Классификация технологического и диагностического оборудования СТОА
1. Классификация технологического и диагностического оборудования
2.
Оборудование станций технического
обслуживания автомобилей (СТОА) по
назначению подразделяют на :
общепроизводственное,
технологическое,
диагностическое,
подъемно-осмотровое,
складское.
3.
• Общепроизводственное оборудование
предназначено для обеспечения
нормальной деятельности всего
предприятия.
4. Основными группами этого оборудования являются:
Основными группами этого
оборудования являются:
• техническая (котельная, вентиляционные
установки и т. п.),
• транспортная (электрокары, кран-балки,
тележки и т. п.),
• противопожарная (огнетушители, насосные
установки и т. п.),
• канцелярская (столы, шкафы, стулья,
компьютеры и т. п.).
5.
• Технологическое и диагностическое
оборудование предназначено для
выполнения технического обслуживания
(ТО) и технического ремонта (ТР)
автомобилей
6. Классифицируется
Классифицируется
функциональному назначению,
принципу действия,
технологическому расположению,
типу привода рабочих органов,
степени специализации,
уровню автоматизации.
7.
• Подъемно-осмотровое оборудование
(канавы, подъемники и т. п.) применяется
при ТО и ремонте автомобилей,
8.
• В складских помещениях используется
складское оборудование (емкости,
стеллажи и т. п.).
9.
• Значительную долю ремонтного и
подъемно-осмотрового оборудования
составляет оборудование рабочих постов и
поточных линий.
10.
• Это оборудование предназначено для того,
чтобы обеспечить свободный доступ ко
всем элементам автомобиля, безопасность
и удобство при одновременном
выполнении операций несколькими
рабочими сбоку, снизу и сверху
автомобиля, удобство, надежность и
маневрирование автомобиля на постах ТО
и ТР.
11.
• Оборудование постов и поточных линий
можно подразделить на следующие
основные группы: осмотровые канавы,
эстакады, гаражные подъемники и
домкраты, подъемно-транспортные
устройства, конвейеры и смазочнозаправочное оборудование.
12.
• Используемое при диагностике
контрольно-диагностическое оборудование
позволяет обнаруживать скрытые
неисправности автомобилей с
количественной оценкой их параметров.
• При этом нет необходимости в разборке
механизмов.
13.
• Широкое распространение электронных
систем управления двигателем (ЭСУД)
обусловило создание новых методик
диагностики, нового диагностического
оборудования и значительного объема
сервисной информации.
14.
• Диагностирование автомобиля в целом
проводится для определения уровня
показателей его эксплуатационных свойств:
• мощности,
• топливной экономичности,
• безопасности движения,
• влияния на окружающую среду.
15.
• Выявив ухудшение этих показателей по
сравнению с установленными
нормативами, проводят углубленное
(поэлементное) диагностирование с
использованием оборудования для
диагностирования отдельных агрегатов,
узлов и других элементов автомобиля.
16. Классификация по признакам
• 1) принцип действия (метод контроля);
• 2) технологическое расположение;
• 3) тип привода рабочих органов)
17.
• По принципу действия(методу контроля)
технологическое оборудование может
быть: инерционно-ударным,
гидравлическим, пневматическим,
электрическим, электронным, тепловым,
совмещенным.
18.
• Диагностическое оборудование, в
зависимости от того, на каком методе
измерения оно основано, может быть
соответственно метрическим, оптическим,
виброакустическим и т.д.
19.
• По технологическому расположению все
оборудование можно разделить на
внешнее, встроенное, смешанное.
• Внешнее оборудование располагается вне
автомобиля и служит для периодического
контроля и обслуживания агрегатов и узлов
последнего.
20.
• Встроенное оборудование находится
непосредственно на автомобиле
(встраивается в автомобиль) и может
осуществлять как непрерывный, так и
периодический контроль в автоматическом
или управляемом режиме.
21.
• Смешанным оборудованием является такое
оборудование, часть которого
располагается на автомобиле (бортовые
датчики, накопители информации), а часть
вне его — для съема и анализа
информации.
22.
• По типу привода рабочих органов все
оборудование может иметь: механический,
электрический, гидравлический,
пневматический или комбинированный
привод.
23. Классификация по признакам:
• 1) степени специализации;
• 2) степени подвижности;
• 3) уровню автоматизации)
24.
• По степени специализации оборудование
делится на специализированное, которое
можно использовать только для одного
типа подвижного состава, и универсальное,
используемое для обслуживания
подвижного состава любых типов.
25.
• По степени подвижности и уровню
автоматизации все оборудование делится
на передвижное, переносное,
стационарное, ручное, механизированное,
автоматизированное.
26. Оборудование для мойки автомобилей – классификация
• Оборудование для мойки автомобилей
подразделяется на общее и специальное.
27.
• К общему относят площадки и различного
типа канавы (боковые и межколейные узкого
типа, широкие с колейным мостиком),
эстакады и подъемники.
• Посты разделяются водонепроницаемой
перегородкой.
• Дверной проем может иметь гибкую завесу
для автоматического ограждения моечной
камеры после въезда и выезда автомобиля.
28.
• Специальное оборудование разделяется в
зависимости от способа мойки и типа
автомобиля.
• Мойка может быть ручной (шланговой),
механизированной, автоматизированной и
комбинированной.
29. Оборудование для уборочных и моечных работ – классификация
• Уборочно-моечное оборудование служит для
удаления загрязнений с поверхности
автомобилей.
• Для этого существует большое количество
моечных установок, которые
классифицируются по способу выполнения,
развиваемому давлению, по конструкции
рабочего органа, по степени подвижности и по
взаимному перемещению
30. Осмотровое оборудование
• Осмотровое делиться на:
• — подъемно осмотровое (подъемники,
опрокидыватели, домкраты)
• — осмотровое (канавы, эстакады)
31.
• Канавы по ширине разделяются на узкие и
широкие. По устройству колесные и
боковые. Длина канавы не меньше длины
автомобиля, но не превышает 0.8 м.
Ширина не более 1.1м. Длина широкой
канавы на 1-1.2 м длиннее обслуживаемого
автомобиля.
32.
• Эстакады представляют собой колейный
мост на уровне выше пола на 0.7-1.4м с
напольными рампами для съезда и въезда
автомобиля с уклоном 20 -25. Делятся на
тупиковые и прямоточные. Материал сталь
и железобетон.
33. Классификация подъемников.
• Одностоечный подъемник. Главным плюсом
таких подъемников является малая
занимаемая площадь.
• Одностоечные подъемники бывают
стационарные и передвижные.
• Стационарные подъемники обладают
большей грузоподъемностью (до 2,5 тонн).,
чем передвижные (до 250 кг.)
34.
• Двухстоечный подъемник. Состоят из 2-х
стоек, каждая из которых оснащена
кронштейнами (лапами) для подъема.
• В зависимости от типа подъемника их
грузоподъемность достигает 5 т.
• Двухстоечные автомобильные подъемники
подразделяются на симметричные и
асимметричные
35.
• В асимметричных подъемниках стойки
развернуты несколько к задней части
автомобиля и соответственно
телескопические лапы имеют разную длину
(передние короче), что позволяет дверям
автомобиля открываться значительно
шире.
36.
• Четырехстоечный подъемник Они состоят из
четырех стоек и размещенной на ней
платформой для автомобиля.
• Благодаря встроенной в платформу
гидравлической системе, подъемник работает
очень тихо, а низкая высота платформы
позволяет обслуживать автомобили с низким
клиренсом, например, спортивным
автомобилям.
37. Домкра́т
Домкра́т
Домкраты существуют нескольких типов:
· Винтовые домкраты
· Реечные домкраты
· Гидравлические домкраты
· Пневматические домкраты
38. Оборудование для смазочно- раздаточных работ
Оборудование для смазочнораздаточных работ
• Трудоемкость смазочных работ может
составлять до 30% общей трудоемкости
работ ТО-1 и ТО-2.
39.
• классифицируется по степени подвижности,
раздаваемым маслам и смазкам,
производительности, развиваемому
давлению и приводу .
40.
• Для раздачи моторных и трансмиссионных
масел используется высокопроизводительное
оборудование (до 10…15 л/мин), подающее
масло под низким давлением – до 2 МПа.
• При раздаче пластичных смазок необходимо
развивать среднее (5…10 МПа) или высокое
(15…45 МПа) давление. Поэтому
производительность этого оборудования
низкая, не превышающая 250 г/мин.
41.
• Подачу масла или смазки осуществляют
нагнетающие устройства, приводимые в
действие сжатым воздухом или
электродвигателем. Некоторое
оборудование имеет ручной привод.
42. Оборудование для заправки тормозной жидкостью
• Оборудование для заправки тормозной
жидкостью может быть переносным,
передвижным и стационарным.
43.
• Переносный бак для заправки тормозной
жидкостью представляет собой закрытый
стальной резервуар, давление в котором
контролируется с помощью манометра.
Заправка бака тормозной жидкостью
осуществляется через горловину.
44.
• Передвижные установки для заливки и
прокачки гидравлических тормозов
автомобилей предназначены для
проведения комплекса работ по
обслуживанию гидравлического привода
тормозов.
45. Установки для сбора отработанного масла
• По способу сбора отработанного масла
различают:
• Самотечные маслосборники
• Всасывающие маслосборники
• Комбинированные установки для
откачки/слива
46. Классификация средств диагностирования автомобилей
• По принципу, методу контроля
диагностическим оборудованием (ДО):
• 1.1. метрическое
• 1.2. вибро-акустическое
• 1.3. оптическое
• 1.4. тензометрическое
47.
• По технологическому расположению ДО
может быть:
• 2.1. встроенное
• 2.2. внешнее
• 2.3. смешанное
48.
Внешнее оборудование:
3.1. подвесное
3.2. напольное
3.3. канавное
49.
По типу привода ДО:
4.1. механический
4.2. электрический
4.3. гидравлический
4.4. пневматический
4.5. комбинированный
50.
• По степени специализации ДО:
• 5.1. узко специализированные (для одного
типа подвижного состава)
• 5.2. специализируемое (для нескольких
типов подвижного состава)
51.
По степени подвижности:
6.1. стационарное
6.2. переносное
6.3. передвижное
52.
По уровню автоматизации:
7.1. с ручным приводом
7.2. механизированные
7.3. автоматизированные
53. Средства диагностирования тормозной системы
• Диагностирование проводится с помощью
прибора для проверки и регулировки фар
автомобилей.
• ДО для проверки фар должно
обеспечивать:
• 1. контроль направленности светового
потока
• 2. силу света фар
54.
• Регулирование фар проводится при
включенном ближнем свете.
• Проверка силы света фар проводится при
включенном дальнем свете.
55. Средства диагностирования тормозной системы
• Деселерометры (при ходовых испытаниях
тормозов) – приборы для определения
замедления при экстренном торможении.
Тормозные стенды:
• 1. площадочные
• 2. роликовые
56. Средства диагностирования тяговых качеств двигателя.
• Стенды тяговых качеств обеспечивают
измерение скорости, колёсной мощности,
параметров разгона и выбега, расход
топлива.
• Стенды снабжаются автоматической
системой поддержания заданного
нагрузочного и скоростного режима.
57.
• Из средств технического диагностирования
тяговых качеств в настоящее время
получили наибольшее развитие стенды
силового типа.
• Он состоит из двух барабанов (или двух
пар роликов), из которых один соединен с
нагрузочным устройством, а другой
является поддерживающим.
58.
• В качестве нагрузочного устройства в
настоящее время наиболее широко
применяются гидравлический или
индукторный тормоз.
59. Средства проверки токсичности отработавших газов.
• Для определения токсичности отработавших
газов применяются приборы: газоанализаторы
(для бензиновых двигателей), дымомеры (для
дизельных двигателей)
• Газоанализаторы могут быть автономными и
встроенными в приборы 2 типа
газоанализаторов: инфракрасные,
каталитические.
60.
• Принцип действия инфракрасных
газоанализаторов основан на поглощении
газов компонентами инфракрасных лучей
различной длины волны.
• Принцип действия каталитических
газоанализаторов основан на каталитическом
дожигании, содержащейся в газе окиси
углерода и фиксации повышения вследствие
этого температуры
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ И ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ОБОРУДОВАНИИ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯХ И ИНСТРУМЕНТЕ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ
Классификация технологического и диагностического оборудования
Оборудование станций технического обслуживания автомобилей (СТОА) по назначению подразделяют на общепроизводственное, технологическое, диагностическое, подъемно-осмотро-вое и складское.
Общепроизводственное оборудование предназначено для обеспечения нормальной деятельности всего предприятия. Основными группами этого оборудования являются: техническая (котельная, вентиляционные установки и т. п.), транспортная (электрокары, кран-балки, тележки и т. п.), противопожарная (огнетушители, насосные установки и т. п.), канцелярская (столы, шкафы, стулья, компьютеры и т. п.).
Технологическое и диагностическое оборудование предназначено для выполнения технического обслуживания (ТО) и технического ремонта (ТР) автомобилей и классифицируется по функциональному назначению, принципу действия, технологическому расположению, типу привода рабочих органов, степени специализации, уровню автоматизации.
Функциональное назначение оборудования определяется видом работ по ТО и ремонту автотракторной техники, для которого это оборудование предназначено.
Ремонтное оборудование используется на рабочих постах ТР автомобилей (постовое оборудование) и в ремонтных цехах (специальное цеховое оборудование). Подъемно-осмотровое оборудование (канавы, подъемники и т. п.) применятеся при ТО и ремонте автомобилей, поэтому его целесообразно выделить в самостоятельную группу. В складских помещениях используется складское оборудование (емкости, стеллажи и т. п.).
Значительную долю ремонтного и подъемно-осмотрового оборудования составляет оборудование рабочих постов и поточных линий. Это оборудование предназначено для того, чтобы обеспечить свободный доступ ко всем элементам автомобиля, безопасность и удобство при одновременном выполнении операций несколькими рабочими сбоку, снизу и сверху автомобиля, удобство, надежность и маневрирование автомобиля на постах ТО и ТР. От оборудования рабочих постов и поточных линий во многом зависит качество выполнения ТО и ТР автомобилей, производительность и условия труда ремонтно-обслуживающих рабочих.
Оборудование постов и поточных линий можно подразделить на следующие основные группы: осмотровые канавы, эстакады, гаражные подъемники и домкраты, подъемно-транспортные устройства, конвейеры и смазочно-заправочное оборудование.
Используемое при диагностике контрольно-диагностическое оборудование позволяет обнаруживать скрытые неисправности автомобилей с количественной оценкой их параметров. При этом нет необходимости в разборке механизмов. Широкое распространение электронных систем управления двигателем (ЭСУД) обусловило создание новых методик диагностики, нового диагностического оборудования и значительного объема сервисной информации. Большое количество различных типов ЭСУД потребовало обеспечить быстрый доступ к технической информации по каждой конкретной модели автомобиля. Только специальное оборудование позволяет производить качественный ремонт автомобиля в короткое время. В основном это касается первого этапа ремонтных работ, на котором надо быстро провести диагностику системы с целью выявления причин неисправностей. Такая задача в наше время решается с помощью специальных приборов и устройств, начиная от дорогостоящих диагностических систем и кончая портативными специализированными модулями и устройствами.
Разработаны бортовые (устанавливаемые на автомобиле, являющиеся частью ЭСУД) и стационарные диагностические средства.
Стационарные диагностические системы не подключаются непосредственно к ЭСУД и, таким образом, независимы от бортовых диагностических систем автомобиля.
Различают два типа бортового диагностического программного обеспечения:
- 1) бортовое диагностическое программное обеспечение, осуществляющее индикацию кодов неисправностей. Программное обеспечение ЭСУД записывает в память коды неисправностей. При обнаружении неисправности ЭСУД включает и выключает в определенной последовательности лампочку или светодиод на приборном щитке. Эти коды можно считать и интерпретировать по справочным таблицам;
- 2) бортовое диагностическое программное обеспечение, для доступа к которому требуется специальное дополнительное диагностическое устройство — портативный диагностический тестер (сканер), который подключается через специальный разъем на автомобиле к нужному ЭСУД или всей электронной системе. Данные и коды неисправностей считываются непосредственно с ЭСУД и интерпретируются специалистами сервиса.
Необходимы специалистам и многочисленные справочные базы данных, некоторые из них занимают до 90 дисков СО-ЯОМ, в которых можно найти электрические схемы, методики проверки и настройки системы впрыска определенного автомобиля.
Диагностирование автомобиля в целом проводится для определения уровня показателей его эксплуатационных свойств: мощности, топливной экономичности, безопасности движения и влияния на окружающую среду. Выявив ухудшение этих показателей по сравнению с установленными нормативами, проводят углубленное (поэлементное) диагностирование с использованием оборудования для диагностирования отдельных агрегатов, узлов и других элементов автомобиля.
Основное оборудование. Все оборудование для диагностики двигателей можно подразделить на три основные группы:
- 1) сканеры блоков управления двигателями;
- 2) измерительные приборы;
- 3) тестеры исполнительных устройств и узлов двигателя.
Первая группа приборов представляет собой набор устройств,
предназначенных для установления связи с блоками управления автомобилей и выполнения таких процедур, как чтение и стирание ошибок, чтение текущих значений датчиков и внутренних параметров системы управления, проверка работоспособности исполнительных устройств, адаптация системы управления при замене отдельных агрегатов автомобиля или при капитальном ремонте двигателя. Эта группа диагностических приборов развивается очень динамично, и каждый год появляются все более усовершенствованные сканеры. Сканеры можно сравнивать друг с другом по таким параметрам, как таблица применяемости по типам автомобилей и перечню автомобильных систем, набор функций, реализованных в сканере по каждому автомобилю или системе, способу модернизации программного обеспечения. В сочетании с ценой устройств можно составить сравнительную таблицу, которая даст приблизительное представление о том, стоит ли приобретать данную модель сканера.
Фирмы-производители сканеров не имеют прямой связи с производителями автомобилей и, следовательно, из 10 моделей автомобилей данного года выпуска всегда можно найти один-два, которые были пропущены при проектировании сканера — об этом производитель узнает только от конечных покупателей или не узнает вовсе.
По оценкам ряда автосервисов, активно занимающихся диагностикой, иметь набор сканеров для всех автомобилей с расширенными возможностями (вплоть до адаптации) экономически нецелесообразно, а при отсутствии должным образом подготовленного персонала еще и опасно — неправильные действия при вмешательстве в работу блока могут привести к ухудшению работы ЭСУД и создать проблемы в отношениях с клиентом. При выборе моделей сканеров надо принимать во внимание специализацию сервиса и перечень наиболее часто обслуживаемых моделей (например, если к вам в год приезжает один автомобиль Рт1, то приобретать сканер специально для его обслуживания вряд ли целесообразно).
Кроме того, можно иметь один-два сканера со средним набором функций, но с широким набором моделей автомобилей — при этом вы в большинстве случаев решаете поставленные задачи, а функциональные недостатки сканеров компенсируете при помощи универсального оборудования из второй и третьей групп.
Во второй группе приборов собраны устройства, которые можно использованть для диагностики любых двигателей независимо от способа управления. Все эти устройства применяют для обнаружения неисправностей, а также для проверки показаний сканеров, так как ни одна электронная система не может проверить саму себя с абсолютной достоверностью — например, подсос воздуха во впускном коллекторе может вызвать появление сообщения об отказе расходомера воздуха и т. д. При отсутствии перечисленных ниже приборов зачастую принимается решение о замене того или иного датчика без должной проверки, что впоследствии может оказаться неверным. Ниже приведены наиболее известные представители этой группы устройств.
Газоанализаторы. Если для карбюраторных двигателей достаточно иметь двухкомпонентный газоанализатор, то с новыми, оснащенными катализаторами, лямбда-зондами и т. д. этого недостаточно — для измерения состава выхлопных газов инжекторного двигателя необходим четырехкомпонентный газоанализатор с повышенной по сравнению с двухкомпонентным точностью измерения и с расчетом соотношения воздух—топливо.
Измерители давления. К этой группе приборов, кроме давно известного всем работникам автосервиса компрессометра, следует, прежде всего, отнести тетер давления топлива, которого не было в автосервисах, рассчитанных на ремонт карбюраторных автомобилей. Главные характеристики этого прибора — диапазон измеряемого давления (от 0 до 0,6. 0,8 МПа) и перечень переходных штуцеров для подключения к топливным системам различных автомобилей. Сюда относятся тестер утечек клапанно-поршневой группы, позволяющий более точно по сравнению с компрессометром определить место и характер нарушения герметичности камеры сгорания, вакуумметр, обеспечивающий оценку правильности работы впускной системы двигателя, и тестер противодавления катализатора, позволяющий оценить пропускную способность катализатора.
Специализированные автомобильные тестеры. При ремонте контактных систем зажигания для поиска отказов в этой системе часто бывает достаточно специализированного автомобильного тестера. Для диагностики электронных систем зажигания на первый план выходят автомобильные осциллографы и мотор-тестеры, обладающие по сравнению с ними гораздо большими возможностями.
Стробоскопы. Хотя установка зажигания в большинстве инжекторных двигателей невозможна, проверочные значения для систем зажигания существуют, и своевременное определение несоответствия расчетного и реального углов опережения зажигания часто помогает определить характер неисправности. Для проверки угла опережения зажигания в инжекторных двигателях необходимы стробоскопы, оборудованные регулировкой задержки вспышки, так как эти двигатели обычно не имеют отдельной метки для установки опережения зажигания.
Специализированные автомобильные осциллографы. Эти приборы имеют набор специализированных датчиков (высокое напряжение, разрежение, ток) и специальную систему синхронизации с вращением двигателя при помощи датчика тока свечи первого цилиндра, который позволяет диагностировать ЭСУД по любым параметрам. При этом они сохраняют возможности универсального осциллографа и могут использоваться для проверки работы практически всех электрических цепей автомобиля. Кроме того, они могут заменять ряд отдельных устройств, применяемых для диагностики — например, при наличии в составе автомобильного осциллографа датчика не требуется приобретать вакуумметр.
Мотор-тестеры. Измерительная часть мотор-тестера в основном совпадает с измерительной частью автомобильного осциллографа. Отличие мотор-тестера заключается в том, что он может не только отображать осциллограммы любых измеряемых цепей, но и производить комплексные оценки работы двигателя сразу по нескольким параметрам (динамическая компрессия, разгон, сравнительная эффективность работы цилиндров и т. д.). Это позволяет существенно снизить время на поиск неисправности. При закупке оборудования также необходимо учесть, что неотъемлемой частью мотор-тестеров часто являются такие устройства, как газоанализатор, стробоскоп и т. д., поэтому, хотя цена мотор-тестера достаточно высока, при его покупке переплата в общей сумме будет относительно невелика по сравнению с приобретением отдельно автомобильного осциллографа, газоанализатора и стробоскопа.
Третья группа приборов представляет собой оборудование для углубленной проверки ЭСУД и ее отдельных узлов. В ее состав входят приведенные ниже приборы.
Имитаторы сигналов датчиков. Предназначены для проверки реакции блока на изменение сигналов отдельных датчиков (например, датчиков температуры или положения дроссельной заслонки) — в некоторых случаях блок управления может не реагировать на изменение сигнала от датчика, и этот факт может быть воспринят как отказ датчика.
Тестер форсунок. В самом начале развития диагностики такие устройства имели большой спрос на рынке. Однако в последнее время предпочтение отдается стендам чистки и проверки форсунок, в функции которых входит проверка, а при необходимости и чистка форсунок. С помощью этих стендов можно расширить набор платных услуг, отдача от которых с каждым годом увеличивается.
Вакуумный насос. Этот прибор позволяет проверить работоспособность исполнительных устройств, приводимых в действие разрежением во впускном коллекторе (например, клапан дожита или клапан продувки катализатора), а также выполнить проверку датчика разрежения во впускном коллекторе на неработающем двигателе.
Тестер свечей зажигания. Позволяет визуально проверить работу свечей зажигания без установки их на двигатель. В некоторых тестерах существует возможность проверки свечи под давлением, т. е. в условиях, приближенным к реальным.
Высоковольтный разрядник. С его помощью можно проверить работу системы зажигания автомобиля на нагрузку, приближенную к реальной. Для систем зажигания с механическим распределителем используется разрядник с воздушным зазором 10 мм, для современных систем зажигания без распределителя — 20. 21 мм.
Перечисленные устройства могут использоваться при диагностике различных типов машин, однако самым главным «инструментом» является человек, поскольку именно от него зависят правильные выводы из показаний огромного количества различных приборов.
Фундаментальные диагностические приборы, мотор-тестеры, сканеры и газоанализаторы в большинстве случаев позволяют получить исчерпывающий объем данных по исследуемому двигателю. Однако нередко случается, что применение современных базовых средств диагностики бывает невозможным, недостаточным или малоэффективным. Например, далеко не ко всем машинам можно подключить сканер. Даже подключив его, можно не обнаружить сохраненные коды ошибок. Может оказаться и так, что дефект не проявляется в искажении электрических сигналов и не отражается существенно на качестве сгорания топливной смеси. В этом случае и мотор-тестер, и газоанализатор будут также бессильны. Несмотря на колоссальные способности приборов «большой тройки» они не в состоянии охватить все области информационного поля, отражающего текущее состояние двигателя и его систем.
В этом состоит одна из причин того, почему инструментарий универсального диагноста не ограничивается тремя типами оборудования. Существует широкий ассортимент дополнительных приборов и приспособлений, используя которые можно получить специфическую диагностическую информацию. Порой именно она позволяет обнаружить неисправность.
Нередки ситуации, когда базовый прибор указывает на нарушение работоспособности одной из систем двигателя. Допустим, показания газоанализатора указывают на неправильное дозирование топлива. Чтобы установить причину отклонения от нормы, локализовать неисправность, сделует провести дополнительные пошаговые проверки (проконтролировать работу топливного насоса, форсунок и т. д.). При этом не обойтись без вспомогательного оборудования. Или, например, сканер зафиксировал ошибку в работе датчика системы управления. Далее необходимо выяснить, чем вызвана ошибка: отсутствием питания, неисправностью самого датчика или дефектами выходных электрических цепей. Для этого также требуются вспомогательные приборы.
Вспомогательное оборудование. Спектр вспомогательного оборудования широк. Особенно большое количество приборов предлагается для исследования в областях, в которых информативность основного диагностического оборудование невысока, либо отсутствует вовсе. Диагностика состояния механики двигателя, выполняемая при помощи мотор-тестера, не позволяет с абсолютной достоверностью судить о степени ее износа. Именно поэтому существует немало приборов, позволяющих подтвердить возникшие подозрения о неполадках другими средствами.
Компрессометр — прибор для определения давления в камере сгорания в конце такта сжатия в режиме прокрутки двигателя стартером. Этот параметр характеризует состояние поршневой группы и клапанного механизма.
Если компрессометр используется в профессиональных целях, предпочтение следует отдавать моделям с гибким соединительным шлангом, что позволяет легко подсоединить прибор в двигателях с затрудненным доступом к свечным отверстиям. Для удобства работы необходим обратный клапан для замера компрессии одним оператором, а также быстросъемные разъемы — для замены адаптеров. Достаточно иметь 3. 4 адаптера для различных типов свечной резьбы. Неплохо, если в комплект ком-прессометра входят метчики для восстановления свечных резьб. Корпус манометра должен быть защищен ударопрочной пластмассой или резиной. Высокой точности от манометра не требуется, так как для анализа используется величина отклонения компрессии в разных цилиндрах.
Тестер негерметичности надпоршневого пространства позволяет не только определить степень герметичности камеры сгорания, но и установить причину ее нарушения. Для этого в исследуемую камеру сгорания с поршнем в положении верхней мертвой точки (ВМТ) подается сжатый воздух. Давление нагнетания регулируется редуктором и устанавливается по манометру. О величине утечек судят по разности показаний давления подаваемого воздуха и давления, создаваемого в камере сгорания. Чем она выше, тем менее герметично надпоршневое пространство. В случае негерметичности причина утечек определяется по направлению истечения сжатого воздуха (в выхлопную систему, во впускной коллектор, в отверстие масляного щупа и т. д.).
Кроме соответствия повышенным требованиям прочности и надежности соединений, хороший тестер отличает оснащение надежным редуктором для плавной регулировки давления нагнетания и набором адаптеров для различных типов свечных отверстий. Шкалы манометров имеют удобно читаемую градуировку. Для обеспечения достаточной чувствительности прибор должен быть рассчитан на максимальное рабочее давление 0,6. 0,7 МПа.
Эндоскоп — важный прибор, поскольку это единственное средство, которое позволяет без трудоемкой разборки двигателя с абсолютной точностью сделать заключение о степени износа стенок цилиндров, величине нагара, степени повреждения днищ поршней или поверхностей клапанов. Эндоскоп также с успехом применяют для наружного обследования двигателя и навесного оборудования в труднодоступных местах.
Как инструмент для диагностики двигателя эндоскоп должен обладать рядом особенностей. Практика показывает, что оптимальный эндоскоп должен иметь как минимум два зонда (прямой и шарнирный) линзового типа диаметром 6. 8 мм. Гибкие оптоволоконные зонды для двигательной диагностики малоприемлемы. Они дают очень искаженное, узкопериферийное изображение, к тому же их оптические возможности ниже, чем у линзовых, что снижает вероятность правильной интерпретации изображения. Чаще их используют для исследования закрытых полостей кузова.
Отечественная промышленность не выпускает эндоскопов с шарнирными зондами. Наиболее простые экземпляры, оснащенные осветителем и прямым зондом, стоят около 800 долл. США. Следует иметь в виду, что на некоторых моделях автомобилей с их помощью нельзя осмотреть цилиндры двигателя из-за неудобной ориентации свечных колодцев.
Стетоскоп предназначен для обнаружения посторонних шумов, свидетельствующих о ненормальной работе механических систем двигателя.
С одной стороны, информация, получаемая с его помощью, носит субъективный характер, и ее оценка зависит, главным образом, от опыта диагноста. С другой стороны, при наличии соответствующего опыта и практики применение стетоскопа легко позволяет установить источник посторонних звуков. Например, не составит труда быстро определить, где скрыт дефект — в двигателе или навесном оборудовании. Для этого не потребуется снимать приводные ремни.
Используя стетоскоп, в большинстве случаев можно четко определить стук подшипника генератора, гидроусилителя или натяжного ролика ремня газораспределительного механизма (ГРМ). У некоторых моделей двигателей такие неисправности возникают с завидной периодичностью.
Вакуумметр широко используется для измерения разрежения при исследовании всех типов бензиновых двигателей. В двигателях, оборудованных дроссельной заслонкой, его чаще всего используют для замера разрежения во впускном коллекторе — интегрального параметра, зависящего от многих факторов. По его показаниям можно определить неисправности в смесеобразовании, системе газораспределения (связанных с неисправностью, неправильной регулировкой или неудовлетворительным состоянием клапанов), системе зажигания (вызванных нарушением угла опережения зажигания (УОЗ)). Все они приводят к некачественному сгоранию топлива. Выполнив на начальном этапе работы этот несложный тест, можно быстро исключить обширную область поиска. Вакуумметр в этом случае не позволяет локализовать неисправность, а лишь указывает на ее наличие или отсутствие.
Кроме измерения разрежения во впуске, вакуумметр можно использовать для контроля давления в локальных точках других систем двигателя: вентиляции картера, продувки адсорбера, рециркуляции выхлопных газов и др. С помощью многих приборов данного типа можно измерять как разрежение, так и невысокое избыточное давление. Это позволяет дополнительно определять, например, давление наддува в турбодвигателях и даже давление подачи насоса карбюраторного двигателя.
Установка для локализации точек подсоса воздуха, по мнению специалистов, является одной из самых полезных разработок последнего времени. Она предназначена для быстрого выявления мест негерметичности впускного коллектора, выхлопной, вакуумной систем и системы охлаждения. Установка работает от бортовой сети автомобиля и чрезвычайно проста в эксплуатации. В испытуемую систему нагнетается газообразное вещество белого цвета. Предварительно все выходные, сообщающиеся с атмосферой отверстия исследуемого объема закрываются входящими в комплект прибора заглушками. Место негерметичности определяют по наличию истечения продукта. Из альтернативных методов определения места утечки можно упомянуть обработку на работающем двигателе подозрительных мест специальными спреями, соляркой или бензином. Попадание их паров вместе с засасываемым воздухом в двигатель вызывает повышение его оборотов, что и сигнализирует о наличии подсоса. Эти способы очень неудобны в применении, а обработка бензином еще и пожароопасна.
Ультразвуковые детекторы являются разновидностью приборов для поиска мест утечек. К сожалению, они очень дороги.
Комплект для измерения давления топлива — основной диагностический инструмент при исследовании гидравлической части устройств впрыска топливоподачи всех типов. С его помощью можно проверить работоспособность топливного насоса, фильтра, регулятора давления, дозатора топлива и др.
Поступающие в продажу комплекты различаются главным образом набором адаптеров, служащих для подключения к топливным системам автомобилей разных производителей. Выпускаются универсальные и специализированные комплекты, отличающиеся по цене. При выборе комплекта следует иметь в виду, что абсолютно универсальных наборов адаптеров не существует.
При покупке обращайте внимание на качество изготовления быстросъемных коннекторов, на наличие запорных золотниковых клапанов, позволяющих осуществлять подсоединение манометра к магистралям под давлением без пролива топлива. Большое значение имеет длина гибкого шланга манометра. Иногда приходится производить замеры давления, развиваемого насосом, на ходу. Для этого манометр закрепляют на ветровом стекле или размещают в салоне.
Тестер электромагнитных форсунок представляет собой электронное устройство, имитирующее сигнал управления форсунками различной длительности и частоты. Он позволяет проверить работоспособность электромагнитного клапана форсунки на разных режимах работы. Работоспособность определяется по звуку срабатывания электромагнита при подаче на него управляющего сигнала от тестера.
Если использовать тестер совместно с комплектом для измерения давления, можно получить информацию об относительной пропускной способности форсунок. Она определяется по разнице величины падения давления в топливной рейке при равном количестве циклов впрыска каждой форсунки.
Лампы-пробники цепи форсунки в отличие от тестера применяются не для проверки самих форсунок, а для экспресс-диагностики электрической цепи управления форсунками. С их помощью быстро и наглядно можно определить, поступают ли на форсунку управляющие импульсы от ЭСУД.
При проведении теста лампа с соответствующим разъемом вставляется в кабельную часть разъема форсунки. В режиме прокрутки двигателя стартером, когда частота вращения коленчатого вала двигателя невысока, наличие управляющих импульсов контролируется по вспышкам лампы. Такой тест имеет смысл выполнять, когда машина не заводится.
Лампы не так просты, как это может показаться. Их сопротивление подобрано соответствующим сопротивлению соленоидного клапана форсунок. Этим гарантируется полная идентичность электрических процессов в цепи управления штатным условиям. Универсальный комплект включает несколько типов ламп-пробников с разными характеристиками и разъемами. Он идеально подходит для диагностов, работающих по вызову.
Мультиметр с полным основанием можно назвать настольным прибором диагноста. Благодаря своей универсальности он можно применяться практически на любом этапе исследования. Очень часто его используют в качестве самостоятельного инструмента. Иногда — совместно со сканером или мотор-тестером. Мультиметр позволяет проконтролировать параметры бортовой сети, проверить предположения об обрывах или замыканиях в проводке, в простой форме проверить работоспособность датчиков и исполнительных механизмов, в том числе перед их установкой на автомобиль. Прибор можно использовать для измерений в режиме движения.
Необходимо подчеркнуть, что для целей диагностики следует использовать специализированные автомобильные мультиметры. Они имеют ряд отличий от аналогичных универсальных приборов. Прежде всего, это наличие специфических режимов: измерения частоты вращения коленчатого вала, длительности, частоты и скважности следования импульсов (например, длительности впрыска топлива), измерение величины углового интервала накопления энергии катушкой зажигания.
В моделях с расширенным набором функций используются специальные датчики, могут в широком диапазоне значений измерять температуру, разрежение и давление жидкостей и газов, постоянные и переменные токи большой величины, например, ток стартера в момент пуска двигателя. Автомобильные мультиметры последнего поколения обладают еще одной очень полезной функцией — они способны запоминать случайно возникающие, кратковременные (длительностью от 1 мс) колебания измеряемых электрических сигналов, т. е. фиксировать сбои, вызванные различными причинами.
Имитатор сигналов исправных датчиков в диагностическом процессе выполняет двойную функцию. Во-первых, он повышает вероятность принятия правильного решения при указании других диагностических средств, например сканера, на неисправность какого-либо датчика системы управления. В этом случае, подключив вместо «подозреваемого» имитатор и анализируя реакцию системы управления, можно легко вынести окончательный приговор. Во-вторых, имитатор можно использовать для оказания на систему управления каких-либо испытательных воздействий. Это часто требуется для того, чтобы понять алгоритм работы системы, взаимосвязь ее элементов. Например, с помощью этого прибора можно легко смоделировать режим прогрева двигателя. Измеряя длительность впрыска топлива, можно понять, как она зависит от температуры двигателя.
Приборы, имеющие наибольшее число функций и, соответственно, более дорогие, имитируют плавно изменяемые по уровню характеристики датчиков сопротивления, напряжения, частоты и двухуровневый сигнал датчика кислорода. Они имеют автономное питание и снабжены жидкокристаллическим дисплеем. Более дешевые версии не имеют дисплея, регулировка уровня сигналов у них ступенчатая и, как правило, в меньшем диапазоне.
Тестер-разрядник — средство экспресс-диагностики систем зажигания всех типов и конструкций. Он позволяет быстро установить, насколько эффективно система накапливает и отдает энергию. Проверка искровым разрядником носит комплексный характер, результат интерпретируется на уровне «работает — не работает». В случае неисправности для поиска причины (провод — распределитель — катушка — электронный модуль) необходимы дополнительные диагностические средства.
Тестер-разрядники выпускаются на два уровня напряжения: 10 и 25 кВ. Первые — для контактных систем зажигания, вторые — для электронных систем повышенной энергии.
Набор проставок для доступа к первичной цепи системы зажигания используется при диагностике современных систем зажигания, в которых первичное напряжение на катушку зажигания подается через разъем, а не на открытые клеммы. В этом случае при снятии характеристик зажигания и при определении баланса мощности по цилиндрам существует проблема доступа к контактам первичной цепи. Прокалывание изоляции проводов булавкой не всегда обеспечивает достаточно надежный контакт и грозит коротким замыканием с тяжелыми последствиями.
Выйти из затруднительного положения можно воспользовавшись Т-образными проставками, которые снабжены двумя выводами для надежного подсоединения измерительных приборов. Их подключают к разъему первичной цепи катушки, в разрыв цепи.
Универсальный набор соединителей предназначен для удобства, надежности и безопасности выполнения электрических измерений. Он незаменим при замерах электрических сигналов на контактах любой конфигурации в расстыкованном штырьковом разъеме без опасности их короткого замыкания. Эта непростая процедура обычно многократно усложняется, если разъем расположен в неудобном для доступа месте. Для удобства в набор, помимо различных типов контактных штырьков, входят несколько проводов-удлинителей, позволяющих наращивать и разветвлять измерительные линии.
Этим перечнем приборов и приспособлений обзор вспомогательного оборудования для диагностики двигателя не ограничивается. На самом деле его ассортимент гораздо шире. Оптимальный состав вспомогательного оборудования может варьироваться в зависимости от ваших целей и средств.
Какое бывает оборудование диагностическое технологическое
Оборудование для технического обслуживания автомобилей
Рациональные организация и технология ТО и ремонта автомобилей, внедрение новой техники и передовой технологии, механизация и автоматизация производственных процессов, максимальное сокращение ручного труда способствуют повышению производительности труда, созданию благоприятных санитарно-гигиенических и безопасных условий труда ремонтных рабочих.
Технологическое оборудование, предназначенное для механизации производственных процессов ТО и ремонта, по своему назначению делится на следующие группы: – оборудование для выполнения работ ЕО автомобилей — уборки, мойки, заправки и других работ; – оборудование для выполнения работ ТО-1 — подъемно-транспортное, для обслуживания шин, экспресс-диагностики (Д-1), диагностирования тормозной системы, рулевого управления, установки колес, выполнения крепежных работ, обслуживания приборов системы питания, электрооборудования и т. д.; – оборудование для выполнения работ ТО-2 — подъемно-транспортное диагностическое оборудование и приборы для углубленного диагностирования (Д-2) тягово-экономических качеств автомобиля, тормозной системы, переднего моста, рулевого управления, электрооборудования, двигателя и его систем, ходовой части, трансмиссии и т. д.; – оборудование для выполнения TP автомобилей, комплектующее производственные участки — агрегатный, моторный, кузнечно-рессор-ный, медницких работ, кузовной, малярный, электротехнический, ремонта аккумуляторов, ремонта систем питания отдельно карбюраторных двигателей и дизелей, TP газобаллонных автомобилей, шиномонтажных и шиноремонтных работ.
Для уборки салонов автобусов, кузовов грузовых автомобилей и фургонов применяют стационарные электрические пылесосы и под-метально-пылесосные машины, а для уборки салонов легковых автомобилей — переносные пылесосы небольшой мощности.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
- Примеры планировочных решений
- Планировка автохозяйств и станций обслуживания
- Определение площади стоянки
- Определение площадей производственных помещений
- Технологическое проектирование зон технического обслуживания и ремонта
- Исходные данные для проектирования автотранспортных предприятий
- Хранение запасных частей и технических материалов
- Хранение шин и резиновых материалов
- Хранение и раздача смазочных материалов
Мойка подвижного состава осуществляется с помощью механизированных моечных установок, которые делятся на стационарные (автоматические) и передвижные шланговые.
Стационарные моечные установки предназначены для наружной мойки автомобилей и в зависимости от устройства делятся на струйные, струйно-шеточные и щеточные.
Струйные моечные установки применяют для мойки грузовых бортовых автомобилей, автомобилей-самосвалов, седельных автомобилей, тягачей и некоторых специализированных автомобилей, Рабочими органами таких установок являются боковые и нижние моющие механизмы, выполненные в виде качающихся коллекторов, в которые ввернуты шланги с сопловыми насадками. Боковые механизмы попарно монтируют по сторонам специальной канавы, а нижние заглубляются в канаву. Моющие механизмы приводятся в действие от электродвигателя через редуктор, систему тяг и рычагов. Вода в установку подается под давлением от насосной станции. Подача автомобиля в зону моечной установки производится по сигналу светофора, управляемого из кабины оператора.
Струйно-щеточные моечные установки применяют для мойки автомобилей и автопоездов КамАЗ, МАЗ, Шкода и других с кабиной над двигателем как с фургонами и тентами, так и без них. Автомобиль в зоне мойки перемещается на конвейере или своим ходом. Установка состоит из двух блоков вертикально расположенных щеток переднего моечного механизма, заднего моечного механизма, верхнего коллектора, устройства мойки автомобиля снизу, насосной станции и кабины оператора. Управление установкой автоматическое.
Щеточные моечные установки применяются для мойки автобусов и легковых автомобилей. Для легковых автомобилей применяются также автоматические установки для наружной мойки и сушки кузова.
Установка для мойки автобусов состоит из переднего блока щеток, правого и левого блоков вертикально расположенных шеток, рамок для смачивания и обмывания, командоконтроллеров и кабины оператора с пультом управления. В зоне установки автобусы перемещаются конвейером. На входе и выходе из зоны установки расположены командо-контроллеры для ее включения и выключения.
Установка для мойки легковых автомобилей состоит из П-образной рамки с щетками, рамок для смачивания и ополаскивания. Автомобиль в зоне установки перемешается конвейером. Управление установкой осуществляется двумя командоконтроллерами рычажного типа.
Для мойки автомобилей всех типов используются передвижные шланговые одно- или двухпостовые установки ручной мойки в АТП с небольшим числом автомобилей. Они могут работать в стационарных и полевых условиях с забором воды из естественных водоемов или водопровода.
Для мойки и санитарной обработки кузовов автомобильных фургонов существуют специальные установки. При мойке автомобилей пользуются также моечной ручной щеткой с подводом воды через рукоятку.
Для смазки автомобилей маслами и консистентными смазками пользуются стационарными и передвижными установками, солидоло-нагнетателями и другими механизмами.
Остальные виды технологического оборудования, приспособлений и контрольно-измерительных приборов, предназначенных для ТО и ремонта двигателей и других агрегатов и приборов автомобилей, будут рассмотрены в последующих главах книги.
Подъемно-транспортное оборудование,применяемое при ТО автомобилей, в зависимости от назначения и устройства подразделяется на следующие группы: – конвейеры для перемещения автомобилей на поточных линиях ЕО и ТО-1 грузовых автомобилей, автобусов и легковых автомобилей; – подъемники напольные для ТО и TP автомобилей бывают стационарные и передвижные, электрогидравлические и электромеханические, одноплунжерные и двухплунжерные, стоечные и др.; – подъемники канавные — передвижные, стационарные, гидравлические, одноплунжерные и т. д.; – тележки передвижные применяются для снятия и установки колес грузовых автомобилей и автобусов, снятия рессор грузовых автомобилей, транспортировки деталей и агрегатов и т. п.; – краны передвижные для замены агрегатов и механизмов грузовых автомобилей и автобусов, снятия и перемещения двигателей; – приспособления для снятия и установки коробок передач грузовых автомобилей, гидромеханических передач автобусов с гидравлическим, пневматическим или механическим приводом; – домкраты для вывешивания на небольшую высоту передней или задней части автомобиля (передвижные грузоподъемные механизмы, состоящие из силового агрегата и подъемного устройства гидравлического действия и ручного привода).
Виды и назначение диагностического оборудования для автомобилей
Профессиональная диагностика – залог качественного обслуживания и ремонта автомобилей. Специализированное оборудование позволяет выполнить проверку текущих характеристик транспортного средства для последующего сравнения их с нормативными показателями и выявления неисправностей. К распространенным видам приборов относят сканеры, мотор-тестеры, осциллографы, приборы для тестирования конкретных автомобильных систем.
Качественное диагностическое оборудование для автомобилей отличается по назначению и опциям. Сканер необходим, чтобы проверить электронные блоки управления. С их помощью также активируют и программируют различные ЭБУ, анализируют несоответствия и исправляют их, изменяют способ отображения информации на панели приборов.
В процессе осмотра и диагностики автомобиля применяют также гидравлическое оборудование. Для тестирования электроники специалистам пригодятся мотор-тестеры. С помощью таких приспособлений получают данные о механической части силового агрегата. Благодаря наличию особых датчиков, прибор считывает информацию с электронных компонентов (датчиков) напрямую. При переключении в режим осциллографа оборудование анализирует функционирование датчиков, считывает характеристики управляющих сигналов, проверяет работу зажигания.
К диагностическим устройствам для работы с определенными узлами автомобиля относят корректор одометров. Он считывает показания спидометров. Также прибор может использоваться в качестве программатора, к примеру, для проверки блоков управления подушек безопасности. Востребованы устройства для тестирования иммобилайзеров.
Диагностическое оборудование предназначено для универсального применения или может отличаться в зависимости от марок автомобилей. Подобрать оптимальный вариант оснащения помогут компетентные специалисты. Поэтому для приобретения качественных устройств целесообразно обратиться за помощью к надежному поставщику.