Масло 5w30 и 5w40: основные отличия и какое лучше выбрать
В связи с тем что количество новых продуктов на рынке ГСМ увеличивается постоянно, потребителю важно понимать их особенности, чтобы отсеивать неподходящие. В наших предыдущих статьях мы посвятили достаточно времени расшифровке масла 5W-40, и сегодня поговорим о его отличиях от одного из наиболее популярных конкурентов: 5W-30. Мы расскажем о том, в чем каждый продукт проигрывает своему «оппоненту» и о том, могут ли они работать вместе.
Почему важна вязкость моторного масла
В нашей предыдущей статье мы уже упоминали о том, что классификация SAE была разработана Американским сообществом автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers). Впоследствие она стала обязательной для производителей масел по всему миру. В ее основе лежит разделение ГСМ на классы по признаку вязкости. Почему этот параметр был выбран из других, особенно с учетом того, что в другие спецификациях (API, ACEA) упор делается сосвмем на другое?
Важно! Сегодня вы сможете выбрать масло по SAE вне зависимости от того, в какой стране мира находитесь. Оно будет соответствовать тем же стандартам.
- Если этот показатель будет слишком высок, масло потеряет свою текучесть и не сможет с достаточной скоростью прокачиваться по каналам системы смазки.
- Если же он будет слишком низок, то защитной пленке не будет хватать несущей способности, т.е. она не сможет сформироваться на элементах мотора.
Ситуация осложняется тем, что вязкость масла — нестабильная величина, которая подвержена изменениям. Основное влияние в этом случае оказывает температура окружающей среды. Чем она выше, тем менее вязким становится смазочный материал.
Можно ли создать такое масло, которое сохраняет оптимальные показатели при любых температурах? Вполне, так как речь все равно идет об ограниченном температурном диапазоне. Это значит, что у производителей есть два варианта:
Создать или узкоспециализированный продукт, который будет работать в относительно небольшом диапазоне, или более универсальный смазочный материал, который будет функционировать в условиях сезонных перепадов температур.
Именно так и поступают сейчас производители масел. На нашем сайте вы без труда сможете найти специальные сезонные или универсальные продукты. Для этого воспользуйтесь фильтром по температурному допуску или по маркировке SAE.
Несколько слов о сезонности масел
Если вы хотя бы раз заходили в автоцентр или специализированный магазин, то наверняка обращали внимание на то, что ГСМ делятся на 3 категории:
- летние;
- зимние;
- всесезонные.
В чем разница между ними?
- Летние масла обычно обладают достаточно высокой базовой вязкостью и рассчитаны на работу в условиях средних и высоких температур. Их обычно покупают в регионах, где не бывает холодов, или же на один сезон. Их преимуществом является то, что они формируют на элементах мотора плотную пленку, которая обеспечивает надежную защиту.
- Зимние масла , напротив, отличаются низкой вязкостью. Даже в холодное время года они обладают достаточной текучестью, но защитный слой, который они образуют, уступает по плотности летним аналогам.
- Всесезонные . В эту категорию входит большинство выпускаемых сегодня линеек масел. Эти продукты обеспечивают защиту двигателя в условиях как низких, так и высоких температур.
Как понять, к какой категории относится то или иное масло? Для этого нужно ориентироваться на маркировку по SAE. Допустимый диапазон температур можно определить по этой таблице:
Какие масла, 5W-30 или 5W-40, лучше использовать зимой?
Итак, давайте проведем краткую расшифровку каждой маркировки: Первая часть — 5W — позволяет сделать вывод о минимальной температуре, при которой показатели вязкости масла оптимальны для двигателя. У обоих классов масел они одинаковы. Согласно классификации SAE, минимальный температурный порог для них следующий: -35℃ — минимальная температура, при которой масло может прокачиваться по каналам; -30 ℃ — минимальная температура, при которой возможен безопасный запуск двигателя; -25 ℃ — средняя температура, при которой производители рекомендуют использовать масла 5W-30 и 5W-40. В результате мы можем сделать первый вывод:
В зимний период масла 5W-30 и 5W-40 имеют идентичные показатели при низких температурах и обеспечивают уверенный запуск двигателя до -30℃.
Это значит, что в холодное время года они практически полностью взаимозаменяемы.
Какое масло лучше заливать летом?
В теплое время года, когда температура воздуха, а значит и температура в двигателе, значительно выше, проявляются основные отличие масла 5w30 от 5w40. Именно в этом случае вопрос о том, какой из двух типов масел выбрать, становиться наиболее актуальным.
Если вы снова взглянете на таблицу из предыдущего абзаца, то сможете увидеть, что максимальная температура воздуха, при которой рекомендуется использовать ГСМ с маркировкой 5W-30, составляет +35℃. Для 5W-40 это значение несколько выше и составляет +40℃.
Что на практике означают эти цифры?
Масло 5W-40 имеет бОльшие показатели вязкости и образует достаточно плотную защитную пленку при более высокой температуре.
Для большинства современных автомобилей это безусловный плюс. Их двигатели в состоянии работать с вязкими ГСМ. Однако ориентироваться, в первую очередь, стоит именно на требования производителей, так как:
- Если показатель вязкости выше рекомендованного, образуется более плотная пленка, на которую не рассчитаны рабочие зазоры в двигателе. В результате масло не «обтекает» все узлы ДВС, а значит, не защищает некоторые его элементы. Это приводит к быстрому износу деталей, повышению температуры в двигателе, повышенному потреблению топлива. В конечном итоге это может привести к выходу мотора из строя и к дорогостоящему ремонту.
- Если показатель вязкости слишком низок, плотность пленки будет недостаточной, а значит она не сможет эффективно предотвращать износ элементов двигателя и защищать от трения. В результате вы сможете получить все негативные эффекты из предыдущего пункта.
В летний период стоит заливать масла 5W-40, но только при условии, что они рекомендованы производителем мотора вашего авто. Если в инструкции указан конкретный тип масла, предпочтение стоит отдать именно ему.
Синтетика или полусинтетика?
На рынке вы без труда найдете продукты 5W-40 и 5W-30 на различных основах. Проводить сравнение по вязкости в этом случае не требуется.
Классификация по SAE не делает различий между синтетическими, минеральными и полусинтетическими маслами. В ней учитывается исключительно вязкость продукта.
Иными словами, и синтетическое, и полусинтетическое масло с маркировкой 5W-40 будет иметь оптимальную вязкость в своем температурном диапазоне. Вопрос только в том, какими средствами производитель будет добиваться этого эффекта.
Если же выбирать между синтетикой и полусинтетикой, лучше будет выбрать первый вариант. Несмотря на более высокую цену, такие продукты увеличивают периоды между заменами ГСМ и в целом обеспечивают более высокие показатели защиты двигателя. Более подробно об основах масел читайте в другой нашей статье.
Несколько слов о совместимости 5W-40 и 5W-30
Если вы попали в ситуацию, когда нужно срочно долить масло в двигатель, но продукта, которым вы обычно пользуетесь, под рукой нет, можно пойти на определенный риск. Разберемся подробнее:
- Если производитель ДВС допускает использование только 5W-40 или 5W-30, смешивание их даже в холодное время года приведет к изменению вязкости ГСМ и может привести к выходу двигателя из строя еще до того, как вы сможете слить временную смесь и залить новую.
- Если производитель допускает использование обоих типов масел, то ситуация будет значительно лучше. При смешивании вязкость итогового продукта изменится и будет находиться на уровне между 5W-40 и 5W-30. В холодное время года разница будет менее ощутима, так как низкотемпературные показатели у этих типов ГСМ совпадают. Летом ситуация будет иной. При высокой температуре разница между маслами будет более значительна для двигателя, но смеси будет достаточно для эффективной работы двигателя в течение непродолжительного времени.
Если вы долили ГСМ разных классов по SAE, полученную смесь все равно рекомендуется слить при первой возможности. Дополнительно следует сменить масляный фильтр и провести промывку двигателя.
Резюме
Основным критерием при выборе масел между 5W-40 и 5W-30 должны быть рекомендации производителя двигателя. Если же разрешается использовать оба класса, то в большинстве случаев выигрывает более густой вариант, так как он обеспечивает лучшую защиту деталей ДВС.
В зимний период времени разница между 5W-40 и 5W-30 не так существенна, а в летний стоит ориентироваться на режим работы двигателя и особенности местного климата.
Наконец, смешивание масел различных классов возможно, но полученную смесь следует считать временной и слить при первой же возможности.
Какое масло убьет твой двигатель ?
Все сервисы , тюнинг-ателье мира борются с одной проблемой: количество масла в двигателях. Потому что как только уровень масла в двигателях падает, появляются сразу какие-то очень жесткие, серьезные проблемы. Мотор умирает в связи с тем, что внутри огромное количество процессов, металлические детали, которые трутся друг о друга и не любое масло может обезопасить вождение.
Есть формула, при которой можно ездить и не париться – раз в 2-3 тысячи километров менять масло в двигателе. В принципе, люди на боевых машинах так и делают. 2-3 тысячи километров – поменял масло, свежее залил, погнал дальше. Но это единственная формула, при которой можно обезопасить свой мотор. И даже при этом условии ваш мотор не проедет больше 150 000 километров. Пример этому – Х 5 М, который прошел 152 000 километров. В принципе, можно дотянуть и до 170 000, но все равно он потом жестко хлопнет, развалится, потому что везде все потерлось, подпортилось. Скоро мы будем разбирать полностью двигатель на Х 5 М, показывать, из чего он сделан, что там происходит. Но сегодняшний выпуск связан конкретно с маслом. Причем абсолютно умышленно в течение всей программы мы не будем вам показывать, что это за масло. Мы будем вам показывать, на что масло способно. Потому что сказать, что вот это и вот это масло плохое – полдела, нужно дать альтернативу. Но каждый выбирает альтернативу для себя сам. Я покажу свой выбор и я покажу то, что я выбрал сегодня на рынке автомобильных масел.
Сейчас я в двигатель залью очень интересную вещь – специальную промывочную жидкость. Ни один дилер этого не делает. Жидкости бывают двух типов: дорогие и дешевые. Дешевая промывочная жидкость содержит керосин. Дорогая – достаточно необычно работает. Она на масляной основе, ее задача – полностью прочистить двигатель от нагара и выгнать старое масло.
Такие монстры как мобиум , Castrol поделили рынок, договорились с дилерами и представительствами, какую марку будут заливать. Этот союз приводит к тому, что масло разрабатывается под конкретный двигатель. Есть задача 100 тысяч пройти – сделают масло, которое пройдет именно 100 тысяч.
Мы завели мотор и должны его прогреть для того, чтобы нагар, который был в моторе, смешался с маслом и вышел вниз. Продукт, залитый при промывке моторного масла, выдерживает все загрязнения в подвешенном состоянии и не оставляет портящих новое масло следов.
Здесь очень интересное устройство, с помощью которого мы покажем, что происходит в процессе трения металла о металл. Ни один из производителей масла этого никогда не покажет. Я умышленно не показываю, что я заливаю в свою тачку. Но я вам покажу, как то, что я заливаю в свою тачку, будет работать. То, что происходит здесь, на картинке, это не монтаж, не график, не чудеса, это – технология.
Включаем ролик. Смотрим, что будет происходить с металлом. Металл в смазке, нагрузка не большая. Выключаем, смотрим что же произошло. Видны повреждения металлической поверхности при взаимодействии с другим металлом без особой нагрузки. Как только была нагрузка чуть больше, вал сразу блокировался.
Заливаем туда масло Castrol . Прокручиваем немного ролик, продолжаем эксперимент. Из-за наличия масла трение изменилось. Нагрузка может быть увеличена. Но вопрос в том, что происходит с металлом. Я сейчас применяю достаточно серьезное усилие на ролик, но даже при этом он блокируется. То же самое происходит в двигателе с этим маслом. Сейчас смотрим, что с роликом, будет ли выработка. Ну, посмотрим, что происходит в двигателе, когда он стартует и я бы не сказал, что на холодную.Я показываю металл: вот это на сухую, вот это с маслом. Выработка есть, выработка немаленькая, достаточно значительная. На самом ролике, если вы посмотрите внимательно, есть левая полоса – это на сухую, есть правая полоса – это на масле. Разница есть, но к сожалению, не такая существенная и не такая серьезная, как хотелось бы.
Для следующего эксперимента, чтобы никто не сказал, что это монтаж или мы в чем-то кого-то обманываем, мы ставим абсолютно новый элемент. Открываем масло Motul – мотор ведет себя гораздо лучше. Я прикладываю гораздо больше усилий, но ролик не останавливается. Получается так, что износы в первом и в втором случае имеют отличия, а масло выдерживает нагрузку однозначно лучше, чем масло, которое применяли перед этим. Становится понятно, что Castrol проигрывает очень серьезно Motul .
Shell Helix . Сейчас не буду повторять на сухую, думаю, более показательна ситуация с нагрузкой. Поэтому заливаем масло, даем чуть-чуть прокрутиться.
Смотрим, что получается. Это масло ведет себя точь-в-точь как Castrol . До Motul ему реально далеко: чуть выше трешки и все, встает. После эксперимента видно, что даже Castrol лучше.
Mobil 1. Я смотрел по телевизору формулу-1 и я думал, наверное это масло не просто так используют там. У меня огромная надежда на это масло. Однако… По ощущениям чуть-чуть лучше Шелла , но хуже Castrol . При детальном рассмотрении нагрузка на металл меньше, металл испортился меньше, чем у Helix .
Motul первое место. За Motul идет Castrol второе место, за Castrol Mobil 1, потом Shell .
Но сейчас я покажу вам то, что удивило меня, то, из-за чего я принял решение менять масло во всех своих тачках. И это – масло, которое мы использовали для м 5, профессиональное гоночное масло, рассчитанное на двигатели свыше 1500 л/с.
Еще один интересный момент – помимо масла, которое я туда залил, я сейчас залью туда одну интересную штуку: нереально крутую присадку. Фишка в том, что присадка может сделать хорошее масло из любого дерьма. Что именно это за присадка не показываю.
Даем этой присадке чуть-чуть активизироваться – она смешивается с маслом, начинпет ожестко бороться с трением. В результате звук при нагрузке пропал. Ровно 200 держит. Обратите внимание, насколько большая разница в характере износа: просто зеркальце блестит. Продолжаем без масла: держит 100, дальше просто стерся металл. После того, как своими руками проведешь этот эксперимент, начинаешь понимать, что технологии, которые способны сохранить двигатель, существуют.
Теперь я поменяю все жидкости этого производителя у себя. До этого я менял масла раз в 3000 км.
Сейчас мы заливаем масло, которое мы испытывали и присадку Full Metal – в ней содержится весь комплекс присадок, на которых сэкономил производитель. Она призвана улучшить работу любого масла на 40%. Говоря своими словами, эта штука снижает износ двигателя и так далее.
Антифриз обладает высокой температурой кипения – выдерживает до 170 градусов, смешивается со всеми типами охлаждающей жидкостей вне зависимости от цвета.
Октан Бустер повышает октановое число от 2 до 5 единиц, при этом не повышает температуру вспышки.
Я не знаю, как скажется замена масла дальше, но сейчас разница заключается в том, что раньше мотор на классных оборотах имел мелкую дрожь, а сейчас прямо ровно работает.
Есть вещи типа моды, которые нужно рекламировать, завешивая баннерами весь мир, а можно придумать просто крутое качественное масло. Для меня вопрос о масле в моторе снят. Я умышленно не рекламировал Castrol или Motul . В этом ролике мы конкретно, на пальцах, показали, как должно работать качественное, хорошее, пусть и недешевое масло. Я всем производителям моторных масел даю полтора месяца. Даю вот на что: я поставлю автомобиль на стенд, покажу его мощность, после этого я солью масло, на котором этот автомобиль всю жизнь ездил и залью то, что мы сегодня проверили. Увидите разницу лошадиных сил, будете очень сильно удивляться.
Как масло может убить двигатель
Была такая смешная карикатура: жена пытается накормить своей стряпней мужа и собаку, но оба воротят нос. И – подпись, от имени жены: «Я понимаю, что ей тоже не нравится, но ведь её же нельзя уговорить!»
Мотор автомобиля уговаривать не нужно: что залили, на том и работай! Однако он тоже будет воротить нос – только по-своему. И если вместо рекомендованного моторного масла залить в него то, что под рукой (остатки со дна древней бочки, индустриальное масло и т.п.), то последствия проявятся очень скоро. И вот почему.
Моторное масло, рекомендованное производителем машины, должно решать несколько задач. Помимо смазки подвижных частей мотора, оно обязано отводить от него избыток тепла, очищать от нагара и удалять всевозможную грязь. А теперь попробуем перечислить, «что будет, если. »
Не та вязкость
Если залить слишком жидкий продукт – например, какое-то индустриальное масло (или даже моторное масло с заведомо низкой вязкостью), то нужного давления в двигателе не будет: откуда ему взяться-то? Сначала загорится аварийный индикатор на приборной панели, затем послышатся посторонние стуки, а перед финалом пойдет дым. Затем двигатель заклинит: приехали.
При использовании излишне вязкого продукта типа масел для судовых дизелей картина будет иной. Начнем с того, что в сильный мороз двигатель может просто не пуститься. Но главное не в этом. Мощность мотора и его топливный аппетит сильно зависят от толщины масляного слоя, который не должен быть ни излишне тонким, ни слишком толстым. А оптимальная толщина пленки зависит от конструкции и реального состояния мотора. Мало того, при слишком густом масле резко ухудшается отвод излишков тепла от поршня, поскольку теплопроводность масла очень низкая. В итоге перегретый поршень начинает расширяться, а мотор начинает «тупеть». Тут уже и до задиров недалеко.
Не та чистота
Специально заливать какое-то грязное масло, конечно же, никто не станет, но это может произойти непреднамеренно – раздобыли у знакомого, прикупили по дешевке и т.п. Но тут сценарий предельно понятен. Первым делом вся грязь окажется в масляном фильтре, затем у него откроется перепускной клапан, а после этого весь мусор начнет спокойно уничтожать некогда шлифованные поверхности – возникнут первые задиры. Финал понятен: капремонт.
Если масло хранилось в бочке, которая жила на улице, то, почти наверняка, такое масло успело наглотаться воды. Что происходит с водой в мороз, все знают. Далее – задиры, клин, капремонт, деньги.
Отдельная песня – про масло, которое со временем расслоилось. Если речь о прозрачной канистре, то такой эффект сразу бросается в глаза. А вот с бочками дело хуже: там ничего не видно – да и кому охота проверять? А вот насос, с помощью которого масло выкачивают из бочки, при этом начнет поглощать не нужное мотору масло, а какие-то его фрагменты, то ли с избытком, то ли с недостатком требуемых компонентов. Как воспримет такую жидкость мотор, предугадать несложно: он останется недоволен.
Зачем?
Желание на чем-то сэкономить существовало во все времена. Часто автовладельцы готовы потратиться на какую-то чудо-присадку к моторному маслу, чтобы затем смешать ее с каким-то откровенно негодным маслом и залить полученное зелье в горловину двигателя. Переубедить таких пользователей, как правило, очень сложно, да и нужно ли – ведь платить за всё придется им самим. Но всем остальным рекомендуем не экономить на моторном масле – мотор никогда этого не простит.
10 масел, которые могут «убить» ваш двигатель зимой
Осенью каждый второй автолюбитель начинает задумываться, что автомобиль нуждается в подготовке к наступлению зимы. Часть этого процесса — это грамотная подготовка двигателя, которая облегчает запуск в холодное время года. Но не все водители правильно подходят к решению этих задач. Некоторые слепо доверяют информации, изложенной в интернете и следуют советам горе-специалистов, которые культивируют устаревшие мифы.
Простой способ выбора масла на зиму
Большинство автолюбителей убеждены, что зимой для эксплуатации двигателя применяется исключительно «синтетика». И при этом «синтетика» менее вязкая, чтобы облегчить тем самым запуск мотора. Но на самом деле это ошибочное мнение, ведь проблема заключена не в синтетической основе смазочного материала, а исключительно в категории вязкости. Автомобильное масло нужно подбирать так, чтобы консистенция позволяла прокачивать масло масляным насосом двигателя даже при самых низких температурах. Как это правильно сделать покажем на примере. Итак, есть канистра, в которой содержится автомобильное масло с надписью 5W30. Для того чтобы понимать до какой минимальной температуры допустимо эксплуатировать двигатель с этим маслом, рекомендуется мысленно вычесть из 5 (в маркировочной надписи перед буквой W) число 40. Получится величина, которая обозначает нижний температурный предел температур прокачиваемости моторного масла. Этот показатель гарантирует, что масляный насос двигателя будет способен прокачивать это масло при температурном режиме до – 35С.
Моторные масла, входящих в зону риска
- MOBIL Mobil Super 3000 X1 Formula FE 5W-30
- ELF EVOLUTION 900 SXR 5W-30
- TOTAL QUARTZ 9000 ENERGY HKS G-310 5W-30
- LUKOIL ЛЮКС 5W-30
- MOTUL 8100 ECO-NERGY 5W-30
- SHELL Helix HX8 A5/B5 5W-30
- ZIC X9 FE 5W-30
- CASTROL MAGNATEC 5W-30 A5
- LIQUI MOLY Top Tec 4300 5W-30
- G-ENERGY F Synth EC 5W-30
Чем опасны эти масла?
Задолго до первого снега зомбированные рекламой автолюбители норовят купить и залить в моторы масла на синтетической основе. Причем покупаются самые современные смазочные материалы, которые продвигаются производителями на многочисленных рекламных площадках.
Масла, которые относятся к группе риска имеют на канистрах маркировку «А5/В5». Маркировка свидетельствует, что к смазочный материал относится к категории высокоэффективных, энергосберегающих масел. Подобные масла изготавливаются специально для высокофорсированных двигателей новых моделей автомобилей, а также малообъёмных турбинных моторов.
Для двигателей, которые выпускались в предыдущих поколениях такие смазки не только вредны, но еще и опасны. Консистенция масел категории «А5/В5» идеально подходит для холодного запуска, но при выходе двигателя в рабочий режим начинает работать неправильно. Температурные условия в рабочем режиме не создают масляную плёнку такой толщины, которая была бы достаточной для моторов ранних выпусков. Поэтому теряется эффективность смазывания, возрастает трение, температура и повышается допустимый показатель масляного угара. У масел категории «А5/В5» плёнка будет правильно работать только в тех двигателях, которые специально сконструированы под её параметры.
Поэтому применение неподходящего высокоэффективного масла в старых конструкциях моторов при повышенных оборотах коленвала и высоких температурах чревато серьёзными проблемами с агрегатом и рисками заклинивания двигателя.
Обратите внимание!
Перечисленные масла входят в зону риска потому, что их бездумное применение может навредить двигателю. Такого не произойдет производитель вашего автомобиля рекомендует применять масла именно с такими характеристиками.
Надежная методика подбора моторного масла
Надежный способ подбора моторного масла — это подробное ознакомление и изучение рекомендаций автопроизводителя. Как правило, информация содержится в сервисной книжке автомобиля. Водителям нужно знать на какие параметры обратить внимание, и тогда выбор будет правильный.
В нашем интернет-магазине есть подробное руководство по подбору моторного масла. С его помощью процедура подбора займет всего несколько минут.