«Мы очень заинтересованы», — Белоруссия готова купить завод Volvo в Калуге и запустить производство
Белоруссия готова приобрести автозавод Volvo в Калуге и начать там производство машин, о чём сообщил премьер-министр республики Роман Головченко Председателю Правительства Российской Федерации Михаилу Мишустину.
Мы видим, что российские и иностранные компании активно осваивают мощности тех, кто убежал из России. Мы присматриваемся к одному активу — это в Калужской области, завод Volvo. Если решение такое будет — пустить нас туда, если вы заинтересованы в нас в качестве партнёров, то мы в принципе очень заинтересованы. Надо понимать, какая сумма, какая позиция действующих акционеров. Мы готовы заходить туда, может, какие-то другие есть площадки.
Роман Головченко
Михаил Мишустин ответил так: «Дело в том, что туда уже есть целый ряд инвесторов — стучится в Минпромторг. Надо, чтобы ваш министр с коллегами поговорил, потому что там есть уже определённые решения».
Головченко сразу добавил, что если Россия готова отдать в хорошие руки какое-то другое предприятие, то Белоруссия готова.
Губернатор Калужской области Владислав Шапша ранее сообщил, что многие компании, включая FAW, проявляют интерес к покупке российских заводов Volvo.
Основные российские активы Volvo — это два завода в Калуге по сварке и окраске кабин, а также по сборке грузовиков.
Завод Volvo Trucks в Калуге может получить преференции при доступе к господдержке
Расположенный в Калуге автозавод шведской Volvo Trucks может получить особые условия участия в новой, разрабатываемой сейчас системе допуска к мерам господдержки. После подписания специального инвестиционного контракта с российским правительством предприятию нужно будет набирать баллы за локализацию автокомпонентов и технологий, в случае если его продажи на российском рынке в своем классе превысят 15%. Это следует из копии протокола совещания у курирующего автопром вице-премьера Дмитрия Козака от 12 марта 2019 г., с которым ознакомились «Ведомости». Ее подлинность подтвердил представитель аппарата Козака. В совещании участвовали в том числе представители Минэкономразвития и Минпромторга.
В Калуге у Volvo Trucks расположен автозавод, способный производить до 15 000 грузовиков в год, а также завод кабин аналогичной мощности. В 2018 г. здесь было выпущено 5637 машин. Если считать этот объем относительно рынка тяжелых грузовиков полной массой свыше 16 т (в 2018 г. в России таких было продано 617 000 шт.), то доля марки составила около 9%, говорит руководитель проектов агентства «Автостат» Виктор Пушкарев. Если считать по регистрациям, то есть с учетом автомобилей 2017 г. выпуска, то доля – 10,2%, добавляет он. По итогам прошлого года марка заняла четвертое место после «Камаза», ГАЗа и Scania.
Обсуждаемая граница в 15% – компромиссный вариант, говорит сотрудник одного из автоконцернов. Требовать от компании, доля которой – 10%, той же глубины локализации, что и от игрока с долей в 40–50%, нелогично, отмечает он. По его словам, заявку на заключение инвестконтракта компания намерена подать весной.
Специальный инвестиционный контракт уже есть у лидера российского рынка тяжелых грузовиков – «Камаза». В 2018 г. он занял 40,9% рынка тяжелых грузовиков, по собственным данным.
В новой системе господдержки автопроизводителям нужно будет по определенному графику набирать нужное число баллов. Их предполагается начислять за использование локализованных узлов и автокомпонентов. Список и количество баллов министерства пока обсуждают. Но в любом случае производителям придется увеличивать локализацию производства по сравнению с нынешним уровнем.
При доле менее 15% Volvo Trucks будет освобождена от этого обязательства. Заводу нужно будет лишь выполнять технологические операции, предусмотренные текущими условиями признания продукции, выпущенной в России (по состоянию на 1 марта 2019 г.), говорится в протоколе. В списке таких операций для производителей грузовой техники – изготовление лонжеронов рам, сборка, сварка и покраска кабины и несущей рамы, монтаж силового агрегата, рулевого механизма и других узлов. На заводе Volvo Trucks почти все операции, кроме сборки лонжеронов, уже выполняются. Компания планирует сама наладить их выпуск или покупать в России, например у «Камаза».
При этом независимо от доли на рынке Volvo Trucks должна будет организовать в России производство автоматических коробок передач для тяжелых грузовиков (с использованием местных компонентов, включая вал, шестерни и проч.) и наладить выпуск грузовиков, работающих на сжиженном природном газе, сказано в документе. О готовности организовать в Калуге выпуск автоматизированных коробок передач гендиректор «Вольво Восток» («дочка» Volvo Group Trucks в России) Сергей Яворский говорил еще в 2017 г. Этими коробками предполагается оснащать около 90% всей производимой в Калуге техники, пояснял он.
Представитель «Вольво Восток» не стал комментировать протокол и условия будущего инвестконтракта.
«Камаз» считает, что условия доступа к господдержке должны быть равными, говорит его представитель. По его мнению, особые условия дадут заводу Volvo Trucks «необоснованные преференции, нарушат конкурентную среду». По его словам, чтобы соблюдался единый подход, Объединение автопроизводителей России (ОАР, в него входит и «Камаз») недавно попросило Минпромторг включить представителя ОАР с правом совещательного голоса в межведомственную комиссию, на которой утверждаются инвестконтракты. «Ведомости» ожидают комментария представителя Минпромторга.
Бывший завод Volvo в Калуге к концу 2023 года возобновит выпуск грузовиков
По сообщению агентства «Интерфакс», до конца 2023 г. возобновит работу бывший завод Volvo в Калуге. Ранее предприятие принадлежало шведскому концерну. С начала 2022 г. цеха «Volvo Trucks» простаивают. Губернатор Калужской области организовал пресс-конференцию, на которой рассказал журналистам о планах. По информации Владислава Шапши, в сентябре 2023 г. руководство завода подготавливает производственные мощности. Владислава Шапши скоро встретится с новым генеральным директором предприятия — Алексеем Санниковым. Губернатор организует конференцию и пригласит журналистов центральных агентств. Общественность узнает о готовности конвейера и сроках сборки первых грузовиков.
По сообщению Владислава Шапши, бывшее предприятие «Volvo» достигнет плановой мощности к концу 2024 г. (15 000 транспортных средств).
История калужского автомобильного завода
Новое производство автомобилей торжественно открыли в начале 2009 г. Шведский производитель инвестировал в проект 100 000 €. Постепенно наращивали мощности. В 2014 г. запустили окрасочный цех и участок сварки кабин. Под одной крышей слаженно работали две компании:
- На конвейере «Вольво Восток» собирали грузовыеавтомобили. В конце 2019 г. численность персонала — 606 человек.
- Компания «Вольво Компоненты» занималась комплектующими. Работу выполняли 668 человек.
Большую часть продукции бывший завод «Volvo» продавал на территории Российской Федерации. Часть техники закупали коммунальные предприятия, которым государство частично компенсировало расходы.
Когда страны ЕС ввели санкции, шведы объявили о временной остановке производства в Калуге.
Бренд прекратил отправлять в Россию готовые автомобили, запчасти и комплекты для сборки грузовиков. Однако концерн продолжал ремонтировать транспортные средства на гарантии.
В чьих руках сегодня находится бывший завод Volvo?
В июле 2023 г. газета «Коммерсант» информировала общественность о намерении шведской компании сократить численность персонала до 600 человек.
В это время Telegram-канал «Русский автомобиль» сообщил, что «Volvo Trucks» планируют уйти из России окончательно. На собрании сотрудникам объявили о выплате компенсаций.
Международная пресса опубликовала информацию: шведская компания продала ценные бумаги без опциона на выкуп. Данных о новом владельце нет.
Концерн официально списал российские активы как финансовые потери. Сумма в шведских кронах эквивалентна 32 000 000 000 руб.
В сентябре 2023 г. агентство «Интерфакс» разместило материал о назначении генерального директора. Новый руководитель завода Volvo — председатель правления «Экспобанка» Алексей Санников. Соответствующая запись появилась в интернет–версии базы ЕГРЮЛ.
Эксперты полагают, что часть акций калужского предприятия выкупил российский финансист и инвестор Игорь Ким. Это партнер Алексея Санникова по автомобильному бизнесу.
Бывший завод «Volvo» — перспективное предприятие. Даже в годы пандемии производственная компания выполняла план: выручка за 2021 г. составила 63 000 000 000 руб., чистая прибыль — 8 600 000 000 руб.
На заводе установлено современное импортное оборудование. Персонал имеет опыт работы.
По неофициальной информации, осенью 2023 г. руководство предлагает китайскому производителю «FAW» стать технологическим партнером.
На калужском заводе Volvo могут наладить выпуск грузовиков МАЗ
Белоруссия активно нацелена на создание совместных производств с Россией и в первую очередь заинтересована в их реализации на предприятиях, которые выпускают сельскохозяйственную или пассажирскую технику, например на заводе Volvo в Калуге. Об этом в эфире телеканала «Беларусь-1» заявил посол Белоруссии и РФ Дмитрий Крутой, добавив, что на калужском предприятии может быть размещено производство либо грузовиков МАЗ, либо пассажирских автобусов, либо электрического транспорта. Данный вопрос обсуждался еще в рамках визита губернатора Калужской области в Белоруссию и его встречи с президентом страны Александром Лукашенко, пишет агентство «Финмаркет».
Ранее губернатор Калужской области Владислав Шапша сообщил, что правительство региона помогает искать нового собственника заводу Volvo. По его словам, интересантов по возобновлению работы этого предприятия много, в их числе есть российские и китайские компании – например, FAW.
Напомним, в феврале 2022 года локальное производство и импорт грузовых автомобилей Volvo в Россию были остановлены. В октябре стало известно, что компания Volvo Group рассматривает возможность продажи части бизнеса в России, однако решение по этому вопросу на сегодняшний день не принято.
На заводе в Калуге, который был открыть в январе 2009 года, осуществлялось производство грузовиков Volvo. Инвестиции в проект превысили 100 млн евро, производственная мощность составила 15 тыс. единиц техники в год. В ноябре 2014 года был введен в эксплуатацию цех по сварке и окраске кабин Volvo Group аналогичной мощности, в него было инвестировано около 90 млн евро.