Как сделать автоматическое включение света
Перейти к содержимому

Как сделать автоматическое включение света

  • автор:

Как самостоятельно сделать автоматическое включение ближнего света фар на своём автомобиле

С каждым годом автомобильные технологии развиваются всё больше и больше. Лет десять назад лазерные фары считались скорее элементом научной фантастики, нежели деталью автомобиля. А сегодня ими оснащают некоторые серийные авто… Прогресс движется по планете семимильными шагами. Наверняка ещё через пару-тройку лет на машинах появится полноценная функция автопилота и тогда водитель сможет заниматься за рулём своими делами, не отвлекаясь на сам процесс вождения…

Автоматическое включение ближнего света - это очень полезная функция, позволяющая меньше отвлекаться водителю

Автоматическое включение ближнего света — это очень полезная функция, позволяющая меньше отвлекаться водителю

Но пока этого не произошло, давайте посмотрим на системы, которые уже сегодня облегчают жизнь многим автолюбителям. А главное — узнаем, как можно самостоятельно оснастить свой автомобиль подобными устройствами, если он их лишён.

Датчик света на автомобиле

Начнём, пожалуй, с датчика света. Это устройство обеспечивает автоматическое включение и выключение фар ближнего и дальнего света и габаритных огней, а также способно регулировать освещение в салоне автомобиля. Ещё совсем недавно им оснащались только автомобили в самых дорогих версиях, стоимостью более миллиона рублей. Но сегодня подобную опцию можно встретить и на более доступных моделях. Но что главное — эту систему возможно самостоятельно установить практически на любую модель авто.

Плюсы и минусы

Конечно же, у этой опции есть как ярые сторонники, так и противники. По закону требуется включать ближний свет фар в любое время суток, если ваш автомобиль не оснащён дневными ходовыми огнями. Но зачастую многие водители забывают об этом. И ездят вообще без работающих осветительных приборов. Именно таким забывчивым автомобилистам будет крайне полезно иметь в своём арсенале датчик автоматического включения ближнего света фар.

Ближний свет должен гореть всегда

Ближний свет должен гореть всегда

Но есть и другая сторона медали. При движении в тёмное время суток нужно быть внимательным, так как на дороге встречаются места с переменной освещённостью, в которых датчик может повести себя неадекватно и в самый неподходящий момент оставить вас без света, что может привести к ДТП.

Как установить датчик света в свой автомобиль

Существует множество способов оснастить своё авто этим устройством. Но стоит отметить, что если вы неуверенно чувствуете себя в вопросах автомобильной электроники, то лучше доверить установку системы профессионалам. Неграмотное вмешательство в систему автомобильного освещения может послужить причиной немалых проблем и затрат.

Помимо готовых решений, которые производят различные фирмы и предприятия, существует множество «кустарных» разработок, отличающихся друг от друга принципами работы и сложностью устройства. Если у вас руки растут оттуда, откуда положено, вы сможете самостоятельно спаять нужную вам схему и настроить её по своему усмотрению.

Схема датчика автоматического включения ближнего света

Для всех остальных, а нас таких большинство, мы рассмотрим готовые варианты, которые предлагают такие бренды, как Quantoom, Premier, Giordon. Они представляют собой так называемые передовые системы, способные избавить водителя от необходимости собственноручно регулировать свет на автомобиле при изменении условий освещённости. Обычный набор датчика света состоит из реле, блока управления, выключателя и проводов. Несомненными плюсами таких систем являются долговечность, экономия энергии аккумулятора и возможность выбора ручного или автоматического режима переключения.

Монтируются такие устройства довольно просто. Всё делается согласно прилагаемой инструкции. Стоит отметить, что «глазок» датчика, который советуют размещать на зеркале заднего вида, требуется направить внутрь салона, в противном случае он может неверно оценить обстановку. Все провода также соединяются строго по инструкции.

Поломка датчика света

Как правило, сами собой такие устройства ломаются крайне редко. При том условии, что вы остановили свой выбор на качественном продукте от известно бренда. Когда речь заходит о безопасности во время движения, экономить не стоит. Причиной поломок обычно служат заводской брак, неграмотная установка или неправильное использование. Очень часто бывает так, что на поиск неисправности уходит много часов, а сам ремонт занимает считаные минуты.

