Количество дилеров в России снижается, но у китайских и отечественных марок оно растет
В нашей стране продолжает уменьшаться общее число автомобильных дилеров. Но несмотря на этот процесс, у китайских и российских компаний дилеров становится больше. Такие данные получили эксперты агентства «АВТОСТАТ» в ходе очередного мониторинга* дилерских сетей автопроизводителей, официально представленных на российском рынке.
Так, на середину апреля 2023 года общее количество автодилеров в России составило 3081. И это на 83 меньше, чем три месяца назад (в январе было 3164). Данный процесс затронул практически всех участников рынка, кроме китайских и отечественных брендов.
У «китайцев» с начала года стало на 107 дилеров больше. Теперь их насчитывается 1160 – по этому показателю они являются лидерами. У российских марок числится 500 дилеров – на 48 больше, чем в январе. Они скоро могут обогнать «европейцев», которые имеют 519 официальных автосалонов. За прошедшие три месяца именно европейские автопроизводители понесли существенные потери – у них стало на 202 дилерских центра меньше (во многом сказался уход компании Renault, бывшие дилеры которой сохранили за собой функции сервиса).
Что касается остальных брендов, то «японцы» за это время потеряли 31 автоцентр (в результате перехода в статус сервисных партнеров дилеров Nissan), а «американцы» – 5. В настоящее время их интересы представляют 488 и 19 компаний соответственно. Своих 395 дилеров удалось сохранить корейским маркам.
Эксперты агентства «АВТОСТАТ» отмечают, что рост числа дилеров у «китайцев» обеспечили такие бренды как Geely (+23), JAC (+12), Chery (+9), FAW (+9), EXEED (+6), OMODA (+6). Кроме этого, появились и новые игроки из Поднебесной – TANK (13 дилеров) и Kaiyi (11). А расширение дилерских сетей отечественных марок в значительной степени связано с «Москвичом» (+44). По всей видимости, этот процесс продолжится, поскольку на наш рынок продолжают выходить производители из КНР (BAIC, SWM и др.), а российские – открывают новые автосалоны.
Более подробная информация о дилерах, работающих в РФ, содержится в обзоре «Дилерские сети. Мониторинг дилерских контрактов по легковым автомобилям», который можно заказать в агентстве «АВТОСТАТ».
* Учитываются официальные дилерские центры (контракты) по продаже и обслуживанию легковых автомобилей, без сервисных партнеров.
Фото: КЛЮЧАВТО, АВТОСТАТ
В России сокращается число автодилеров
За последние три месяца количество автодилеров сократилось на сотню. К середине июля 2022 года в стране функционирует 3102 официальных дилерских центра по продаже и обслуживанию легковых автомобилей, в апреле их было 3203. Такая статистика приводится в исследовании аналитического агентства «Автостат».
Наиболее активно прощаются с российским рынком европейские и американские марки машин. Изменений по дилерам, занимающимся продажей российских автомобилей, нет. Однако при этом увеличивается количество контрактов, заключенных с китайскими брендами. Лидером стал EXEED, у которого за три месяца появилось 13 новых дилеров. У FAW дилерская сеть выросла на девять автоцентров, у Chery — на семь, у Geely — на пять. По два новых дилера появилось у Haval и JAC.
Несмотря на то что китайские компании активно занимают наш авторынок, они не спешат открывать свои производства в России. Объяснить это можно нестабильностью мирового рынка: китайские продавцы ждут, когда картина прояснится.
Инфографика «РГ» / Леонид Кулешов / Дарья Худякова
«Неизвестно, будут ли применять США вторичные санкции к странам, не поддержавшим эмбарго на ввоз подсанкционных товаров в РФ, особенно это важно в отношении Китая, имеющего крупный товарооборот с Америкой. Кроме того, неясна ситуация с курсом рубля и ценовой моделью на рынке; есть проблемы с логистикой и транспортировкой станков, оборудования, запчастей в Россию», — рассказывает гендиректор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич. Исключением является китайский завод Haval в Тульской области, который наращивает производство и, по прогнозам, может произвести в течение года от 50 до 80 тысяч авто, что сопоставимо с продажами в России Nissan и Volkswagen за 2021 год.
Для того чтобы локализовать производство в России, нужно время, и в таких условиях импорт автомобилей остается единственной альтернативой, считает исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «ИВА Партнерс» Артем Тузов.
В выигрышном положении сегодня оказываются импортеры китайских брендов, которые продолжают поставки. Доля автомобилей из Китая на российском рынке составляет 13%, работают 723 дилера, продающих китайские автомобили. У них большой потенциал, но в долгосрочной перспективе лидерство может обеспечить только локализация производства, говорит генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский. В будущем не исключено появление дилерских центров менее известных китайских брендов.
Участники рынка ожидают, что автодилеры продолжат покидать российских рынок. Их число в России может сократиться к концу года на 15-20%, предполагает Терлюкевич. По его словам, главным образом удар придется по региональным дилерам, в портфеле которых всего по две-четыре марки, попавшие под санкции. Рентабельность бизнеса существенно упала, а расходы на аренду и персонал остались теми же. Пережить временный спад продаж смогут те, у кого есть подушка финансовой безопасности и бренды, не попавшие под санкции.
Автодилеров к концу года в России может остаться вдвое меньше
Количество дилерских центров сократится к концу года вдвое, рассказала в интервью «Ведомостям» гендиректор автодилера «Рольф» Светлана Виноградова. По ее словам, это самый оптимистичный сценарий, потому что падение может быть гораздо сильнее.
Виноградова не указала, до какого именно количества предприятий может сократиться дилерская сеть. По данным аналитического агентства «Автостат» и ассоциации «Российские автодилеры» (РоАД), на апрель 2022 г. в России было 3203 автодилерские компании. Таким образом, авторитейл к концу года может недосчитаться около 1600 предприятий.
Прогнозировать «крайне затруднительно, так как ситуация нестабильная», заметил заместитель гендиректора по развитию бизнеса АГ «Авилон» Олег Шамба. Одним из главных факторов, влияющих на динамику рынка, он назвал дефицит автомобилей. «В дальнейшем можно ожидать, что в отрасли продолжится укрупнение дилерских сетей и закрытие небольших дилерских центров», – считает топ-менеджер.
Автобизнес стал одной из самых пострадавших от последствий санкций в связи с СВО отраслей экономики России. Большинство импортеров машин прекратили поставки в конце февраля – начале марта. Затем из-за проблем с доставкой компонентов начали останавливать конвейеры автозаводы. Сейчас в стране выпускают машины лишь УАЗ и китайская Haval, планирует запускаться «АвтоВАЗ».
По данным Росстата, выпуск легковых машин в России в апреле упал почти в 7 раз в годовом выражении до 19 900 шт. Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в апреле провалились до нового антирекорда за всю современную историю наблюдений – 32 706 машин (-78,5%), говорится в статистике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Автодилерам отказали в отмене двойного НДС при перепродаже машин с пробегом
Минфин не согласен и с другими предложениями по поддержке авторитейла в период санкций
Продажи новых автомобилей в 2022 г. рухнут не менее чем в 2 раза, сказал 20 апреля президент РоАД Вячеслав Зубарев на конвенции ассоциации. Сейчас клиент, позвонивший или зашедший в автосалон, – большая редкость, отмечал он. В прошлом году в России было продано 1,67 млн новых легковых машин и LCV, свидетельствуют данные АЕБ.
В существующих условиях под угрозой закрытия находится треть автодилеров как минимум, говорит представитель РоАД. Он обращает внимание на остановку производств и уход автоконцернов, «барьеры по двойному НДС» (для юрлиц, перепродающих подержанные машины. – «Ведомости»), дефицит запчастей и другие проблемы сегмента. «Не все выдержат», – резюмирует собеседник.
В этой ситуации уже несколько крупных автодилерских предприятий выставлено на продажу, говорит Виноградова. Она не стала называть, какие именно компании продаются, сославшись на договоренности о неразглашении. По словам одного из источников «Ведомостей» в авторитейле, на продажу в числе прочих выставлен дилер по продаже машин с пробегом «Максимум» в Санкт-Петербурге.
Продают фактически контракты с автопроизводителями и недвижимость, пояснила Виноградова. «Но ни одно, ни другое сейчас никому не нужно. Я с трудом представляю, что кто-то купит эту недвижимость, потому что непонятно, что с ней делать», – отметила она.
«Ощутимые трудности [в 2022 г.] будут испытывать монобрендовые дилерские структуры, – считает Шамба. – В свою очередь, крупные дилерские сети с широкой линейкой брендов будут наиболее устойчивыми».
«Рольф» и сам находится в состоянии продажи. В декабре 2021 г. дилерский холдинг из Краснодарского края «Ключавто» договорился о приобретении компании за собственные и заемные средства Альфа-банка. Сумма сделки не называлась, но по размерам бизнеса она могла стать крупнейшей в российском авторитейле. 20 апреля директор по развитию «Рольфа» Владимир Мирошников, выступая на конвенции РоАД, сказал, что сделка находится «на паузе», а сам «Рольф» работает в прежнем режиме («Ведомости» писали об этом).
Виноградова комментировать текущий статус сделки отказалась. Представитель «Ключавто» сказал «Ведомостям», что сделка по-прежнему находится на паузе, воздержавшись от дальнейших комментариев.
Если говорить о статусе автодилера как официального продавца той или иной марки, то с таким [негативным] прогнозом [Виноградовой] можно согласиться, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. В то же время в действительности столь серьезное сокращение сети авторитейла вряд ли произойдет, полагает эксперт. По его словам, некоторые предприятия могут лишиться статуса официального дилера, но продолжат деятельность, обслуживая машины своих клиентов.
«Еще год-полтора они будут смотреть, выгодно ли им работать в таком статусе, смогут ли они получить новые контракты либо проще продать актив – полностью или частично», – говорит Бургазлиев. По его оценке, полностью прекратит свою деятельность в этом году не более 15% автодилеров.
Подписаться на уведомления
Отвлекает реклама? С подпиской вы не увидите её на сайте
Обратная связь
Наши проекты
Контакты
127018, г. Москва, ул. Полковая, д. 3, стр. 1
Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту
Я хочу подписаться
Ведомости в Twitter
Ведомости в Telegram
Ведомости в Flipboard
Ведомости в Tenchat
Мобильное приложение
Сетевое издание Ведомости (Vedomosti)
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2023
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2023
Сетевое издание Ведомости (Vedomosti)
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
В России стало на сотню дилеров меньше, но число «китайцев» среди них растет
По данным мониторинга, проведенного агентством «АВТОСТАТ», на середину июля 2022 года в нашей стране насчитывалось 3102 официальных дилерских центра* по продаже и обслуживанию легковых автомобилей. Если сравнивать этот показатель с тем, что был три месяца назад (3203 – в апреле), то количество автодилеров уменьшилось на 101.
Снижение их числа во 2 квартале объясняется тем, что было расторгнуто 160 дилерских контрактов, а новых заключено – 59. При этом почти все новые контракты заключены с китайскими брендами. Лидером в этом плане стал EXEED, у которого за три месяца стало на 13 дилеров больше. У FAW дилерская сеть выросла на 9 автоцентров, у Chery – на 7, у Geely – на 5. По 2 новых дилера появилось у Haval и JAC.
Сокращение количества дилерских центров наблюдается, прежде всего, у европейских и американских марок. Так, на 2 дилера меньше стало у Opel и Volvo, на 3 – у MINI, на 5 – у Cadillac. Французские компании Renault и Peugeot потеряли соответственно 6 и 7 официальных автосалонов. У Jaguar и Land Rover таковых оказалось 11 (4 – закрылось, 7 – перешло в разряд сервисных центров). Но больше всего дилерских центров лишилась сеть Chevrolet от компании UzAuto – сразу 35.
Среди японских брендов общие потери пока невелики – минус 8 дилеров. А вот у корейских и российских автопроизводителей дилерские сети остались на том же уровне, что и три месяца назад.
Рост числа дилеров китайских марок эксперты объясняют тем, что они не поддерживают антироссийские санкции и продолжают работу на нашем рынке, активно наращивая свою долю на нем. «Уже отчетливо видно, что целый ряд дилеров переходит на «китайцев». Причем среди них немало тех, кто прежде работал с европейскими брендами. Вполне естественно, что российский авторитейл делает ставку на те компании, которые остаются на рынке. Соответственно падает число дилеров тех марок, которые в угоду санкциям приостановили поставки автомобилей в Россию. Думаю, этот процесс трансформации продлится до конца года, а количество китайских дилеров будет расти», — считает руководитель пресс-службы агентства «АВТОСТАТ» Азат Тимерханов.
Более подробная информация о дилерах, работающих на российском рынке, содержится в обзоре «Дилерские сети. Мониторинг дилерских контрактов по легковым автомобилям», который можно заказать в агентстве «АВТОСТАТ».