Подсчитали, на чем дешевле ездить: бензин, газ или электричество?
В принципе, все ожидаемо – на бензине дороже, чем на газе, а на газе дороже, чем на электричестве. Но тут приведены реальные выкладки. О расчетах рассказала главный аналитик центра отраслевых исследований и консалтинга Финансового университета при Правительстве России Ирина Сосенкина.
Эксперт отмечает, что при среднем пробеге автомобиля в 17,5 тысяч километров в год в неделю он проезжает около 335 километров. В городе бензина расходуется в среднем около 9 литров на 100 километров, в неделю выходит 1310 рублей. Пропан-бутан популярнее метана, поэтому взяли в расчет этот газ — относительно бензина он на 40-45% дешевле, но его расход также больше примерно на 15-20%. В целом ездить на газе все равно экономичнее: траты в неделю на газовое топливо составляют около 725 рублей, рассказывает об исследовании РИА Новости. Однако перевод автомобиля на газомоторное топливо тоже стоит денег — порядка 40-50 тысяч рублей.
При сравнении с электромобилями эксперт использовала две модели — Lada Vesta и Nissan Leaf. Учитывались еженедельные затраты на топливо и электроэнергию. Хотя с электроэнергией не все так просто – существуют бесплатные зарядки, а при использовании собственной розетки следует учитывать тарифы в регионах. Поэтому взяли среднероссийский тариф на электроэнергию. Получилось, что расход бензина на Lada Vesta составляет 9,3 литра на 100 км в городе, стоимость бензина в неделю составляет чуть выше средней — 1355 рублей, а если Vesta на пропан-бутане, придется потратить порядка 750 рублей. Nissan Leaf для преодоления тех же 335 км потребует 2,2 полных зарядки в неделю, при этом на 100 километров потребуется порядка 25 кВт . ч электроэнергии, а для преодоления 335 километров нужно 84 кВт . ч, или около 300 рублей, если брать среднюю цену на топливо.
На чем выгоднее ездить: бензин или газ?
Необоснованное, а порой и неправомерное поднятие цены на бензиновое топливо при условии, что мировые цены на марки нефти Brent и Urals используемые отечественными нефтеперерабатывающими заводами, дает повод для автомобилиста искать пути уменьшения расходов. Вариантов, к сожалению не много — гибридные автомобили но к сожалению цена в данном сегменте превышает стоимость иномарки бизнес класса, и тут приходит на ум вполне разумное и доступное решение проблемы это установка газобаллонного оборудования ГБО.
На протяжении последних трёх лет продажа пропан-бутана в Украине росла по 15% в год и в 2011 году достигла 1 млн. т. С таким потреблением Украина стала третьей по потреблению сжиженного газа в Европе после Польши и Турции. Для сравнительного анализа констатируем что: розничное потребление в Украине бензина через сеть АЗС составляет приблизительно — 4,4 млн. т, а ДТ – на уровне 2,4 млн. т.
Данная тенденция отразилась на изменении спроса и у официальных импортеров в Украине автомобилей Рено с газобаллонным оборудованием. Наиболее популярным стал лидер продаж Logan седан. На данную модель с установленным ГБО по продаже всей линейки Renault приходится около 30% продаж. По статистике доля регистраций автомобилей с установленной ГБО за 9 месяцев 2011 года выросла до 7%, что существенно отличается от количества авто 2010 года когда доля авто с ГБО не превышала 4,5 %
В ценовой диапазоне Сеат доля автомобилей с ГБО не превышает более 5%. Компания официальный импортер SEAT в Украине «Формула Мотор Украина» стремиться занять и эту столь минимальную нишу сегмента авто с ГБО и удовлетворению спросу с стороны потенциальных покупателей. Ввела продажу автомобилей SEAT с уже итальянского производства установленной системой газобаллонного оборудования.
Такая же оптимистическая оценка рынка ГБО и у компании АО «УкравтоВАЗ». Представитель данной компании предполагает, что 25 % автомобилей в общем объеме продаж в стоимости до 100 000 грн., будут с ГБО (с учетом последующего переоборудования). Уже сейчас по дилерской сети «УкравтоВАЗ» можно купить автомобиль LADA с установленной системой ГБО и самое важное с сохранением заводской гарантии.
Исходя из всех прогнозов дальнейшего развития рынка приобретения автомобилей с установленным газобаллонным оборудованием, уже есть свой результат. Так руководство российских производителей ГАЗ и ВАЗ обещают в недалекой перспективе устанавливать на свои автомобили газобаллонное оборудование на заводе. В этом есть главное преимущество, на предприятии изготовителе уже изначально будет внесена настройка блока управления двигателем в связи с тем, что настройки газа и бензина совершенно разные.
