Где делают московские электробусы
Перейти к содержимому

Где делают московские электробусы

  • автор:

В Москве открыли завод по производству электробусов

Цех для сборки электробусов впервые появился в Москве: на базе известного на всю страну СВАРЗ создали цех, где производят самый экологичный вид современного транспорта. «Открытие производства в самой столице позволит обновлять парк «Мосгортранса» еще оперативнее», — считает заммэра Максим Ликсутов.

Константин Завражин

Ранее «РГ» сообщала, что в Москве сейчас на 45 маршрутах работают 600 электробусов. До конца года город получит еще 400. Чтобы быстрее поставить их на линию, решили собирать машины не в Татарстане, где базируется основное производство, а в самой столице.

Площадку нашли на СВАРЗе — заводе, который десятилетиями снабжал всю страну троллейбусами. На заводе в Сокольниках создали специальный цех, заточенный на сборку современных электробусов. На заводе под госзаказ полностью обновили инженерную инфраструктуру. Сюда поступают комплектующие с завода-изготовителя, а задача московских рабочих собрать уже готовый транспорт.

«Новый завод обеспечит москвичам более 200 рабочих мест и порядка 100 млн руб. налоговых поступлений в год. Уже в этом году более 60 процентов электробусов из новой поставки будут собраны в Москве, чтобы поездки стали еще удобнее и экологичнее», — сказал Максим Ликсутов. На СВАРЗе делается более 40 производственных операций для сборки электробусов. Именно на заводе в Сокольниках на машины ставят двери, тяговое оборудование, отделывают салон. Также здесь разрабатывают программное обеспечение для всех систем экологичного автобуса. В итоге, говорят в дептрансе, электробус для Москвы обходится дешевле, чем для многих других европейских столиц.

Самая зрелищная процедура на СВАРЗе — обкатка электробусов. Все они должны пройти испытания, прежде чем их поставят на маршруты. Например, на заводе установили специальную дождевальную камеру, которая имитирует суровые московские ливни. Электробусы щедро обдают душем, чтобы проверить, не откажет ли какая-нибудь система после осеннего ненастья или бурного снегопада. Полностью собранные электробусы тестируются командой производителей и специалистами «Мосгортранса». Они проходят по 40 км в разных условиях, и если все в порядке, их ставят на линию.

В столице на 45 маршрутах работают уже 600 электробусов. До конца года на дороги выйдут еще 400

К этому времени на СВАРЗе собрали 25 машин, часть из них проходят обкатку, а первые 10 выйдут на маршруты уже в начале июня. А до конца года количество московских электробусов достигнет тысячи. Мэрия рассчитывает, что к 2030 году столичный наземный транспорт будет состоять только из электробусов.

КАМАЗ открыл в Москве завод по производству электробусов

КАМАЗ открыл в Москве завод по производству электробусов

Федор Лапшин

Фото: фирма-производитель

Неожиданное, но закономерное событие: КАМАЗ и Мосгортранс открыли в Москве завод по производству (точнее, по сборке) электробусов. Он базируется в одном из цехов СВАРЗа, Сокольнического вагоноремонтного завода. Помимо самого ремонта, завод в свое время занимался производством троллейбусов, в том числе грузовых, автовышек, даже постов ГАИ.

И вот теперь эту площадку освоил КАМАЗ: отсюда будут выходить электробусы. На момент открытия здесь было собрано всего 11 экземпляров, но расчетная мощность цеха — 500 машин в год. А в перспективе КАМАЗ планирует реконструировать еще один цех и довести ежегодный объем до 700 электробусов. Соответственно, на первом этапе тут будет работать сто человек, на втором — уже двести. Тут проводится 40% операций — от установки дверей и элементов салона до загрузки программного обеспечения, что, как заявлено, составляет 60% от стоимости каждого электробуса.

А она впечатляет: цена каждого экземпляра по данным госзакупок — более 60 млн рублей! Правда, из этой суммы на сам электробус приходится только 36 млн, а еще 24 млн — оплата сервисного контракта жизненного цикла из расчета примерно 25 руб/км. Дело в том, что по соглашению с Москвой производители обеспечивают электробусы круглосуточным техническим сопровождением — по сути, пожизненной гарантией, — а аварийные бригады выезжают на линию «по каждому чиху». Предполагается, что за 15 лет до списания электробусы пройдут около миллиона километров, примерно по 65 тысяч километров в год.

Электробусная сеть уже опутала всю столицу: сейчас на 45 маршрутах работают шесть сотен машин, 400 марки КАМАЗ, 200 — ГАЗ. Из таблицы, которую мы публикуем внизу, следует, что в нынешнем году Москва должна была закупить еще 600 электробусов, но наяву на маршруты выйдет 50 ГАЗов и 350 КАМАЗов, из которых на СВАРЗе соберут 240.

Что следует из всего этого? Первое: Москва собирается в перспективе отказаться от дизельных автобусов и пересадить пассажиров исключительно на электробусы. Но поскольку в парке Мосгортранса к 2020-му насчитывалось более 8000 обычных автобусов — правда, включая туристические, — работы СВАРЗу хватит не на год и даже не на пять.

И второе. Похоже, КАМАЗ хочет монополизировать подобные контракты со столицей, максимально отодвинув Группу ГАЗ. Иначе чем вызвана такая диспропорция в заказах, если по конструкции машины обеих марок практически одинаковы и все обслуживаются по контракту жизненного цикла? А впереди — битва за поставки сочлененных электробусов.

Производство электробусов для Москвы

Производство электробусов для Москвы

Малоизвестное столичное производство: электробусы для Москвы

С 2021 года на территории Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода (СВАРЗ) функционирует производственная площадка ПАО «КАМАЗ», где происходит финальная сборка электробусов, предназначенных для эксплуатации в столице.

Завод с историей

СВАРЗ – предприятие с богатейшей историей – было создано в начале ХХ века как Сокольниче­ские ремонтно-трамвайные мастерские, ставшие со временем основной ремонтной базой Московского пассажирского транспорта в системе ГУП «Мосгортранс». Однако его компетенции лежат далеко за рамками планового сервисного обслуживания техники. В разные годы здесь изготавливались троллейбусы моделей ЛК, ТБЭС, МТБЭС, СВАРЗ-Икарус и сочлененные СВАРЗ-ТС1. Так что опыта производства электрического пассажирского транспорта ему не занимать.

Этот опыт, усиленный передовыми технологиями ПАО «КАМАЗ» позволил в 2021 г. выделить производственные мощности для выпуска современных электробусов. Такое решение очень закономерно и в большой степени способствует последовательному претворению в дело столичной концепции по развитию экологически чистого электрического пассажирского транспорта.

Примечательно и то, что само производство на СВАРЗе так же экологически чистое – оно характеризуется полным отсутствием вредных выбросов.

В этом году ГУП «Мосгортранс» отмечает 65 лет с момента основания компании. В состав предприятия на данный момент входит 23 эксплуатационные площадки, где ремонтируют подвижной состава городского транспорта, 2 речных вокзала: Северный и Южный, а так же завод СВАРЗ, которому в этом году исполняется 118 лет. На территории завода происходит регулярное техническое обслуживание автобусов и электробусов, ремонт узлов и агрегатов, а так же производство остановочных павильонов, ремонт ретро-техники и восстановление музейных экспонатов.

Производственный ритм

Производство электробусов осуществляется в цеху финальной сборки и пусконаладки, где выполняется порядка 40% от всех производственных операций полного технологического цикла. При этом, данные операции наиболее дорогостоящие и высокотехнологичные. На них приходится около 60% всех затрат на изготовление электробуса.

Реализован процесс следующим образом. Из Нефтекамска с НЕФАЗа в Москву на тралах приезжают планеры – кузова, укомплектованные электропортальными мостами на задней оси (для каждого колеса свой двигатель). После мойки планер загоняется в цех. Тут размещается две сборочные ветки по 4 поста. Предприятие рассчитано на выпуск в среднем 2 машин в сутки. Сборка начинается с установки аккумуляторной батареи на крыше и системы термостатирования. Так же на первом посту происходит установка преобразователей и коммутационных блоков, силовых проводов, поручней, капота, боковых зеркал. На следующем посту монтируются системы видеонаблюдения, сиденья, наружная светотехника, стеклянные ограждения, ограждения крышевого оборудования. Третий пост отвечает за оснащение электробуса АСКП и валидаторами, системами Wi-Fi, панелями воздушных каналов, огнетушителями и аптечкой, элементами освещения и акустики в салоне. Постепенно продвигаясь по линии, планер доходит до четвертого сборочного поста, где выполняется брендирование, регулировка камер кругового обзора, наклейка табличек изготовителя и бронепленки, а так же заливается прошивка программного обеспечения и производится наладка узлов и агрегатов. Всего работает две бригады по 15 человек.

Цеха сервисного обслуживания на СВАРЗе оснащены современным оборудованием. В распоряжении завода:
линия диагностики узлов и агрегатов, на которой трудятся прошедшие необходимое обучение специалисты;
кузовной цех с камерой антикоррозийной обработки, где выполняют кузовные работы любой сложности;
подъемники, позволяющие проводить ремонт ходовой части автобусов любых марок, и даже двухэтажных;
оригинальные запчасти и рекомендованные производителями транспортных средств технические жидкости;
уникальный участок детонационного нанесения покрытий для проведения операций, позволяющих восстановить изношенные и упрочнить изготавливаемые детали и узлы.
Завод сертифицирован по стандарту качества ISO-9000.

На следующем после сборки контрольно-проверочном этапе уже готовый электробус загоняется на тормозной стенд, где оценивается эффективность тормозной системы. Там же проверяется световой поток фар и производится регулировка углов установки колес. В дождевальной камере проверяется герметичность.

