — Г_ ВНО!(с)Х 2 раза Если у вас проблемы с прочтением подписи, обратитесь к модераторам.
Заголовок сообщения: Re: Как выкрутить шпильку?
Добавлено: 22 янв 2009, 00:20
Yegor писал(а):
Вот такая штука может спасти.
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=6& . rpt=simage
Только мое такое мнение — попытаться для начала стронуть (покрутить) ее острым кончиком метчика, постукивая молотком.
и выкинуть метчик
_________________
не иду, а еду — ура мопеду)
Заголовок сообщения: Re: Как выкрутить шпильку?
Добавлено: 22 янв 2009, 06:50
MAVERICC писал(а):
Yegor писал(а):
Вот такая штука может спасти.
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=6& . rpt=simage
Только мое такое мнение — попытаться для начала стронуть (покрутить) ее острым кончиком метчика, постукивая молотком.
и выкинуть метчик
да, любой каприз! Хочешь выкинуть — твоя воля. Экий вы, батенька, скептик.
Сколько раз в жизни ты шпильки доставал, а?
_________________
К И Т А Й — Г_ ВНО!(с)Х 2 раза Если у вас проблемы с прочтением подписи, обратитесь к модераторам.
Заголовок сообщения: Re: Как выкрутить шпильку?
Добавлено: 23 янв 2009, 19:03
Была такая же бадья снимал колесо чуть отодвинул глушак в сторону и начал он у меня гудеть не так как нужно я решил подкрутить и что называеться «сила есть-ума ненадо». обламал шпильку ну большого труда мне несоставило её выкрутить. у меня малый кончик был виден я взял хорошие плоскогубцы и выкрутил. выточил новую поставил и снова «сила есть-ума ненадо». 2ой раз обламал но там было посложнее там шпилька обламалась вровень с двигателем я взял метчик зная что он изготовлен из прочнейшего метала чем шпилька и окуратно ударяя по краюшку выкрутил шпильку. потом мой старший брат взял скутер и неподросчитал высоту бардюра и зацепил глушителем. он снова начал флудить я снова захотел чуть чуть подкрутить и «сила есть-ума ненадо». 3ий раз обламал шпильку. ну тут вообще было вах вах вах шпилька обламалась так что была видна ток далеко в двигателе. шансов открутить способом «метчик» небыло. я окуратно просверлил отверстие меньшим диаметром на памойму 1 мм и решил с помощью метчика нарезать новую резьбу старого диаметра и как всегда по закону подлости или от того что в голове пусто обламал там метчик по самые нехачу так что его вытащить было практически невазможно. я ток чем непробывал и высверливать и выбивать а толку. потом под руку попалась олмазное сверло. ну такое что бы в камнях дыры делать я высверливал по маленькому кусочку метчик 2 дня ну всё таки высверлил. потом взял сверло намного большего диаметра, так как дырка (отверстие) раздолбано. и нарезал резьбу большего диаметра а в неё вставил гужон и в гужон вкрутил нармальную шпильку и всё. наканецто
Заголовок сообщения: Re: Как выкрутить шпильку?
Добавлено: 23 янв 2009, 20:35
История напоминает как чуваг магнит из бензобака вытаскивал, в итоге накидал туда отверток, болтов )))))
Заголовок сообщения: Re: Как выкрутить шпильку?
Добавлено: 23 янв 2009, 21:26
всё же лучше снять голову, зажать ее в тиски и просверлить отверстие в шпильке на сверлильном станке, ручная дрель не поможет, малейшее отклонение — и испортишь резьбу в алюминии
если такую же шпильку не найдешь, то можно сделать подобную из болта и завернуть ее в голову на стопорную краску
_________________
если есть вопросы, пишите в Аську
Заголовок сообщения: Re: Как выкрутить шпильку?
Добавлено: 24 янв 2009, 19:15
да лучше так и сделай а то буш как я долбацца
Заголовок сообщения: Re: Как выкрутить шпильку?
Добавлено: 24 янв 2009, 20:31
Такие шпильки в жигулевском моторе все крышки держат.
_________________
Помогу кому делать нечего,пиво поглатить и синей изолентой любой тюнинг сделать
+сем920 2нол51180
Заголовок сообщения: Re: Как выкрутить шпильку?
Добавлено: 24 янв 2009, 22:01
dark.bel писал(а):
Такие шпильки в жигулевском моторе все крышки держат.
Такие шпильки в жигуляторовском моторе выпускной коллектор не держат.
Ув. аффтор темы! Чтобы вытащить шпильку ее надо высверлить. Другого способа я бы тебе не советовал. Поданная ссылка на рейсфедеры вообще не понятно для чего. Если не знаешь как делать — отдай людям. За 10 карбованцев и 2 литра водяры токари чудеса из пластилина вытачивают.
_________________
Заголовок сообщения: Re: Как выкрутить шпильку?
Добавлено: 25 янв 2009, 11:27
есть еще способ —
если шпилька обломилась неглубоко, то можно сделать так —
берем гайку кладем на то место где шпилька и привариваем гайку(через внутреннее отверстие) к обломку, затем выкручиваем шпильку, сварка алюминий не повредит, головку удобнее снять, но можно и не разбирая движек приварить, отключив аккумулятор
_________________
если есть вопросы, пишите в Аську
Заголовок сообщения: Re: Как выкрутить шпильку?
Добавлено: 28 янв 2009, 13:07
А чего никто не подсказал человеку про специальный инструмент? Именно для таких случаев продаются спецштуки, которыми это делается на раз!
Инструмент представляет собой нечто, похожее на метчик (как и метчик, он делается из твёрдой стали), но резьба на нём коническая, как на шурупе или саморезе, причём левая. Поэтому он про вворачивании в оставшийся в дырке «пенёк» сам в него входит, а его заставляет выкручиваться. Для его применения надо в «пеньке» надсверлить дырочку на глубину 8. 12 мм, диаметром таким, чтобы не затронуть основной металл (для М6, как в данном случае, это будет около 3 мм). Выпускаются они на самые разные диаметры.
Заголовок сообщения: Re: Как выкрутить шпильку?
Добавлено: 28 янв 2009, 13:23
sm1 писал(а):
А чего никто не подсказал человеку про специальный инструмент? Именно для таких случаев продаются спецштуки, которыми это делается на раз!
Инструмент представляет собой нечто, похожее на метчик (как и метчик, он делается из твёрдой стали), но резьба на нём коническая, как на шурупе или саморезе, причём левая. Поэтому он про вворачивании в оставшийся в дырке «пенёк» сам в него входит, а его заставляет выкручиваться. Для его применения надо в «пеньке» надсверлить дырочку на глубину 8. 12 мм, диаметром таким, чтобы не затронуть основной металл (для М6, как в данном случае, это будет около 3 мм). Выпускаются они на самые разные диаметры.
Читайте внимательней))
_________________
К И Т А Й — Г_ ВНО!(с)Х 2 раза Если у вас проблемы с прочтением подписи, обратитесь к модераторам.
Выкручивание сломанного болта или шпильки из блока цилиндров и других элементов: решение проблемы
В процессе ремонта и обслуживания автомобиля, а также любой другой техники, часто возникает острая необходимость снять отдельные элементы ДВС или ходовой части, кузовные панели и т.д. При этом снятие составных частей двигателя, навесного оборудования и подвески зачастую является наиболее проблемной операцией. Причина заключается в том, что узлы могут быть затянуты болтами или шпильками, причем момент затяжки достаточно большой.
Если к этому добавить перепады температуры в подкапотном пространстве, замасливание, скопление пыли, грязи и других отложений, становится понятно, что выкручивание различных болтов и других крепежей является не только ответственной и трудоемкой, но и зачастую сложной задачей. В этой статье мы поговорим о том, что можно сделать, если шпилька или болт сломался, а также как выкрутить сломанный болт.
Сорвана резьба болта, поломалась шпилька или сломался болт в блоке ДВС: как выкрутить
Итак, болты и шпильки нередко «закисают», покрываются ржавчиной, могут быть перетянуты или закручены с перекосом (не по резьбе) во время предыдущих операций. Это справедливо для всех без исключения моделей и марок авто.
В любом случае, частой ситуацией является такая, когда во время выкручивания болта мастер сорвал резьбу, сломал шпильку, обломал шляпку болта и т.д. Также возможна ситуация, когда момент затяжки при закручивании сильно превышен, болт лопается, оставаясь недокрученным. Естественно, остатки болта нужно выкрутить, после чего шпильку или болт следует заменить.
Как правило, болты ломаются в случаях, когда болт заржавел или прикипел, при этом при откручивании прилагаются слишком большие усилия. Этим обычно страдают автомобили с пробегом или машины, которые эксплуатируются в тяжелых условиях. Зачастую резьбовые соединения начинают создавать проблемы в результате контакта с влагой. Для ходовой части автомобиля такой контакт неизбежен. В случае с двигателем, ГБЦ прикручивается к блоку цилиндров, момент затяжки большой.
Так или иначе, самой проблемной ситуацией является то, что болт может быть сломан заподлицо, то есть выкрутить его привычным способом или при помощи простых инструментов не представляется возможным. Другими словами, «тело» болта не выступает над поверхностью. В этом случае существует несколько способов решения проблемы, при этом наиболее распространенными являются:
- высверливание болта;
- выкручивание болта при помощи сварки;
Прежде всего, выбор того или иного способа зависит от некоторых условий. Если болт до поломки прокручивался, тогда главной задачей является «привязаться» к его телу, чтобы затем выкрутить остатки. Если же прокрутить болт невозможно, тогда необходимо аккуратно рассверливать остатки тела в отверстии. Давайте рассмотрим доступные способы более подробно.
Начнем с того, что для успешного результата необходимо знать, как выкрутить сорванный болт, а также выполнить ряд дополнительных работ перед выкручиванием.
- На начальном этапе необходимо удалить грязь, остатки масла, ржавчину и т.д. с проблемного участка. Также обязательно следует нанести на резьбовое соединение специальное средство, чтобы болты «раскисли». Такой жидкостью могут особые очистители. Это составы, удаляющие и размягчающие ржавчину, грязь и т.д. Еще для этих целей вполне подойдет WD-40 или чистое масло.
- Идем далее. Если обломок выступает выше резьбового отверстия, по нему также можно сделать несколько ударов молотком, болт дополнительно нагревается (например, при помощи паяльной лампы). Единственное, ударять по болту или греть его можно только в том случае, если от такого воздействия гарантированно не пострадают другие детали, элементы или само резьбовое отверстие.
Если резьбу удалось сорвать (болт крутится), далее сломанный болт выкручивается пассатижами, разводным ключом и т.д. Еще можно зубилом, ножовкой по металлу или болгаркой сделать на теле болта «канавку», после чего можно попробовать выкрутить обломок обычной отверткой.
Также в обломке, если тело выступает достаточно высоко, просверливается сквозное поперечное отверстие, в которое вставляется металлический стержень, гвоздь, отвертка и т.д. Затем получившийся рычаг позволяет выкручивать обломок при помощи подручных инструментов.
- Часто тело болта не сильно выступает над поверхностью, то есть болт сломан почти заподлицо. Это усложняет процесс удаления остатков из резьбового отверстия. В таком случае хорошо помогает сварка. Чтобы реализовать задачу, необходимо подобрать похожий по диаметру болт со шляпкой, после чего нужно приварить его при помощи сварочного аппарата к телу обломка в резьбовом отверстии.
Далее ключом можно пробовать выкручивать обломок. При этом важно помнить, что сварка может оказаться хрупкой в месте соединения, так что слишком больших усилий прилагать не стоит. Добавим, что кроме сварки иногда для подобных случаев используются специальные типы клея. При этом данный способ не имеет широкого распространения, так как данные виды клея под рукой имеются далеко не всегда, а также некоторые сомнения вызывает надежность фиксации при помощи подобных средств.
- Самым сложным случаем принято считать сломанный болт, который обломался, например, заподлицо с поверхностью или даже ниже. Часто с такой ситуацией можно столкнуться, когда обламывается болт в блоке двигателя. В этом случае описанные выше способы срабатывают не всегда. Чтобы решить задачу, необходимо знать, как выкрутить обломки из отверстия, высверлить болт из блока двигателя автомобиля и т.п.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как производится затяжка болтов головки блока цилиндров. Из этой статьи вы узнаете о том, как затягивать ГБЦ, с каким усилием и в каком порядке производится обтяжка головки блока.
Прежде всего, необходимо подготовить дрель и набор с тонкими сверлами. Обратите внимание, без определенных навыков выполнять такую работу не рекомендуется. Главной задачей является необходимость просверлить несколько небольших отверстий в теле болта. Делается это так, чтобы затем появилась возможность соединить эти мелкие отверстия в одно большое. Далее в отверстие вставляется отвертка, после чего обломки выкручиваются.
Более сложным способом является нарезка левой резьбы в теле обломанного болта. В этом случае нужна дрель и метчик. Сначала в теле обломка высверливается отверстие, затем метчиком нарезается левая резьба. После в эту резьбу закручивается еще один болт. После того, как такой болт будет вкручен до конца, обломок должен начать выкручиваться из отверстия.
Последним доступным способом удаления обломка болта, который сломался в резьбовом отверстии, считается высверливание. Способ достаточно сложный, требует особых навыков. Основной целью является задача не повредить резьбу самого отверстия при рассверливании обломка.
Чтобы высверлить обломок, сначала в его центре тонким сверлом проделывается отверстие. Затем сверло меняется на более толстое и т.д. После того, как стенки тела сломанного болта станут максимально тонкими, их нужно попытаться сломать при помощи металлической проволоки или пинцета. Затем обломки удаляются из отверстия. Данный способ в случае правильной реализации исключает необходимость нарезать новую резьбу в отверстии или восстанавливать уже имеющуюся.
Подведем итоги
Как видно, существует несколько способов для выкручивания поломанного болта или шпильки. При этом в каждом случае необходимо заранее отдельно учитывать характер облома тела, само расположение обломка, возможность доступа к проблемному участку, возможные последствия нагрева остатков болта и т.д.
Напоследок отметим, что перед выкручиванием болтов желательно до начала процедуры проводить обработку для удаления грязи и размягчения ржавчины. При этом если различные стандартные способы выкручивания не дают желаемого результата (болт не идет), тогда оптимально не прилагать больших усилий, чтобы не поломать шпильку.
То же самое можно сказать и о затяжке шпилек или болтов. Дело в том, что затягивать крепежи нужно со строго определенным усилием и в указанном порядке (например, обтяжка ГБЦ). Игнорирование данного правила нередко приводит к тому, что шпильки или болты ломаются, вытягиваются, деформируются и т.п.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как открутить масляный фильтр без ключа. Из этой статьи вы узнаете о доступных способах откручивания масляного фильтра без съемника.
В случае возникновения подобных проблем лучше обратиться к опытным специалистам, которые во многих случаях выкрутят проблемный сорванный или закисший болт. Если же избежать облома болта не представляется возможным, тогда квалифицированные мастера удалят остатки из отверстия с минимальными рисками, а также при необходимости восстановят поврежденную резьбу.
Читайте также
Признаки пробитой прокладки ГБЦ Как самостоятельно определить, что прокладка головки блока цилиндров прогорела. Рекомендации по протяжке ГБЦ после замены. Какую прокладку лучше выбрать.
Затяжка болтов головки блока цилиндров. Особенности затяжки головки блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания. Затяжка болтов крепления ГБЦ динамометрическим ключом: усилие и порядок обтяжки.
Шлифовка головки блока цилиндров Для чего и когда головку блока цилиндров необходимо шлифовать. Как проверить привалочную плоскость головки блока своими руками. Фрезеровка и шлифовка ГБЦ.
Как открутить масляный фильтр без ключа Что делать, если масляный фильтр не откурчивается и прикипел. Как выкрутить масляный фильтр без специального съемника. Доступные способы решения проблемы.
Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей. Коренные и шатунные вкладыши: назначение, устройство и особенности работы подшипников скольжения. Как правильно затягивать вкладыши, момент затяжки.
Как снять головку блока цилиндров на двигателе Снятие головки блока цилиндров двигателя своими руками в гаражных условиях: подготовка и снятие ГБЦ. Как снять головку, если она прикипела. Полезные советы.