Русский править
От англ. dumper , от англ. dump ‘сваливать’, далее от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания править
Перевод править
Библиография править
Последний раз редактировалась 13 сентября 2019 в 14:56
Языки
- Эта страница в последний раз была отредактирована 13 сентября 2019 в 14:56.
- Если не указано иное, содержание доступно по лицензии CC BY-SA 4.0.
- Политика конфиденциальности
- Описание Викисловаря
- Отказ от ответственности
- Кодекс поведения
- Разработчики
- Статистика
- Заявление о куки
- Условия использования
- Настольная версия
Думпер (dumper): что это такое?
Стоит отметить, что отечественные покупатели и продавцы порой не могут дать однозначного определения думперу. С английского «dumper» — самосвал. Для многих он ассоциируется с полноразмерным сочлененным самосвалом.
В Европе, как и у нас, думпер — отнюдь не самосвал в том значении, которое в него традиционно вкладывают, а совершенно иной вид техники, служащий для выполнения специфических задач и имеющий свои конструктивные особенности.
Назначение
Ставшие особенно популярными в странах Европы, строительные думперы происхождением своим обязаны мототележкам, применяемым для транспортировки раствора от бетоносмесителей к месту заливки. Основное их назначение — доставка в пределах стройплощадки жидких и сыпучих грузов. Предельно допустимая величина плеча перевозки определяется особенностями ходовой части конкретной машины, ее типоразмером и т. д. По некоторым данным, она может достигать 5 км.
Последнее десятилетие — период особо интенсивного развития данной техники. Достоинства ее были оценены, что повлекло расширение сферы применения. Сейчас думперы используются как тягачи, облегчают труд внутри помещений, на ландшафтных и садово-парковых работах, во время ремонта тротуаров и проезжей части, под землей — в любом месте, где самосвалам не проехать из-за бездорожья и тесноты. Понятно из этого, что думперы, обыкновенно, отличаются более компактными размерами.
Специфические особенности конструкции думперов соответствуют их особому назначению.
Конструктивные особенности
Компактность — характерная черта думперов. В соответствии со своим названием, они оснащены самосвальным кузовом, имеющим, в силу специфики этой техники, бункерную или ковшеобразную форму. Именно по ней легко отличить думпер от дорожного самосвала. Кузов, преимущественно, расположен спереди, водительское место — сзади.
Движение думпера осуществляется вперед кузовом. Разгрузку можно осуществлять на три стороны, благодаря шарниру или поворотному столу. Чтобы минимизировать потери жидких и сыпучих материалов, существует возможность опускать кузов до уровня земли, а также поднимать его для выгрузки в самосвалы. Практически вертикальный угол подъема позволяет значительно ускорить выгрузку. Ряд думперов оснащен оборудованием для самопогрузки: стрелой с ковшом или манипулятором с грейфером. Кузов можно демонтировать, поместив на поворотный стол ковш погрузчика или бетономешалку.
Ходовая часть — гусеницы либо колеса. Четырехколесное шасси, как правило, полноприводное. Некоторые имеют формулу 4×2, а самые малые машины делают трехколесными. У многих — шарнирно-сочлененная рама, величина углов складывания которой, как и поворота управляемых колес, отличается большими значениями. Внедорожными шинами с глубоким протектором оснащаются все колеса.
Думперы имеют большой дорожный просвет. Как и вся мини-техника, они снабжены резиновыми гусеницами, благодаря которым могут взбираться на ступени лестниц в сооружениях. Обычно гусеничные модели имеют несколько меньшие типоразмеры и грузоподъемность, чем у колесных «собратьев».
Думперы в Европе, будучи потомками мототележки, чаще всего имеют кабины открытого типа. Но в условиях российского рынка существует возможность приобрести закрытый вариант с отопителем. Многие из современных думперов имеют поворачивающуюся на 180 градусов кабину водителя, что очень удобно при работе в узких местах.
Работа под землей, на стройплощадке и в иных местах, где используют думперы, сопряжена зачастую с опасностью. Чтобы защитить оператора от падающих предметов и на случай опрокидывания машины, кабины оборудуют конструкциями FOPS и ROPS, которые достаточно просто демонтировать, если работа машины осуществляется в местах, ограниченных по высоте.
Механическая либо гидростатическая трансмиссия, реверс или одна либо несколько передач заднего хода. Также могут применяться раздаточные коробки, блокировка дифференциалов, редукторы планетарного типа в колесных ступицах. Крепление мостов к раме жесткое. Многодисковые тормоза в масляной ванне на гидравлике.
Думперы, в особенности отличающиеся большими габаритами, могут передвигаться по дорогам общего назначения. Некоторые из них опционно снабжаются стандартными приборами освещения. Машины, согласно некоторым данным, комплектуются даже аутригерами, повышающими устойчивость во время работы с навесным землеройным оборудованием.
Как видно, думпер представляет собой гибрид дорожного самосвала и фронтального погрузчика. Связано это с функциями машины и той нишей, которую она заняла: нечто среднее между самосвалами и погрузчиками.
Классификация
Относительно думперов нет, как во многих подобных случаях, официально признанной терминологии и определения. Существуют транспортные средства, укомплектованные самосвальными кузовами широкого диапазона грузоподъемности и типоразмеров, включая самые малые. Определенное число специалистов склонно называть думпером любую моторизованную машину для транспортировки, снабженную самосвальным кузовом. Другие полагают, что малые ТС, управляемые оператором посредством рукояток мотоциклетного типа, можно отнести не к думперам, а к моторизованным тачкам и мототележкам. Думпер в классическом понимании — небольшой автомобиль с водительским сидением и другими атрибутами.
Литературная классификация думперов основана на грузоподъемности данных машин. Достоверно неизвестно, когда и кто ввел ее, не совсем понятны мотивы этого введения, но факт налицо: свои статьи, посвященные думперам, авторы щедро орошают цифрами, скопированными друг у друга. Любопытному читателю, возможно, будет интересно ознакомиться с этой классификацией:
Микродумперы — это машины, обладающие грузоподъемностью приблизительно 850-1000 килограмм. По сути данный тип ТС можно отнести к мототележкам, поскольку управление их осуществляется, по большей части, сзади идущим оператором. Чем большими типоразмерами отличается модель, тем комфортабельнее операторское место: от площадки, которая позволяет только стоять, до сидения, снабженного навесом. Малые размеры, простота конструкции микродумперов обусловили сравнительно небольшое количество агрегатов и узлов, характерных для настоящих строительных думперов: трансмиссии гидростатического принципа действия, сложной гидросистемы, иных элементов. Но при этом существуют модели, опционно к дизельному приводу имеющие электропривод, что значительно облегчает работу внутри помещений.
К мини-, как и миди-думперам, относят машины с грузоподъемностью от 850 кг до 8 тонн. Их смело можно отнести к строительным думперам в классическом понимании.
Макси-думперы — полноразмерные машины большой мощности, с грузоподъемностью свыше 8 тонн. Применяются, главным образом, на крупных стройках и горных работах. Существуют думперы грузоподъемностью до 16000 кг. На данный момент это предел возможностей данного вида техники. Машины, превосходящие эту цифру, относятся к сочлененным самосвалам. Они комплектуются штатными световыми приборами, имеют скорость движения около пятидесяти километров в час.
Ввиду отсутствия единого стандарта на данные классы, приведенные цифры можно считать весьма приблизительными. Каждый изготовитель производит думперы грузоподъемностью, отвечающей запросам покупателей.
Преимущества думперов
Как было сказано, dumper заключают в себе функции самосвалов и фронтальных погрузчиков, по ряду признаков превосходя оба вида техники. Чем с успехом пользуются строительные компании, сокращая некоторые производственные статьи расходов. Конструктивная особенность думперов — основа их преимущества.
В условиях стройплощадок экономичность и эффективность думперов выше, чем у дорожных самосвалов. Достигается это хорошей маневренностью (могут двигаться «задом наперед» там, где более габаритная техника попросту не развернется), позволяющей сэкономить время и топливо; невысокой мощностью двигателя; малой массой, а также высокой проходимостью и быстро разгружающемуся кузову.
Нередко на стройках материалы транспортируют с помощью фронтальных погрузчиков. Но машины эти предназначены для погрузки, но не перевоза грузов. Поэтому производительность и экономичность их гораздо ниже, чем у специализированного ТС. Думпер может транспортировать за один рейс груза больше, а из кузова его материала просыпется гораздо меньше, чем у погрузчика.
Следовательно, применение последнего повлечет дополнительные траты по очистке дорожного полотна и территории. Очень эффективна работа думперов в паре с различного типа экскаваторами и погрузчиками, когда имеет место сокращение времени на погрузку. При этом значительно уменьшается время рабочего цикла, экономится топливо, повышается производительность.
Показателен реальный пример из жизни. Одна строительная компания, специализирующаяся на обустройстве полей для игры в гольф, применяла для транспортировки материалов прицепные сельскохозяйственные мини-тракторы. Длительность цикла перевозки при этом была высокой, и руководство решило внедрить думперы. Сокращение длительности рейса составило 40%. Учитывая факт, что песка на поле для гольфа потребуется в количестве более 15 тыс. тонн, ощутимая экономия средств и времени здесь очевидна.
Думперы разбивают верхние слои грунта меньше, чем тяжелые полноразмерные машины, и не повреждают инфраструктурные коммуникации.
Замена навесного оборудования позволяет применять данный вид ТС круглогодично: вместо поливомоечных машин и подметальных щеток монтируют отвалы для уборки снега и т. п.
Как их называть?
В разных источниках можно увидеть такие названия: компактные мини-самосвалы, дамперы, мини-самосвалы. Но наиболее правильный термин все же «думперы». «Дампер» получил широкое распространение при обозначении компьютерных программ. Более логично название «думпер», поскольку в Европе dumper служит для определения именно данного типа машин, а дорожные самосвалы имеют собственные слова для своего обозначения.
Подведение итогов
Современный думпер это оборудованная самосвальным кузовом машина, назначение которой заключается в транспортировке на небольшое расстояние различных грузов (преимущественно сыпучих и жидкой консистенции) на территории стройплощадки. Они многофункциональны, что дает все предпосылки к использованию, помимо основного назначения, в ряде других дополнительных работ.
Остается надеяться, что в России популярность думперов будет увеличиваться по мере осознания тех преимуществ, которые дает это строительное оборудование и техника. Более экономичного и быстрого ТС для строительной площадки не найти.
Думпер: обзор
Думпер (от англ. dump – сваливать), мини-самосвал – самосвальная машина для транспортировки сыпучих и жидких грузов на удаление до 1 – 2 км. Отличается от самосвала меньшими габаритами, повышенной маневренностью, возможностью челночного хода (движение в обе стороны без разворота). Машины используются на стройплощадках и в стесненных условиях – внутри зданий, в тоннелях, горных выработках.
История думперов
Выпуск думперов наладили британские фирмы Barford Perkins и Aveling Porter в конце 1930-х годов. Активно машины стали использоваться в послевоенное время для восстановления городов, и до сегодняшнего дня основная масса думперов применяется в строительстве.
Устройство думпера
Основу конструкции составляет короткобазное шасси, на котором монтируется самосвальная платформа, место водителя, силовой агрегат и другие механизмы. Шасси может строиться на цельной или шарнирно-сочлененной раме, оснащаться колесами и гусеницами. На раме устанавливается самосвальная платформа в виде бункера или ковша. Платформа может опрокидываться в одну или на три стороны (на поворотной платформе), подниматься или опускаться до уровня земли с помощью подъемника. Управление платформой – гидравлическое.
Место машиниста в малых думперах оборудуется за платформой, у крупных – в передней части. Для обеспечения челночного хода имеются дублированные органы управления и поворотное сиденье.
Классификация думперов
Думперы классифицируются по различным признакам:
- Ходовая часть – колесные и гусеничные;
- Расположение места водителя – перед или позади платформы;
- По способу разгрузки – в одну и на три стороны, с функцией подъема или без нее;
- По оборудованию места оператора – открытое место, открытое с каркасом безопасности, в кабине.
Также думперы условно делятся на три группы по грузоподъемности: малые (до 0,8 – 1 т), средние (до 8 т) и большие (до 16 т).
Основные характеристики думперов
К ключевым характеристикам относятся:
- Грузоподъемность;
- Объем кузова;
- Мощность мотора;
- Скорость;
- Характеристики кузова – высота загрузки и разгрузки, стороны опрокидывания и т.д.
Машины имеют грузоподъемность от 100 кг до десятков тонн, оснащаются кузовом объемом от сотен литров до 5 куб. м и более, имеют двигатели от 5 – 6 до 100 л. с. и более, могут двигаться со скоростью 4 – 20 км/ч и более.
Производители думперов
В России думперы изготавливаются ОАО «Сарэкс», заводом «Бурагрегат» и другими. Из зарубежных производителей популярны Terex, Fiori, JCB, Komatsu, Kubota, Yanmar, Wacker Neuson и другие (всего более пятидесяти компаний в мире).
Интересные факты о думперах
К категории думперов часто относят мототележки, оборудованные ДВС, но управляемые идущим позади оператором. Такие мини-думперы поднимают до 100 кг груза, оснащаются платформами объемом до центнера и двигателями в единицы л. с. Они выполняют работы по транспортировке сыпучих материалов и жидкого бетона на стройплощадках и других объектах.
Думпер – это не самосвал!
Что же такое строительный думпер?
В данной статье мы поговорим о строительных думперах, интересных и оригинальных машинах, которые в настоящее время интенсивно развиваются и все шире используются в различных отраслях.
Прежде всего отметим, что в умах отечественных продавцов и покупателей подчас царит неразбериха – что считать думпером. Многие называют этим термином полноразмерные сочлененные самосвалы. Отчасти эта путаница в названиях связана с таможенной терминологией, где не нашли ничего лучше, как назвать думперами (от англ. dumper – «самосвал») сочлененные самосвалы для того, чтобы отличать их от обычных самосвалов.
Тем не менее на Западе да и у нас строительный думпер – это отнюдь не обычный самосвал, а иной, совершенно определенный вид техники со своими специфическими задачами и особенностями конструкции.
Назначение
Популярные в Европе строительные думперы (site dumper – англ.) происходят от мототележек для перевозки раствора от бетоносмесительных установок к месту укладки бетона. Перевозка различных, главным образом сыпучих и жидких, грузов на стройплощадках на небольшие расстояния – их основное назначение. Конкретная величина допустимого плеча перевозки зависит от типоразмера машины, особенностей ее ходовой части и т. д. В литературе называют цифры – до 1–2 и даже 5 км.
В последние десятилетия думперы приобрели большую популярность и интенсивно развивались. Их достоинства были замечены, и сфера применения расширилась. Теперь думперы могут выполнять на стройке и функции тягачей, их применяют при работах внутри зданий, при садово-парковых и ландшафтных работах, при ремонте дорог и тротуаров, при подземных работах – везде, где из-за тесноты и бездорожья обычные самосвалы работать не могут. Отсюда же следует, что думперы, как правило, меньше обычных самосвалов.
Назначению думперов соответствуют специфические особенности их конструкции.
Особенности конструкции
Характерная черта думперов – это компактность. Думперы, как и следует из их названия, оснащаются самосвальным кузовом, который часто, из-за специфики машины, имеет вид ковша или бункера. Именно по форме кузова думпер можно с первого взгляда отличить от дорожного самосвала. Как правило, кузов расположен впереди, а место водителя – сзади, и машина едет кузовом вперед. Кузов может разгружаться вперед либо на три стороны, поворачиваясь на шарнире или на поворотном столе, может при разгрузке опускаться до земли для уменьшения потерь материала (например, бетона) от просыпания, может подниматься подобно ковшу погрузчика на рычагах для выгрузки в кузова самосвалов. Угол подъема кузова почти вертикальный, за счет чего выгрузка происходит быстро. Существуют думперы с оборудованием для самопогрузки, в дополнение к кузову оснащенные манипулятором с грейфером либо стрелой с небольшим ковшом, как у погрузчика. Кузов может демонтироваться, и на поворотный стол устанавливается сменное оборудование: бетономешалка, ковш погрузчика и т. д.
Ходовая часть думпера может быть колесной или гусеничной. Шасси 4-колесное (у самых малых 3-колесное), как правило, полноприводное (но есть модели с колесной формулой 4х2), с широкой колеей, могут быть управляемыми все 4 колеса, многие модели имеют шарнирно-сочлененную раму. Углы поворота управляемых колес или складывания сочлененных рам большие. Односкатные колеса оснащены внедорожными шинами с развитым протектором. Дорожный просвет большой. Гусеницы, как у всей мини-техники, резиновые, благодаря им думперы могут перемещаться даже по ступеням лестниц в зданиях. У гусеничных моделей, как правило, типоразмеры и грузоподъемность меньше, чем у колесных.
На Западе думперы, как потомки мототележки, обычно имеют открытые кабины. Однако для российского рынка производители опционно снабжают машину закрытой кабиной с отопителем. У многих современных думперов место водителя с органами управления может поворачиваться на 180°, таким образом, машине не нужно разворачиваться в узких местах.
Работа на стройплощадке, под землей и в других местах, где трудятся думперы, достаточно опасна. Для защиты оператора при переворачивании машины и от падающих сверху предметов кабины думперов оборудуются конструкциями ROPS и FOPS, которые могут временно демонтироваться, если машина работает в очень ограниченном по высоте месте.
Трансмиссия гидростатическая или механическая, с реверсом либо с одной или несколькими передачами заднего хода, могут использоваться раздаточные коробки, устройства блокировки дифференциалов, планетарные редукторы в ступицах колес. Мосты обычно жестко крепятся к раме. Тормоза чаще всего гидравлические, многодисковые, в масляной ванне.
В принципе, думперы, особенно больших типоразмеров, могут ездить по дорогам общего пользования, и в некоторых из них предлагается опционная комплектация необходимыми стандартными осветительными приборами. В штатную комплектацию дорожные приборы освещения обычно не входят. По некоторым сведениям, думперы могут даже комплектоваться аутригерами для повышения устойчивости при работе с землеройными навесными орудиями.
Как видим, в конструкции думпера есть черты как дорожного самосвала, так и строительного фронтального погрузчика. Это связано с функциями, которые выполняет данная машина, и нишей, которую она занимает: как раз между погрузчиками и самосвалами.
Классификация
Как и во многих других случаях, не существует официально утвержденной терминологии и определений по думперам. Существуют строительные транспортные средства с самосвальными кузовами совершенно разных типоразмеров и грузоподъемности, вплоть до самых малых. Некоторые специалисты склонны любую, даже самую малую моторизованную транспортировочную машину с самосвальным кузовом огульно называть думпером. Другие считают, что малые транспортные средства, которые управляются идущим сзади оператором с помощью рукояток мотоциклетного типа, – это все же не думперы, а моторизованные тачки (wheelbarrow – англ.) и мототележки (power buggy – англ.) для подвоза бетонного раствора. Классический думпер – это маленький автомобиль с сиденьем для водителя и прочими атрибутами.
В литературе распространена классификация думперов по грузоподъемности. Неизвестно, кто и когда ее ввел, не очень понятно, зачем она нужна, но авторы статей, посвященных думперам, добросовестно переписывают цифры друг у друга. Для сведения пытливого читателя приведем эту классификацию и мы, внеся в нее определенные коррективы.
Микродумперы – машины грузоподъемностью (г/п) примерно до 850–1000 кг. В сущности, это мототележки, так как управляются по большей части идущим сзади оператором, и чем больше типоразмеры моделей, тем удобнее место оператора: от площадки, на которой он может стоять, и до сиденья с навесом. Ввиду малых размеров и простоты конструкции микродумперы не имеют многих узлов и агрегатов, которыми комплектуются настоящие строительные думперы, – гидростатической трансмиссии, сложной гидросистемы и т. д. Тем не менее известны, например, модели, для которых в качестве опции к приводу от дизеля предлагается электропривод, что очень удобно для работы в помещениях.
Мини- и миди-думперы имеют г/п примерно от 850 до 8000 кг. По мнению автора, это и есть классические строительные думперы, о которых мы говорим в данной статье.
Макси-думперы – модели г/п свыше 8000 кг. Налицо отличия от признаков классического думпера: это полноразмерные мощные машины, и предназначены они для горных работ и крупных строек. Известны думперы г/п до 16 т, очевидно, пока это верхний предел возможностей данной техники. Машины г/п свыше 16 т по всем характеристикам уже настоящие сочлененные самосвалы, со скоростью движения около 50 км/ч, штатными световыми приборами и т. д.
Конечно, поскольку стандартов на эти классы не установлено, все приведенные цифры очень приблизительные и каждый производитель создает думперы с грузоподъемностью в зависимости от потребностей покупателей.
Преимущества
Как уже говорилось, думперы занимают нишу между дорожными самосвалами и погрузчиками и обладают определенными преимуществами перед «соседями», что позволяет строительным компаниям за счет применения думперов сократить некоторые статьи производственных расходов. Преимущества думперов проистекают из особенностей их конструкции.
При перевозках на коротком плече на стройплощадках производительность и экономичность думперов выше, чем дорожных самосвалов, благодаря хорошей маневренности (могут не разворачиваться в узких местах, а просто двигаться «задом наперед», за счет этого экономятся топливо и время), сравнительно невысокой мощности двигателей и небольшой массе, быстро разгружающемуся кузову и высокой проходимости.
На стройках часто перевозят материалы с помощью фронтальных колесных погрузчиков и погрузчиков с бортовым поворотом. Однако эти машины предназначены прежде всего для погрузки, а не транспортировки материалов, поэтому их производительность и экономичность при транспортировке ниже, чем специализированного самосвального транспортного средства. Думпер способен перевезти за один рейс большее количество материала, чем погрузчик с бортовым поворотом. Кроме того, из ковша погрузчика при перевозке просыпается больше материала, чем из кузова думпера, значит, перевозка в погрузчиках влечет за собой дополнительные расходы по очистке дорог и территории от просыпавшихся материалов. Думперы эффективно работают в паре с погрузчиками разных типов и экскаваторами, цикл погрузки занимает мало времени. Поэтому за счет использования думпера можно повысить производительность, уменьшить время рабочего цикла и сэкономить топливо.
Вот показательный пример из практики. Одна из строительных компаний при обустройстве полей для гольфа использовала для перевозки материалов сельскохозяйственные мини-тракторы с прицепами. Однако длительность цикла перевозки была высокой, и компания решила попробовать использовать думперы. Благодаря их применению длительность рейса уменьшилась на 40%. А учитывая, что для обустройства одного поля для гольфа требуется более 15 000 т песка, существенная экономия времени и средств налицо.
Думперы меньше полноразмерных и тяжелых машин разбивают верхний слой почвы и не повреждают элементы инфраструктурных коммуникаций.
Использовать думперы можно круглогодично, меняя навесное оборудование: вместо подметальных щеток и поливомоечных установок монтировать снежные отвалы и т. д.
Так как же их называть?
В отечественной литературе встречаются такие названия: мини-самосвалы, компактные мини-самосвалы(!), дамперы, но автору представляется все же самым правильным использовать термин «думперы». Слово «дампер» широко используется для обозначения компьютерных программ. Применение термина «думпер» тем более логично, что слово dumper вошло во многие европейские языки именно как название строительного думпера, а для обозначения дорожного самосвала в этих языках, так же как и в русском, есть собственные слова.
Итак, современный думпер – это строительная машина, оснащенная самосвальным кузовом, предназначенная для перевозки различных грузов (главным образом сыпучих и жидких) на небольшие расстояния на территории стройплощадки. Думперы – многофункциональные машины и могут выполнять ряд других работ в дополнение к основной.
Хочется надеяться, что популярность думперов в России будет расти по мере того, как строители станут лучше узнавать об их преимуществах. Лучшего, чем думпер, средства для быстрой и экономичной перевозки материалов по стройплощадке, пожалуй, не найти. После того как строительная компания попробует использовать эту замечательную машину, она не захочет взамен ничего другого.
Думперы Bergmann
ООО «Эдвардсон эквипмент» (г. Тула) представляет думперы немецкой компании Bergmann Construction Equipment, которая занимается производством этих машин более 40 лет. В производственной линейке Bergmann есть думперы различных типоразмеров для работ разного масштаба, предназначенные как для строительства, так и для коммунальной сферы, сельского хозяйства, горных работ. Все думперы Bergmann характеризуются компактностью и небольшой снаряженной массой, оснащаются гидростатической бесступенчатой трансмиссией. Сиденье оператора располагается сбоку от двигателя, за счет этого уменьшается габаритная высота машин.
Предлагается несколько серий думперов Bergmann.
Серия 1000 из трех моделей г/п 1,6–2,0 т, кузова вместимостью 1,1–1,3 м 3 могут быть с передней либо многосторонней разгрузкой (т. е., поворачиваясь на столе, могут разгружаться под любым углом к продольной оси машины в пределах дуги 180°). Машины оснащаются двигателем мощностью 18,5 кВт, привод на одну ось, скорость – до 23 км/ч. Представлена большая гамма сменного навесного оборудования: вилы для поддонов, подметальная щетка, снежный отвал, солепескоразбрасыватель, водяной бак с дождевальной установкой, дополнительный ковш погрузчика и т. д.
Серия 2000 из шести моделей г/п 3,0–9,0 т, кузова вместимостью 1,15–4,4 м 3 с многосторонней разгрузкой, могут быть на подъемнике. Двигатели мощностью 26,1–74,0 кВт, полный привод, скорость до 23–33 км/ч. Рама жесткая (одна модель) и сочлененная, тормоза дисковые в масляной ванне.
Серия 3000 из трех моделей г/п 9,0–12,0 т, кузова вместимостью 5,1–8,5 м 3 с 3-сторонней, многосторонней и задней разгрузкой. Двигатели мощностью 75,0–119,0 кВт, полный привод, скорость до 30–40 км/ч. Сочлененная рама, тормоза дисковые в масляной ванне. В кабине сиденье оператора поворачивается на 360°.
Предлагается также «коммунальная» мод. GT3006 г/п 5 т, двигатель 119 кВт, скорость – до 40 км/ч, с тремя точками крепления многочисленной гаммы навесного оборудования. Кабина двухместная.
Готовится к выпуску первая гусеничная мод. Bergmann 4010.