Если с машиной все в порядке на финальном этапе представителями заказчика в лице ГУП «Мосгортранс» осуществляется официальная приемка электробуса и отправка его в парк. Все вместе это занимает около 2 дней.

Планов громадье

Локализованное производство – огромное подспорье для ГУП «Мосгортранс». В этом году, напомним, компанией был подписан крупнейший в Европе контракт на поставку 1000 электробусов последней модификации с ПАО «КАМАЗ», а так же контракт с Группой «ГАЗ» на 200 электробусов. Соглашения заключены на условиях жизненного цикла – во время 15-летней эксплуатации техники она будет обслуживаться непосредственно изготовителем на территории наших автопарков.

Помимо ремонта подвижного состава и выпуска электробусов на СВАРЗе производят остановочные павильоны для маршрутного транспорта. Проект стартовал в 2018 году и в 2022 г. достиг отметки в 900 ед./год. В этом году отгружено уже более 800 ед., ко Дню города предприятие перешагнет тысячный рубеж. Всего же в 2023 г. должно быть выпущено более 1300 павильонов. Часть из них пойдет в область для оформления остановочных пунктов смежных маршрутов. Таким образом, будет сохранено единообразие городской среды и транспортных стандартов.

По словам Максима Ликсутова, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, с начала этого года площадкой ПАО «КАМАЗ» на СВАРЗе во исполнение обозначенного контракта было передано городу для эксплуатации на маршрутах свыше 120 электробусов. Они поступают по графику и сразу выходят на линию, обслуживая пассажиров. Тем самым происходит все большее и большее замещение дизельных машин за свет увеличения парка экологически чистого транспорта, оказывающего минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Локализация производства сократила сроки изготовления и поставки техники, заметно снизились и затраты на логистику, – рассказал «Новостям Автобизнеса» Максим Ликсутов. – За все время с момента открытия цеха ПАО «КАМАЗ» на СВАРЗе выпущено почти 530 электробусов

Впрочем, дизельных автобусов в парке ГУП «Мосгортранс» по-прежнему больше, чем электробусов (по планам только в течение пяти лет количество электробусов будет доведено до превалирующей доли – 2/3). Но это оправдано. На данный момент полностью от них отказаться не представляется возможным, поскольку существуют дальние междугородние маршруты, на которых современные электробусы еще не в состоянии работать. Тем не менее, и в направлении техники с ДВС ГУП «Мосгортранс» стремится снизить углеродный след, диверсифицируя парк – в составе предприятия есть подразделение, укомплектованное транспортными средствами, потребляющими компримированный природный газ (КПГ). Там эксплуатируется 300 автобусов. Этот парк постоянно расширяется, в самое ближайшее время будет приобретено более 200 машин на КПГ. Из них 100 ед. пойдет на замещение автобусов выбывающих из эксплуатации в связи с исчерпанием срока службы, и еще на 100 машин на физическое увеличение парка.

В день по две штуки. Как в Москве собирают электробусы и остановки: репортаж с завода

В Москве с начала 2023-го собрали уже более 100 электробусов. Их делают на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе (СВАРЗ), как и те самые столичные остановки. MSK1.RU отправились туда, чтобы в этом репортаже показать, как рождаются знаменитые синие автобусы, которые возят москвичей.

— В этом году мы подписали крупнейший в Европе контракт на поставку электробусов новейшей модификации с компанией КАМАЗ на 1000 электробусов и с группой ГАЗ еще на 200 на условиях жизненного цикла, — заявил во время экскурсии по СВАРЗ генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Николай Асаул.

Всё время эксплуатации, а это 15 лет, электробусы будут обслуживаться заводом-изготовителем на территории парков Мосгортранса.

На завод в Сокольниках привозят планера — кузова на колесах. Доставляют их из башкирского Нефтекамска. Уже в Москве «полуфабрикаты» оборудуют всем необходимым для электробусов: устанавливают батареи на крыше, системы кондиционирования, собирают салон и кабину водителя.

— В день мы выпускаем два электробуса. У нас две сборочные линии по четыре поста, — рассказал начальник участка сборки электротранспорта Максим Ивашкин.

После сборки электробусы отправляют в дождевальную камеру. В нее с нескольких сторон подают воду под давлением. Таким образом кузова проверяют на протечки.

Рядом с дождевальной камерой установлен стенд для проверки тормозов. На него поочередно каждой осью загоняют электробус, валы раскручивают колеса, а после водитель нажимает на тормоз.

На этом же заводе собирают и московские остановки — это происходит в соседнем здании. На сборку одной остановки вместе с покраской уходит около 2 часов.

В прошлом году, по словам Николая Асаула, на СВАРЗе произвели 900 остановок, а к концу июля этого — уже 800. На этом же заводе их и обслуживают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *