Оборудование для ремонта головки блоков цилиндров
Высокие требования к точности обработки элементов ГБЦ в ремонтной практике диктуют необходимость использования специализированного оборудования.
Оборудование для ремонта головок блока цилиндров выпускается многими компаниями, однако не все образцы станков и инструмента успешно используются на практике. Наш ассортимент станочного оборудования и инструментов состоит только из лучших моделей своего сегмента и отвечает всем современным требованиям.
Методика ремонта головки блока цилиндров
Франтишек КЕПКА,
инженер по техническому обслуживанию компании Federal Mogul (США)
Юрий ЧАПЛЯ,
ведущий эксперт компании «Механика»
Автомобильные двигатели — бензиновые и дизельные — год от года становятся все более мощными, экономичными и удовлетворяют все более жестким экологическим нормам. Эти характеристики определяются, прежде всего, эффективностью сгорания топлива в цилиндрах, которая, в свою очередь, во многом зависит от конструкции и параметров головки блока цилиндров (ГБЦ), от исправности и слаженной работы входящих в нее элементов газораспределительного механизма. Рано или поздно наступает необходимость в ремонте этого важного узла двигателя.
Существует большое разнообразие конструктивных решений ГБЦ, и в каждом случае алгоритм снятия агрегата с двигателя и его разборки имеет свои особенности. Однако есть и некоторые общие правила.
Перед разборкой головки блока цилиндров
Перед разборкой ГБЦ необходимо:
- Снять все держатели, датчики и другое навесное электрооборудование. Если вы имеете дело с ГБЦ дизельного двигателя с электромагнитными форсунками, их также нужно демонтировать (насос-форсунки снимать необязательно).
- Перед снятием головки с блока необходимо обеспечить видимость меток, используемых для настройки газораспределительного механизма. Если это невозможно, следует соответствующим образом пометить детали газораспределительного механизма.
Дальнейшие действия описаны на примере ГБЦ с верхним расположением распределительного вала (OHC):
- Ослабить крепежные болты крышки головки блока в порядке, аналогичном порядку их затяжки при монтаже. Снять ГБЦ.
- Обозначить крышки подшипников (если применяются) распределительного вала для определения их правильной позиции при сборке.
- Снять крышки подшипников распределительного вала, слегка поворачивая их.
- Снять распределительный вал и подшипники.
- Снять гидрокомпенсаторы и толкатели (в зависимости от конструкции головки блока). Если предполагается в дальнейшем их использовать, то отметить рабочие места каждого.
- При помощи соответствующего приспособления сжать пружины клапанов и вынуть сухари, тарелки пружины и сами пружины. Положить детали в порядке их демонтажа.
- Снять маслоотражательные колпачки со стержней клапанов (если установлены).
- Перевернуть головку, снять клапаны, отмечая места, на которых они были установлены.
- Сохранять все компоненты, пока не будет точно установлено соответствие размеров всех новых и заменяемых деталей.
Затем следует провести очистку головки блока цилиндров. Сборку нужно проводить в обратном порядке.
Очистка
Для очистки головки блока могут быть использованы следующие способы:
- пескоструйная обработка;
- «холодная» промывка;
- «горячая» промывка;
- очистка при помощи ультразвука.
Чаще других применяется мойка агрегата в воде с использованием специальных моющих средств. Надо следить, чтобы моющие средства не содержали химических элементов, способных повредить детали ГБЦ. Особого внимания требует очистка компонентов алюминиевой головки блока цилиндров.
В ходе очистки с использованием абразивных компонентов с поверхностей деталей головки снимается слой материала, поэтому необходимо соблюдать осторожность — чрезмерно интенсивное или длительное воздействие может привести к их повреждению.
Наиболее частые дефекты
К числу наиболее часто встречающихся дефектов деталей головки блока цилиндров относятся:
- прогар клапана в результате несоответствия формы (материала) седла и клапана либо сильного износа седла;
- повреждения на внутренней поверхности цилиндров, поршнях, поршневых кольцах и подшипниках двигателя, вызванные детонационным сгоранием или преждевременным зажиганием топливной смеси;
- деформация и прогары привалочной плоскости ГБЦ в результате утечки выхлопных газов или охлаждающей жидкости из-за воздействия температуры выше максимально допустимой, нарушения нормального режима работы камеры сгорания или циркуляции охлаждающей жидкости;
- повреждение прокладки ГБЦ в результате ее неправильной установки, в том числе из-за применения несоответствующих моментов или нарушения порядка затяжки болтов;
- некачественная механическая обработка привалочных плоскостей головки и блока цилиндров двигателя перед заменой прокладки;
- повреждение поверхности деталей в результате электролиза или химических реакций, в результате применения абразивного материала;
- разрушение материала деталей по причине дефекта системы впрыска.
Методы поиска дефектов ГБЦ
Многие дефекты можно определить визуально и принять решение о дальнейшем ремонте, не прибегая к дорогой диагностике. Внимательно осмотрите узел на предмет прогаров, трещин между седлами. На дизельных двигателях по условиям эксплуатации допускаются неглубокие трещины между седлами, не нарушающие герметичность. Если планируется использовать прежние кулачки, направляющие, гидротолкатели и другие детали, то рекомендуется пометить места их установки на двигателе.
Для точной и быстрой диагностики ГБЦ применяется несколько несложных, но надежных способов. Один из них — магнитно-порошковая дефектоскопия (только для чугунных ГБЦ). Суть его в следующем.
С разных сторон ГБЦ устанавливают магниты и на поверхность головки насыпают железный порошок. Частицы порошка под действием магнитного поля расположатся в трещинах, раковинах и других повреждениях с большей плотностью, сделав их легко заметными.
Обнаружить трещины и в чугунной, и в алюминиевой ГБЦ можно при помощи красящей жидкости. На тщательно очищенную поверхность головки блока цилиндров нужно нанести красящую жидкость и подождать примерно пять минут. После удаления излишков «краски» трещины (если, они есть) станут видны невооруженным глазом. В качестве «проявителя» дефектов также можно использовать мел.
Метод проверки давлением предназначен для определения трещин в системе охлаждения/смазки ГБЦ. Он может быть реализован двумя способами: с погружением и без погружения агрегата в воду.
В первом варианте головку блока устанавливают в приспособление, герметично закрыв все каналы контура проверяемой системы — системы охлаждающей жидкости либо системы смазки. Затем в этот контур подается воздух, а на поверхность агрегата — мыльный водный раствор. По воздушным пузырькам определяется место, где имеется трещина. При необходимости аналогично проверяется герметичность каналов контура другой системы. Этот способ не является абсолютно надежным, так как в некоторых случаях трещины проявляются только после установки головки на блок цилиндров.
Во втором варианте ГБЦ с герметично закрытыми каналами контура охлаждающей жидкости/масла погружается в сосуд с горячей водой. В контур подается сжатый воздух и по воздушным пузырькам определяют место, где есть трещина. При необходимости аналогично проверяют герметичность каналов контура другой системы. Преимущество этого способа в том, что он дает возможность проверки ГБЦ в условиях различных температур. Однако и он не является абсолютно надежным, так как в некоторых случаях дефекты дают знать о себе только после установки головки на блок цилиндров.
Относительно быстрый способ обнаружения трещин в ГБЦ — при помощи вакуум-тестера. Метод позволяет выявить наличие трещины, но не дает возможности определить конкретное место дефекта.
Помимо отсутствия механических повреждений необходимо проверить геометрию и чистоту привалочной плоскости ГБЦ и блока цилиндров: прямолинейность в продольном и поперечном направлениях, шероховатость и волнистость. При незначительном отклонении от нормы, если производитель предполагает механическую обработку плоскости, дефект устраняется путем фрезерования или шлифования. Если прогиб ГБЦ больше допустимого заводом, производят замену детали.
Дефекты деталей клапанного механизма
После визуального осмотра и описанных выше проверок ГБЦ для диагностики неисправностей клапанного механизма контролируется диаметр отверстий и высота направляющих втулок, биение торцевой стороны тарелки клапанов, высота установленных клапанов, высота стержня клапанов.
Наиболее частые дефекты клапанов (их вероятные причины):
- дефекты опорной поверхности (слишком большое прижимное усилие пружины клапана, превышение максимально допустимой частоты вращения коленчатого вала, перегрев двигателя, применение деталей из материалов, не совместимых с неэтилированным бензином);
- образование «чашки» на головке клапана (перегрев двигателя наряду с чрезмерно сильным прижимным усилием пружины клапана или высокой скоростью посадки головки клапана в седло);
- заклинивание стержня в направляющей клапана (слишком малый зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой; чрезмерное загрязнение масла; перегрев двигателя; неправильная настройка выпускного клапана);
- поломка стержня клапана (сильный износ направляющей и, как следствие, неравномерная посадка клапана в седле; чрезмерный износ направляющей втулки приводит также к повышенному расходу масла, росту объема вредных эмиссий, что увеличивает опасность повреждения седла);
- механическое повреждение (контакт с поршнем или другим компонентом клапанного механизма; слишком большое прижимное усилие пружины клапана; сильный износ направляющей втулки);
- облом торца клапана (неправильная настройка клапанного механизма в результате установки изношенных сухарей и других компонентов);
- нагар на головке клапана (слишком раннее зажигание, попадание масла в камеру сгорания).
Со временем в процессе эксплуатации материал клапана вырабатывается, в результате изменяется геометрическая форма детали, что приводит к различным нарушениям нормальной работы клапанного механизма. Последствия незначительного износа устраняют шлифованием клапана. Сильно изношенную деталь заменяют.
При осмотре пружин клапанов проверяются следующие параметры:
- отклонение от перпендикулярности (не должно превышать 1,0 мм на каждые 25, 4 мм. длины пружины);
- максимальное отклонение свободной длины пружин в наборе (не должно превышать 1,5 мм).
Пружины клапанов не должны иметь повреждений, следов коррозии, обрыва или общих признаков износа. Притертые концы пружины указывают на работу с вибрацией или вращением в результате ее малой длины или недостаточной жесткости. Такую пружину следует заменить.
Наиболее частые дефекты седел клапанов — отклонение от определенных заводом-изготовителем величин углов и ширины кромок. От этих параметров, в первую очередь, зависят угол посадки, площадь контакта и, в конечном итоге, плотность прилегания головки клапана. Направляющая втулка клапана напрямую влияет на точность посадки головки клапана в седле.
Обязательным условием эффективной работы клапанной системы является обеспечение концентричности (соосности) четырех ее элементов — головки и стержня клапана, седла и направляющей втулки.
Дефекты распределительного вала
Неисправности распределительного вала (наиболее вероятные причины):
- Нагар на кулачке вала и коромысле (слишком сильный нагрев деталей в результате недостаточной подачи масла или блокировки масляных каналов).
- Сильный износ кулачка (загрязненное масло, слишком малый зазор толкателя или слишком сильное прижимное усилие пружины клапана).
- Преждевременный износ одного или нескольких кулачков и толкателей, вогнутая контактная поверхность, поврежденные края (несоответствие геометрии контактной поверхности кулачка и толкателя, например, из-за установки новых толкателей вместе со «старым» распределительным валом (или наоборот), а также недостаточная смазка из-за блокировки каналов или снижения давления масла.
- Обрыв распределительного вала (деформация корпуса распределительного вала или головки цилиндров, в том числе в результате неправильной последовательности или превышения допустимого момента затяжки болтов крепления).
- Обрыв коромысла (превышение нагрузки в результате заклинивания поршня, контакта поршня с клапаном; недостаточный прижим распределительным валом; слабая пружина клапана, слишком высокая нагрузка гидрокомпенсаторов, неправильная установка колпачка клапана, обрыв ремня газораспределительного механизма, неверная настройка клапанного механизма).
- Синяя окраска кулачков распределительного вала, подшипников и коромысел комплектно (перегрев двигателя).
- Забоины на поверхности кулачков, подшипников и толкателей (слишком высокое осевое перемещение в результате износа деталей, неверно установленные фазы газораспределения).
- Механическое повреждение подшипников распределительного вала (твердые частицы в системе смазки двигателя).
Дефекты гидрокомпенсаторов
Самая частая «болезнь» гидрокомпенсаторов — чрезмерный натяг, который может привести к контакту поршня и клапана. Причиной дефекта, как правило, является усталость или обрыв пружины клапана либо засорение предохранительного клапана частицами грязи, находящимися в машинном масле.
В большинстве случаев гидрокомпенсаторы не требуют замены, устанавливать их надо строго на те места, с которых они были демонтированы. При осмотре гидрокомпенсаторов следует убедиться в отсутствии повреждений (в случае использования подвижных гидрокомпенсаторов). При необходимости надо провести механическую обработку опорной поверхности компенсатора, не нарушая ее твердость. Затем детали требуется тщательно очистить, собрать и выполнить проверку жесткости гидрокомпенсатора на основе данных изготовителя. При отсутствии таких данных нормой можно считать время возвращения плунжера в исходную точку после сжатия на 3,0 мм в пределах 10-60 с.
Выбор прокладки ГБЦ
В заключение несколько слов о выборе прокладки головки блока цилиндров. Этот на первый взгляд простой вопрос приобретает особую важность, когда в результате механической обработки ГБЦ произошло заметное изменение степени сжатия. Если все оставить, как было, то есть поставить старую прокладку или такую же новую, это может нарушить нормальный процесс сгорания топлива в цилиндрах, а значит — ухудшаться тяговые и мощностные характеристики двигателя, возрастет содержание вредных веществ в отработавших газах. Для восстановления изначальной величины степени сжатия можно использовать более толстую прокладку головки блока цилиндров или шайбы, однако в продаже есть прокладки не для всех типов двигателей и только определенного диапазона толщины. Поэтому убедиться в доступности желаемой прокладки лучше до принятия решения о механической обработке.
Нужную толщину прокладки или шайб легко рассчитать, зная размер ГБЦ перед обработкой и после нее. Если в двигателе установлены «утопленные» клапаны (например, как на автомобиле Peugeot XUD7), надо учесть объем выступа клапана и в каталоге найти соответствующее значение толщины прокладки головки блока цилиндров.
Приспособление для разборки-сборки головки цилиндров двигателя КамАЗ
В настоящее время в ремонтной мастерской, несмотря на всю значимость правильного выполнения разборочно-сборочных работ, разборку и сборку ГБЦ проводят с нарушением технологии.
При разборке-сборке ГБЦ необходимо качественное их выполнение; т.к. некачественная разборка может привести к выводу из строя некоторой части деталей (количество выбракованных деталей может достигать 40%), а некачественная сборка может привести к преждевременному отказу, быстрому износу сопрягаемых деталей и посторонним шумам при работе двигателя.
Для механизации разборочно-сборочных работ, а также для повышения качества их проведения, мы проектируем приспособление для разборки и сборки ГБЦ машинно-тракторного парка эксплуатируемого в хозяйстве. А в качестве объекта ремонта выбираем головку блока цилиндров двигателя КамАЗ-740. Он представляет собой портативную установку (рисунок 4.1), состоящую из плиты 5, стоек 7 с коромыслом 6 закрепленной на нем винтом 3 с тарелкой 2, на винт 3 прикручена гайка 4 удерживающая рукоятку 1.
Приспособление предназначено для проведения разборочно-сборочных работ ГБЦ автомобилей КамАЗ эксплуатируемых в хозяйстве. Данное приспособление значительно снижает трудоёмкость и время, затрачиваемое на проведение ремонтных работ. Снятую ГБЦ с двигателя, устанавливаем в приспособление, головка фиксируется на штифтах нижней пластины приспособления. Подведя прижимную тарелку к клапанам ГБЦ, вращая рукоять винта, на котором закреплена тарелка по часовой, начинаем сжимать пружины клапанов, тем самым освобождать фиксаторы клапана (сухари). Сняв сухари, освободив фиксацию купонов, начинаем раскручивать против часовой ослаблять натяжение пружин клапанов и снимая их. После вынимаем головку из приспособление, с которой вынимаем клапана. В дальнейшем ГБЦ идет по маршрутной карте на осмотр, выявления дефектов и ремонт.
Приспособление для разборки-сборки головки цилиндров двигателя КамАЗ Чертеж общего вида
Дефекты головки блока цилиндров двигателя КамАЗ
Маршрутная карта на устранение дефектов головки блока цилиндров двигателя КамАЗ
Сборочный чертеж рукоятки приспособления для разборки-сборки головки цилиндров
2 Технология ремонта головки блока цилиндров двигателя 48
2.1 Разработка технологического процесса 48
2.2 Дефектовка головки цилиндра ГБЦ 50
2.3 Особенности разборки и сборки узлов и агрегатов 53
2.4 Разработка маршрутной технологии, выбор режимов и нормирование работ 56
3 Разработка приспособление разборки-сборки головки цилиндров двигателя КамАЗ-740 61
3.1 Краткая характеристика и описание работ проектируемого приспособления 61
3.2 Работа приспособления 62
3.3 Расчет и проектирование основных частей приспособления 62
- 3.3.1 Расчет винта приспособления на прочность 63
- 3.3.2 Расчет на прочность коромысла 65
- 3.3.3 Расчет на прочность стойки 69
Пояснительная записка 26 страниц описания и расчетов, спецификации.
Какие приспособления применяются при разборке гбц
Перед разборкой необходимо снять все навесное электрооборудование, которое может помешать. Также нужно избавиться от держателей. Электромагнитные форсунки тоже демонтируются. Конечно, если они есть. Так как присутствуют они только в дизельных двигателях.
Перед снятием ГБЦ нужно пометить все детали газораспределительного механизма, чтобы затем правильно установить головку обратно. Существует алгоритм д емонтажа агрегата.
- Ослабить крепежные болты. Делают это в том же порядке, в котором их затягивали. Затем снять ГБЦ.
- Обозначить месторасположение крышек подшипников распределительного вала, чтобы при сборке не было проблем. Далее снять их.
- Демонтировать непосредственно распределительный вал и подшипники.
- Снять толкатели и компенсаторы. Если планируется их использование и дальше, то нужно отметить те места, где они находились.
- При помощи специальных инструментов сжать пружины и вытащить их вместе с комплектующими.
- Перевернуть головку и снять клапаны.
После снятия ГБЦ требуется провести ее очистку.
КАК ОЧ ИСТИТЬ ГОЛОВКУ?
Для очистки ГБЦ используются такие методы:
- пескоструйная чистка;
- холодная и горячая промывка;
- ультразвуковая чистка.
Обычно головку просто хорошо промывают в обычной чистой воде. Используются моющие средства, которые для этого предназначены. Они не должны содержать агрессивные химические вещества. Нужно наиболее аккуратно очищать головку, если она изготовлена из алюминия.
Нельзя на ГБЦ длительное время воздействовать абразивом. Агрегат портится и будет непригоден к использованию.
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ДЕФЕКТЫ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ
Частым дефектом является прогорание клапана в головке. Это происходит, если его форма не соответствует месту, в котором он располагается. Вторая причина – изношенность агрегата. Поверхность головки может повредиться из-за преждевременного зажигания топлива.
Вследствие утечки выхлопных газов или воздействия высоких температур на ГБЦ, ее плоскость может деформироваться и даже прогореть. Поэтому нужно следить за уровнем тосола в автомобиле, а также за утечкой газа.
Еще один частый дефект – повреждение прокладки. Это происходит из-за неправильного монтажа головки и нарушения порядка затягивания болтов.
При неправильной очистке возможно повреждение поверхности агрегата. А при дефекте системы впрыска – разрушение материала детали.
КАК НАЙТИ НАРУШЕНИЯ ГБЦ?
Многие дефекты, такие как внешние повреждения поверхности, можно увидеть визуально. Нужно внимательно осмотреть головку на предмет трещин, сколов, прогаров. Маленькие, едва заметные, дефекты допускаются. Они не повлияют на работу двигателя. При больших повреждениях понадобится замена детали.
Диагностика ГБЦ проводится методом магнитно-порошковой дефектоскопии. Это простой, но эффективный способ.
С двух сторон размещают магниты, а на саму деталь насыпают железный порошок. Его частицы попадут в трещины, сделав повреждения более заметными.
Есть другой метод, подходящий для алюминия и чугуна. Используется красящая жидкость или мел. Вещество нужно нанести на поверхность, подождать несколько минут и вытереть деталь. Вся краска останется в трещинах.
Существует способ диагностики давлением. Он применяется, чтобы определить, есть ли трещины в системе охлаждения. Головку помещают в специальное приспособление и подают туда воздух. А сверху агрегат смазывают мыльным раствором. Где появятся пузырьки – там и находится трещина.
Есть и другой способ. ГБЦ помещают в емкость с горячей водой. А затем подают сжатый воздух и наблюдают, где появляются пузырьки. Но этот метод не такой эффективный.
Быстро обнаружить трещины можно прибором вакуум-тестер. Он показывает наличие повреждений, но не определяет конкретное место.
Кроме механических могут быть такие дефекты, как нарушение геометрии и чистоты плоскости. Если отклонение незначительно, то его исправляют фрезеровкой. При большом прогибе поможет только замена детали.
ДЕФЕКТЫ КЛАПАНОВ И РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА
Кроме внешних повреждений, могут быть и клапанные. Обычно встречаются поломки стержня, механические нарушения, нагар на головке.
При длительной эксплуатации ГБЦ материал, из которого изготовлен клапан, изнашивается. Он меняет форму, а это приводит к отклонениям в работе двигателя. Устраняют дефект методом шлифования или заменой детали.
Распределительный вал имеет такие же дефекты, как и клапан: износ, механические повреждения, обрыв, забоины или нагар.
Выбор прокладки ГБЦ
Чтобы ГБЦ работала, нужно верно подобрать к ней прокладку. Старая изношенная деталь нарушает правильный процесс сгорания топлива. Поэтому ее необходимо периодически менять.
Величина прокладки должна соответствовать размеру головки. Но в магазинах не всегда ее можно подобрать. Поэтому нужно сначала убедиться в ее доступности, а потом – заменить.
Зная размер ГБЦ до ее обработки и после, можно легко рассчитать необходимую толщину прокладки. При этом нужно учитывать размер выступа клапана.
Требуются запчасти для грузовика Hyundai, Hino, Isuzu, Fuso, Kia? Мы поможем с подбором. Звоните ежедневно +7 (495) 432-11-89. Сеть магазинов «Автотяга» работает без перерыва и выходных с 9:00 до 20:00.
Присоединяйтесь к нам
Автомобильные двигатели – мощные, но в то же время, экономичные. Они соответствуют всем экологическим нормам. Параметры зависят от сгорания топлива в цилиндре, а оно – от конструкции ГБЦ, его исправности и технических характеристик.
При длительной эксплуатации автомобиля возникает необходимость в обслуживании и ремонте головки блока цилиндров. Чтобы обнаружить дефекты ГБЦ и устранить их, нужно знать правила снятия ее с двигателя, а также алгоритм разборки >>>