Что добавляют в бензин для повышения октанового числа
Перейти к содержимому

Что добавляют в бензин для повышения октанового числа

  • автор:

Все способы повышения октанового числа

Одна из любимых тем для обсуждения среди автовладельцев – это качество бензина и размер его октанового числа. На что же на практике влияет октановое число бензина?

Что такое октановое число
Бензин, поступая в камеру сгорания, сжимается до такого предела, чтобы начался процесс управляемого самовоспламенения. Октановым числом в то же время измеряется способность бензина сопротивляться нежелательной детонации, что важно для безопасности работы двигателя. Поскольку любое самопроизвольное воспламенение будет причиной оплавления и разрушения узлов двигателя.

Что дает нам октановое число? Если не вдаваться в подробности и пропорции изооктана и гептана, то чем выше цифра в октановом числе, тем меньше нужно опасаться за взрывоопасность такого горючего в камере сгорания.

Для чего нужно повышать октановое число?
Высокая степень сжатия топлива – это большее давление в камере сгорания. Чем выше давление, тем больше потребность в высокооктановом топливе.

Нефть после первичной обработки деления на фракции, уже считается бензином, но использовать его для техники нельзя, так как октановое число составляет около 35 и этих параметров недостаточно для того, чтобы двигатель заводился и работал исправно. Поэтому до показателей, которые мы видим на заправках (80,92,95,98), доводят уже дальше не производстве. Производители автомобилей также указывают бензин какого качества рассчитан на работу конкретного двигателя.

Способы повышения октанового числа
Все способы можно разделить на 2 категории: увеличение октанового числа на производстве и самостоятельно.
И на производстве, как мы уже говорили, октановое число повышают до привычных нам показателей бензина посредством крекинга и риформинга. Также в бензин производители могут добавлять специальные присадки, которые также меняют качество бензина. Такие составы, в основном, имеют дополнительные названия (Drive, Plus и т.п.).

Самостоятельно повысить октановое число можно с помощью Октан корректора, который заливается в бак и может увеличить до 5-6 единиц.
Зачем это нужно? Если вы не уверены в качестве топлива и чувствуете это за рулем автомобиля. Поскольку надёжные, проверенные АЗС, где можно заправиться чистым, качественным бензином, найти не всегда удается.

Применение присадки Октан корректор устраняет риски для двигателя и топливной системы при заправке некачественным бензином: средство предотвращает детонацию и улучшает процесс сгорания смеси, устраняет повышенный расход топлива, дымность и перебои в работе мотора.

А вам случалось заправляться некачественным бензином? Как вы это поняли и были последствия такой заправки?

Наша страница на DRIVE2:

Как повысить октановое число бензина

Как повысить октановое число бензина

Комментарии: 1 09.12.2020 Производство бензина с высоким октановым числом — не самое выгодное дело. Намного дешевле использовать специальные добавки, которые называются антидетонаторами. Если применить такое средство в бензине АИ-92, он может стать АИ-95 по всем параметрам. Кто-нибудь из читателей хоть раз задумывался о том, какими свойствами обладает бензин и можно ли их вообще менять по своему желанию? Не секрет, что определяющим показателем топлива является октановое число. Сегодня при помощи специальных средств его можно изменить самостоятельно.

Чтобы получить более высокое октановое число бензина, как правило, применяют МТБЭ. Последнее расшифровывается как метилтретбутиловый эфир. Это вещество имеет резкий специфический запах и не обладает никаким цветом. Из плюсов данного вещества можно отметить отсутствие токсичности и наличие высокого октанового числа. Но и без недостатков не обходится. Дело в том, что метилтретбутиловый эфир — летучее вещество, которое быстро испаряется в жаркую погоду.

Автомобилисты уже давно придумали способы, которые позволяют менять свойства бензина. Так как МТБЭ можно найти не везде, пришлось искать альтернативные варианты. В качестве антидетонатора может применяться и обычный спирт. Чтобы повысить октановое число в бензине, подойдет не только этиловый, но и метиловый спирт.

Как повысить октановое число бензина 3

Когда бензин смешивают с этиловым спиртом, снижается токсичность выхлопных газов. Однако, здесь автомобилиста могут подстерегать и недостатки. Из-за спирта в бензине увеличивается давление насыщенных паров. Это приводит к появлению паровых пробок, что не совсем полезно для топливной системы. Кроме того, спирт хорошо растворяется в воде, а такой бензин будет поглощать всю влагу из кислорода. Чтобы получить бензин АИ-95, нужно добавить к топливу 10% спирта.

Как повысить октановое число бензина 4

Еще один вариант добавки к топливу — тетраэтилсвинец. Это средство считается наиболее действующим антидетонатором. Однако, автовладельцы радуются не только эффективности. Это средство можно приобрести за копейки. Для применения нужно взять 0.05% средства. После добавления вещества октановое число бензина повышается на 15-20 делений. Специалисты не рекомендуют применять тетраэтилсвинец без специальных добавок. В противно случае, внутри может образоваться оксид свинца, который можно заметить на многих комплектующих автомобиля. Чтобы снизить негативное воздействие данного элемента, нужно добавлять в тетраэтилсвинец специальный состав. Стоит понимать, что при работе с химическими веществами, нужно быть предельно осторожными. Если тетраэтисвинец смешается с краской, бензином и добавкой, он может представлять большую опасность для человека. Его ни в коем случае нельзя применять в автомобилях в таком виде. Итог. Можно ли самостоятельно изменить октановое число топлива? На самом деле, это можно, но не всегда безопасно. Для этих целей применяются химические добавки или спирт.

Топ 7 самых популярных октаноповышающих присадок используемых при производстве бензина

Автомобильный бензин — основной вид топлива для двигателей внутреннего сгорания. Он представляет собой смесь углеводородов, выделенных из нефти и сопутствующего ей газа. Не секрет, что в таком «чистом» виде бензин не используют – при производстве обязательно добавляются дополнительные компоненты — топливные присадки. Это делается не только для улучшения качества бензина, но и в целях экономии. Только производитель по-настоящему понимает, что получение бензина – процесс долгий и дорогостоящий, а топливные присадки – реальный способ сэкономить и получить качественный продукт. Особое внимание уделяют октаноповышающим присадкам, ведь октановый показатель — едва ли не самая важная характеристика бензина. Именно октановое число определяет детонационную стойкость топлива (способность к воспламенению). Чем оно больше, тем качественнее бензин.

Мы составили ТОП-7 самых популярных октаноповышающих присадок, используемых для производства бензина. Некоторые из них официально давно запрещены во многих странах, а другие пользуются бешеным спросом. Впрочем, обо всем по порядку.

Монометиланилин (N-метиланилин, МMA)

Его главное преимущество в том, что он дает сильный эффект по повышению октанового числа при относительно малом количестве. В зависимости от исходного продукта 1% монометиланилина от общего объема повышает октановое число от 8 до 10 единиц. При правильном использовании получается бензин премиум класса. Есть только одно «но»…

С 2016 года эта присадка запрещена к применению в топливах Евро-5 в России, Америке, Вьетнаме и Европе. Самое интересное, что запрещено именно применять, а не производить данный продукт, поэтому, несмотря на запрет, находятся те, кто активно пользуется N-метиланилином. Тут, как говорится, личное дело каждого.

Катализатор горения «DROP»

Не менее эффективная присадка, чем монометиланилин, которая нашла применение по всему миру. Содержание основного вещества – 99,9%! «DROP» отлично повышает октановое число. Например, чтобы из 92 бензина получить 95 требуется всего 8-10 кг (0,8 – 1%) продукта на тонну.

При добавлении 1,5% этой присадки по массе в эталонную смесь, состоящую из 70% изооктана и 30% нормального гептана, октановое число возрастает минимум на 6, 3 единицы по исследовательскому методу и на 6,2 по моторному.

А добавив «DROP» от 1,5 до 2% по объему в бензин с октановым числом 80, вы получите бензин с 92 октаном.

МТБЭ (метил-трет-бутиловый эфир)

Его доля на рынке сейчас в качестве высокооктанового компонента является практически монопольной. Эта присадка легко сочетается с углеводородами и повышает экологичность топлива: снижает содержание серы, бензола, олефиновых и ароматических углеводородов. К слову, МТБЭ активно производят в России и Китае, а единственным исключением из развитых стран, где эта присадка запрещена к применению в бензине, стала Америка. В 1996 году в подземных источниках питьевой воды городов Санта-Моника и Гленвилль в Калифорнии была обнаружена недопустимая концентрация МТБЭ.

Эксперименты на лабораторных животных, которым в 1997 году была введена доза МТБЭ, зафиксировали развитие у них лейкемии, лимфомы и рака. Как следствие, с 2003 года в штате Калифорния использование МТБЭ было запрещено. А с 2007 года запрет распространился и на территорию остальных штатов США.

Октаноповышающая присадка Aplidium

Эффективная присадка, способная конкурировать с монометиланилином, соответствующая Евро-5! Получила широкое распространение в России. «Aplidium», служащий корректором октанового числа, стал результатом долгих испытаний и тестирований: два автомобиля с одинаковыми двигателями внутреннего сгорания и заправленные бензином Евро-5 проезжали одинаковое расстояние. В бензин одного из автомобилей постепенно добавлялось от 1 до 5 процентов монометиланилина, в бензин другого – «Aplidium». Каждые 3000 километров вскрывались оба двигателя для проверки и сравнения нагарообразования.

Лабораторные тесты показали, что при применении «Aplidium» ни один параметр готового бензина не выходит за пределы допустимых норм, а ярко выраженный антидетонационный эффект не вызывает сомнений. При добавлении 1,5% «Aplidium» в смесь изооктана и нормального гептана происходит увеличение октанового числа по исследовательскому методу на 5,5 единиц и на 5,3 по моторному методу. Что касается эффективности работы в топливной формуле, то «Aplidium» заменяет до 10% МТБЭ. Кроме ароматических аминов, эта присадка состоит из органических растворителей, которые обладают моющим эффектом и препятствуют образованию смол в топливной системе автомобиля.

Введение «Aplidium» позволяет легче получать высокооктановые бензины, снижать себестоимость конечного продукта и при этом полностью соответствовать требованиям Евро-5 к бензинам.

ММТ (Трикарбонил марганца)

Еще одна присадка, которая в зависимости от исходного материала повышает октановое число бензина до 10 единиц, а так же снижает содержание ароматики в бензинах и расход топлива до 5%. Улучшает работу катализаторов дожига и не забивает катализатор оксидами металлов. Использовать эту присадку можно как самостоятельно, так и в композициях с монометиланилином и МТБЭ. Рекомендуемая дозировка — 160 — 180 мл на тонну бензина.

Недостатком марганцевых присадок является разложение на свету, что ведёт к потере антидетонационных свойств. Несмотря на высокую эффективность их применение ограничено требованиями экологичности. Трикарбонил марганца очень токсичен. Основные негативные последствия — повышенный износ, нагарообразование на свечах зажигания и в камере сгорания.

Ферроцен

Эта порошкообразная, металлосодержащая присадка так же славится своими антидетонационными свойствами. Ферроцен — экономически самый дешевый способ поднять октановое число при соотношении затрат тонна/ОЧ. Достаточно добавить 170 граммов продукта на тонну бензина, чтобы октановое число возросло на 4-5 единиц. Ферроцен и его производные можно использовать в составе бензинов всех марок при концентрации железа не более 37 мг/мл. Ограничивают концентрацию ферроцена по двум причинам. Во-первых, из-за образования окислов железа, которые остаются в виде нагара на частях двигателя, а также накапливаются в масле. Во-вторых, из-за повышения склонности бензина к смолообразованию.

Ферроцен используется не только как октаноповышающая присадка, но и во многих сферах промышленности:

  • Как добавка к пигментам и красителям
  • К полимерным изделиям. Ферроцен является защитным веществом от повышенных температурных показателей и ультрафиолетовой радиации.
  • Так же ферроцен может являться присадкой к топочным мазутам, печному и дизельному топливу. Благодаря ему не образуется сажа, дым и нагар.
  • Служит термостабилизатором для диэтиленовых каучуков и полиэтилена.

Тетраэтилсвинец (ТЭС)

Использовать ТЭС в качестве антидетонатора начали еще в 1921 г, и по сегодняшний день он является одним из наиболее дешевых и эффективных средств, но запрещенных почти во всех странах.

Тетраэтилсвинец не применяют в чистом виде, поскольку образующийся металлический свинец осаждается на стенках цилиндров двигателя, что приводит к его отказу. По этой причине в смеси с ТЭС вводят, так называемые, выносители, которые образуют с металлическим свинцом летучие соединения. Выносители обычно представляют собой хлор — или бромсодержащие соединения. Смесь ТЭС и выносителя называют этиловой жидкостью, а бензин, содержащий добавки этиловой жидкости, — этилированным. Этилированным можно считать бензин, содержащий свинца от 0,013 г. на куб дм. и более.

Этиловая жидкость очень эффективна в повышении антидетонационных свойств топлив. Добавка долей процента этиловой жидкости в бензин позволяет увеличить его октановое число на 5—10 пунктов. Самая эффективная концентрация ТЭС составляет 0,5—0,8 г на 1 кг бензина. Более высокие концентрации ведут к повышению токсичности топлива, тогда как детонационная стойкость возрастает незначительно. С ростом содержания ТЭС также может снижаться надёжность работы двигателя из-за накопления свинца в камере сгорания. Если в топливе содержится сера, то эффективность тетраэтилсвинца резко снижается, поскольку образующийся сернистый свинец препятствует разложению перекисей. При хранении этилированных бензинов их детонационная стойкость уменьшается в результате разложения ТЭС. Этот процесс ускоряется при наличии в топливе воды, осадков, смол, хранении при повышенной температуре и др.

Если тетраэтилсвинец считается самой эффективной присадкой, так почему же он запрещен? Ответ прост: ТЭС очень ядовит и является канцерогенным веществом. Он может проникать в кровь человека через поры кожи и постепенно накапливаться в ней. Также возможно попадание в организм через дыхательные пути, что может вызвать тяжёлые заболевания, острые отравления и даже смерть.

В Евросоюзе этилированный бензин был запрещён с 1 января 2000 года, хотя большинство стран-членов ввело подобный запрет значительно раньше. В Великобритании продолжают производить небольшие количества этилированного бензина, облагаемого повышенным налогом. Китай отказался от использования ТЭС в 2000 году, но некоторое количество бензина производится на экспорт. В России этилированный бензин был запрещён с 15 ноября 2002 года.

Разумеется, октаноповышающих присадок на рынке великое множество, но не каждая дает желаемый результат, если и вовсе не причиняет вреда автомобилю и окружающей среде. Мы уверены, наш ТОП поможет производителям выбрать присадку для получения качественного бензина и уберечь автомобили потребителей от возможных негативных последствий.

Как поднять октановое число бензина

Экономичная, но в то же время стабильная работа силового агрегата – то, к чему стремится любой водитель. Современные модели комплектуются технологичными двигателями, расход топлива которых минимален. Но, несмотря на это, автомобилисты все-таки пытаются найти различные возможности покупать топливо дешевле. В частности, некоторые предпочитают покупать бензин с низким октановым числом, а затем самостоятельно повышать его в домашних условиях. Следует рассмотреть распространенные способы, помогающие это сделать, равно как и то, насколько это безвредно и безопасно.

Присадки и что они делают

Среди различных автомобильных жидкостей в последнее время можно найти множество присадок. Они выполняют различные функции. Некоторые очищают двигатель, другие – выводят вредные компоненты из топлива, и т.д. В частности, присутствуют и те присадки, которые повышают октановое число.

В действительности реального снижения октана не наблюдается. Присадки, которые также называют антидетонаторами, просто предотвращают преждевременное воспламенение горючей смеси. Топливо все так же остается низкооктановым. Поэтому работа двигателя будет немного лучше, но в то же время вы будете использовать не то топливо, которое рекомендуется производителем.

В целом, присадки могут оказать разное положительно воздействие на двигатель и автомобиль:

  • Улучшить управляемость. Системы очищаются, благодаря чему техническая часть быстрее реагирует на управление водителем;
  • Стабилизировать работу двигателя. Силовой агрегат постоянно подвергается негативному воздействию, поскольку далеко не на всех заправочных станциях водители могут встретить действительно качественное топливо. Присадки способны вывести плохие элементы до того, как они попадут в цилиндропоршневую группу;
  • Минимизировать топливные расходы. Это делают несколько присадок. Первые очищают двигатель, и расход становится стандартным. Но, учитывая предыдущее использование автомобиля, водитель думает, что его стало меньше. Вторые останавливают детонацию, и ресурсы двигателя используются на полную.

Все перечисленные преимущества относятся только к тем присадкам, которые поставляются на рынок ответственными и известными производителями. Не рекомендуется экспериментировать над автомобилем, и добавлять в бак присадки неизвестного типа. Особенно при условии, что они продаются в магазинах очень дешево.

Также следует выбирать качественное топливо. На заправках ВОГ украинцы могут заправлять качественный бензин. А цены на топливо ВОГ на сайте auto.ria.com представлены в режиме реального времени. Поэтому вы всегда сможете распланировать бюджет прежде, чем выедете из дома.

Гаражные способы повышения октанового числа

Некоторые водители пытаются вывести собственные способы повышения октана, либо пользуются теми, которые задействовались десятилетия назад. Обратите внимание, не все они являются безопасными и безвредными:

  • ТЭС (тетраэтилсвинец). Такую присадку используют производители на этапе изготовления топлива. После первых обработок октановое число бензина равняется всего 40-60. Затем проводятся различные дополнительные обработки, посредством которых топливо очищается, повышаются его антидетонационные свойства. ТЭС в чистом виде не добавляется, его разбавляют, т.к. в противном случае на клапанах оседают свинцовые отложения. Также вдыхание паров ТЭС очень опасно для организма человека, поэтому работать с жидкостью можно только в маске;
  • Спиртосодержащие жидкости. Чаще всего используют этиловый и метиловый спирт. С их помощью можно поднять октановое число на 10% и более (зависит от концентрации). Спирты безвредны для технической части автомобиля, также они минимизируют вредные выбросы в атмосферу. Однако следует отметить, что такая добавка к топливу является очень дорогой, и использовать ее с точки зрения экономии нет никакого смысла. Также спирт быстро выветривается, поэтому полученную смесь необходимо хранить в специальных и герметичных емкостях. В противном случае все спиртовые молекулы испарятся, а бензин снова обретет свое первоначальное октановое число;
  • Марганец. В промышленности используется несколько соединений марганца, некоторые их которых предлагаются в открытом доступе. Сложность в том, что добавлять слишком много этого вещества нельзя. Поэтому повышение октанового числа будет минимальным, и работать с некоторыми марками топлива не будет никакого смысла.

Есть и технологичные способы повышения октанового числа бензина. Однако все они недоступны для выполнения в обычных гаражных условиях, и задействуются только на специальном оборудовании, установленном на производственных предприятиях. Прежде чем добавить какую-либо присадку, оцените вероятный ущерб для автомобиля. Возможно, выгоднее будет сразу заправлять топливо с высоким октаном, чем потом разбираться с последствиями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *