Для чего нужен тепловой зазор
Перейти к содержимому

Для чего нужен тепловой зазор

  • автор:

Доступ к сервису временно запрещён

С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.

Что мне делать?

Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.

Тепловой зазор

Тепловой зазор. В процессе работы двигателя клапаны и детали привода клапана нагреваются, длина их увеличивается. В результате между седлом и головкой клапана при тактах сжатия и расширения может образовываться зазор, что ведет к обгоранию фасок клапана и седла, их эрозионному изнашиванию и в конечном итоге к ухудшению герметичности цилиндра, а следовательно, и резкому снижению технико-экономических показателей двигателя.

tepl zazor

Для предотвращения этих явлений кинематическую цепь привода клапана при его закрытом состоянии размыкают, т. е- устанавливают зазоры — между торцом клапана и деталью привода, воздействующей на клапан (коромыслом или толкателем). В среднем тепловые зазоры регулируют в зависимости от типа двигателя и составляют 0,15—0,30 мм для впускного клапана и 0,15—0,35 мм для выпускного.

Главное меню

  • Главная страница
  • Строение автомобиля
  • Устройство современного двигателя
    • КШМ двигателя
    • ГРМ двигателя
    • Система охлаждения
    • Система смазки
    • Система питания
    • Система зажигания
    • Система пуска
    • Электронная система управления двигателем
    • Классификация двигателей

    Auto construction

    • Vehicle construction
    • Engine construction
    • Car rewiew and news

    Тепловой зазор подшипника – что это и зачем нужен

    Тепловой зазор подшипника представляет собой расстояние между обоймами и телами качения — шариками или роликами, благодаря которому обеспечивается свободное перемещение колец относительно друг друга в двух направлениях — радиальном и осевом. Зазор, его еще называют люфтом, позволяет компенсировать расширение изделия под воздействием высоких температур в процессе эксплуатации, тем самым предотвращает заклинивание детали и ее преждевременный выход из строя.

    Виды тепловых зазоров подшипника

    тепловой зазор подшипника

    Бывает двух видов:

    • Радиальный – это величина смещения колец в радиальном направлении по отношению друг к другу без приложения дополнительных усилий.
    • Осевой – величина сдвига наружного кольца по отношению к внутреннему в осевом направлении без приложения усилий.

    Зачем нужен тепловой зазор

    Он позволяет предотвратить защемление тел качения, а также колец при эксплуатации. Также он предотвращает смещение узла относительно других элементов конструкции и компенсирует уменьшение расстояния между наружным и внутренним кольцами в результате сильного нагрева узла, при посадке с натягом или сжатии.

    Зазор – важный элемент, который существенно влияет на длительную работу узла. В радиально-упорных моделях рассматривают осевые зазоры, а в радиальных нерегулируемых деталях – только радиальные. Выбор подшипника осуществляется исходя из рабочих условий, что позволяет снизить вибрацию и уменьшить шум детали в процессе эксплуатации и обеспечить равномерное распределение действующих сил между телами качения.

    Группы тепловых зазоров

    Выделяют три группы:

    Узел с уменьшенным зазором – используют в случаях, когда необходимо повысить жесткость как в осевом, так и радиальном направлении. Обычно их применяют в скоростных конструкциях или в работе с сильным нагревом наружного кольца.

    Деталь с нормальным зазором задействуют на незначительных оборотах, при этом внешнее кольцо устанавливают в корпус с люфтом, а внутренне крепят с натягом на вал. Температура внутреннего кольца превышает на 5-10C внешнее.

    Подшипник с увеличенным тепловым зазором подходит для работы в условиях, где на внутреннее кольцо действуют высокие температуры или есть перекос. Так как детали зачастую работают с высокими нагрузками, то обоймы устанавливают с повышенным затягом.

    Радиальный вид люфта разделяют на три вида:

    • Начальный – это зазор в детали перед его установкой.
    • Посадочный – расстояние в изделии, полученное после его установки. В этом случае внутренний диаметр внешней обоймы уменьшается, а внешний диаметр внутренней обоймы увеличивается.
    • Рабочий – образуется в процессе эксплуатации при установившейся температуре в узле. Если посадочное расстояние появляется в результате монтажа с натягом, то рабочий зазор уменьшается или увеличивается из-за температурных перепадов или под воздействием нагрузки.

    Детали с увеличенным радиальным зазором обычно применяют в опорах, где кольца из-за сильных воздействий устанавливают на вал или корпус со значительным натягом, а также в опорах с сильными колебаниями температур.

    Чем меньше расстояние, тем лучше точность вращения детали и больше долговечность. Стоит отметить, что подшипники без люфта не производятся, потому что при тугой посадке вследствие нагрева узел может заклинить, что приведет к поломке подшипника и простою всего оборудования.

    Большую часть стандартных моделей производят по нормальной группе, это позволяет обеспечить эффективную работу детали для множества посадок и температур.

    Регулировка в радиально-упорных моделях

    тепловой зазор подшипника

    Для эффективной работы элементов надо, чтобы вращение колец осуществлялось свободно и легко. В таком случае необходимо создать расстояние, которое обеспечит свободное вращение подшипника без заклинивания роликов и шариков.

    В радиально-упорных деталях радиальные и осевые зазоры взаимосвязаны, то есть при изменении одного меняется и другой. В данной модели подшипника люфт регулируют путем изменения толщины набора прокладок, выполненных из металла. Набор бывает разной толщины – 0,1/0,2/0,4/0,8мм.

    Как измерить начальное расстояние

    Измерить начальное расстояние можно с помощью специального инструмента – набора щупов, которые предназначены для точного замера внутреннего зазора изделия. Комплект состоит из нескольких пластин разной толщины. Измерение происходит методом подбора пластины необходимой толщины.

    Также измерить расстояние можно путем смещения одного кольца детали в его крайнее положение под воздействием определенной нагрузки.

    Для каждой группы радиальных подшипников существуют свои радиальные зазоры. Каждая из групп имеет свою максимальную и минимальную величину люфта, который обозначается номером.

    Газораспределительный механизм (ГРМ)

    Между стержнем клапана, толкателем или концом коромысла газораспределительного механизма должен быть зазор (так называемый тепловой зазор), который необходим для компенсации удлинения стержня клапана при его нагревании без нарушения плотности посадки клапана в гнезде. Другими словами, если бы не было зазора, грубо говоря, между кулачком распредвала и клапаном, то от нагрева до высокой температуры, клапан увеличился бы в длину и перестал бы плотно прилегать к седлу в головке блока цилиндров.

    Величина зазора для двигателей разных марок устанавливается для впускных клапанов в холодном состоянии в пределах 0,15—0,30 мм, а для выпускных клапанов, подвергающихся большему нагреву, — в пределах 0,20—0,40 мм. Однако же, у некоторых производителей зазор может быть таков, что не попадет в указанные диапазоны.

    Для регулировки величины этого зазора в механизме предусмотрены регулировочные устройства. Хотя слово «устройство» слишком громкое для регулировочного болта и стопорной гайки (Рисунок 4.9) или шайб различной толщины (Рисунок 4.10).

    Регулировка теплового зазора с помощью болта

    Рисунок 4.9 Регулировка теплового зазора с помощью болта.

    Регулировка теплового зазора с помощью шайб

    Рисунок 4.10 Регулировка теплового зазора с помощью шайб
    (А – головка блока цилиндров без распределительного вала;
    Б – головка блока цилиндров с распределительным валом).

    Сейчас очень распространена конструкция с гидравлическими компенсаторами, которые под давлением масла подводят коромысло или толкатель к кулачку распределительного вала, убирая тем самым негативное последствие теплового зазора, а именно — удар кулачка о толкатель во время работы. Но стоит упомянуть, что установка гидрокомпенсаторов удорожает конструкцию головки блока цилиндров и повышает свои требования к качеству используемого моторного масла и к частоте его замены, поскольку масляные каналы компенсатора могут забиваться продуктами износа.

    Примечание
    Более подробно о гидрокомпенсаторах приведено ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *