«Эконовости»: первые электробусы в России и карта пунктов приема вторсырья
В Волгоградскую, Курскую и Нижегородскую области отправили 36 единиц пассажирской техники. До конца 2023 года в 12 городах России появится 286 электробусов. Они выйдут на маршруты в Красноярске, Краснодаре, Волгограде, Курске, Липецке, Нижнем Новгороде, Перми, Саратове, Ярославле, а также в Ростове-на-Дону, Таганроге и Волгодонске.
Для питания электробусов в регионах России установят 102 зарядные станции – 48 из них уже готовы. Поставки автобусов и зарядных станций предусмотрены по линии проекта по развитию городского электротранспорта. Кроме того, проект подразумевает также поставку трамваев и строительство путей для них. Всего на модернизацию транспорта потратят 256 млрд рублей.
Напомним, ранее Владимир Путин заявил, что к 2030 году жители всей страны должны будут ездить на современных комфортных автобусах. В 2020 году «Мосгортранс» приводил данные – замена одного дизельного автобуса на электробус снижает выбросы углекислого газа в окружающую среду на 60 тонн в год. Кроме того, электротранспорт легко обслуживать. Электродвигатель из-за отсутствия деталей, подверженных силе трения, может бесперебойно работать до 10 лет.
Карта пунктов приема вторсырья Recyclemap заработала в России
Проект запустили природоохранная организация «Земля касается каждого» и команда «Геосемантика». Онлайн-карта помогает найти ближайший пункт приема стекла, алюминия, пластика и другого сырья. Разработчики отмечают, что это значительно упрощает сдачу отходов для тех, кто хочет начать или уже занимается раздельным сбором отходов.
В проект занесены более 30 тысяч точек в десятках городов. На карте есть фильтры групп вторсырья, подробные описания пунктов с перечислением всех видов принимаемого вторсырья и режимом работы, комментарии от пользователей, а также мобильная версия. Пользователи могут не только найти точку сбора, но и добавить новые пункты самостоятельно и построить маршрут. Recyclemap занимаются волонтеры, которые находятся в 38 субъектах РФ.
В России участникам в раздельном сборе мусора предложили давать скидки на парковку и проезд в общественном транспорте
С инициативой рассмотреть возможность разработки гибкой системы стимулов для граждан, которые заботятся об экологии, выступил председатель ассоциации природопользователей Роман Корниец. Общественный деятель пояснил, что в последние годы практика раздельного сбора мусора в стране получает серьезное развитие. Кроме того, инициатива по сортировке бытовых отходов идет от самих граждан, обеспокоенных экологической ситуацией.
Корниец отметил, что для жителей сел и деревень стимулом могут стать бесплатные разрешения на заготовку дров и рыбы, а для жителей городов – скидки на оплату парковок и проезд в автобусах, троллейбусах и трамваях. Свое обращение общественник направил на имя председателя правительства России Михаила Мишустина.
Экологическая ситуация в Красноярске
Наиболее загрязненными районами с 23 по 29 октября оказались Центральный и Советский районы. Самыми чистыми стали Кировский и Октябрьский.
Электробусы в 2023 году готовятся выйти на маршруты крупных городов
В прошлом году объём производства электробусов в России заметно снизился. Однако это не мешает в этом году заявлять о развитии движения автобусов с электродвигателями тем регионам, которые ранее работали максимум с единичными экземплярами. О планах открыть в этом году маршруты электробусов заявили власти Волгограда, Курска, Краснодара, Красноярска, Перми и Ростова-на-Дону. Закупку техники пока не объявили ни в одном из городов, однако в Перми уже объявили набор на курсы водителей электробусов.
Драйвер развития на федеральном уровне
24 декабря 2021 года распоряжением Правительства РФ № 3835-р утверждён перечень территорий и дорог федерального значения, определённых в качестве пилотных для создания зарядной инфраструктуры для электротранспортных средств до 2024 года. В него вошли 19 регионов. В состав первой очереди включили Республики Крым и Татарстан, Краснодарский край, Ленинградскую, Московскую, Нижегородскую, Сахалинскую области и город федерального значения Севастополь. Во вторую очередь включили Чувашскую Республику, Ставропольский и Приморский края, Владимирскую, Воронежскую, Калининградскую, Липецкую, Ростовскую и Тульскую области, а также города федерального значения Москву и Санкт-Петербург. Спустя год, распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2022 № 4307-р перечень был заметно расширен, также было уточнено, что создание зарядной инфраструктуры будет выполняться до 2024 года включительно. В обновлённый перечень вошли уже 40 регионов, при этом разделение на очереди исчезло. К ранее упоминавшимся территориям были добавлены Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика, Пермский край, Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Кемеровская, Костромская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тверская, Ульяновская, Челябинская и Ярославская области. Во многих случаях предполагается развитие инфраструктуры лишь для легковых электромобилей. Но и общественный транспорт в виде автобусов с электрическим двигателем (электробусов) решили начать развивать в некоторых регионах. Их география перекликается с другим проектом. Для выполнения программы по обновлению инфраструктуры и подвижного состава городского общественного транспорта 16 декабря 2021 года Правительство РФ приняло постановление № 2316, благодаря которому регионы смогут получить бюджетные кредиты на проекты, связанные с комплексным развитием городского электротранспорта. Перечень инфраструктурных проектов для предоставления финансирования утверждает Правительственная комиссия по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов. Всего таким образом планировалось закупить свыше 1,5 тыс. трамвайных вагонов и более 400 электробусов, построить и реконструировать около 700 км путей и более 120 зарядных станций для электробусов. Параллельно в госкорпорации ВЭБ.РФ был создан проектный офис, осуществляющий функцию как финансового партнера, так и координатора проекта. Протоколом заседания Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов от 15.04.2022 № 6 определён перечень из 10 городов, для которых при участии госкорпорации ВЭБ.РФ реализуется комплексного развития городского электрического общественного транспорта проекты, связанные с обновлением и развитием инфраструктуры городского электрического транспорта (трамваи и электробусы). Одобрение получили заявки на обновление электротранспорта в областных центрах Липецкой, Ярославской, Нижегородской, Курской, Саратовской, Сахалинской, Ростовской областей, а также в центрах Краснодарского, Красноярского и Пермском краёв. 10 проектов предусматривали поставку более 600 вагонов трамваев и около 300 электробусов, а также строительство и реконструкцию более 700 км трамвайных путей и порядка 90 зарядных станций для электробусов. Предполагаемый объём инвестиций в инфраструктурные проекты оценивался в 231 млрд рублей. Планировалось, что проекты будут финансироваться за счёт средств инвесторов, кредитов «ВЭБ.РФ» и федерального бюджета. В дальнейшем в прошлом году были подписаны концессионные соглашения, направленные на модернизацию и развитие трамвайной инфраструктуры восьми городов (Волгограда, Краснодара, Курска, Липецка, Нижнего Новгорода, Перми, Саратова, Ярославля), предусматривающие приобретение около 500 трамвайных вагонов. Продолжающиеся в этом году процессы по подготовке второго концессионного соглашения для Краснодара, а также проектов для Красноярска и Ростова-на-Дону предусматривают приобретение ещё 131 нового трамвайного вагона разной вместимости. Единственный концессионный проект, связанный с развитием электробусного парка, в прошлом году был представлен для Южно-Сахалинска, где трамвайного движения никогда не было. В последний момент местные власти отказались от заключения концессионного соглашения по созданию и эксплуатации электробусного парка. В этом году меры поддержки позволят начать постоянную эксплуатацию нескольких десятков электробусов сразу в нескольких городах страны. 16 января 2023 года постановлением Правительства РФ № 26 внесены изменения в Положение о Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов. Отныне она на основании документов, представленных Минтрансом России, сможет рассматривать и принимать решения в отношении распределения объёмов субсидий из федерального бюджета региональным бюджетам для софинансирования расходных обязательств. Это касается региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Развитие общественного транспорта» нацпроекта «БКД». Средства будут направлять на комплексное развитие городского наземного электрического транспорта общего пользования, а также на закупку автобусов, приводимых в движение электрической энергией от батарей, заряжаемых от внешних источников (электробусов) и объектов зарядной инфраструктуры для них. Первые планы по использованию будущих электробусов уже обнародованы в нескольких городах.
Курск
На совещание у губернатора Курской области в феврале обсудили вопросы развития электрического транспорта. В Правительстве Курской области идёт подготовка документации для приобретения современных электробусов. Планируется приобретение 10 единиц, семь из которых будет ежедневно выходить на линию, 3 в резерве. До конца года планируется организовать движение электротранспорта на маршруте № 7Э «Московская пл. — Онкологический центр» общей протяжённостью 37,9 км, сообщает сайт Губернатора и Правительства Курской области. До конца марта в Курске ждут 15 троллейбусов с увеличенным автономным ходом (электробусов с динамической подзарядкой), которые в апреле должны выйти на городские улицы.
Волгоград
В конце января администрация Волгограда опубликовала проект постановления о внесении изменений в городской документ планирования регулярных перевозок. Согласно нему, не позднее 31 декабря 2023 года в городе должен быть заключён контракт на обслуживание нового маршрута № 5А «Родниковая долина — Железнодорожный вокзал», для которого вид транспорта обозначен как электробус. Трасса маршрута должна пройти по ул. Степанищева, ул. Д. Джабаева, ул. Василевского, ул. Петровского, ул. Просвирова, ул. Петровского, Университетскому просп., ул. Автомобилистов, Электролесовской ул., Рабоче-Крестьянской ул., просп. Ленина, ул. Порт-Саида, Коммунистической ул. Количество подвижного состава для работы на маршруте документом не уточняется.
Краснодар
В Краснодаре планируется перевести на электробусы автобусный маршрут № 2Е «Троллейбусное депо №1 — железнодорожный вокзал Краснодар-I». 14 машин планируется приобрести до конца года в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», сообщил сайт Администрации и городской Думы Краснодара. В первой половине этого года в Краснодаре ждут также 60 троллейбусов производства BKM Holding, из них 38 будут с увеличенным автономным ходом, с их помощью рассчитывают продлить маршрут № 4 и открыть маршрут № 11.
Красноярск
На встрече губернатора Красноярского края и главы города Красноярска 16января среди обсуждаемых тем значилось и обновление общественного транспорта. В 2023 году на городские маршруты должны выйти не только 89 новых автобусов, получаемых муниципалитетом по губернаторской программе «Новый автобус». Благодаря федеральному проекту «Чистый воздух» нацпроекта «Экология» для города также собираются приобрести 11 электробусов и три зарядные станции, сообщает сайт администрации Красноярска. Ранее в утверждённой постановлением администрации Красноярска от 14.11.2022 № 988 муниципальной программе «Обеспечение пассажирских перевозок транспортом общего пользования в городе Красноярске на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов» обозначались другие параметры. К концу 2023 года в Красноярске должны появиться 12 электробусов и пять зарядных станций для них. На их приобретение предусматривалось 627 млн руб. Тем временем в первом городе Красноярского края, решившемся на приобретении электробусов — Норильске, задержка с поставкой техники (электробусы ЛиАЗ-6274) уже превысила 9,5 месяцев.
Ростов-на-Дону
30 января в Москве на встрече губернатора Ростовской области и министра транспорта РФ среди обсуждаемых вопросов была затронута тема обновления электротранспорта в Ростове-на-Дону, Волгодонске и Таганроге. Рассматривались вопросы поставки в регион электробусов и зарядных станций в 2023 году, сообщила пресс-служба губернатора региона. Ранее 28 декабря глава ростовской администрации Алексей Логвиненко в своём Telegram-канале сообщил, что администрация города в рамках разрабатываемых федеральных проектов готова участвовать в приобретении 20 электробусов (15 в 2023 году и пять в 2024 году), а также шести зарядных станций. До этого осенью 2022 года в Ростовской области сообщали о планах закупить 40 электробусов и 14 зарядных станций: помимо 20 машин и шести зарядных устройств для Ростова-на-Дону планировалось обновить электропарки Волгодонска и Таганрога: в каждый из городов намеревались закупить по 10 электробусов и четыре зарядных станции. В прошлом году в Ростове-на-Дону проходил испытания электробус КАМАЗ-6282.
Новосибирск
По итогам встречи с послом Республики Беларусь в России, мэр Новосибирска Алексей Локоть в своём Telegram-канале сообщил о планах опытной эксплуатации белорусского электробуса МАЗ в сибирских условиях во второй половине 2023 года. В случае положительных итогов испытаний, в городе будут развивать это направление. Совместное российско-белорусское предприятие «БКМ-Сибирь», базирующееся в Новосибирске, уже позволило обновить четверть городских трамваев. В следующем году планируется обновить серию выпускаемых трамваев, используя более современный кузов.
Череповец
В Череповце, промышленной столице Вологодской области, в 1990-х не успели построить троллейбусную линию. В то же время город с не самой благополучной экологической обстановкой нуждается в развитии электротранспорта, а прокладка трамвайной линии в Зашекснинский район является дорогостоящим мероприятием. Поэтому череповчане обратили своё внимание на электробусы. Тестовый экземпляр МУП «Автоколонна № 1456» рассчитывает получить в этом году. Если заявка Череповца на участие в федеральной программе развития электротранспорта будет одобрена, то город сможет получить 20 таких электробусов, сообщает сетевое издание «ГородЧе».
Пермь
В начале февраля МУП «Пермгорэлектротранс» на своём сайте в разделе «Вакансии» опубликовало объявление, в котором приглашает на обучение и работу водителей электробуса. Будущий работодатель обещает обучить желающих за счёт предприятия, трудоустроить их на время обучения и подобрать индивидуальный график занятий. 16 электробусов для обслуживания нового маршрута № 81 «ст. Пермь II — микрорайон Ива (ЖК «Погода») планируют получить к осени. Маршрут электробусов будет проходить по Уинской ул., ул. Старцева, ул. Героев Хасана, Комсомольскому просп., Екатерининской ул. и ул. Луначарского. До сентября планируется установить четыре зарядные станции для электробусов. Работы начнутся с наступлением дорожно-строительного сезона, сообщило издание «Properm.ru». 14 февраля на сайте администрации Перми опубликован проект постановления «Об установлении расходного обязательства г. Перми на обновление подвижного состава (приобретение автобусов, приводимых в движение электрической энергией от батареи, заряжаемой от внешнего источника (электробусов) и объектов зарядной инфраструктуры для них)». На приобретение транспорта и зарядных станций планируется использовать 736,24 млн руб. из средств федерального бюджета, 38,75 млн руб. из средств бюджета Пермского края и 9,81 млн руб. из бюджета Перми, сообщает сетевое издание «Эхо Перми.ру». В прошлом году в Перми на маршруте № 50 тестировался электробус КАМАЗ-6282.
Санкт-Петербург
В северной столице пока объявили закупку одного электробуса, планомерно увеличивая количество подвижного состава с электродвигателями у главного автобусного перевозчика города СПб ГУП «Пассажиравтотранс». Электробусный маршрут № 128 в городе работает уже несколько лет, поэтому у пассажиров уже сложилось определённое мнение о подвижном составе. В ходе опроса пассажиров выяснили, что наиболее важным преимуществом петербургских электробусов они считают экологичность (70,2% ответов). На втором месте по важности бесшумность (18,3%). Наименее важным из предложенных свойств электробусов для респондентов оказался дизайн (11,5%).
Зарядить остановку: в регионы поступили первые электробусы
В российских регионах появились первые электробусы — уже поступило 36 машин. В плане — поставка 286 электробусов в ближайшие месяцы, сообщили «Известиям» в правительстве. Всего проект затронет 12 городов страны. Она предполагает и поставку трамваев. В общей сложности на реализацию планов выделено 256 млрд рублей. Инфраструктура в регионах готова к обслуживанию электробусов, считают представители бизнеса. Эксперты полагают, что такая техника должна постепенно выдавить обычные автобусы, но при этом сомневаются в целесообразности ухода троллейбусов с городских маршрутов. Хотя власти регионов обращают внимание на значительный износ в России троллейбусной инфраструктуры.
Куда направят электробусы
В российские регионы поставили первые партии электробусов, сейчас в Волгоградскую, Курскую и Нижегородскую области отправлено 36 единиц такой пассажирской техники, рассказали «Известиям» в аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко. До конца 2023 — начала 2024 года в целом в 12 городах появится 286 электробусов. Они должны выйти на маршруты в Волгограде, Краснодаре, Красноярске, Курске, Липецке, Нижнем Новгороде, Перми, Саратове, Ярославле, а также Ростове-на-Дону, Таганроге и Волгодонске (последние три — в Ростовской области). Для питания электробусов в этих городах установят 102 зарядные станции, на данный момент готовы 48 из них. Поставки электробусов и зарядных станций в эти города предусмотрены по линии проекта по развитию городского электротранспорта (его курирует как раз Дмитрий Григоренко). Финансирование осуществляется за счет средств федерального и региональных бюджетов, кредитов «ВЭБ.РФ» и частных инвестиций.
Проект подразумевает также поставку трамваев и строительство трамвайных путей. Совокупный инвестиционный бюджет составляет 256 млрд рублей, уточнили в аппарате вице-премьера. Сомнений в замене автобусов на электрический транспорт у профильных экспертов не возникает, в том числе из-за вреда первых для экологии. Еще в 2020 году Мосгортранс приводил данные, что замена одного дизельного автобуса на электробус снижает выбросы углекислого газа в окружающую среду на 60,7 т в год. Кроме того, по сравнению с автобусами, работающими на традиционных видах топлива, электробусы более просты в обслуживании, объясняют в пресс-службе Ликинского автобусного завода (ЛиАЗ). Электродвигатель благодаря отсутствию деталей, подверженных силе трения, бесперебойно работает до 10 лет.
Коммерция на подъеме: почему растут продажи грузовиков и автобусов
Утильсбор и китайские грузовики потянули рынок вверх
Стоит ли заменять троллейбусы
Споры в основном возникают в целесообразности замены троллейбусов на электробусы. Особенно если речь идет о троллейбусах с автономным ходом, которые за счет подзарядки от линии электропередач могут увеличить маршрут уже без подпитки от сети с помощью «рогов». — Современные троллейбусы лишены былых проблем, они быстрые и маневренные за счет автономного хода. Троллейбусы имеют такую же инновационную техническую начинку, что и электробусы. Более того, современная троллейбусная система, даже построенная с нуля, будет работать эффективней электробусной, — уверен директор по развитию колесного транспорта ООО «ПК Транспортные системы» Денис Фролов. По его словам, стоимость троллейбуса с автономным ходом на сайте госзакупок варьируется от 31 млн до 37 млн рублей, электробусов — от 43 млн до 54 млн. При этом стоимость обслуживания 1 км пробега у электробуса составляет от 25,9 рубля, у троллейбусу эта сумма меньше и оценивается в районе 19,5–22 рублей. Фролов подчеркивает, что электробусы и троллейбусы должны менять автобусный транспорт, но не друг друга.
В пресс-службе ПАО «КамАЗ», однако, отмечают, что стоимость всех видов наземного электротранспорта (электробус, троллейбус, трамвай) при одинаковых комплектациях сопоставимы, так как главный элемент в них —электродвигатель. — Текущие цены сравнить достаточно сложно из-за отсутствия информации, но, по данным на начало 2022 года, цифры были следующие за единицу: электробус — 30 млн рублей, троллейбус — 25-27 млн рублей, трамвай — 30-35 млн рублей. Опять же повторюсь, что это при условии одинаковой комплектации, — рассказали в пресс-службе компании. В «КамАЗе» заверяют, что обслуживание электробуса дешевле, так как для него не требуется такая сложная наземная инфраструктура, как для троллейбуса и трамвая. В частности, речь идет об электропроводах и рельсах. Зарядные станции для электробусов, как правило, располагаются на тех же тяговых подстанциях, что и у троллейбусов, то есть используется уже существующая инфраструктура, уточнили в компании. Главный редактор портала «Ростовский городской транспорт» Михаил Кругликов считает, что электробусы подходят для городов, где либо совсем нет троллейбусной контактной сети, либо на маршруты, проходящие по улицам без неё. — В городах, где уже есть троллейбусная система, разумнее закупать троллейбусы с автономным ходом. Это позволит на основе существующей сети расширять маршруты. Так, часть пути можно преодолевать, постепенно заряжая аккумуляторы, а оставшийся участок — уже на этом заряде, — уверен эксперт. По сравнению с троллейбусами при использовании электробуса могут увеличиться интервалы пассажирского транспорта, опасается Кругликов. Батареи троллейбуса заряжаются в процессе следования по маршруту, а электробус может заряжаться, только стоя на одном месте, пояснил он.
«Для нашей страны электромобили — это огромная возможность запустить новую отрасль»
Гендиректор компании Hyper Алексей Тихонов — о перспективах электрического транспорта в России
Сколько нужно заряжать электробусы
В ЛиАЗе заверяют, что нет никаких оснований утверждать, что использование электробусов увеличивает интервал приезда транспорта. Об этом говорит пятилетний опыт поставки и обслуживания электробусов в Москве. — Зарядка электробусов происходит только на конечных остановках во время отдыха водителя, поэтому процесс подзарядки не оказывает никакого влияния на график работы на маршруте, — пояснили «Известиям» в пресс-службе. Электробусы «ЛиАЗ», которые сейчас производятся для регионов, имеют комбинированный тип зарядки. Так, предусмотрены режимы как ультрабыстрой зарядки за 20 минут, так и медленной, или «ночной», за четыре часа, утверждают в пресс-службе. При этом в компании отмечают, что запас хода заряженного электробуса составляет 150 км, средний дневной пробег такого вида транспорта для городов-миллионников оценивается в 100–200 км. Кроме того, батарея электробуса способна подзаряжаться во время торможения. — Это особенно актуально для работы на городских маршрутах с частыми остановками, — рассказали в пресс-службе. Расстояние, которые троллейбусы с автономным ходом могут проехать без подзарядки от сети, зависит от конкретного техзадания, объяснил Михаил Кругликов. Например, в Ростове-на-Дону закуплены троллейбусы с 20-километровым автономным ходом. — Это зависит от конкретного заказа на производство. Могут, например, сделать 5 км, чтобы объезжать препятствия, перекрытия улиц и так далее. Сейчас должны выпустить модели, которые смогут в автономном режиме проехать 50 км, — уточнил Кругликов.
Из заряда вон: инновационные батареи будут работать в семь раз дольше обычных
Как новая разработка ускорит заправку электрокаров и приблизит создание электросамолетов
Почему в регионах убирают троллейбусы
При этом ряд губернаторов заявляет о невозможности замены троллейбусной инфраструктуры. Глава Нижегородской области Глеб Никитин ранее писал в телеграм-канале: «Износ инфраструктуры (это в первую очередь контактная сеть) — более 80%. Если покупать новые троллейбусы, то нужна глобальная модернизация инфраструктуры, потребовались бы миллиардные инвестиции. Принял решение заменить большую часть старых троллейбусов электробусами». Также он назвал рухлядью износившийся подвижной состав (более половины), который можно «только списывать». Процент износа инфраструктуры общественного электрического транспорта в городах России составляет от 60 до 80%, сообщил ранее губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. Это подстанции, контактная сеть, состояние рельсов. Контактные троллейбусные сети по большей части очень сильно изношены в российских городах, иногда до 90%, заметил и директор центра исследований «Умный город» НИУ ВШЭ Константин Трофименко. В ряде случаев инфраструктуру для троллейбусов нужно полностью менять, а некоторые города не считают это целесообразным, добавил эксперт.
На маршруте: где в России лучше всего работает общественный транспорт
Эксперты назвали города, жителям которых комфортно ездить на работу и домой
Где надо запускать электробусы, а где нет
«Известия» направили запросы в Волгоградскую, Курскую и Нижегородскую области с просьбой прокомментировать готовность инфраструктуры региональных центров к запуску электробусов. Российские города и региона, куда поставляют электробусы, готовы к их обслуживанию, уверены в компании Hyper (интегратор технологических решений в сфере развития электродвижения). — Города вместе с региональными властями и операторами зарядной инфраструктуры при поставке электробусов параллельно реализуют проекты по подведению мощности к электробусным паркам. В свою очередь, поставщики электробусов должны обеспечивать их сервисное обслуживание и гарантийные обязательства, — объяснил «Известиям» основатель и генеральный директор Hyper Алексей Тихонов. Он добавил, что при переводе пассажирского транспорта на электродвигатели нужно правильно планировать зарядную инфраструктуру, размеры батарей и стратегии заряда: многократные подзаряды в течение дня, как в Москве, или один раз ночью на весь рабочий день. — Далеко не во всех регионах эффективно внедрять схему ультрабыстрой зарядки. Необходимы выверенные технические решения, соответствующие графику движения электробусов и потребностям жителей, — сказал Тихонов.
Эпоха модерна: общественный транспорт России обновят
Как будет выполняться поручение президента
Первопроходцем в применении электробусов в России стала Москва. В конце 2022 года заммэра столицы Максим Ликсутов заявил, что поставка тысячи электробусов ожидается в городе в 2023–2024 годах. Он назвал Москву крупнейшим городом в Европе по количеству электрических машин. На тот момент в ней насчитывалось почти 1050 электробусов, которые задействовали на 79 маршрутах. Говорить о перспективах того или иного вида транспорта сейчас достаточно сложно: в разных ситуациях все они работают «адекватно и нормально», считает заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев. — Если мы посмотрим на Москву — благополучно катаются электробусы. Они ездят и являются уже реально действующим видом общественного транспорта, а не экспериментальным, — отметил эксперт. Он подчеркнул, что электробусы наравне с другими видами транспорта имеют «право жить» и быть полноценным участником транспортной системы России.
Что за новый вид транспорта впервые появится в 10 регионах России?
Городской автопарк десяти регионов России в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» обновят высокотехнологичным пассажирским транспортом. Речь идет об электробусах. Об этом сообщается на сайте Правительства РФ.
«Впервые в субъекты будут поставлены электробусы и установлены для них зарядные станции», — заявил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.
На комплексное развитие городского электрического транспорта в десяти регионах Правительство РФ планирует выделить 86,5 млрд рублей. В течение 2023-2025 годов субсидии будут использованы для закупки субъектами 284 электробусов и 124 зарядных станций, реконструкции 620 км трамвайных путей и обустройства прилегающих к ним территорий, а также закупки 646 новых трамваев.
В каких регионах РФ впервые появятся электробусы?
- Волгоградская область
- Краснодарский край
- Красноярский край
- Курская область
- Липецкая область
- Нижегородская область
- Пермский край
- Ростовская область
- Саратовская область
- Ярославская область
Чем электробус отличается от обычного автобуса или трамвая?
Одно из главных преимуществ электробуса перед обычным автобусом — это его экологичность (не оставляет выхлопных газов), а перед троллейбусом — маневренность и возможность проезда по любой улице, вне зависимости от контактной сети.
Электробус (электрический автобус) представляет собой безрельсовое механическое транспортное средство c электрическим приводом.
Он заряжается при помощи пантографа на ультрабыстрых зарядных станциях, которые, как правило, устанавливают на конечных остановках. Для пополнения заряда батареи потребуется не более 20 минут. Электродвигатель работает практически беззвучно по сравнению с автобусами с бензиновыми двигателями.
Салоны электробусов отличаются от автобусов и трамваев повышенным комфортом. В них есть климат-контроль, адаптивное освещение (меняется от холодного на более теплое), бесплатный Wi-Fi, медиаэкраны с маршрутной информацией, можно зарядить телефон через USB-слоты. Кроме того, внутри нет перепадов по высоте, а пол специально сделан на низком уровне, чтобы было удобно для маломобильных пассажиров и мам с колясками. Снаружи у электробусов характерный окрас (в основном синий или зеленый), который сразу бросается в глаза.
Где самый большой автопарк электробусов в России?
В настоящее время самый большой автопарк электробусов находится в Москве. По данным Мосгортранса за апрель 2023 года, он составляет 1055 электробусов — это крупнейший в Европе парк. В течение 2023-2024 годов его пополнят еще 1200 электробусов производства ПАО «КамАЗ» и «Группы ГАЗ». Электрические автобусы курсируют и в других российских городах, например в Санкт-Петербурге, Набережных Челнах и Липецке.