В России начали производить собственные системы ABS
ABS предотвращает блокировку колес автомобиля при торможении, что помогает автомобилю сохранить управляемость и устойчивость. В Минпромторге рассматривают возможность позже наладить и выпуск систем ESP, отвечающих за стабилизацию автомобиля
—>
В России начали производить отечественные антипробуксовочные тормозные системы для автомобилей ABS. Производство запускается в Костроме, серийные поставки российским автопроизводителям начнутся с 1 июля, сообщил заместитель главы Минпромторга Василий Шпак.
ABS — это система, которая предотвращает блокировку колес автомобиля при торможении. Это помогает автомобилю сохранить управляемость и устойчивость, что дает существенное повышение уровня безопасности, особенно на скользкой дороге.
В Минпромторге также рассматривают возможность наладить выпуск систем ESP, отвечающих за стабилизацию автомобиля. Точные сроки запуска производства не называются. Больше всего в отечественных системах ABS и ESP заинтересован «АвтоВАЗ», говорит автоэксперт Артем Бобцов.
Артем Бобцов автоэксперт «Главный интересант всех электронных систем — это «АвтоВАЗ». Ранее «АвтоВАЗ» не хотел импортозамещать все электронные системы, он покупал импортные. Но с началом спецоперации, конечно, ситуация изменилась, пришлось что-то делать. В общем, мы год назад давали прогноз, что примерно год-полтора займет процесс налаживания производства систем ABS и ESP в первую очередь с нуля. Это в первую очередь системы, которые нужны, потому что они влияют на безопасность, их весь цивилизованный мир использует уже больше 40 лет на своих автомобилях. Для производства этих систем не нужно никаких сверхсекретных станков, оборудования или технологий. Вопрос был только в том, чтобы закупить и наладить необходимое оборудование для производства этой электроники. Но оборудование, предполагаю, производят Турция, Китай или и Турция, и Китай, тем более что и турки, и китайцы давным-давно все это сами производят. Системы ABS и ESP успешно производит Иран самостоятельно. Система ESP технологически проистекает из системы ABS, во многих автомобилях эти системы используют даже одни и те же датчики колесных ускорений, просто ABS корректирует тормозное усилие, а ESP корректирует одновременно и тормозное усилие, и усилие газом, и отчасти рулевое. Поэтому это более сложный этап развития системы ABS, но, если корректную работу ABS и правильно работающий алгоритм удастся наладить и воплотить на серийных автомобилях, дальше реализация и производство системы ESP — это вопрос времени, как быстро удастся ее отладить. Будем надеяться, что к концу года, как Минпромторг планирует, систему ESP тоже удастся наладить, поскольку для безопасности автомобилей это вторая по значимости система после ABS».
Кроме того, Василий Шпак отметил, что в России удалось наладить производство электронных блоков управления, жгутовой продукции и некоторых датчиков для автопрома. Весной прошлого года правительство России упростило технический регламент для выпуска автомобилей, в том числе было разрешено выпускать автомобили без ABS. Это было связано с дефицитом оборудования на российском рынке. 1 июня этого года было принято решение постепенно возвращать технический регламент.
В России запустят второй завод по выпуску ABS и ESP
ФГУП «НАМИ» планирует начать производство систем ABS и ESP для автомобилей на бывшем заводе Bosch в Самаре совместно с восточным партнером в середине 2024 года. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на генерального директора «НАМИ» Федорова Назарова.
По его словам, уже есть договоренность о поставках с АвтоВАЗом, при этом ГАЗ, «Соллерс» и китайский Haval также в них заинтересованы.
«У нас обязательства, что мы 500 тысяч систем должны производить. В следующем году мы не сделаем столько, а через год уже может быть», — отметил он.
В перспективе выпуск систем планируется локализовать в России почти на 100%, добавил Назаров.
Напомним, летом этого года в Костроме компания «Итэлма» начала выпуск отечественных систем ABS. Для реализации проекта был построен новый цех с полностью автоматизированной производственной линией, отвечающий всем международным стандартам, а также создана инженерная группа, куда вошли российские и приглашенные иностранные специалисты в области тормозных систем. В декабре там же стартует выпуск и ESP.
Расчетный объем производства ABS и ESP на костромском предприятии — 850 тысяч штук в год с возможностью расширения до 1,2 миллиона единиц в год за счет добавления технологического оборудования. Также в активной работе — в первую очередь критически важных компонентов системы.
Для АвтоВАЗа и УАЗа нашли поставщиков системы ABS. В Китае
Антиблокировочная система тормозов является одним из ключевых технических компонентов в большинстве автомобилей. При этом ABS в России до сих пор не производят. До введения санкций важные элементы тормозной системы поставляла АВТОВАЗу и УАЗу немецкая компания Bosch. Теперь же отечественным производителям пришлось искать замену. Альтернативными вариантами стали компоненты китайских фирм Trinova и APG . Первым российским автомобилем с новой системой станет Lada Largus.
Lada Largus
Первые «Ларгусы» с новой антиблокировочной системой должны были сойти с конвейера в конце июня. Однако из-за очередной вспышки коронавируса китайские специалисты задержали поставки компонентов. При этом производство модели без ABS заводом не предусмотрено. Таким образом, обновленные Largus начнут собирать только в конце июля. Ожидается, что после перезапуска модели и отладки логистики с завода в Тяньцзине китайская ABS Trinova появится и на других машинах АВТОВАЗа.
Компания УАЗ сделала выбор в пользу системы китайской компании APG, компоненты которой представляют собой модернизированный вариант Bosch 8.1. Стоимость деталей из Поднебесной сопоставима с ценами на немецкие ABS. При этом Ульяновский автозавод до сих пор не сертифицировал китайскую продукцию. В настоящее время пересертификацию проходит только «Буханка» без антиблокировочной системы. Когда предприятие получит одобрения типа транспортного средства на «Патриот» с китайской ABS, пока неизвестно. При этом специалисты утверждают, что изменения коснутся только тормозной системы обновленного внедорожника, который будет соответствовать экологическому классу «Евро-5».
В конце мая «Группа ГАЗ» заявила, что планирует выпустить новый дизельный мотор. Агрегат будут собирать на нижегородской площадке ГАЗа, где запустили современный литейный завод.
Система ABS и её производные
По меньшей мере 40% ДТП с тяжёлыми последствиями происходят в результате потери управления автомобилем при торможении или во время манёвров. Исследования показывают, что штатное оснащение автомобилей системами активной помощи водителю позволяет снизить количество трагических последствий ДТП на 80%.
Современные массовые автомобили, зачастую, имеют на борту сразу несколько систем активной безопасности, ведущей из которых является ABS.
ABS (Antilock Braking System / Антиблокировочная система тормозов) — предотвращает блокировку колёс автомобиля при торможении. Основное предназначение этой системы в том, чтобы в процессе торможения предотвратить потерю управляемости автомобиля и минимизировать вероятность его неконтролируемого скольжения. Система ABS была разработана компанией BOSCH и впервые появилась на серийном Mercedes-Benz S-klasse W126 в 1979 году. Эта система сразу после своего официального дебюта стала распространяться по миру благодаря неоспоримым преимуществам, которые получают оснащённые ей автомобили. Сейчас системой ABS оснащается комплектуется большинство новых легковых автомобилей, выпущенный в мире, а также грузовые автомобили и даже мототехника. В Европе эта система стала обязательной в производстве с 2004 года.
В спецификациях современных автомобилей часто можно увидеть такие обозначения — EBD + BA + ASR + ESC. Всё это дополнительные системы активной помощи водителю, созданные на базе ABS. Рассмотрим их подробнее.
EBD (Electronical Brake force Distribution / Система распределения тормозных усилий) — дозирует интенсивность торможения для каждого колеса, с учётом внешних условий. Система EBD увеличивает эффективность и безопасность торможения в повороте или на “миксте” — в ситуации, когда под правыми и левыми колёсами автомобиля оказываются покрытия с разными коэффициентами сцепления. Технически, EBD является дополнительным алгоритмом работы ABS и не требует собственного оборудования.
BA (Brake Assist / Система помощи при экстренном торможении) — увеличивает давление в тормозной системе в экстренной ситуации, помогая максимально эффективно использовать возможности ABS, EBD и ESC. Сигналом к началу работы Brake Assist является резкий удар по педали тормоза — измеряется именно ускорение движения педали, а не сила нажатия, которая из-за испуга или особенностей физиологии водителя может оказаться недостаточной для экстренного торможения. Система Break Assist предполагает наличие датчика скорости перемещения штока вакуумного усилителя тормозов и электромагнитного привода этого самого штока, который активируется по команде блока управления тормозной системой (как правило, встроен в электрогидравлический блок ABS).
ASR (Automatic Slip Regulation / Противобуксовочная система) предотвращает проскальзывание колёс при разгоне в условиях недостаточного сцепления колес с поверхностью дороги. Классический трэкшн-контроль ограничивал пробуксовку колёс только уменьшая подачу топлива, но современные системы также могут выборочно притормаживать одно или несколько ведущих колёс, имитируя работу самоблокирующихся дифференциалов. Электронная блокировка дифференциала может имеет обозначения EDS, XDS и пр., в зависимости от автопроизводителя. ASR требует для своей работы высокопроизводительный насос обратной подачи, обеспечивающий давление в тормозной системе без воздействия водителя на педаль тормоза — такой насос вместе с дополнительными управляющими клапанами интегрируется в систему ABS.
ESC (Electronic Stability Control / Система стабилизации курсовой устойчивости) — мощный инструмент активной безопасности современного автомобиля, который объединяет в себе ABS, EBD, BA, EDS и ASR, а также обладает дополнительными функциями. Для обеспечения функционирования ESC к вышеозначенным системам добавлены датчик угла поворота рулевого колеса и трёхкоординатный акселерометр. Остальные отличия заключены внутри электронного блока управления.
