Трансмиссионное масло: можно ли смешивать продукты разных производителей
Как известно, в процессе эксплуатации автомобиля вопрос смешивания различных технических жидкостей становится достаточно актуальным по целому ряду причин. Прежде всего, в целях экономии водители стремятся доливать моторное масло, трансмиссионное масло, жидкость ГУР, антифризы и т.п., при этом используя имеющиеся остатки.
Также смешивание неизбежно происходит и в том случае, когда выполняется замена одной жидкости на другую, так как полностью слить остатки из агрегата при замене без его разборки зачастую не удается.
В этой статье мы поговорим о том, можно ли смешивать трансмиссионные масла разных производителей и что нужно учитывать в случае их смешивания.
Смешивание трансмиссионных масел разных производителей
Начнем с того, что трансмиссионные масла, как и моторные, могут сильно отличаться друг от друга даже с учетом похожих характеристик. Это значит, что такие смазочные жидкости могут иметь не только разную масляную основу (минеральная, полусинтетическая и синтетическая), но и уникальный пакет присадок.
Если просто, даже одинаковые по индексу вязкости масла для КПП все равно отличаются по допускам, рассчитываются для разных нагрузок, рабочих температур и т.д. С учетом того, что активные присадки в их составе также могут взаимодействовать между собой, смешивание масел для коробки передач может привести, как минимум, к потере полезных свойств, а как максимум к образованию осадка, отложений и т.п.
Если для механической трансмиссии или робота с «сухим» сцеплением последствия могут сразу и не проявиться, в случае с АКПП, роботизированной КПП с двумя «мокрыми» сцеплениями типа DSG или вариатором CVT вполне возможно быстрое появление сбоев в работе коробки передач или даже полный выход такой КПП из строя.
Получается, распространенное мнение о том, что, если смешать простую минералку и синтетику, получится полусинтетический продукт. На самом деле, это не так. Дело в том, что производитель, изначально изготавливая смазку или смешивая две масляные основы (базы), учитывает отдельные особенности и нюансы, добиваясь необходимого результата и свойств жидкости при помощи специальных присадок.
При этом для минерального масла присадки одни, для полусинтетики уже совсем другие, а для синтетики используются свои отдельные компоненты. Не трудно догадаться, что смешивание трансмиссионных масел, даже с учетом более низких температур в КПП по сравнению с ДВС, вполне может дать отрицательный результат.
Достаточно часто после смешивания уже через 100-200 км выпадает белесый осадок, далее смешанное масло в коробке меняет свою вязкость, начинает пениться и т.д. Для МКПП это означает увеличенный износ и более «жесткую» работу коробки, тогда как для автомата все может закончиться забитым масляным фильтром, загрязнением каналов гидроблока.
Также работа автомата после долива масла может сопровождаться рывками и толчками при переключении передач, проскальзыванием фрикционов и их подгоранием. В результате значительно увеличивается износ АКПП, коробка может встать в аварийный режим, передачи могут начать пробуксовывать.
Советы и рекомендации
Итак, как видно, смешивать трансмиссионные масла, особенно в случае с АКПП, крайне нежелательно. Единственным исключением можно считать случаи, когда прямо в дороге произошло критическое понижение уровня масла в коробке передач.
В этом случае езда с низким уровнем масла в коробке недопустима. Остается только подбирать любой подходящий по свойствам и характеристикам аналог на долив. При этом нужно помнить, что дальше нагружать коробку при езде с такой смесью нельзя, а также спустя 100-200 км. нужно промыть КПП и залить свежую рекомендованную жидкость в полном объеме.
Косвенным признаком того, что масло в КПП нужно как можно скорее заменить, также является появление шума или гула во время работы трансмиссии. Это указывает на то, что в коробку залито некачественное или неподходящее по своим характеристикам масло. При этом замена смазки часто решает данную проблему.
Что в итоге
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что не только сами производители, но и опытные специалисты по ремонту КПП не рекомендуют смешивать трансмиссионные масла без крайней необходимости.
Если же пришлось смешать масло по причине аварийной ситуации, тогда нужно добраться до места ремонта и как можно скорее заменить трансмиссионную жидкость в коробке передач. В ряде случаев также может потребоваться дополнительная промывка КПП.
Также не стоит пренебрегать рекомендацией заливать только рекомендуемое производителем ТС масло и другой полезной информацией касательно трансмиссии на конкретном авто, которая отдельно указана в мануале.
Напоследок отметим, что не всегда последствия смешивания масел в КПП могут проявиться сразу. Другими словами, работа трансмиссии по началу может не вызывать нареканий.
Однако с пробегом, особенно в случае с АКПП, которая крайне чувствительна не только к уровню, но и к качеству трансмиссионной жидкости ATF, могут возникнуть сбои или серьезные поломки.
Получается, ремонт АКПП может потребоваться после банальной доливки масла, которое отличается от уже залитого в трансмиссию. При этом зачастую данное утверждение справедливо только тогда, когда водитель продолжает эксплуатировать авто в штатном режиме, то есть дальше ездит на смешанном масле в коробке без его полной замены, причем достаточно долгое время.
Можно ли смешивать трансмиссионные масла разных производителей
Необходимость долить масло в трансмиссию возникает в процессе техобслуживания или в аварийной ситуации. Регламент ТО предусматривает замену трансмиссионной жидкости после определенного пробега. В ряде случаев такая замена бывает частичной, когда нужно к старому маслу долить новое. То же самое приходится делать в экстренных ситуациях, например, когда в пути резко упал уровень жидкости в системе. Можно ли смешивать разные марки трансмиссионных масел, что может произойти в результате такого смешивания? Что нужно предпринять, если в трансмиссию была добавлена жидкость, не совпадающая по характеристикам с той, что была залита ранее?
Классификация масел для трансмиссии
- на зимние (с классом вязкости 70W, 75W, 80W, 85W);
- летние (80, 85, 90, 110, 140, 190, 250);
- всесезонные, например, Takayama 80W-90.
Существует также классификация масел для трансмиссии по стандарту API, которая делит разные виды продукции по уровню противозадирных свойств. В маркировке этот показатель отражен буквами GL и цифрами от 1 до 6.
Что входит в состав трансмиссионных масел
Чтобы лучше понимать, какие процессы происходят в жидкости, полученной в результате смешивания трансмиссионных масел двух разных производителей, нужно иметь представление о составе этих продуктов. Любая трансмиссионная жидкость состоит из базовой основы (синтетика, полусинтетика или минералы) и пакета присадок. Но, несмотря на схожесть компонентов, такое масло не является унифицированным видом продукции. Причиной этому – присадки, которые изготавливаются каждым производителем на базе собственных разработок: их формула представляет собой коммерческую тайну и охраняется соответствующим законом. Кроме того, для любой трансмиссионной жидкости предусмотрены свои допуски и температурные режимы. Т. е. в составы продуктов разных производителей могут входить компоненты, взаимодействие которых друг с другом может привести к неблагоприятным для автомобиля последствиям.
Что происходит в результате смешивания
Наиболее характерный результат химической реакции между элементами трансмиссионных масел разных брендов – вспенивание и выпадение осадка в виде белых хлопьев. Эти частицы могут, например, забить фильтр и вывести из строя всю трансмиссию. Особенно чувствительны к таким загрязнениям коробки-автоматы и вариаторы. Если своевременно не заменить такую смесь, она может загустеть и выдавить сальники КПП. В любом случае водитель, который вовремя не заметил изменения в работе жидкости и оперативно не отреагировал на них, рискует столкнуться с дорогостоящим ремонтом. Чтобы избавиться от смеси с несовместимыми компонентами в трансмиссии, нужно слить все содержимое из системы и промыть внутренние полости специальными составами. Эту работу лучше выполнять в условиях специализированной мастерской.
Когда может потребоваться доливка масла другого производителя
Если в поездке уровень трансмиссионной жидкости в дифференциале, раздаточной коробке или КПП упал до критического уровня, а подходящего масла под рукой нет, нужно долить любое доступное в такой ситуации. Важно понимать, что лучше добраться до ближайшего автомагазина или сервисного центра с любой смесью в системе, чем вообще с сухой трансмиссией. Но при первой же возможности нужно выявить причину утечки, устранить ее и залить в трансмиссию масло, предписанное производителем. Если вы доливаете продукт самостоятельно, то, скорее всего, полностью освободить систему от старой жидкости не получится: какая-то ее часть останется внутри. Поэтому в большинстве случаев избежать смешивания не удается. В идеале нужно знать марку залитого масла и добавить такое же. Например, если это Takayama ATF III, лучше не смешивать его с заменителями.
Заключение
Таким образом, в общем случае смешивать трансмиссионные жидкости разных производителей нельзя. Если же такое смешивание было допущено, нужно контролировать состояние полученной смеси и следить за изменениями в работе элементов трансмиссии. При возникновении любых неблагоприятных симптомов нужно незамедлительно избавиться от разбавленного смазочного материала и заменить его новым, предписанным производителем.
Можно ли смешивать трансмиссионные масла?
Обычно смешивание разных трансмиссионных масел не рекомендуется. Разные масла могут иметь разные формулы и химические составы, что может привести к снижению эффективности и даже повреждению трансмиссии. Если необходимо менять масло в трансмиссии, рекомендуется использовать тот же тип и марку масла, которые рекомендованы производителем автомобиля.
Если вы все же решили смешивать масла, то необходимо убедиться, что они совместимы между собой, иначе это может привести к неприятным последствиям для вашего автомобиля.
Что произойдет, если смешать трансмиссионные масла?
Если смешать разные трансмиссионные масла, то это может привести к понижению эффективности работы трансмиссии, ускоренному износу деталей, появлению шумов и вибраций. Также, смешивание масел может привести к образованию отложений и засоров в системе трансмиссии, что может повредить ее и привести к необходимости проведения дорогостоящих ремонтных работ.
Алексей Кузнецов
Автомеханик с более чем 15-летним стажем. Алексей отвечает за качество и достоверность публикуемой информации.
Поэтому, если вы решили менять масло в трансмиссии, то необходимо использовать тот же тип и марку масла, которые рекомендованы производителем автомобиля.
— Алексей Кузнецов Автомеханик с более чем 15-летним стажем. Алексей отвечает за качество и достоверность публикуемой информации.
Можно ли смешивать трансмиссионные масла (атф) разных производителей?
Трансмиссионное масло играет важную роль в работе вашей машины. У каждого автомобиля свои требования к трансмиссионной смазке, поэтому смешивать трансмиссионные масла без особой необходимости не следует. Тип трансмиссионной смазки, указанный производителем вашего автомобиля, зависит от ряда факторов, включая саму трансмиссию, рабочие температуры и ожидаемый срок службы. Если вы не знаете, какой тип трансмиссионного масла использовать, обратитесь к руководству по эксплуатации вашего автомобиля или обратитесь к профессионалу.
Официально производители масел ATF не запрещают их смешивать друг с другом. Но к ак правило, не рекомендуется смешивать трансмиссионные масла разных марок. Различные марки трансмиссионной смазки могут иметь разные свойства, и их смешивание может привести к снижению производительности или повреждению вашей трансмиссии.
Алексей Кузнецов
Автомеханик с более чем 15-летним стажем. Алексей отвечает за качество и достоверность публикуемой информации.
Если вам необходимо долить масло в трансмиссию, желательно использовать масло одного вида с тем, которое уже находится в системе.
— Алексей Кузнецов Автомеханик с более чем 15-летним стажем. Алексей отвечает за качество и достоверность публикуемой информации.
Можно ли мешать масло в АКПП?
Алексей Кузнецов
Автомеханик с более чем 15-летним стажем. Алексей отвечает за качество и достоверность публикуемой информации.
Смешивание трансмиссионных масел, особенно в АКПП, является крайне нежелательным действием. Единственный случай, когда оно допустимо – необходимость экстренной доливки.
— Алексей Кузнецов Автомеханик с более чем 15-летним стажем. Алексей отвечает за качество и достоверность публикуемой информации.
Можно ли смешивать трансмиссионные масла в МКПП?
Алексей Кузнецов
Автомеханик с более чем 15-летним стажем. Алексей отвечает за качество и достоверность публикуемой информации.
Правило то же, что и для коробки автомат. В чрезвычайных случаях при снижении уровня жидкости в МКПП можно смешивать любые трансмиссионные масла – это безопаснее и принесет меньше вреда, чем полное отсутствие смазки. Но если отсутствует крайняя необходимость, такое смешивание недопустимо.
— Алексей Кузнецов Автомеханик с более чем 15-летним стажем. Алексей отвечает за качество и достоверность публикуемой информации.
Можно ли смешивать моторное и трансмиссионное масло
Нет, нельзя смешивать моторное и трансмиссионное масло, так как они имеют разные свойства и химический состав. Моторное масло предназначено для смазки двигателя, а трансмиссионное масло — для смазки передач и деталей трансмиссии. Смешивание масел может привести к снижению эффективности работы двигателя и трансмиссии, ускоренному износу деталей, а также может вызвать повреждения и поломки в системах смазки. Поэтому, если вы решили менять масло в автомобиле, необходимо использовать тот же тип масла, который рекомендован производителем для соответствующей системы.
Стоит ли промывать коробку передач при замене трансмиссионного масла:
Промывка коробки передач при замене трансмиссионного масла может быть полезной, но не всегда необходимой. Если масло в коробке передач было заменено вовремя и регулярно, то промывка может быть не нужна.
Однако, если масло не менялось в течение длительного периода времени, то в коробке могут накопиться отложения и примеси, которые могут повредить трансмиссию. В таком случае, промывка коробки передач может помочь убрать эти отложения и продлить жизнь трансмиссии.
Но в любом случае, принимать решение о необходимости промывки следует на основе индивидуальной оценки состояния масла и коробки передач.
Обязательная промывка нужна в следующих случаях:
- нарушения условий эксплуатации;
- плохого включения передач;
- наличия посторонних шумов.
Читайте также:
Какое масло лучше заливать в механическую коробку передач — исчерпывающее руководство
Читать далее
Можно ли заливать дизельное масло в бензиновый двигатель?
Читать далее
Можно ли смешивать моторные масла?
Читать далее
Синтетика или полусинтетика для двигателя: что лучше выбрать?
Читать далее
Сколько масла нужно заливать в двигатель: полное руководство
Читать далее
Как правильно долить масло в двигатель — пошаговая инструкция и советы от эксперта
Читать далее
Для любителей тонкостей и деталей: Виды трансмиссионных масел
Чтобы понять, почему взаимозаменяемость трансмиссионных масел ограничена, и смешивать их при обычных обстоятельствах не стоит, рекомендуется ознакомиться с делением этих масел на различные виды, сильно отличающиеся друг от друга по своим характеристикам.
В первую очередь, трансмиссионные масла делятся на:
Это масла, получаемые из нефти путем ее переработки. Они являются наиболее дешевыми, но обладают и рядом недостатков: при высокой температуре могут вспениваться, а при низких — застывать. Эти масла могут использоваться в зимнее время только в том случае, если в автомобиле имеется система подогрева. При использовании этих масел необходимо постоянно следить за температурой в коробке, поскольку она может подняться выше допустимой нормы. На данный момент производятся минеральные масла с присадками.
Эти трансмиссионные масла являются современными смазочными материалами, которые были разработаны с учетом особенностей эксплуатации современных автомобилей. Синтетическое трансмиссионное масло разработано на основе новейших технологий и содержит в своем составе присадки, повышающие его эксплуатационные свойства.
Полусинтетические трансмиссионные масла являются более совершенными по сравнению с минеральными маслами и имеют больший срок службы. Эти масла более стойки к старению, они лучше противостоят воздействию высоких температур, обладают меньшей вязкостью и лучше смешиваются с другими типами масел. В нашей стране полусинтетические масла применяются в основном в легковых автомобилях, а также в некоторых грузовых машинах и автобусах.
Различаются они по содержанию природных компонентов, входящих в состав нефти. Минеральные масла состоят из них полностью, в синтетических они отсутствуют совсем.
В некоторых случаях, таких как высокие или низкие рабочие температуры или желание увеличить интервалы замены масла, рекомендуется использовать трансмиссионное масло с высокими эксплуатационными характеристиками, включая синтетические масла. Там, где их использование может быть оправдано с финансовой точки зрения, эти смазочные материалы обеспечивают значительные преимущества при низкотемпературном пуске, высокотемпературную термическую и окислительную стабильность, а также повышенную прочность пленки.
Хотя существует несколько различных типов синтетических трансмиссионных масел, наиболее распространены два из них полиальфаолефины (ПАО) и полиалкиленгликоли (ПАГ). У обоих есть свои достоинства, но их использование должно быть разумным, поскольку стоимость перехода на синтетическое трансмиссионное масло может намного перевесить преимущества.
При выборе синтетического трансмиссионного масла вязкость нередко снижается на один класс по сравнению с рекомендованной, поскольку эффективная вязкость синтетического трансмиссионного масла при повышенных рабочих температурах часто равна вязкости рекомендуемого минерального масла.
По существенным причинам, включая более низкий коэффициент трения скольжения и лучшую защиту от отложений, необходимо соблюдать большую осторожность при использовании ПАГ, поскольку они химически несовместимы с углеводородными жидкостями, включая обычные масла на минеральной основе и синтетические полиальфаолефины.
Смазочные материалы, используемые в трансмиссиях, также делятся на следующие виды:
- масла с ингибиторами коррозии и окисления;
- масла для сверхвысоких давлений;
- композитные масла.
Вид используемого масла будет зависеть от типа режима смазки и типа трансмиссии. Там, где существуют условия полной пленки, используются простые масла-ингибиторы коррозии и окисления. В дополнение к своим смазывающим свойствам эти масла также должны обладать хорошей стойкостью к окислению, чтобы противодействовать воздействию выделяемого тепла, и хорошей коррозионной стойкостью, чтобы противодействовать действию любого проникновения влаги из окружающей среды и, таким образом, защищать детали передачи.
В случае сверхвысоких давлений следует использовать масла с соответствующими присадками. Существует несколько различных типов присадок: от химических пленок, которые вступают в реакцию с поверхностями деталей и покрывают их, до суспензий, улучшающих смазывающую способность при скользящих контактах.
Композитные масла содержат смазывающие вещества на жировой основе, которые лучше справляются со снижением коэффициента трения скольжения.
Как и в случае любого другого смазочного материала, вязкость является наиболее важным фактором при выборе трансмиссионного масла. Вязкость выбирается с учетом рабочих температур окружающей среды. Хотя это хорошая отправная точка, другие переменные, такие как ударная нагрузка или холодные условия запуска, также должны учитываться, чтобы сделать оптимальный выбор смазочного материала.
Часто при выборе правильного трансмиссионного масла принимаются в расчет и рекомендации производителя. Хотя это отличная практика в тех случаях, где присутствуют экстремальные условия, такие как высокие или низкие рабочие температуры или ударные нагрузки, данные рекомендации нужно рассматривать только как отправную точку, и их следует корректировать в зависимости от условий эксплуатации.
Ввиду такого разнообразия характеристик и особенностей применения различных трансмиссионных масел, легко понять, почему нежелательно смешивать масла разных марок.
Можно ли смешивать трансмиссионные масла?
Многие не знают, что автомобильная коробка передач (КП) нуждается в смазочном материале. Данную функцию выполняет трансмиссионное масло (ТМ). ТМ – это средство, которое используется в механических и автоматических КП для смазывания, защиты, терморегуляции и уменьшения шума. Без него детали трансмиссии изнашиваются и стираются раньше положенного срока. Как итог – выходят из строя. А ремонт и замена коробки передач – одно из самых затратных мероприятий. Поэтому дешевле и эффективней регулярно следить за количеством и обновлять смазочную жидкость.
Типы трансмиссионных масел
Прежде чем выяснять, можно ли мешать ТМ, рассмотрим их классификации. По составу смазки для трансмиссий бывают:
- минеральные;
- полусинтетические;
- синтетические.
В базовые масла производитель добавляет специальные присадки, и пропорции составляющих веществ влияют на качество и функции конечного продукта. Минералка, как правило, дешевле, хуже защищает и подходит не для всех автомобилей, например для старых и не предназначенных для сильных нагрузок.
Синтетика характеризуется дорогим составом, лучше работает при низких и высоких температурах, обладает высокой стабильностью и степенью защиты. Применяется в современных коробках передач, спортивных автомобилях.
Полусинтетика — смесь минерального и синтетического материала. Она характеризуется преимуществами и недостатками обоих видов, поэтому рекомендована не для всех машин. Чтобы быть уверенным, что подходит для коробки передач вашего автомобиля, лучше обратиться к руководству изготовителя.
В этой же инструкции размещается указание необходимого уровня текучести. Если использовать смазку, которая не соответствует допускам автозавода, детали трансмиссии не будут смазываться должным образом, начнут скапливаться отложения, коробка начнёт перегреваться и вскоре выйдет из строя.
Исходя этого выделяют 3 вида трансмиссионных автомасел.
- Зимние смазки: сохраняют свойства при температуре ниже 0°C. Они имеют низкую вязкость при низких температурах и обеспечивают лёгкий запуск двигателя в мороз. Обозначаются 70W, 80W и пр.
- Летние: имеют более высокую вязкость, что обеспечивает эффективную работу, смазываемость и лёгкое протекание жидкости по отделам в жаркую погоду. Например, 80, 110, 140.
- Всесезонные (универсальные): обозначаются латинской буквой W, с обеих сторон которой стоят числовые обозначения вязкости. Первым стоит обозначение зимней (до W), затем — летней. Универсальные трансмиссионные масла используются и сохраняют работоспособность на протяжении всего года.
Существует также разделение по типу КП:
- MTF – механика.
- ATF – автоматическая коробка.
- CVTF – трансмиссия-вариатор.
Можно ли смешивать ТМ
Если проверять уровень смазки регулярно, то уменьшение количества будет заметно сразу и водитель сможет вовремя позаботиться о коробке передач. Однако часто происходят ситуации, когда владелец не заметил и уровень опустился до критической отметки. Езда с малым количеством смазочного материала стирает металлические детали и ускоряет износ КП, поэтому в таких экстренных случаях допускается залить то средство, которое есть в ближайшем доступе. При этом следует поскорее доехать до СТО и провести замену масла на рекомендуемое изготовителем.
Важно помнить, что смешивать разные жидкости производители не рекомендуют. Так как каждый тип содержит отличающиеся компоненты и формулы, соединение их приводит к распаду состава и снижению защитных свойств.
Некоторые водители считают, что смешивание допустимо с одинаковыми основами или в пределах одного бренда. Но это не так. Использованные формулы видоизменяются даже у одного производителя в зависимости от продукта, меняются присадки и их соотношение. Поэтому даже если залить синтетику к уже находящейся синтетике, результат будет не предсказуемым.
Потенциальные последствия
Можно ли смешивать трансмиссионные масла разных производителей? Даже при соблюдении вязкости и внимательном изучении состава, нельзя. Мы порой сталкиваемся с ситуацией, когда автовладелец, видя на двух канистрах одинаковое указание вязкости, например, 75W90, решает, что они идентичны и поддаются безопасному смешиванию. Но одинаковые цифры у разных фирм – ещё не гарант схожести составов. Каждый изготовитель пользуется своим набором добавок для достижения определённых характеристик. Таким образом, смешивание приведёт к несовместимости присадок и снижению эффективности функций.
Можно ли смешивать трансмиссионные масла разной вязкости? Ответ аналогичен, так как из-за разности ингредиентов, которые вступят между собой в реакцию, конечный состав выведет из строя КП.
Заключение
В заключение ещё раз подчеркнём важность изучения инструкции к автомобилю. Если вы хотите сохранить работоспособность трансмиссии, найдите соответствующий раздел в руководстве и подберите масло строго со всеми допусками. Либо можете обратиться к экспертам 1AK.BY за советом и помощью в выборе.