От поломок никто не застрахован. Но лучше всё же предпочесть более дорогой и проверенный вариант дешёвому «самопальному» устройству. Каким бы заманчивым по цене ни было предложение.

Многие производители указывают некоторые ограничения для своей продукции, поэтому вам следует внимательно ознакомиться с инструкцией. Как правило, это стандартные меры предосторожности: следить за тем, чтобы внутрь элементов девайса не попала влага, оберегать их от механических и прочих воздействий. Также иногда встречаются рекомендации о том, чтобы не использовать на авто газоразрядные лампы.

Дополнительные возможности

Многие системы идут в паре с датчиком дождя. Работая вместе, эти устройства выгодно дополняют друг друга и значительно повышают общий уровень безопасности автомобиля. О том, что такое датчик дождя и как он работает, мы расскажем в следующей статье.

Видео о том, как настроить автоматическое включение ближнего света фар:

Но помните главное — какими бы опциями ни был оборудован ваш автомобиль, стоит всегда быть предельно внимательным за рулём. Дорога — это не то место, где можно шутить. И пока автомобили не оснащают системами автоматического пилотирования, сконцентрируйте всё своё внимание на процессе вождения и контролируйте обстановку на дороге.

P.S. Что вы думаете по поводу применения на автомобиле датчиков света? Так ли они вам необходимы? Пишите в комментариях, нам важно знать ваше мнение!

Моя реализация автоматического включения света в туалете (и без Arduino)

Всем привет!
На Хабре появляются и появляются статьи о реализации Умного дома. Самой главной проблемой (ну или только для меня) получается включение/выключение света в санузле. Вроде и вещь не хитрая — а сколько есть вариантов. Прочитав статьи, в том числе, тут и тут, я подумал «А ведь все могло быть проще».

Этот червячок точил меня около полугода. И вот, когда стало свободнее с работой, я созрел.
Скажу, что и программированием, и радиоконструированием я люблю заняться еще со школы. Микроконтроллеры подарили настоящую радость — все и сразу. А Arduino тут нет не потому, что я его ненавижу он для этой задачи избыточен, или потому, что хочу быть не как все, просто я до него еще не добрался (или он до меня).
Вернемся к нашим баранам (ну или к нашему свету, или к нашему туалету). Лично для меня нарисовать в голове ТЗ (да-да, нарисовать, это когда еще даже сформулировать не можешь, не то, что на бумагу записать) гораздо сложнее, чем его потом реализовать. После недель раздумий вот что примерно у меня получилось:

  • свет должен включаться когда я открываю дверь (захожу например);
  • свет должен включаться когда я закрываю дверь (зашел в санузел с открытой дверью и закрыл за собой);
  • свет должен включаться когда я захожу не трогая дверь (заглянул руки помыть);
  • автовыключение света через определенное время;
  • свет не должен выключаться когда я внутри и даже не шевелюсь.

Вроде как все логично и просто, но ни в одной из встреченных статей я не нашел красивого решения. Самое простое — это датчик движения. Он включает свет когда кто-то есть и выключает через некоторое время. Для моих целей ему не хватает в пару лишь геркона — следить, открыта дверь или закрыта.
Не понимаю, почему до сих пор производители до этого не дошли. Или дошли, а не дошло до меня?
Алгоритм прост:

  • если сработал датчик движения — включить свет;
  • если изменилось состояние геркона (дверь открылась/закрылась) — включить свет;
  • если сработал датчик движения при закрытой двери (геркон замкнут) — не выключать свет пока дверь не откроют;
  • ну и выключить свет через какое-то время.

Вот теперь ТЗ понятно, мне необходимы:

  • датчик движения;
  • геркон;
  • МК для управления этим бардаком.

Был куплен самый дешевый ДД (инфракрасный), какой-то геркон, ATTiny2313.

Разбираем датчик движения, видим внутри:

плата управления с инфракрасным приемником и зеркалом посередине и:

БП и реле. Мне повезло, в ДД есть все, что нужно: реле, транзистор для согласования, остальная обвязка (даже диод). При срабатывании датчика выдается сигнал TTL, достаточно его перехватить, а сигнал с моего МК передать вместо него.
В ISIS нарисовал схему (если делать, то красиво)

в BASCOM-AVR написал программулину:

$regfile = «attiny2313.dat»
$crystal = 4000000
$hwstack = 40
$swstack = 16
$framesize = 32

Config Porta = Output
Config Portb = Output
Config Portd = Output
Config Portd.2 = Input
Config Portd.3 = Input
Config Int0 = Rising
Config Int1 = Change
Enable Interrupts
Enable Int0
Enable Int1
Config Debounce = 300
On Int0 Dd
On Int1 Gerkon
Dim Timecount As Integer
Dim Timelock As Bit

Timecount = 0
Timelock = 0
Portb.0 = 0
Portb.1 = 0

Do
If Timecount < 200 Then
Portb.0 = 1
Else
Portb.0 = 0
End If
If Timelock = 0 Then
Timecount = Timecount + 1
End If
If Timecount > 250 Then
Timecount = 250
End If
Waitms 100
Loop

Dd:
Disable Interrupts
Timecount = 0
If Pind.3 = 1 Then
Timelock = 1
End If
Enable Interrupts
Return

Gerkon:
Disable Interrupts
Timecount = 0
If Pind.4 = 0 Then
Timelock = 0
End If
Enable Interrupts
Return

Сделал эмуляцию, вроде как все работает (после отладки, конечно). Собрал макет и проверил (собирать такие макетки не так сложно, главное начать):

Режем в ДД дороги и подключаем согласно воспаленному воображению принципиальной схеме:

Проверил — заработало. Автоматическое отключение примерно через 1 мин 20 сек (не почему-то, просто сразу так получилось, а меня устроило), остальная работа согласно заранее придуманной логике.
Тут сделаю отступление. Дело в том, что я паяю с тех времен, когда в ходу были транзисторы МП39 и МП42. Спаяно и написано было немало. Когда разработанная мною схема (а тем более программа) начинает работать с первого раза — я чувствую дискомфорт, так редко это со мной бывает. На тестирование была убита пара часов, багов не нашел, продолжало работать.
Собрал в рабочий вариант (ЛУТ не пригодился):

При помощи скотча и чьей-то матери все это заизолировал и закрепил в корпусе. В итоге полученный экземпляр внешне не отличается от исходного, не изменилась даже схема подключения (разве что добавилась пара проводов для геркона):

Главное — после каждого шага проверять работоспособность, плавали — знаем.
Монтаж и прочие банальности упущу.
Жена восприняла без энтузиазма и назвала «херней» (ерунда, еще оценит — а куда ей деваться).
Бюджет:
— ДД — 250 р. (дешевле не нашел),
— геркон — 38 р.,
— ATTiny2313 — 140 р. (цена конская, но ведь хотелось еще вчера).

За конструктивную критику заранее спасибо.

Автоматическое включение ближнего света, как сделать своими руками автоматическое включение ближнего света

В соответствии с изменениями , внесенными в правила , во время движения автомобиля по дороге обязательно должно производиться включение ближнего света . Причем указ этот касается поездок , совершаемых как в ночное , так и в дневное время . Нарушителям сотрудниками ГИБДД выписываются штрафы , пусть сумма их небольшая , но для законопослушных водителей неприятным является даже сам факт нарушения правил дорожного движения .

Автоматическое включение ближнего света , как автоматика облегчает жизнь водителю

Проблема со включением ближнего света перед началом движения , как правило , состоит в том , что водители просто забывают о необходимости его включения . Чтобы предупредить нарушение правил им приходится , покидая машину , оставлять огни включенными , в результате однажды может обнаружиться , что аккумулятор разрядился полностью .

Автомобили , изготовленные за границей , в большинстве своем изначально укомплектованы устройством автоматического включения фар при наступлении заранее заданных условий , т . н . « скандинавским » или « европейским » светом . Чаще всего такие устройства настроены на срабатывание датчика дождя или фотоэлемента , контролирующего уровень освещенности .

Но для автолюбителей , которые проживают на территории Российской Федерации таких функций оказывается недостаточно , ведь ездить со включенными фарами требуется вне зависимости от времени суток , интенсивности освещения или погодных условий .

В вязи с этом возникла потребность в корректировке и доработке систем электрообеспечения на автомобилях выпущенных в России , а также на иномарках со стажем .

Если говорить об удобствах , которые создаются при помощи установки систем автоматического включения ближнего света , то заключаются они в следующем :

  • безусловное включение осветительных устройств в случае начала поездки без участия водителя
  • выключение фар при прекращении движения авто
  • получение экономии на расходе электроэнергии
  • дополнительные удобства создаются при необходимости проезда по тоннелю — включать свет вручную не потребуется , первые секунды поездки будут осуществляться с уже включенными фарами ближнего света , путь для автомобиля будет в достаточной мере освещен

Автоматическое включение фар ближнего света при запуске автомобиля

Как известно , спрос на какой либо продукт — идеальный стимул к его разработке и производству . Выпуском блоков автоматического включения ближнего света охотно занялись предприятия по изготовлению электрооборудования для автомобилей .

В качестве конкурентов весьма успешно выступают народные умельцы , которые создали немало интересных вариантов самодельных устройств , отличающихся разнообразным функционалом и сложностью конструкций .

При помощи совсем несложных самодельных схем можно добиться желаемого результата — фары будут подключаться синхронно со срабатыванием зажигания или пуском мотора , на протяжении светлого времени суток будет включаться только свет , в темноте также будут гореть огни габаритов .

Схема автоматического включения фар при запуске автомобиля

Обеспечить своевременное включение света возможно при подсоединении к источнику питания зажигания . Но при этом следует вспомнить , что некоторые устройства могут быть подключенными к замку зажигания , находящемуся в любой позиции , функции других будут активироваться только при условии уже включенного зажигания .

В качестве наиболее рациональной считается схема , посредством которой подача питания будет производиться на реле ( кнопку ) при замыкании контактов замка зажигания . Отключение двигателя при остановке приведет к размыканию цепи , следовательно — к отключению фар .

По мнению некоторых водителей такая конструкция может вызвать усиление нагрузки на электрическую цепь , но на самом деле при условии правильного подключения каждого из слагаемых конструкции усиленные нагрузки наблюдаться не будут .

Какие запчасти нужны для сбора схемы автоматического включения

Для обустройства системы автоматического включения осветительных приборов потребуется подыскать :

  • штатные пятиконтактные реле
  • провода
  • диоды

Чтобы воплотить в жизнь более рациональную схему с вариантом подключения к ручнику или датчику давления масла потребуется приобрести :

  • транзисторы , в количестве 2 шт .
  • провода
  • реле
  • микросхему с маркировкой К561ТП1

Описание работы при сборке схемы автоматического включения фар ближнего света

Специалисты считают оптимальным решением использование кнопки выключения печки , находящейся справа на блоке выключателей .

Работа будет заключаться в следующем . Сначала потребуется демонтировать выключатель габаритов , место его расположения — крайний левый блок выключателей .

Далее потребуется произвести разъединение плюсового провода и колодки клавиш , посредством которой организуется выключение — включение ближнего света . Обычно подключение выполняют при помощи двойного провода зеленого цвета , после отключения этот провод подсоединяют к реле .

В плюсовой провод идущий к выключателю печки потребуется врезать дополнительный провод и также выполнить его подключение к реле .

Затем выполнить подводку к реле провода , подающего питание на фары ближнего света . Не забудьте о необходимости кинуть проводок на корпус .

Все образовавшиеся соединения потребуется аккуратно пропаять , но если такой возможности нет , то можно ограничиться использованием заизолированной скрутки .

При качественном выполнении работы получим систему евросвета при включении зажигания .

Но по мнению специалистов этот очень простой вариант нельзя отнести к наиболее экономичным . В частности это касается зимнего времени , когда на прогрев авто будет требоваться некоторый промежуток времени . Также нецелесообразным будут включение ближнего света в случае необходимости выполнения ремонтных работ .

Схема вторая

Предупредить вышеупомянутые проблемы можно несколько усложнив схемы . Внесенные дополнения позволят добиться отключения света в момент остановки , независимо от того , будет ли включено зажигание .

Чтобы получить усовершенствованную схему можно применить два варианта , выполнить подключение к :

  • ручнику
  • датчику давления масла

Для осуществления подключения через датчик давления масла необходимо приобретение 2 — х транзисторов , реле и микросхемы с маркировкой К561ТП1 . Поместить детали можно в корпус от реле , далее производится подсоединение устройства к датчику давления масла .

Включение двигателя приведет к нормализации давления в системе смазки , контакты датчика при этом разомкнутся , на конденсатор будет подаваться питание . Включенные в схему транзисторы подадут напряжение на реле , что вызовет включение осветительных приборов .

Отключение двигателя приведет к тому , что питание с датчика начнет передаваться на лампочку , размещенную на приборной п анели . При этом начнется разрядка конденсатора , входящего в блок управления работой фар , питание на реле подаваться не будет .

Следует заметить , что у этой схемы есть некоторые недостатки , в частности — снижение давления масла в системе будет приводить к срабатыванию датчика ( при движении накатом или в режиме холостого хода ), в результате чего излучаемый свет будет подмигивающим .

Создать схему , позволяющую осуществлять как автоматическое , так и ручное управление позволит параллельное подключение .

Регулировать процесс включения — выключения можно путем подбора соответствующего сопротивления на плате . Более высокий показатель сопротивления означает , что для изменения статуса осветительного устройства потребуется больше времени .

Такой метод одобряют не все , т . к . схема является достаточно сложной , потребуется обустроить дополнительную проводку и выполнить качественные соединения .

Подключаем схему включения фар ближнего света к ручнику

Выполнить подключение к ручнику совсем не сложно , доработка схемы потребует добавления еще одного реле и провода длиной около четверти метра непосредственно к контакту кнопки ручника .

Этот вариант позволит получить отключение фар при начале движения ручника , но когда вы будете его отпускать фары будут загораться .

Достоинства и недостатки собранной схемы

У самодельных вариантов несомненно есть преимущества . Они позволяют получить требуемый результат и избавить от претензий сотрудников ГИБДД по поводу не включенных фар во время движения автомобиля .

  • стоимость самодельной системы достаточно низкая
  • на изготовление ее не потребуется много времени

Как создать недорогую схему автоматического включения фар ближнего света:

Советы профи

Конечно , сделать работу своими руками качественно смогут водители , которые имеет хотя — бы начальную подготовку по электротехнике и опыт выполнения подобного рода работ своими руками .

Профессионалы — же советуют перед тем как приступить к работе реально оценить свои возможности . В некоторых случаях , дабы избежать проблем , лучше раскошелиться на некоторую суму и поручить выполнение работы профессионалу — автоэлектрику .

Если — же работа будет выполняться самостоятельно , то рекомендуется все точки врезки обустраивать внутри салона . По меньшей мере — они будут защищены от негативного влияния атмосферных осадков .

Сами точки соединений более рационально выполнять путем скрутки проводов — такой метод ни в чем не уступает спайке , а в условиях повышенной вибрации оказывается более стойким к нагрузкам .

Не следует забывать , что крепление устанавливаемого реле должно быть жестким .

Не следует производить монтаж так , чтобы при максимально допустимой траектории перемещения ветвей проводки не возникало их натяжение , все точки перегибов проводки , расположенные возле металлических фрагментов кузова , должны быть защищены при помощи поливинилхлоридной трубки .

Не желательно следовать рекомендациям любителей , которые утверждают , что для получения желаемого результата можно путем установки перемычки в определенном месте монтажного блока авто , не устанавливая дополнительное реле . Несоблюдение элементарных правил электротехники — реальная причина возникновения серьезных проблем , к примеру — фары могут включаться в обход предохранителя .

Выполнение работы по монтажу своими руками потребует от автовладельца максимальной внимательности и аккуратности . В процессе эксплуатации следует исключить возможность попадания влаги и механических деформирующих нагрузок на фрагменты системы . В системах электрооборудования автомобилей не рекомендуется использовать газоразрядные лампы .

В случае опасения использовать самодельные варианты устройств подключения евросвета можно установить приспособления , изготовленные в заводских условиях , к примеру АвтоСвет AS , ФАРАОН , Skybrake M5 , Meguna T 7 . 2 и т . п .

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

  • Печка 2110, плохо греет печка 2110, система отопления ваз 2110, ремонт системы отопления ВАЗ 2110 своими руками
  • ВАЗ 2114 печка дует холодным воздухом, печка 2114, плохо греет печка ваз 2114, устройство и ремонт отопления ВАЗ 2114 своими руками, снятие печки ваз 2114
  • Как поддомкратить машину. Как правильно ставить домкрат. Виды домкратов для автомобилей.
  • Блок предохранителей ВАЗ 2109, блок предохранителей ваз 2109 карбюратор, блок предохранителей ваз 2109 инжектор, старый блок предохранителей ваз 2109, схема блока предохранителей ВАЗ 2109, замена блока предохранителей ВАЗ 2109
  • Катализатора выхлопных газов автомобиля, неисправный катализатор, плюсы и минусы катализатора, как поменять катализатор на пламегаситель
  • Печка дует холодным воздухом ВАЗ 2114, плохо дует печка ваз 2114, почему плохо дует печка ваз 2114
  • Как узнать владельца авто по номеру его машины, проверить авто по номеру машины ГИБДД, проверка авто по гос номеру машины бесплатно
  • Как выбрать подержанные шины, полезные советы
  • Зима автомобиль дорога, давление в шинах легкового автомобиля зимой, хороший аккумулятор для автомобиля зимой, прогревать ли автомобиль зимой
  • Зимой плохо заводится машина. Как правильно заводить машину зимой, нужно ли прогревать машину зимой, полезные советы
  • Экономичные машины по расходу топлива, самая экономичная машина по расходу топлива
  • Марки шин для легковых автомобилей, расшифровка маркировки шин автомобилей, остаточный протектор шин легкового автомобиля, как подобрать шины по марке автомобиля, рисунок протектора шины автомобиля
  • Работа механической коробки передач, работа сцепления механической коробки передач, вождение с механической коробкой передач, полезные советы
  • Задняя балка пежо 206 седан, устройство задней балки пежо 206. Задняя балка Пежо 206 неисправность, ремонт задней балки пежо 206
  • Дизельное топливо зимой, присадка для дизельного топлива зимой, как выбрать лучшее дизельное топливо
  • Дизель зимой не заводится. Как завести дизель зимой, прогрев дизеля зимой.
  • Японские шины Бриджстоун, зимние шипованные шины бриджстоун, шины Бриджстоун марки
  • Маркировка шин расшифровка для легковых автомобилей, маркировка колесных дисков, как правильно подобрать шины по дискам
  • Дизельный двигатель зимой, запуск дизельного двигателя зимой, какое масло заливать в дизельный двигатель зимой, полезные советы
  • Светодиодная подсветка автомобиля, подсветка днища автомобиля, подсветка ног в автомобиле, подсветка в двери автомобиля, подсветка автомобиля штраф
  • Восстановленные шины, шина наварка, восстановленный протектор шин, можно ли их использовать
  • Выбираем зимние шины, что представляет из себя зимняя резина, какое давление в зимних шинах должно быть, маркировка зимних шин, как правильно выбрать зимние шины, лучшие зимние шины 2019
  • Рулевая рейка автомобиля, стук рулевой рейки, причины стука и ремонт рулевой рейки своими руками
  • Бескамерные шины автомобиля, набор для ремонта бескамерных шин, ремонт бескамерной шины своими руками
  • Шины российского производства, российские шины зимние, российские всесезонные шины, воронежские шины Amtel, шины “Матадор Омск шина”, Кама-шины-это шины мирового уровня
  • Как открыть автомобиль без ключа. Потерял ключ от автомобиля что делать, ключ от автомобиля внутри машины
  • Тихие шины, тихие зимние шины, тихие шипованные шины, какие шины выбрать, обзор шин
  • Шины и безопасность, безопасность движения шины, почему необходимо постоянно следить за автомобильными шинами
  • Правила безопасного вождения автомобиля в дождь и слякоть, безопасное вождение автомобиля для начинающих
  • Преобразователь ржавчины какой лучше для авто, преобразователи ржавчины выбрать, как пользоваться преобразователем ржавчины, советы профессионалов
  • Полировка кузова автомобиля своими руками, как выбрать полировальную пасту, полезные советы
  • Долговечность двигателя, срок службы двигателя, как продлить срок службы двигателя
  • Стук в автомобиле. Стук при движении автомобиля. Что может стучать в автомобиле. Как определить причину стука.
  • ABS автомобиля, что такое abs автомобиля, неисправности системы ABS, диагностика ABS
  • Обгон автомобиля, когда можно начинать обгон автомобиля, правила обгона ПДД
  • Не работает бензонасос ваз 2110, схема бензонасоса ваз 2110, устройство бензонасоса ваза 2110, ремонт бензонасоса ваз 2110,
  • Автомобильные антенны для радио, устройство автомобильной антенны, автомобильная антенна своими руками
  • Передняя подвеска Калина, устройство передней подвески калина, стук в передней подвеске калина, ремонт передней подвески Калина
  • Амортизатор масляный, лучшие масляные амортизаторы, прокачка масляных амортизаторов, как правильно прокачать масляный амортизатор
  • Неисправности сцепления, буксует сцепление, причины неисправности сцепления, как устранить

Автоматическое включение ближнего света и габаритов

С месяц назад получил первый штраф – за езду без света. Торопился, не включил, проехал 200 метров, первой встречной машиной оказалась «пятнашка» мигалками… Сразу задумался, как исключить человеческий фактор и автоматизировать процесс включения света. На днях появилось время для реализации идеи, чем и занялся. Распишу все поэтапно. Для начала немного теории.

Фото в бортжурнале Lada 21061

У пятиконтактного реле… да, пять контактов, они промаркированы:
85 и 86 – контакты катушки реле, на которые подается напряжение, чтобы реле сработало. К слову, полярность на катушке значения не имеет, то есть с какой стороны катушки подать плюс, а с какой минус – все равно. Реле не сработает, если с двух сторон будет только плюс или только минус.
30 – переключающийся контакт (общий)
87 – нормально-разомкнутый контакт (разомкнут, когда на катушке нет напряжения)
87а – нормально-замкнутый контакт (замкнут, когда на катушке нет напряжения).
В отключенном состоянии контакт 30 замкнут с контактом 87а и разомкнут с контактом 87. Во включенном состоянии, наоборот – контакт 30 разомкнут с контактом 87а и замкнут с контактом 87.
Контакт 30 механически связан с сердечником катушки. При подаче напряжения на катушку сердечник втягивается и перемещает контакт 30 от контакта 87а к контакту 87.
Есть реле, у которых отсутствует контакт 87 или 87а. Их называют, соответственно, нормально-замкнутыми или нормально-разомкнутыми реле.
Ток катушки весьма мал – порядка 0,12-0,15 ампера, но ток, проводимый через контакты, может быть порядка 40 ампер (обычно указывается на корпусе реле).

Теперь к делу.
Изначально была поставлена задача – завел двигатель – включились габаритные огни и фары ближнего света. Включение должно происходить именно ПОСЛЕ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ, чтобы не нагружать аккумулятор во время работы стартера. По мере воплощения идеи схема претерпела ряд доработок. Но обо всем по порядку.
Все точки подключения в штатную схему указаны в конце статьи
Две цепи питания (габариты и ближний, далее по тексту — свет) – соответственно, два реле. При рассмотрении схемы электрооборудования автомобиля сделал вывод, что управляться реле будут минусом с лампы контроля работы генератора (контроль зарядки аккумулятора). Через нормально – разомкнутые контакты должен подаваться плюс в штатные цепи питания света. Плюс будет появляться при включении зажигания, этот же плюс будет подаваться на обмотки реле.
При включении зажигания на лампе контроля работы генератора появляется плюс (он идет через нормально-замкнутые контакты реле контроля работы генератора. При работе генератора с него на обмотку этого реле идет плюс и реле размыкает контакт на лампу контроля работы генератора), на обмотках наших реле плюс появляется с двух сторон, реле не срабатывает.
Теперь крутим стартер. Двигатель запустился, генератор заработал, плюс на лампе контроля работы генератора пропал, пора включаться свету. Откуда же в этот момент берется минус на наши реле? Второй контакт лампы генератора постоянно подключен на минус, то есть к «массе» автомобиля. Поэтому, когда на втором контакте пропадает плюс, через спираль лампы проходит минус, включающий наши реле.

Фото в бортжурнале Lada 21061

Но возникла проблема: тока, протекающего через лампу, оказалось недостаточно для включения двух реле, сказалось сопротивление спирали лампы. Но при отключении одного реле, второе срабатывало. Решение – ставим еще одно реле, которое будет включаться от минуса с лампы контроля работы генератора и будет подавать на наши реле управляющий минус напрямую с «массы» автомобиля.

Фото в бортжурнале Lada 21061Фото в бортжурнале Lada 21061

В принципе, уже вполне рабочая схема, завел двигатель – свет включился, заглушил – свет погас. Но как быть, если нужно, чтобы на заведенном авто не горел свет? Ну, в целях конспирации, например). Можно на управляющий минус поставить выключатель в виде кнопки с фиксацией положения или тумблера, чтобы отключить автоматику. Но в этом случае можно забыть включить ее снова… Решение – ставим еще одно реле и кнопку без фиксации положения (нажал – замкнулась, отпустил – разомкнулась). Минус будет проходить через нормально-замкнутые контакты реле. При включении реле минус разомкнется и автоматика отключится. Но если отпустим кнопку, автоматика снова включится и свет загорится. Чтобы этого не произошло, собираем схему с самоудержанием, ее еще называют «с самоподхватом». Для этого достаточно соединить нормально-разомкнутый контакт реле с контактом катушки реле, на который подается минус, а минус на этот контакт подавать через кнопку. Плюс на катушку реле, как и для остальных реле в нашей схеме, это плюс зажигания. Теперь при нажатии на кнопку минус подается на катушку реле, оно срабатывает и отключает нашу схему, но при этом минус подается на катушку, и реле питается через свои же нормально-разомкнутые контакты, то есть удерживает само себя во включенном положении, когда кнопка уже отпущена. Чтобы его отключить и снова включить нашу автоматику, достаточно отключить плюс с катушки реле, то есть просто выключить зажигание. Таким образом, если отключить автоматическое включение света кнопкой, при следующем запуске двигателя автоматика снова включится. При отключении автоматики габариты и ближний свет будут работать в штатном режиме.

Фото в бортжурнале Lada 21061

Кнопку поставил между выключателями габаритов и задней противотуманки. Изначально она была синяя, черной не нашел, покрасил маркером.

Фото в бортжурнале Lada 21061

Выяснился еще один момент – при таком подключении дальний свет при включенной автоматике не включится. Чтобы включился, достаточно провод, уходящий с реле в цепи питания габаритов, подключить еще и на зеленый провод, идущий на подрулевой переключатель. На ВАЗ 2106 в фаре ближнего света установлены лампы с двумя нитями накала, одна на ближний свет, вторая на дальний, и предусмотрено отключение нити накала ближнего света при включении дальнего света (вероятно, чтобы снизить нагрев ламп, фар и нагрузку на генератор). Штатно это реализовано подрулевым переключателем, а при нашей доработке ближний свет включен независимо от его положения. Что же делать? В любой непонятной ситуации – ставим реле! )))
Через нормально-замкнутые контакты пускаем плюс питания ближнего света, минус на катушку берем тот же, который управляет двумя основными реле нашей схемы, а плюс берем с провода, идущего с подрулевого переключателя, на котором появляется плюс при включении дальнего света. Включаем дальний – реле срабатывает и размыкает питание ближнего света.

Фото в бортжурнале Lada 21061

Итак, реле 1 подает минус с массы в схему, реле 2 обеспечивает отключение схемы, реле 3 и 4 включают габаритные огни и ближний свет, реле 5 отключает ближний свет при включении дальнего.

Точки подключения:
Плюс зажигания — оранжевый провод на разъеме тахометра

Постоянный минус, масса – бело-черный провод на разъеме тахометра

Управляющий минус с лампы контроля работы генератора – черный провод на разъеме тахометра

Выход плюса на включение габаритных огней – бело-черный и зеленый провода на разъеме выключателя габаритов

Выход плюса на включение ближнего света – серо-красный провод на разъеме подрулевого переключателя

Вход плюса включения дальнего света – сине-белый провод на разъеме подрулевого переключателя.

Задача решена, идея воплощена!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *