Регулировка клапанов ВАЗ 2107
Клапан — это элемент двигателя, входящий в систему газораспределительного механизма (ГРМ) и управляющий подачей рабочей смеси в цилиндр, а также удалением отработанных газов. От правильности работы системы ГРМ зависит очень многое: мощность двигателя, экономичность, экологичность и другие параметры. В этой статье речь пойдёт о регулировке клапанов двигателя ВАЗ 2107.
Предназначение клапанов в двигателе
При своей работе двигатель потребляет воздух и топливо, а выделяет выхлопные газы. Клапаны служат для того, чтобы в цилиндр поступала топливовоздушная смесь (через впускной клапан) и удалялись выхлопные газы (через выпускной клапан). Чередование циклов впуска и выпуска называется рабочим циклом двигателя. Он состоит из четырёх тактов.
- Впуск. Открыт впускной клапан. Поршень движется вниз и за счёт разряжения, создаваемого в цилиндре, увлекает за собой топливовоздушную смесь, которая поступает через открытый впускной клапан.
- Сжатие. Оба клапана закрыты. Поршень движется вверх (к свече зажигания) и сжимает топливовоздушную смесь.
- Рабочий ход. Оба клапана закрыты. Свеча зажигания даёт искру, которая поджигает топливовоздушную смесь. Во время сгорания топливовоздушной смеси образуется много газа, который толкает поршень вниз.
- Выпуск. Открыт выпускной клапан. Поршень движется вверх и выталкивает из цилиндра отработавшие газы через открытый выпускной клапан.
Рабочий цикл двигателя состоит из четырёх тактов, за время которых рабочая смесь поступает, сжимается и сгорает, затем удаляются отработавшие газы
Видео: принцип работы двигателя и предназначение клапанов
Смысл регулировки клапанов
Открытием клапана управляет кулачок распределительного вала. При работе двигателя клапан нагревается и удлиняется, что может привести к его неполному закрытию. Для компенсации этого удлинения существует зазор между клапаном и кулачком распределительного вала. Смысл регулировки клапанов сводится к выставлению необходимой величины этого зазора.
Признаки неправильной регулировки клапанов
Признаками неправильно отрегулированных клапанов являются:
- Посторонний металлический стук из-под клапанной крышки.
- Снижение мощности двигателя.
- Запах чистого бензина в выхлопных газах.
Регулировка клапанов на автомобилях ВАЗ 2107 обязательна после ремонта газораспределительного механизма, а также после пробега в 10–15 тысяч километров.
Видео: принцип работы газораспределительного механизма
Регулировка клапанов на ВАЗ 2107
Регулировка клапанов на ВАЗ 2107 не отличается сложностью. Тем не менее вам будут необходимы некоторые запчасти и материалы, а также подробная инструкция.
Необходимые инструменты и материалы
Прежде чем приступить к регулировке клапанов, необходимо обзавестись следующими инструментами и материалами:
- Набор щупов для регулировки зазоров (либо микрометр и рейка). Это основной инструмент в работе. Он должен быть хорошего качества, не стоит покупать щупы сомнительного производителя.
- Набор рожковых ключей среднего размера (10–19 мм).
- Прокладка клапанной крышки. Прокладку лучше выбирать хорошего производителя: Corteco или Elring.
- Чистая ветошь или бумажные полотенца.
Набор щупов является основным инструментом для регулировки клапанных зазоров
Инструкция по регулировке клапанов
Регулировка клапанов производится на двигателе температурой не более 20 o C. На горячем двигателе невозможно произвести качественную регулировку клапанов — это связано с расширением металла при нагреве. Для определения температуры двигателя положите ладонь на клапанную крышку — она не должна чувствовать тепло, от металла клапанной крышки должна исходить прохлада. Работа выполняется в следующем порядке.
-
Снять воздушный фильтр вместе с корпусом, затем открутить 8 гаек, крепящих клапанную крышку к блоку двигателя.
Гайки крепления клапанной крышки расположены по её периметру
Для регулировки клапанов двигатель необходимо установить в положение, в котором специальные регулировочные метки совпадают друг с другом
Зазор на шестом и восьмом кулачках должен быть равен 0,15 мм
Регулировка зазора производится верхней гайкой при ослабленном контрящем крепеже
Таблица: порядок регулировки клапанов на двигателях ВАЗ
Угол поворота коленчатого вала | Цилиндр, находящийся в ВМТ | Номера регулируемых клапанов (кулачков) |
0 о | 4 | 8 и 6 |
180 о | 2 | 4 и 7 |
360 о | 1 | 1 и 3 |
540 о | 3 | 5 и 2 |
Маслосъёмные колпачки
Регулируя клапаны, вполне возможно, вы и не догадывались, что находились рядом с ещё одним очень важным элементом газораспределительного механизма — маслосъёмными колпачками.
Маслосъёмные колпачки расположены на стеблях клапанов газораспределительного механизма
Предназначение маслосъёмных колпачков
Во время работы двигателя распределительный вал, коромысла, пружины клапанов и верхняя часть клапана работает в масляном тумане. Масло осаждается на всех деталях и механизмах, расположенных под клапанной крышкой. Естественно, оно попадает и на верхнюю часть клапанов, называемых стеблями.
Под действием силы гравитации масло будет стремиться стечь в камеру сгорания. Как известно, его там быть не должно. Маслосъёмные колпачки предназначены для предотвращения стекания масла по стеблю клапана в камеру сгорания двигателя.
Неисправности двигателя, связанные с износом колпачков
Единственное предназначение маслосъёмного колпачка — предотвращение стекания масла в камеру сгорания двигателя. С течением времени резина этого элемента теряет свои функции и разрушается под действием агрессивной среды. Это приводит к проникновению масла в топливовоздушную смесь, где оно успешно сгорает.
У исправного двигателя расход масла должен быть около 0,2 — 0,3 литра на 10 тысяч километров пробега. При изношенных маслосъёмных колпачках он может достигать одного литра на тысячу километров.
Масло, сгорая в цилиндрах:
- засоряет и разрушает каталитические нейтрализаторы и сажевые фильтры (устройства, снижающие содержание вредных веществ в выхлопных газах), которые сами по себе очень недёшевы;
- вызывает перегрев и преждевременный выход из строя выпускных клапанов двигателя;
- сильно повышает дымность выхлопа;
- повышает риск масляного голодания двигателя от недостатка масла.
Ресурс маслосъёмных колпачков на отечественных автомобилях колеблется около отметки в 80 тысяч километров пробега. Этот параметр очень сильно зависит от качества самих колпачков и используемого масла.
Какие комплектующие лучше использовать
На сегодняшний момент наибольшее доверие у автолюбителей и механиков вызывает продукция таких известных марок, как Corteco и Elring — эти бренды зарекомендовали себя с наилучшей стороны в сфере производства прокладок, сальников, уплотнений, маслосъёмных колпачков.
На рынке присутствуют изделия и отечественных производителей. Их качество очень сильно разнится, но тем не менее не дотягивает до качества продукции компаний-лидеров.
Как менять маслосъёмные колпачки
Тема замены маслосъёмных колпачков обширна и достойна отдельной статьи. Вкратце это делается так.
- Снять клапанную крышку.
- Снять звезду распределительного вала.
Для снятие звезды распределительного вала необходимо открутить удерживающий её болт со стопорной шайбой
Для снятия распределительного вала нужно открутить болты крепления корпуса его подшипников
Чтобы клапана не опускались, их нужно подпереть оловянным прутком
Сжав пружину клапана, из проточки нужно вытащить сухари
Старый маслосъёмный колпачок снимается при помощи двух отвёрток
Видео: замена маслосъёмных колпачков на «классике»
Клапанная крышка
Клапанная крышка защищает газораспределительный механизм от внешних воздействий, а также предотвращает протечки масла. Прокладка клапанной крышки предназначена для уплотнения стыка крышки с головкой блока цилиндров. Она представляет собой полоску резины, по форме точно повторяющую контуры клапанной крышки.
Замена прокладки клапанной крышки
При наличии протечек масла из-под клапанной крышки прокладку следует заменить. Для этого необходимо снять клапанную крышку (как это сделать, вы уже знаете из раздела про регулировку клапанов) и прокладку. Новая прокладка укладывается без каких-либо специальных инструментов и приспособлений.
Прокладка клапанной крышки укладывается на поверхность головки блока цилиндров вручную, без каких-либо инструментов
Место установки необходимо тщательно отчистить от остатков старой прокладки и следов герметика. Новую прокладку укладываем на место и устанавливаем клапанную крышку на двигатель.
Порядок затяжки клапанной крышки
После установки клапанной крышки на двигатель её необходимо закрепить гайками к головке блока цилиндров. Для предотвращения перекоса, смещения и повреждения прокладки существует специальный порядок затяжки гаек. Суть этого процесса — затягиваем крепления от центра к краям.
- Затягиваем центральную гайку.
- Затягиваем вторую центральную гайку.
- Затягиваем крайние гайки с одной стороны крышки.
- Затягиваем крайние гайки с противоположной стороны крышки.
- Затягиваем гайку на выступе клапанной крышки.
Гайки клапанной крышки необходимо затягивать в определённом порядке, чтобы избежать перекоса и деформации прокладки
Соблюдая порядок затяжки гаек, вы гарантированно избегаете последующих проблем с утечкой масла из-под клапанной крышки.
Видео: установка прокладки клапанной крышки ВАЗ 2101–07
Регулировка клапанов на ВАЗ 2107 не представляет особой сложности, не требует специальных знаний (кроме этой статьи) либо специального инструмента. Её по силам осуществить автомеханику-любителю в собственном гараже. Не бойтесь делать свою машину сами, у вас обязательно получится.
- Автор: Алексей Ложечников
- Распечатать
РЕГУЛИРОВКИ КЛАПАНОВ ВАЗ 21074
Когда всё готово, можно приступать к непосредственному регулированию. Прежде чем осваивать процедуру, следует разобраться в устройстве газораспределительного механизма, выяснить, где находится тот тепловой зазор, который следует регулировать. Клапана на ВАЗ 2107, собственно, как на подавляющем большинстве автомобильных моторов, имеют верхнее расположение, то есть клапан перекрывает отверстие, расположенное над поршнем.
Для каждого цилиндра имеется по два клапана: впускной для подачи горючей смеси и выпускной для отвода выхлопных газов. Открывается просвет в головке блока цилиндров благодаря действию кулачков распредвала. Распредвал находится над клапанами и имеет для каждого из них свой эксцентрический кулачок, который передаёт движение на шток клапана через специальный рычаг. Регулировать следует зазор между кулачком (точкой противоположной эксцентрику) и рычагом.
Регулировка клапанов ВАЗ 21074 не отличается от регулировки «07» модели и начинается с того, что поршень в 4-м цилиндре устанавливается в верхнюю мёртвую точку (ВМТ), которая соответствует такту сжатия. В этот момент оба клапана будут закрыты. Для этого с помощью ключа на 38 проворачивает коленчатый вал до встречи метки на звёздочке распредвала с меткой на корпусе подшипников.
Теперь необходимо взять два рожковых ключа на «13» и «17», а также щуп. Клапаны регулируются в соответствии с определённым порядком, для чего нумеруются от передней части мотора.
Регулировка клапанов ВАЗ 2107 производится так:
1.вставляем щуп между кулачком и рычагом 8-го и 6-го клапана поочерёдно;
2.если щуп проходит с небольшим усилием, то зазор соответствует норме;
3.беспрепятственное прохождение или застревание щупа указывает на необходимость регулирования;
4.фиксируем головку регулировочного болта ключом на «13», отпускаем контргайку с помощью ключа на «17» и доворачиваем болт в нужную строну для увеличения или уменьшения зазора, затягиваем контргайку и проверяем зазор.
Таким способом необходимо поступить с каждым клапаном, проворачивая каждый раз коленчатый вал на 180° от прежней точки. Эта операция соответствует повороту распределительного вала на 90°. С каждым поворотом необходимо регулировать такие по нумерации клапаны:
1) 180° — 4-й и 7-й;
2) 360° — 1-й и 3-й;
3) 540° — 5-й и 2-й.
Порядок регулировки клапанов ВАЗ 2107 следует строго соблюдать, иначе можно полностью нарушить настройки системы газораспределения. После того, как каждый клапан проверен, необходимо провернуть несколько раз коленчатый вал и снова проверить зазоры. Необходимо добиваться того, чтобы щуп входил в каждый из зазоров с абсолютно одинаковым усилием.
Регулировка клапанов на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107
Добро пожаловать!
Регулировка клапанов – на данный момент это неотъемлемая часть всех двигателей на которых отсутствуют гидро-компенсаторы. А что такое гидро-компенсаторы? Если сказать вкратце, то благодаря ним клапана открываются и закрываются с максимально ровным зазором, в связи с чем клапана уже не нуждаются в периодической регулировки, а так же создается ровный их ход благодаря которому двигатель работает тише и мягче. Но сегодня речь пойдёт не о гидро-компенсаторах а регулировки клапанов на автомобилях «Классического» семейства.
Примечание!
Для регулировки вам понадобятся следующие инструменты: Во-первых запаситесь основным набором гаечных ключей, а так же понадобятся отвёртки, плоский щуп для регулировки клапанов толщиной «0,15 мм» и в завершение нужно будет запастись специальным ключом для проворачивания коленчатого вала! (Если специального ключа нет, то в таком случае вместо него можно будет воспользоваться головкой «на 36»)
Краткое содержание:
- Регулировка клапанов
- Очередность регулировки клапанов
- Важно!
- Дополнительный видео-ролик
Когда нужно регулировать клапана?
Клапана требуют регулировки при:
- Появлении стука в области где расположены клапана, соответственно стук можно будет услышать лишь при работе двигателя автомобиля.
- А так их обязательно необходимо регулировать после проведения работ, в ходе которых с автомобиля снимался распредвал.
Примечание!
Для заметки учтите одну важную деталь, при эксплуатации автомобиля у клапанов со временем появляются зазоры, которые не приводят к аварийным поломкам двигателя а лишь нарушают его работу в следствии которой детали клапанного механизма будут быстрее изнашиваться!
Как отрегулировать клапана на ВАЗ 2101-2107?
1) Для начала снимите крышку головки блока. (О том как снять крышку головки блока, читайте в статье, «Установка фаз газораспределения по меткам», в рубрике «снятие», с пункта 1-10)
2) После чего установите поршень четвертого цилиндра, в положение ВМТ. (О том как установить поршень четвертого цилиндра в положение ВМТ, читайте в статье «Установка поршня четвертого цилиндра в положение ВМТ»)
3) Затем отрегулируйте «восьмой и шестой» клапан, но прежде чем начать их регулировать, проверьте нуждаются ли они в регулировке, для этого:
1. Вставьте в зазор клапана щуп и посмотрите как он будет там перемещается.
Примечание!
Когда вы вставите щуп в зазор, он должен будет перемещаться там с небольшим трудом, если же он спокойно входит в зазор и выходит из него, то в таком случае клапан нуждается в регулировке!
4) Если клапана нуждаются в регулировке, то:
1. Вставьте в «шестой или же в восьмой» клапан щуп и после чего ключом, который указан под буквой «Б» ослабьте контр гайку.
2. А в то же время другим ключом выставите нужный для вас зазор в клапане, отвернув для этого или же затянув регулировочный болт который помечен буквой «А».
3. И под завершение операции затяните болт, который указан под буквой «Б».
5) Далее чуть ниже читайте рубрику «Последовательность регулировки клапанов», и отрегулируйте все оставшиеся клапана на вашем автомобиле.
В какой последовательности нужно регулировать клапана?
Примечание!
Прежде чем вы приступите к изучению запомните одну вещь которая будет указана в инструкции а именно в ней будет сказано, что коленчатый вал нужно будет провернуть на «180°» что означает на пол его оборота! (Обороты коленвала легко понять, следя за меткой на рапредвале)
1) Начинать регулировку клапанов следует:
1. Сперва с «шестого и восьмого» клапана.
2. Затем вам нужно будет провернуть коленчатый вал по часовой стрелки, строго на 180° и после чего приступить к регулировке «четвертого и седьмого» клапана.
3. Далее опять проверните коленчатый вал на 180° по часовой стрелки, и отрегулируйте уже на этот раз «первый и третий» клапан.
4. И под завершение работы снова проверните коленчатый вал на 180° по часовой стрелки, и после чего отрегулируйте «второй и пятый» клапан.
Важно!
1) Не нарушайте очередность регулировки клапанов!
2) Клапана нужно регулировать только на холодном двигателе!
Для новичков!
Вопрос: Как выглядит щуп регулировки зазоров?
Примечание: На фото изображено две разновидности щупов!
Дополнительный видео-ролик:
Специально для вас мы подготовили интересный видео-ролик просмотрев который большинство вопросов по регулировки клапанов у вас скорее всего отпадёт, но а если всё таки вопросы останутся, то в таком случае задавайте их в комментариях и мы вам на них ответим.
ВАЗ 2107: регулировка клапанов на «классике»
В автомобилях ВАЗ с двигателями без гидрокомпенсаторов в устройстве ГРМ, обязательной частью проводимых технических работ является регулировка клапанов. Важно понимать, что, если нужна регулировка клапанов, «классика» ВАЗ весьма чувствительна к данной процедуре.
Только правильно и вовремя сделанная регулировка или настройка клапанов поможет избежать проблемы нарушения зазоров между кулачком распределительного вала и клапаном. В свою очередь, если нормальное открытие клапана при работе ДВС нарушается, происходит разгерметизация в цилиндре, имеет место уменьшение ресурса двигателя и т.д.
Далее на примере ВАЗ 2107 мы рассмотрим, как выполняется регулировка зазоров клапанов и как правильно проводить данную процедуру, а также на какие тонкости и нюансы следует обращать внимание.
Клапан ВАЗ: особенности работы
Начнем с того, что для устойчивой работы двигателя автомобиля как на низких, так и на высоких оборотах, кроме самих регулировок следует отдельно учитывать нагрев и износ ГРМ в двигателе без гидрокомпенсаторов (ГК).
Если просто, со временем происходит изменение зазоров клапанов, а также сам механизм изнашивается. Если на авто с ГК нужный зазор выставляется автоматически, в моторах без компенсаторов изменения устраняются и регулируются методом ручной регулировки клапанов. При этом регулировку клапанов рекомендуется проводить каждые 15-20 тысяч километров пробега.
- Идем далее. Клапан ВАЗ 2107 представляет собой тарелку цилиндрической формы, имеющую стальной стержень или ножку. Располагается клапан в головке блока цилиндров и в закрытом состоянии прилегает к седлу клапана.
В ходе эксплуатации элемент подвергается большим тепловым и механическим нагрузкам, поэтому материал, из которого он изготовлен, представляет собой специальный вид стали. Данная сталь должна быть устойчивой к разным эксплуатационным нагрузкам.
В рабочем состоянии, то есть после прогрева ДВС, клапан расширяется, а его стержень удлиняется. Результат — меняется и зазор между торцом и толкающим кулачком (коромыслом).
Постепенно в процессе эксплуатации автомобиля происходит сильное увеличение зазора (превышение допустимых значений). Именно по этой причине возникает необходимость в регулировке клапанов. На то, что нужно проводить регулировочные работы и настраивать клапана ВАЗ, указывает ряд признаков:
- при работающем двигателе заметно возникновение посторонних шумов (звонкие щелчки или цокот в моторном отсеке, особенно при резком нажатии на педаль газа);
- снижение динамики при разгоне;
- уменьшение или исчезновение компрессии, двигатель троит;
- значительное увеличение расхода топлива.
ВАЗ 2107 инжектор: регулировка клапанов подбор щупов
Отрегулировать клапана на ВАЗ 2107 при наличии необходимых инструментов, а также следуя инструкции, вполне можно самостоятельно. Сама регулировка клапанов 2107 проводится на прогретом двигателе либо на «холодную», причем предпочтительней второе (в этом случае показания получаются более точными).
Перед настройкой необходимо приобрести щупы для регулировки клапанов:
- первый тип щупа для контроля холодного зазора — 0,15 мм;
- второй тип щупа для проверки горячего ДВС — 0,20 мм.
Отметим, что предпочтение отдают широким щупам, так как они удобны в использовании. Подготовив щупы, на ВАЗ 2107 регулировка клапанов выполняется при помощи набора определенных необходимых инструментов:
- один ключ на «10» и два на «13» и «17»;
- ключ на «38» для болта крепления шкива коленчатого вала;
- отвертки;
- микрометр либо щуп на 0,15.
Перед тем, как отрегулировать клапана, необходимо провести ряд общих для всех ВАЗ подготовительных работ:
- установка автомобиля на ровную поверхность и обеспечение хорошего освещения подкапотного пространства;
- затянув рукоятку стояночного тормоза, отключить зажигание и с аккумулятора снять минусовую клемму;
- подождать до полного остывания двигателя;
- отсоединить топливные шланги тросик газа, трубки воздушного фильтра;
- сняв крышку трамблера, получить доступ к крышке ГБЦ;
- ключом на «10» снять крышку ГБЦ и выкрутить свечи;
- используя ключ на «38», вращаем крепежный болт до момента совмещения шкива коленчатого вала с отметками на звездочке и на головке блока (прорезь на шкиве – самая длинная риска на блоке);
- в случае несовпадения, необходимо выполнить натяжение цепи с помощью имеющегося натяжителя.
На данном этапе автомобиль готов к регулировкам. Далее рассмотрим порядок регулировки клапанов при помощи щупов или микрометра:
- закрепить микрометр на специальной рейке, предварительно зафиксировав ее на шпильках крепления распределительного вала (для установки рейки необходимо закрутить три шпильки, потом слегка ослабить центральную для принятия изделием неподвижного состояния);
- микрометр, установленный на рейке, размещается на краю кулачка регулируемого клапана (6 и 8);
- провести проверку, используя ключ-захват (имеется в комплекте с микрометром), путем захватывания кулачка клапана;
- на основании показаний микрометра определить соответствующее значение (норма — 0,52 мм), если есть отклонения, провести регулировку;
- выполнить регулировку можно, ослабив ключом на «17» контргайку и установив необходимое значение путем вращения гайки ключом на «13» до момента, пока стрелка на приборе не будет показывать нужное значение (52 деления), при измерении щупом соответствующие значение на микрометре будет соответствовать величине зазора в 0,15мм;
- после регулировки завинтить контргайку;
- повторить аналогичную процедуру проверки и регулировки для каждого клапана, не забывая при этом для каждой последующей пары клапанов перемещать шкив коленчатого вала;
- после регулировки всех зазоров ключом на «38» вращаем с помощью гайки коленчатый вал на 3-4 оборота и проводим контрольные замеры всех клапанов в той же последовательности;
- закрыть головку крышкой и запустив двигатель, убедиться в отсутствии посторонних звуков под клапанной крышкой.
Кстати, регулировку и проверку зазоров в клапанах с помощью микрометра можно проводить на разогретом двигателе. В то же время работать со щупами лучше на холодном ДВС.
Подведем итоги
Как видно, от качества регулировки клапанов будет зависеть не только эффективность работы, но и общий ресурс двигателя. При этом для получения нужного результата нужно знать, как отрегулировать клапана правильно. Обратите внимание, от результатов регулировки напрямую зависит точность срабатывания фаз газораспределения.
Также клапана оказывают прямое влияние на качество наполнения цилиндров топливовоздушной смесью, на эффективность сгорания рабочей смеси, на продувку цилиндров и т.д.
В качестве итога отметим, что правильно и точно выставленные тепловые зазоры клапанов помогут избавиться от посторонних звуков или стуков во время работы мотора, улучшить качество работы ДВС, а также значительно повысить эксплуатационный ресурс двигателя автомобиля ВАЗ 2107 инжектор/карбюратор (а также любых других силовых агрегатов без ГК).