Какие эксплуатационные свойства автомобиля зависят от трансмиссии и ее технического состояния
Перейти к содержимому

Какие эксплуатационные свойства автомобиля зависят от трансмиссии и ее технического состояния

  • автор:

Устройство автомобилей

Один из гениальнейших выводов: «Автомобиль придумали умные люди для того, чтобы сделать веселее и красочнее жизнь менее умных людей. » С этим сложно не согласиться. Осталось только уточнить, — каким должен быть автомобиль, чтобы всеобъемлюще удовлетворять потребностям и любым прихотям своих потенциальных владельцев-эксплуататоров?
Для того, чтобы разобраться в этих незатейливых, на первый взгляд вопросах, необходимо изучить хотя бы основы теории автомобиля.
Приступим?

При эксплуатации автомобиль является частью системы «автомобиль-водитель-дорога-окружающая среда», и его свойства проявляются во взаимодействии с элементами этой системы. Поэтому значение определенного эксплуатационного свойства в оценке качества или эффективности использования автомобиля зависит от условий, в которых это свойство проявляется, т. е. от условий эксплуатации.
Условия эксплуатации определяются дорожными, транспортными и природно-климатическими условиями.

основы теории автомобиля

Дорожные условия характеризуются планом и профилем дороги, рельефом местности, видом и качеством дорожного покрытия, интенсивностью движения, различными помехами, режимами движения.

К транспортным условиям относятся: вид груза, объем перевозок, расстояние перевозок, способ погрузки и выгрузки, организация перевозок, условия хранения, техническое обслуживание и ремонт автотранспортного средства.

Природно-климатические условия определяются особенностью климатических зон, в которых эксплуатируется автомобиль (умеренная, холодная, жаркая, высокогорная).

Эксплуатационные свойства автомобиля – это комплекс свойство, определяющих степень его приспособленности к эксплуатации в качестве транспортного средства.

Эксплуатационные свойства автомобиля можно разделить на группы свойств, которые обеспечивают:

  • движение
  • тягово-скоростные и тормозные свойства;
  • топливную экономичность;
  • управляемость;
  • устойчивость;
  • маневренность;
  • плавность хода;
  • проходимость.

Эти свойства в решающей степени зависят от конструкции автомобиля и его составных элементов – двигателя, шасси, кузова.

Требования, предъявляемые к конструкции автомобиля

К конструкции автомобиля предъявляются производственные, эксплуатационные, потребительские требования и требования безопасности.

основы теории автомобилей

Производственные требования – соответствие конструкции автомобиля технологическим возможностям завода-производителя и современным технологиям машиностроения, низкий расход материалов для изготовления, приемлемая трудоемкость и себестоимость изготовления.
Иными словами, в эту группу требований входят свойства, удовлетворяющие практическим возможностям изготовить данный автомобиль на современном этапе научно-технического прогресса с учетом приемлемой товарной стоимости полученного изделия. Очевидно, что эти требования предъявляются, в первую очередь, изготовителями автомобиля.

Эксплуатационные требования – низкий расход топлива (топливная экономичность), курсовая устойчивость, управляемость, проходимость, плавность хода, маневренность, технологичность обслуживания и ремонта, невысокая себестоимость транспортных работ (перевозок).

Потребительские требования – низкая стоимость самого автомобиля и его эксплуатации, безотказность и ремонтопригодность, безопасность, комфортабельность, легкость управления.
Эксплуатационные и потребительские требования предъявляется, в первую очередь, пользователями автомобиля, для которых перечисленные свойства определяют рациональность и удобство его эксплуатации.

Требования безопасности включают в себя активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность автомобиля.

Активная безопасность автомобиля – это свойство снижать вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия (ДТП) при эксплуатации. Она закладывается в конструкцию автомобиля и проявляется при движении и в аварийной ситуации.
Этот вид безопасности характеризуется обзорностью, уровнем совершенства сигнализации, освещения дороги, эргономичностью рабочего места водителя, маневренностью, устойчивостью, управляемостью, скоростными и тормозными свойствами автомобиля.

Пассивная безопасность автомобиля – это его свойство снижать уровень тяжести последствий ДТП, если оно, все-таки, имело место.
Пассивную безопасность обеспечивают мероприятия, направленные на снижение травматизма водителя и пассажиров, направленные на снижение травматизма водителя и пассажиров, организации сохранности груза, снижение травматизма людей, находящихся вне автомобиля при ДТП.

эксплуатационные свойства автомобилей

Послеаварийная безопасность автомобиля – это его способность снизить тяжесть последствий аварии. Она зависит от наличия медицинской аптечки и огнетушителя, возможности быстрой эвакуации пострадавших из автомобиля и т. п.

Экологическая безопасность автомобиля определяется степенью вредного влияния на окружающую среду при его эксплуатации.

Требования безопасности определяются ГОСТами, требованиями ЕЭК ООН и должны учитывать не только при конструировании транспортного средства, но и контролироваться при его эксплуатации.
Различные требования безопасности нередко противоречат друг другу, поэтому реализовывать их в полной мере невозможно. Поэтому процесс конструирования автомобиля основан на принятии компромиссных решений, которые обеспечивают потимальнео сочетание различных свойств транспортного средства, отвечающих его назначению и предъявляемым к нему требованиям.

Автомобили имеют ограничения:

  • по габаритным размерам;
  • по массе;
  • по осевой нагрузке на дорогу.

Эти ограничения учитываются при строительстве автомобильных дорог и дорожных сооружений (мостов, тоннелей и т. п.).

Следует отметить, что в настоящее время перечисленные требования, предъявляемые к автомобилям, эксплуатируемым на дорогах России, несколько отличаются от аналогичных требований, предъявляемых за рубежом.
Так, максимальная ширина одиночного автомобиля не должна превышать 2,5 метра в России, но за рубежом допускается 2,6 метра; высота, соответственно, 3,8 м в России, и 3,6…4,15 м за рубежом; допустимая длина автомобиля в России – 12 метров, за рубежом – 10…12,2 м (в зависимости от числа осей).

Какие эксплуатационные свойства автомобиля зависят от трансмиссии и ее технического состояния

К современному автомобилю, состоящему из большого числа сложных механизмов и узлов, предъявляется много эксплуатационных требований. Поэтому оценка автомобиля, находящегося в эксплуатации, производится по комплексу эксплуатационных свойств, которые характеризуют эффективность и удобство его использования.

Эксплуатационными свойствами автомобиля являются: динамичность, топливная экономичность, управляемость, устойчивость, проходимость, плавность хода, долговечность, надежность и приспособленность автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту.

Динамичностью автомобиля называют его способность перевозить груз с максимально возможной средней скоростью. Динамичность автомобиля зависит от его тяговых и тормозных свойств.

Тяговые свойства автомобиля характеризуются возможностью его движения с максимальной скоростью, максимальным ускорением и преодолением максимальных подъемов. Они зависят от мощности двигателя, передаточного отношения в трансмиссии, массы автомобиля и ряда других конструктивных особенностей автомобиля.

Тормозные свойства автомобиля характеризуются длиной тормозного пути или величиной максимального замедления. Они зависят от типа и состояния тормозной системы и типа и состояния протектора шин автомобиля.

Топливная экономичность характеризует свойство автомобиля расходовать определенное количество топлива на каждую единицу выполненной транспортной работы (или пробега).

Затраты на топливо составляют значительную часть общей себестоимости перевозок на автомобиле. Чем меньше расходует автомобиль топлива, тем меньше себестоимость перевозок.

Топливная экономичность зависит от конструкции автомобиля, качества топлива и смазочных материалов, условий эксплуатации, технического состояния автомобиля, квалификации водителя.

Под управляемостью автомобиля понимают его свойство сохранять прямолинейное направление движения и направление движения, заданное рулевым управлением, от чего во многом зависит безопасность движения автомобиля.

На управляемость автомобиля влияют конструкция рулевого механизма и рулевого привода, расположение центра тяжести, автомобиля и конструкция подвески и шин (боковая эластичность шин).

Устойчивость автомобиля характеризуется его свойством противостоять опрокидыванию, заносу и скольжению.

В связи с возрастающими скоростями движения современных автомобилей это свойство приобретает все большее значение для обеспечения безопасности движения.

Устойчивость автомобиля зависит от его конструкции (расположение центра тяжести, колея, база) и боковой эластичности шин.

Проходимость автомобиля — это свойство автомобиля работать в трудных дорожных условиях и по бездорожью. Чем лучше проходимость автомобиля, тем выше его средняя скорость движения и производительность.

Проходимость зависит от числа ведущих осей, величины дорожных просветов под низшими точками автомобиля, переднего и заднего углов проходимости; распределения массы по осям; размера и типа шин; габаритных размеров.

Плавность хода автомобиля характеризуется возможностью движения по дорогам различной ровности с минимальными колебаниями кузова.

Плавность хода автомобиля в большой степени влияет на утомляемость водителя и пассажиров, на сохранность грузов. От плавности хода во многом зависит средняя скорость движения автомобиля. В связи с большим разнообразием дорог в нашей стране плавность хода отечественных автомобилей имеет особенно большое значение.

Плавность хода зависит от упругости рессор и шин, действия амортизаторов, распределения массы автомобиля по его длине.

Долговечность автомобиля — это его способность продолжительное время работать до появления предельно допустимых износов деталей и механизмов, которые вызывают необходимость прекращения его эксплуатации.

Общий срок службы автомобиля измеряется в годах работы или тысячах километров пробега от начала эксплуатации до капитального ремонта.

Основными факторами, влияющими на долговечность автомобиля, являются конструкция автомобиля, качество материалов и технология производства, качество применяемых эксплуатационных материалов, условия эксплуатации, качество технического обслуживания и ремонта, мастерство вождения.

Надежность автомобиля характеризуется возможностью его безотказной работы без поломок и других неисправностей.

Надежность автомобиля в большой степени зависит от правильного и своевременного технического обслуживания и систематического наблюдения за состоянием и регулировкой механизмов автомобиля, а также от конструкции автомобиля и его узлов, технологии их изготовления и сборки.

Приспосабливаемость автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту — свойство, которое характеризует простоту и удобство технического обслуживания и ремонта. Оно определяется доступностью точек смазки и регулировки, а также возможностью быстрого и легкого выполнения операций; возможностью быстрого и легкого снятия и установки агрегатов автомобиля и простотой их разборки и сборки; унификацией и взаимозаменяемостью деталей и агрегатов; периодичностью выполнения операций технического обслуживания.

Теория и конструкция автомобиля. Кленников В. М., Кленников Е. В. — 1967

  • Температура каплепадения масел
  • В каких пределах находится плотность бензина
  • Кинематическая вязкость масла
  • Газогенератор расчет
  • Троит двигатель из за бензина
  • Расчет электродвигателя
  • Сила сцепления колес с дорогой

Идёт загрузка.

Изучение эксплуатационных свойств автомобиля по масштабной модели

Трунов, В. В. Изучение эксплуатационных свойств автомобиля по масштабной модели / В. В. Трунов, Э. И. Алиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21.1 (155.1). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/archive/155/44240/ (дата обращения: 02.11.2023).

При освоении образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» студенты изучают дисциплину «Конструкция и эксплуатационные свойства транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования».

Основными задачами изучения дисциплины являются:

— изучение особенностей конструкции транспортных и транспортно-технологических машин, состоящих из систем, механизмов и агрегатов;

— получение знаний методов определения, оценки и способов улучшения эксплуатационных свойств автомобильной техники;

— приобретение знаний и навыков в области теории, анализа и оценки конструкций различных автомобилей, и их механизмов, обеспечивающие возможность успешного управления в различных сферах современного автомобильного бизнеса.

Для решения этих задач студенты изучают конструкцию автомобиля и его эксплуатационные свойства. Эксплуатационные свойства автомобиля включают следующие:

1) Тягово — скоростными свойствами называют — совокупность свойств, определяющих возможные по характеристикам двигателя или сцепления колес с дорогой, диапазоны изменения скоростей движения и предельные интенсивности разгона автомобиля при его работе в тяговом режиме в различных дорожных условиях [1]. Тягово-скоростные свойства имеют важное значение при экс­плуатации автомобиля, так как от них во многом зависят его сред­няя скорость движения и производительность. При благоприят­ных тягово-скоростных свойствах возрастает средняя скорость, уменьшаются затраты времени на перевозку грузов и пассажиров, а также повышается производительность автомобиля.

2) Тормозные свойства – это совокупность свойств, определяющих максимальное замедление автомобиля при его движении в различных дорожных условиях в тормозном режиме, предельные значения внешних сил, при действии которых заторможенный автомобиль надежно удерживается на месте или имеет необходимые минимальные установившиеся скорости при движении под уклон. От эффективности торможения зависят два важных качества автомобиля: безопасность и производительность. Потребность в торможении возникает в случае необходимости снизить скорость движения; остановить автомобиль; предотвратить превышение скорости; удержать транспортное средство в неподвижном состоянии на стоянке; повысить маневренность машины за счет подтормаживания борта [3].

3) Топливная экономичность — это совокупность свойств, определяющих расходы топлива при выполнении автомобилем транспортной работы в различных условиях эксплуатации [3]. Из параметров, характеризующих мощностные показатели автомобиля, в центре внимания длительное время оставались максимальная скорость и время разгона. Ощутимый рост цен на топливо привел к тому, что особое внимание стали уделять расходу топлива. При разработке нового автомобиля одной из важнейших целей является получение малого расхода топлива.

4) Управляемость – это свойство управляемого водителем автомобиля сохранять в процессе движения заданное направление движения или изменять его в соответствии с воздействием на рулевое управление. Во время движения автомобиля очень важно, чтобы управляемые колеса не поворачивались произвольно и водителю не нужно было бы затрачивать усилия для удержания колес при движении прямо [1].

5) Поворачиваемость – это свойство автомобиля отклоняться от направления движения, заданного положением рулевого управления, вследствие бокового убода колес. Одной из наиболее важных характеристик всегда была поворачиваемость автомобиля. Смысл термина предполагает уровень сопротивляемости автомобиля выполнению маневра поворота. Чем выше характеристика, тем меньше усилий необходимо для изменения траектории движения машины. Если использовать технически точные определения, то это зависимость глубины входа в поворот от приложенной боковой силы, приложенной к колесам [2].

6) Маневренность – это свойство автомобиля поворачиваться на минимальной площади и вписываться в габариты дороги. Маневренность характеризует удобство использования автомобиля и легкость управления им при необходимости движения и выполнения поворотов и разворотов в стесненных условиях, а также проходимость автомобиля при движении по грунтовым дорогам с крутыми поворотами, по пересеченной местности и через лес [3]. От маневренности автомобилей зависят размеры необходимых площадок в местах погрузки и выгрузки, а иногда и затраты времени на выполнение этих операций, требуемая ширина проездов в гаражах, на площадках для стоянки и в зонах обслуживания.

7) Устойчивость — свойство автомобиля сохранять направление движения и противодействовать силам, стремящимся вызвать его занос и опрокидывание. Особенно высокие требования к устойчивости предъявляются при работе автомобиля на скользких дорогах и при движении с большими скоростями [1].

8) Плавность хода — это совокупность свойств, обеспечивающих ограничение в пределах установленных норм вибронагруженности водителя, пассажиров, грузов и элементов шасси и кузова. Плавность хода является важным эксплуатационным качеством, оказывающим влияние на самочувствие человека (пассажиров), сохранность перевозимых грузов, безопасность движения, долговечность машины [2]. Плавность хода зависит от характера и величины возмущающих сил, вызывающих колебания, общей компоновки машины и отдельных ее конструктивных особенностей, главным образом от системы подрессоривания, а также от мастерства вождения [3].

9) Проходимость — это способность автомобиля перевозить как можно с большей средней скоростью, грузы, пассажиров и специальное оборудование в ухудшенных дорожных условиях, по бездорожью и при преодолении различных препятствий [1]. Все автомобили должны в значительной мере обладать хорошей проходимостью, а для машин, которые систематически работают в трудных дорожных условиях, такое свойство имеет первостепенное значение. От проходимости зависит средняя скорость движения, производительность и сохранность автомобиля, безопасность движения и другие немаловажные факторы [2].

Изучение эксплуатационных свойств – довольно сложный материал для понимания, и для того чтобы повысить усвоение материала можно разработать масштабную модель автомобиля, которая будет имитировать эксплуатационные свойства настоящего автомобиля.

В качестве двигателя можно установить шаговый электродвигатель с мотор-редуктором. Управлять данным автомобилем возможно дистанционно. Всё это можно реализовать с помощью аппаратной платформы arduino.

Arduino представляет собой прототип платформы (с открытым исходным кодом) на основе аппаратного и программного обеспечения простой в использовании. Она состоит из монтажной платы и программного обеспечение (рисунок 1).

arduino_ethernet_board_

Рис. 1-Arduino Ethernet

Таким образом считаем, что изучение такой сложной дисциплины с использованием масштабной модели в игровой форме позволит повысить качество обучения. Конечно модель можно и купить, но она не позволит изменять свойства автомобиля и исследовать влияния параметров автомобиля на эксплуатационные свойства.

  1. Вахламов, В. К. Автомобили: основы конструкции [Текст]: учебник / В. К. Вахламов. – 5-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2010. – 528 с.– ISBN 978-5-7695-6601-3
  2. Вахламов, В. К. Автомобили: эксплуатационные свойства [Текст]: учебник / В. К. Вахламов. – 5-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012. – 240 с.– ISBN 978-5-7695-9044-3
  3. Вахламов, В. К. Автомобили: эксплуатационные свойства [Текст]: учебник / В. К. Вахламов. – 4-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012. – 380 с.– ISBN 978-5-7695-6172-6
  4. Рабочая программа дисциплины «Б.1.В.ОД.8 Конструкция и эксплуатационные свойства транспортных и транспортно-технологических машин, и оборудования» /сост. А.В. Спирин- Бузулук: БГТИ(филиал) ОГУ, 2014.

Основные термины (генерируются автоматически): свойство, свойство автомобиля, совокупность свойств, плавность хода, скорость движения, автомобиль, безопасность движения, затрата времени, направление движения, рулевое управление.

Похожие статьи

Техническое состояние транспортных средств и его влияние на.

Надежность автомобиля — это свойство автомобиля выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого отрезка

Влияние системы выпуска выхлопных газов автомобилей на безопасность движения.

Улучшение устойчивости транспортного средства с повышенным.

Устойчивостью называется совокупность свойств, определяющих критические параметры по устойчивости движения и положения транспортного средства или его звеньев.

Влияние психофизиологических особенностей водителей на.

– ошибочного действия (например, принято правильное решение провести экстренное торможение, однако водитель ошибочно нажимает на педаль управления подачей топлива, увеличивая тем самым скорость движения автомобиля).

Оценка тормозных свойств малотоннажного автопоезда

В статье приведены результаты исследования тормозных свойств одиночного автомобиля и автопоезда на его базе. Установлено влияние весовых и конструктивных параметров прицепа на показатели эффективности торможения и устойчивости движения малотоннажного автопоезда.

Методика решения задач на относительность механического.

Свойство относительности механического движения заключается в различии его характеристик по отношению к тем или иным объектам.

Применяя закон сложения скоростей, определите скорости движения автомобилей относительно: а) первого автомобиля; б).

Общий анализ надежности автомобильных трансмиссий

Современные автомобили имеют высокую энерговооруженность, что позволяет повысить среднюю скорость движения, обеспечивает безопасное выполнение обгонов.

Общий анализ неисправностей рулевого управления.

Ключевые слова: рулевое управление, техническая эксплуатация автомобилей, безотказность. Рулевое управление является одной из важнейших систем любого автомобиля, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Уменьшение аварийных ситуаций пассажирских автобусных.

Причем под первой понимается свойство автомобиля предотвращать ДТП (снижать их вероятность). Она проявляется в период времени, соответствующий начальной фазе ДТП (условия движения автомобиля и пешехода перед возникновением опасной ситуации).

Психологические особенности водителя, как фактор безопасности.

Безопасность движения на дорогах зависит от безотказной работы всех звеньев комплекса «водитель — автомобиль — дорога — среда». Надежность работы этого комплекса должна быть обеспечена, с одной стороны, технической надежностью автомобиля.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

1.1.1. Основные понятия и определения качества автомобиля

Ав­то­мо­би­ли, как и все про­мыш­лен­ные из­де­лия, име­ют ряд экс­плу­а­та­ци­он­ных ха­рак­те­ри­стик, важ­ней­ши­ми из ко­то­рых яв­ля­ют­ся ка­че­ство и на­деж­ность.

Ка­че­ство — са­мая ком­плекс­ная ха­рак­те­ри­сти­ка ав­то­мо­би­ля, ко­то­рая от­ра­жа­ет не толь­ко его экс­плу­а­та­ци­он­ные по­ка­за­те­ли, та­кие как мак­си­маль­ная ско­рость, рас­ход топ­ли­ва, ди­на­мич­ность и др., но и та­кие, как на­деж­ность, дол­го­веч­ность, ре­мон­то­при­год­ность, без­от­каз­ность и др.

Тех­но­ло­ги­че­ские по­ка­за­те­ли ка­че­ства по­ка­за­ны на рис. 1.1 . Суть этих по­ня­тий при­ве­де­на ни­же. Ка­че­ство но­во­го или от­ре­мон­ти­ро­ван­но­го ав­то­мо­би­ля за­ви­сит от ма­те­ри­а­лов, из ко­то­рых он из­го­тов­лен, со­от­вет­ствия стан­дар­там по без­опас­но­сти и эко­ло­гии, со­блю­де­ния тех­но­ло­ги­че­ских тре­бо­ва­ний при из­го­тов­ле­нии и дру­гих фак­то­ров, ко­то­рые за­ви­сят от за­во­да-из­го­то­ви­те­ля или ре­монт­но­го пред­при­я­тия.

Рис. 1.1. Тех­но­ло­ги­че­ские по­ка­за­те­ли ка­че­ства ав­то­мо­би­ля

Со­хра­не­ние па­ра­мет­ров ка­че­ства ав­то­мо­би­ля при его экс­плу­а­та­ции свя­за­но, преж­де все­го, с ква­ли­фи­ка­ци­ей во­ди­те­ля, вы­пол­не­ни­ем тре­бо­ва­ний за­во­да-из­го­то­ви­те­ля по свое­вре­мен­но­му вы­пол­не­нию опе­ра­ций тех­ни­че­ско­го об­слу­жи­ва­ния и при­ме­не­нию ре­ко­мен­до­ван­ных за­во­дом экс­плу­а­та­ци­он­ных ма­те­ри­а­лов (топ­ли­ва, ма­сел, жид­ко­стей и дру­гих рас­ход­ных ма­те­ри­а­лов).

На­деж­но­стью ав­то­мо­би­ля на­зы­ва­ет­ся его свой­ство со­хра­нять в опре­де­лен­ный пе­ри­од вре­ме­ни нор­ма­тив­ные зна­че­ния всех па­ра­мет­ров при вы­пол­не­нии тре­бо­ва­ний по экс­плу­а­та­ции, тех­ни­че­ско­му об­слу­жи­ва­нию, хра­не­нию и транс­пор­ти­ро­ва­нию, опре­де­лен­ные за­во­дом-из­го­то­ви­те­лем.

На­деж­ность — ком­плекс­ное свой­ство, со­сто­я­щее в об­щем слу­чае из без­от­каз­но­сти, дол­го­веч­но­сти, ре­мон­то­при­год­но­сти и со­хра­ня­е­мо­сти ( рис. 1.2 ).

Рис. 1.2. Свой­ства, обес­пе­чи­ва­ю­щие на­деж­ность ав­то­мо­би­ля

Без­от­каз­ность — свой­ство ав­то­мо­би­ля не­пре­рыв­но со­хра­нять ра­бо­то­спо­соб­ное со­сто­я­ние в те­че­ние опре­де­лен­но­го вре­ме­ни или на­ра­бот­ки.

Осо­бен­но важ­ное зна­че­ние име­ет без­от­каз­ность для аг­ре­га­тов, ко­то­рые не под­ле­жат ре­мон­ту: на­при­мер, све­чи за­жи­га­ния или элек­тро­маг­нит­ные топ­лив­ные фор­сун­ки.

Дол­го­веч­ность — свой­ство ав­то­мо­би­ля со­хра­нять ра­бо­то­спо­соб­ное со­сто­я­ние до на­ступ­ле­ния пре­дель­но­го со­сто­я­ния при уста­нов­лен­ной си­сте­ме тех­ни­че­ско­го об­слу­жи­ва­ния и ре­мон­та.

Для ре­мон­ти­ру­е­мых объ­ек­тов вы­де­ля­ют два или бо­лее ви­дов пре­дель­ных со­сто­я­ний. На­при­мер, для двух ви­дов пре­дель­ных со­сто­я­ний тре­бу­ет­ся от­прав­ка объ­ек­та в те­ку­щий или ка­пи­таль­ный ре­монт. Тре­тий вид пре­дель­но­го со­сто­я­ния пред­по­ла­га­ет окон­ча­тель­ное пре­кра­ще­ние при­ме­не­ния объ­ек­та по на­зна­че­нию. На ав­то­мо­би­ле пер­вые два ви­да пре­дель­но­го со­сто­я­ния на­сту­па­ют, на­при­мер, при от­ка­зе од­но­го из аг­ре­га­тов, а тре­тий вид свя­зан с вы­хо­дом из строя од­но­го или не­сколь­ких наи­бо­лее до­ро­гих со­став­ля­ю­щих (ку­зо­ва, дви­га­те­ля, аг­ре­га­тов транс­мис­сии), при ко­то­ром ре­монт их ста­но­вит­ся эко­но­ми­че­ски не­це­ле­со­об­раз­ным.

Ре­мон­то­при­год­ность — свой­ство ав­то­мо­би­ля, за­клю­ча­ю­ще­е­ся в при­спо­соб­лен­но­сти к под­дер­жа­нию и вос­ста­нов­ле­нию ра­бо­то­спо­соб­но­го со­сто­я­ния при про­ве­де­нии тех­ни­че­ско­го об­слу­жи­ва­ния и ре­мон­та.

Под ремонтоспособностью под­ра­зу­ме­ва­ет­ся, преж­де все­го, до­ступ­ность аг­ре­га­тов при про­ве­де­нии их ре­мон­та, ма­лая тру­до­ем­кость сбор­ки-раз­бор­ки, не­вы­со­кая сто­и­мость за­пас­ных ча­стей.

Со­хра­ня­е­мость — свой­ство ав­то­мо­би­ля со­хра­нять в за­дан­ных пре­де­лах зна­че­ния па­ра­мет­ров, ха­рак­те­ри­зу­ю­щих спо­соб­ность ав­то­мо­би­ля вы­пол­нять тре­бу­е­мые функ­ции, в те­че­ние и по­сле хра­не­ния и транс­пор­ти­ро­ва­ния.

В про­цес­се хра­не­ния и транс­пор­ти­ро­ва­ния ав­то­мо­биль под­вер­га­ет­ся не­бла­го­при­ят­ным воз­дей­стви­ям: на­при­мер, ко­ле­ба­ни­ям тем­пе­ра­ту­ры, дей­ствию влаж­но­го воз­ду­ха, виб­ра­ци­ям и т. п. В ре­зуль­та­те по­сле хра­не­ния и транс­пор­ти­ро­ва­ния объ­ект мо­жет ока­зать­ся в не­ра­бо­то­спо­соб­ном и да­же в пре­дель­ном со­сто­я­нии. Со­хра­ня­е­мость ав­то­мо­би­ля ха­рак­те­ри­зу­ет­ся его спо­соб­но­стью про­ти­во­сто­ять от­ри­ца­тель­но­му вли­я­нию усло­вий.

1.1.2. Понятия о неисправности и отказах автомобиля

В про­цес­се экс­плу­а­та­ции ав­то­мо­би­ля про­ис­хо­дит его из­на­ши­ва­ние, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го мо­гут воз­ни­кать не­ис­прав­но­сти и от­ка­зы в его ра­бо­те. При этом ис­поль­зу­ет­ся ряд тер­ми­нов и по­ня­тий, ко­то­рые ха­рак­те­ри­зу­ют эти про­цес­сы.

Ис­прав­ным на­зы­ва­ет­ся со­сто­я­ние ав­то­мо­би­ля, при ко­то­ром он со­от­вет­ству­ет всем тре­бо­ва­ни­ям нор­ма­тив­но-тех­ни­че­ской и кон­струк­тор­ской до­ку­мен­та­ции. При этом ав­то­мо­биль от­ве­ча­ет так­же и тре­бо­ва­ни­ям тех­ни­че­ско­го со­сто­я­ния пра­вил до­рож­но­го дви­же­ния и мо­жет экс­плу­а­ти­ро­вать­ся без огра­ни­че­ний.

Не­ис­прав­ным на­зы­ва­ет­ся со­сто­я­ние ав­то­мо­би­ля, при ко­то­ром он не со­от­вет­ству­ет хо­тя бы од­но­му из тре­бо­ва­ний нор­ма­тив­но-тех­ни­че­ской и кон­струк­тор­ской до­ку­мен­та­ции. При этом ав­то­мо­биль, как пра­ви­ло, не со­от­вет­ству­ет ка­ким-то из тре­бо­ва­ний тех­ни­че­ско­го со­сто­я­ния пра­вил до­рож­но­го дви­же­ния и мо­жет дви­гать­ся с опре­де­лен­ны­ми огра­ни­че­ни­я­ми толь­ко до ре­монт­ной служ­бы или пе­ре­ме­щать­ся на бук­си­ре или на эва­ку­а­то­ре.

Ра­бо­то­спо­соб­ным на­зы­ва­ет­ся со­сто­я­ние ав­то­мо­би­ля, при ко­то­ром зна­че­ния всех его па­ра­мет­ров со­от­вет­ству­ют ос­нов­ным тре­бо­ва­ни­ям нор­ма­тив­но-тех­ни­че­ской и кон­струк­тор­ской до­ку­мен­та­ции.

Ра­бо­то­спо­соб­ный ав­то­мо­биль, в от­ли­чие от ис­прав­но­го, дол­жен удо­вле­тво­рять лишь тем тре­бо­ва­ни­ям до­ку­мен­та­ции, вы­пол­не­ние ко­то­рых обес­пе­чи­ва­ет нор­маль­ное его ис­поль­зо­ва­ние, т. е. от­ве­чать тре­бо­ва­ни­ям пра­вил до­рож­но­го дви­же­ния. Ра­бо­то­спо­соб­ный ав­то­мо­биль мо­жет быть не­ис­прав­ным, на­при­мер, ес­ли он не удо­вле­тво­ря­ет эс­те­ти­че­ским тре­бо­ва­ни­ям, но ухуд­ше­ние внеш­не­го ви­да ав­то­мо­би­ля не пре­пят­ству­ет его экс­плу­а­та­ции.

Не­ра­бо­то­спо­соб­ным на­зы­ва­ет­ся со­сто­я­ние ав­то­мо­би­ля, при ко­то­ром зна­че­ние хо­тя бы од­но­го его па­ра­мет­ра не со­от­вет­ству­ет тре­бо­ва­ни­ям нор­ма­тив­но-тех­ни­че­ской и кон­струк­тор­ской до­ку­мен­та­ции. При не­ра­бо­то­спо­соб­ном со­сто­я­нии ав­то­мо­биль, в от­ли­чие от не­ис­прав­но­го, пол­но­стью те­ря­ет спо­соб­ность к са­мо­сто­я­тель­но­му пе­ре­дви­же­нию из-за вы­хо­да из строя од­но­го из аг­ре­га­тов или груп­пы аг­ре­га­тов.

Пре­дель­ным на­зы­ва­ет­ся та­кое со­сто­я­ние ав­то­мо­би­ля, при ко­то­ром его даль­ней­шая экс­плу­а­та­ция не­до­пу­сти­ма или не­це­ле­со­об­раз­на, или вос­ста­нов­ле­ние его ра­бо­то­спо­соб­но­го со­сто­я­ния не­воз­мож­но (не­це­ле­со­об­раз­но).

Кри­те­рий пре­дель­но­го со­сто­я­ния — это при­знак или со­во­куп­ность при­зна­ков пре­дель­но­го со­сто­я­ния ав­то­мо­би­ля, уста­нов­лен­ных нор­ма­тив­но-тех­ни­че­ской и кон­струк­тор­ской до­ку­мен­та­ци­ей. С по­ня­ти­ем пре­дель­но­го со­сто­я­ния ав­то­мо­би­ля и кри­те­ри­ем его из­но­са тес­но свя­за­но по­ня­тие амор­ти­за­ци­он­но­го сро­ка.

Амор­ти­за­ци­он­ный срок — это эко­но­ми­че­ски оправ­дан­ный пе­ри­од экс­плу­а­та­ции ав­то­мо­би­ля, в ко­то­рый про­ис­хо­дит пол­ное по­га­ше­ние сто­и­мо­сти ав­то­мо­би­ля за счет амор­ти­за­ци­он­ных от­чис­ле­ний, ко­то­рые, в свою оче­редь, опре­де­ля­ют­ся го­до­вой нор­мой амор­ти­за­ции, в за­ви­си­мо­сти от ти­па ав­то­мо­би­ля с уче­том его мо­раль­но­го из­но­са, усло­вий экс­плу­а­та­ции и дру­гих фак­то­ров.

Де­фект (по­вре­жде­ние) — это со­бы­тие, за­клю­ча­ю­ще­е­ся в на­ру­ше­нии ис­прав­но­го со­сто­я­ния ав­то­мо­би­ля при со­хра­не­нии его об­щей ра­бо­то­спо­соб­но­сти. На­при­мер, ца­ра­пи­на или вмя­ти­на на ку­зо­ве ав­то­мо­би­ля.

От­каз — это со­бы­тие, за­клю­ча­ю­ще­е­ся в на­ру­ше­нии ра­бо­то­спо­соб­но­го со­сто­я­ния ав­то­мо­би­ля. На­при­мер, раз­рыв тор­моз­но­го шлан­га или раз­ряд ак­ку­му­ля­тор­ной ба­та­реи, при ко­то­ром за­пуск дви­га­те­ля не­воз­мо­жен.

Кри­те­рий от­ка­за — это при­знак или со­во­куп­ность при­зна­ков на­ру­ше­ния ра­бо­то­спо­соб­но­го со­сто­я­ния ав­то­мо­би­ля, уста­нов­лен­ных нор­ма­тив­но-тех­ни­че­ской и кон­струк­тор­ской до­ку­мен­та­ци­ей. Кри­те­рии от­ка­зов сле­ду­ет от­ли­чать от кри­те­ри­ев по­вре­жде­ний. Под кри­те­ри­я­ми по­вре­жде­ний по­ни­ма­ют при­зна­ки или со­во­куп­ность при­зна­ков не­ис­прав­но­го, но ра­бо­то­спо­соб­но­го со­сто­я­ния ав­то­мо­би­ля. От­ка­зы бы­ва­ют по ха­рак­те­ру воз­ник­но­ве­ния по­сте­пен­ные и вне­зап­ные. По­сте­пен­ные от­ка­зы ха­рак­те­ри­зу­ют­ся мо­но­тон­ным из­ме­не­ни­ем па­ра­мет­ров тех­ни­че­ско­го со­сто­я­ния ав­то­мо­би­ля (на­при­мер, из­нос, уста­лост­ные раз­ру­ше­ния и т. п.). Вне­зап­ные от­ка­зы ха­рак­те­ри­зу­ют­ся скач­ко­об­раз­ным из­ме­не­ни­ем па­ра­мет­ра тех­ни­че­ско­го со­сто­я­ния ав­то­мо­би­ля (на­при­мер, от­каз по при­чи­не пре­вы­ше­ния до­пу­сти­мо­го уров­ня на­груз­ки).

При­чи­на­ми от­ка­за вы­сту­па­ют яв­ле­ния, про­цес­сы, со­бы­тия и со­сто­я­ния, вы­звав­шие воз­ник­но­ве­ние от­ка­за ав­то­мо­би­ля.

От­ка­зы бы­ва­ют кон­струк­тив­ные, тех­но­ло­ги­че­ские и экс­плу­а­та­ци­он­ные:

  • кон­струк­тив­ные от­ка­зы ав­то­мо­би­ля воз­ни­ка­ют вслед­ствие на­ру­ше­ния уста­нов­лен­ных пра­вил и (или) норм кон­стру­и­ро­ва­ния ав­то­мо­би­ля. На­при­мер, бы­ло уста­нов­ле­но, что зна­чи­тель­ная до­ля бло­ков и го­ло­вок ци­лин­дров, по­сту­па­ю­щих в ка­пи­таль­ный ре­монт, яв­ля­ет­ся пол­но­стью не­ре­мон­то­при­год­ной из-за раз­мо­ра­жи­ва­ния дви­га­те­лей. В свя­зи с этим был пред­ло­жен один из спо­со­бов предот­вра­ще­ния ли­бо рез­ко­го умень­ше­ния та­ко­го ви­да раз­ру­ше­ний пу­тем уста­нов­ки предо­хра­ни­тель­ных за­глу­шек;
  • тех­но­ло­ги­че­ские от­ка­зы яв­ля­ют­ся след­стви­ем на­ру­ше­ния или не­со­вер­шен­ства про­цес­са из­го­тов­ле­ния, ре­мон­та или тех­ни­че­ско­го об­слу­жи­ва­ния ав­то­мо­би­ля;
  • экс­плу­а­та­ци­он­ные от­ка­зы вы­зва­ны на­ру­ше­ни­ем пра­вил экс­плу­а­та­ции ав­то­мо­би­ля.

По­след­ствия от­ка­за — это яв­ле­ния, про­цес­сы, со­бы­тия и со­сто­я­ния, обу­слов­лен­ные воз­ник­но­ве­ни­ем от­ка­за ав­то­мо­би­ля. По вли­я­нию на ра­бо­то­спо­соб­ность из­де­лия от­каз мо­жет быть ча­стич­ным и пол­ным. При ча­стич­ном от­ка­зе ав­то­мо­биль пе­ре­ста­ет вы­пол­нять ка­кую-ли­бо од­ну (или не­сколь­ко) из сво­их ос­нов­ных функ­ций, про­дол­жая при этом ра­бо­тать и вы­пол­нять осталь­ные функ­ции (на­при­мер, от­каз од­ной из спи­ра­лей ламп ближ­не­го и даль­не­го све­та). Пол­ный от­каз ха­рак­те­ри­зу­ет­ся не­воз­мож­но­стью даль­ней­шей экс­плу­а­та­ции ав­то­мо­би­ля.

Кри­тич­ность от­ка­за — это со­во­куп­ность при­зна­ков, ха­рак­те­ри­зу­ю­щих по­след­ствия от­ка­за. Клас­си­фи­ка­ция от­ка­зов по кри­тич­но­сти (на­при­мер, по уров­ню пря­мых и кос­вен­ных по­терь, свя­зан­ных с на­ступ­ле­ни­ем от­ка­за, или по тру­до­ем­ко­сти вос­ста­нов­ле­ния по­сле от­ка­за) уста­нав­ли­ва­ет­ся нор­ма­тив­но-тех­ни­че­ской и кон­струк­тор­ской до­ку­мен­та­ци­ей по со­гла­со­ва­нию с за­каз­чи­ком на ос­но­ва­нии тех­ни­ко-эко­но­ми­че­ских со­об­ра­же­ний и со­об­ра­же­ний без­опас­но­сти. Кри­те­ри­ем для клас­си­фи­ка­ции мо­гут слу­жить пря­мые и кос­вен­ные по­те­ри, вы­зван­ные от­ка­за­ми, за­тра­ты тру­да и вре­ме­ни на устра­не­ние по­след­ствий от­ка­зов, воз­мож­ность и це­ле­со­об­раз­ность ре­мон­та си­ла­ми по­тре­би­те­ля или не­об­хо­ди­мость ре­мон­та из­го­то­ви­те­лем или тре­тьей сто­ро­ной, про­дол­жи­тель­ность про­сто­ев из-за воз­ник­но­ве­ния от­ка­зов, сте­пень сни­же­ния про­из­во­ди­тель­но­сти при от­ка­зе, при­во­дя­щем к ча­стич­но не­ра­бо­то­спо­соб­но­му со­сто­я­нию ав­то­мо­би­ля и т. п.

Ре­сурс­ный от­каз — это от­каз, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го со­сто­я­ние ав­то­мо­би­ля до­сти­га­ет пре­дель­но­го уров­ня и его даль­ней­ший ре­монт и экс­плу­а­та­ция ста­но­вят­ся не­це­ле­со­об­раз­ны­ми по эко­но­ми­че­ским при­чи­нам или во­про­сам без­опас­но­сти. При­мер — од­но­вре­мен­ный от­каз дви­га­те­ля, транс­мис­сии и ку­зо­ва.

Не­за­ви­си­мый от­каз — это от­каз, не обу­слов­лен­ный дру­ги­ми от­ка­за­ми.

За­ви­си­мый от­каз — это от­каз, обу­слов­лен­ный дру­ги­ми от­ка­за­ми.

Вне­зап­ный от­каз — от­каз, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий­ся скач­ко­об­раз­ным из­ме­не­ни­ем зна­че­ний од­но­го или не­сколь­ких па­ра­мет­ров ав­то­мо­би­ля.

По­сте­пен­ный от­каз — от­каз, воз­ни­ка­ю­щий в ре­зуль­та­те по­сте­пен­но­го из­ме­не­ния зна­че­ний од­но­го или не­сколь­ких па­ра­мет­ров ав­то­мо­би­ля.

Сбой — са­мо­устра­ня­ю­щий­ся от­каз или од­но­крат­ный от­каз, устра­ня­е­мый не­зна­чи­тель­ным вме­ша­тель­ством во­ди­те­ля. На­при­мер, от­каз при за­пус­ке дви­га­те­ля из-за окис­ле­ния клейм ак­ку­му­ля­то­ра.

Пе­ре­ме­жа­ю­щий­ся от­каз — мно­го­крат­но воз­ни­ка­ю­щий са­мо­устра­ня­ю­щий­ся от­каз од­но­го и то­го же ха­рак­те­ра.

Яв­ный от­каз — от­каз, об­на­ру­жи­ва­е­мый ви­зу­аль­но или штат­ны­ми ме­то­да­ми и сред­ства­ми кон­тро­ля и ди­а­гно­сти­ро­ва­ния при экс­плу­а­та­ции ав­то­мо­би­ля.

Скры­тый от­каз — от­каз, не об­на­ру­жи­ва­е­мый ви­зу­аль­но или штат­ны­ми ме­то­да­ми и сред­ства­ми кон­тро­ля и ди­а­гно­сти­ро­ва­ния, но вы­яв­ля­е­мый при про­ве­де­нии тех­ни­че­ско­го об­слу­жи­ва­ния или спе­ци­аль­ны­ми ме­то­да­ми ди­а­гно­сти­ки.

Кон­струк­тив­ный от­каз — от­каз, воз­ник­ший по при­чи­не, свя­зан­ной с не­со­вер­шен­ством или на­ру­ше­ни­ем уста­нов­лен­ных пра­вил и норм про­ек­ти­ро­ва­ния и кон­стру­и­ро­ва­ния.

Про­из­вод­ствен­ный от­каз — от­каз, воз­ник­ший по при­чи­не, свя­зан­ной с не­со­вер­шен­ством или на­ру­ше­ни­ем уста­нов­лен­но­го про­цес­са из­го­тов­ле­ния или ре­мон­та аг­ре­га­та (уз­ла).

Экс­плу­а­та­ци­он­ный от­каз — от­каз, воз­ник­ший по при­чи­не, свя­зан­ной с на­ру­ше­ни­ем уста­нов­лен­ных пра­вил и усло­вий экс­плу­а­та­ции.

Де­гра­да­ци­он­ный от­каз — от­каз, обу­слов­лен­ный есте­ствен­ны­ми про­цес­са­ми ста­ре­ния, из­на­ши­ва­ния, кор­ро­зии и уста­ло­сти при со­блю­де­нии всех уста­нов­лен­ных пра­вил и норм про­ек­ти­ро­ва­ния, из­го­тов­ле­ния и экс­плу­а­та­ции.

Все эти по­ня­тия охва­ты­ва­ют ос­нов­ные тех­ни­че­ские со­сто­я­ния ав­то­мо­би­ля, каж­дое из ко­то­рых ха­рак­те­ри­зу­ет­ся со­во­куп­но­стью зна­че­ний па­ра­мет­ров, опи­сы­ва­ю­щих его со­сто­я­ние, а так­же ка­че­ствен­ных при­зна­ков, для ко­то­рых не при­ме­ня­ют ко­ли­че­ствен­ные оцен­ки. Но­мен­кла­ту­ру этих па­ра­мет­ров и при­зна­ков, а так­же пре­де­лы до­пу­сти­мых их из­ме­не­ний уста­нав­ли­ва­ют в нор­ма­тив­но-тех­ни­че­ской и кон­струк­тор­ской до­ку­мен­та­ции.

1.1.3. Закономерности изнашивания деталей автомобиля

Аг­ре­га­ты ав­то­мо­би­ля ра­бо­та­ют в раз­лич­ных до­рож­ных и кли­ма­ти­че­ских усло­ви­ях, по­это­му ме­ха­низ­мы их под­вер­же­ны зна­чи­тель­ным тем­пе­ра­тур­ным, ме­ха­ни­че­ским и хи­ми­че­ским воз­дей­стви­ям. Пер­во­на­чаль­ные свой­ства, ка­че­ства и па­ра­мет­ры ма­ши­ны в про­цес­се экс­плу­а­та­ции из­ме­ня­ют­ся — про­ис­хо­дит из­на­ши­ва­ние ос­нов­ных ра­бо­чих де­та­лей в аг­ре­га­тах ав­то­мо­би­ля.

Из­на­ши­ва­ние — это про­цесс по­сте­пен­но­го из­ме­не­ния раз­ме­ра де­та­ли, при ко­то­ром из­ме­ня­ют­ся фор­мы и со­сто­я­ние не всей де­та­ли, а толь­ко ее ра­бо­чих по­верх­но­стей. Ре­зуль­та­том про­цес­са из­на­ши­ва­ния яв­ля­ет­ся из­нос, ко­то­рый обыч­но вы­ра­жа­ет­ся в мик­ро­мет­рах и мил­ли­мет­рах, но в от­дель­ных слу­ча­ях из­нос вы­ра­жа­ют в еди­ни­цах мас­сы (мг, г и т. д.).

Про­цесс из­ме­не­ния всех ви­дов из­на­ши­ва­ния при экс­плу­а­та­ции мож­но раз­бить на три пе­ри­о­да.

Пер­вый пе­ри­од свя­зан с при­ра­бот­кой со­пря­же­ний, ко­то­рая про­ис­хо­дит при не­зна­чи­тель­ном про­бе­ге ав­то­мо­би­ля. Этот пе­ри­од ха­рак­те­ри­зу­ет­ся до­воль­но быст­рым на­рас­та­ни­ем из­но­са, так как про­ис­хо­дит сгла­жи­ва­ние мик­ро­ше­ро­хо­ва­то­стей на ра­бо­чих по­верх­но­стях де­та­лей. Окон­ча­ние при­ра­бот­ки за­кан­чи­ва­ет­ся по­сле об­кат­ки но­во­го ав­то­мо­би­ля и ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ста­би­ли­за­ци­ей из­но­са де­та­лей (за­зо­ра меж­ду ни­ми; и этот за­зор на­зы­ва­ет­ся но­ми­наль­ным).

Вто­рой пе­ри­од — пе­ри­од нор­маль­ной экс­плу­а­та­ции ав­то­мо­би­ля, дли­тель­ный по вре­ме­ни, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ма­лой ско­ро­стью на­рас­та­ния из­но­са де­та­лей и на­зы­ва­ет­ся пе­ри­о­дом есте­ствен­но­го из­на­ши­ва­ния.

Темп на­рас­та­ния из­но­сов за­ви­сит от мно­гих фак­то­ров. Каж­дое ухуд­ше­ние усло­вий экс­плу­а­та­ции уве­ли­чи­ва­ет темп из­на­ши­ва­ния, то­гда как про­ве­де­ние ре­гу­ли­ро­воч­ных ра­бот, улуч­ше­ние усло­вий экс­плу­а­та­ции (све­жее мас­ло, мень­шие на­груз­ки) сни­жа­ет темп на­рас­та­ния из­но­сов в дан­ный пе­ри­од. Но об­щая за­ко­но­мер­ность из­на­ши­ва­ния не из­ме­нит­ся — из­но­сы бу­дут на­рас­тать и до­стиг­нут ве­ли­чин, ко­то­рые еще яв­ля­ют­ся до­пу­сти­мы­ми. Даль­ней­шая ра­бо­та со­пря­же­ний в дви­га­те­ле бу­дет про­ис­хо­дить при уве­ли­чен­ном за­зо­ре, с уве­ли­че­ни­ем ди­на­ми­че­ских на­гру­зок, худ­шей сма­зы­ва­ни­ем и, как след­ствие, с по­вы­шен­ной ско­ро­стью из­на­ши­ва­ния де­та­лей.

Тре­тий пе­ри­од ра­бо­ты со­пря­же­ний де­та­лей в аг­ре­га­тах ав­то­мо­би­ля на­зы­ва­ют пе­ри­о­дом ава­рий­но­го из­на­ши­ва­ния. Ра­бо­та со­пря­же­ний в этом пе­ри­о­де мо­жет при­ве­сти к от­ка­зу и тре­бу­ет тща­тель­но­го на­блю­де­ния. Из­нос при этом не дол­жен пре­вы­шать пре­дель­ной ве­ли­чи­ны. Чис­лен­ные зна­че­ния но­ми­наль­но­го за­зо­ра (из­но­са) за­да­ют­ся кон­струк­ци­ей аг­ре­га­тов ав­то­мо­би­ля, а до­пу­сти­мо­го и пре­дель­но­го — опре­де­ля­ют­ся тео­ре­ти­че­ски из усло­вий проч­но­сти де­та­лей, усло­вий сма­зы­ва­ния и на­деж­но­сти со­пря­же­ний де­та­лей.

Из­на­ши­ва­ние де­та­лей де­лят на че­ты­ре ви­да:

  • ме­ха­ни­че­ское, при ко­то­ром вслед­ствие ме­ха­ни­че­ско­го воз­дей­ствия из­ме­ня­ют­ся фор­мы и объ­ем тру­щих­ся ча­стей без су­ще­ствен­ных фи­зи­че­ских и хи­ми­че­ских из­ме­не­ний (на­при­мер, пор­шень дви­га­те­ля);
  • фи­зи­ко-ме­ха­ни­че­ское, при ко­то­ром ме­ха­ни­че­ское из­на­ши­ва­ние со­про­вож­да­ет­ся су­ще­ствен­ны­ми фи­зи­че­ски­ми из­ме­не­ни­я­ми (на­при­мер, кла­па­ны дви­га­те­ля);
  • хи­ми­ко-ме­ха­ни­че­ское, при ко­то­ром ме­ха­ни­че­ское из­на­ши­ва­ние со­про­вож­да­ет­ся су­ще­ствен­ны­ми хи­ми­че­ски­ми из­ме­не­ни­я­ми (кор­ро­зия и др.);
  • ком­плекс­ное, при ко­то­ром ме­ха­ни­че­ское из­на­ши­ва­ние со­про­вож­да­ет­ся су­ще­ствен­ны­ми хи­ми­че­ски­ми и фи­зи­че­ски­ми из­ме­не­ни­я­ми де­та­лей.

Для без­ава­рий­ной ра­бо­ты ав­то­мо­би­ля не­об­хо­ди­мо си­сте­ма­ти­че­ски про­ве­рять его тех­ни­че­ское со­сто­я­ние, ис­поль­зуя ме­то­ды и сред­ства тех­ни­че­ско­го ди­а­гно­сти­ро­ва­ния.

Ис­прав­ный ав­то­мо­биль дол­жен удо­вле­тво­рять сле­ду­ю­щим ос­нов­ным тре­бо­ва­ни­ям:

  • аг­ре­га­ты ав­то­мо­би­ля долж­ны ра­бо­тать без сту­ков, пе­ре­бо­ев и силь­но­го шу­ма;
  • дви­га­тель дол­жен ра­бо­тать с ми­ни­маль­ным со­дер­жа­ни­ем ток­сич­ных вред­ных ве­ществ в от­ра­бо­тав­ших га­зах и лег­ко за­пус­кать­ся;
  • аг­ре­га­ты ав­то­мо­би­ля долж­ны иметь пол­ную гер­ме­тич­ность;
  • при­бо­ры элек­тро­обо­ру­до­ва­ния долж­ны ра­бо­тать без сбо­ев;
  • тор­моз­ная си­сте­ма долж­на ра­бо­тать на­деж­но и от­ве­чать тре­бо­ва­ни­ям стан­дар­тов;
  • ру­ле­вое управ­ле­ние долж­но ра­бо­тать на­деж­но и от­ве­чать тре­бо­ва­ни­ям за­во­да-из­го­то­ви­те­ля;
  • ку­зов ав­то­мо­би­ля не дол­жен иметь вмя­тин и раз­ру­ше­ний.

При не­вы­пол­не­нии этих и дру­гих тре­бо­ва­ний, а так­же в слу­чае от­ка­за в ра­бо­те от­дель­ных его аг­ре­га­тов ав­то­мо­биль дол­жен быть от­ре­мон­ти­ро­ван. В экс­плу­а­та­ции ре­монт ав­то­мо­би­ля под­раз­де­ля­ют на те­ку­щий и ка­пи­таль­ный.

Те­ку­щий ре­монт ав­то­мо­би­ля пред­став­ля­ет со­бой наи­мень­ший по объ­е­му вид ра­бот, по­сле вы­пол­не­ния ко­то­рых ра­бо­то­спо­соб­ность ав­то­мо­би­ля вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся. Как пра­ви­ло, те­ку­щий ре­монт про­из­во­дит­ся без пол­ной раз­бор­ки аг­ре­га­тов ав­то­мо­би­ля и за­клю­ча­ет­ся в за­ме­не от­дель­ных вы­шед­ших из строя де­та­лей или ме­ха­низ­мов. На­при­мер, за­ме­на рем­ня при­во­да жид­кост­но­го на­со­са дви­га­те­ля, стар­те­ра, фор­сун­ки или све­чи за­жи­га­ния, ламп си­сте­мы элек­тро­обо­ру­до­ва­ния и др. Те­ку­щий ре­монт ав­то­мо­би­ля, как пра­ви­ло, не яв­ля­ет­ся до­ро­го­сто­я­щим и дол­жен про­во­дить­ся ре­гу­ляр­но, по ме­ре не­об­хо­ди­мо­сти.

При ка­пи­таль­ном ре­мон­те боль­шин­ство аг­ре­га­тов ав­то­мо­би­ля под­вер­га­ет­ся пол­ной раз­бор­ке, де­фек­та­ции де­та­лей, за­ме­не из­но­шен­ных де­та­лей, по­сле­ду­ю­щей сбор­ке и про­вер­ке на стен­де. При ка­пи­таль­ном ре­мон­те под­ле­жат за­ме­не сле­ду­ю­щие де­та­ли дви­га­те­ля: порш­ни, ком­прес­си­он­ные и мас­ло­съем­ные порш­не­вые коль­ца; гиль­зы ци­лин­дров (при не­воз­мож­но­сти их вос­ста­нов­ле­ния); вкла­ды­ши ко­рен­ных и ша­тун­ных под­шип­ни­ков; уплот­ни­тель­ные ман­же­ты; пре­ци­зи­он­ные де­та­ли топ­лив­ной ап­па­ра­ту­ры ди­зе­лей; уплот­ни­тель­ные про­клад­ки.

Дру­гие аг­ре­га­ты ав­то­мо­би­ля, та­кие как ко­роб­ка пе­ре­дач, раз­да­точ­ная ко­роб­ка, ве­ду­щие мо­сты, де­та­ли под­вес­ки, элек­тро­обо­ру­до­ва­ния, тор­моз­ной си­сте­мы и си­сте­мы ру­ле­во­го управ­ле­ния, ку­зо­ва, раз­би­ра­ют­ся на де­та­ли или за­ме­ня­ют­ся це­ли­ком при не­об­хо­ди­мо­сти. Ка­пи­таль­ный ре­монт ав­то­мо­би­ля — до­ро­го­сто­я­щая ра­бо­та, со­по­ста­ви­мая по сто­и­мо­сти со сто­и­мо­стью но­во­го ав­то­мо­би­ля, по­это­му ка­че­ство его про­ве­де­ния долж­но со­от­вет­ство­вать тре­бо­ва­ни­ям, близ­ким к ха­рак­те­ри­сти­кам но­во­го ав­то­мо­би­ля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *