Зачем нужен резистор (сопротивление) отопителя салона в автомобиле
Отопитель в автомобиле рассчитан таким образом, что температуру в салоне можно регулировать в любых условиях эксплуатации машины. От первых холодов до самых жёстких морозов, предусмотренных конструкцией и исполнением. То есть мощность радиатора отопления заведомо избыточна, но иногда поток энергии от нее приходится уменьшать.
Предназначение резистора в схеме управления отопителя салона
Для ограничения мощности, поступающей на электромотор вентилятора, нужно уменьшить проходящий через его обмотки ток.
Напряжение в бортовой сети постоянное, значит потребуется изменить сопротивление цепи. Электронная деталь, имеющая вполне определенное нормированное сопротивление, называется резистором.
При последовательном соединении резисторов их сопротивление равно сумме каждого из них. Если подключить их параллельно, то итоговое сопротивление уменьшается, но только в отношении общего тока через цепь.
При постоянном напряжении его величина на каждом элементе цепи не изменится.
В последнем случае ток нагрузки останется таким же, то есть такая схема для регулирования скорости вращения вентилятора неприемлема. Соответственно, для реального ограничения оборотов используется последовательно подключённый резистор.
Принцип работы
Ограничительный резистор в автомобилях, где он используется для ступенчатой регулировки производительности вентилятора, состоит из нескольких отдельных сопротивлений.
Существует три принципа их коммутации:
- все сопротивления подключаются поочерёдно, в зависимости от их номинала общий ток цепи, проходящий и через электромотор, меняется, ограничивается мощность, поток воздуха сквозь соты радиатора отопителя можно усиливать или ослаблять;
- более экономный с точки зрения задействования всех имеющихся возможностей детали способ состоит в соединении отдельных сопротивлений в последовательную цепочку, количество одновременно подсоединенных составляющих определяет общую суммируемую величину с той же целью – дискретно переключать мощность на вентилятор;
- самое оптимальное решение – применить последовательно-параллельную цепочку из дискретных элементов, это усложнит схему коммутации, но полностью загрузит все имеющиеся возможности при любой отдаваемой мотору мощности.
Общей проблемой всех схем регулировки при помощи резистора является выделение значительной мощности на этой чисто пассивной ограничительной детали.
Она сильно нагревается проходящим током, из-за чего её устанавливают на массивные металлические детали кузова или снабжают собственным ребристым радиатором охлаждения из алюминиевого сплава с высокой теплопроводностью.
Виды резисторов
Помимо ступенчатой регулировки скорости вращения вентилятора применяется и плавная. Соответственно используются разные резисторы.
- Постоянное сопротивление – резистор изготовлен из высокоомной проволоки, намотанной на керамический каркас.
Встречаются и чисто керамические варианты исполнения из прессованного материала, обладающего некоторой проводимостью за счет наличия углерода (графита) в составе, их иногда называют угольными.
В одном блоке устанавливается несколько отдельных обмоток или угольных стержней. Для улучшения теплоотвода они плотно прижаты к металлическому основанию через изолирующую прокладку и смазываются специальным невысыхающим составом с высокой теплопроводностью.
- Переменное сопротивление в резисторах нагрузочного типа, где важна относительно высокая выделяемая мощность, изготавливается из той же проволоки, обычно нихромовой.
По поверхности её движется металлический токоотвод с контактом, подсоединённым к выходному разъёму. Такая конструкция ещё называется потенциометром. С его помощью регулирование скорости делается бесступенчатым.
Подбор резистора по сопротивлению
Омическое сопротивление штатного резистора известно из сопроводительной документации производителя. Оно рассчитывается исходя из аналогичного параметра электродвигателя, работающего на разных оборотах под нагрузкой в виде крыльчатки вентилятора.
Сопротивление можно измерить при помощи омметра, входящего в состав любого мультиметра. Обычно это порядка десятка Ом.
Потребоваться данное значение может при проверке подозрительной детали или при подборе аналога для замены. Если сопротивление слишком велико, то вентилятор станет менее производительным и наоборот.
Причины выхода из строя
При работе выделяется значительное тепло, это расчётный штатный режим и деталь может служить неограниченно долго. Но подразумевается, что сам электромотор обладает значительным сопротивлением и ограничивает ток.
Если в результате износа, загрязнения или подклинивания подшипников ток возрастает, резистор начинает перегреваться. Заканчивается все выходом из строя, то есть перегоранием.
Оплавляются места припайки выводов или появляется обрыв в обмотке. Внешне это проявится отключением вентилятора на всех скоростях вращения, кроме максимальной.
Теоретически резистор можно восстановить, разобрав и устранив повреждение. Но при его низкой стоимости и ненадёжности ремонта заниматься этим смысла нет, неисправную деталь диагностирует при помощи омметра, после чего заменяют на новую.
В продаже есть много подтверждённых кросс-номерами аналогов от разных фирм.
Резистор отопителя вентилятора печки NISSAN
На AVTO-Sensor.ru вы можете купить новые оригинальные и не оригинальные резисторы вентилятора отопителя печки NISSAN для моделей Теана, Кашкай, Примера, Ноут, Тиида. Доставка по Москве и по России наложенным платежом авиапочтой.
Резистор отопителя печки регулирует частоту вращения через блок. Регулировка скоростей печки производится через блок который пропускает термопредохранитель. Обычно он отвечает за вращения вентилятора за исключением самой максимальной. На максимальной скорости подача напряжения идет в обход резистора, идет непосредственно на сам вентилятор.
Новый резистор вентилятора отопителя салон .
Новый резистор вентилятора отопителя салон .
Новый резистор вентилятора отопителя салон .
Новый резистор вентилятора отопителя салон .
Новый резистор вентилятора печки Тиида. .
Резистор отопителя для NISSAN В заводском .
Новый резистор вентилятора печки. В заводс .
Резистор Отопителя NISSAN. Артикул в катал .
Показано с 1 по 8 из 8 (страниц: 1)
Определение неисправности на NISSAN.
Определяется неисправность достаточно легко, это следую из его особенностей работы. Если на 1 и 2 или 3-й скорости никакой реакции нету, либо воздушный поток то падает то возрастает. А в случае если блоке регуляторы выставить максимальное значение воздушный поток будет идти в обычно режиме, т.к. он подключён напрямую. Это свидетельствует он неисправности резистора отопителя NISSAN.
На модели Nissan:
200SX, 300ZX, 350Z, AD, Almera , Altima, Armada, Avenir , Bassara, Bluebird , Caravan, Cedric, Cefiro, Cima, Cubeт (Cubic), Datsun, Dualis, Elgrand, Expert, Fairlady Z, Fuga, Gloria , GT-R, Juke, Lafesta, Largo, Laurel, Leopard, Liberty, March, Maxima, Micra, Moco, Murano, Navara, Note, Pathfinder, Patrol, Prairie , Presage, Presea, President, Primera , Pulsar, Qashqai, Qashqai+2, R’nessa, Rasheen, Safari, Sentra, Serena, Silvia, Skyline, Stagea, Sunny, Teana, Terrano , Tiida , Tino, Vanette, Wingroad, X-Trail.
- 1-я улица Бухвостова, 12\11к53
- 8 (499) 490-00-98
- ПН-ПТ 9-18 СБ 13-17
Резистор на вентиляторе печки Очень нужно знать название
Всем добрый вечер! Очень нужно знать как называется и тех характеристики резистора который стоит на моторчике печки на Гольфе2. Оный вышел из строя а отдельно в нашем ауле заказать такую хрень возможности нет. Хочу нарыть где нить в интернет магазе.Не хочется покупать из за этого резика весь блок в сборе.
смарт
Оракул
Сообщения 4 519 Реакции 500 Город Петрозаводск, Россия Авто VW Passat B3 седан 1.8 RP mono-jetronic '88
в EXIST пишут
Дополнительная информация: Сопротивление : 0.68 Ом
Stranger21
Связался с лучшим, умри как все! (с)
Сообщения 15 116 Реакции 926 Город UFA Авто Toyota Corolla E150 1.6i 2007г ; ВАЗ21054 продан; WAZ21051 monomotronic утилизирован;ВАЗ21310 1.7i я7.2 J7ES 2001г
ну еси найти ничего не можете то, падите в саветский магазин, у вас сколько скоростей печки? три? ну так от 9ки там или 10ки вазьмите да в «калхозьте » его туда . какая вам разница что может быть станут чуть обороты другие на скоростях ) главное то результат) еси две скорости то ваще от класики )
С уважением, Сергей
vit321031
Мастер советчик
Сообщения 308 Реакции 7 Город Россия, Калининградская область Авто Шкода Октавия 1.8 AGU 2003
В экзисте такой инфы не нашел,там только узел целиком рассматривается, а вот за совет по поводу поставить от совдепии спасибо.. Завтра пойду в магаз, может че нибудь и нарою
Basil 39
Мастер советчик
Сообщения 210 Реакции 29 Город Россия.г.Калининград обл. Авто WV Golf 2 1.8 RP 1989 г.АКПП 010
Если где в Советске есть радиомагазин,то покупаешь термопредохранитель 16 ампер где-то на 190 с копейками градусов,только не паяй концы,а обжимай,как был родной.А,вообще,в каком состоянии моторчик печки,может,он клинит?
vit321031
Мастер советчик
Сообщения 308 Реакции 7 Город Россия, Калининградская область Авто Шкода Октавия 1.8 AGU 2003
Зачем мне термопредохранитель? Он полностью рабочий.. Мне нужен резистор,который меняет скорость вращения карлсона. Накрылся он. Смысл такой-на разъеме 4 контакта, из них один минус и три плюса, один плюс идет напрямую на двигатель, а два других идут через термопредохранитель на резистор а только потом на движок что в общем и регулирует скорость оного вращения.Термопредохранитель я проверил тестером он целый,а вот резистор мертв!Радиомагазина в советске к сожалению нет, и я думаю найти такой спецефический девайс будет очень сложно! Но если знать его ттх то через интернет магазин можно заказать.
смарт
Оракул
Сообщения 4 519 Реакции 500 Город Петрозаводск, Россия Авто VW Passat B3 седан 1.8 RP mono-jetronic '88
vit321031 написал(а):
В экзисте такой инфы не нашел,там только узел целиком рассматривается, а вот за совет по поводу поставить от совдепии спасибо.. Завтра пойду в магаз, может че нибудь и нарою
Что такое резистор вентилятора?
Резисторы вентилятора – это резисторы, которые используются для контроля скорости вращения вентилятора в автомобильном нагнетателе. Скорость вращения вентилятора можно изменять, регулируя сопротивление резистора при помощи механического рычажка, либо электронным способом – через систему кондиционирования воздуха. Изменение сопротивления влияет на силу тока в электрической цепи двигателя, что, в свою очередь, регулирует скорость вращения вентилятора в нагнетателе. Резисторы вентилятора представляют собой механические компоненты, поэтому они подвержены износу, что и является причиной большинства неисправностей в системе обогрева автомобиля. Большой каталог запчастей к автомобильным системам отопления и вентиляции представлен на https://euromotors.com.ua/category/otoplenie-i-ventilyaciya/ – интернет-магазине, специализирующемся на продаже и поставке качественных и оригинальных б/у запчастей для автомобилей европейского, японского и корейского производств. А в этой статье мы детально остановимся на механических резисторах вентилятора, их конструкции и способах устранения неисправностей.
Конструкция
Один контакт вентилятора нагнетателя подключен напрямую к отрицательной клемме (также называемой «землёй») аккумуляторной батареи, а второй контакт подключается к плюсовой клемме аккумулятора через резистор. Резистор подключается последовательно с электровентилятором. Это значит, что сила тока, проходящего через двигатель вентилятора, и, соответственно, скорость последнего регулируются при помощи резистора. Используя переключатель, автомобилист устанавливает необходимую ему скорость вращения вентилятора, включая в цепь тот или иной резистор из блока (каждый из резисторов имеет своё сопротивление). В системе управления есть также ещё две дополнительные опции – одна из них выключает вентилятор вообще, а вторая – устанавливает максимальную скорость вращения вентилятора. При отключении вентилятора его двигатель просто отключается от питания. При выборе максимальной скорости вращения электрический ток поступает в двигатель электровентилятора напрямую от аккумулятора, минуя блок резисторов, что означает максимальную силу тока. Чем ниже сопротивление резистора – тем выше сила тока, поступающего в двигатель вентилятора, и тем быстрее он вращается.
Устранение неисправностей
Каждый из резисторов внутри блока как правило представляет собой проволочную катушку, и, соответственно, он может выйти из строя из-за перегорания этой самой проволоки в процессе использования, либо из-за механических вибраций или ударов, которые характерны для автотранспорта. Если резистор нагнетателя неисправен – вентилятор обычно работает лишь на одной скорости, как правило – на максимальной. Впрочем, иногда неисправность касается лишь отдельных скоростей вращения, и остальные могут включаться нормально.
Определение причины неисправности
При диагностике двигателя вентилятора нагнетателя необходимо проделать следующие действия.
Если двигатель нагнетателя автомобиля не работает вообще, необходимо выполнить проверку нескольких компонентов системы:
- Используя мультиметр, проверьте предохранитель на наличие напряжения на обоих концах. Если на одном конце напряжение есть, а на втором оно отсутствует – предохранитель необходимо заменить.
- Проверьте реле вентилятора, если таковое установлено в автомобиле. Проверить реле можно, приложив к нему сверху палец, а затем включив и выключив вентилятор. Если в реле произойдёт щелчок – значит, скорее всего, оно работает правильно.
- Проверьте наличие питания на клеммах самого вентилятора: напряжение на клеммах после включения вентилятора должно составлять +12 В. Для проверки переключите мультиметр в режим измерения напряжения и убедитесь в том, что разница напряжения между его клеммами равна 12 вольтам. Если напряжение на клеммах отсутствует – возможно, имеется повреждение проводки. Устранение данной неисправности лучше всего поручить автоэлектрику из сертифицированного центра техобслуживания автомобилей. Если же на клеммах вентилятора напряжение присутствует – возможно, неисправен сам вентилятор.
Если вентилятор работает на одних скоростях, но при этом не работает на других скоростях, это говорит о том, что резистор неисправен и требует замены:
- Найдите резистор и отключите его от электрической цепи. Узнать о том, где именно размещается резистор, можно, заглянув в руководство по ремонту автомобилей интересующей вас марки и модели. Очень часто резисторы устанавливаются рядом с двигателем вентилятора, за приборной панелью или чуть ниже её, в районе пространства для ног пассажира и т.д.
- Очень часто бывает так, что, отсоединив резистор и внимательно осмотрев его, по внешнему виду можно безошибочно установить, что он перегорел. Перегоревший резистор необходимо заменить на аналогичный новый от производителя вашего автомобиля.
- Если внешне резистор выглядит нормально, необходимо измерить сопротивление каждого отдельного резистора в блоке. Все резисторы подключены к одной общей точке. Переключите мультиметр в режим измерения сопротивления, подключите один его щуп к общей точке, а другой щуп используйте для измерения сопротивлений в других точках. Если в каком-либо месте мультиметр показывает разрыв цепи (бесконечное сопротивление), то резистор вентилятора необходимо заменить.
Предупреждение: в процессе нормальной работы резистор вентилятора сильно нагревается, поэтому необходимо соблюдать осторожность, дабы избежать ожогов и других травм.