Несмотря всплеску интереса к ГБО с удорожанием бензина на европейские и отечественные автомобильные бренды, далеко не все импортеры его ощутили на себе. Так по словам официального импортера китайского производителя автомобилей ООО «СИ ЭЙ АВТОМОТИВ» спрос на Chery с ГБО растёт но так как хотелось бы. Правда, значительного увеличения спроса не наблюдается. По дилерской сети Chery ГБО установка ГБО была и раньше и особой популярность не пользовалась.
Примерно такую же информацию мы получили и в «АИС», что спрос на ГБО увеличивается, но о каком-то либо скачке ёще рано говорить. Даже, принимая во внимание то, что «АИС» уже изначально предлагает с сохранением заводской гарантии автомобили с предустановленным ГБО.
Специалисты по продажам Opel и Chevrolet заявляют, что данные автомобили с предустановленным заводским газобаллонным оборудованием в Украине официальной продажи нет. При том, что практически любой дилер данных марок, судя по информации на сайтах и в автосалонах предлагает установку с сохранностью заводской гарантии сертифицированное газобаллонное оборудование последнего поколения. В результате чего из общего числа проданных автомобилей по данным тех же специалистов по продажам газобаллонное оборудование устанавливается приблизительно на 10-15% автомобилей.
Приводим к вашему сведению информацию, которую сообщил один из оптовых операторов рынка продаж ГСМ , динамика в Украине и в мире в целом по потреблению бензина пропорционально обратная газу. Если в 1 и 2 квартале 2011 года потребление бензина А-95 снизилось приблизительно на — 10%. То газовой революции на рынке по захвату рынка потребления, не будет, поскольку сам газ также дорожает из-за ряда скрытых факторов. Вся проблема в том, что по оценочным данным приблизительно 50% всего газа на рынке контролируется государством, которое его реализует по цене в три раза ниже рыночной.
Но в связи с ростом потребления сжиженного газа в последние годы, украинского внутреннего производства становится катастрофически не хватать и начал появляться импортный газ импортируемый импортерами. В свете последних событий на мировых рынках топлива падении котировок нефти и войны в Ливии, таможенная служба Украины в начале июня выдвинула надуманные и необоснованные требования к импортёрам-поставщикам импортного газа. Что повлекло цепную реакцию развития дальнейших событий, так как простой на таможенной границе по двадцать- тридцать дней, эшелона с газом неизбежно приводит к штрафным санкциям, которые при уплате импортер перелаживает на стоимость продукции( ну не нести же импортеру убытки) которое и повлекло подорожанию сжиженного газа на 35-40 коп/л. Но и еще более приоритетно, что из-за подобной задержки в самый пик потребления, при условии, что самого газа на рынке Украины и так не хватает. Это влечёт к ёще и ажиотажу и соответственно росту цен.
Для развития рынка газобаллонного оборудования принципиально важным остается соотношения стоимости бензина к газу. В случаи стоимости газа по отношению к бензину не более 50-55% от стоимости бензина, повлечёт к монтажу и установке газобаллонного оборудования в связи с рентабельностью, а спрос на автомобили, оснащенные им, будет оставаться на довольно высоком уровне.
По мнению экспертов, после стремительного скачка цены на газ летом 2011 года с 5,6 до 6,5 грн. за литр, что составило приблизительно -20%. Установка газобаллонного оборудования на автомобиль хоть и снизила свою привлекательность, но всё же остается реальной альтернативой для экономии. Как сообщают компании импортеры ГБО продажи авто с ГБО незначительно но всё же сократились. Причем, потенциального покупателя ГБО напугал не сам рост цен на газ, а дальнейшее возможное повышение стоимости газа.
По данным компаний — импортеров ГБО самое распространенное сегодня 4-е поколение стоит от 4100 грн. В Киеве средняя цена на сжиженный пропан-бутан – от 6,56 грн, средняя цена бензина А-95 – от 10,37 грн. С учетом, что расход газа больше чем бензина, в среднем на 7-10%, ГБО окупится примерно уже через 15 000 -20 000км. Сделавши выводы и сложивши цифры, для того чтобы начать экономить на газе, обычному украинскому автолюбителю понадобится в среднем от полгода до года. Всё это время он будет окупать затраты на установку газобаллонного оборудования. Однозначно, что ГБО очень выгодно устанавливать тому автолюбителю, который ездит более 20 тыс. км в год, а также данная установка целесообразна на коммерческом транспорте. При годовом пробеге автомобиля менее 10 тыс. км, установка ГБО будет мене эффективна в целях экономии так как окупаемость её будет составлять более 2-3 лет.
Еще одной альтернативой подорожавшему бензину, возможно рассматривать дизтопливо так как автомобили с дизельным мотором пользующимся особой популярностью в Европейском Союзе где доля в отдельных странах достигает 70-80% . но судя по официальной статистике на заправочных станциях АЗС дизельное топливо (ДТ) на сегодняшний день не намного дешевле бензина. Средняя цена по Киеву составляет 9,64 грн. за литр. Если учесть, что дизельный автомобиль по цене и в самом обслуживании дороже бензинового, сам эффект экономии в связи с уменьшением расхода и более низкой стоимостью топлива теряет всякий смысл при пробеге менее 50 000 км. в год.
Какое топливо выгоднее — бензин или газ
Больше половины автомобилистов страны тратит на топливо более 5 тыс. рублей в месяц. Поэтому вопрос, как сэкономить, волнует многих. Один из способов — переход с бензина, дизеля на газ. Ведь стоимость газа намного дешевле. За установку ГБО возвращают деньги по госпрограмме, а выгоду можно ощутить практически с первого месяца. Но всё ли так очевидно?
Давайте разберёмся, как влияет изменение вида топлива на мощность двигателя, поведение автомобиля, работу его узлов и агрегатов. И определим плюсы от использования того или иного вида топлива, а также минусы перехода.
Преимущества заправки газом
Перед тем как раскрыть достоинства такого вида топлива, отметим, что существует два типа ГБО. Одни работают на метане, другие на пропан-бутане. Более распространён второй тип, его и рассмотрим.
- Стоимость. Дешевле примерно на 30% бензина АИ-92 (зависит от региона РФ).
- Экологичность. Выхлопы менее токсичны, чем при работе мотора на бензине или дизеле. В них отсутствует сера, свинец и минимальное количество углекислоты.
- Увеличение срока службы двигателя. Так как газ сгорает полностью, не детонирует, то мотор работает мягче. На внутренних частях образуется меньше золы, сажи и других отложений. Снижается износ клапанов, свечей и поршней. Что увеличивает срок эксплуатации мотора в 1,5 – 2 раза.
- Безопасность. В случае повреждения газового баллона при ДТП, газ испаряется, а не растекается по асфальту, как бензин. А значит, исключается риск возгорания.
За счёт использования двух систем (бензиновой и газовой) увеличивается пробег без дозаправки. Что существенно, если часто рассекать по бездорожью, где АЗС просто отсутствуют. Если закончился газ, то нажатием одной кнопки переключаемся на бензин и спокойно едем дальше. Главное — не забыть, чтобы в баке было топливо.
И косвенная причина — снижение риска угона. Если вынуть коммутатор, то топливная система заблокируется.
Всё ли так радужно?
Как говорится, и в бочке мёда есть ложка дёгтя:
- Расход газового топлива больше, чем бензина. Поэтому окупаемость наступает не сразу. Может пройти от полугода до нескольких лет. Зависит от количества пройденных километров. Но чем выше класс оборудования, тем меньше разница между расходом двух видов топлива. А значит, окупаемость наступит быстрее.
- Стоимость газобаллонного оборудования. За установку придётся платить из собственного кармана. В зависимости от региона цены начинаются от 20 тыс. р. за установку экономкласса, а вот ГБО 6 поколения потребует примерно 50 тыс. р. Плюс добавляем затраты на прохождение регистрации в ГИБДД.
- Уменьшение объёма багажника. Размещение баллона съедает полезное пространство. Если багажное отделение используется только для перевозки инструментов, то разницы не ощутите. А если каждый сантиметр на счету?
- Запуститься в мороз не получится. При отрицательных температурах необходимо заводить и прогревать машину на бензине. А потом переходить на газ. Сомнительная экономия…
- Затраты на обслуживание. Газовые баллоны ржавеют, поэтому требуют периодической замены: редуктор, форсунки и другие элементы регулярного обслуживания — иначе возможна утечка газа. А воздушный фильтр загрязняется быстрее, чем при езде на бензине. Поэтому рекомендуемый срок техобслуживания транспортных средств с ГБО — раз в полгода.
Многие автовладельцы жалуются на запах в салоне (хотя этот аспект зависит от класса оборудования и правильной его установки) или на потерю мощности. Но, по заверениям специалистов, авто теряет не менее 5% из-за химического состава горючего – оно загорается медленнее, чем бензин и дизель.
Выгода или лишние траты?
Так что же выбрать — газ или бензин? Ответ на этот вопрос чисто субъективный и зависит от множества факторов. Одни водители считают, что лучше установить ГБО, так как стоимость горючего существенно ниже, двигатель работает мягче и служит дольше, да и выбросов в окружающую среду меньше. Но другие выступают против, так как высокий расход газа и затраты на установку оборудования снижают радужные перспективы. Ведь тратить надо сейчас, а получить выгоду когда-то в будущем. При этом если ремонт автомобиля с бензиновым двигателем можно произвести самостоятельно (что снизит затраты), то с газобаллонным оборудованием рекомендовано посещать СТО. Безопасность важнее.
Но главное — переход на газ выгоден тем, кто использует авто часто и долго. Если выезжаете один или два раза до магазина или дачи, то смысла в смене топлива нет. А вот если работа связана с постоянными разъездами, междугородними перевозками и т. д., то окупаемость наступает быстро. Именно поэтому таксисты предпочитают машины на газу.
Что лучше газ или бензин
«Газ или бензин?», «Стоит ли переходить с бензина на газ?», «Окупится ли газовая установка?», «Безопасен ли газ для двигателя?» — темы для бесконечных обсуждений и горячих споров на стоянках такси и маршруток, в гаражных массивах и на ютубе. В реальности оба вида топлива хороши, имеют свои минусы и выгодны при определенных условиях.
Преимущества бензина
- Лучше тяга и динамика
Жидкость намного плотнее газа. Концентрация воспламеняемых паров в камере сгорания выше, чем у пропана или метана.
- Можно хранить про запас
Любое жидкое топливо хранится в металлической канистре до 6 месяцев без потери качества. Его можно переливать в бочки, транспортировать, перемещать, возить с собой.
На 10 бензиновых приходится 1 газовая заправка. В случае с метаном соотношение еще ниже — 100 к 1.
- Лучше заводится зимой
Точнее — вообще заводится, т.к. в морозы двигатель, который «перевели» на газ, просто не запустится без бензина.
Бензиновый двигатель разработан для бензина. Для газа есть заводские газовые установки.
- Меньшая взрывоопасность
Бензин резко воспламеняется, но взрыв бака или автомобиля — очень редкое явление. В целом, оба варианта безопасны, если не нарушать правил эксплуатации.
Недостатки бензина
В июле 2022 АИ-95 стоит около 54 рублей за литр. Природный газ — примерно 22 рубля за литр. Разница почти в 2,5 раза в пользу жидкого топлива.
- Нестабильное качество
На разных заправках, даже одного бренда, водителя ждет разный бензин. На его состав влияет множество факторов — от месторождения нефти до чистоты внутри бензовоза, качества оборудования на АЗС и т.д.
Для отдельно взятого автомобилиста это незначительный фактор. Но сотни тысяч бензиновых авто в крупных городах выделяют в воздух огромное количество загрязняющих веществ. Это ухудшает экологию города и здоровье горожан.
Плюсы газового топлива
- Вдвое ниже цена за литр
При сопоставимом расходе это существенная экономия.
- Меньше расходы на прочистку-промывку
Бензин проходит перегонку, получает больше реагентов-присадок в свой и без того непростой, нестабильный химический состав. Метан — СН4; пропан — С3Н8 без добавок. Потому при применении они оставляют в 1,5–2 раза меньше продуктов сгорания, чем жидкое топливо.
- Меньше вред для экологии
Выхлоп от газов чище, чем от бензина и дизеля, в нем почти нет свинца и минимум серы — основных вредителей ДВС. Это хорошо для экологии.
Недостатки газа и ГБО
- Дополнительные расходы
Автомобилей с заводским ГБО всего несколько процентов от их общего числа. Обычно газобаллонное оборудование владельцы авто устанавливают за свой счет.
- Вмешательство в заводскую конструкцию
Баллон, редуктор, датчики, клапаны, детали размещаются в штатной топливной системе и соединяются с ней. Это значит, что нужны дополнительные врезки, соединения.
- Требуется сертификация
Почти все автомобили на улицах и трассах имеют ДВС, созданные под жидкое топливо, — их спроектировали, испытали и произвели для работы на бензине. Это главный аргумент автопроизводителей и государственных надзорных органов против газа, особенно против ГБО, которые устанавливают на бензиновые ДВС. Органы требуют вписывать ГБО в ПТС через МРЭО, а для этого и само оборудование, и монтажная организация должны быть сертифицированы.
- Проблемы кустарной установки
Нельзя просто так взять и установить случайный баллон с газом в автомобиль «на гаражах» — это может быть опасно. Такую машину переоформить не получится — ГИБДД потребует либо зарегистрировать ГБО, либо вернуть ТС в заводской вид.
Почти все взрывы авто с газом происходят по причине некачественного монтажа и изношенного, поврежденного оборудования.
Дополнительное оборудование такого объема — бак от 15 до 80 литров — не предусмотрено ни в одной машине. Поэтому бак займет дополнительную часть багажника, либо придется пожертвовать запасной шиной.
Газ сгорает при меньшей температуре, чем бензин, и поэтому часто говорят о том, что двигатель греется меньше. В реальности да, температура горения газа ниже, но время горения — дольше. Это значит, что топливо догорает на фазе выпуска отработанных газов. Оно нагревает клапаны и клапанную крышку, которая часто бывает пластиковой и может просто расплавиться. Разумеется, сами клапаны тоже перегреваются и раньше выходят из строя.
Мифы про установку ГБО
Установить газобаллонное оборудование на автомобиль с бензиновым ДВС — хорошая идея, но есть несколько нюансов. Мифы со знаком «плюс» идут от популяризаторов ГБО. Мифы-страшилки часто генерируют создатели новостей, для которых «взрывы», «утечки», «опасность» — излюбленные темы.
- Баллон с газом взрывается при аварии. Газовый баллон сделан из стали толщиной 4 мм. Это самый толстый металл в автомобиле. На испытаниях баллоны бросают с высоты, стреляют в них из боевого оружия, наезжают грузовиками. В новостях про аварии почти не бывает информации о взрыве баллона.
- В салоне постоянно пахнет газом. Это правда, но частично. Если оборудование установлено кустарным способом либо давно не обслуживалось, тогда утечки возможны. В салоне бензинового авто, топливная система которого 15 лет не знала заботы, тоже будет пахнуть бензином. Современное ГБО, установленное по всем правилам, не допускает утечек.
- Автомобиль потеряет от 5% до 25% мощности. Цифры различаются в зависимости от источника паники.
- На карбюраторные двигатели устанавливали ГБО смесительного типа 1−3 поколения, а к инжекторам их приспосабливали с помощью штуцеров, проставок, насадок. В этом случае наблюдается потеря мощности до 15%.
- ГБО 4-го поколения построено под инжекторные двигатели и имеет собственный блок управления форсунками. Потеря мощности не превышает 2%.
- Установить ГБО можно самостоятельно. Технически — можно. Провода и трубки соединят в любом гараже, но так ездить незаконно. Зарегистрировать в ГИБДД оборудование получится, только если его установила компания, имеющая сертификат.
- Все газовые установки абсолютно безопасны. Заводские сертифицированные изделия максимально безопасны, в них заложен запас прочности. Опасными их делает кустарная установка и пренебрежение к регламенту ТО.
Вывод: перевести машину на газ выгодно и безопасно. Но нужно вложиться в качественное оборудование и легальный монтаж.
Что выбрать: бензин или газ?
Многие автолюбители, блогеры, эксперты выделяют несколько основных свойств пропана и метана, которые дают им неоспоримые преимущества перед бензином:
- Цена литра ниже в 2,5 раза.
- Периоды прочистки-промывки свечей, топливной системы, двигателя, замены деталей — в 1,5 раза больше.
- Газ экологичнее жидкого топлива.
При этом также все сходятся во мнении, что есть случаи, когда ГБО не окупается либо вообще не имеет смысла. Лучше ездить на бензине:
- на современных малолитражных авто;
- на машинах, которые ездят нечасто, недалеко.
Газовая установка уместна и быстро окупится на:
- машинах водителей, которые живут далеко от работы;
- автомобилях, которые выполняют дальние рейсы;
- машинах с большим объемом двигателя;
- коммерческих малотоннажных автомобилях;
- такси.
Любой таксист, грузоперевозчик на «газели» или старом «транзите», «вито», водитель маршрутки знает, что газовая установка окупается на больших пробегах — от 30 000 км в месяц или 200 км в день. При этом современные турбированные дизельные двигатели могут составить конкуренцию ГБО по экономичности при больших преимуществах в тяге и скорости.
Читайте также
- Как хранить бензин
- Как правильно хранить солярку
- Что такое бензин и из чего его делают