Система стабилизации ESC срабатывает в опасных ситуациях, когда возможна или уже произошла потеря управления. Большинство аварий происходит, когда транспортное средство движется за пределами тягового усилия (силы сцепления) шин, например, движение по скользкой дороге или прохождении поворотов с превышением разумной скорости. При помощи датчиков ESC отслеживает момент, когда превышен безопасный порог ускорения или когда шины начинают терять сцепление с дорогой, и, снижая тягу двигателя и управляя тормозными усилиями на каждом колесе, позволяет стабилизировать траекторию движения и удержать управление автомобилем под контролем. Как правило, алгоритм работы современных систем стабилизации курсовой устойчивости предполагает их срабатывание в критической ситуации, даже если система была принудительно отключена при помощи специальной кнопки. “Выключение” системы водителем просто сдвигает порог срабатывания электроники, позволяя, например, выбраться из сугроба или немного поездить в управляемом скольжении.
Система стабилизации курсовой устойчивости у разных автопроизводителей может называться по-разному: ESС (Electronic Stability Control), ESP (Electronic Stability Program), DSC (Dynamic Stability Control), VDC (Vehicle Dynamic Control) и даже PSM (Porsche Stability Management), но технические характеристики и алгоритмы работы при этом схожи или вовсе не отличаются, так как поставщиков-производителей данных систем в мире можно пересчитать по пальцам
ESC по праву можно считать наиболее эффективной системой, позволяющей сохранять управление автомобилем под контролем. Система ESC способна компенсировать ошибки водителя, нейтрализуя скольжения и сохраняя заданную траекторию движения.
Ремень безопасности 21-го века?
В автомобилях с системой ESC риск фатальной потери контроля меньше в два раза, и риск опрокидывания снижен на 80%. Эксперты единодушны в признании того факта, что создание ESC является наиболее важным достижением в области автомобильной безопасности. Отметив значительное уменьшение количества ДТП, в США, Канаде и Австралии в конце 2000-х годов был принят закон, предписывающий наличие системы ESC во всех новых легковых автомобилях. В Евросоюзе введение системы ESC прошло поэтапно: для новых серий автомобилей и коммерческих транспортных средств — с 2012 года; оснащение всех новых автомобилей — с 2014 года. Компания Mercedes утверждает, что установка ESC в качестве стандартного оборудования привела к сокращению на 29% единичных аварий и уменьшению на 15% их общего количества. По данным Toyota количество аварий одномоментно снизилось на 30%.
Наличие системы ESC не должно вызывать эйфорию вседозволенности у водителя, и вот почему.
На то есть две основные причины:
- Эффективность ESC ограничена сцепными возможностями шин и состоянием подвески автомобиля. Если шины не обеспечивают заданный при проектировании автомобиля уровень сцепления с дорогой, это является нештатной ситуацией для алгоритмов ABS и ESP. Поэтому очень важно использовать шины рекомендуемого типоразмера и соответствующей сезонности.
- Корректность работы ESC напрямую связана с эффективностью работы подвески — за поддержание контакта колеса с дорогой отвечают в основном амортизаторы. Исправное состояние амортизаторов и их корректная настройка — основополагающее требование безопасности на автомобилях с ABS и ESC!
Автомобили, оборудованные ESC, как и все остальные транспортные средства, требуют периодической замены тормозных колодок, амортизаторов и пружин, шин и других изнашиваемых деталей. Очень важно, чтобы заменяемые детали обеспечивали восстановление состояния транспортного средства до заданного автопроизводителем уровня управляемости и безопасности движения. Ведь даже при наличии ESC, тормозной путь и стабильность в повороте по-прежнему зависят от сцепления шин с дорогой, которое во многом зависит от эффективности амортизаторов и пружин. Для компенсации скольжений, пробуксовки и блокировки колёс системы контроля курсовой устойчивости в качестве основной информации используют заранее прописанные алгоритмы, предполагающие исправное состояние подвески. Изношенные или некачественные амортизаторы часто становятся причинами некорректной работы электронных систем помощи водителю, что может приводить к аварийным ситуациям. Вот почему нужно своевременно производить замену амортизаторов на автомобилях с ABS и ESP не реже, чем каждые 70 000 км пробега.
При выборе деталей подвески необходимо удостовериться, что компания-производитель является специалистом в этой области и предлагает качество деталей не ниже оригинальных. Малобюджетные альтернативы, коих достаточно сегодня на рынке зачастую сохраняют лишь внешнюю геометрию оригинальных деталей, но абсолютно не учитывают индивидуальные характеристики. Особенно это касается амортизаторов: именно соответствие усилий отбоя-сжатия заводским настройкам амортизаторов автомобиля и является залогом качественной и безопасной работы самой подвески, плюс обеспечивает долговечность других деталей и систем, например, шин и деталей тормозной системы.
Компания KYB – один из крупнейших в мире поставщиков амортизаторов на конвейеры автопроизводителей. Каждый четвертый автомобиль, выпускаемый в мире, укомплектован амортизаторами KYB.
Огромный опыт и японские инженерные традиции являются залогом безупречной работы подвески автомобиля и всех систем активной безопасности автомобилей с амортизаторами KYB.